ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-4050/19 от 24.01.2019 Ялтинского городского суда (Республика Крым)

Дело № 2а-667/2020

91RS0024-01-2019-005128-34

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Ялта 15 января 2020 г.

Ялтинский городской суд Республики Крым в составе председательствующего судьи Корпачевой Л.В. при секретаре Мясниковой Ю.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО1 к Администрации г. Ялта Республики Крым о признании незаконным и отмене постановления, заинтересованные лица Департамент имущественных и земельных отношений Администрации г. Ялта Республики Крым, Департамент по вопросам жилищно-коммунального хозяйства Администрации г. Ялта Республики Крым,

у с т а н о в и л :

ФИО1 обратилась в суд с иском к Администрации г. Ялта Республики Крым (далее – Администрация г. Ялта) о признании незаконным и отмене постановления от 20 сентября 2019 г. №<номер> «О приведении гр. ФИО1 земельного участка ориентировочной площадью 243 кв. м. в первоначальное состояние путем сноса капитального одноуровневого строения, возведенного по адресу: <адрес>

Исковые требования мотивированы тем, что оспариваемое постановление является незаконным, поскольку административный истец с 2003 г. проживает в данном строении, построенного на заброшенном земельном участке с устного разрешения администрации пгт. Форос и обещания узаконить его. Иного жилья административный истец не имеет, относиться к малообеспеченным слоям населения, является пенсионером. 30 декабря 2014 г. была зарегистрирована декларация о готовности данного объекта к эксплуатации. Департаментом имущественных и земельных отношений Администрации г. Ялта сообщено, что для утверждения схемы расположения земельного участка, необходимой для передачи административному истцу земельного участка под строением, необходимо представить правоустанавливающие документы на строение. При этом Государственным комитетом по государственной регистрации и кадастру Республики Крым административному истцу отказано в регистрации права собственности на строения в связи с непредставлением сведений о предоставлении земельного участка. Административный истец неоднократно обращалась в Администрацию г. Ялта и Совет министров Республики Крым к Главе Республики Крым с вопросами и заявлениями по узаконению строения, до настоящего времени по существу ее обращения не рассмотрены. Вместе с тем она добросовестно пользуется своими правами, при такой ситуации осуществлять снос единственного жилья пенсионера является преждевременным, поскольку строение введено в эксплуатацию, строительных либо иных норм и правил не нарушает, не создает угрозу жизни и безопасности.

В ходе судебного разбирательства судом к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Департамент имущественных и земельных отношений Администрации г. Ялта, Департамент по вопросам жилищно-коммунального хозяйства Администрации г. Ялта.

Административный истец и ее представитель, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, в суд не явились.

Административный ответчик, заинтересованные лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, в суд представителей не направили, административный ответчик просил рассмотреть дело в отсутствие его представителя, в письменных объяснениях указал следующее. Оспариваемым постановлением административному истцу предложено привести земельный участок в первоначальное состояние путем сноса капитального строения. Таким образом, данное постановление не может нарушать прав административного истца, поскольку никаких обязанностей на нее не возлагает. В обоснование доводов о том, что административный истец является собственником спорного строения, доказательства не представлены. Согласно ответу Департамента имущественных и земельных отношений Администрации г. Ялта по результатам рассмотрения заявления об утверждении схемы расположения земельного участка административному истцу было отказано. Поскольку, спорное строение возведено на земельном участке, который в собственность истца не предоставлялся, оно является самовольной постройкой, подлежит сносу.

В соответствии с ч. 6 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) дело рассмотрено в отсутствие административного истца, представителей лиц, участвующих в деле.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 219 КАС РФ административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину стало известно о нарушении его прав, свобод и законных интересов.

Административный истец оспаривает постановление Администрации г. Ялта от 20 сентября 2019 г., административный иск подан в суд 28 ноября 2019 г., то есть с соблюдением установленного ч. 1 ст. 219 КАС РФ срока.

В силу ст. 46 Конституции Российской Федерации, ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа местного самоуправления, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с ч. 2 ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения органа, наделенного государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемого решения незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.

Таким образом, основанием для удовлетворения административного иска об оспаривании решений органа, наделенного государственными полномочиями должна быть совокупность двух условий: не соответствие оспариваемого решения (действия) нормативному правовому акту, а также нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

В связи с обращениями граждан о самовольном занятии земельных участков и возведении на них объектов по адресу: <адрес> Департаментом муниципального контроля Администрации г. Ялта в апреле 2019 г. инициирована проверка, к ходе которой установлено, что ФИО1 ранее обращалась в Администрацию г. Ялта с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка по адресу: <адрес> ей было отказано в связи с непредставлением правоустанавливающего документа на строение, которое согласно техническому паспорту является самовольно возведенным, градостроительные условия и ограничения застройки земельного участка не регистрировались.

17 июня 2019 г. в присутствии ФИО1 сотрудниками Департамента муниципального контроля Администрации г. Ялта произведено обследование фактического использования земельного участка ориентировочной площадью 243 кв. м., расположенного по адресу: <адрес> и расположенных на нем объектов. По результатам обследования составлен акт о самовольном занятии земельного участка, согласно которому на земельном участке муниципальной формы собственности расположен объект капитального строительства – одноуровневое капитальное строение ориентировочной площадью 35 кв. м., по материалам инвентарного дела – литера А (жилой дом) является самовольно выстроенным, о чем свидетельствует соответствующий штамп. Департаментом архитектуры и градостроительства Администрации г. Ялта градостроительные условия и ограничения застройки земельного участка не регистрировались, по информации Департамента имущественных и земельных отношений Администрации г. Ялта данный земельный участок в собственность или пользование в установленном законом порядке не предоставлялся.

Согласно протоколу от 31 июля 2019 г. №<номер> комиссией по рассмотрению и пресечению фактов самовольного строительства на территории муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым единогласно принято решение о приведении ФИО1 земельного участка ориентировочной площадью 243 кв. м. в первоначальное состояние путем сноса капитального одноуровневого строения, возведенного по адресу: <адрес>.

По результатам проверки Департамента муниципального контроля Администрации г. Ялта, с учетом указанного решения комиссии 20 сентября 2019 г. Администрацией г. Ялта принято постановление, согласно которому постановлено ФИО1 в течение трех месяцев со дня вступления в законную силу настоящего постановления привести земельный участка ориентировочной площадью 243 кв. м. в первоначальное состояние путем сноса капитального одноуровневого строения, возведенного по адресу: <адрес> (п. 1). Департаменту по вопросам жилищно-коммунального хозяйства Администрации г. Ялта по истечении срока, указанного в п. 1 настоящего постановления в соответствии с п. 4 ст. 222 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) и п. 15 Порядка принятия решения о сносе самовольных построек на территории муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым, утвержденного постановлением Администрации г. Ялта от 5 февраля 2019 г. №<номер>, организовать мероприятия по сносу одноуровнего строения, возведенного по адресу: <адрес>. «Об организации работы по сносу самовольных построек.

В силу п. 1 ст. 222 ГК РФ самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные или созданные без получения на это необходимых в силу закона согласований, разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил, если разрешенное использование земельного участка, требование о получении соответствующих согласований, разрешений и (или) указанные градостроительные и строительные нормы и правила установлены на дату начала возведения или создания самовольной постройки и являются действующими на дату выявления самовольной постройки.

Согласно ч. 1 ст. 55.32 Градостроительного кодекса Российской Федерации снос объектов капитального строительства, являющихся самовольными постройками, или их приведение в соответствие с установленными требованиями в принудительном порядке осуществляется на основании решения суда или органа местного самоуправления, принимаемого в соответствии со ст. 222 ГК РФ.

П. 3.1 ст. 222 ГК РФ предусмотрено, что решение о сносе самовольной постройки либо решение о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями принимается судом либо в случаях, предусмотренных п. 4 настоящей статьи, органом местного самоуправления поселения, городского округа (муниципального района при условии нахождения самовольной постройки на межселенной территории).

В соответствии в с п. 2 указанной статьи орган местного самоуправления обязан в срок не превышающий двадцати рабочих дней со дня получения от исполнительных органов государственной власти, уполномоченных на осуществление государственного строительного надзора, государственного земельного надзора, уведомления о выявлении самовольной постройки и документов, подтверждающих наличие признаков самовольной постройки, предусмотренных п. 1 ст. 222 ГК РФ, рассмотреть указанные уведомление и документы и по результатам такого рассмотрения совершить одно из следующих действий:

1) принять решение о сносе самовольной постройки либо решение о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями в случаях, предусмотренных п. 4 ст. 222 ГК РФ;

2) обратиться в суд с иском о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями.

Согласно п. 4 ст. 222 ГК РФ органы местного самоуправления принимают в порядке, установленном законом:

1) решение о сносе самовольной постройки в случае, если самовольная постройка возведена или создана на земельном участке, в отношении которого отсутствуют правоустанавливающие документы и необходимость их наличия установлена в соответствии с законодательством на дату начала строительства такого объекта, либо самовольная постройка возведена или создана на земельном участке, вид разрешенного использования которого не допускает строительства на нем такого объекта и который расположен в границах территории общего пользования;

2) решение о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями в случае, если самовольная постройка возведена или создана на земельном участке, вид разрешенного использования которого не допускает строительства на нем такого объекта, и данная постройка расположена в границах зоны с особыми условиями использования территории при условии, что режим указанной зоны не допускает строительства такого объекта, либо в случае, если в отношении самовольной постройки отсутствует разрешение на строительство, при условии, что границы указанной зоны, необходимость наличия этого разрешения установлены в соответствии с законодательством на дату начала строительства такого объекта.

В силу приведенных правовых норм органу местного самоуправления предоставлено право принять решение о сносе самовольной постройки, если она создана на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке для этих целей, если этот участок расположен в зоне с особыми условиями использования территорий или на территории общего пользования либо в полосе отвода инженерных сетей федерального, регионального или местного значения.

Вместе с тем согласно абз. 6 п. 4 ст. 222 ГК РФ органы местного самоуправления в любом случае не вправе принимать решение о сносе самовольной постройки либо решение о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями в отношении объекта недвижимого имущества, право собственности на который зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости или признано судом в соответствии с п. 3 настоящей статьи либо в отношении которого ранее судом принято решение об отказе в удовлетворении исковых требований о сносе самовольной постройки, или в отношении многоквартирного дома, жилого дома или садового дома.

Аналогичные положения содержатся в п. 1.2 Порядка принятия решения о сносе самовольных построек на территории муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым, утвержденного постановлением Администрации г. Ялта от 5 февраля 2019 г. №<номер> которым также руководствовалась Администрация г. Ялта при принятии оспариваемого постановления.

Из материалов дела следует, что при проведении проверки Департаментом муниципального контроля Администрации г. Ялта было установлено, что спорное строение, право собственности на которое не зарегистрировано в установленном законом порядке, используется в качестве жилого дома, о чем указано в акте со ссылкой на материалы инвентарного дела.

Таким образом, органом местного самоуправления не могло быть принято решение о сносе данного строения в порядке, предусмотренном п. 4 ст. 222 ГК РФ, в силу запрета, предусмотренного абз. 6 приведенной правовой нормы.

Поскольку органы местного самоуправления в любом случае не вправе принимать решение о сносе самовольной постройки в отношении жилого дома, указанный вопрос подлежал передаче на рассмотрение суда путем предъявления Администрацией г. Ялта иска о сносе самовольной постройки.

В связи с изложенным, суд приходит к выводу об отсутствии у Администрации г. Ялта оснований для вынесения оспариваемого постановления, его несоответствии требованиям закона и нарушении его принятием прав и законных интересов административного истца.

С учетом удовлетворения исковых требований в соответствии со ст. 111 КАС РФ Администрацией г. Ялта подлежит возмещению уплаченная административным истцом при подаче иска государственная пошлина в размере 300 рублей.

Руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

р е ш и л :

административный иск ФИО1 к Администрации г. Ялта Республики Крым о признании незаконным и отмене постановления удовлетворить.

Признать незаконным и отменить постановление Администрации г. Ялта Республики Крым от 20 сентября 2019 г. №<номер> «О приведении гр. ФИО1 земельного участка ориентировочной площадью 243 кв. м. в первоначальное состояние путем сноса капитального одноуровневого строения, возведенного по адресу: <адрес>

Взыскать с Администрации г. Ялта Республики Крым в пользу ФИО1 судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Ялтинский городской суд Республики Крым.

Судья Л.В. Корпачева