ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-4075/17 от 04.12.2017 Рубцовского городского суда (Алтайский край)

Дело № 2а - 4075/17

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

04 декабря 2017 года Рубцовский городской суд Алтайского края в составе:

председательствующего Хильчук Н.А.,

при секретаре Кузик Т.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Кащенко И.А. к Государственной инспекции Алтайского края региональный государственный жилищный надзор отдела жилищного надзора по г. Рубцовску, г.Славгороду о признании бездействий незаконными и о возложении обязанности совершить действия,

УСТАНОВИЛ:

Кащенко И.А. обратилась в суд с административным исковым заявлением к Государственной инспекции Алтайского края региональный государственный жилищный надзор отдела жилищного надзора по г. Рубцовску, г.Славгороду о признании бездействий незаконными и о возложении обязанности совершить действия. В обоснование требований указала, что является собственником помещения в жилом доме № ** по ул.* в г. Рубцовске. Указанный многоквартирный жилой дом оснащен общедомовым прибором учета тепловой энергии. Допуск в эксплуатацию тепловычислителя не осуществлен представителем энергоснабжающей организации на основании требований правил учета тепловой энергии. Согласно свидетельству о поверке № ** тепловычислитель ТСРВ-031 № ** годен до ***. С *** года жители дома вынуждены производить оплату за коммунальные услуги по нормативам потребления коммунальных услуг круглый год по отоплению, что значительно превышает оплату по счетчику. Кроме того, отопление до января 2017 года начислялось по счетчику, который не был допущен в эксплуатацию, а с *** года по нормативу, что также является нарушением закона. Кроме того, горячее водоснабжение подается ненадлежащего качества, но уменьшение не производится по причине того, что оплата начисляется, как за качественный ресурс. ООО «УК «Наш Дом» направило собственникам многоквартирного дома по ул.*, уведомление о проверке тепловычислителя и принятии решения на общем собрании собственников многоквартирного дома. До настоящего времени решение собственников не принято. Также ООО «УК «Наш Дом» было инициатором проведения общего собрания собственников для принятия решения о проведении проверки тепловычислителя, решение о проверке тепловычислителя собственниками помещений в доме по ул.*, не принято. Государственной инспекцией Алтайского края в ходе проверки соблюдения ООО «УК «Наш Дом» лицензионных требований при содержании общего имущества многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: * в г. Рубцовске Алтайского края, сокрыты нарушения лицензионных требований, предусмотренных пп. «а» п.3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28.10.2014 № 1110 «О лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами», выразившееся в нарушении правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 27.09.1003 № 170), а именно: прибор учета не введен в эксплуатацию. В *** году истец обратилась с заявлением в прокуратуру Алтайского края по факту нарушения закона в части не осуществления проверки прибора учета в сроки, установленные законодательством. Государственная инспекция Алтайского края *** направила в адрес истца ответ, в котором указала, что «допуск в эксплуатацию тепловычислителя не осуществлен представителем энергоснабжающей организации на основании требований правил учета тепловой энергии. Согласно свидетельству о проверке **.1-3700 тепловычислитель ТСРВ-031 № ** годен до ***. Административный истец, ссылаясь на ч. 1, 1.1, 2.3 ст. 161, ст. 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», ч. 1 ст. 8, п. 51 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», пп. «к» п. 11, п. 42 «Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2008 № 491, пп. «с» п. 31 «Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», утвержденных Постановление Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 просила: 1. Признать бездействия ответчика Государственной инспекции Алтайского края по непринятию мер по результатам проверки соблюдения ООО «УК «Наш дом» лицензионных требований при содержании общего имущества многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: *, в городе Рубцовске Алтайского края незаконными. 2. Обязать ответчика Государственную инспекцию Алтайского края принять процессуальное решение о привлечении ООО «УК «Наш дом» за нарушение лицензионных требований при содержании общего имущества многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: * в городе Рубцовске Алтайского края.

Административный истец Кащенко И.А., представители административного истца Кащенко И.А. - Соснов Е.А. и Ермизова Т.Ю., действующие на основании нотариальных доверенностей, в судебном заседании отсутствовали, надлежаще извещены о времени и месте судебного заседания.

Представитель административного ответчика Государственной инспекции Алтайского края – ведущий специалист отдела жилищного надзора по г. Рубцовску, г. Славгороду Государственной инспекции Алтайского края Карчагин П.П., действующий на основании доверенности, в судебном заседании административные исковые требования не признал по доводам, изложенным ранее в письменном отзыве, указав, что в соответствии с п.2.4 Положения о Государственной инспекции Алтайского края, утвержденного Указом Губернатора Алтайского края от 25.07.2014 № 107, в сфере регионального государственного жилищного надзора и лицензионного контроля инспекция осуществляет надзор за соблюдением органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами установленных в соответствии с жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности следующих обязательных требований: к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его форм собственности, в том числе требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию, использованию и содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах; к созданию и деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих управление многоквартирными домами, оказывающих услуги и (или) выполняющих работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах; к энергетической эффективности и оснащенности помещений многоквартирных домов и жилых домов приборами учета используемых энергетических ресурсов. В соответствии с ч.3 ст. 196 Жилищного кодекса РФ внеплановая проверка по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 4, 5 части 10 статьи 19 Федерального закона от 4 мая 2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", а также в связи с поступлением в орган государственного жилищного надзора обращений, заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о фактах нарушений лицензиатом лицензионных требований проводится без согласования с органами прокуратуры и без предварительного уведомления лицензиата о проведении внеплановой проверки. В соответствии с п.3 «Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.10.2014 № 1110 лицензионными требованиями к лицензиату, устанавливаемыми в соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности", являются: а) соблюдение требований, предусмотренных частью 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации; б) исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации; в) соблюдение требований, предусмотренных частью 1 статьи 193 Жилищного кодекса Российской Федерации. Согласно ч.2,3 ст. 161 Жилищного кодекса РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах. Согласно ч.2 ст.162 Жилищного кодекса РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность. Согласно п.п. «д» п.34 «Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 потребитель обязан обеспечивать проведение поверок установленных за счет потребителя коллективных (общедомовых), индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета в сроки, установленные технической документацией на прибор учета, предварительно проинформировав исполнителя о планируемой дате снятия прибора учета для осуществления его поверки и дате установления прибора учета по итогам проведения его поверки, за исключением случаев, когда в договоре, содержащем положения о предоставлении коммунальных услуг, предусмотрена обязанность исполнителя осуществлять техническое обслуживание таких приборов учета, а также направлять исполнителю копию свидетельства о поверке или иного документа, удостоверяющего результаты поверки прибора учета, осуществленной в соответствии с положениями законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений. Решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме ул. * (протокол № ** от ***) выбран способ управления ООО «УК «Наш Дом», утвержден договор управления. Согласно условиям данного договора 2.1.1, 1.3 и Приложения № ** к договору обязанность ООО «УК «Наш Дом» осуществлять техническое обслуживание общедомового прибора учета горячего водоснабжения, отопления (осмотры, поверка приборов учета и т.д.) не предусмотрена. В соответствии с ч.7 ст.12 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности» лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома, регулярно (не реже чем один раз в год) обязано разрабатывать и доводить до сведения собственников помещений в многоквартирном доме предложения о мероприятиях по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, которые возможно проводить в многоквартирном доме, с указанием расходов на их проведение, объема ожидаемого снижения используемых энергетических ресурсов и сроков окупаемости предлагаемых мероприятий. *** управляющей организацией инициировано общее собрание собственников помещений в указанном многоквартирном доме по вопросу проведения поверки общедомового прибора учета горячей воды и отопления и определения источника финансирования для выполнения данной услуги, собрание ввиду отсутствия кворума не состоялось. *** собственникам помещений в многоквартирном доме управляющей организацией направлено предложение о проведении поверки общедомового прибора учета горячей воды и отопления, что подтверждается отчетом об отслеживании отправления с почтовым идентификатором 65821805005994. Управляющей организацией приняты необходимые действия для выполнения лицензионных требований при осуществлении деятельности по управлению многоквартирным домом ул.* по вопросу обеспечения поверки общедомового прибора учета горячего водоснабжения и отопления. Основания для принятия процессуального решения отсутствуют. Госинспекцией Алтайского края в соответствии с административным регламентом исполнения государственной функции по осуществлению лицензионного контроля, утвержденного Приказом Госинспекции Алтайского края от ***** и ч.1 ст.10 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» отделом жилищного надзора по г.Рубцовску, г.Славгороду Государственной инспекции Алтайского края проведена проверка ООО «УК «Наш Дом» и обеспечено объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращение Кащенко И.А. по вопросу непринятия ООО «УК «Наш Дом» мер по отсутствию с *** года узлов учета горячего водоснабжения и отопления в многоквартирном доме. По результатам проверки ООО «УК «Наш Дом» нарушений лицензионных требований при осуществлении деятельности по управлению указанным многоквартирным домом не установлено. Заявителю *** дан письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов. В дополнениях к отзыву на исковое заявление представитель административного ответчика указал, что обязанность проводить поверку общедомового прибора учета регламентирована для управляющей организации в п.18 «Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения», утвержденного Постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 № 290. Указанные перечень и Правила применяются к правоотношениям, вытекающим из договоров управления многоквартирным домом и договоров оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества в многоквартирном доме и возникшим после дня вступления в силу настоящего постановления. Документов, подтверждающих, что собственниками в тариф на содержание жилья внесена услуга о поверке общедомового прибора учета отопления и горячего водоснабжения истцом не представлено. Общедомовой прибор учета отопления и горячей воды в многоквартирном доме ул.* установлен и введен в эксплуатацию в декабре 2008 года. Согласно паспорту на тепловычислитель ТСРВ 0-31 № **, изготовитель гарантирует соответствие тепловычислителя ТУ 424218-084-44327050-2004 (В84.00-00.00 ТУ) в течение 4 лет с даты продажи при соблюдении потребителем правил и условий эксплуатации, хранения, транспортирования и монтажа в соответствии с эксплуатационной документацией. *** управляющей организацией проведена поверка указанного тепловычислителя, что подтверждается свидетельством о поверке № ** (свидетельство о поверке действительно до ***). Согласно позиции Верховного Суда РФ (определение от 21.07.2016 № 306-ЭС16-8453) если виды работ собственниками жилых помещений запланированы не были, управляющая организация не вправе в силу закона осуществлять как текущий, так и капитальный ремонты общего имущества в многоквартирном доме без решения общего собрания собственников. Инспекция полагает, что собственники помещений в многоквартирном доме вправе инициировать общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме, на собрании рассмотреть вопрос о проведении поверки общедомового прибора учета отопления и горячей воды, выдать управляющей организации задание, оформленное протоколом в соответствии с ч.1 ст.46, ч.2 ст.162 ЖК РФ, для исполнения, при этом указав источник финансирования данного вида работ.

Представитель привлеченного судом к участию в деле заинтересованного лица ООО «Управляющая компания «Наш Дом» в судебном заседании отсутствовал, надлежаще извещен о времени и месте судебного заседания.

С учетом положений ч. 6 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.

Суд, выслушав пояснения представителя административного ответчика, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства, считает заявленные требования подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 1, ч. 5 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Согласно ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд удовлетворяет требования о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если признает оспариваемые решения, действия (бездействия) не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.

Правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами регулируется Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

В соответствии с ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения, включая обращения объединений граждан, в том числе юридических лиц, в государственные органы, органы местного самоуправления и их должностным лицам, в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам.

В силу п. 3 ст. 5 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ гражданин имеет право на получение письменного ответа по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в ст. 11 настоящего Федерального закона.

Согласно ч. 1 ст. 8 названного Федерального закона гражданин направляет письменное обращение непосредственно в тот государственный орган, орган местного самоуправления или тому должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов.

Из содержания ст. 10 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ следует, что ответ на обращение направляется заявителю в письменной форме по почтовому адресу, указанному им в обращении.

Ответ на обращение подписывается руководителем государственного органа или органа местного самоуправления, должностным лицом либо уполномоченным на то лицом. Ответ на обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в форме электронного документа, направляется в форме электронного документа по адресу электронной почты, указанному в обращении, или в письменной форме по почтовому адресу, указанному в обращении.

В соответствии с ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.

Аналогичные положения закреплены в Порядке рассмотрения обращений граждан в Государственной инспекции Алтайского края, утвержденном приказом Государственной инспекции Алтайского края от 03.09.2013 № 97.

На основании ст. 20 Жилищного кодекса Российской Федерации органами государственного жилищного надзора в рамках предоставленных им полномочий осуществляется деятельность по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений, органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами, в том числе, установленных требований к деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих управление многоквартирными домами.

Согласно п. 10 Положения о государственном жилищном надзоре, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.06.2013 № 493, в целях осуществления государственного жилищного надзора органы государственного жилищного надзора в пределах установленных полномочий организуют и проводят плановые и внеплановые документарные и выездные проверки в соответствии со ст.ст. 9 - 12 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

Указом Губернатора Алтайского края от 25.07.2014 № 107 утверждено Положение о Государственной инспекции Алтайского края. Данным Положением определены полномочия Инспекции в установленной сфере деятельности, в том числе по осуществлению лицензионного контроля в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами на основании лицензии. В соответствии с п.2.10 Госинспекция Алтайского края рассматривает обращения юридических и физических лиц по вопросам, отнесенным к компетенции Инспекции.

Судом установлено, что Кащенко И.А. является собственником квартиры № ** в доме № ** по ул. * в г. Рубцовске Алтайского края, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ***.

На основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: г. Рубцовск, ул. *, управляющей компанией указанного многоквартирного жилого дома является ООО «Управляющая компания «Наш Дом».

*** в Государственную инспекцию Алтайского края от Кащенко И.А. поступила жалоба на несоблюдение управляющей организацией требований законодательства. Заявитель указала, что с *** года по настоящее время в доме № ** по улице * отсутствуют узлы учета ГВС и отопления, из-за чего происходит переплата услуг по отоплению и горячей воде, и нарушается п.12 ст.13 Закона об энергосбережении. Заявитель просила принять соответствующие меры в отношении действий управляющей организации.

В период с *** по *** по адресу г. Рубцовск, ул. *, на основании приказа заместителя руководителя Государственной инспекции Алтайского края от *****, в отношении ООО «УК «Наш Дом» была проведена внеплановая документарная проверка с целью осуществления лицензионного контроля на территории Алтайского края.

В ходе проверки административным ответчиком в ООО «УК «Наш Дом» были запрошены сведения об обращении собственников многоквартирного дома и принятых по ним мерам, паспорт узла учета отопления горячего водоснабжения МКД по ул.*, обоснование начисления КУ отопления, горячего водоснабжения в связи с отсутствием узла учета собственникам помещений по ул.*, информация об узле учета отопления и горячего водоснабжения по ул.*.

На основании представленных ООО «УК «Наш Дом» копий документов: свидетельства о поверке прибора учета ОПУ тепловой энергии, уведомлений собственникам жилья о поверке теплосчетчика и проведении общего собрания собственников жилья, предложений на *** год, протокола общего собрания собственников жилья, обращений и ответов собственникам жилья, лицом, проводившим проверку – ведущим специалистом отдела жилищного надзора по г.Рубцовску Госинспекции Алтайского края . было установлено, что ООО «УК «Наш Дом» осуществляет по лицензии от ***** предоставление коммунальных услуг в многоквартирном доме, управление многоквартирным домом по адресу: г.Рубцовск, ул. *, на основании договора управления. По результатам проверки составлен акт проверки от *****, согласно которому в ходе проверки ООО «УК «Наш Дом» нарушений лицензионных требований не установлено.

*** Кащенко И.А. был направлен ответ на обращение в Государственную инспекцию Алтайского края, в котором указано, что проверкой нарушений ООО «УК «Наш Дом» не установлено. Заявителю разъяснено, что многоквартирный дом по адресу ул.*, оснащен общедомовым прибором учета тепловой энергии. Допуск в эксплуатацию тепловычислителя не осуществлен представителем энергоснабжающей организации на основании требований правил учета тепловой энергии. Согласно свидетельству о проверке № ** тепловычислитель ТСРВ-031 № ** годен до ***. ООО «УК «Наш Дом» собственникам многоквартирного дома по ул.*, направлено уведомление о проверке тепловычислителя и принятии решения на общем собрании собственников многоквартирного дома, а также инициировано проведение общего собрания собственников для принятия решения о проведении проверки тепловычислителя. Решение о проверке вычислителя собственниками помещений в доме по ул.*, не принято. Кащенко И.А. разъяснено право посещать общие собрания собственников помещений и решать на них вопросы по содержанию и ремонту общего имущества дома, а также право инициировать проведение общего собрания для рассмотрения вопроса о проведении проверки тепловычислителя и принятия решения о способе финансирования проведения данной проверки.

