Дело № 2а-4061/2022
УИД: 18RS0003-01-2022-003948-61
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
22 августа 2022 года г.Ижевск УР
Октябрьский районный суд г. Ижевска Удмуртской Республики в составе:
председательствующего судьи Городиловой Д.Д.,
при секретаре Давтян А.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФРИ к Главному управлению по государственному надзору Удмуртской Республике о признании решения незаконным,
у с т а н о в и л :
ФРИ (далее по тексту – административный истец) обратилась в суд с административным иском к Главному управлению по государственному надзору Удмуртской Республике (далее по тексту – административный ответчик, Управление по надзору УР) о признании незаконным решения от об исключении многоквартирного дома, расположенного по адресу: , из перечня многоквартирных домов, управление которыми осуществляет лицензиат – ООО УК «ЖРП № 8».
Свои требования мотивирует следующим образом.
жилищной инспекцией Главного управления по надзору УР принято решение об исключении МКД, расположенного по адресу: , из перечня многоквартирных домов, управление которыми осуществляет лицензиат - ООО УК «ЖРП № 8» с , дата позже исправлена на (приказ от ).
При вынесении данного решения Управлением по надзору УР не учтены следующие обстоятельства.
Между ООО УК «ЖРП № 8» и собственниками МКД, расположенного по адресу: (далее - «МКД»), заключен договор управления от Изменение и/или расторжение договора управления МКД осуществляются в порядке, предусмотренном ст. 450-453 ГК РФ, у ООО УК «ЖРП № 8» нет права в одностороннем порядке расторгнуть договор управления без решения суда. В соответствии с пунктом 11.6 договора управление, срок его действия установлен до .
Ранее в адрес членов совета МКД со стороны Управляющей компании были направлены уведомления об отказе от пролонгации договора, однако данные уведомления направлены с нарушением срока, установленного п. 11.6 договора, а потому последний пролонгировался на новый срок. Оснований для исключения многоквартирного дома по из перечня домов, управление которыми осуществляет ООО УК «ЖРП № 8», не имелось.
В судебном заседании административный истец ФРИ административные исковые требования поддержала, просила их удовлетворить, ссылаясь на доводы, изложенные в административном исковом заявлении, указала, что ООО УК «ЖРП № 8» при направлении уведомления о расторжении договора управления нарушило 60-дневный срок, который предусмотрен п.11.6 договора, договор управления продлен, Общество обязано осуществлять управление домом. Изменение способа управления (в частности, с управления управляющей организацией на временное управление) влечет за собой изменение режима управления общим имуществом собственником жилых помещений в многоквартирном доме, увеличение платы за жилищно-коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, нарушаются права и законные интересы собственников. Временная Управляющая компания осуществляет полномочия только в перечне работ и услуг, определенный Администрацией города Ижевска, то есть свыше данного перечня Управляющая компания не работает. С не оказываются услуги охраны, что существенно сказывается на имущественной безопасности. Не оказываются услуги по обслуживанию домофона. МКУ г. Ижевска "СТО ЖКХ" был назначен конкурс по выбору постоянной Управляющей компании. Если данный конкурс будет проведен, то собственники не смогут повлиять на тарифы и иные условия договора управления. Временная Управляющая компания будет работать по высокому тарифу и минимальному перечню.
В судебном заседании представители административного ответчика Главного управления по государственному надзору Удмуртской Республики – ФИО1, ФИО2, действующий по доверенности, требования административного истца не признали, полагая их не подлежащими удовлетворению, поддержали доводы, изложенные в письменном отзыве, который судом приобщен к материалам дела. Также указали, что в адрес Управления обратилось ООО УК «ЖРП № 8» с заявлением о прекращении договора управления с МКД по . К заявлению был приложен акт о размещении уведомления о расторжении договора управления на стендах. Согласно протоколу общего собрания от вопросом был утвержден порядок уведомления путем размещения информации на стендах. Весь порядок уведомления был выполнен в полном объеме, действия Управления по надзору УР о внесении изменений в реестр лицензий правомерны. Права собственников не нарушены, с собственники в любой день могли выбрать или начать голосование по выбору иной Управляющей компании, однако этого не сделали, временная Управляющая компания назначается для того, чтобы собственники не остались без управления.
В судебном заседании представитель заинтересованного лица ООО УК «ЖРП № 8» ФИО3, действующая по доверенности, поддержала позицию административного ответчика, указала, что ООО «Управляющая компания «ЖРП № 8» предприняла все необходимые меры для уведомления собственников о прекращении договора управления, уведомления направлялись через отделения почты, о чем суду представлены почтовые реестры, также уведомления указывались на счетах-квитанциях, были размещены на стендах при входе в подъезды.
В судебное заседание представитель заинтересованного лица МКУ города Ижевска «Служба технологического обеспечения ЖКХ» не явился, о дне, месте и времени рассмотрения дела извещался надлежащим образом, ранее представил письменные пояснения, просил в удовлетворении иска отказать.
В соответствии с ч.6 ст.226 КАС РФ дело рассмотрено при имеющейся явке.
В судебном заседании свидетель КЕВ, допрошенная по ходатайству административного истца, суду показала, что каких-либо объявлений о расторжении договора управления с ООО УК «ЖРП № 8» она не видела.
В судебном заседании свидетель ВМА, допрошенная по ходатайству административного истца, суду дала аналогичные показания, указав, что объявлений о расторжении договора управления с ООО УК «ЖРП № 8» она не видела.
В судебном заседании свидетель БАА, допрошенная по ходатайству административного истца, суду показала, что объявления о расторжении договора управления с ООО УК «ЖРП № 8» появились лишь в конце апреля.
Выслушав участников процесса, изучив и исследовав представленные материалы административного дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно пункту 1 Положения о Главном управлении по государственному надзору Удмуртской Республики, утвержденного постановлением Правительства Удмуртской Республики от 29 декабря 2017 года N 588, Главное управление по государственному надзору Удмуртской Республики является исполнительным органом государственной власти Удмуртской Республики, осуществляющим функции, в том числе, в сфере лицензионного контроля в отношении юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами на основании лицензии и лицензирования предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.
В соответствии с частью 9 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации многоквартирный дом может управляться только одной управляющей организацией.
По правилам статьи 192 Жилищного кодекса Российской Федерации и пункта 51 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04 мая 2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, выданной органом государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 195 Жилищного кодекса Российской Федерации сведения о лицензировании деятельности по управлению многоквартирными домами, лицензиатах, осуществляющих или осуществлявших данный вид деятельности, содержатся в реестре лицензий.
Частью 2 статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации определено, что в случае изменения перечня многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, в связи с заключением, прекращением, расторжением договора управления многоквартирным домом лицензиат в течение пяти рабочих дней со дня заключения, прекращения, расторжения указанного договора обязан разместить эти сведения в системе, а также направить их в орган государственного жилищного надзора.
Орган государственного жилищного надзора после получения сведений, указанных в части 2 настоящей статьи, вносит изменения в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в порядке и в сроки, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства (ч.3 ст.198 ЖК РФ).
Исходя из анализа вышеприведенных нормативных актов, суд приходит к выводу, что правоотношения по внесению изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации сведений многоквартирных домов, управление которыми осуществляет лицензиат, возникают между органом государственного жилищного надзора и лицензиатом, в рассматриваемом случае между Главным управлением по государственному надзору Удмуртской Республики и управляющей организацией ООО УК «ЖРП № 8».
Условия, последовательность и сроки внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации определен соответствующим Порядком, утвержденным Приказом Минстроя России от 25.12.2015 N 938/пр (далее по тексту – Порядок).
Согласно п. 2 Порядка изменения в реестр вносятся органом государственного жилищного надзора субъекта Российской Федерации на основании… представленного лицом, осуществляющим деятельность по управлению многоквартирным домом (далее - заявитель), заявления о внесении изменений в реестр.
Указанные заявление, уведомление или сведения, должны содержать, среди прочего, следующую информацию: … б) основания заключения, прекращения или расторжения договора управления многоквартирным домом или изменения способа управления многоквартирным домом.
В силу п.п. «ж» п. 3 Порядка к заявлению о внесении изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации, уведомлению о начале осуществления деятельности по управлению многоквартирным домом или сведениям о прекращении управления многоквартирным домом прилагаются следующие документы:
ж) в случае внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в связи с расторжением по инициативе управляющей организацией в одностороннем порядке договора управления многоквартирным домом с собственниками помещений в многоквартирном доме:
- копия заявления о прекращении договора управления многоквартирным домом и сведения о способе и сроке его передачи собственникам помещений в многоквартирном доме.
На основании п. 4 Порядка рассмотрение заявления и документов, указанных в пункте 3 настоящего Порядка, и принятие одного из решений, указанных в пункте 7 настоящего Порядка, осуществляется органом государственного жилищного надзора и не может превышать десяти рабочих дней с даты поступления заявления и документов.
Согласно п. 5 Порядка в ходе рассмотрения заявления и документов органом государственного жилищного надзора осуществляется проверка заявления и документов на предмет соблюдения следующих условий:
а) соответствия заявления и документов положениям пунктов 2 и 3 настоящего Порядка;
б) достоверности сведений, содержащихся в заявлении и документах, указанных в пункте 3 настоящего Порядка;
в) отсутствия противоречий сведений, представленных заявителем, содержащимся в реестре на момент рассмотрения заявления сведениям;
г) выполнения заявителем требования, установленного частью 2 статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации, о размещении указанной в заявлении информации в системе, в случае наличия данной обязанности у заявителя;
д) отсутствия вступившего в законную силу решения суда о признании заявителя банкротом в соответствии с Федеральным законом от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве);
е) отсутствия признаков ничтожности решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по основаниям, установленным гражданским законодательством Российской Федерации, а также в случае принятия на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме решения о выборе непосредственного способа управления таким многоквартирным домом в нарушение положения пункта 1 части 2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с п. 7 Порядка по результатам рассмотрения заявления и документов орган государственного жилищного надзора принимает одно из следующих решений:
а) о внесении изменений в реестр;
б) об отказе во внесении изменений в реестр и возврате заявления и документов;
в) о приостановлении рассмотрения заявления.
Решение о внесении изменений в реестр принимается органом государственного жилищного надзора в случае соответствия заявления и документов условиям, указанным в пункте 5 настоящего Порядка (пункт 8 Порядка).
В ходе судебного разбирательства установлено, что в адрес Главного управления по государственному надзору Удмуртской Республики поступило заявление ООО УК «ЖРП № 8» о внесении изменений в реестр лицензий Удмуртской Республики - исключении МКД в перечень домов, управление которыми осуществляет ООО УК «ЖРП № 8».
Совместно с заявлением ООО УК «ЖРП № 8» были представлены выборочные платежные документы за , представлены списки почтовых отправлений от , согласно которым управляющая компания уведомила собственников МКД по о прекращении договорных отношений. На платежных документах за г., представленных в Управление по надзору УР, была размещена информация о том, что договор управления домом, заключенный между ООО «ЖРП » и собственниками помещений дома, прекращается в связи с истечением срока действия договора управления, договор управления продлеваться не будет.
Кроме того, Управляющая компания представила в адрес Управления по надзору УР акт о размещении от , согласно которому уведомление (заявление) о прекращении Договора управления от . многоквартирным домом по , в связи истечением срока его действия, было размещено на досках объявлений (информационных стендах) в каждом подъезде.
Аналогичные письменные доказательства представлены суду заинтересованным лицом в ходе судебного разбирательства.
Проанализировав вышеуказанные письменные доказательства, суд приходит к выводу, что они соответствовали требованиям Порядка, утвержденным Приказом Минстроя России от 25.12.2015 N 938/пр, признаков ничтожности, фальсификации, недостоверности, противоречивости не имели, а потому у Управления по надзору УР отсутствовали основания для отказа во внесении изменений в реестр и возврате заявления и документов либо для приостановления рассмотрения заявления ООО УК «ЖРП ».
Действия административного ответчика по принятию решения от отвечали требованиям действующего жилищного законодательства, Порядку и срокам внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации, требованиям ч. 3 ст. 198 Жилищного Кодекса Российской Федерации. Оснований для признания оспариваемого решения незаконным и необоснованным не имеется.
В силу части 1 статьи 4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе, в случае, если по мнению этого лица созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных данным Кодексом и другими федеральными законами.
С учетом вышеуказанного, суд приходит к выводу, что административным истцом не доказано существенного нарушения его жилищных прав действиями административного ответчика Управления по надзору УР.
Суд считает, что в действительности имеет место гражданско-правовой спор между административным истцом ФРИ и заинтересованным лицом ООО УК «ЖРП № 8» относительно действия/прекращения/расторжения договора управления многоквартирным домом по . В данном случае истец имеет право на обращение в суд с соответствующими исковыми требованиями к надлежащему лицу – к ООО УК «ЖРП № 8».
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Административные исковые требования ФРИ к Главному управлению по государственному надзору Удмуртской Республике о признании незаконным решения от об исключении многоквартирного дома, расположенного по адресу: , из перечня многоквартирных домов, управление которыми осуществляет лицензиат – ООО УК «ЖРП № 8» оставить без удовлетворения в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Удмуртской Республики в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме через Октябрьский районный суд г. Ижевска.
Решение в окончательной форме изготовлено 09.09.2022 года.
Председательствующий судья: Д.Д. Городилова