ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-4064/2022 от 05.09.2022 Кировского районного суда г. Ростова-на-Дону (Ростовская область)

Дело № 2а-4064/2022

61RS0003-01-2021-010010-87

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

05 сентября 2022 года г. Ростов-на-Дону

Кировский районный суд г. Ростова-на-Дону

в составе: председательствующего судьи Бабаковой А.В.,

при секретаре Смаглиеве Д.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Главного управления Министерства юстиции РФ по РО к Саморегулируемой организации "Альянс предприятий строительного комплекса", заинтересованное лицо: Ассоциация «Национальное объединение строителей», о ликвидации некоммерческой организации и исключении ее из единого государственного реестра юридических лиц,

УСТАНОВИЛ:

Главное управление Министерства юстиции Российской Федерации по Ростовской области обратилось в суд с административным иском к Саморегулируемой организации Ассоциации "Альянс предприятий строительного комплекса" о ликвидации некоммерческой организации и исключении ее из единого государственного реестра юридических лиц, ссылаясь на то, что решение о регистрации Саморегулируемой организации Ассоциации «Альянс предприятий строительного комплекса» принято 22.12.2009. В Единый государственный реестр юридических лиц ответчик внесен за .

В ведомственный реестр зарегистрированных некоммерческих организаций Главного управления Минюста России по Ростовской области ответчик внесен за учетным .

Административный ответчик в период с 2019 года (федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области государственной регистрации и контроля некоммерческих организаций, с ДД.ММ.ГГГГ является Главное управление) не представлял в Главное управление обновленные сведения о продолжении своей деятельности, уклоняясь от выполнения законной обязанности.

Вместе с тем, ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ за неисполнение обязанности по предоставлению отчетности Главным управлением в адрес Саморегулируемой организации Ассоциации "Альянс предприятий строительного комплекса" были вынесены письменные предупреждения.

ДД.ММ.ГГГГ за неисполнение обязанности по предоставлению отчетности Главным управлением в адрес Саморегулируемой организации Ассоциации "Альянс предприятий строительного комплекса" было вынесено письменное предупреждение.

За неисполнение указанного предупреждения в отношении ответчика составлен и направлен в суд протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также вынесено повторное предупреждение от ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно отчету, сформированному официальным сайтом Почты России, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ документы находятся в статусе «неудачная попытка вручения».

В Главное управление по настоящее время соответствующие документы для устранения выявленных нарушений не поступали. Предупреждения от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ ответчиком не исполнены.

На основании изложенного, административный истец просит суд ликвидировать Саморегулируемую организацию Ассоциацию «Альянс предприятий строительного комплекса» ОГРН и исключить ее из Единого государственного реестра юридических лиц.

Решением Кировского районного суда г.Ростова-на-Дону от 27 января 2022 года исковые требования Главного управления Министерства юстиции РФ по РО к Саморегулируемой организации Ассоциации "Альянс предприятий строительного комплекса" о ликвидации некоммерческой организации и исключении ее из единого государственного реестра юридических лиц, были удовлетворены. Саморегулируемая организация Ассоциацию «Альянс предприятий строительного комплекса» ОГРН была ликвидирована и исключена из Единого государственного реестра юридических лиц. Взыскано с Саморегулируемой организации Ассоциации «Альянс предприятий строительного комплекса» в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 6 000 рублей.

Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Ростовского областного суда от 20 июля 2022г., решение Кировского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ было отменено, дело возвращено на новое рассмотрение.

Определением Кировского районного суда г.Ростова-на-Дону от 17 августа 2022г. вышеуказанное административное дело было принято к производству суда. Ассоциация «Национальное объединение строителей» (НОСТРОЙ) была привлечена к участию в деле в качестве заинтересованного лица.

Представитель Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного разбирательства извещены судом надлежащим образом, представили заявление, в котором просили суд административное дело рассмотреть в отсутствие их представителя.

Представитель административного ответчика Саморегулируемой организации Ассоциации "Альянс предприятий строительного комплекса" в судебное заседание не явился, извещался судом надлежащим образом.

Представитель заинтересованного лица - Ассоциации «Национальное объединение строителей» (НОСТРОЙ) Наумова В.А., действующая на основании доверенности в материалах дела, в судебное заседание явилась, возражала против удовлетворения административного иска, на основании доводов, указанных в письменных возражениях на административный иск.

Согласно ч.5 ст.96 КАС РФ, судебное извещение, адресованное организации, направляется по ее адресу. Судебное извещение, адресованное организации, может быть направлено по адресу ее представительства или филиала, если они указаны в учредительных документах.

В соответствии с пунктом 2 статьи 54 Гражданского кодекса Российской Федерации и пунктом 2 статьи 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" место нахождения общества определяется местом его государственной регистрации.

Ответчик - Саморегулируемая организация Ассоциации "Альянс предприятий строительного комплекса", была извещена судом по юридическому адресу: 344022, , ком.8, согласно Выписке из ЕГРЮЛ.

Суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными (части 2, 6, 7 статьи 150 КАС РФ).

Дело рассмотрено в отсутствие административного истца, ответчика, уведомленных надлежащим образом в порядке ст. 150 КАС РФ.

Суд, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

В силу пункта 4.1 статьи 32 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ контроль за соблюдением некоммерческими организациями требований законодательства Российской Федерации и целей, предусмотренных их учредительными документами, осуществляется при проведении федерального государственного надзора за деятельностью некоммерческих организаций, который осуществляется уполномоченным органом согласно его компетенции в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Согласно Положению о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденному Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. N 1313, Министерство юстиции Российской Федерации осуществляет федеральный государственный надзор за деятельностью некоммерческих организаций, в том числе религиозных организаций.

Порядок осуществления данного надзора установлен Положением о федеральном государственном надзоре за деятельностью некоммерческих организаций, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2012 г. N 705 (далее - Положение).

Пунктом 2 Положения установлено, что задачами государственного надзора являются предупреждение, выявление и пресечение нарушений некоммерческими организациями требований законодательства Российской Федерации в сфере деятельности некоммерческих организаций.

Предметом проверок является соблюдение некоммерческими организациями требований законодательства Российской Федерации и целей, предусмотренных их учредительными документами, в том числе требований по расходованию некоммерческими организациями денежных средств и использованию ими иного имущества (подпункт "а" пункта 6 Положения).

Государственный надзор осуществляется Министерством юстиции Российской Федерации и его территориальными органами посредством проведения плановых и внеплановых документарных и выездных проверок соблюдения некоммерческими организациями требований, установленных Федеральным законом "О некоммерческих организациях", а также выполнения предупреждений (представлений) должностных лиц органов государственного надзора об устранении выявленных нарушений указанных требований (пункт 3 и абзац 1 пункта 5 Положения).

Должностные лица органов государственного надзора, указанные в пункте 9 Положения, при осуществлении государственного надзора в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право запрашивать у органов управления некоммерческой организации их распорядительные документы, за исключением документов, содержащих сведения, которые могут быть получены в соответствии с подпунктом "б" пункта 10 Положения; проводить проверки соответствия деятельности некоммерческой организации, в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества, целям, предусмотренным ее учредительными документами; в случае выявления нарушения законодательства Российской Федерации и (или) совершения некоммерческой организацией действий, противоречащих целям, предусмотренным ее учредительными документами, выносить письменное предупреждение (представление) с указанием допущенного нарушения и срока его устранения, составляющего не менее одного месяца, а также принимать иные меры, предусмотренные законодательством Российской Федерации (подпункты "а", "г" и "д" пункта 10 Положения, а также подпункты 1, 4 и 5 пункта 5 статьи 32 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ).

В соответствии с п. 96 Административного регламента исполнения Министерством юстиции Российской Федерации государственной функции по осуществлению контроля за соответствием деятельности некоммерческих организаций уставным целям и задачам, филиалов и представительств международных организаций, иностранных некоммерческих неправительственных организаций заявленным целям и задачам, а также за соблюдением ими законодательства Российской Федерации, утвержденного Приказом Минюста РФ от 30 декабря 2011 г. N 456, центральный аппарат (территориальный орган) по результатам контроля вправе обратиться в суд с заявлением о ликвидации некоммерческой организации по основаниям, предусмотренным пунктом 10 статьи 32 Федерального закона "О некоммерческих организациях”, статьей 61 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Таким образом, Главное управление Министерства юстиции РФ по РО является тем государственным органом, которому право на предъявление требования о ликвидации некоммерческой организации предоставлено законом.

Согласно части 2 статьи 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

Федеральный закон от 19 мая 1995 года N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" возлагает на общественную организацию обязанность соблюдать законодательство Российской Федерации, а также нормы, предусмотренные ее Уставом и иными учредительными документами (абзац 2 части 1 статьи 29).

В соответствии с п. 1 ст. 18 ФЗ "О некоммерческих организациях" некоммерческая организация может быть ликвидирована на основании и в порядке, предусмотренном Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом "О некоммерческих организациях" и другими федеральными законами.

В соответствии с п. 3 ст. 61 ГК РФ юридическое лицо ликвидируется по решению суда:

по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае осуществления юридическим лицом деятельности, запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с другими неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов;

по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае систематического осуществления общественной организацией, общественным движением, благотворительным и иным фондом, религиозной организацией деятельности, противоречащей уставным целям таких организаций.

Заявление в суд о ликвидации некоммерческой организации вносится уполномоченным органом или его территориальным органом (п. 1.1 ст. 18 ФЗ "О некоммерческих организациях").В соответствии с частью 1 статьи 26 Федерального закона "Об общественных объединениях" ликвидация общественного объединения осуществляется по решению съезда (конференции) или общего собрания в соответствии с уставом данного общественного объединения либо по решению суда по основаниям и в порядке, которые предусмотрены статьей 44 настоящего Федерального закона.

Согласно абзацу третьему части 1 статьи 44 указанного Федерального закона основаниями ликвидации общественного объединения или запрета его деятельности являются неоднократные или грубые нарушения общественным объединением Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов или иных нормативных правовых актов либо систематическое осуществление общественным объединением деятельности, противоречащей его уставным целям.

Судом установлено, что решение о регистрации Саморегулируемой организации Ассоциации «Альянс предприятий строительного комплекса» принято ДД.ММ.ГГГГ.

В Единый государственный реестр юридических лиц Саморегулируемая организация Ассоциация "Альянс предприятий строительного комплекса" внесена за

В ведомственный реестр зарегистрированных некоммерческих организаций Главного управления Минюста России по Саморегулируемая организация Ассоциация "Альянс предприятий строительного комплекса" внесена за учетным .

В соответствии с п. 3 ст. 32 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» некоммерческая организация обязана представлять в уполномоченный орган документы, содержащие отчет о своей деятельности, а также сведения о расходовании денежных средств и использовании иного имущества.

Указанные сведения в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О мерах по реализации отдельных положений федеральных законов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций», предоставляются в срок не позднее 15 апреля следующего за отчетным годом.

В нарушение вышеуказанных требований ответчик в период с 2019 года (федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области государственной регистрации и контроля некоммерческих организаций, с ДД.ММ.ГГГГ является Главное управление) не представлял в Главное управление обновленные сведения о продолжении своей деятельности, уклоняясь от выполнения законной обязанности.

Вместе с тем, ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ за неисполнение обязанности по предоставлению отчетности Главным управлением в адрес Саморегулируемой организации Ассоциации "Альянс предприятий строительного комплекса" были вынесены письменные предупреждения на основании п.п. 5 п. 5 ст. 32 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (по настоящее время не исполнены).

ДД.ММ.ГГГГ за неисполнение обязанности по предоставлению отчетности Главным управлением в адрес Саморегулируемой организации Ассоциации "Альянс предприятий строительного комплекса" было вынесено письменное предупреждение на основании п.п. 5 п. 5 ст. 32 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».

За неисполнение указанного предупреждения в отношении ответчика составлен и направлен в суд протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также вынесено повторное предупреждение от ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно отчету, сформированному официальным сайтом Почты России, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ документы находятся в статусе «неудачная попытка вручения».

В Главное управление по настоящее время соответствующие документы для устранения выявленных нарушений не поступали.

Предупреждения от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ ответчиком не исполнены.

В соответствии ст.3 и 13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 315-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "О саморегулируемых организациях", ч.1 ст. 55.16 "Градостроительного кодекса Российской Федерации" от ДД.ММ.ГГГГ N 190-ФЗ, саморегулируемая организация в целях обеспечения имущественной ответственности членов саморегулируемой организации по обязательствам, возникшим вследствие причинения вреда личности или имуществу гражданина, имуществу юридического лица вследствие разрушения, повреждения здания, сооружения либо части здания или сооружения, формирует компенсационный фонд возмещения вреда. Саморегулируемая организация в пределах средств компенсационного фонда возмещения вреда несет солидарную ответственность по обязательствам своих членов, возникшим вследствие причинения вреда, в случаях, предусмотренных статьей 60 настоящего Кодекса.

Саморегулируемая организация в случаях, установленных настоящим Кодексом, в целях обеспечения имущественной ответственности членов саморегулируемой организации по обязательствам, возникшим вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения ими обязательств по договорам подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, договорам строительного подряда или договорам подряда на осуществление сноса, заключенным с использованием конкурентных способов заключения договоров, дополнительно формирует компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств в случаях, предусмотренных частями 2 и 4 статьи 55.4 настоящего Кодекса. Саморегулируемая организация в пределах средств компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств несет субсидиарную ответственность по обязательствам своих членов в случаях, предусмотренных статьей 60.1 настоящего Кодекса.(ч.2 ст.55.16 ГрК РФ).

НОСТРОЙ в соответствии с положениями ст.55.20 ГрК РФ является Национальным объединением саморегулируемых организаций, основанных на членстве лиц, осуществляющих строительство. В силу п.5.1 ст.55.20 ГрК РФ, саморегулируемая организация является членом соответствующего Национального объединения саморегулируемых организаций со дня внесения сведений о такой организации в государственный реестр саморегулируемых организаций.

Согласно ч.7 ст. 55.2 ГрК РФ, ликвидация некоммерческой организации, имеющей статус саморегулируемой организации, осуществляется только после исключения сведений о ней из государственного реестра саморегулируемых организаций и зачисления в порядке и в срок, которые установлены частью 14 статьи 55.16 настоящего Кодекса, средств ее компенсационного фонда (компенсационных фондов) на специальный банковский счет Национального объединения саморегулируемых организаций, членом которого являлась такая саморегулируемая организация.

Так, приказом Ростехнадзора от ДД.ММ.ГГГГ № СП-130 сведения о СРО «АПСК» исключены из Госреестра СРО.

В соответствии с ч.14 ст.55.16 ГрК РФ, в случае исключения сведений о саморегулируемой организации из государственного реестра саморегулируемых организаций средства компенсационного фонда возмещения вреда и компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств саморегулируемой организации в недельный срок с даты исключения таких сведений подлежат зачислению на специальный банковский счет Национального объединения саморегулируемых организаций, членом которого являлась такая саморегулируемая организация, и могут быть использованы только для осуществления выплат в связи с наступлением солидарной или субсидиарной ответственности саморегулируемой организации по обязательствам членов такой организации, возникшим в случаях, предусмотренных соответственно статьями 60 и 60.1 настоящего Кодекса.

Подлежащие зачислению на специальный банковский счет НОСТРОЙ денежные средства компенсационных фондов могут быть направлены заинтересованным лицам исключительно в соответствии со ст. 60, 60.1, ч.15 ст.55.16 ГрК РФ.

В связи с неисполнением в полном объеме СРО «АПСК» обязанности по зачислению средств КФ на счет НОСТРОЙ, Арбитражным судом было вынесено решение от 26.12.2018г. по делу №А53-27203/2018, которым с СРО «АПСК» взыскано в пользу НОСТРОЙ средства компенсационных фондов в размере 80 610 370,08 рублей. Выдан исполнительный лист на принудительное исполнение решения АС РО ФС .

Как усматривается из материалов дела, вышеуказанное решение до настоящего момента не исполнено, обязательства по перечислению средств компенсационного фонда в размере 80 610 370,08 руб. на счет Ассоциации «Национальное объединение строителей» СРО Ассоциацией «АПСК» не исполнено.

Ввиду невозможности установления местонахождения должника, его имущества либо полсучения сведений о наличии принадлежащих ему денежных средств и иных ценностей, исполнительное производство, возбужденное на основании исполнительного листа АС РО ФС , постановлением судебного пристава-исполнителя от ДД.ММ.ГГГГ было окончено.

НОСТРОЙ были выявлены нарушения требований ст.55.16 и 55.16-1 ГрК РФ в части необходимости размещения спредств КФ на специальных банковских счетах. Так, средства КФ СРО «АПСК» были размещены в кредитных организациях с отозванными лицензиями: АКБ «Инвестбанк» (ОАО) и ООО «СБ Банк»(Судостроительный банк). По состоянию на 31.08.2022г. вышеуказанные кредитные организации находятся на стадии конкурсного производства, требования СРО «АПСК» в соответствующем размере включены в реестр требований кредиторов(дело

Суд приходит к выводу о том, что условия, указанные в ч.7 ст. 55.2 ГрК РФ о зачислении в порядке и в срок, средств компенсационного фонда (компенсационных фондов) на специальный банковский счет Национального объединения саморегулируемых организаций, членом которого являлась такая саморегулируемая организация, Саморегулируемая организация "Альянс предприятий строительного комплекса" не выполнила.

Факт непредставления отчетности ответчиком и не выполнение возложенной на нее обязанности в течении длительного периода времени, не является безусловным основанием для принятия решения о внесении в ЕГРЮЛ записи об исключении юридического лица.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении административного иска Главного управления Министерства юстиции РФ по РО о ликвидации Саморегулируемой организации "Альянс предприятий строительного комплекса", поскольку удовлетворение требований и последующее исключение сведений о СРО «АПСК» из ЕГРЮЛ приведет к признанию требований СРО «АПСК» в общем размере 28 856 343,98 руб. погашенными, что в свою очередь, приведет к невозможности зачисления указанных средств на специальный банковский счет НОСТРОЙ и невозможности обеспечения НОСТРОЙ защиты имущественных интересов неограниченного круга лиц, которым может быть причинен вред либо ущерб при осуществлении строительства, защиты интересов индивидуальных предпринимателей или юридических лиц, являющихся членами исключенной саморегулируемой организации и имеющих намерение продолжать осуществлять строительную деятельность.

При таких обстоятельствах суд, разрешая заявленные требования, руководствуясь приведенными выше правовыми нормами, приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленного административного иска.

На основании изложенного, и руководствуясь статьями 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Главного управления Министерства юстиции РФ по РО к Саморегулируемой организации "Альянс предприятий строительного комплекса", заинтересованное лицо: Ассоциация «Национальное объединение строителей», о ликвидации некоммерческой организации и исключении ее из единого государственного реестра юридических лиц, оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ростовский областной суд через Кировский районный суд г. Ростова-на-Дону в течение месяца со дня составления мотивированного решения.

Судья

Мотивированное решение изготовлено 12.09.2022 года.