Таким образом, судом установлено, что письменное обращение административного истца рассмотрено в установленном законом порядке уполномоченным лицом, и мотивированный ответ дан в установленный законодательством срок.

В соответствии с п.1.4 Административного регламента исполнения Государственной инспекцией Алтайского края государственной функции по осуществлению лицензионного контроля, утвержденного приказом Государственной инспекции Алтайского края от 15.10.2014 № 77 (далее – Административный регламент), при проведении лицензионного контроля Государственная инспекция Алтайского края осуществляет деятельность, направленную на предупреждение, выявление и пресечение нарушений лицензиатами установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации требований к:

а) определению состава, содержанию и использованию общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме;

б) управлению многоквартирными домами;

в) результатам выполнения лицензиатами работ и услуг по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, в соответствии с требованиями технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, работ и (или) услуг по управлению многоквартирным домом в соответствии с требованиями жилищного законодательства Российской Федерации;

г) порядку установления размера платы за содержание и ремонт жилого помещения;

д) раскрытию информации в соответствии с утвержденным Правительством Российской Федерации стандартом раскрытия информации лицензиатами;

е) обеспечению предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах;

ж) другие требования, установленные законодательством Российской Федерации.

Согласно п. 1.5. Административного регламента должностные лица Государственной инспекции Алтайского края, являющиеся государственными жилищными инспекторами, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право:

запрашивать информацию у органов государственной власти, органов местного самоуправления, соискателей лицензий и лицензиатов, получать от них сведения и документы, которые необходимы для осуществления лицензирования и представление которых предусмотрено законодательством Российской Федерации;

беспрепятственно по предъявлении служебного удостоверения и копии приказа руководителя (заместителя руководителя) Инспекции о назначении проверки посещать территорию и расположенные на ней многоквартирные дома, наемные дома социального использования, помещения общего пользования в многоквартирных домах; с согласия собственников помещений в многоквартирном доме посещать жилые помещения и проводить их обследования; проводить исследования, испытания, расследования, экспертизы и другие мероприятия по контролю, проверять соблюдение наймодателями жилых помещений в наемных домах социального использования обязательных требований к наймодателям и нанимателям жилых помещений в таких домах, к заключению и исполнению договоров найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и договоров найма жилых помещений, соблюдение лицами, предусмотренными в соответствии с частью 2 статьи 91.18 Жилищного кодекса Российской Федерации, требований к представлению документов, подтверждающих сведения, необходимые для учета в муниципальном реестре наемных домов социального использования; проверять соответствие устава товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива, внесенных в устав такого товарищества или такого кооператива изменений требованиям законодательства Российской Федерации; по заявлениям собственников помещений в многоквартирном доме проверять правомерность принятия общим собранием собственников помещение в многоквартирном доме решения о создании товарищества собственников жилья, правомерность избрания общим собранием членов товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива правления товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива, правомерность избрания общим собранием членов товарищества собственников жилья или правлением товарищества собственников жилья председателя правления такого товарищества, правомерность избрания правлением жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива председателя правления такого кооператива, правомерность принятия общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме решения о выборе управляющей организации в целях заключения с ней договора управления многоквартирным домом в соответствии со статьей 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, правомерность утверждения условий этого договора и его заключения, правомерность заключения с управляющей организацией договора оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, правомерность заключения с указанными в части 1 статьи 164 Жилищного кодекса Российской Федерации лицами договоров оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества в многоквартирном доме, правомерность утверждения условий данных договоров;

проводить проверки соискателей лицензий и лицензиатов;

выдавать лицензиатам предписания об устранении выявленных нарушений лицензионных требований;

составлять протоколы об административных правонарушениях, связанных с нарушениями обязательных и лицензионных требований, рассматривать дела об указанных административных правонарушениях и принимать меры по предотвращению таких нарушений.

В соответствии с п.1.6.1-1.6.3. Административного регламента должностные лица инспекции при проведении проверки обязаны: своевременно и в полной мере исполнять предоставленные в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочия по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений лицензионных требований; соблюдать законодательство Российской Федерации, права и законные интересы юридического лица, индивидуального предпринимателя, проверка которых проводится; проводить проверку на основании приказа руководителя, заместителя руководителя инспекции о ее проведении в соответствии с ее назначением.

