ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-405/19 от 22.11.2019 Клепиковского районного суда (Рязанская область)

Дело № 2а-405/2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Спас-Клепики Рязанской области 22 ноября 2019 года

Клепиковский районный суд Рязанской области в составе: председательствующего судьи Романовой Ю.В., при секретаре Евсеевой Д.Л., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Главному управлению архитектуры и градостроительства Рязанской области о признании незаконным отказа в выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию объекта, с участием заинтересованного лица Администрации МО – Клепиковский муниципальный район, а также с участием представителя административного истца ФИО2,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратился в суд с административным иском к Главному управлению архитектуры и градостроительства Рязанской области, в котором просит:

- признать незаконным отказ Главного управления архитектуры и градостроительства Рязанской области № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию здания склада на земельном участке с кадастровым номером , по адресу: <адрес>;

- обязать административного ответчика повторно рассмотреть вопрос о выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию указанного здания (л.д. 44-46).

Свои требования административный истец мотивирует тем, что является арендатором земельного участка общей площадью <данные изъяты> кв.м., с кадастровым номером , категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для размещения складских объектов, по адресу: <адрес> аренды истца зарегистрировано в установленном законом порядке. Постановлением Администрации МО – ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ утвержден градостроительный план земельного участка для строительства здания склада, заявитель ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ Главным управлением архитектуры и градостроительства Рязанской области выдано разрешение на строительство , срок действия разрешения до ДД.ММ.ГГГГ. После возведения здания и подготовки технической документации ФИО1 обратился с заявлением о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию. Письмом административного ответчика № от ДД.ММ.ГГГГ отказано в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию по следующим основаниям: отсутствуют объекты благоустройства, предусмотренные проектной документацией; не представлены документы, подтверждающие соответствие построенного объекта техническим условиям; не представлена схема, отображающая расположение построенного объекта, расположение сетей инженерно-технического обеспечения в границах земельного участка и планировочную организацию земельного участка. Административный истец обжаловал отказ в порядке досудебного урегулирования, в удовлетворении жалобы было отказано. Считает отказ в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию незаконным, нарушающим его права, так как выявленные недостатки относятся не к зданию, а к благоустройству территории; документы, подтверждающие соответствие построенного объекта техническим условиям, административный ответчик не вправе требовать; схема была передана административному ответчику. Благоустройство территории требует проведения земляных работ, на осуществление которых необходимо получить соответствующее разрешение.

Истец ФИО1, его представитель ФИО2, действующий по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ в реестре за (л.д. 38), в судебном заседании поддержали исковые требования, пояснили, что благоустройство территории предусмотрено проектом, но оно не требуется по закону. Документы, подтверждающие соответствие построенного объекта техническим условиям, предоставляются при наличии таких документов. Схема была составлена уполномоченной организацией, и она соответствует требованиям ГОСТ.

Представитель административного ответчика Главного управления архитектуры и градостроительства Рязанской области в судебное заседание не явился, извещены надлежащим образом, поступили правовая позиция и дополнения к ней (л.д. 66-70,78-79), в которых административный ответчик просит рассмотреть дело в отсутствие представителя управления и указывает следующее. В ходе осмотра выявлено, что благоустройство, предусмотренное проектной документацией, не выполнено: не обустроена асфальтированная площадка с разметкой парковочных мест, в том числе для инвалидов и въезд на территорию объекта; не обустроен тротуар-подход к зданию в границах земельного участка; не организована озелененная зона (с размещением газонов, посадкой кустарников и деревьев); не установлены малые архитектурные формы. Форма разрешения на строительство полностью соответствует требования Приказа Минстроя России от 19.02.2015 года № 117/пр и содержит все необходимые сведения. В соответствии с ч. 3 ст. 55 ГрК РФ при принятии решения о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию необходима схема, отображающая расположение построенного объекта, расположение сетей инженерно-технического обеспечения в границах земельного участка и планировочную организацию земельного участка и подписанная лицом, осуществляющим строительство. Представленная заявителем схема не соответствует требованиям ГОСТ Р 51872-2002 и не отображает планировочную организацию земельного участка (отсутствуют проезды, площадки и малые архитектурные формы). Проектной документацией на строительство склада предусмотрено подключение к электросетям, и заявителем были представлены технические условия для присоединения к электрическим сетям. Следовательно, документ, подтверждающий соответствие построенного объекта техническим условиям и подписанный представителем уполномоченной организации, необходимо было представить. Кроме того, заявителем не предоставлены ни акт приемки объекта капитального строительства (в случае строительства на основании договора строительного подряда), ни документы, подтверждающие, что застройщик является членом саморегулируемой организации в области строительства, о чем было сообщено заявителю. Полагают, что оспариваемое решение принято в соответствии с действующим законодательством.

Представитель заинтересованного лица Администрации МО – Клепиковский муниципальный район в судебное заседание не явился, извещены надлежащим образом, поступило заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя администрации (л.д. 74).

Выслушав истца и его представителя, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Согласно статье 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Из материалов дела следует, что ФИО1 является арендатором земельного участка, общей площадью <данные изъяты> кв.м., с кадастровым номером , категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для размещения складских объектов, по адресу: <адрес>, срок аренды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 136-140,157-158).

Постановлением Администрации МО – Клепиковский муниципальный район от ДД.ММ.ГГГГ утвержден градостроительный план земельного участка № RU от ДД.ММ.ГГГГ, кадастровый номер земельного участка , участок находится в зоне И-1 (зона инженерной и транспортной инфраструктуры), заявитель ФИО1 В плане указано, что здание склада допускается разместить в центральной части (л.д. 11-15,82-88).

ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 Главным управлением архитектуры и градостроительства Рязанской области выдано разрешение на строительство объекта капитального строительства – здания склада на земельном участке с КН , общая площадь <данные изъяты> кв.м., объем <данные изъяты> куб.м., площадь застройки <данные изъяты> кв.м., проектная документация – ООО «<данные изъяты>», ДД.ММ.ГГГГ, срок действия разрешения до ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 159-161).

ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратился в Главное управление архитектуры и градостроительства Рязанской области через Клепиковский территориальный отдел ГБУ РО «МФЦ Рязанской области» с заявлением о выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию здания склада на земельном участке с КН , по адресу: <адрес> (л.д. 19-20,162-166). К заявлению ФИО1 приложил следующие документы: паспорт, акт приемки объекта, градостроительный план земельного участка, разрешение на строительство, технический план объекта капитального строительства, договор аренды, договор о передаче прав, исполнительную схему, технологическое подключение, письмо.

В соответствии с обязанностями, возложенными на уполномоченный орган частью 5 статьи 55 ГрК РФ, был произведен осмотр объекта капитального строительства.

Письмом Главного Управления архитектуры и градостроительства Рязанской области № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 78-79) ФИО1 отказано в выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию объекта ввиду отсутствия документов, предусмотренных ч. 3 ст. 55 ГрК РФ, и несоответствия параметров построенного объекта капитального строительства проектной документации. В письме указано следующее:

- в ходе осмотра выявлено несоответствие объекта требованиям, установленным в разрешении на строительство от ДД.ММ.ГГГГ в части отсутствия объектов благоустройства, предусмотренных проектной документацией, а именно: не обустроена асфальтированная площадка с разметкой парковочных мест, в том числе для инвалидов и въезд на территорию объекта; не обустроен тротуар-подход к зданию в границах земельного участка; не организована озелененная зона (с размещением газонов, посадкой кустарников и деревьев); не установлены малые архитектурные формы;

- не представлены документы, подтверждающие соответствие построенного, реконструированного объекта техническим условиям и подписанные представителями организаций, осуществляющих эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения;

- не представлена схема, отображающая расположение построенного, реконструированного объекта капитального строительства, расположение сетей инженерно-технического обеспечения в границах земельного участка и планировочную организацию земельного участка и подписанная лицом, осуществляющим строительство (лицом, осуществляющим строительство, и застройщиком или техническим заказчиком в случае осуществления строительств, реконструкции на основании договора строительного подряда).

Письмом Главного управления архитектуры и градостроительства Рязанской области № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 сообщено о результатах рассмотрения его жалобы - решение об отказе в выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию объекта капитального строительства принято в соответствии с действующим законодательством (л.д. 33-35).

С настоящим административным иском ФИО1 обратился в суд ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 6), с соблюдением срока, установленного ст. 219 КАС РФ.

В соответствии с п. 7 ч. 1 ст. 2 Закона Рязанской области от 28.12.2018 года № 106-ОЗ «О перераспределении отдельных полномочий в области градостроительной деятельности между органами местного самоуправления муниципальных образований Рязанской области и органами государственной власти Рязанской области» центральный исполнительный орган государственной власти Рязанской области, уполномоченный в сфере градостроительной деятельности, осуществляет следующие полномочия органов местного самоуправления: выдача разрешения на строительство, разрешения на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства, отказ в выдаче таких разрешений, за исключением полномочий, предусмотренных статьей 51.1, частями 17, 19 и 21 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, проектной документацией, а также соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, разрешенному использованию земельного участка, а также ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации – ч. 1 ст. 55 ГрК РФ.

В части 3 статьи 55 ГрК РФ установлен перечень документов, которые необходимо представить в уполномоченный орган для принятия решения о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию. Необходимо представить следующие документы, в том числе:

- документы, подтверждающие соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства техническим условиям и подписанные представителями организаций, осуществляющих эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения (при их наличии) – п. 7 ч. 3 ст. 55 ГрК РФ;

- схема, отображающая расположение построенного, реконструированного объекта капитального строительства, расположение сетей инженерно-технического обеспечения в границах земельного участка и планировочную организацию земельного участка и подписанная лицом, осуществляющим строительство (лицом, осуществляющим строительство, и застройщиком или техническим заказчиком в случае осуществления строительства, реконструкции на основании договора строительного подряда), за исключением случаев строительства, реконструкции линейного объекта – п. 8 ч. 3 ст. 55 ГрК РФ.

В соответствии с ч. 6 ст. 55 ГрК РФ основанием для отказа в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию является:

- отсутствие документов, указанных в частях 3 и 4 статьи 55 ГрК РФ;

- несоответствие объекта капитального строительства требованиям, установленным в разрешении на строительство;

- несоответствие параметров построенного, реконструированного объекта капитального строительства проектной документации.

В силу ч. 8 ст. 55 ГрК РФ отказ в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию может быть оспорен в судебном порядке.

Оценивая в совокупности доказательства по делу в соответствии с положениями статьи 84 КАС РФ, суд приходит к выводу, о том, что уполномоченным органом в пределах компетенции и в соответствии с требованиями действующего градостроительного законодательства правомерно отказано заявителю в выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию испрашиваемого объекта капитального строительства, поскольку возведенный объект – здание склада, не соответствует проектной документации в части благоустройства территории, и заявителем не представлены документы, предусмотренные ч. 3 ст. 55 ГрК РФ. Данный отказ не нарушает прав и охраняемых законом интересов административного истца.

Так, согласно представленной застройщиком ФИО1 проектной документации, составленной ООО «<данные изъяты>» <данные изъяты> (л.д. 91-135), на участке предусмотрено благоустройство и озеленение территории; предусмотрена площадка для временной парковки автомашин на 4 м/м, на стоянке транспортных средств выделено 1 м/место для людей с инвалидностью; предусмотрены малые архитектурные формы (скамья для отдыха, урны, цветники) и тротуар с покрытием из тротуарной плитки. В проекте указано, что свободная от застройки территория засеивается газонной травой. По проекту площадь дорожных покрытий (с учетом дополнительного благоустройства) 362 кв.м., площадь озеленения 168 кв.м. Перечисленные требования проекта застройщиком не были выполнены, что не оспаривалось им при рассмотрении дела. Утверждение ФИО1 и его представителя о необязательности выполнения благоустройства территории основано на неправильном толковании норм права. Поскольку застройщиком представлен проект, которым предусмотрено благоустройство территории, то он обязан осуществить строительство здания не только в соответствии с разрешением на строительство, но и в соответствии с проектной документацией (ст. 55 ГрК РФ).

Необходимость проведения земляных работ в целях благоустройства и озеленения территории не препятствует застройщику в осуществлении строительства в соответствии с разрешением на строительство и проектной документацией. Работы, осуществляемые в соответствии с разрешением на строительство на участке проведения земляных работ, не являются земляными работами, требующими письменного разрешения (ордера) органа местного самоуправления (п. 1 раздела VIII Решения Совета депутатов МО - Спас-Клепиковское городское поселение Клепиковского муниципального района Рязанской области от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Правил благоустройства территории муниципального образования - Спас-Клепиковское городское поселение Клепиковского муниципального района и Порядка участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий»).

В нарушение требований п. 7 ч. 3 ст. 55 ГрК РФ к заявлению о выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию объекта не приложены документы, подтверждающие соответствие построенного объекта капитального строительства техническим условиям и подписанные представителями организаций, осуществляющих эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения. В связи с тем, что проектной документацией предусмотрено подключение объекта к электрическим сетям, что не оспаривалось административным истцом, то указанный в п. 7 ч. 3 ст. 55 ГрК РФ документ необходимо было представить. Только в случае не подключения объекта к каким-либо сетям инженерно-технического обеспечения (при отсутствии сетей) такие документы не предоставляются.

Суд соглашается с возражениями административного ответчика в части не представления заявителем схемы, отображающей расположение построенного объекта капитального строительства, расположение сетей инженерно-технического обеспечения в границах земельного участка и планировочную организацию земельного участка и подписанную лицом, осуществляющим строительство. Административным регламентом предоставления государственной услуги «Выдача разрешений на строительство и разрешений на ввод объектов в эксплуатацию», утв. Постановление Главархитектуры Рязанской области от ДД.ММ.ГГГГ-п, предусмотрено, что для принятия решения о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию заявитель представляет в уполномоченную организацию заявление с приложением схемы, соответствующей требованиям ГОСТ Р 51872-2002 и отображающей расположение построенного, реконструированного объекта капитального строительства, расположение сетей инженерно-технического обеспечения в границах земельного участка и планировочную организацию земельного участка и подписанную лицом, осуществляющим строительство (п. 2.9.4 регламента). При этом схема планировочной организации земельного участка должна быть выполнена в соответствии с информацией, указанной в градостроительном плане земельного участка, с обозначением места размещения объекта капитального строительства, подъездов и проходов к нему, границ публичных сервитутов, объектов археологического наследия (пояснительная записка к регламенту). Представленная застройщиком исполнительская схема не отображает планировочную организацию земельного участка (не указаны проезды, площадки) – л.д. 167, что не оспаривалось административным истцом. Следовательно, такая схема, как несоответствующая требованиям законодательства, не может считаться документом, представленным застройщиком в соответствии с п. 8 ч. 3 ст. 55 ГрК РФ.

Таким образом, по изложенным выше основаниям исковые требования ФИО1 удовлетворению не подлежат.

На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ,

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований ФИО1 к Главному управлению архитектуры и градостроительства Рязанской области о признании незаконным отказа в выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию объекта – отказать полностью.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Рязанский областной суд через Клепиковский районный суд Рязанской области в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья: