РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Сочи 06 октября 2020 года
Центральный районный суд г. Сочи Краснодарского края в составе: председательствующего судьи Слука В.А. при секретаре судебного заседания Пятовой Д..А. рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Унаняна А. Ю. к департаменту архитектуры градостроительства и благоустройства администрации г. Сочи об оспаривании решения органа местного самоуправления и понуждении к совершению действий,
установил:
Унанян Ю.Г. обратился в Центральный районный суд г.Сочи с административным иском, в котором просит признать незаконным отказ от 29.07.2020 № 21.01-18/20359 департамента архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации г.Сочи и обязать департамент архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации г.Сочи выдать Унаняну А.Ю. уведомление о соответствии построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности на земельной участке с кадастровым номером (Номер), расположенного по адресу: (Адрес).
В обоснование административного иска истец указывает, что Унаняну А.Ю. на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером (Номер), общей площадью 1249 кв.м., категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – для индивидуального жилищного строительства (отдельно стоящий жилой дом на одну семью), расположенный по адресу: (Адрес), о чем свидетельствует произведенная запись (Номер) от (Дата).
На вышеуказанном земельном участке с кадастровым номером (Номер) расположен капитальный объект завершенного строительства с количеством надземных этажей 3 данный объект относится к индивидуально-определенному, отдельно стоящему зданию, состоящему из комнат и помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании, т.е. к объекту индивидуального жилищного строительства.
Унанян А.Ю. в установленном законом порядке, обратился в администрацию Центрального района г.Сочи по вопросу получения уведомления об окончании строительства объекта индивидуального жилищного строительства.
Департаментом архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации города Сочи было выдано уведомление о несоответствии построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности от 29 июля 2020 №21.01-18/20359.
Единственным основанием для своего решения административный ответчик указал следующие: Согласно представленному уведомлению об окончании строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, вид разрешенного использования объекта капитального строительства – «объект индивидуального жилищного строительства» Согласно выписки из ЕГРН от (Дата)(Номер) вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером (Номер)- индивидуальное жилищное строительство (отдельно стоящий жилой дом на одну семью).
Статьей 263 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам.
Пунктом 2 статьи 260 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что на основании закона и в установленном им порядке определяются земли сельскохозяйственного и иного целевого назначения, использование которых для других целей не допускается или ограничивается. Пользование земельным участком, отнесенным к таким землям, может осуществляться в пределах, определяемых его целевым назначением.
Пунктом 1 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли в Российской Федерации подразделены по целевому назначению на следующие категории: 1) земли сельскохозяйственного назначения; 2) земли населенных пунктов; 3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; 4) земли особо охраняемых территорий и объектов; 5) земли лесного фонда; 6) земли водного фонда; 7) земли запаса.
Земли, указанные в пункте 1 названной статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов (пункт 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации).
Зонирование территории для строительства регламентируется Градостроительным кодексом Российской Федерации, в пункте 7 статьи 1 которого содержится понятие территориальных зон, то есть зон, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты.
В соответствии со статьей 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации утверждение правил землепользования и застройки территорий относится к полномочиям органов местного самоуправления.
Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, которые подразделяются на основные, условно разрешенные и вспомогательные виды разрешенного использования (части 1 и 2 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Исходя из изложенного постройка будет считаться созданной на земельном участке, не отведенном для этих целей, если она возведена с нарушением правил целевого использования земли (статья 7 Земельного кодекса Российской Федерации) либо вопреки правилам градостроительного зонирования (статьи 35 - 40 Градостроительного кодекса Российской Федерации, статья 85 Земельного кодекса Российской Федерации, правила землепользования и застройки конкретного населенного пункта, определяющие вид разрешенного использования земельного участка в пределах границ территориальной зоны, где находится самовольная постройка).
Согласно представленному уведомлению об окончании строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, вид разрешенного использования объекта капитального строительства – «объект индивидуального жилищного строительства».
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от (Дата)(Номер) вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером (Номер)-Индивидуальное жилищное строительство (отдельно стоящий жилой дом на семью).
В ходе выездной проверки от 29 июля 2020 г. департамента по надзору в строительной сфере Краснодарского края в отношении объекта капитального строительства, расположенного на земельном участке с кадастровым номером (Номер),по адресу: (Адрес), установлено, что застройщиком выполнены работы по строительству 3-этажного многоквартирного жилого дома.
Решением Центрального районного суда г.Сочи от 21.11.2019 года в исковых требованиях администрации города к Унаняну А.Ю. о признании 3-этажного объекта капитального строительства самовольным - отказано.
Апелляционным определением от 25.06.2020 года решение Центрального районного суда г.Сочи оставлено без изменения, а апелляционная жалоба без удовлетворения.
В связи с чем административный истец обратился за защитой нарушенного права в суд.
В судебном заседании административный истец Унанян А.Ю. и его представитель Долгих С.Н. заявленные административные требования поддержали, на удовлетворении административного иска настаивали.
Представитель административного ответчика в судебном заседании возражал против удовлетворения требований, так как обжалуемое решение законно и обосновано. Административному истцу было отказано в связи с не соответствием вида разрешенного использования земельного участка и нарушением градостроительного законодательства.
Изучив материалы дела, представленные доказательства в их совокупности, выслушав стороны, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении административного иска по следующим основаниям.
В соответствии с ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом. Обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений.
Как установлено судом и следует из материалов административного дела, Унаняну А.Ю. на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером (Номер), общей площадью 1249 кв.м., категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – для индивидуального жилищного строительства (отдельно стоящий жилой дом на одну семью), расположенный по адресу: (Адрес), о чем свидетельствует произведенная запись (Номер) от (Дата).
На вышеуказанном земельном участке с кадастровым номером (Номер) расположен капитальный объект завершенного строительства с количеством надземных этажей 3 данный объект относится к индивидуально-определенному, отдельно стоящему зданию, состоящему из комнат и помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании, т.е. к объекту индивидуального жилищного строительства.
Унанян А.Ю. в установленном законом порядке, обратился в администрацию Центрального района г.Сочи по вопросу получения уведомления об окончании строительства объекта индивидуального жилищного строительства.
Департаментом архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации города Сочи было выдано уведомление о несоответствии построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности от 29 июля 2020 №21.01-18/20359.
Единственным основанием для своего решения административный ответчик указал следующие: Согласно представленному уведомлению об окончании строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, вид разрешенного использования объекта капитального строительства – «объект индивидуального жилищного строительства» Согласно выписки из ЕГРН от (Дата)(Номер) вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером (Номер)- индивидуальное жилищное строительство (отдельно стоящий жилой дом на одну семью).
С вышеуказанным решением уполномоченного органа административный истец не согласен.
Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, которые подразделяются на основные, условно разрешенные и вспомогательные виды разрешенного использования (части 1 и 2 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Исходя из изложенного постройка будет считаться созданной на земельном участке, не отведенном для этих целей, если она возведена с нарушением правил целевого использования земли (статья 7 Земельного кодекса Российской Федерации) либо вопреки правилам градостроительного зонирования (статьи 35 - 40 Градостроительного кодекса Российской Федерации, статья 85 Земельного кодекса Российской Федерации, правила землепользования и застройки конкретного населенного пункта, определяющие вид разрешенного использования земельного участка в пределах границ территориальной зоны, где находится самовольная постройка).
Согласно представленному уведомлению об окончании строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, вид разрешенного использования объекта капитального строительства – «объект индивидуального жилищного строительства».
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от (Дата)(Номер) вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером (Номер)-Индивидуальное жилищное строительство (отдельно стоящий жилой дом на семью).
В ходе выездной проверки от 29 июля 2020 г. департамента по надзору в строительной сфере Краснодарского края в отношении объекта капитального строительства, расположенного на земельном участке с кадастровым номером (Номер),по адресу: (Адрес), установлено, что застройщиком выполнены работы по строительству 3-этажного многоквартирного жилого дома.
Таким образом, построенный объект капитального строительства не соответствует требованиям градостроительного регламента установленного в отношении земельного участка с кадастровым номером (Номер), намечаемый вид деятельности не соответствует виду разрешенного использования земельного участка и является нарушением градостроительного законодательства.
В связи с чем департаментом архитектуры градостроительства администрации г. Сочи от 29 июля 2020 № 21.01-18/20359 было выдан уведомление о несоответствии построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности, является обоснованным.
В соответствии с ч. 2 ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений: 1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление; 2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.
При таких обстоятельствах требования, не подлежат удовлетворению, так как административный ответчик, действовал в строгом соответствии с требованиями закона, доводы административного истца не нашли своего подтверждения.
Руководствуясь ст.ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
решил:
Административный иск Унаняна А. Ю. к департаменту архитектуры градостроительства и благоустройства администрации г. Сочи об оспаривании решения органа местного самоуправления и понуждении к совершению действий - оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в течение одного месяца со дня принятия в окончательной форме, в Краснодарский краевой суд через, Центральный районный суд города Сочи.
Мотивированное решение составлено 16.10.2020 г.
Председательствующий: