Дело № 2а-405/2019
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
13 февраля 2019 года г. Киров
Первомайский районный суд г. Кирова Кировской области в составе председательствующего судьи Комаровой Л.В.,
при секретаре Кропачевой В.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление ФИО1 к администрации г. Кирова о признании решения незаконным,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратилась в суд с административным иском к администрации г. Кирова о признании решения незаконным. В обоснование указала, что является собственником земельного участка с кадастровым номером {Номер}, категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – под индивидуальный жилой дом, адрес – {Адрес}, г. Киров, д. Верещагино. Желая построить на данном земельном участке индивидуальный жилой дом, ФИО1 обратилась в администрацию г. Кирова. {Дата} администрация г. Кирова уведомила заявителя о недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на данном земельном участке в связи с его расположением в ориентировочной санитарно-защитной зоне Филейского кладбища. Отказ считает незаконным, нарушающим право ФИО1 на возведение индивидуального жилого дома, поскольку спорный земельный участок не имеет ограничений для строительства. Просит признать незаконным уведомление администрации г.Кирова от {Дата}{Номер} о недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке с кадастровым номером {Номер} по адресу: {Адрес}, г. Киров, {Адрес}, д. Верещагино; обязать администрацию г. Кирова в течение семи рабочих дней с даты вступления решения суда в законную силу направить ФИО1 уведомление о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке с кадастровым номером {Номер} по адресу: {Адрес}, г. Киров, {Адрес}, д. Верещагино.
Исходя из характера рассматриваемых правоотношений определением суда к участию в рассмотрении дела в качестве заинтересованного лица привлечен заместитель главы администрации г. Кирова ФИО2
Административный истец ФИО1, ее представитель ФИО3 в судебном заседании требования административного искового заявления поддержали в полном объеме. Настаивали на их удовлетворении. Полагали, что существующая ориентировочная санитарно-защитная зона не может создавать каких-либо ограничений прав собственника земельного участка.
Представитель административного ответчика администрации г. Кирова ФИО4 административные требования ФИО1 полагала не подлежащими удовлетворению. Пояснила, что в непосредственной близости от земельного участка, принадлежащего административному истцу, находится Филейское кладбище, предусматривающее необходимость установления санитарно-защитной зоны. Не оспаривала, что в градостроительном плане закреплена лишь ориентировочная санитарно-защитная зона, т.е. границы ее действия установлены ориентировочны. Приобщила отзыв с дополнениями, доводы которого в полном объеме поддержала в судебном заседании.
Административный ответчик - заместитель главы администрации г. Кирова ФИО2 в судебное заседание не явился. Уведомлен своевременно и надлежащим образом. Причины неявки не известны.
Заслушав участников процесса, исследовав письменные материалы дела и оценив представленные сторонами доказательства по правилам ст.84 КАС РФ, учитывая бремя доказывания каждой из сторон, суд полагает требования административного истца подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.
В силу ч.1 ст. 218 КАС РФ гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, должностного лица, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.
В судебном заседании установлено, подтверждено материалами дела и не оспаривается сторонами, что ФИО1 является собственником земельного участка с кадастровым номером {Номер}, расположенным по адресу: {Адрес}, разрешенное использование – под индивидуальный жилой дом. Каких-либо ограничений по использованию земельного участка в государственных информационных базах не имеется.
{Дата} ФИО1 обратилась в администрацию г. Кирова с уведомлением о планируемом строительстве индивидуального жилого дома на принадлежащем ей земельном участке.
{Дата} администрацией г. Кирова ФИО1 направлено уведомление о недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на данном земельном участке в связи с его расположением в ориентировочной санитарно-защитной зоне Филейского кладбища.
В отношении указанного земельного участка уже после обращения ФИО1 в администрацию г. Кирова с уведомлением о начале строительства, составлен и выдан градостроительный план, где среди прочего указано, что земельный участок с кадастровым номером {Номер} полностью расположен в границах ориентировочной санитарно-защитной зоны Филейского кладбища, не допускающей размещение жилой застройки, включая отдельные жилые дома.
Полномочия администрации г. Кирова по выдаче уведомления предусмотрены ст. 51.1 Градостроительного кодекса РФ, подп.26 ч.1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», п. 25 ст. 8 решения Кировской городской Думы от 29.06.2005 № 42/19 «Об Уставе муниципального образования «Город Киров».
В силу ч. 1 ст. 51.1 Градостроительного кодекса РФ в целях строительства объекта индивидуального жилищного строительства застройщик подает на бумажном носителе посредством личного обращения в орган местного самоуправления, либо направляет посредством почтового отправления или единого портала государственных и муниципальных услуг уведомление о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства.
