ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-406/19 от 02.08.2019 Губкинского районного суда (Ямало-Ненецкий автономный округ)

Д. № 2а-406/2019

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Губкинский ЯНАО 2 августа 2019 года

Губкинский районный суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе: председательствующего судьи Скусинец Е.В.,

при секретаре судебного заседания Стадничук Е.В.,

с участием: административного истца Матюшенко А.Ф.,

представителя административного ответчика Кусенко В.В., действующей на основании доверенности № 01-1-17/75 от 5 октября 2018 года,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Матюшенко А.Ф., действующей также в интересах несовершеннолетних ФИО13, ФИО14, к Администрации города Губкинский о признании незаконным отказа в принятии на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, возложении обязанности принять на данный учет,

УСТАНОВИЛ :

Матюшенко А.Ф. обратилась в суд с административным иском к Администрации г. Губкинский, в котором просит признать незаконным решение администрации города об отказе в признании ее семьи нуждающейся в жилых помещениях и участницей Окружной программы по предоставлению социальной выплаты на приобретение жилья молодым семьям. В обоснование административного иска указано, что ее молодая семья состоит из трех человек. В 2017 году она подавала документы в администрацию города для принятия ее семьи на учет нуждающихся в жилых помещениях с целью получения социальных выплат на приобретения жилья, однако ей было отказано в принятии на данный учет по причине недостаточного дохода. В связи с этим она решила самостоятельно улучшить жилищные условия своей семьи и в 2017 году за счет кредитных средств приобрела квартиру, которая была продана ею через полгода. Поскольку в настоящий момент доход административного истца увеличился, она вновь обратилась в администрацию города с заявлением о принятии ее семьи на учет нуждающихся в жилых помещениях. Однако администрацией города по ее заявлению принято решение об отказе по причине отчуждения вышеуказанного жилого помещения. Данный отказ административный истец просит признать незаконным, поскольку отчуждение жилого помещения было вынужденным, в связи с невозможностью исполнения кредитных обязательств по ипотечному жилищному кредиту по причине низкого дохода.

В судебном заседании административный истец требования поддержала в полном объеме, а также уточнила их, пояснив, что действует, в том числе, в интересах своих несовершеннолетних детей ФИО15. и ФИО16., ДД.ММ.ГГГГ рождения. Также административный истец пояснила, что до приобретения жилья в 2017 году и после его продажи в 2018 году она проживала и проживает в настоящий момент по адресу: <адрес>. Указанное жилое помещение предоставлено ей по договору социального найма работодателем. Вместе с ней в указанной квартире зарегистрированы и проживают двое ее несовершеннолетних детей и мать. Поскольку у них в собственности какого-либо жилья не имеется, ее семья нуждается в жилом помещении, в связи с чем обращалась в администрацию города с заявлением о принятии ее семьи на учет с целью участия в программе по предоставлению социальной выплаты на приобретение жилья молодым семьям. В постановке на данный учет ее семье было отказано по причине отчуждения жилого помещения в 2018 году. Однако продажа квартиры в 2018 году, которая была приобретена за счет кредитных средств и находилась в залоге у банка, была связана с тем, что для истца было затруднительно самостоятельно исполнять кредитные обязательства, поскольку кроме данных обязательств у нее имелись иные обязательства по оплате коммунальных платежей, расходов на дошкольное учреждение, которое посещают ее несовершеннолетние дети, в связи с чем остающихся денежных средств не хватало на иные нужды семьи. Таким образом, продажа квартиры для истца была вынужденной, не связана с ее умышленным отчуждением, при продаже квартиры какого-либо дохода она не получила. Просит удовлетворить требования административного иска.

Представитель административного ответчика Кусенко В.А. в судебном заседании заявленные требования не признала, указав, что причиной отказа явилось установление факта отчуждения жилого помещения административным истцом в течение последних пяти лет, предшествующих подаче заявления, что свидетельствует об ухудшении заявителем жилищных условий. Администрация города Губкинский является правоприменительным органом и не обладает полномочиями по оценке обстоятельств отчуждения жилого помещения.

Заинтересованное лицо Управление жилищной политики Администрации г. Губкинский своего представителя в судебное заседание не направило, в связи с чем на основании ч. 6 ст. 226 КАС РФ дело рассмотрено в отсутствие представителя заинтересованного лица.

