ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-404/2021 от 11.11.2021 Калининградского гарнизонного военного суда (Калининградская область)

№ 2а-404/2021

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

11 ноября 2021 года город Калининград

Калининградский гарнизонный военный суд в составе: председательствующего судьи Савинова А.Л., при секретаре Фетищевой А.Ю., с участием представителя административного ответчика – командующего войсками Западного военного округа – Перепочаева А.А., в открытом судебном заседании в помещении военного суда, рассмотрев дело по административному исковому заявлению бывшего военнослужащего филиала ФГКУ « центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора» Министерства обороны Российской Федерации (г. Калининграда) <данные изъяты> Фонаревой Маргариты Сергеевны об оспаривании бездействий командующего войсками Западного военного округа, связанных с не установлением выплаты дополнительного материального стимулирования за 2019 год,

установил:

Фонарева М.С. обратилась в суд с административным исковым заявлением, в котором просила обязать командующего войсками Западного военного округа включить ее в приказ на выплату дополнительной премии, предусмотренной приказом Министра обороны Российской Федерации от 26 июля 2010 года № 1010 «О дополнительных мерах по повышению эффективности использования фондов денежного довольствия военнослужащих и оплаты труда лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации» по итогам 2019 года; взыскать с ответчика расходы по оплате государственной пошлины.

В обоснование своих требований Фонарева М.С. указывает, что проходила военную службу по контракту в воинской должности начальника подвижной лаборатории филиала ФГКУ «985 центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора» Министерства обороны Российской Федерации (г. Калининграда) (далее – ФГКУ « ЦГСЭН»).

Для дополнительной выплаты военнослужащим ФГКУ « ЦГСЭН», предусмотренной приказом Министра обороны Российской Федерации от 26 июля 2010 года № 1010, в медицинскую службу Западного военного округа руководством ФГКУ « ЦГСЭН» направлены сведения о списочной численности военнослужащих центра по состоянию на 01 ноября 2019 года, в том числе восьми военнослужащих, проходящих военную службу в филиале центра в г. Калининграде.

Дополнительную выплату по итогам 2019 года Фонарева не получила в результате допущенной в управлении кадров Западного военного округа ошибки, которая привела к направлению в Департамент социальных гарантий Министерства обороны Российской Федерации недостоверной информации о личном составе ФГКУ « ЦГСЭН».

В судебное заседание административный истец Фонарева М.С. не прибыла, о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом извещена судом, представила в суд ходатайство о рассмотрении дела в ее отсутствие.

Представитель административного ответчика командующего войсками Западного военного округа – Перепочаев А.А. возражал против удовлетворения заявленных исковых требований по мотиву того, что административным истцом пропущен срок исковой давности.

Согласно возражениям на административное исковое заявление, поступившим от представителя командующего войсками Западного военного округа Жилиной К.С., административное исковое заявление является необоснованным и не подлежащим удовлетворению. Согласно материалам дела, начальник филиала ФГКУ « ЦГСЭН» 10 декабря 2020 года Фонаревой М.С. был дан ответ на рапорт, из содержания которого следует, что стимулирующая надбавка не выплачена, направлены запросы в прокуратуры Санкт-Петербургского гарнизона и Западного военного округа, которые рассмотрены, копии ответов прокуратуры представлены Фонаревой М.С., в связи с чем, административный истец уже 10 декабря 2020 года наверняка знала о нарушении своих прав, трехмесячный срок на подачу административного искового заявления пропущен. Доказательства уважительности причин пропуска процессуального срока административным истцом не представлены.

Заинтересованное лицо – начальник филиала ФГКУ « центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора» Министерства обороны Российской Федерации (г. Калининграда) в судебное заседание не прибыл, о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом извещен.

Суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса.

Заслушав объяснения представителя административного ответчика, исследовав и оценив имеющиеся доказательства, суд находит установленным следующее.

Как следует из представленных материалов дела, Фонарева М.С. проходила военную службу в воинской должности начальника подвижной лаборатории филиала ФГКУ « ЦГСЭН» (г. Калининграда).

Согласно выписке из приказа командующего войсками Западного военного округа от 24 ноября 2020 года , <данные изъяты> Фонарева М.С. уволена с военной службы <данные изъяты> по состоянию здоровья – в связи с признанием военнослужащего военно-врачебной комиссией не годным к военной службе.

Исходя из выписки из приказа командующего войсками Западного военного округа от 16 февраля 2021 года , Фонарева М.С. с 19 февраля 2021 года исключена из списков личного состава воинской части.

Исходя из приложенной к материалам дела копии сопроводительного письма от 16 декабря 2019 года исх. , начальником филиала ФГКУ « ЦГСЭН» (г. Калининград) в адрес начальника ФГКУ « ЦГСЭН» были направлены предложения в приказ командующего войсками Западного военного округа на военнослужащих филиала ФГКУ « ЦГСЭН» (г. Калининград) на выплату дополнительного материального стимулирования в соответствии с приказом Министра обороны Российской Федерации от 26 июля 2010 года № 1010 по итогам службы за 2019 год. Кроме того, были направлены сведения о списочной численности военнослужащих центра, среди которых значилась Фонарева М.С.

Согласно ответу начальника филиала ФГКУ « ЦГСЭН» (г. Калининград) от 10 декабря 2020 года за исх. на рапорт Фонаревой М.С. от 04 декабря 2020 года, административному истцу сообщено о том, что стимулирующая надбавка за 2019 год по приказу Министра обороны Российской Федерации не выплачена всем военнослужащим центра. Одновременно в адрес Фонаревой направлены ответы военных прокуратур Санкт-Петербургского гарнизона и Западного военного округа.

Как следует из ответа военной прокуратуры <данные изъяты> от 29 октября 2020 года рассмотрено обращение начальника филиала ФГКУ « ЦГСЭН» (г. Калининград) от 24 сентября 2020 года, в ходе проведенной проверки установлено, что военнослужащим филиала дополнительная выплата по итогам 2019 года не выплачивалась в результате допущенной в управлении кадров Западного военного округа ошибки, которая привела к направлению в Департамент социальных гарантий Министерства обороны Российской Федерации недостоверной информации о личном составе ФГКУ « ЦГСЭН». Ввиду израсходования выделенных командованию Западного военного округа бюджетных средств, направленных на дополнительные выплаты военнослужащим, осуществить их выплату в настоящее время военнослужащим филиала не представляется возможным.

Согласно ответу военной прокуратуры <данные изъяты> от 09 сентября 2020 года на обращение начальника филиала ФГКУ « ЦГСЭН» (г. Калининград) от 06 августа 2020 года, в ходе проведенной проверки установлено, что во исполнение указаний начальника медицинской службы Западного военного округа от 06 ноября 2019 года исх. , в целях определения и последующего утверждения объемов бюджетных средств для определения и последующего утверждения объемов бюджетных средств для дополнительной выплаты военнослужащим ФГКУ « ЦГСЭН», предусмотренных положениями приказа Министра обороны Российской Федерации от 26 июля 2010 года № 1010 в медицинскую службу Западного военного округа руководством центра представлена информация о списочной численности военнослужащих центра по состоянию на 01 ноября 2019 года, в том числе 8 военнослужащих, проходящих военную службу в филиале центра в г. Калининград. На военнослужащих филиала центра бюджетные средства дополнительного материального стимулирования не были выделены.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного служащего, если полагает, что нарушены его права, свободы и законные интересы.

Указом Президента Российской Федерации от 26 декабря 2006 года № 1459 «О дополнительных мерах по повышению эффективности использования средств на оплату труда работников федеральных органов исполнительной власти», Министру обороны Российской Федерации предоставлено право использовать разницу между средствами, выделяемыми из федерального бюджета на соответствующий год на денежное довольствие военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации и средствами федерального бюджета, предназначенными на содержание фактической численности указанных военнослужащих, имеющейся на 1 января соответствующего года, на материальное стимулирование военнослужащих в виде дополнительной выплаты наряду с дополнительными выплатами, установленными законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Во исполнение этого Указа Президента Российской Федерации, Приказом Министра обороны Российской Федерации от 26 июля 2010 года № 1010 утвержден Порядок определения и расходования объемов бюджетных средств, направляемых на дополнительные выплаты военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, и премии лицам гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации (далее - Порядок).

Согласно пункту 1 указанного Порядка дополнительные выплаты военнослужащим и премии лицам гражданского персонала выплачиваются ежеквартально в пределах сумм, доведенных на эти цели до центральных органов военного управления, видов Вооруженных Сил, военных округов, флотов, родов войск Вооруженных Сил, объединений, соединений, воинских частей и организаций Вооруженных Сил.

Пункт 2 Порядка предусматривает, что расходы на дополнительное материальное стимулирование осуществляются за счет экономии бюджетных средств в результате сокращения численности личного состава Вооруженных Сил в пределах доводимых Министерству обороны Российской Федерации на соответствующий финансовый год лимитов бюджетных обязательств на выплату денежного довольствия военнослужащим и оплату труда лиц гражданского персонала.

Из приведенных выше норм следует, что дополнительное материальное стимулирование, установленное Приказом Министра обороны Российской Федерации от 26 июля 2010 г. № 1010 «О дополнительных мерах по повышению эффективности использования фондов денежного довольствия военнослужащих и оплаты труда лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации», не является гарантированной выплатой обязательного характера, предусмотренной системой оплаты труда, и осуществлялось только за счет средств, высвободившихся в результате сокращения численности работников, то есть за счет экономии бюджетных средств в пределах доводимых на указанные цели Министерством обороны Российской Федерации лимитов.

В силу ч.ч. 1, 8 ст. 219 КАС РФ административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину стало известно о нарушении его прав, свобод и законных интересов. Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

Представителями административного ответчика заявлено ходатайство о пропуске Фонаревой М.С. трехмесячного срока на обращение в суд.

В обоснование уважительной причины пропуска срока на обращение в суд с административным исковым заявлением, Фонаревой М.С. представлено заявление, в котором административный истец ссылается на п. 9 Порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации и предоставления им и членам их семей отдельных выплат, определенному приказом Министра обороны Российской Федерации от 06 декабря 2019 года № 727, согласно которому денежное довольствие, причитающееся военнослужащему и своевременно не выплаченное или выплаченное в меньшем, чем следовало, размере, выплачивается за весь период, в течение которого военнослужащий имел право на него, но не более чем за три года, предшествовавшие обращению за получением денежного довольствия.

Довод административного истца о том, что в данном случае должны применяться положения не ст. 219 КАС РФ, а п. 9 Порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации и предоставления им и членам их семей отдельных выплат, определенного Приказом Министра обороны Российской Федерации от 06 декабря 2017 года № 727, основан на ошибочном толковании норм права, поскольку указанный в этой норме трехгодичный срок имеет иную правовую природу и применяется к иным правоотношениям.

Спорная выплата не входит в состав обязательных выплат денежного довольствия определенных данным приказом, и она не устанавливалась установленным порядком компетентными должностными лицами. Следовательно, Фонарева фактически оспаривает не невыплату причитающегося ей денежного довольствия, а конкретное решение командования ЗВО, связанные с ее не установлением, о чем она не могла не знать еще в декабре 2020 года из ответа начальника филиала ФГКУ « ЦГСЭН» (г. Калининград) и приложенных к нему документов, а тем более после исключения ее из списков части 19 февраля 2021 года.

Следовательно, суд соглашается с доводами представителя административного ответчика, о том, Фонарева не позднее указанного периода знала о том, что стимулирующая надбавка ей не была и в дальнейшем не будет выплачена. При этом рассматриваемое административное исковое заявление Фонарева составила не ранее 15 октября 2021 г., о чем свидетельствует дата, собственноручно указанная истцом в административном исковом заявлении, т.е. по истечении трехмесячного срока, установленного ч. 1 ст. 219 КАС РФ.

Согласно ст. 205 Гражданского кодекса РФ, только в исключительных случаях, когда суд признает уважительной причину пропуска срока исковой давности по обстоятельствам, связанным с личностью истца (тяжелая болезнь, беспомощное состояние, неграмотность и т.п.), нарушенное право гражданина подлежит защите. При этом суду не приведено доказательств, свидетельствующих о вышеупомянутых уважительных причинах пропуска срока на оспаривание указанных бездействий командования.

Следовательно, суд не находит оснований для удовлетворения требований истца о признании незаконными бездействий командующего войсками Западного военного округа, связанных с не установлением выплаты дополнительного материального стимулирования за 2019 год, на основании ч. 8 ст. 219 КАС РФ, ввиду пропуска истцом срока установленного ч.1 ст. 219 КАС РФ на обжалование указанных бездействий командования, и невозможности его восстановления.

Таким образом, основываясь на вышеприведенных доказательствах, суд, приходит к выводу о том, что требования истца не подлежат удовлетворению.

Поскольку в удовлетворении административного искового заявления Фонаревой отказано, то с учетом положений ч. 1 ст. 111 КАС РФ, не имеется оснований для возмещения ей судебных расходов.

Руководствуясь статьями 175-180 и 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

решил:

в удовлетворении административного искового заявления бывшего военнослужащего филиала ФГКУ « центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора» Министерства обороны Российской Федерации (г. Калининграда) майора медицинской службы в отставке Фонаревой Маргариты Сергеевны об оспаривании бездействий командующего войсками Западного военного округа, связанных с не установлением выплаты дополнительного материального стимулирования за 2019 год, - отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Балтийский флотский военный суд через Калининградский гарнизонный военный суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

В окончательной форме решение изготовлено 16 ноября 2021 года

Председательствующий подпись

Подлинник решения находится в материалах №2а-404/2021

Калининградского гарнизонного военного суда