В ч.7 ст. 51.1 Градостроительного кодекса РФ регламентировано, что уполномоченный на выдачу разрешений орган местного самоуправления в течение семи рабочих дней со дня поступления уведомления о планируемом строительстве, за исключением случая, предусмотренного частью 8 настоящей статьи: проводит проверку соответствия указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства предельным параметрам разрешенного строительства реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, и обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным настоящим Кодексом, другими федеральными законами и действующим на дату поступления уведомления о планируемом строительстве, а также допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства в соответствии с разрешенным использованием земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации; а также направляет застройщику способом, определенным им в уведомлении о планируемом строительстве, уведомление о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке либо о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке.
В соответствии со ст. 40 Земельного Кодекса РФ собственник земельного участка имеет право возводить жилые здания, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
Согласно положениям статей 1, 2, 8, 9, 30, 36, 44, 47, 48, 55 Градостроительного кодекса РФ при строительстве или реконструкции объекта недвижимости требуются, помимо наличия права на земельный участок, доказательства осуществления строительства на основе документов территориального планирования и правил землепользования и застройки, а также осуществления градостроительной деятельности с соблюдением требований безопасности территорий, инженерно-технических требований.
Направляя ФИО1 уведомление о недопустимости строительства и размещения объекта индивидуального жилищного строительства на принадлежащем административному истцу земельном участке, администрация г. Кирова указала о невозможности осуществления жилищного строительства в связи с расположением земельного участка, принадлежащего заявителю, в ориентировочной санитарно-защитной зоне Филейского кладбища.
Вместе с тем, как следует из п.10 ст.51.1 Градостроительного кодекса РФ уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке направляется застройщику только в случае, если: указанные в уведомлении о планируемом строительстве параметры объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома не соответствуют предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным настоящим Кодексом, другими федеральными законами и действующим на дату поступления уведомления о планируемом строительстве; а также, если размещение указанных в уведомлении о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома не допускается в соответствии с видами разрешенного использования земельного участка и (или) ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации и действующими на дату поступления уведомления о планируемом строительстве.
Однако правовых оснований для направления ФИО1 уведомления о недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства при рассмотрении дела не установлено.
Так, п. 4 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ определено, что зонами с особыми условиями использования территорий являются, в т.ч. санитарно-защитные зоны, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 3 статьи 16 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», пункту 2 статьи 52 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» в целях охраны атмосферного воздуха в местах проживания населения и охраны окружающей среды городских и сельских поселений, а также в целях охраны условий жизнедеятельности человека, среды обитания растений, животных и других организмов вокруг промышленных зон и объектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, создаются защитные и охранные зоны, в том числе санитарно-защитные зоны. Размеры таких санитарно-защитных зон определяются на основе расчетов рассеивания выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе и в соответствии с санитарной классификацией организаций.
Статьей 12 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что при разработке нормативов градостроительного проектирования, схем территориального планирования, генеральных планов городских и сельских поселений, проектов планировки общественных центров, жилых районов, магистралей городов, решении вопросов размещения объектов гражданского, промышленного и сельскохозяйственного назначения и установления их санитарно-защитных зон, а также при проектировании, строительстве, реконструкции, техническом перевооружении, консервации и ликвидации промышленных, транспортных объектов, зданий и сооружений культурно-бытового назначения, жилых домов, объектов инженерной инфраструктуры и благоустройства и иных объектов должны соблюдаться санитарные правила.
Как следует из содержания СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» (п.п. 4.1., 2.1., 3.14., 3.17.) расчет санитарно-защитной зоны осуществляется на основании проекта санитарно-защитной зоны с необходимыми расчетами.
В соответствии с п. 2.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03, вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, устанавливается специальная территория с особым режимом использования ( санитарно-защитная зона), размер которой обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух (химического, биологического, физического) до значений, установленных гигиеническими нормативами, а для предприятий I и П класса опасности - как до значений, установленных гигиеническими нормативами, так и до величин приемлемого риска для здоровья населения. По своему функциональному назначению санитарно-защитная зона является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме. Размер санитарно-защитной зоны и рекомендуемые минимальные разрывы устанавливаются в соответствии с главой VII.
В разделе 7.1.12 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 закреплено, что кладбища смешанного и традиционного захоронения площадью от 20 до 40 га являются объектами П класса опасности с размером санитарно-защитной зоны - 500 м.
Пунктом 5.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 установлено, что в санитарно-защитной зоне не допускается размещать: жилую застройку, включая отдельные жилые дома, пандшафтно¬рекреационные зоны, зоны отдыха, территории курортов, санаториев и домов отдыха, территории садоводческих товариществ и коттеджной застройки, коллективных или индивидуальных дачных и садово-огородных участков, а также другие территории с нормируемыми показателями качества среды обитания; спортивные сооружения, детские площадки, образовательные и детские учреждения, лечебно-профилактические и оздоровительные учреждения общего пользования.
В соответствии с картой санитарно-защитных зон и физических источников загрязнения территории Ганинского планировочного района Правил землепользования и застройки г. Кирова, утвержденных решением Кировской городской Думы от 29.04.2009 № 28/10, спорный земельный участок полностью входит в границы ориентировочной санитарно-защитной зоны от Филейского кладбища, что подтверждается выкопировками из данных карт.
