ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-4075/2016 от 19.12.2016 Димитровградского городского суда (Ульяновская область)

Дело №2а-4075/2016

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

19 декабря 2016 года г.Димитровград

Димитровградский городской суд Ульяновской области в составе председательствующего судьи Кочергаевой О.П., при секретаре Ванюковой Е.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Егоровой М.О. к управлению образования администрации муниципального образования «Мелекесский район», администрации муниципального образования «Мелекесский район» об оспаривании отказа в присвоении статуса молодого специалиста, понуждении к присвоению статуса молодого специалиста, понуждении к осуществлению социальных выплат,

У С Т А Н О В И Л:

Егорова М.О. обратилась в суд с указанным административным иском, в обоснование заявленных требований ссылаясь на то, что она обратилась в Управление образования администрации муниципального образования «Мелекесский район» с заявлением с целью получения статуса молодого специалиста и мер социальной поддержки, предусмотренных законом Ульяновской области «О мерах социальной поддержки отдельных категорий молодых специалистов на территории Ульяновской области». 24 ноября 2016 года ей был выдан отказ, в котором указано, что она молодым специалистом не является. С указанным решением она не согласна, поскольку требования закона не содержит императивного положения, связывающего утрату права на получение статуса молодого специалиста с моментов поступления на работу по должности до получения диплома. Она устроилась на работу один раз и продолжает работать до настоящего времени. Полагает, что ее трудовая деятельность до получения диплома не может являться препятствием для получения статуса молодого специалиста, в связи с чем просила признать незаконным и отменить решение Управления образования администрации муниципального образования «Мелекесский район» об отказе в присвоении статуса молодого специалиста, обязав административного ответчика присвоить ей такой статус, а также обязать ответчика осуществить выплаты мер социальной поддержки, гарантированных законом Ульяновской области «О мерах социальной поддержки отдельных категорий молодых специалистов на территории Ульяновской области».

При подготовке дела к судебному разбирательству для участия по делу в качестве административного соответчика привлечена администрация муниципального образования «Мелекесский район».

В судебном заседании административный истец Егорова М.О. административный иск поддержала по изложенным в нем доводам, просила о его удовлетворении.

Представитель административного ответчика управления образования муниципального образования «Мелекесский район» Губанова Е.Е., действующая на основании доверенности, в судебном заседании доводы административного иска не признала, ссылаясь на законность и обоснованность принятого решения, указав, что оснований для присвоения административному истцу статуса молодого специалиста не имелось, поскольку на момент окончания обучения в высшем учебном заедании она уже была трудоустроена.

Представитель административного ответчика администрации муниципального образования «Мелекесский район» в судебное заседание не явился, направил в суд отзыв на административный иск, в котором просил в удовлетворении заявленных требований отказать по изложенным в письменном отказе управления образования доводам.

Суд полагает возможным рассмотрение дела в отсутствие не явившегося представителя административного ответчика.

Заслушав стороны, исследовав материалы дела, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных административных исковых требований в связи со следующим.

В соответствии со ст.218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В соответствии с пунктом "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы социальной защиты, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Статьей 26.3.1 Федерального закона от 06 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" установлено, что органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе устанавливать за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением финансовых средств, передаваемых из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на осуществление целевых расходов) дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право.

Таким образом, субъекты Российской Федерации вправе осуществлять собственное правовое регулирование по предметам совместного ведения, устанавливая дополнительные меры социальной поддержки для отдельных категорий граждан, а также условия и порядок их предоставления.

С целью реализации прав граждан по обеспечению мер социальной поддержки, на территории Ульяновской области действует Закон Ульяновской области от 02 мая 2012 года №49-ЗО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий молодых специалистов на территории Ульяновской области».

Статьей 1 указанного Закона предусмотрено, что для целей настоящего Закона под молодыми специалистами понимаются лица, не достигшие возраста 35 лет, получившие среднее профессиональное либо высшее образование в имеющих лицензию на осуществление соответствующей образовательной деятельности и свидетельство о государственной аккредитации профессиональных образовательных организациях либо образовательных организациях высшего образования и не позднее трех лет со дня получения диплома о среднем профессиональном образовании либо диплома бакалавра, специалиста или магистра (не позднее трех лет со дня получения сертификата специалиста или свидетельства об аккредитации специалиста - в случае получения указанными лицами среднего профессионального либо высшего медицинского или фармацевтического образования) впервые поступившие на работу по должности, квалификационные требования к которой в соответствии с утверждаемыми в установленном трудовым законодательством порядке квалификационными справочниками или профессиональными стандартами предусматривают наличие у работника среднего профессионального либо высшего образования, за исключением случаев поступления на работу по совместительству. При этом требование о поступлении на работу впервые не применяется в случаях, предусмотренных абзацем третьим части 3 статьи 4 настоящего Закона.

В соответствии с абзацем 3 статьи 4 Закона молодой специалист, уволенный по основанию, предусмотренному пунктом 3 части первой статьи 77 либо пунктом 1 или 2 части первой статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации, из учреждения, поступление на работу в которое дало ему право на получение мер социальной поддержки, установленных статьей 3 настоящего Закона, сохраняет право на их получение в случае поступления не позднее одного месяца со дня такого увольнения на работу в одно из учреждений, указанных в статье 2 настоящего Закона.

Статьей 3 указанного Закона определены меры социальной поддержки молодым специалистам, в том числе и проживающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) Ульяновской области и поступившим на работу в указанные в статье 2 настоящего Закона учреждения.

Судом установлено, что 18 августа 2015 года Егорова М.О. принята на работу на должность учителя технологии в муниципальное казенное образовательное учреждение среднюю общеобразовательную школу №*** р.п.***, где работает по настоящее время, что подтверждается копией трудовой книжки (л.д.8-11).

10 июня 2016 года по окончании федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «***» Егорова М.О. получила диплом бакалавра по направлению подготовки «Педагогическое образование» (л.д.7).

Егорова М.О. обратилась в управление образования администрации муниципального образования «Мелекесский район» с заявлением о присвоении статуса молодого специалиста и оказании мер социальной поддержки, предусмотренных законом Ульяновской области «О мерах социальной поддержки отдельных категорий молодых специалистов на территории Ульяновской области» (л.д.6).

В удовлетворении заявления административного истца было отказано, поскольку после окончания высшего учебного заведения она не впервые трудоустроилась на должность учителя технологии (л.д.6).

Исходя из определения категории молодого специалиста, данной законом Ульяновской области, суд приходит к выводу о том, что Егорова М.О. не может быть отнесена к категории "молодой специалист", поскольку на день получения документа государственного образца о соответствующем уровне образования она уже имела трудовой стаж в педагогической профессии. Соответственно, отказ административного ответчика в присвоении ей указанного статуса и предоставлении мер социальной поддержки является правомерным.

Таким образом, по смыслу вышеуказанного закона Ульяновской области молодым специалистом является гражданин: впервые получивший документ государственного образца соответствующего уровня (среднего или высшего); впервые устроившийся на работу по специальности не позднее 3 лет после получения документа государственного образца.

Исходя из смысла понятия "молодой специалист", установленного вышеуказанным законом, Егорова М.О. не может быть отнесена к категории "молодой специалист", поскольку на дату получения высшего специального образования она уже имела трудовой стаж.

Доводы административного истца об отсутствии препятствий в присвоении ей статуса молодого специалиста в связи с наличием у нее трудового стажа не могут служить основанием для удовлетворения административного иска, поскольку не основаны на законе.

Учитывая изложенное, оснований для удовлетворения административного иска Егоровой М.О. суд не находит, в его удовлетворении надлежит отказать в полном объеме.

Руководствуясь ст.ст.175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении административного иска Егоровой М.О. к управлению образования администрации муниципального образования «Мелекесский район», администрации муниципального образования «Мелекесский район» об оспаривании отказа в присвоении статуса молодого специалиста, понуждении к присвоению статуса молодого специалиста, понуждении к осуществлению социальных выплат отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ульяновский областной суд через Димитровградский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме – 26 декабря 2016 года.

Судья О.П. Кочергаева