Согласно п. 3.12. Административного регламента в отношении лицензиата проводятся документарные проверки, и в соответствии с пунктом 3.8 настоящего регламента внеплановые выездные проверки. Данные внеплановые выездные проверки проводятся без согласования с органом прокуратуры, за исключением проведения внеплановой выездной проверки по основанию, указанному в подпункте 3.8.2 пункта 3.8 настоящего Регламента.

Предметом указанных проверок лицензиата являются содержащиеся в документах лицензиата сведения о его деятельности, состоянии используемых при осуществлении лицензируемого вида деятельности помещений, зданий, сооружений, технических средств, оборудования, иных объектов, соответствие работников лицензиата лицензионным требованиям, выполняемые работы, оказываемые услуги, принимаемые лицензиатом меры по соблюдению лицензионных требований, исполнению предписаний об устранении выявленных нарушений лицензионных требований.

Изучив материалы дела, суд приходит к выводу, что при проведении проверки по доводам жалобы Кащенко И.А., Государственной инспекцией Алтайского края не в полной мере исследованы документы, не проведено объективное и всестороннее изучение обстоятельств, изложенных в обращении, то есть установлено незаконное бездействие государственного органа.

Так, представителем административного ответчика в обоснование доводов, изложенных во втором дополнении к отзыву на исковое заявление, приобщены к материалам дела копия локального сметного расчета (локальной сметы), составленного в текущих (прогнозных) ценах по состоянию на *** года, копия договора подряда №** от ***, копия акта о приемке выполненных работ за *** года, а также копии документов о затратах выполненных работ по содержанию и ремонту МКД по ул. *, в *** года, свидетельствующих о том, что *** управляющей организацией была проведена поверка тепловычислителя ТСРВ-031 № ***. Доказательств того, что при проведении проверки доводов обращения Кащенко И.А. указанные документы были истребованы и исследовались суду не представлено. Кроме того, ответ начальника отдела жилищного надзора по г.Рубцовску, г. Славгороду Госинспекции Алтайского края Козлова А.В. от *****, направленный в адрес Кащенко И.А., также сведений о проведении *** поверки тепловычислителя ТСРВ-031 № ** управляющей организацией не содержит.

Кроме того, при проведении проверки не было учтено, что из положений Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года № 491 (далее - Правила № 491), следует, что коллективные (общедомовые) приборы учета потребляемых ресурсов входят в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.

Таким образом, исполнитель коммунальных услуг в соответствии с заключенным договором управления многоквартирным домом, содержащим положения об обслуживании общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, и в силу пункта 5 части 1.1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации должен обеспечивать постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к осуществлению поставок ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме.

В этой связи исполнитель коммунальных услуг в силу прямых указаний закона и соответствующего договора управления многоквартирным домом обязан совершить действия по организации установки и ввода в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета, в том числе путем обращения для заключения соответствующего договора в адрес ресурсоснабжающей организации.

Согласно подпункту «к» пункта 11 Правил № 491 содержание общего имущества включает в себя, в том числе, обеспечение исполнителем надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, поверка приборов учета и т.д.) коллективных (общедомовых) приборов учета потребляемых ресурсов.

Таким образом, при управлении многоквартирным домом управляющей организацией, обязанность собственников по обеспечению надлежащей эксплуатации этих приборов учета переходит к лицу, ответственному за содержание общего имущества в многоквартирном доме за счет платы за содержание жилого помещения.

Согласно ч. 2.3. ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации При управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.

В соответствии с ч. 2 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.

В соответствии с п. 3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.10.2014 № 1110 лицензионными требованиями к лицензиату, устанавливаемыми в соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности», являются: а) соблюдение требований, предусмотренных частью 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации; б) исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации; в) соблюдение требований, предусмотренных частью 1 статьи 193 Жилищного кодекса Российской Федерации.

В связи с изложенным, суд полагает, что требования о признании незаконным бездействия Государственной инспекцией Алтайского края по непринятию мер по результатам проверки соблюдения ООО «Управляющая компания «Наш Дом» лицензионных требований при содержании общего имущества многоквартирного жилого дома, расположенного по улице *, в городе Рубцовске Алтайского края подлежат удовлетворению.

В соответствии с ч. 9 ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в случае признания решения, действия (бездействия) незаконными орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), обязаны устранить допущенные нарушения или препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов административного истца либо прав, свобод и законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление, и восстановить данные права, свободы и законные интересы указанным судом способом в установленный им срок, а также сообщить об этом в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд, гражданину, в организацию, иному лицу, в отношении которых соответственно допущены нарушения, созданы препятствия.

Положениями ст. 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что поводами к возбуждению дела об административном правонарушении, в частности, являются сообщения и заявления физических лиц, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения. Такие заявления подлежат рассмотрению должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях. В результате их разрешения оформляются процессуальные документы, в соответствии с которыми дело об административном правонарушении считается возбужденным, либо выносится определение об отказе в его возбуждении.

В соответствии со ст. 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом, составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с главой 23 настоящего Кодекса, в пределах компетенции соответствующего органа.

В соответствии с п. 69 ч. 2 ст. 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях протоколы об административных правонарушениях вправе составлять должностные лица органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих региональный государственный жилищный надзор.

Согласно ч. 5 ст. 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в случае отказа в возбуждении дела об административном правонарушении при наличии материалов, сообщений, заявлений, указанных в п. 2 и 3 части 1 настоящей статьи, должностным лицом, рассмотревшим указанные материалы, сообщения, заявления выносится мотивированное определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении.

В силу п. 3 ч. 1 той же статьи к числу поводов к возбуждению дела об административном правонарушении относятся сообщения и заявления физических и юридических лиц, а также сообщения в средствах массовой информации, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения (за исключением административных правонарушений, предусмотренных ч. 2 ст. 5.27, ст. 14.12., 14.13 Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях).

Из текста жалобы Кащенко И.А., поступившей в Государственную инспекцию Алтайского края *** следует, что заявитель обратилась с просьбой принять соответствующие меры в отношении действий управляющей организации, ответ о принятом решении направить в сроки, установленные законодательством. Поскольку Государственной инспекцией Алтайского края по результатам проверки ООО «УК «Наш Дом» нарушений лицензионных требований при осуществлении деятельности по управлению указанным многоквартирным домом не было установлено, соответствующий ответ направлен заявителю, при этом в обращении Кащенко И.А. отсутствовало указание на привлечение ООО «УК «Наш Дом» к административной ответственности, суд полагает, что доводы административного ответчика об отсутствии оснований для принятия процессуального решения заслуживают внимания.

На основании изложенного, суд полагает, что оснований для удовлетворения требований административного истца Кащенко И.А. о возложении на Государственную инспекцию Алтайского края, обязанности по принятию процессуального решения о привлечении ООО «УК «Наш Дом» за нарушение лицензионных требований при содержании общего имущества многоквартирного жилого дома, расположенного по ул.* в г. Рубцовске Алтайского края в настоящее время не имеется.

В соответствии с ч. 1 ст. 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьей 107 и частью 3 статьи 109 настоящего Кодекса. По делам о взыскании обязательных платежей и санкций судебные расходы распределяются между сторонами пропорционально удовлетворенным требованиям.

С административного ответчика в пользу административного истца подлежат взысканию расходы по оплате государственной пошлины в сумме 300 руб., размер которых подтвержден документально.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175 – 181, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Кащенко И.А. удовлетворить частично.

Признать незаконным бездействие Государственной инспекции Алтайского края по непринятию мер по результатам проверки соблюдения ООО «Управляющая компания «Наш Дом» лицензионных требований при содержании общего имущества многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: улица *, в городе Рубцовске Алтайского края, по обращению Кащенко И.А..

Обязать Государственную инспекцию Алтайского края провести проверку по обращению Кащенко И.А. по факту отсутствия узла учета отопления в многоквартирном жилом доме, расположенном по улице *, в городе Рубцовске Алтайского края в установленном законом порядке.

Об устранении нарушенных прав Кащенко И.А. сообщить Рубцовскому городскому суду Алтайского края и административному истцу Кащенко И.А. в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения по настоящему административному делу.

В удовлетворении остальной части требований Кащенко И.А. отказать.

Взыскать с Государственной инспекции Алтайского края в пользу Кащенко И.А. расходы по оплате государственной пошлины в сумме 300 руб.

Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд путем подачи апелляционной жалобы через Рубцовский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий Н.А. Хильчук