ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-4073/2022 от 25.07.2022 Центрального районного суда г. Барнаула (Алтайский край)

Дело № 2а-4073/2022

УИД: 22RS0068-01-2022-003958-75

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

25 июля 2022 года г. Барнаул

Центральный районный суд г. Барнаула в составе:

судьи: Мальцевой О.А.,

при секретаре Мамедовой Д.Ш.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ТСЖ «Центральное» к прокуратуре Алтайского края, прокуратуре Центрального района г. Барнаула, заместителю прокурора Центрального района г. Барнаула Муратовой Ю.А. о признании представления незаконным,

УСТАНОВИЛ:

ТСЖ «Центральное» обратилось в суд с административным исковым заявлением к прокуратуре Алтайского края, прокуратуре Центрального района г. Барнаула, просит признать незаконным представление об устранении нарушений требований федерального законодательства от ДД.ММ.ГГГГ.

В обоснование заявленных требований указано на то, что ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой .... ТСЖ «Центральное» выдано представление которым установлены следующие нарушения: 1) плата за помещение Н1 по .... в ...., принадлежащее начисляется исходя из площади 502,5 кв.м., в то время как в соответствии со сведениями ЕГРН площадь помещения составляет 785,6 кв.м.; собственнику помещений НЗ-Н6 по .... в .... общей площадью 794,8 кв.м. при расчете платы за отопление не учитывается площадь в размере 164,4 кв.м.; собственнику помещения Н1 по .... общей площадью 182,3 кв.м. не начисляется плата за вывоз ТКО; 2) в нарушение требований п. 16.1 раздела 10 Приказа Минкомсвязи России , Минстроя России /пр от ДД.ММ.ГГГГ годовая отчетность ТСЖ «Центральное» за 2020 в систему ГИС ЖКХ внесена только ДД.ММ.ГГГГ, чем нарушен срок размещения годовой отчетности; 3) в отчете о деятельности ТСЖ «Центральное» за 2020 отсутствуют сведения о доходах и расходах на услуги парковки и охраны. Данное представление было получено ТСЖ «Центральное» ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ ТСЖ «Центральное» было рассмотрено представление, установлено отсутствие нарушений федерального законодательства, о чем ДД.ММ.ГГГГ в адрес прокуратуры .... направлен ответ .

С представлением административный истец не согласен, указывает, что является собственником нежилого помещения по адресу ...., общей площадью 785,6 кв.м. и нежилого помещения по адресу ...., общей площадью 182,3 кв.м. Плата за услуги отопления собственнику указанных помещений не начисляется в виду отсутствия приборов отопления на основании заявлений от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ.

Плата за вывоз ТКО ТСЖ «Центральное» не начисляется », так как между и заключен договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами от 25.11.2021.

ООО «Базис» является собственником помещений площадью 164,4 кв.м., расположенного по адресу ..... Плата за услуги отопления указанному собственнику не начисляется в связи с отключением отопления в данных помещениях на основании акта от 30.11.2018.

Годовая отчетность за 2020 год была размещена в системе ГИС ЖКХ 31.03.2021, однако 23.12.2021 в нее были внесены корректировки. В связи с чем, дата 23.12.2021 отражает не дату размещения годовой отчетности, а дату внесения в нее уполномоченным лицом изменений.

Кроме того, жилищным законодательством не предусмотрена единая форма отчета, которой ТСЖ и ревизионная комиссия обязаны придерживаться, в этой связи отсутствие в отчете о деятельности ТСЖ за 2020 год отдельной строкой сведений о доходах и расходах на услуги парковки и охраны не свидетельствует о нарушении жилищного законодательства. Кроме того, указанные доходы отражены в графе поступления, а расходы в соответствующих графах «заработная плата», «спецтехника вывоз снега» и т.п., отчетность проверяется ревизионной комиссией (ревизором).

Административный истец полагает, что оспариваемым представлением нарушаются его права, свободы и законные интересы, представление незаконно возлагает на ТСЖ «Центральное» обязанность по устранению нарушений федерального законодательства, которые фактически отсутствуют.

Судом к участию в деле в качестве административного ответчика привлечен заместитель прокурора ....ФИО5, в качестве заинтересованного лица – ФИО6

Представитель административного истца ТСЖ «Центральное» в судебном заседании на удовлетворении административного искового заявления настаивал, указал, что по результатам рассмотрения представления юридическое лицо к установленной ответственности не привлекалось.

В судебном заседании представитель прокуратуры Алтайского края, прокуратуры Центрального района г. Барнаула против удовлетворения административного иска возражала, указала на соблюдение процедуры и порядка проведения проверки, обоснованность представления, выводы которого основаны на нормах законодательства и собранных в результате проверки материалах. Кроме того, полагает, что отсутствуют нарушения прав административного истца, поскольку по результатам рассмотрения ответа на представление, изучении приложенных к нему документов, меры ответственности к ТСЖ «Центральное» органами прокуратуры не применялись.

Административный ответчик заместитель прокурора ....ФИО5, заинтересованное лицо ФИО6 в судебное заседание не явились, извещены надлежаще.

В соответствии с частью 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд счел возможным рассмотреть административное дело при данной явке.

Заслушав пояснения явившихся лиц, допросив свидетеля, исследовав письменные материалы дела, проанализировав представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

В силу части 1 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Из материалов дела следует, что оспариваемое представление принято 14.03.2022, получено административным истцом 21.03.2022, в суд настоящее административное исковое заявление направлено 24.05.2022, то есть в установленный законом срок.

В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с частью 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд, помимо прочего, выясняет соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами, а также соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

При этом бремя доказывания данных обстоятельств возлагается на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершивших оспариваемые действия (бездействие).

В соответствии со ст. 21 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" (далее Закон о прокуратуре) предметом надзора являются: соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.

Проверка исполнения законов проводится на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором, в случае, если эти сведения нельзя подтвердить или опровергнуть без проведения указанной проверки.

Решение о проведении проверки принимается прокурором или его заместителем и доводится до сведения руководителя или иного уполномоченного представителя проверяемого органа (организации) не позднее дня начала проверки. В решении о проведении проверки в обязательном порядке указываются цели, основания и предмет проверки.

Согласно пункта 3 статьи 22 Закона о прокуратуре прокурор или его заместитель в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами, указанными в пункте 1 статьи 21 данного Федерального закона вносит представление об устранении нарушений закона.

Пунктом 1 статьи 24 Закона о прокуратуре предусмотрено, что представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.

В судебном заседании установлено и подтверждается материалами дела, что прокуратурой .... в соответствии с поручением прокуратуры .... от ДД.ММ.ГГГГ, направленным в рамках проверки обращения ФИО6, собственника помещения по .... в ...., на основании решения о проведении проверки от ДД.ММ.ГГГГ проведена проверка соблюдения ТСЖ «Центральное» Жилищного кодекса РФ, законодательства в жилищно-коммунальной сфере в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Решение о проведении проверки вручено председателю ТСЖ «Центральное» ФИО2ДД.ММ.ГГГГ.

Актом проверки от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что многоквартирные .... по .... в .... находятся под управлением ТСЖ «Центральное», произведен осмотр помещений Н1 в ...., Н1 в ...., которые принадлежат ООО «Интер-93», являются подвальными помещениями (объединёнными в одно помещение) и используются КГБУ «Спортивная Школа Олимпийского резерва по гребле на байдарках и каноэ им. Константина Костенко». Установлено, в том числе, что начисления по расходам на теплоснабжение собственнику указанных помещений не производятся, по причине отсутствия системы теплоснабжения в указанных помещениях. Бухгалтерскую отчетность, финансовую отчетность по вопросу расходования средств на капитальный ремонт, протоколы общего собрания собственников помещений в многоквартирного жилого дома по заслушиванию отчетности ревизионной комиссии, иные документы финансовой отчетности председатель ТСЖ не предоставил, по причине отсутствия документов (нахождения документов в архиве, у бухгалтера), пояснил, что может предоставить запрашиваемые документы после ДД.ММ.ГГГГ.

По результатам проведения проверки председателю правления ТСЖ «Центральное» ФИО2 заместителем прокурора ....ФИО5 выдано представление от ДД.ММ.ГГГГ, которым установлены следующие нарушения федерального законодательства:

1) плата за помещение Н1 по .... в ...., принадлежащее начисляется исходя из площади 502,5 кв.м., в то время как в соответствии со сведениями ЕГРН площадь помещения составляет 785,6 кв.м.; собственнику помещений НЗ-Н6 по .... в .... общей площадью 794,8 кв.м. ООО «Базис» при расчете платы за отопление не учитывается площадь в размере 164,4 кв.м.; собственнику помещения Н1 по .... общей площадью 182,3 кв.м. ООО «Интер-93» не начисляется плата за вывоз ТКО;

2) в нарушение требований п. 16.1 раздела 10 Приказа Минкомсвязи России , Минстроя России /пр от ДД.ММ.ГГГГ годовая отчетность ТСЖ «Центральное» за 2020 в систему ГИС ЖКХ внесена только ДД.ММ.ГГГГ, чем нарушен срок для предоставления годовой отчетности;

3) в отчете о деятельности ТСЖ «Центральное» за 2020 отсутствуют сведения о доходах и расходах на услуги парковки и охраны.

В представлении содержится требование безотлагательно рассмотреть представление с участием представителя прокуратуры района, принять исчерпывающие меры по устранению нарушений законодательства, а также причин и условий, способствующих выявленным нарушениям. О результатах рассмотрения представления и принятых мерах сообщить прокурору .... в письменной форме в месячный срок со дня его получения. Предложено при наличии оснований рассмотреть вопрос о привлечении к дисциплинарной ответственности за допущенные нарушения ответственных людей.

В судебном заседании установлено, что ТСЖ «Центральное» ДД.ММ.ГГГГ указанное представление получено, рассмотрено ДД.ММ.ГГГГ (с уведомлением прокурора), по результатам рассмотрения председателем ТСЖ «Центральное» направлен прокурору .... ответ от ДД.ММ.ГГГГ, в котором сообщено, что оснований для принятия мер к устранению нарушений законодательства не имеется по причине отсутствия таковых, приложены документы, подтверждающие обоснованность расчета платы за коммунальные услуги.

Оценивая законность представления, суд приходит к следующим выводам.

Как установлено в судебном заседании и подтверждается материалами дела, ТСЖ «Центральное» осуществляет управление многоквартирными домами, расположенными по адресу: ...., 95, 97. Председателем ТСЖ «Центральное» на основании решения общего собрания собственников вышеназванных многоквартирных домов от ДД.ММ.ГГГГ является ФИО2

Согласно ст. 138 Жилищного кодекса РФ (далее ЖК РФ) товарищество собственников жилья обязано обеспечивать выполнение, требований главы 13 ЖК РФ, положений других федеральных законов, иных нормативных правовых актов, а также устава товарищества.

В соответствии с пп. 1 п. 11 ст. 161 ЖК РФ товарищество собственников жилья, осуществляющее управление многоквартирным домом, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, обязано предоставлять ресурсоснабжающим организациям, региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами информацию, необходимую для начисления платы за коммунальные услуги.

Граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги (ч. 1 ст. 153 ЖК РФ)

В силу ч. 1 ст. 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателя жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, включает в себя: плату за пользование жилым помещением (плата за наем); плату за содержание жилого помещения; плату за коммунальные услуги.

Часть 11 ст. 161 ЖК РФ предусматривает, что в случае, предусмотренном статьей 157.2 настоящего Кодекса, управляющая организация, товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, осуществляющие управление многоквартирным домом, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, обязаны: предоставлять ресурсоснабжающим организациям, региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами информацию, необходимую для начисления платы за коммунальные услуги, в том числе о показаниях индивидуальных приборов учета (при предоставлении таких показаний собственниками помещений в многоквартирном доме и нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме управляющей организации, товариществу собственников жилья либо жилищному кооперативу или иному специализированному потребительскому кооперативу) и коллективных (общедомовых) приборов учета, установленных в многоквартирном доме.

В судебном заседании установлено и не отрицалось представителем административного истца, что являющемуся собственником нежилого помещения Н1, расположенного по адресу ...., общей площадью 785,6 кв.м. расчет платы за услуги отопления осуществляется ТСЖ «Центральное» исходя из площади 502,5 кв.м., то есть не в полном размере.

Данное обстоятельство установлено должностным лицом прокуратуры по результатам анализа финансовых лицевых счетов в отношении нежилого помещения и данных выписок из Единого государственного реестра прав на недвижимость, запрошенных в ходе проверки, осмотром нежилых помещений. При этом, заявления » от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ об освобождении от оплаты за услуги отопления в связи с отсутствием приборов отопления, технические документы в отношении нежилых помещений в рамках проверки ТСЖ «Центральное» прокурору представлены не были.

Отсутствие начислений платы за отопление в полном размере исходя из общей площади 794,8 кв.м. в отношении нежилых помещений НЗ-Н6 по .... в .... собственнику в судебном заседании представителем ТСЖ «Центральное» также не оспаривалось.

Факт неполной оплаты » коммунальных услуг был установлен должностным лицом прокуратуры по результатам анализа финансовых лицевых счетов в отношении нежилых помещений и данных выписок из Единого государственного реестра прав на недвижимость. При этом, при проведении осмотра в указанных нежилых помещениях имелись приборы отопления, акт от ДД.ММ.ГГГГ об отключении от системы теплоснабжения в период проверки ТСЖ «Центральное» представлен не был.

Кроме того, проводя проверку по доводам обращения ФИО6, должностным лицом прокуратуры установлено, что плата за вывоз твердых коммунальных отходов за нежилое помещение общей площадью 182 кв.м. по адресу: Интернациональная, 95 не начисляется. Указанный вывод сделан на основании представленной информации, из которой следует, что договор по обращению с ТКО заключен с » только в отношении нежилого помещения Н1, расположенного по адресу: .... в ..... Договор на оказание услуг по обращению с ТКО от ДД.ММ.ГГГГ, заключенный между », приложение к нему при проведении прокурорской проверки ТСЖ «Центральное» представлены не были.

Допрошенный в судебном заседании помощник прокурора ФИО3 пояснил, что ДД.ММ.ГГГГ совместно со специалистами Инспекции строительного и жилищного надзора .... проводил проверку в отношении ТСЖ «Центральное». Перед проведением проверки ознакомил председателя ТСЖ «Центральное» с заявлением ФИО6, поручением прокуратуры .... и предложил представить все имеющиеся документы, подтверждающие обоснованность расчета платы за коммунальные услуги вывоз ТКО. На что председателем было отказано, указано на их нахождение в архиве организации либо у бухгалтера. В связи с чем, устно было согласовано, что данные документы будут представлены ТСЖ «Центральное» в прокуратуру после ДД.ММ.ГГГГ, однако таковые не поступили, в связи с чем, представление было вынесено на основании имевшейся информации, а именно финансовых лицевых счетов и выписок из ЕГРП, ответов на запросы ресурсоснабжающих организаций. Заявления , договор на вывоз ТКО ТСЖ «Центральное» в ходе проверки представлены не были.

Действительно материалами подтверждается, что на основании заявлений от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, акта от ДД.ММ.ГГГГ ТСЖ «Центральное» не осуществляется начисление платы за услуги отопления в полном размере » в виду отсутствия приборов отопления в нежилых помещениях по ...., 95, отключения системы отопления в нежилом помещении по .....

Между тем, учитывая, что на момент проведения проверки технических документов, актов уполномоченных лиц, подтверждающих отсутствие приборов отопления в спорных нежилых помещения, принадлежащих ООО «Интер-93» административным истцом представлено не было, как и не представлено таковых на дату проведения судебного заседания, выводы прокурора о неполном начислении платы на отопление в отношении помещений по .... материалами дела не опровергаются.

Акта от ДД.ММ.ГГГГ об отключении от системы отопления нежилых помещений по адресу: .... в ...., принадлежащих », при проведении проверки ТСЖ «Центральное» прокурору также не было представлено, в связи с чем, требование об устранении нарушений законодательства при начислении оплаты коммунальных услуг в отношении помещений Н3-Н6 являлось обоснованным.

Кроме того, учитывается, что из представленного ответа », договора на оказание услуг по обращению с ТКО от ДД.ММ.ГГГГ, следует, что таковой был заключен ООО «Интер-93» только в отношении нежилого помещения Н1, расположенного по адресу: .... в ..... Иных документов, подтверждающих обоснованность расчета платы за вывоз твердых коммунальных отходов административным истцом при проведении проверки ТСЖ «Центральное» представлено не было, в этой связи, включение в оспариваемое представление выводов о неправомерном не начислении платы за вывоз ТКО в отношении нежилого помещения Н1 по .... на момент проведения проверки являлось верным.

Из материалов дела следует, что к ответу на представление от ДД.ММ.ГГГГ ТСЖ «Центральное» представлены заявления от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ об отсутствии приборов отопления, акт от ДД.ММ.ГГГГ об отключении нежилых помещений ООО «базис» от теплоснабжения, договор от ДД.ММ.ГГГГ с приложением к нему, заключенный между », которыми установлена обслуживаемая площадь (количество единиц измерения) - 772,3 кв.м., что включает в себя нежилые помещения, расположенные по .... и 95.

Учитывая, что обоснованность расчета коммунальных услуг, платы за вывоз твердых коммунальных отходов установлена прокурором на дату получения ответа, каких-либо негативных последствий для истца не наступило, права ТСЖ «Центральное» в данном случае нарушенными признать нельзя.

Наличие у истца документов, подтверждающих обоснованность расчета платы за коммунальные услуги и вывоз ТКО, на момент прокурорской проверки не свидетельствует о незаконности акта прокурорского реагирования, так как в нарушение требований статей 6, 22 Закона о прокуратуре данные документы не были представлены истцом в ходе проверки, в связи с чем, представление прокуратуры в указанной части не может быть признано незаконным.

В силу п. 3 ст. 148 ЖК РФ в обязанности правления товарищества собственников жилья входит составление смет доходов и расходов на соответствующий год товарищества и отчетов о финансовой деятельности, предоставление их общему собранию членов товарищества для утверждения.

В соответствии со ст. 150 ЖК РФ ревизионная комиссия (ревизор) товарищества собственников жилья представляет общему собранию членов товарищества заключение о смете доходов и расходов на соответствующий год товарищества и отчет о финансовой деятельности и размерах обязательных платежей и взносов.

Пунктом 6 Приказа Минфина РФ от 06.07.1999 N 43н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Бухгалтерская отчетность организации» бухгалтерская отчетность должна давать достоверное и полное представление о финансовом положении организации, финансовых результатах ее деятельности и изменениях в ее финансовом положении. Достоверной и полной считается бухгалтерская отчетность, сформированная исходя из правил, установленных нормативными актами по бухгалтерскому учету.

Если при составлении бухгалтерской отчетности, исходя из правил настоящего Положения, организацией выявляется недостаточность данных для формирования полного представления о финансовом положении организации, финансовых результатах ее деятельности и изменениях в ее финансовом положении, то в бухгалтерскую отчетность организация включает соответствующие дополнительные показатели и пояснения.

Стандарты и порядок осуществления деятельности по управлению многоквартирным домом товариществами собственников жилья установлены Правилами осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 15 мая 2013 года № 416 (далее – Правила осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами).

Согласно подпункту «г» пункта 4 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами управление многоквартирным домом обеспечивается выполнением следующих стандартов: организация собственниками помещений в многоквартирном доме, органами управления товарищества и кооператива, а в случаях, предусмотренных договором управления многоквартирным домом, управляющей организацией рассмотрения общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, общим собранием членов товарищества или кооператива (далее - собрание) вопросов, связанных с управлением многоквартирным домом, в том числе документальное оформление решений, принятых собранием.

В соответствии с подпунктом «б» пункта 32 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, в случае, если управление многоквартирным домом осуществляет товарищество или кооператив, они обязаны раскрывать информацию путем размещения на постоянной основе на официальном сайте государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства в сети «Интернет» информации, предусмотренной законодательством Российской Федерации о государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства.

В своем обращении в прокуратуру ФИО6 просила провести проверку финансово-хозяйственной деятельности ТСЖ «Центральное», указывая, что сведения о расходах и доходах на услуги парковки и охраны в финансовой документации товарищества отсутствуют. В этой связи помощником прокурора ФИО3 было предложено председателю ТСЖ «Центральное» представить финансовые документы, содержащие сведения о доходах и расходов на услуги парковки и охраны с целью проверки доводов заявителя. Из прояснений свидетеля следует, что в обоснование таковых был представлен отчет о проделанной работе за январь-декабрь 2020 год, при этом каких-либо пояснений к нему субъектом проверки приложено не было.

Действительно, при анализе указанного отчета однозначно не следует размер доходов, полученных ТСЖ «Центральное» за услуги парковки и охраны, как и размер, понесенных в связи с этим расходов, годовые финансовые отчеты, размещенные в системе ГИС ЖКХ, данные сведения также не содержат.

В судебном заседании представителем прокуратуры указано, что ответом на представление ТСЖ «Центральное» были даны пояснения относительно понесенных расходов на спорные услуги, указано на его утверждение ревизионной комиссией, чем исполнено представление в указанной части. При вынесении представления учитывались права ФИО6, как собственника жилого помещения, на получение необходимой и достоверной информации о деятельности товарищества.

Учитывая, что сведения о доходах и расходах на услуги парковки и охраны учтены ТСЖ «Центральное» в отчете о проделанной работе за январь-декабрь 2020 года, утвержденном заключением ревизионной комиссии товарищества, что установлено прокурором на дату получения ответа, каких-либо негативных последствий для истца не наступило, права ТСЖ «Центральное» в данном случае нарушенными признать нельзя.

Согласно правовым позициям, изложенным Конституционным Судом Российской Федерации в определении от 24 февраля 2005 года N 84-О, само по себе представление прокурора силой принудительного исполнения не обладает, поскольку преследует цель понудить указанные в пункте 1 статьи 21 Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-1 органы и должностные лица устранить допущенные нарушения, прежде всего, в добровольном порядке. Требование о безусловном исполнении представления прокурора реализуется путем специальных процедур - вынесения самим прокурором постановления о возбуждении производства об административном правонарушении либо путем обращения в суд.

В данном случае достоверно установлено и следует из пояснений представителя административного ответчика, что ТСЖ «Центральное» к административной ответственности не привлекалось, в суд с соответствующими требованиями прокурор не обращался, в этой связи само по себе вынесение представления с указанием, в том числе, на отсутствие в отчете о проделанной работе за 2020 год сведений о доходах и расходах товарищества на услуги охраны и парковки прав административного истца не нарушает.

Приказом Минкомсвязи России № 74, Минстроя России № 114/пр от 29 февраля 2016 года утверждены состав, сроки и периодичность размещения информации поставщиками информации в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства.

Разделом 10 указанного Приказа определена информация, подлежащая размещению в системе лицами, осуществляющими деятельность по управлению многоквартирными домами на основании договора управления многоквартирным домом, товариществами собственников жилья, жилищными кооперативами и иными специализированными потребительскими кооперативами, осуществляющими управление многоквартирным домом.

В состав размещаемой информации входит, в том числе, годовой отчет о деятельности правления товарищества и кооператива. Отчет подлежит размещению ежегодно, в течение I квартала текущего года за предыдущий год, в котором товарищество и кооператив осуществляли деятельность по управлению многоквартирным домом (пункт 16.1).

Из ответа Госинспекции Алтайского края от 22.07.2022 следует, что отчет о деятельности ТСЖ «Центральное» за 2020 год размещен в ГИС ЖКХ 23.12.2021. Внесение изменений в отчет товарищества не производилось, отчет размещен в единственной версии.

Таким образом, установлено, что ТСЖ «Центральное» не обеспечило размещение отчетности за 2020 год в установленный срок, то есть в течение 1 квартала 2021, соответствующий отчет размещен лишь 23.12.2021. В этой связи вывод представления о нарушении срока размещения ТСЖ «Центральное» годовой отчетности за 2020 год является обоснованным.

Доводы истца о размещении годовой отчетности в системе ГИС ЖКХ 31.03.2021 со ссылкой на объяснение работника товарищества судом не учитываются, поскольку надлежащими доказательствами не подтверждены.

По смыслу действующего законодательства положения Закона о прокуратуре предоставляющие прокурору право вносить представления об устранении нарушений закона, обязывают организации, должностных лиц в чей адрес они вынесены, рассматривать данные представления. Однако характер принимаемых мер указанные лица вправе определять самостоятельно. В этой связи, доводы административного истца о неисполнимости вышеуказанного требования являются необоснованными, поскольку характер принимаемых мер может быть определен ТСЖ «Центральное» самостоятельно (например, путем проведения бесед с ответственными лицами о необходимости соблюдения сроков, установленных приказом Минкомсвязти России № 74, Минстроя России № 14/пр от 29.02.2016, принятия дисциплинарных мер и т.п.).

В силу части 1 статьи 22 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе требовать от руководителей и других должностных лиц указанных органов представления необходимых документов и материалов или их копий, статистических и иных сведений в сроки и порядке, которые установлены пунктами 2, 2.1, 2.3, 2.4, 2.5 статьи 6 настоящего Федерального закона; выделения специалистов для выяснения возникших вопросов; проведения проверок, контрольных (надзорных) мероприятий по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных им организаций.

Действующим законодательством не запрещено прокурору при осуществлении полномочий запрашивать необходимые сведения устно.

Разрешая требования административного истца, суд исходит из того, что председатель ТСЖ «Центральное» ФИО2 был ознакомлен с обращением ФИО6, поручением прокуратуры ...., прокурором ему было предъявлено требование о предоставлении хозяйственных и финансовых документов, однако как в момент проведения проверки, так и в срок до ДД.ММ.ГГГГ документы по доводам обращения прокурору представлены не были.

В данном случае, выявив ходе проведенной проверки факты нарушений требований законодательства в жилищно-коммунальной сфере, заместитель прокурора был вправе, руководствуясь статьями 21, 22 и 24 Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-1, внести обжалуемое представление председателю товарищества.

Представление соответствующих документов ТСЖ «Центральное» с ответом от 18.04.2022 и в судебное заседание не свидетельствует о незаконности представления прокурора.

Вытекающая из представления и статьи 24 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» обязанность заявителя рассмотреть представление не лишает заявителя права не согласиться с указанными в представлениями нарушениями, о чем сообщить прокурору в письменной форме.

Само по себе представление прокурора не может быть исполнено принудительно, поскольку оно направлено на понуждение органов и должностных лиц устранить допущенные нарушения закона, прежде всего в добровольном порядке, и не может рассматриваться как нарушающее права и законные интересы органа или должного лица, которым оно внесено.

В соответствии с разъяснениями, изложенными в пункте 62 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2016 года № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации», суд не осуществляет проверку целесообразности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, принимаемых, совершаемых ими в пределах своего усмотрения в соответствии с компетенцией, предоставленной законом или иным нормативным правовым актом.

Исходя из положений части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации для признания незаконными решений, действий (бездействий) необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

Таким образом, по смыслу закона необходимым условием для признания представления прокурора незаконным является установление нарушений прав и интересов заявителя оспариваемым представления.

Обязанность доказывания нарушения прав и законных интересов возлагается на административного истца (пункт 1 части 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

Между тем, судом установлено и подтверждается пояснениями лиц, участвующих в деле, что внесение оспариваемого представления не повлекло для ТСЖ «Центральное» негативных последствий.

С учетом изложенного, необходимая совокупность условий для признания оспариваемого представления незаконным, равно как и факты нарушения данным представлением прав и законных интересов административного истца по делу не установлены.

Оспариваемое представление принято должностным лицом прокуратуры в пределах предоставленных полномочий, в установленном порядке и соблюдением срока, несогласие административного истца с содержанием данного представления не свидетельствует о его незаконности.

При установленных обстоятельствах административные исковые требования ТСЖ «Центральное» подлежат оставлению без удовлетворения в полном объеме.

Руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

РЕШИЛ:

Административный иск ТСЖ «Центральное» - оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Центральный районный суд г. Барнаула в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья О.А. Мальцева

Мотивированное решение изготовлено 01.08.2022