ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-4053/17 от 30.11.2017 Зеленодольского городского суда (Республика Татарстан)

Дело № 2а-4053/2017

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Зеленодольский городской суд Республики Татарстан в составе:

председательствующего судьи Л.В. Загитовой

при секретаре Л.Р.Гайнуллиной,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Зеленодольской городской прокуратуре, Прокуратуре Республики Татарстан, заместителю Зеленодольского городского прокурора Диярову Тимуру Зиннуровичу о признании предостережения незаконным, об обязании устранить допущенные нарушения законодательства,

Заинтересованное лицо: исполнительный комитет Зеленодольского муниципального района РТ,

установил:

ФИО1 обратилась в суд с административным иском к Зеленодольской городской прокуратуре о признании предостережения о недопущении нарушения закона от 08.06.2017 в отношении ФИО1 незаконным.

В обоснование требований указано, что в мае 2017 года административный истец обратилась в исполнительный комитет Октябрьского сельского поселения Зеленодольского муниципального района РТ с просьбой оказания технического и информационного содействия в проведении этно-фолк фестиваля «Своя Земля», на что 16.05.2017 получила положительный ответ. 06.06.2017 административный истец обратилась с аналогичным требованием к исполнительному комитету Зеленодольского муниципального района РТ, последний обратился в Зеленодольскую городскую прокуратуру, которая 08.06.2017 в отношении ФИО1 вынесла предостережение о недопущении нарушения закона . Административный истец считает незаконным указанное предостережение по следующим основаниям:

- административный ответчик в оспариваемом предостережении ссылается на Федеральный закон «О противодействии терроризму» и на отсутствие паспорта безопасности на земельные участки, на которых планировалось проведение фестиваля. Однако согласно п. 10 постановления Правительства РФ № 272 от 25.03.2015 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей и объектов (территорий), подлежащих обязательной охране войсками национальной гвардии Российской Федерации, и форм паспортов безопасности таких мест и объектов (территорий)» на места массового пребывания людей необходимо разрабатывать паспорта безопасности, в которых одновременно могут находиться более 1000 человек. Организаторами этно-фолк фестиваля, планировалось одновременное пребывание не больше 50 человек, а для мест, в которых собираются менее 1000 человек, разработка паспорта безопасности не предусмотрена;

- в соответствии с постановлением Правительства РФ от 25.03.2015 №272 перечень мест массового пребывания людей в муниципальных образованиях определяется органами местного самоуправления, однако исполнительным комитетом Зеленодольского муниципального района земельные участки с кадастровыми номерами и , не отнесены к местам массового пребывания людей;

- в оспариваемом предостережении прокуратура ссылается на ст. 34 Федерального закона №69-ФЗ от 21.12.1994 «О пожарной безопасности», однако заместителю Зеленодольского городского прокурора младшему советнику юстиции Т.З. Диярову демонстрировались уведомления, и он знал, что для обеспечения пожарной безопасности и соблюдения правил охраны жизни людей на водных объектах ФИО9 было уведомлено организатором о проведении фестиваля;

- фестиваль планировалось проводить на земельных участках с кадастровыми номерами и . Указанные земельные участки относятся к земельным участкам общего пользования, и не находятся в зоне, предназначенной для промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения. В связи с чем, указанные участки можно использовать для рекреационных целей (отдых, туризм, спорт), что не нарушает градостроительного законодательства, правил охраны жизни людей и законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, как указано в предостережении. Граждане имеют право располагаться на береговой полосе для целей туризма и рекреации, в том числе средствами культуры, что регламентировано статьей 6 Водного кодекса Российской Федерации и статьей 12 постановления руководителя исполнительного комитета Зеленодольского муниципального района № 3545 от 12.12.2016;

- своими действиями административный ответчик нарушил право истца регламентированное статьей 31 Конституции РФ, в частности, право собираться мирно и без оружия, и право, регламентированное статьей 44 Конституции РФ, в части гарантии свободы культуры и творчества. Исходя из смысла ст. 8 «Основ законодательства Российской Федерации о культуре» в Российской Федерации культурная деятельность является неотъемлемым правом каждого гражданина независимо от национального и социального происхождения, языка, пола, политических, религиозных и иных убеждений, места жительства, имущественного положения, образования, профессии или других обстоятельств.

Определением Зеленодольского городского суда РТ от 03.11.2017 принят частичный отказ административного истца от требований в части возложения обязанности на административного ответчика устранить допущенные нарушения законодательства (л.д.33-34). Производство по делу в этой части иска прекращено.

Определением суда от 09.11.2017 к участию в деле в качестве соответчиков привлечены Прокуратура Республики Татарстан и заместитель Зеленодольского городского прокурора Дияров Тимур Зиннурович (л.д.48-49).

В судебном заседании истец и ее представитель ФИО2, действующая на основании доверенности, требования поддержали по доводам, указанным в административном исковом заявлении, дополнив, что у них было согласие Октябрьского сельского поселения на проведение фестиваля, но Предостережение прокурора послужило окончательным результатом, чтобы не проводился фестиваль, так как была опасность, что после проведения мероприятия их привлекут по обвинению в террористической деятельности, могут быть приняты меры уголовной ответственности. Если бы был только отказ исполкома, не было бы Предостережения прокурора, они бы провели фестиваль без широкой рекламы. Готовились к проведению фестиваля три месяца. Имея согласие Октябрьского сельского поселения обратились для привлечения средств на платформу Планета.ру, которая не финансируют неофициальные мероприятия, деньги были перечислены. Сумма была возвращена донаторам.

Представитель административного ответчика Зеленодольской городской прокуратуры старший помощник Зеленодольского городского прокурора Кадыров Х.Р., действующий на основании доверенности, в судебном заседании требования не признал.

Административный ответчик заместитель Зеленодольского городского прокурора Дияров Т.З., действующий также в интересах административного ответчика Прокуратуры Республики Татарстан на основании доверенности, в судебном заседании требования не признал, указав, что Октябрьское сельское поселение не давало согласия ФИО1 на проведение фестиваля, а лишь указало, что могут помочь в его проведении. Предостережение не является нормативно-правовым актом, является констатацией факта при вынесении акта реагирования, проведение фестиваля не запрещали. Фестиваль является массовым мероприятием, на которое может прийти неограниченное количество людей. Зона отдыха может использоваться как таковая, если она отнесена к зоне отдыха и собственник создал условия для отдыха. 20-метровая полоса является зоной общего пользования и относится к федеральной собственности, необходимо согласование собственника или арендатора. Октябрьское сельское поселение не может распоряжаться такими участками, так как данные полномочия переданы исполкому Зеленодольского муниципального района.

Представитель заинтересованного лица Исполнительного комитета Зеленодольского муниципального района РТ ФИО3, действующая по доверенности, требования не поддержала.

Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с п.2 ст.21 Федерального закона от 17.01.1992 №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» при осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы. Проверка исполнения законов проводится на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором, в случае, если эти сведения нельзя подтвердить или опровергнуть без проведения указанной проверки.

Согласно п.2 ст.22 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» к полномочиям заместителя прокурора относится предостережение о недопустимости нарушения закона.

В соответствии со ст. 25.1 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» в целях предупреждения правонарушений и при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях заместитель прокурора направляет в письменной форме предостережение о недопустимости нарушения закона.

Статьей 31 Конституции РФ предусмотрено, что граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.

Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (часть 3 статьи 55 Конституции РФ).

Нормами статьи 46 Конституции РФ каждому гарантирована судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Часть 1 ст.218 КАС РФ предусматривает, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа местного самоуправления, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.

В судебном заседании установлено следующее.

На земельные участки с кадастровыми номерами и отсутствует паспорт безопасности, в связи с чем, территория не предназначена для массового пребывания на ней людей.

Разъяснены положения ст. 34 Федерального закона от 21.12.1994 №69-ФЗ «О пожарной безопасности», так как земельный участок, на котором планируется проведение массового мероприятия, граничит с водным объектом, положения ст.6 Водного кодекса Российской Федерации, п.1.3 Правил охраны жизни людей на водных объектах, расположенных на территории Республики Татарстан, утвержденных Постановление Кабинета Министров РТ от 23.04.2009 №256.

Земельный участок с кадастровым номером согласно сведений из публичной карты, находится в зоне, предназначенной для промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, под складирование и разработку намытого песка. Разъяснены положения пунктов 8, 11 статьи 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации, пункта 2 статьи 2 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическим благополучии населения».

На основании изложенного и руководствуясь п.2 ст.22, ст.25.1 Федерального закона от 17.01.1992 №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», ст.6 Федерального закона №114-ФЗ, заместитель Зеленодольского городского прокурора предостерегает ФИО1 о недопустимости указанных нарушений закона и предупреждает, что в случае нарушения Федерального закона от 06.03.2006 №35-ФЗ «О противодействии терроризму», Водного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Федерального закона от 21.12.1994 №69-ФЗ «О пожарной безопасности» она может быть привлечена к ответственности в установленном законом порядке (л.д.9-10).

