Дело №а-406/2016
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
15 апреля 2016 года
Костромской районный суд Костромской области в составе:
Председательствующего судьи Вороновой О.Е.,
При секретаре Боречко Е.И.,
Рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 в интересах ФИО3 к администрации Бакшеевского сельского поселения Костромского муниципального района Костромской области о признании незаконным решения об отказе в проведении публичных слушаний, признании незаконными действий главы администрации Бакшеевского сельского поселения, обязании организовать и провести публичные слушания,
установил:
ФИО1, действуя в интересах ФИО3, обратился в с административным исковым заявлением к Администрации Бакшеевского сельского поселения с вышеуказанными требования, мотивируя тем, что в целях защиты прав своего доверителя ФИО3 в части прав на построенные гаражи в 1998 и 2010 годах, а также закрепления прав на принадлежащий ей земельный участок, по её поручению обратился с заявлениями на имя главы Администрации Костромского муниципального района Костромской области ФИО7 и главы Администрации Бакшеевского сельского поселения Костромского района ФИО2 с просьбой об организации и проведении публичных слушаний в населенном пункте (адрес) по проектам:
Обращение к двум руководителям было связано с тем, что в ходе сбора подписных листов было обнаружено только решение собрания депутатов Костромского муниципального района от 17.10.2006г. № 126 «Об утверждении положения о порядке реализации правотворческой инициативы». Решений Администрации Бакшеевского сельского поселения по вопросам организации и проведения публичных слушаний в рамках реализации прав, предусмотренных ст.130 Конституции РФ, ст.28 Федерального закона от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст.25 Федерального закона от 21.07.2014г. № 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в российской Федерации» обнаружено не было. В связи с этим представителем ФИО1 была также заявлена просьба указать, каким нормативным актом предусмотрен порядок организации и проведения публичных слушаний на территории (адрес), территориально входящего в юрисдикцию администрации Бакшеевского сельского поселения. В ноябре 2015 года был получен ответ от 30 октября 2015 года № 594 от главы Бакшеевского сельского поселения Костромского муниципального района Костромской области, из которого следует, что в проведении публичных слушаний отказано в связи с тем, что решение совета депутатов Бакшеевского сельского поселения № 14 от 09.07.2015г. отменено. В ответе нет указанного постановления, а также пояснения тому, каким образом правила землепользования и застройки Бакшеевского сельского поселения влияют на правотворческую инициативу граждан (адрес), главой не указано. В ответе также нет и ссылки на нормативный документ, кем и когда было принято решение о порядке проведения публичных слушаний в Бакшеевском сельском поселении и в (адрес) в частности. Примерно в то же время получен ответ за исх.№973 от 30.10.2015г. главы Костромского муниципального района ФИО7, где в организации и проведении публичных слушаний отказано ввиду того, что данные вопросы относятся к ведению органа местного самоуправления.
Административный истец считает, что отказ проведения публичных слушаний, изложенный в ответе главы Бакшеевского сельского поселения неправомерен, противоречит требования закона и нарушает права жителей населенного пункта (адрес) и ФИО3, предусмотренные ст.ст.31,32,130 Конституции РФ, ст.28 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», ст.25 ФЗ «Об основах общественного контроля в РФ». На основании изложенного просит суд:
- признать решение от 30.109.2015г. № 594 главы Бакшеевского сельского поселения Костромского муниципального района Костромской области ФИО2 об отказе в проведении публичных слушаний по вопросам, изложенным в обращении незаконным;
- признать действия главы Бакшеевского сельского поселения Костромского муниципального района Костромской области ФИО2, связанные с отказом в предоставлении информации о регламентирующем документе по вопросам проведения публичных слушаний незаконными;
- с целью устранения допущенных нарушений обязать главу Бакшеевского сельского поселения организовать и провести публичные слушания по проектам:
- обязать главу Бакшеевского сельского поселения предоставить заверенную надлежащим образом копию нормативного документа, регламентирующего порядок организации и проведения публичных слушаний на территории Бакшеевского сельского поселения Костромского муниципального района Костромской области;
- взыскать с Бакшеевского сельского поселения Костромского муниципального района костромской области понесенные процессуальные расходы в виде оплаченной государственной пошлины в размере 300 рублей.