Вместе с тем, ориентировочные санитарно-защитные зоны по смыслу СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 не являются окончательно установленными, а поэтому, по мнению суда, не влекут обязанности особого использования территорий, на которые они распространяются, а следовательно, не создают правовых последствий в связи с их фактической неустановленностью санитарно-защитной зоны, не устанавливают ограничений в использовании земельного участка.
Кроме того, согласно данным публичной кадастровой карты земельный участок, на котором расположено Филейское кладбище, расположен в кадастровом квартале 43:40:001241, в отношении которого отсутствуют данные о межевании, о присвоении ему в установленном законом порядке кадастрового номера и определении границ земельного участка. В связи с отсутствием установленных границ земельного участка, на котором расположено Филейское кладбище, определение четких границ санитарно-защитной зоны невозможно, что также исключает возможность определения санитарно-защитной зоны, а также применения ориентировочной санитарно-защитной зоны.
Вместе с тем, несмотря на отсутствие границ земельного участка под Филейским кладбищем, неустановления санитарно-защитной зоны, на чертеже градостроительного плана земельного участка с кадастровым номером {Номер}, расположенным по адресу: {Адрес}, обозначена граница ориентировочной санитарно-защитной зоны, в градостроительном плане указано на наличие ограничений по строительству объекта – жилого дома, а существующая ориентировочная, но не установленная в соответствии с федеральным законодательством санитарно-защитная зона явилась основанием к выдаче ФИО1 уведомления о недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на данном земельном участке, что является недопустимым, противоречит вышеприведенным нормам материального права и нарушает права административного истца на распоряжение принадлежащим ей земельным участком по своему усмотрению в отсутствие законодательно установленных ограничений.
По мнению суда, довод представителя административного ответчика, основанный на п. 13 ст. 26 Федерального закона от 03.08.2018 № 342-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» не является основанием к отказу в иске ФИО1, поскольку данная норма не опровергает факт невозможности установления границ ориентировочной санитарно-защитной зоны Филейского кладбища в отсутствие определенных в установленном законодательством порядке границ земельного участка самого Филейского кладбища, т.е. объекта имеющего определенный класс опасности, а также не является доказательством соблюдения требования п.10 ст.51.1 Градостроительного кодекса РФ, поскольку вид разрешенного использования земельного участка допускает строительство индивидуального жилого дома, а ограничения, установленные в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации и действующими на дату поступления уведомления о планируемом строительстве отсутствуют.
Установив фактические обстоятельства дела и применив к правоотношениям сторон вышеуказанные нормы материального права, суд приходит к выводу, что у администрации г. Кирова на дату принятия оспариваемого уведомления отсутствовали основания для выдачи уведомления о недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на спорном земельном участке, поскольку фактически санитарно-защитная зона не определена, а, следовательно, не могла являться основанием к принятию оспариваемого уведомления, в связи с чем данное уведомление нарушает ст.12 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п. 3 ст. 16 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», п.2 ст.52 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», п.п. 4.1., 2.1., 3.14., 3.17. СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», а также права заявителя, поскольку ограничивает его право на возведение объекта и последующее возникновение права собственности на него, т.е. является незаконным.
Несмотря на признание решения администрации г. Кирова, содержащегося в уведомление администрации г.Кирова от {Дата}{Номер} о недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке с кадастровым номером {Номер} по адресу: {Адрес}, суд в целях восстановления нарушенного права административного истца не усматривает оснований для возложения на администрацию г. Кирова обязанности направлению ФИО1 в течение семи рабочих дней с даты вступления решения суда в законную силу уведомления о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке с кадастровым номером {Номер} по адресу: {Адрес}, поскольку судебное решение не должно подменять существующий порядок и процедуру совершения предоставленных законодательством полномочий органа местного самоуправления, в связи с чем в целях реализации законодательных положений ст.227 КАС РФ обязывает администрацию г. Кирова повторно рассмотреть вопрос о выдаче ФИО1 уведомления о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства в течение семи рабочих дней со дня вступления решения суда в законную силу.
Руководствуясь ст.ст.174-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административные исковые требования ФИО1 удовлетворить частично.
Признать незаконным уведомление администрации г. Кирова от {Дата}{Номер} о недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке с кадастровым номером {Номер} по адресу: Российской Федерация, {Адрес}.
Обязать администрацию г. Кирова повторно рассмотреть вопрос о выдаче ФИО1 уведомления о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства в течение семи рабочих дней со дня вступления решения суда в законную силу.
В остальной части заявленных требований отказать.
Решение может быть обжаловано в Кировский областной суд через Первомайский районный суд г. Кирова в течение месяца со дня составления решения суда в окончательной форме.
Председательствующий судья /подпись/ Л.В. Комарова
Решение суда в окончательной форме принято 15.02.2019