К делу №2а-4062/2022
УИД 23RS0040-01-2022-0003172-12
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
17 июня 2022 года г. Краснодар
Первомайский районный суд г. Краснодара Краснодарского края в составе:
председательствующего судьи Игорцевой Е.Г.,
пом.судьи Курузовой Б.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Костенко Л. С. к Департаменту муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образования г. Краснодар, администрации муниципального образования г. Краснодар, заинтересованное лицо Государственное автономное учреждение Краснодарского края «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг Краснодарского края» о признании незаконным бездействия, возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
Костенко Л.С. обратилась в суд с административным иском к Департаменту муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образования г. Краснодар (далее – Департамент), заинтересованное лицо Государственное автономное учреждение Краснодарского края «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг Краснодарского края» (далее – филиал ГАУ КК «МФЦ КК» в г. Краснодаре) о признании незаконным бездействия, возложении обязанности.
В обоснование заявленных требований административный истец указала, что 29.05.2015 года она заключила с администрацией муниципального образования г. Краснодар договор аренды №4300021623 в отношении земельного участка с кадастровым номером №:12, площадью 800 кв.м., расположенного по адресу: . 29.09.2021 года Костенко Л.С. подала заявление в Департамент о предоставлении в собственность за плату арендуемого земельного участка. В месячный срок, т.е. до 29.10.2021 года, заявление рассмотрено не было, никакого ответа не предоставлено. 28.03.2022 года Костенко Л.С. повторно подала заявление в Департамент о предоставлении в собственность за плату арендуемого земельного участка, в удовлетворении которого было отказано, по причине неправильного составления заявления.
Согласно административному иску Костенко Л.С. просила суд:
- признать незаконным бездействие Департамента муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образования г.Краснодар по заключению договора на передачу в собственность ей земельного участка с кадастровым номером №:12, площадью 800 кв.м., расположенного по адресу: ;
- обязать администрацию муниципального образования г. Краснодар заключить с ней договор на передачу в собственность земельного участка с кадастровым номером №:12, площадью 800 кв.м., расположенного по адресу: .
Определением Первомайского районного суда г. Краснодара от 13.05.2022 года к участию в деле в качестве административного соответчика привлечена администрация муниципального образования г.Краснодар.
В судебном заседании административный истец Костенко Л.С. поддержала административные исковые требования, просила их удовлетворить. В ходе судебных слушаний административный истец пояснила, что она подавала заявления на получение муниципальной услуги 07.09.2021, 29.09.2021, 28.03.2022 и 13.04.2022 гг.
В судебном заседании представитель административного истца Костенко Л.С. – ФИО3, действующий по доверенности от 12.10.2022 года, поддержал административные исковые требования, просил их удовлетворить. В ходе судебных слушаний представитель пояснил, что фактически отказа в предоставлении услуги не было, заявление административный ответчик получил, имеются признаки бездействия. На земельном участке имеется недвижимое строение, право собственности на строение зарегистрировано в установленном порядке, никаких процедур по оспариванию права собственности не инициировано.
В судебном заседании представитель административных соответчиков администрации МО образования г. Краснодар и Департамента муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образования г. Краснодар – ФИО4, действующий по доверенностям, административные исковые требования не признал, просил в удовлетворении иска отказать. Представитель пояснил, что необходимо подтвердить, что испрашиваемый земельный участок будет использоваться согласно его предназначению для индивидуального жилищного строительства. В указанных целях техником управления муниципального контроля составляется заключение по результатам осмотра здания, однако технику не обеспечили допуск в здание. В рамках оказания муниципальной услуги проводится осмотр земельного участка на соответствие земельному законодательству. В ходе последнего осмотра были выявлены признаки нарушения земельного законодательства, связанные с законностью возведенного на участке строения, был составлен акт с замечаниями. В предыдущем судебном заседании представитель пояснил, что уполномоченный орган не отказывал в предоставлении муниципальной услуги, заявления были возвращены, поскольку не были указаны основания предоставления земельного участка без проведения торгов, перечисленные в пункте 2 статьи 39.3 Земельного кодекса РФ, в заявлениях указывались только наименования услуг.
В судебном заседании представитель заинтересованного лица – ФИО5, действующая по доверенности от 21.02.2022 года, поддержала ранее предоставленные письменные возражения, в которых указано, что филиал ГАУ КК «МФЦ КК» в г. Краснодаре выполнил в полном объеме все возложенные на него функции. Костенко Л.С. дважды подавала в филиал ГАУ КК «МФЦ КК» в г. Краснодаре заявления о предоставления муниципальной услуги в виде предоставления земельных участков в собственность. По результату обращения от 29.09.2021 года был сформирован пакет документов и передан в орган, осуществляющий муниципальную услугу, однако результат из уполномоченного органа не поступал. По результату обращения от 28.03.2022 года также был сформирован пакет документов и передан в орган, осуществляющий муниципальную услугу, и 13.04.2022 года был выдан ответ со статусом «отказано в предоставлении услуги». В соответствии с технологической схемой предоставления муниципальных услуг специалистом филиала ГАУ КК «МФЦ КК» в г. Краснодаре осуществлена проверка правильности оформления заявления и содержание представленных документов. Представитель дополнительно уточнила, что сотрудник МФЦ для отображения результата может выбрать между отметками «услуга оказана и земельный участок предоставлен в собственность» и «услуга не оказана и отказано», в системе отсутствует графа, если документы возвращаются без принятого решения. По результатам рассмотрения заявления от 27.03.2022 года была внесена запись об отказе в предоставлении услуги, документ выдан заявителю 13.04.2022 года.
Суд, выслушав участвующих лиц, считает, исследовав материалы дела, изучив представленные суду доказательства, приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, 29.05.2015 года Костенко Л.С. заключила с администрацией муниципального образования г. Краснодар договор аренды № в отношении земельного участка с кадастровым номером №:12, площадью 800 кв.м., предназначенного для индивидуального жилищного строительства, расположенного по адресу: (л.д. 9-14).
С 21.12.2020 года на земельном участке был возведен одноэтажный жилой дом, право собственности на который зарегистрировано на имя Костенко Л.С. в Едином государственном реестре недвижимости
07.09.2021 года Костенко Л.С. подала заявление в Департамент о предоставлении в собственность арендуемого земельного участка.
В письме от 14.09.2021 года №20412/26 администрация МО г. Краснодар сообщила Костенко Л.С. о возвращении материалов по заявлению от 07.09.2021 года для приведения документов в соответствие, поскольку в заявление не указано основание предоставления земельного участка без проведения торгов – пп. 6 пункта 2 статьи 39.3 ЗК РФ (л.д. 95-96).
29.09.2021 года Костенко Л.С. подала в Департамент заявление «Предоставление в собственность за плату земельных участков на территории муниципального образования город Краснодар на основании договора купли-продажи» (л.д.17).
28.03.2022 года Костенко Л.С. подала в Департамент заявление «Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на которых расположены здания, сооружения, в собственность, аренду» (л.д.16).
В письме от 11.04.2022 года №8170/26 администрация МО г. Краснодар сообщила Костенко Л.С. о возвращении материалов для приведения документов в соответствие, поскольку в заявление не указано основание предоставления земельного участка без проведения торгов – пп. 6 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса РФ (л.д. 97-98).
На основании статьи 218 Кодекса административного судопроизводства РФ (далее –КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии со статьей 219 КАС РФ административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов. Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
Административное исковое заявление об оспаривании бездействия органа местного самоуправления, выразившееся в ненадлежащем рассмотрении заявлений, направлено в Первомайский районный суд города Краснодара согласно почтовой отметке 18.04.2022 года, чем был соблюден трехмесячный срок на обращение в суд, установленный статьей 219 КАС РФ.
Согласно статье 39.2 Земельного кодекса РФ (далее – ЗК РФ) предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 ЗК РФ.
На основании пункта 3 статьи 44 Устава муниципального образования город Краснодар, принятого Решением городской Думы Краснодара от 21.04.2011 года № 11 п.6, Администрация муниципального образования город Краснодар в области использования земли осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
Согласно пункту 2.2 Положения о департаменте муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образования город Краснодар, утвержденного решением городской Думы Краснодара от 15.12.2005 года № 4 п.19 (далее – Положения), одной из основных задач Департамента является подготовка материалов по вопросам распоряжения земельными участками на территории муниципального образования город Краснодар.
Пунктом 3.24 Положения установлено, что Департамент оформляет земельно-правовые документы, в том числе договоры, постановления и распоряжения администрации муниципального образования город Краснодар по вопросам землепользования.
На основании подпункта 6 пункта 2 статьи 39.3 ЗК РФ без проведения торгов осуществляются продажи земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 ЗК РФ.
В силу пункта 1 статьи 39.20 ЗК РФ граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на земельных участках, имеют исключительное право на приобретение таких земельных участков в собственность или в аренду.
Статьей 39.14 ЗК РФ установлен порядок предоставления в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, согласно которому, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, готовится схема расположения земельного участка, принимается решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка, осуществляется государственный кадастровый учет земельного участка, а также государственная регистрация права государственной или муниципальной собственности на него, в дальнейшем заинтересованное лицо подаёт в уполномоченный орган заявление о предоставлении земельного участка, при удовлетворении которого заключается договор купли-продажи или договор аренды земельного участка.
В указанных целях постановлением администрации МО город Краснодар от 02.03.2015 года № 1895 утвержден административный регламент предоставления администрацией муниципального образования город Краснодар муниципальной услуги «Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на которых расположены здания, сооружения, в собственность, аренду» (далее – Административный регламент).
Пунктом 8 Административного регламента определено, что предоставление муниципальной услуги осуществляется администрацией МО город Краснодар через уполномоченный орган (Департамент муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образования город Краснодар).
На основании пункта 12 Административного регламента результатами предоставления муниципальной услуги являются: 1) постановление администрации муниципального образования город Краснодар о предоставлении в собственность бесплатно земельного участка; 2) договор купли-продажи или аренды земельного участка; 3) решение об отказе в предоставлении муниципальной услуги.
Исходя из пункта 13 Административного регламента, срок предоставления муниципальной услуги составляет не более 30 дней со дня регистрации заявления и прилагаемых к нему документов.
Следовательно, в указанный период уполномоченный орган обязан выявить основания для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, определенные в статье 39.16 ЗК РФ.
Согласно Административному регламенту заявление о предоставлении земельного участка оформляется по форме согласно приложению № 1 к Регламенту, в приложении N 2 к Регламенту имеется образец заполнения (пункт 15), документы не принимаются в случае представления заявителем документов, оформленных не в соответствии с установленным порядком.
В судебном заседании представитель филиал ГАУ КК «МФЦ КК» в г. Краснодаре подтвердил, что заявление Костенко Л.С. при подаче было проверено и передано в уполномоченный орган.
Таким образом, административный ответчик должен был оказать муниципальную услугу либо отказать в предоставлении муниципальной услуги.
Судом установлено, что испрашиваемый земельный участок образован, границы согласно пункту 1.2 договора аренды земельного участка обозначены в кадастровом паспорте, произведен кадастровый учет земельного участка, произведена государственная регистрация права муниципальной собственности на него.
Доводы административного ответчика о неправильном составлении заявления ничем не подтверждены, суду заявление не предоставлено.
При изложенных обстоятельствах, суд усматривает признаки бездействия в виде не предоставлении муниципальной услуги по заявлению Костенко Л.С.
Административный ответчик, неся бремя доказывания обоснованности своих решений, не предоставил суду доказательств наличия указанных в статье 39.16 ЗК РФ оснований для отказа в предоставлении муниципальной услуги.
При этом, суд учитывает требования пункта 1 части 3 статьи 227 КАС РФ, согласно которому в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений.
Таким образом, во исполнении указанных норм суд считает необходимым возложить на административного ответчика обязанность оказать муниципальную услугу Костенко Л.С. в соответствии с действующим законодательством.
Требование в части обязать администрацию муниципального образования г.Краснодар заключить с административным истцом договор на передачу в собственность земельного участка удовлетворению не подлежит как заявленное преждевременно.
В соответствии с ч. 2 ст. 176 КАС РФ суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.
Согласно ст. 84 КАС РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФРФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление удовлетворить частично.
Признать незаконным бездействие Департамента муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образования г.Краснодар, выраженное в не предоставлении муниципальной услуги по заявлению Костенко Л. С. 29 сентября 2021 года.
Возложить обязанность на Департамент муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образования г.Краснодар оказать муниципальную услугу Костенко Л.С. в соответствии с действующим законодательством.
В удовлетворении требований в большем размере – отказать.
Решение может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы в Краснодарский краевой суд через Первомайский районный суд города Краснодара в течение месяца со дня принятия решения суда.
Судья Е.Г. Игорцева
Мотивированный текст решения изготовлен 01 июля 2022 года