В представленном отзыве представитель заинтересованного лица указал, что заявление Матюшенко А.Ф. рассмотрено в соответствии с Порядком предоставления социальных выплат на приобретение (строительство) жилья молодым семьям в ЯНАО, утвержденным постановлением Правительства ЯНАО от 12 февраля 2019 года № 112-П. Матюшенко А.Ф. отказано в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях на основании пп. «в» п. 2.15 данного Порядка, поскольку в собственности заявителя имелось жилое помещение, обеспечивающее молодую семью по учетной норме, однако заявителем совершены действия по отчуждению данного жилого помещения, что ухудшило жилищные условия семьи заявителя, полагают данные действия заявителя намеренными, с целью приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях (л.д. 27-28).

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу положений ст. 218 КАС РФ гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа местного самоуправления, иного органа, наделенного отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно ч. 8 ст. 226 КАС РФ, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действий (бездействия) органа, наделенного государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действий (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действий (бездействия) органа, наделенного государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства в полном объеме.

Согласно ч. 1 ст. 40 Конституции РФ, каждый имеет право на жилище.

Конституция РФ закрепляет, что малоимущим, и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (части 2 и 3 статьи 40), предписывая, тем самым, законодателю определять категории граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретные формы, источники, и порядок обеспечения их жильем, с учетом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства.

В соответствии с пунктами «ж» и «к» ч. 1 с. 72 Конституции РФ защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита; жилищное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Государственная поддержка молодых семей в улучшении жилищных условий осуществляется в рамках государственной программы Ямало-Ненецкого автономного округа «Обеспечение доступным и комфортным жильем населения на 2014-2025 годы» по предоставлению социальных выплат на приобретение (строительство) жилья молодым семьям по подпрограмме «Улучшение жилищных условий граждан, проживающих в Ямало-Ненецком автономном округе».

Реализация данных мероприятий осуществляется в соответствии с Порядком предоставления социальных выплат на приобретение (строительство) жилья молодым семьям в Ямало-Ненецком автономном округе, утвержденным постановлением Правительства ЯНАО от 12 февраля 2019 года № 112-П (далее - Порядок).

В соответствии с п. 1.2 Порядка, молодые семьи имеют право принять участие в одном из мероприятий: мероприятии ведомственной целевой программы или окружном мероприятии.

Согласно п. 1.7 Порядка, участницей мероприятия ведомственной целевой программы или окружного мероприятия может быть молодая семья, в том числе молодая семья, имеющая одного ребенка и более, где один из супругов не является гражданином Российской Федерации, а также неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя, являющегося гражданином Российской Федерации, и одного ребенка и более, соответствующая следующим условиям:

а) постоянное проживание членов молодой семьи на территории автономного округа;

б) возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства решения о включении молодой семьи - участницы мероприятия в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет (не достиг 36 лет);

в) признание семьи нуждающейся в жилых помещениях;

г) наличие у семьи достаточных доходов, позволяющих получить кредит, либо иных денежных средств для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.

Пунктом 2.15 Порядка установлены основания для отказа в признании молодой семьи нуждающейся в жилых помещениях:

а) непредставление или представление не в полном объеме документов, указанных в пунктах 2.1, 2.2, 2.8 данного Порядка;

б) отсутствие оснований, предусмотренных статьей 51 Жилищного кодекса РФ;

в) совершение заявителем и (или) членами его семьи действий, ухудшающих жилищные условия, в случаях, указанных в абзаце девятом пункта 1.9 данного Порядка, в течение пяти лет, предшествующих моменту обращения молодой семьи с заявлением о признании нуждающимися в жилых помещениях;

г) представление предусмотренных данным Порядком документов, содержащих недостоверные сведения, вследствие которых заявитель и члены его семьи могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях.

Решение о признании либо об отказе в признании молодой семьи участницей подпрограммы принимается органом местного самоуправления (п. 2.17 Порядка).

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.

В силу п. 1.3 ч. 1 ст. 54 ЖК РФ, отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если не истек предусмотренный ст. 53 ЖК РФ срок.

Согласно ст. 53 ЖК РФ, граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

Судом установлено, что 28 марта 2019 года Матюшенко А.Ф. обратилась с заявлением о постановке ее семьи составом 3 человека, в том числе несовершеннолетних сыновей ФИО28. и ФИО29., ДД.ММ.ГГГГ рождения, на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых в составе мероприятий по предоставлению социальных выплат на приобретение (строительство) жилья молодым семьям мероприятия «Улучшение жилищных условий граждан, проживающих в Ямало-Ненецком автономном округе» государственной подпрограммы ЯНАО «Обеспечение доступным и комфортным жильем населения на 2014-2025 годы» (далее – Окружная подпрограмма).

Решением Управления жилищной политики Администрации г. Губкинский от 22 апреля 2019 года Матюшенко А.Ф. не признана нуждающейся в жилых помещениях и ей отказано в признании ее семьи участницей мероприятий по предоставлению социальных выплат на приобретение (строительство) жилья молодым семьям в рамках Окружной подпрограммы в соответствии с абз. 3 п. 1.9 Порядка. Основанием данного отказа послужил факт отчуждения Матюшенко А.Ф. в 2018 году жилого помещения общей площадью 55,6 кв.м., что привело к возникновению нуждаемости в жилых помещениях и права на получение социальной выплаты (л.д. 81-82).

Как указано в отзыве заинтересованного лица, указанное жилое помещение обеспечивало семью Матюшенко А.Ф. по учетной норме, установленной Решением городской Думы г. Губкинский от 28 сентября 2005 года № 315, и действия административного истца по отчуждению данного жилого помещения расценены как намеренные.

Между тем, согласно правовой позиции, изложенной в Определении Конституционного Суда РФ от 19 апреля 2007 года № 258-О-О, следует, что ограничения в постановке на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, допустимы в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем.

Таким образом, основаниями к отказу в принятии на учет граждан в качестве нуждающихся могут быть признаны умышленные и недобросовестные действия, в результате которых ухудшены жилищные условия.

Однако таких действий со стороны Матюшенко А.Ф. и членов ее семьи совершено не было.

Из представленных суду материалов следует, что семья Матюшенко А.Ф. состоит из трех человек, в том числе несовершеннолетние дети ФИО18 и ФИО19, ДД.ММ.ГГГГ рождения (л.д. 8-9). Брак между административным истцом и отцом ее детей расторгнут 17 августа 2017 года (л.д. 10).

16 ноября 2017 года Матюшенко А.Ф. на основании договора купли-продажи приобрела квартиру общей площадью 55,6 кв.м. по адресу: <адрес>, с использованием кредитных средств в размере 2 550 000 рублей (л.д. 16).

27 апреля 2018 года указанная квартира продана административным истцом, покупателем также использованы кредитные средства в размере 2 548 000 рублей (л.д. 17).

Как пояснила Матюшенко А.Ф., квартира была продана в связи с тем, что ее доходы не были достаточны для исполнения кредитных обязательств и иных нужд семьи, поскольку доходы семьи состояли только из ее заработка, отец ее детей каких-либо средств на содержание детей не выплачивал. При этом какого-либо дохода от продажи данной квартиры она не получила. В подтверждение указанных доводов Матюшенко А.Ф. представлены следующие доказательства.

16 ноября 2017 года между ПАО «Сбербанк России» и Матюшенко А.Ф. заключен кредитный договор , по условиям которого банк предоставил ей кредитные средства в размере 2 550 000 рублей на приобретение готового жилья (л.д. 18-20). Согласно графику платежей к данному кредитному договору, ежемесячный платеж по данному кредиту в период нахождения спорной квартиры в собственности административного истца составлял 20 859 рублей 87 копеек (л.д. 41-44).

16 мая 2018 года на основании заявления Матюшенко А.Ф. обязательства по указанному кредитному договору погашены в полном объеме в общем размере 2 554 300 рублей, из которых 2 548 300 рублей внесены покупателем Умахановым Г.Х., остальные внесены Матюшенко А.Ф. (л.д. 21-22, 40, 45-46).

Таким образом, дохода от продажи квартиры административным истцом не получено.

Также в период нахождения вышеуказанной квартиры в собственности Матюшенко А.Ф. и проживания в указанной квартире она несла следующие расходы:

- коммунальные платежи, жилищные услуги и услуги по предоставлению энергии в филиал АО «ЕРИЦ ЯНАО» в г. Губкинский оплачены в общем размере 30 210 рублей 08 копеек, в ООО «Жилкомсервис 2» в общем размере 11 838 рублей, в АО «ТЭК» в общем размере 2 275 рублей 70 копеек (л.д. 83-85);

- родительская плата за посещение МАДОУ ЦРР – д/с «Сказка» несовершеннолетними детьми ФИО21 и ФИО22 оплачена в общем размере 16 562 рубля (л.д. 87-90).

Согласно выписным эпикризам из амбулаторных карт за период нахождения спорной квартиры в собственности административного истца, ее несовершеннолетние дети значительное количество раз страдали от различных заболеваний, им назначались ряд медицинских препаратов, расходы на приобретение которых были понесены административным истцом (л.д. 91-92).

В указанный период действовали следующие величины прожиточного минимума и стоимость минимального набора продуктов питания в г. Губкинский (л.д. 93-98):

- за IV квартал 2017 года величина прожиточного минимума в ЯНАО установлена в расчете на душу населения – 15 946 рублей, для трудоспособного населения – 16 569 рублей, для детей – 15 735 рублей (постановление Правительства ЯНАО от 12 февраля 2018 года № 110-П);

- за I квартал 2018 года величина прожиточного минимума в ЯНАО установлена в расчете на душу населения – 15 983 рубля, для трудоспособного населения – 16 680 рублей, для детей – 15 908 рублей (постановление Правительства ЯНАО от 8 мая 2018 года № 492-П);

- за II квартал 2018 года величина прожиточного минимума в ЯНАО установлена в расчете на душу населения – 16 168 рублей, для трудоспособного населения – 16 849 рублей, для детей – 16 175 рублей (постановление Правительства ЯНАО от 6 августа 2018 года № 811-П);

- стоимость минимального набора продуктов питания в г. Губкинский ЯНАО на одного человека за 4 квартал 2017 года составила 3 651 рубль 42 копейки, за 1 квартал 2018 года составила 3 657 рублей 62 копейки, за 2 квартал 2018 года составила 4 203 рубля 72 копейки (данные сайта Управления федеральной службы государственной статистики по Тюменской области, ХМАО-Югре и ЯНАО).

При этом согласно справкам о доходах административного истца Матюшенко А.Ф., средняя заработная плата в месяц в период нахождения вышеуказанной квартиры в собственности истца составляла около (...) рублей (л.д. 30-32). Данный доход истца при необходимости несения вышеуказанных расходов с очевидностью является недостаточным.

Таким образом, административным истцом подтверждено тяжелое материальное положение в период с момента приобретения и до момента продажи квартиры по адресу: <адрес>. Указанное обстоятельство подтверждает доводы истца о том, что отчуждение данной квартиры было вынужденной мерой.

Кроме того, в судебном заседании установлено, что денежные средства от продажи вышеуказанной квартиры полностью направлены на погашение обязательств по кредитному договору от 16 ноября 2017 года, дохода от продажи квартиры Матюшенко А.Ф. не получено, наоборот погашение данного обязательства произведено, в том числе, с учетом собственных средств истца (л.д. 21-22, 40, 45-46).

Действующее законодательство не предусматривает возможность отказа в постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в случае, если ухудшение жилищных условий граждан произошло не искусственно, а вследствие вынужденных обстоятельств.

При таких обстоятельствах умысла в намеренном ухудшении Матюшенко А.Ф. жилищных условий ее семьи при отчуждении вышеуказанной квартиры не усматривается, в связи с чем решение органа местного самоуправления от 22 апреля 2019 года нельзя признать законным и оно нарушает право административного истца состоять на жилищном учете в установленном порядке.

Вместе с тем, в судебном заседании установлено, что семья Матюшенко в целях участия в окружном мероприятии по предоставлению социальных выплат на приобретение (строительство) жилья молодым семьям в Ямало-Ненецком автономном округе на основании решения администрации города признана молодой семьей, имеющей достаточные доходы либо иные денежные средства для оплаты (расчетной) средней стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемых социальных выплат в рамках мероприятий по предоставлению социальных выплат в рамках мероприятий по предоставлению социальных выплат на приобретение (строительство) жилья молодым семьям, из приложенных к заявлению документов следует, что семья Матюшенко постоянно проживает на территории автономного округа, возраст Матюшенко А.Ф. не превышает 35 лет, семья проживает в служебном жилом помещении по договору найма и обеспечена общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы (л.д. 51-80).

Таким образом, иных оснований для отказа в принятии семьи Матюшенко А.Ф. на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в рамках Окружного мероприятия не установлено. Доказательств обратного административным ответчиком не представлено.

Пунктом 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ установлено, что по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом может быть принято решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца.

На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст. 175-180, 227, 228 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Административное исковое заявление Матюшенко ФИО23, действующей также в интересах несовершеннолетних ФИО24, ФИО25, к Администрации города Губкинский – удовлетворить.

Признать незаконным решение Администрации города Губкинский от 22 апреля 2019 года об отказе в признании семьи Матюшенко А.Ф. нуждающейся в улучшении жилых помещений и участницей Окружного мероприятия по предоставлению социальных выплат на приобретение (строительство) жилья молодым семьям.

Обязать Администрацию города Губкинский устранить допущенные нарушения путем повторного рассмотрения ранее поданного Матюшенко А.Ф. заявления в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в суд Ямало-Ненецкого автономного округа в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, через Губкинский районный суд ЯНАО.

Председательствующий: подпись Е.В. Скусинец

Решение в окончательной форме изготовлено 7 августа 2019 года.

«КОПИЯ ВЕРНА»подпись судьи _________________________________________________________(наименование должности работника суда, инициалы, фамилия)«____»_________20___ г.