Согласно п.4 ч.2 ст.5 Федерального закона от 06.03.2006 №35-ФЗ «О противодействии терроризму» Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), категории объектов (территорий), порядок разработки указанных требований и контроля за их выполнением, порядок разработки и форму паспорта безопасности таких объектов (территорий) (за исключением объектов транспортной инфраструктуры, транспортных средств и объектов топливно-энергетического комплекса).

В связи с чем, Постановлением Правительства РФ от 25.03.2015 №272 "Об утверждении требований к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей и объектов (территорий), подлежащих обязательной охране войсками национальной гвардии Российской Федерации, и форм паспортов безопасности таких мест и объектов (территорий)" утверждены Требования к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей, форма паспорта безопасности мест массового пребывания людей.

В соответствии с пунктом 2 указанных Требований к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей, перечень мест массового пребывания людей в пределах муниципальных образований определяется органами местного самоуправления по согласованию с территориальными органами безопасности, территориальными органами Министерства внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации и Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

Под местом массового пребывания людей понимается территория общего пользования поселения или городского округа, либо специально отведенная территория за их пределами, либо место общего пользования в здании, строении, сооружении, на ином объекте, на которых при определенных условиях может одновременно находиться более пятидесяти человек (п.6 ст.3 Федерального закона от 06.03.2006 №35-ФЗ «О противодействии терроризму»).

При этом пунктом 10 Требований установлены следующие категории мест массового пребывания людей:

а) место массового пребывания людей 1 категории - место массового пребывания людей, в котором при определенных условиях может одновременно находиться более 1000 человек;

б) место массового пребывания людей 2 категории - место массового пребывания людей, в котором при определенных условиях может одновременно находиться от 200 до 1000 человек;

в) место массового пребывания людей 3 категории - место массового пребывания людей, в котором при определенных условиях может одновременно находиться от 50 до 200 человек.

Таким образом, доводы административного истца о том, что согласно указанному пункту к местам массового пребывания людей относятся только места, в которых одновременно могут находиться более 1000 человек, несостоятельны.

Согласно информации о фестивале (л.д.29), приложенной к заявлению от 06.06.2017 оргкомитета этно-фолк фестиваля «Своя Земля» поступившему в адрес исполнительного комитета Зеленодольского муниципального района РТ «О содействии проведению фестиваля», прогнозируемая численность фестиваля с учетом допустимой рекреационной нагрузки на местность и погоды составляет 50 человек, траффик за сутки фестиваля - до 300 человек.

Соответственно на данные правоотношения распространяются требования Федерального закона от 06.03.2006 №35-ФЗ «О противодействии терроризму».

В соответствии с пунктом 14 Требования к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25.03.2015 №272, паспорт безопасности мест массового пребывания людей составляется в течение 30 дней после проведения его обследования и категорирования комиссией. В соответствии с пунктом 8 указанного Требования, комиссия создается в течение 30 дней со дня включения места массового пребывания людей в соответствующий перечень мест массового пребывания людей.

Первое обращение оргкомитета этно-фолк фестиваля «Своя Земля» в адрес исполнительного комитета Зеленодольского муниципального района РТ о проведении этно-фолк фестиваля «Своя Земля» 10-11 июня 2017 года датировано 06 июня 2017 года, в столь короткий срок составление паспорта безопасности мест массового пребывания людей законодательством не предусмотрено. Как пояснил в судебном заседании представитель заинтересованного лица исполнительного комитета Зеленодольского муниципального района РТ, в случае если административный истец в дальнейшем планирует проведение фестиваля на данном участке, при соблюдении всех процедур, на территорию будет оформляться паспорт безопасности мест массового пребывания людей.

Частью 1 статьи 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что в результате градостроительного зонирования могут определяться жилые, общественно-деловые, производственные зоны, зоны инженерной и транспортной инфраструктур, зоны сельскохозяйственного использования, зоны рекреационного назначения, зоны особо охраняемых территорий, зоны специального назначения, зоны размещения военных объектов и иные виды территориальных зон. В состав зон рекреационного назначения могут включаться зоны в границах территорий, занятых городскими лесами, скверами, парками, городскими садами, прудами, озерами, водохранилищами, пляжами, береговыми полосами водных объектов общего пользования, а также в границах иных территорий, используемых и предназначенных для отдыха, туризма, занятий физической культурой и спортом.

В соответствии с п.3 ст.6 Водного кодекса Российской Федерации использование водных объектов общего пользования осуществляется в соответствии с правилами охраны жизни людей на водных объектах, утверждаемыми в порядке, определяемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, а также исходя из устанавливаемых органами местного самоуправления правил использования водных объектов для личных и бытовых нужд.

Согласно Правилам создания и использования рекреационных зон отдыха в водоохранной зоне водных объектов общего пользования, находящихся на землях муниципальной и государственной собственности на территории Зеленодольского муниципального района, утвержденных Постановлением руководителя Исполнительного комитета Зеленодольского муниципального района РТ от 12 декабря 2016 года № 3545, под понятием рекреационной зоны отдыха понимается участок территории, расположенный в черте водоохранной зоны водного объекта общего пользования в границе муниципального образования и оборудованный для использования в рекреационных целях. Рекреационные зоны отдыха определяются Исполнительным комитетом Зеленодольского муниципального района РТ и создаются на основании Постановления Исполнительного комитета Зеленодольского муниципального района РТ по согласованию с Управлением Роспотребнадзора по Республике Татарстан, территориальным управлением Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан, Министерством по делам молодежи и спорта Республики Татарстан. Пользование участками рекреационных зон отдыха и прилегающими к ним водными объектами осуществляется пользователями – зон отдыха в соответствии с документами, удостоверяющими право на землепользование, а также с договором на водопользование, оформленными в установленном законом порядке. В указанных документах должны быть оговорены требования по соблюдению режимов градостроительного регулирования, рационального природопользования и охраны окружающей среды.

В соответствии со ст.34 Федерального закона от 21.12.1994 №69-ФЗ «О пожарной безопасности» граждане обязаны: соблюдать требования пожарной безопасности; иметь в помещениях и строениях, находящихся в их собственности (пользовании), первичные средства тушения пожаров и противопожарный инвентарь в соответствии с правилами противопожарного режима и перечнями, утвержденными соответствующими органами местного самоуправления; при обнаружении пожаров немедленно уведомлять о них пожарную охрану; до прибытия пожарной охраны принимать посильные меры по спасению людей, имущества и тушению пожаров; оказывать содействие пожарной охране при тушении пожаров; выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц государственного пожарного надзора; предоставлять в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, возможность должностным лицам государственного пожарного надзора проводить обследования и проверки принадлежащих им производственных, хозяйственных и иных помещений и строений (за исключением жилых помещений), территорий, земельных участков в целях контроля за соблюдением требований пожарной безопасности и пресечения их нарушений.

В соответствии с п.2 ст.2 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», осуществление мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения является расходным обязательством Российской Федерации. Осуществление мер по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий, а также по охране окружающей среды является расходным обязательством субъектов Российской Федерации. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.

Территория, на которой планировалось проведение этно-фолк фестиваля «Своя Земля» исполнительным комитетом Зеленодольского муниципального района РТ в перечень мест массового пребывания людей не включена, следовательно, паспорт безопасности мест массового пребывания людей на земельные участки с кадастровыми номерами , не составлялся, указанные земельные участки к рекреационным зонам отдыха не отнесены, граничат с водным объектом, доказательств обратного суду не представлено и не оспаривается сторонами.

Согласно сведениям из публичной кадастровой карты, земельный участок с кадастровым номером находится в зоне, предназначенной для промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, под складирование и разработку намытого песка.

Таким образом, указание заместителем Зеленодольского городского прокурора Дияровым Т.З. на отсутствие паспорта безопасности мест массового пребывания людей на земельные участки с кадастровыми номерами , , а также, что земельный участок с кадастровым номером не предназначен для рекреационных целей, соответствует действительности. Перечисление требований Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Федерального закона от 21.12.1994 №69-ФЗ «О пожарной безопасности», Водного кодекса Российской Федерации, носит информативный характер, и не нарушает права и охраняемые законом интересы административного истца.

С учетом изложенных обстоятельств, предостережение заместителя Зеленодольского городского прокурора о недопустимости нарушений закона и предупреждение, что в случае нарушения Федерального закона от 06.03.2006 №35-ФЗ «О противодействии терроризму», Водного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Федерального закона от 21.12.1994 №69-ФЗ «О пожарной безопасности» ФИО1 может быть привлечена к ответственности в установленном законом порядке, является правомерным, соответствует требованиям действующего законодательства, совокупность оснований для удовлетворения административных исковых требований в материалах дела отсутствует.

На основании изложенного, и руководствуясь ст.175-180, 218, 226, 227, ч.1 ст. 298 КАС РФ, суд

решил:

В удовлетворении исковых требований ФИО1 к Зеленодольской городской прокуратуре, Прокуратуре Республики Татарстан, заместителю Зеленодольского городского прокурора Диярову Тимуру Зиннуровичу о признании предостережения Зеленодольской городской прокуратуры о недопущении нарушения закона от 08.06.2017 в отношении ФИО1 незаконным, отказать.

С мотивированным решением лица, участвующие в деле, могут ознакомиться в Зеленодольском городском суде РТ ДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Татарстан через Зеленодольский городской суд РТ в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.

Судья: