дело № 2а-405/2022
67RS0007-01-2022-000826-36
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
<адрес> 19 апреля 2022 года
Сафоновский районный суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Павловой О.О., при секретаре Ашуровой Д.М.,
с участием представителя административного истца – помощника Сафоновского межрайонного прокурора Новиковой О.В., представителя административного ответчика ФИО1, рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску Сафоновского межрайонного прокурора <адрес> в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, к А. В. сельского поселения <адрес>, Департаменту цифрового развития <адрес> о признании бездействия незаконным и возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
Сафоновский межрайонный прокурор <адрес>, действуя в защиту интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с вышеуказанным иском к А. В. сельского поселения <адрес> (далее – А.), в обоснование которого указал, что Сафоновской межрайонной прокуратурой проведена проверка предоставления А. муниципальных услуг в электронной форме в сфере реализации национальных проектов. В ходе проведения проверки установлено, что А. не обеспечено предоставление муниципальных услуг в электронной форме через портал государственных и муниципальных услуг, также проверкой установлено, что А. размещены сведения об оказании тринадцати муниципальных услуг, однако возможность получения услуги через портал услуг не обеспечена. В связи с чем, прокурор просит суд признать бездействие А. В. сельского поселения <адрес> в части предоставления муниципальных услуг в электронной форме незаконным, возложить на А. В. сельского поселения <адрес> обязанность в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить возможность предоставления муниципальных услуг в электронной форме, согласно перечню предоставляемых поселением муниципальных услуг.
Определением суда от дд.мм.гггг к участию в деле в качестве соответчика привлечен Департамент цифрового развития <адрес>.
В судебном заседании помощник Сафоновского межрайонного прокурора – Новикова О.В. административные исковые требования поддержала.
Представитель А. В. сельского поселения <адрес> – глава А.ФИО1 с административным иском не согласилась, пояснила, что на сегодняшний день в перечень предоставляемых сельским поселением услуг входят четыре услуги, а именно: постановка на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма; предоставление жилого помещения, находящегося в муниципальной собственности, гражданину на основании договора социального найма; выдача архивных справок, архивных выписок и копий архивных документов; присвоение адресов объектам недвижимого имущества, находящимся в границах населенных пунктов поселения. Указанные массовые социально значимые услуги переведены в электронный формат в полном объеме. Ссылалась на локальный план-график поэтапного приведения административных регламентов предоставления, в том числе, муниципальных услуг органами местного самоуправления муниципальных образований <адрес> в электронной форме, указала, что срок исполнения поэтапного предоставления муниципальных услуг органами местного самоуправления продлен до дд.мм.гггг.
Представитель соответчика – Департамента цифрового развития <адрес> в судебное заседание не явился, в представленном ходатайстве просил суд рассмотреть административное дело без участия представителя Департамента. До судебного заседания от представителя соответчика получены возражения, в которых административный соответчик не согласен с требованиями прокурора, считает их не обоснованными по основаниям, изложенным в представленных возражениях.
Выслушав помощника прокурора, представителя А. сельского поселения, изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу положений ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Из части 1 статьи 218 КАС РФ следует, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно п. 1 ст. 1 Устава В. сельского поселения <адрес> (далее - Устав), В. сельское поселение <адрес> – муниципальное образование, наделенное статусом сельского поселения в соответствии с областным законом от дд.мм.гггг№ ххх-з.
А. сельского поселения – исполнительно-распорядительный орган сельского поселения, наделенный в соответствии с настоящим Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями по осуществлению отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными и областными законами (п. 1 ст. 33 Устава). А. сельского поселения обладает правами юридического лица в соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и настоящим Уставом (п. 2 ст. 33 Устава).
Отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг регулируются, соответственно, федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также местными А. и иными органами местного самоуправления, осуществляющими исполнительно-распорядительные полномочия, а также деятельность организаций, участвующих в предоставлении государственных и муниципальных услуг, регулируются Федеральным законом от дд.мм.гггг N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" (далее - Федеральный закон N 210-ФЗ).
Согласно пункту 2 статьи 2 Федерального закона N 210-ФЗ муниципальной услугой является деятельность по реализации функций органа местного самоуправления, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах полномочий органа, предоставляющего муниципальные услуги, по решению вопросов местного значения, установленных в соответствии с Федеральным законом от дд.мм.гггг N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и уставами муниципальных образований.
В соответствие с пунктом 2 статьи 5 Федерального закона N 210-ФЗ у заявителя при получении государственных и муниципальных услуг есть право, на получение полной, актуальной и достоверной информации о порядке предоставления государственных и муниципальных услуг, в том числе в электронной форме.
Органы, предоставляющие муниципальные услуги, обязаны: предоставлять муниципальные услуги в соответствии с административными регламентами (п. 1 ст. 6 Федерального закона N 210-ФЗ); обеспечивать возможность получения заявителем государственной или муниципальной услуги в электронной форме, если это не запрещено законом, а также в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по выбору заявителя, за исключением случая, если на основании федерального закона предоставление государственной или муниципальной услуги осуществляется исключительно в электронной форме (п. 2 ст. 6 названного закона).
Постановлением Правительства РФ от дд.мм.гггг N 236 утверждены Требования к предоставлению в электронной форме государственных и муниципальных услуг федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, а также органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, регламентирующие порядок формирования и направления запроса, его рассмотрения, направления результата рассмотрения запроса заявителю, оплаты услуг, записи на прием и др.
При этом в пункте 2 указанных Требований предусмотрено, что предоставление услуг в электронном виде может осуществляться посредством федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)", порталов государственных и муниципальных услуг субъектов Российской Федерации и посредством официальных сайтов органов государственной власти и органов местного самоуправления.
В судебном заседании установлено, что Сафоновской межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения А. В. сельского поселения <адрес> законодательства в сфере реализации национальных проектов. ФИО2 сельского поселения № ххх от дд.мм.гггг утвержден реестр муниципальных услуг (функций), предоставляемых (осуществляемых) А. В. сельского поселения <адрес>. Указанное постановление опубликовано на официальном сайте А. В. сельского поселения <адрес>. Из акта прокурорской проверки от дд.мм.гггг следует, что на портале услуг В. сельского поселения размещены сведения об оказании административным ответчиком 11 муниципальных услуг и двух функций муниципального контроля, вместе с тем возможность получения таких услуг через портал услуг не обеспечена. Межрайонной прокуратурой в рамках проведения проверки представление в адрес главы А. по анализируемым нарушениям не вносилось, предъявлен административный иск о признании незаконным бездействие А. В. сельского поселения <адрес>, выразившееся в непринятии мер по организации перехода на предоставление муниципальных услуг в электронном виде, возложении обязанности по обеспечению возможности предоставления муниципальных услуг в электронной форме, согласно перечню предоставляемых поселением муниципальных услуг.
В нарушение указанных выше требований административным ответчиком до настоящего времени предоставление муниципальных услуг в электронной форме через портал услуг в полном объеме не обеспечено.
Данные обстоятельства создают административные барьеры для реализации прав неопределенного круга лиц на получение муниципальных услуг дистанционно, в том числе, в электронной форме и, как следствие, невозможность получить услугу в электронной форме, что не способствует повышению качества и доступности муниципальных услуг.
Доводы представителей ответчиков о том, что в перечень предоставляемых муниципальным образованием услуг входят четыре услуги, которые переведены в электронный формат в полном объеме, а также довод о том, что предоставление муниципальных услуг в электронной форме обусловлено поэтапным приведением их в соответствие с требованиями законодательства, срок исполнения которого установлен до дд.мм.гггг, суд находит несостоятельными по следующим основаниям.
В части 4 статьи 29 Федерального закона N 210-ФЗ предусмотрены переходные положения в отношении норм Закона, предусматривающих предоставление государственных и муниципальных услуг в электронной форме, в том числе с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг.
Как установлено в п. 1 данной части, переход на предоставление государственных и муниципальных услуг в электронной форме осуществляется поэтапно в соответствии с планами-графиками перехода на предоставление государственных и муниципальных услуг в электронной форме.
Состав, последовательность проведения и содержание мероприятий, подлежащих включению в соответствующие планы, рекомендуется формировать с учетом этапов перехода на предоставление услуг (функций) в электронной форме, указанных в приложении N 2 к распоряжению Правительства Российской Федерации от дд.мм.гггг N 1993-р "Об утверждении сводного перечня первоочередных государственных и муниципальных услуг, предоставляемых в электронном виде".
В соответствии с этапом N 5, утвержденного распоряжением Правительства РФ от дд.мм.гггг N 1993-р "Об утверждении сводного перечня первоочередных государственных и муниципальных услуг, предоставляемых в электронном виде", до дд.мм.гггг органам местного самоуправления необходимо обеспечить возможность получения результатов предоставления услуги в электронном виде на Едином портале государственных и муниципальных услуг (функций), если это не запрещено федеральным законом.
При этом разработка плана-графика в отношении отдельных видов услуг вытекает из существа самой услуги, а также порядка ее предоставления и ограничена сроком до дд.мм.гггг.
Представленный же представителем ответчика план-график содержит порядок приведения административных регламентов предоставления государственных и муниципальных услуг в соответствие с Федеральным законом N 210-ФЗ. Однако план составлен не исходя из порядка предоставления услуги в целом, а исходя из трехэтапного перечня массовых социально значимых государственных и муниципальных услуг, подлежащих переводу в электронный формат на территории <адрес>.
В этой связи суд находит административные исковые требования Сафоновского межрайонного прокурора <адрес> к А. В. сельского поселения <адрес> о признании бездействия незаконным и возложении обязанности законными и обоснованными.
В удовлетворении административных исковых требований к Департаменту цифрового развития <адрес> надлежит отказать, так как согласно п.33 ФИО3 сельского поселения <адрес> является самостоятельным исполнительно-распорядительным органом, наделенным полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями по осуществлению отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными и областными законами.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 175-180, 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
административные исковые требования Сафоновского межрайонного прокурора <адрес> к А. В. сельского поселения <адрес> удовлетворить.
Признать незаконным бездействие А. В. сельского поселения <адрес> в части организации предоставления муниципальных услуг в электронном виде.
Обязать А. В. сельского поселения <адрес> в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить возможность предоставления муниципальных услуг в электронной форме согласно перечню предоставляемых поселением муниципальных услуг.
В удовлетворении административных исковых требований к Департаменту цифрового развития <адрес> – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Смоленский областной суд через Сафоновский районный суд. Апелляционная жалоба может быть подана в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий О.О. Павлова
(решение в окончательной форме изготовлено дд.мм.гггг)