В ходе подготовки дела к судебному заседанию к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Администрация Костромского муниципального района Костромской области и ФИО4
В судебном заседании представитель административного истца ФИО1 административные исковые требования поддержал в соответствии с доводами, изложенными в заявлении. Пояснил, что заявленные требования не имеют своей целью разрешение земельного спора о границах участка его доверителя, а связаны исключительно с реализацией прав на участие в публичных слушаниях по поставленным перед администрацией сельского поселения вопросам. Считает, что отказ в проведении публичных слушаний препятствует осуществлению прав граждан на правотворческую инициативу и самоуправление. Пояснил также, что в качестве проекта документов, подлежащих обсуждению в ходе организации публичных слушаний намеревался представить один из межевых планов земельного участка его доверителя. Вместе с заявлением инициативной группы этот проект представлен не был. Кроме того, его было оставлено без ответа его заявление о предоставлении регламентирующих документов о порядке проведения публичных слушаний, организации схода граждан, копии Устава Бакшеевского сельского поселения Костромского муниципального района Костромской области. Указанные документы отсутствуют на сайте администрации сельского поселения, в связи с чем не имеется доступа к ознакомлению с их содержанием. Просил обязать административного ответчика устранить допущенные нарушения прав.
Административный истец ФИО3 на иске настаивала, поддержала изложенное представителем ФИО1. Пояснила, что ей не понятно, почему администрация сельского поселения не учитывает её права, вставая на защиту собственника участка с кадастровым номером №, которая перегородила пожарный проезд между земельными участками. Считает, что вопросы планировки территории подлежат обсуждению на публичных слушаниях, в чем ей необоснованно было отказано.
Представитель административного ответчика Администрации Бакшеевского сельского поселения Костромского муниципального района Костромской области ФИО5 с предъявленными требованиями не согласился. Суду пояснил, что Администрация Бакшеевского сельского поселения осуществляет свою действительность в соответствии с ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», Устава муниципального образования, Конституции РФ и другими нормативно-правовыми актами. Статьей 18 Устава сельского поселения предусмотрено осуществление публичных слушаний в порядке, установленном Положением о публичных слушаниях в муниципальном образовании Бакшеевского сельского поселения, утвержденного Решением совета депутатов № 41 от 30 декабря 2006 года. 28 декабря 2012 года советом депутатов было принято решение «Об утверждении Правил землепользования и застройки Бакшеевского сельского поселения Костромского муниципального района. Впоследствии данное решение в части 1 и 2 было отменено с принятием нового решения № 14 от 09.07.2015 года, опубликованного в средствах массовой информации и сети Интернет. С учетом отсутствия в сельском поселении утвержденных и действующих Правил землепользования и застройки оснований для проведения публичных слушаний не имелось. Вместе с заявлением инициативной группы о проведении публичных слушаний проект, подлежащий обсуждению, не представлялся. Поскольку ходатайство о проведении публичных слушаний не соответствовало требованиям Положения о публичных слушаниях в муниципальном образовании Бакшеевского сельского поселения, и по причине принятия решения, отменяющего решение об утверждении Правил землепользования и застройки, заявителю 30 октября 2015 года было сообщено о невозможности проведения публичных слушания. Считая административные требования по настоящему делу необоснованными, просил отказать в их удовлетворении. Кроме того, пояснил, что в адрес администрации действительно поступало заявление о проведении публичных слушаний и направлении в адрес ФИО1 регламентирующих документов о порядке проведения публичных слушаний, организации схода граждан, копии Устава Бакшеевского сельского поселения; в части направления документов обращение исполнено не было.
Заинтересованное лицо ФИО4 в судебном заседании заявленные административные исковые требования поддержала в полном объёме, пояснила, что является старостой (адрес) Бакшеевского сельского поселения. Отказалась давать пояснения по существу административного иска, сославшись на недостаточность предоставленного времени для формирования позиции по рассматриваемому делу. Ранее в ходе проведения подготовки дела к судебному разбирательству указывала, что её интерес в исходе дела, как жителя (адрес), заключается в определенности наличия или отсутствия проулка, перегороженного собственником земельного участка с кадастровым номером 44:07:023103:66 и данный вопрос, она желает разрешить на публичных слушаниях.
Представитель заинтересованного лица Администрации Костромского муниципального района Костромской области в суд не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела без его участия. С согласия всех участников процесса и в соответствии с частью 6 ст.226 Кодекса административного судопроизводства РФ (далее КАС РФ) дело рассмотрено в отсутствие неявившегося лица.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему:
В соответствии со ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Согласно ст.130, ст.131 Конституции РФ, местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью. Местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления. Изменение границ территорий, в которых осуществляется местное самоуправление, допускается с учетом мнения населения соответствующих территорий.
Положениями ч.12 ст.31, ч.4 ст.40, ч.5 ст.46 Градостроительного кодекса РФ регламентировано участие населения в обсуждении проекта правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, вопросов о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства путем организации и проведения публичных слушаний в порядке, определяемом уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования с учетом положений Градостроительного кодекса РФ.
В соответствии со ст.18 Устава муниципального образования Бакшеевское сельское поселение Костромского муниципального района Костромской области публичные слушания проводятся по инициативе населения, Совета депутатов поселения, главы поселения. Публичные слушания, проводимые по инициативе населения или Совета депутатов поселения, назначаются Советом депутатов населения, а по инициативе главы поселения - главой поселения. На публичные слушания выносятся в обязательном порядке проекты планов и программ развития муниципального образования, проекты правил землепользования и застройки, проекты планировки территорий, а также вопросы отклонения от предельных параметров разрешенного строительства.
В силу ст.26 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" с правотворческой инициативой может выступить инициативная группа граждан, обладающих избирательным правом, в порядке, установленном нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования.
Названной нормой предусматривается право инициативы граждан на рассмотрение представленного ими проекта муниципального правового акта. В случае, если принятие муниципального правового акта, проект которого внесен в порядке реализации правотворческой инициативы граждан, относится к компетенции коллегиального органа местного самоуправления, указанный проект должен быть рассмотрен на открытом заседании данного органа.
Согласно ст.15 Устава м/о Бакшеевского сельского поселения под правотворческой инициативой понимается право граждан вносить в органы местного самоуправления проекты правовых актов по вопросам местного значения. С правотворческой инициативой может выступить инициативная группа граждан поселения, обладающих избирательным правом, в порядке, установленном нормативным правовым актом Совета депутатов поселения. Проект муниципального правового акта, внесенный в порядке реализации правотворческой инициативы граждан, подлежит обязательному рассмотрению органом местного самоуправления или должностным лицом местного самоуправления, к компетенции которого относится принятие соответствующего акта, в течение трех месяцев со дня его внесения. Мотивированное решение, принятое по результатам рассмотрения проекта муниципального правового акта, внесенного в порядке реализации правотворческой инициативы граждан, должно быть официально в письменной форме доведено до сведения внесшей его инициативной группы граждан.
Судом установлено, что ФИО3 является владельцем земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: (адрес).
01 октября 2015 года ФИО1, действуя в интересах и от лица ФИО3, обратился к главе Администрации Костромского муниципального района и главе Администрации Бакшеевского сельского поселения с заявлением о принятии к рассмотрению списка инициативной группы и организации проведения публичных слушаний по проектам Правил землепользования и застройки земельного участка ФИО3, планировки территории между земельным участком ФИО3 и земельным участком с кадастровым номером № и по вопросу отклонения от предельных параметров разрешенного строительства гаражей ФИО3, расположенных по вышеназванному адресу. Вместе с ходатайством и копией списка инициативной группы подано обращение о предоставлении заявителю регламентирующих документов о порядке проведения публичных слушаний, организации схода граждан, копии Устава Бакшеевского сельского поселения (л.д.10-11, 98). При этом, как пояснил сам представитель ФИО3 и подтвердил представитель административного ответчика, к заявлению об организации публичных слушаний проект муниципального правового акта приложен не был; в администрации соответствующий проект также отсутствовал.
В установленный законодательством срок глава Бакшеевского сельского поселения ФИО2 письмом № 594 от 30 октября 2015 года по итогам рассмотрения обращения со ссылкой на ст.1 ГрК РФ сообщил, что формирование одного земельного участка из нескольких участков, расположенных в различных территориальных зонах, также как и разработка проекта по планировке территории между отдельными земельными участками законодательством не допускается. Проведение публичных слушаний по вопросу отклонения от предельных параметров разрешенного строительства невозможно в связи с тем, что Правила землепользования и застройки Бакшеевского сельского поселения отменены (л.д.7).
Ответ аналогичного содержания был дан главой Администрации Костромского муниципального района Костромской области ФИО7; при этом указано, что регламентирующие документы о порядке проведения публичных слушаний, организации схода граждан, копии Устава Бакшеевского сельского поселения необходимо обратиться в администрацию Бакшеевского сельского поселения Костромского муниципального района (л.д.8-9).
Не согласившись с отказом в проведении публичных слушаний, административный истец оспаривает законность принятого главой Бакшеевского сельского поселения решения от 30.10.2015г., указывая, что данное решение нарушает права ФИО3 и жителей населенного пункта Каримово на правотворческую инициативу и участие в публичных слушаниях при обсуждении вопросов местного самоуправления.
Оценив доводы каждой из сторон в совокупности с доказательствами, представленными суду, суд не усматривает нарушений норм действующего законодательства со стороны административного ответчика при рассмотрении поступившего ходатайства.
Законодательство о градостроительной деятельности и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты основываются на следующих принципах:
1) обеспечение устойчивого развития территорий на основе территориального планирования и градостроительного зонирования;
2) обеспечение сбалансированного учета экологических, экономических, социальных и иных факторов при осуществлении градостроительной деятельности;
3) обеспечение инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного назначения;
4) осуществление строительства на основе документов территориального планирования, правил землепользования и застройки и документации по планировке территории;
Согласно Уставу Бакшеевского сельского поселения, статье 28 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", порядок организации и проведения публичных слушаний определяется Положением о публичных слушаниях, утверждаемым Советом депутатов поселения, и должен предусматривать заблаговременное оповещение жителей поселения о времени и месте проведения публичных слушаний, заблаговременное ознакомление с проектом муниципального правового акта, другие меры, обеспечивающие участие в публичных слушаниях жителей поселения, опубликование результатов публичных слушаний, включая мотивированное обоснование принятых решений.
Положение о публичных слушаниях в муниципальном образовании Бакшеевское сельское поселение было утверждено Решением Совета депутатов Бакшеевского сельского поселения № 41 от 30.12.2006 года, размещено на сайте сельской администрации в сети Интернет, и в соответствии с ним публичные слушания организуются и проводятся на основании ходатайства не менее одного процента жителей муниципального образования, обладающих активным избирательным правом, содержащего подписи не менее 50 человек. При этом Инициатива граждан о проведении публичных слушаний реализуется путем сбора подписей под ходатайством о назначении публичных слушаний, направляемым в представительный орган муниципального образования. В ходатайстве указывается проект муниципального правового акта, находящийся на рассмотрении в органах местного самоуправления, по которому предлагается провести публичные слушания (п.2.4 Положения). Представителем инициативной группы граждан, подавших ходатайство о назначении публичных слушаний, может быть любой гражданин, подписавший ходатайство.
Форма ходатайства строго регламентирована в пункте 2.5 Положения, в соответствии с которым в случае оформления ходатайства на нескольких листах, каждый лист должен соответствовать данной форме. Образец ходатайства приведен в Приложении к Положению.
Как указывалось выше, в адрес администрации Бакшеевского сельского поселения поступило заявление об организации и проведении публичных слушаний в интересах и от лица одного жителя дер.Каримово - ФИО3 Заявление подписано ФИО1 Подписей иных жителей (адрес) в нём отсутствуют.
Между тем, правотворческая инициатива граждан по созданию муниципального правового акта может быть реализована при условии подписания соответствующего ходатайства группой граждан, число которых соответствует 1 и более проценту жителей муниципального образования и не менее 50 человек. Данное условие при подаче заявления не было соблюдено, соответственно оснований для организации и проведения публичных слушаний по заявлению одного лица не имелось.
Прилагаемая к заявлению копия списка инициативной группы не свидетельствует о наличии волеизъявления перечисленных в нём граждан на обращение в администрацию по вопросам землеустройства и землепользования участком, принадлежащим ФИО3, поскольку в указанном документе как таковое обращение к уполномоченному лицу об организации публичных слушаний отсутствует. Кроме того, постраничное изложение списка инициативной группы с подписями граждан на нескольких листах не соответствует форме ходатайства, предусмотренного вышеназванным Положением, (т.е. с отражением текста ходатайства на каждой странице, содержащей подписи инициативной группы).
Суду не было представлено доказательств нарушения права ФИО3 и жителей населенного пункта Каримово на правотворческую инициативу, поскольку при подаче заявления о проведении публичных слушаний по проектам правовых актов ею ни от своего лица, ни от лица инициативной группы не было представлено соответствующих проектов, в том числе Правил землепользования и застройки, планировки территории, что свидетельствовало бы о действительном желании инициативной группы жителей (адрес) реализовать нарушенное по мнению административного истца право.
Таким образом, доводы административного истца о нарушении прав ФИО3 и жителей деревни на правотворческую инициативу по созданию и обсуждению на публичных слушаниях проектов Правил землепользования и застройки и планирования территории ничем не подтверждены, а потому оснований для признания решения администрации в указанной части незаконным отсутствуют.
Основные понятия в области градостроительства раскрыты в статье 1 Градостроительного кодекса РФ.
Так, территориальное планирование - это планирование развития территорий, в том числе для установления функциональных зон, определения планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения.
По смыслу приведенного понятия, а также нормы ч. 1 ст. 42 Градостроительного кодекса РФ, подготовка проекта планировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления параметров планируемого развития элементов планировочной структуры. В проекте планировки определяется, какие именно объекты могут быть размещены на той или иной территории. При этом проект планировки никоим образом не определяет размеры и координаты земельных участков, кто обладает правами собственности на те или иные участки, и тем более не является актом распоряжения данными земельными участками. Положения градостроительного законодательства не предполагают планирование отдельно взятой части территории, существующей между двумя земельными участками.
Правила землепользования и застройки - это документ градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений (ст.1 ГрК РФ).
Само понятие Правил землепользования и застройки указывает на то, что область распространения их не ограничивается конкретным земельным участком и охватывает территории всего муниципального образования. Документ при этом, помимо текстовой регламентирующей части, должен содержать графическую часть изображения территории в различных направлениях зонирования.
Как таковой проект Правил землепользования и застройки и проект планирования территории в администрации отсутствовал, инициативной группой граждан в своем варианте представлен не был. Межевой план земельного участка не является проектом муниципального правового акта, а потому его существование с предоставлением по требованию административного органа не имело значения при принятии оспариваемого решения.
Соответственно ходатайство об организации публичных слушаний по проекту Правил землепользования и застройки отдельно взятого земельного участка с КН №, принадлежащего ФИО3, и по проекту планирования территории между двумя участками в силу закона не могло быть удовлетворено.
Даже если ходатайство в части организации публичных слушаний по проекту правил землепользования и застройки одного земельного участка рассматривать с точки зрения внесения изменений в Правила землепользования и застройки, оно также не подлежало удовлетворению, поскольку на момент его подачи в Бакшеевском сельском поселении отсутствовали Правила в связи с принятием решения №14 Совета депутатов Бакшеевского сельского поселения от 09.07.2015 года об отмене части 1 и 2 решения Об утверждении Правил землепользования и застройки (л.д.81). Указанное решение опубликовано в средствах массовой информации и в сети Интернет, в чем суд самолично убедился, соответственно оно являлось общедоступным для жителей (адрес), включая ФИО3
При отсутствии в сельском поселении Правил застройки и землепользования не может быть разрешен вопрос отклонения от предельных параметров разрешенного строительства, поскольку такие параметры в Бакшеевском сельском поселении по состоянию на дату принятия оспариваемого решения не были утверждены. Соответственно оснований для проведения публичных слушаний по данному вопросу не имелось.
В соответствии с пунктом 6 Постановления Пленума ВС РФ №6 и ВАС РФ №8 от 01.07.1996г. "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
Административным истцом не было представлено достоверных доказательств нарушения каких-либо прав принятым в установленный 30-дневный срок решением об отказе в проведении публичных слушаний, соответственно требование о признании незаконным такого решения удовлетворению не подлежит.
Вместе с тем, административным ответчиком не было рассмотрено заявление ФИО1 о предоставлении регламентирующих документов о порядке проведения публичных слушаний, организации схода граждан и Устава поселения. В данной части заявление не было рассмотрено, что не оспаривалось представителем Администрации Бакшеевского сельского поселения.
Право граждан на обращение в органы местного самоуправления и их должностным лицам предусмотрено Федеральным законом от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации". В соответствии со ст.5, ст.9, ст.12 Закона при рассмотрении обращения государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом гражданин имеет право получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона, уведомление о переадресации письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов. Обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению. Письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения, за исключением случая, указанного в части 1.1 настоящей статьи.
Поскольку до настоящего времени обращение ФИО1 в части представления запрашиваемых документов на адрес его электронной почты не исполнено, а ответ об отказе в предоставлении истребуемой информации, либо о перенаправлении обращения в указанной части на исполнение иному уполномоченному лицу заявителю направлен не был, суд признает нарушение права административного истца в связи с допущенным бездействием главы Администрации Бакшеевского сельского поселения.
Кодекс административного судопроизводства РФ регламентирует производство по административным делам об оспаривании действий (бездействия) органов местного самоуправления. При рассмотрении дел, возникающих из публичных правоотношений, судом осуществляется функция судебного контроля за законностью решений, действий/бездействия органов власти, должностных лиц и служащих. Содержанием судебного контроля в таком споре является проверка решений, действия/бездействия субъекта властных полномочий на предмет соответствия требованиям правовых норм.
Вместе с тем, пределы судебного воздействия обозначены в процессуальном законе.
В силу п. 1 части 2 статьи 227 КАС РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод или препятствие к осуществлению таких прав и свобод.
Из п. 1 ч. 3 ст. 227 КАС РФ следует, что в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений, а также на необходимость сообщения об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, если иной срок не установлен судом.
Таким образом, по данной категории дел, признав обоснованность заявленных требований, суд в любом случае в резолютивной части решения констатирует незаконность обжалуемого решения или действия (бездействия). Степень же конкретизации тех действий, которые должно осуществить заинтересованное лицо, зависит от содержания требуемых действий.
Так, при необходимости осуществления определенных установленных нормативным правовым актом процедур, суд не вправе возложить обязанность по окончательному разрешению вопроса в обход либо с нарушением таких процедур, предвосхищая конечный результат. Такое указание является незаконным и находится за пределами судебного контроля.
Соответственно, нарушенное право на своевременное получение ответа из органа местного самоуправления по заявлению о предоставлении ряда документов подлежит восстановлению не путем обязания исполнения такого заявления, как того требует административный истец, а путем возложения обязанности принять решение по вопросу предоставления запрашиваемых документов заявителю.
С учетом изложенного суд удовлетворяет административный иск в части признания незаконным бездействия главы администрации по рассмотрению заявления в части предоставления документов с обязанием принять решение по вопросу предоставления ФИО1 регламентирующих документов о порядке проведения публичных слушаний, организации схода граждан, копии Устава Бакшеевского сельского поселения Костромского муниципального района Костромской области в течение 30 дней с момента вступления решения суда в законную силу.
Не подлежит удовлетворению и требование административного истца о взыскании с администрации Бакшеевского сельского поселения расходов в размере 300 рублей, понесенных по оплате государственной пошлины при подаче иска в суд, поскольку нормой ст.333.36 ч.1 п.19 Налогового кодекса РФ органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, в качестве административных ответчиков, от уплаты государственной пошлины освобождаются. Соответственно у суда отсутствуют правовые основания для взыскания понесенных административным истцом расходов с административного ответчика.
Руководствуясь ст.ст. 177, 227 КАС РФ, суд
решил:
Административные исковые требования ФИО1, действующего в интересах ФИО3, удовлетворить частично.
Признать незаконным бездействие главы Администрации Бакшеевского сельского поселения Костромского муниципального района Костромской области ФИО2 по рассмотрению заявления ФИО1 о предоставлении регламентирующих документов о порядке проведения публичных слушаний, организации схода граждан, копии Устава Бакшеевского сельского поселения, поступившего в адрес администрации Бакшеевского сельского поселения Костромского муниципального района Костромской области 01 октября 2015 года за № 150-Ш.
Обязать Главу Администрации Бакшеевского сельского поселения Костромского муниципального района Костромской области в течение 30 дней с момента вступления решения суда в законную силу принять решение по вопросу предоставления ФИО1 регламентирующих документов о порядке проведения публичных слушаний, организации схода граждан, копии Устава Бакшеевского сельского поселения Костромского муниципального района Костромской области.
Обязать Администрацию Бакшеевского сельского поселения Костромского муниципального района Костромской области сообщить в суд и ФИО1 об исполнении решения по настоящему административному делу в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
В удовлетворении остальной части административных исковых требований ФИО1 в интересах ФИО3 к администрации Бакшеевского сельского поселения Костромского муниципального района Костромской области о признании незаконным решения об отказе в проведении публичных слушаний, обязании организовать и провести публичные слушания, а также о взыскании расходов по государственной пошлине - отказать
Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд в течение месяца с момента изготовления в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Костромской районный суд Костромской области.
Судья: Воронова О.Е.
Решение в окончательной форме изготовлено 20 апреля 2016 года
Судья: