ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-4075/2023 от 08.09.2023 Псковского городского суда (Псковская область)

УИД 60RS0001-01-2023-006112-13

Дело № 2а-4075/2023

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

8 сентября 2023 г. город Псков

Псковский городской суд Псковской области в составе:

председательствующего судьи Зиновьева И. Н.,

при секретаре Василенко Д. А.,

с участием:

административного истца Шлосберга Л. М.,

представителей административного истца Голубева А. А.,

Исакова В. М.,

представителей административного ответчика Воробьева С. А.,

Рафальского С. Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Шлосберга Л. М. к Министерству юстиции Российской Федерации о признании незаконным распоряжения от 16.06.2023,

УСТАНОВИЛ:

Шлосберг Л. М. обратился в суд с административным исковым заявлением к Министерству юстиции Российской Федерации (РФ) о признании незаконными распоряжения от 16.06.2023 о включении сведений о Шлосберге Л. М. в реестр иностранных агентов и бездействия Министерства юстиции РФ по ненаправлению уведомления о включении сведений о Шлосберге Л. М. в указанный реестр, а также обязании исключить эти сведения из реестра.

В обоснование требований указано, что Шлосберг Л. М. – российский политик, член ФПКПП «Российская объединенная демократическая партия «Яблоко», заместитель председателя ФПКПП «Российская объединенная демократическая партия «Яблоко», историк, журналист и общественный деятель.

16.06.2023 распоряжением Министерства юстиции РФ сведения о Шлосберге Л. М. включены в реестр иностранных агентов (номер **). В этом реестре, помимо фамилии, имени, отчества, опубликованы для всеобщего обозрения и другие персональные данные административного истца: дата рождения, ИНН. Сведения размещены в открытом доступе на официальном сайте Министерства юстиции РФ.

Согласно сведениям реестра административный истец включен в него на основании ст. 7 Федерального закона от 14.07.2022 № 255-ФЗ «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием». Как указано на официальном сайте Министерства юстиции РФ «Л. М Шлосберг выступал против специальной военной операции на Украине, принимал участие в создании и распространении для неограниченного круга лиц информационных материалов иностранных агентов, распространял недостоверную информацию о принимаемых органами публичной власти РФ решениях и проводимой ими политике».

Министерство юстиции РФ не сообщило административному истцу о факте включения сведений о нем в реестр иностранных агентов, Шлосберг Л. М. узнал об этом из средств массовой информации.

Административный истец полагал, что Министерство юстиции РФ вынесло распоряжение о включении сведений об административном истце в реестр иностранных агентов незаконно и необоснованно, чем возложило на него незаконные обязанности, ограничения (запреты) и нарушило его права.

В связи с этим административный истец просил суд признать незаконным распоряжение Министерства юстиции РФ от 16.06.2023 о включении сведений о Шлосберге Л. М. в реестр иностранных агентов и обязать Министерство юстиции РФ исключить сведения о Шлосберге Л. М. из реестра иностранных агентов. Также просил суд признать незаконным бездействие Министерства юстиции РФ по ненаправлению уведомления о включении сведений о Шлосберге Л. М. в реестр иностранных агентов в период с 26.06.2023 по дату вынесения судом решения по настоящему делу.

В ходе судебного разбирательства административным истцом был заявлен отказ от иска к Министерству юстиции РФ в части требования о признании незаконным бездействия Министерства юстиции РФ по ненаправлению уведомления о включении сведений о Шлосберге Л. М. в реестр иностранных агентов, который принят судом 22.08.2023 и производство по делу в указанной части прекращено.

Административный истец Шлосберг Л. М. и его представители Голубев А. А. и Исаков В. М. в судебном заседании исковые требования поддержали. Указали, что, с учетом ст.ст. 1-4 Закона «Об иностранных агентах», для включения в реестр иностранных агентов сведений об административном истце Министерство юстиции РФ должно было соблюсти два условия: установить факт получения административным истцом поддержки (ч. 2 ст. 2 Закона) или «иностранного влияния» (ч. 1 ст. 2 Закона), а также установить факт осуществления деятельности, виды которой установлены ст. 4 Закона «Об иностранных агентах» (политическая деятельность, целенаправленный сбор сведений в области военной, военно-технической деятельности РФ, распространение предназначенных для неограниченного круга лиц сообщений и материалов и (или) участие в создании таких сообщений и материалов, финансирование такой деятельности).

Разместив на своем официальном сайте в сети Интернет информацию в реестре о Шлосберге Л. М. Министерство юстиции РФ включило административного истца в реестр иностранных агентов из-за трех эпизодов его деятельности:

1) выступал против специальной военной операции на Украине. Данный факт соответствует действительности. Однако административный истец, реализуя свое конституционное право, предусмотренное ст. 29 Конституции РФ, выражал свое мнение в рамках, установленных федеральным законодательством, а также в соответствии со ст. 19 Международного Пакта о гражданских и политических правах. Данная деятельность действующим законодательством не запрещена. В связи с этим Шлосберг Л. М. включен в реестр иностранных агентов за реализацию им своего права на свободу выражения мнений;

2) принимал участие в создании и распространении для неограниченного круга лиц информационных материалов иностранных агентов. Данный факт административный истец не оспаривает. Он реализовал свое право на свободу выражения мнений и распространение информации, гарантированные ему ст. 29 Конституции РФ, ст. 19 Международного Пакта о гражданских и политических правах. Данные действия не запрещены действующим законодательством РФ и не могут повлечь за собой включение в реестр иностранных агентов за свободное выражение своего мнения по актуальным общественно-политическим вопросам. Учитывая род деятельности административного истца (политик, журналист, общественный деятель) выражение им своего мнения по актуальной повестке составляет существо его деятельности. В связи с чем, включение его в реестр иностранных агентов обусловлено публичной деятельностью административного истца, выражавшего и выражающего свое мнение в конституционно допустимых рамках;

3) распространял недостоверную информацию о принимаемых органами публичной власти РФ решениях и проводимой ими политике. Данная оценка Минюстом России деятельности административного истца не только не основана на требованиях действующего законодательства, но и выходит за пределы полномочий, предоставленных Минюсту России в соответствии с Положением о Министерстве юстиции РФ, которое не приводит никаких доказательств данному утверждению.

Считали, что указанная Министерстве юстиции РФ деятельность административного истца не является противоправной, в связи с чем его включение в реестр иностранных агентов за его законную деятельность по выражению собственного мнения является необоснованным, нарушающим права административного истца и незаконно возлагающего на него обязанности и ограничения (запреты), связанные со статусом «иностранного агента».

Представители административного ответчика Министерства юстиции РФ Воробьев С. А. и Рафальский С. Ю. в судебном заседании возражали против удовлетворения административного иска по доводам, изложенным в письменных возражениях и дополнениях к ним, приобщенных к материалам административного дела, просили в удовлетворении административных требований отказать в полном объеме.

Выслушав административного истца и представителей сторон, исследовав материалы дела и видеозаписи, представленные административным ответчиком, суд полагает иск неподлежащим удовлетворению.

В силу ст. 46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства (КАС) РФ гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений органа государственной власти, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно ч.ч. 1, 2, 4, 5 ст. 1 Федерального закона от 14.07.2022 № 255-ФЗ «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием» под иностранным агентом понимается лицо, получившее поддержку и (или) находящееся под иностранным влиянием в иных формах и осуществляющее деятельность, виды которой установлены ст. 4 настоящего Федерального закона.

Иностранным агентом может быть признано российское или иностранное юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, общественное объединение, действующее без образования юридического лица, иное объединение лиц, иностранная структура без образования юридического лица, а также физическое лицо независимо от его гражданства или при отсутствии такового.

Статус иностранного агента лицо приобретает со дня, следующего за днем размещения на официальном сайте федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в сфере регистрации некоммерческих организаций, в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» сведений о таком лице в реестре иностранных агентов в соответствии с ч. 4 ст. 5 настоящего Федерального закона, и прекращает со дня исключения таких сведений из реестра.

Органы публичной власти, организации всех форм собственности, а также их должностные лица, физические лица независимо от их гражданства или при отсутствии такового при осуществлении своей деятельности обязаны учитывать ограничения, связанные со статусом иностранного агента, указанные в ст. 11 настоящего Федерального закона. Действия (бездействие) указанных лиц не должны способствовать нарушению иностранным агентом законодательства РФ об иностранных агентах, в частности настоящего Федерального закона, других федеральных законов, иных нормативных правовых актов, регулирующих деятельность иностранных агентов

В соответствии с положениями ч. 1 ст. 5 ФЗ «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием», п. 6 Постановления Правительства РФ от 14.01.2023 № 18 «Об утверждении Положения о государственном контроле за деятельностью иностранных агентов», подп. 2 п. 19 Положения о Министерстве юстиции РФ, утвержденного Указом Президента РФ от 13.01.2023 № 10, Министерство юстиции РФ осуществляет государственный контроль за иностранными агентами, а также лицами, указанными в ч. 2 ст. 1 ФЗ «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием».

Согласно ч.ч. 1, 2 ст. 2 ФЗ «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием» под иностранным влиянием, указанным в ч. 1 ст. 1 настоящего Федерального закона, понимается предоставление иностранным источником лицу поддержки и (или) оказание воздействия на лицо, в том числе путем принуждения, убеждения и (или) иными способами.

Под поддержкой, указанной в ч. 1 настоящей статьи, понимается предоставление лицу иностранным источником денежных средств и (или) иного имущества, а также оказание лицу иностранным источником организационно-методической, научно-технической помощи, помощи в иных формах.

В соответствии с положениями ст. 4 ФЗ «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием» под видами деятельности понимаются политическая деятельность, целенаправленный сбор сведений в области военной, военно-технической деятельности РФ, распространение предназначенных для неограниченного круга лиц сообщений и материалов и (или) участие в создании таких сообщений и материалов, иные виды деятельности, установленные настоящей статьей.

Политическая деятельность осуществляется в следующих формах: 1) участие в организации и проведении публичных мероприятий в форме собраний, митингов, демонстраций, шествий или пикетирований либо в различных сочетаниях этих форм, организации и проведении публичных дебатов, дискуссий, выступлений; 2) участие в деятельности, направленной на получение определенного результата на выборах, референдуме, в наблюдении за проведением выборов, референдума, формировании избирательных комиссий, комиссий референдума, в деятельности политических партий; 3) публичные обращения к органам публичной власти, их должностным лицам, а также иные действия, оказывающие влияние на деятельность этих органов и лиц, в том числе направленные на принятие, изменение, отмену законов или иных нормативных правовых актов; 4) распространение, в том числе с использованием современных информационных технологий, мнений о принимаемых органами публичной власти решениях и проводимой ими политике; 5) формирование общественно-политических взглядов и убеждений, в том числе путем проведения опросов общественного мнения и обнародования их результатов или проведения иных социологических исследований; 6) вовлечение граждан, в том числе несовершеннолетних, в деятельность, указанную в пунктах 1-5; 7) финансирование деятельности, указанной в п.п. 1 - 6.

Таким образом, под иностранным агентом понимается российское или иностранное юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, общественное объединение, действующее без образования юридического лица, иное объединение лиц, иностранная структура без образования юридического лица, а также физическое лицо независимо от его гражданства или при отсутствии такового, отвечающее двум признакам: получившее поддержку и (или) находящееся под иностранным влиянием в иных формах; осуществляющее деятельность, виды которой установлены ст.4 ФЗ «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием».

Судом установлено, что на основании распоряжения Министерства юстиции РФ от 16.06.2023 № ** Шлосберг Л. М. включен в реестр иностранных агентов (т. 1 л. д. 44).

19.06.2023 в адрес Шлосберга Л. М. направлено уведомление о включении в реестр иностранных агентов на основании ст. 7 ФЗ «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием» в связи с осуществлением деятельности, предусмотренной ч. 2 и подп. 2 ч. 6 ст. 4 ФЗ «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием», а также нахождением под иностранным влиянием (т. 1 л. д. 45).

Согласно доводам представителей Министерства юстиции РФ Шлосберг Л. М. является физическим лицом, осуществляющим политическую деятельность в форме распространения, в том числе с использованием современных информационных технологий, мнений о принимаемых органами государственной власти РФ решениях и проводимой ими политики, в том числе о действиях Вооруженных Сил РФ, а также в форме формирования оппозиционных общественно-политических взглядов и убеждений. При этом Шлосберг Л. М. находится под иностранным влиянием, выраженным в предоставлении иностранным источникам, в частности лицам, включенным в реестр иностранных агентов, помощи в распространении для неограниченного круга лиц мнений и убеждений относительно проводимой РФ политики, в том числе путем предоставления им информационных площадок для распространения таких мнений. Также указанные лица оказывают Шлосбергу Л. М. поддержку, выступая совместно с ним на различных информационных ресурсах для неограниченного круга лиц.

Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), выявлены факты распространения Шлосбергом Л. М. сообщений и материалов для неограниченного круга лиц, в том числе на следующих ресурсах:

«Telegram» ** - около 16,6 тыс. подписчиков;

«Twitter» ** - около 53 тыс. подписчиков, доступ к социальной сети ограничен;

«YouTube» ** - около 53,8 тыс. подписчиков;

«YouTube» ** - около 6,8 тыс. подписчиков.

Также выявлены факты распространения Шлосбергом Л. М. в период с апреля 2022 г. по апрель 2023 г. сообщений и материалов ООО «Телеканал Дождь», SIA «Medusa Project», ООО «Москоу диджитал медиа», «Всемирный фонд природы», «Deutsche Welle», Венедиктова Алексея Алексеевича, Волкова Леонида Михайловича, Колезева Дмитрия Евгеньевича, Шульман Екатерины Михайловны, Быкова Дмитрия Львовича, Долина Антона Владимировича, Макаревича Андрея Вадимовича, Эйдельман Тамары Натановны, Гордеевой Катерины Владимировны, Камалягина Дениса Николаевича, Борзуновой Марии Михайловны, включенных в реестр иностранных агентов, в том числе по причине получения иностранного финансирования:

1. «Тамара Эйдельман* и Лев Шлосберг / Чему учит история / Люди мира» (**) (15.03.2023).

2. «Во вчерашнем позорном решении Минюста о признании российского подразделения Всемирного фонда природы (WWF-Россия) «иностранным агентом» особенно показательным является очевидно лоббистский, то есть коррупционный, характер этого решения» (**) (11.03.2023).

3. «Леонид Волков подтвердил подлинность письма...» (**) (09.03.2023).

4. «Вечером 1 марта 2022 года Роскомнадзор по требованию Генеральной прокуратуры ограничил доступ к информационным ресурсам радиостанции «Эхо Москвы» (ее первый эфир состоялся 22 августа 1990) и отключил станцию от эфирного вещания» (**) (02.03.2023).

5. «Друзья, на канале «ГражданинЪ TV» продолжается проект «Люди мира» (**) (19.01.2023).

6. «После 24 февраля в России сменился политический строй» (**) (01.01.2023).

7. «Дмитрий Быков* и Лев Шлосберг / Эволюция предательства /Люди мира» (**) (28.12.2022).

8. «Антон Долин* и Лев Шлосберг / Уже не кино / Люди мира» (**) (22.11.2022).

9. «Общение со Светланой Алексеевной Ганнушкиной просвечивает человека насквозь» (**) (15.11.2022).

10. «Как быстро уходят из памяти трагедии прошлого.» (**) (14.11.2022).

11. «Андрей Макаревич* и Лев Шлосберг / Опрокинутый мир /Люди мира» (**) (08.10.2022).

12. «Псковский областной суд удовлетворил нашу жалобу:» (**) (18.05.2022).

13. «Лев Шлосберг о давлении на команду «Яблока» (**) (02.04.2022).

В период с апреля 2022 г. по апрель 2023 г. выявлены факты участия Шлосберга Л. М. в создании сообщений и материалов «Голоса Америки», «Север.Реалии», SIA «Medusa Project», «Deutsche Welle», «Радио Свободная Европа / Радио Свобода (РСЕ/РС)», «Телеканала «Настоящее Время», ООО «Телеканал Дождь», Соколова Михаила Владимировича, включенных в реестр иностранных агентов:

«Россия делится на две части: Москва – с высоким уровнем жизни и огромным бюджетом, и остальные регионы, которые гораздо беднее и лишены самостоятельности» (**) (03.02.2023).

«Условный 2022-й политический год начался 24 февраля, и он не закончится 31 декабря этого года» (**) (01.01.2023).

«Очередь растянулась на 5-6-7 дней» (**) (07.10.2022).

«Глава псковского отделения партии «Яблоко» Лев Шлосберг в комментарии «Медузе»...» (**) (05.10.2022).

«История эти стены разрушит»: Лев Шлосберг об ограничении на въезд россиян в Европу» (**) (12.08.2022).

«Время, назад?» (**) (22.06.2022).

«Лев Шлосберг: «Преобладающим чувством в России становится страх» (**) (27.04.2022).

Справочная информация, поступившая в Минюст России из Главного управления по противодействию экстремизму Министерства внутренних дел Российской Федерации в отношении Шлосберга Л. М., свидетельствует об осуществлении административным истцом политической деятельности в интересах иностранных источников и находит свое отражение в следующих аудиовизуальных материалах:

1. в аккаунте Лев Шлосберг социальной сети **, 52,9 тыс. подписчиков) 05.05.2023 размещено следующее сообщение: «Дело против Евгении Беркович и Светланы Петрийчук – еще одно свидетельство тотальной деградации судебной и правоохранительной системы, которые при обосновании своих действий используют лженаучные и антикультурные оценки людей, органически чуждых науке и культуре» (**);

2. там же 19.04.2023 размещено следующее сообщение: «Одними из первых последствий принятия законов о «цифровом военкомате» и «электронных повестках» стал исход многих молодых людей из электронных сервисов, в частности, удаление аккаунтов на сайте Госуслуг. Думаю, что последствия могут быть множественными и коснуться также банковских счетов и других эффективных сервисов. Люди будут уходить в тень во всех смыслах слова. Сохраняя и усиливая призывное крепостничество с использованием электронных технологий государство выдавливает из пространства современной коммуникации молодых людей, наиболее склонных к тому, чтобы пользоваться цифровыми сервисами и лично заинтересованных в этом. Так происходит, когда регрессивная политика государства пытается поставить себе на службу современные инструменты прогресса. Тот, в чьих руках оказываются технологические достижения, определяет последствия их применения. Цифровой ГУЛАГ в первую очередь ГУЛАГ, а потом уже цифровой. Технологический прогресс на службе у политического регресса приводит к более изощренной репрессивной практике, а не к развитию. Итогом крепостнических цифровых новаций при культивировании всеобщей воинской повинности будут историческое отставание страны и провал в предшествующую политическую эпоху, реанимацию которой пытаются провести с помощью цифровой технологий. Невозможно идти в будущее с головой, повёрнутой в прошлое. Потери будут огромными в первую очередь в людях, в историческом времени и, в конечном итоге в самих технологиях. Крепостной труд не приводит к прогрессу» (**);

3. на YouTube канале «ГражданинЪ TV» размещено видео под названием «25 лет от Родины как смертный приговор. Цифровой ГУЛАГ. С гаджетом назад. Пасха мира» от 17.04.2023 (**), в котором Шлосберг Л. М. высказывает мнение относительно результатов рассмотрения судами дел в отношении Владимира Кара-Мурзы,

на 02 минуте «Вернемся к неделе, которая, строго говоря, началась в минувший понедельник, когда Владимир Кара-Мурза выступил в Московском городском суде с последним словом и завершилось сегодня, тоже в понедельник - 17 апреля, когда Московский городской суд в лице известного господина - судьи..., вынес ровно тот приговор, который хотела услышать Генеральная прокуратура - 25 лет лишения свободы. 25 лет лишения свободы за участие в работе нежелательной организации, за фейки об армии и государственную измену. Вот, собственно, мы вернулись к 58-ой сталинской статье Уголовного кодекса СССР. Мы подробно читали ее в минувшем выпуске неделю назад.. . прошло 62 года и мы видим снова сталинские уголовные статьи, сталинских судей, сталинских прокуроров и сталинские сроки. Судья.. . не случайный человек в этом деле. Очевидно власти решили в полной мере воспользоваться беззащитностью Владимира Кара-Мурзы и назначили ему судебный процесс, того самого судью, который в свое время, 15 лет назад, принял решение об аресте Сергея Магнитского при отсутствии обвинения, затем продлил срок его заключения в СИЗО до максимального, при отсутствии обвинения и за неделю до конца этого срока Магнитского убили. И когда Владимир Кара-Мурза и еще один великий российский политик Борис Немцов добились принятия сначала в США, а потом и в других странах «акта Магнитского».. ., то судья..., который принимал роковые для Магнитского решения, оказался первым в списке Магнитского... когда представитель Генеральной прокуратуры заявляет в суде, в последний день заседания, что подсудимый - это враг России, враг народа, это означает, что вернулись, да собственно говоря недалеко и уходили, сталинские прокуроры. Вот к такому дню, такому моменту в жизни нашей страны, нашей общей жизни мы с вами пришли и это, конечно, абсолютно трагическое событие...»;

В том же видео на 1:00:28 Шлосберг Л. М. обсуждает «Закон об электронных повестках», а именно:

«... то есть Закон уже был, а повесток еще не было, а тут говорят, что будут опробировать. Как они это будут делать сказать очень сложно. С одной стороны пошла огромная волна людей, закрытие аккаунтов на Госуслугах. Вообще вот наша страна семимильными шагами вприпрыжку, обгоняя сама себя, бежит в пещеру. Просто в пещеру. Вот меня устраивают Госуслуги, устраивает, потому что это на самом деле современный и качественный сервис. Он такой и есть, он таким задумывался, и он достиг значительных высот в своем развитии... Но теперь люди, образованные, грамотные, технически оснащенные, удаляют свои аккаунты на Госуслугах, отказываются от всего этого цифрового сервиса, чтобы до них не мог дотянуться военкомат, цифровой военкомат. Это мы куда идем? К свечам? Керосиновым лампам? К печам? Куда движется страна? Это же не в будущее шаг, это в прошлое... И вот парадокс. Повесточки теперь будут электронные, а граждане уходят в доцифровую жизнь. Это надо было достичь такой реакции... Одно дело строить цифровую демократию, а другое дело строить цифровое полицейское государство... И то, что мы с вами увидим в ближайшее время, изменит наше с вами представление о том, как государство может пользоваться благами цивилизации, какие на самом деле страшные вещи могут происходить, когда государство имеет своей целью не защиту прав и свобод человека, а уничтожение прав человека, ликвидацию прав человека, борьбу против человека, используя для этого все цивилизованные цифровые механизмы современной эпохи...»;

4. на YouTube канале «ГражданинЪ TV» 03.04.2023 размещено видео (**) под названием «Воронка терактов. Новая внешняя политика Путина. Откровения Лукашенко. 30 лет «Новой», в котором на 48 минуте Шлосберг Л. М. поднимает тему новой концепции внешней политики Российской Федерации и её последствия, следующего содержания:

«31 марта.. . подписал Указ «Об утверждении Концепции внешней политики Российской Федерации»... Предшествующая концепция, утверждённая в ноябре 2016 года, отменена... После публикации этого указа МИД Китая выступил с одобрительным комментарием о новом указе... Этого не было никогда. Более того МИД Китая подтвердил, что положения концепции обсуждались в Москве во время недавнего визита в Москву Си. Этого тоже еще не было никогда. Вот такая огромная суверенная страна, претендующая на роль самостоятельного центра силы обсуждает концепцию внешней политики с Китаем до ее публикации... И что-то здесь с суверенитетом нашей страны не так... Признавать, что в формировании такого документа принимала участие какая-то другая страна, да еще такая как Китай, на мой взгляд, очень рискованно...»;

5. 31.03.2023 на YouTube канале «Живой Гвоздь» (@zhivoygvozd) размещено видео (**) под названием «Дело Москалёвых, интеллектуальный тупик власти / Шлосберг: Особое мнение», в котором Антон Орехъ берет интервью у административного истца по уголовным делам Елены Кузьминой, семьи Москалевых, признании Свободного университета «нежелательным», в котором на 15 минуте:

«...Я могу сказать абсолютно точно, что признание человека иностранным агентом - это гражданская казнь. Это настоящая гражданская казнь, это выдавливание человека из общества. И если ом живёт в России, то выдавливание из страны. Признание организации нежелательной делает её неприкасаемой. Человек не может принимать участие никакое в её работе, не может быть слушателем, он не может быть организатором, он не может преподавать людям. Показывает, вот в это место ты не можешь даже ступать, ты не можешь подходить к этому месту, ты не можешь с ним никак взаимодействовать. Это вот такое государственное проклятие, просто государственное проклятие в моем понимании. Это показывает слабость государства, это капитуляция государства перед свободным образованием. Просто капитуляция государства...»;

6. 01.01.2023 на сайте медиакомпании «Немецкая волна» (**), включенной в реестр иностранных агентов 28.03.2022, опубликовано интервью со Шлосбергом Л. М. «Оппозиционеры в России о 2023-м: Будущее наступит не завтра» (**) следующего содержания:

«После 24 февраля в России сменился политический строй. Власть перешла к тем действиям, к которым она готовилась не меньше восьми лет. Новый политический строй де-факто не предусматривает наличие в стране публичной политической оппозиции, действующей в легальном поле. Де-юре продолжает действовать конституция в той части, в которой она гарантирует свободу слова и политической деятельности.

Нужно смотреть правде в глаза. Условный 2022-й политический год начался 24 февраля, и он не закончится 31 декабря этого года. Российская политическая система еще не достигла дна, не приняла все свои людоедские решения. Нужно надеяться на будущее, но не нужно надеяться на будущее завтра. Это может привести к психологическим срывам»;

7. на YouTube канале «ГражданинЪ TV» 28.12.2022 размещено видео под названием «Дмитрий Быков и Лев Шлосберг/Эволюция предательства/Люди мира» (**), в котором административный истец берет интервью у Дмитрия Быкова, включенного 29.07.2022 в реестр иностранных агентов;

8. на YouTube канале «Живой Гвоздь» 20.12.2022 размещено под названием «Минюст VS Московская Хельсинкская группа / Путин и Лукашенко / Шлосберг: Особое мнение», в котором Шлосберг Л. М. дает интервью о действиях Минюста России по отношению к Московской Хельсинской группе, так:

на 04 минуте «...Удар по Московской Хельсинской группе – это удар по связям России с Европой, с европейской политикой, с европейской культурой, европейскими ценностями. Это еще одна попытка разорвать исконные, стержневые, я бы сказал, связи России и Европы»;

на 13 минуте «Не думаю, что для ликвидации «Мемориала», для ликвидации «Московской Хельсинкской группы» сейчас нужно решение... Я считаю, что.. . уже сделал все главные заявления в масштабе всей страны. Из этих главных заявлений четко следует, что в России не должно быть легального правозащитного движения, не разделяющего цели и приоритеты государственной политики. А все остальное уже делают Генеральная прокуратура, Минюст и ФСБ»;

9. на YouTube канале «ГражданинЪ TV» 22.11.2022 размещено видео под названием «Антон Долин и Лев Шлосберг / Уже не кино / Люди мира» (**), в котором административ-ный истец берет интервью у Антона Долина, включенного 10.10.2022 в реестр иностранных агентов;

10. на YouTube канале «ГражданинЪ TV» 08.10.2022 размещено видео под названием «Андрей Макаревич и Лев Шлосберг / Опрокинутый мир / Люди мира» (**), в котором административный истец берет интервью у Андрея Макаревича, включенного 02.09.2022 в реестр иностранных агентов.

Таким образом представленными в материалы дела доказательствами подтверждаются факты:

1) распространения административным истцом сообщений и материалов ООО «Телеканал Дождь», SIA «Medusa Project», ООО «Москоу диджитал медиа», «Всемирный фонд природы», «Deutsche Welle», Венедиктова Алексея Алексеевича, Волкова Леонида Михайловича, Колезева Дмитрия Евгеньевича, Шульман Екатерины Михайловны, Быкова Дмитрия Львовича, Долина Антона Владимировича, Макаревича Андрея Вадимовича, Эйдельман Тамары Натановны, Гордеевой Катерины Владимировны, Камалягина Дениса Николаевича, Борзуновой Марии Михайловны, включенных в реестр иностранных агентов;

2) участия административного истца в создании сообщений и материалов «Голоса Америки», «Север.Реалии», SIA «Medusa Project», «Deutsche Welle», «Радио Свободная Европа/Радио Свобода (РСЕ/РС)», «Телеканала «Настоящее Время», ООО «Телеканал Дождь», Соколова Михаила Владимировича, включенных в реестр иностранных агентов.

В соответствии с ч. 1 ст. 2 ФЗ «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием» под иностранным влиянием понимается предоставление лицу поддержки и (или) оказание воздействия на лицо, в том числе путем принуждения, убеждения и (или) иным способом.

Под поддержкой, указанной в ч. 1 ст. 2 ФЗ «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием, понимается предоставление лицу иностранным источником денежных средств и (или) иного имущества, а также оказание лицу иностранным источником организационно-методической, научно- технической помощи, помощи в иных формах (ч. 2 ст.2 ФЗ «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием»).

Указанная норма является диспозитивной и предусматривает иные способы влияния и (или) поддержки со стороны иностранного источника.

В соответствии с ч. 1 ст. 3 ФЗ «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием» под иностранными источниками понимаются: иностранные государства; органы публичной власти иностранных государств; международные и иностранные организации; иностранные граждане; лица без гражданства; иностранные структуры без образования юридического лица; лица, уполномоченные источниками, указанными в пунктах 1 - 6 настоящей части; граждане Российской Федерации и российские юридические лица, получающие денежные средства и (или) иное имущество от источников, указанных в пунктах 1 - 7 настоящей части, либо действующие в качестве посредников при получении таких денежных средств и (или) иного имущества (за исключением открытых акционерных обществ с государственным участием и их дочерних обществ); российские юридические лица, бенефициарными владельцами которых в значении, определенном п. 8 ст. 6.1 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», являются иностранные граждане или лица без гражданства; лица, находящиеся под влиянием источников, указанных в пунктах 1 - 9 настоящей части.

Анализ указанных выше норм, позволяет сделать вывод, что иностранный агент, в силу получения поддержки и (или) нахождения под иностранным влиянием в соответствии с п. 10 ч. 1 ст. 3 ФЗ «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием», является иностранным источником.

Так, например, ООО «Телеканал Дождь», чьи сообщения и материалы распространял административный истец, 20.08.2021 включен в реестр иностранных агентов, в том числе в связи с получением денежных средств от иностранных организаций, то есть иностранных источников, предусмотренных в п. 3 ч. 1 ст. 3 ФЗ «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием». Решением Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 06.12.2021 ООО «Телеканал Дождь» отказано в удовлетворении административного иска о признании незаконным указанного распоряжения Министерства юстиции РФ. Принимая решение, суд установил, что ООО «Телеканал Дождь» находится под иностранным влиянием, в том числе выраженным в финансировании иностранным источником.

SIA «Medusa Project» 23.04.2021 включено реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента (на момент включения в указанный реестр зарегистрировано в Латвии, редакция находилась в Риге), в связи с распространением, предназначенных для неограниченного круга лиц печатных, аудио-, аудиовизуальных и иных сообщений и материалов (в том числе с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»), а также получением поддержки в виде предоставления денежных средств от иностранной организации, то есть иностранного источника, указанного в п. 3 ч. 1 ст. 3 ФЗ «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием». Замоскворецкий районный суд г. Москвы установив соответствие ООО «Medusa Project» критериям иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента, своим решением от 05.06.2023 отказал последнему в удовлетворении требований о признании незаконным распоряжения Министерства юстиции РФ о включении информации о заявителе в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента.

Деятельность латвийского (SIA TV Rain) и нидерландского (TVR Studios B.V.) филиалов ООО «Телеканал Дождь», ООО «Medusa Project» признана Генеральной прокуратурой РФ нежелательной на территории Российской Федерации, поскольку ее деятельность представляет угрозу основам конституционного строя и безопасности Российской Федерации.

28.03.2022 Министерством юстиции России в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента, включена «Deutsche Welle» – федеральная немецкая международная общественная телерадиокампания. Основанием для принятия такого решения послужило, в том числе, получение поддержки в виде предоставления денежных средств от иностранной организации, то есть иностранного источника, указанного в п. 1 ч. 1 ст. 3 ФЗ «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием». Более того, 04.03.2022 Роскомнадзором принято решение об ограничении доступа к сайту русской службы «Deutsche Welle», в связи с целенаправленным размещением на систематической основе информационных материалов, содержащих лживую информацию относительно сущности специальной военной операции на территории Украины, ее форме, способах ведения боевых действий (атаки на мирное население, удары по объектам гражданской инфраструктуры), количественных потерях Вооруженных Сил РФ и жертвах среди мирного населения.

Камалягин Д. Н. 28.12.2020 включен в реестр средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента, в том числе в связи с получением поддержки в виде предоставления денежных средств от иностранной организации, то есть иностранного источника, указанного в п. 3 ч. 1 ст. 3 ФЗ «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием». Псковский городской суд Псковской области, установив соответствие Камалягина Д. Н. критериям физического лица, выполняющего функции иностранного агента, решением от 07.05.2021 отказал последнему в удовлетворении требований о признании незаконным и отмене решения Министерством юстиции России о включении его в соответствующий реестр.

Долин А. В. 10.10.2022 включен в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента, в связи с получением поддержки в виде предоставления денежных средств от иностранной организации, то есть иностранного источника, указанного в п. 3 ч. 1 ст. 3 ФЗ «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием». Замоскворецкий районный суд г. Москвы, установив соответствие Долина А. В. критериям физического лица, выполняющего функции иностранного агента, решением от 14.02.2023 отказал последнему в удовлетворении требований о признании незаконным и отмене решения Министерства юстиции России о включении его в соответствующий реестр.

Макаревич А. В., 02.09.2022 включен в список физических лиц, выполняющих функции иностранного агента, в связи с получением поддержки в виде предоставления ему площадки для продвижения мнений относительно проводимой РФ политики, в частности о специальной военной операции от иностранного источника, указанного в п. 4 ч. 1 ст. 3 ФЗ «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием». Замоскворецкий районный суд г. Москвы установив соответствие Макаревича А. В. критериям физического лица, выполняющего функции иностранного агента, решением от 10.11.2022 отказал последнему в удовлетворении заявленных требований о признании незаконным и отмене решения Министерства юстиции России о включении его в соответствующий список.

Таким образом, распространение административным истцом сообщений и материалов иностранных агентов, а также его участие в создании сообщений и материалов иностранных агентов свидетельствует о нахождении административного истца под иностранным влиянием иностранных источников в виде оказания ими помощи в иной форме (поддержки), а именно: предоставление иностранными агентами (иностранными источниками) поддержки в виде доступа к информационным площадкам для размещения материалов, созданных совместно и размещенных для неограниченного круга лиц в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»; распространение административ-ным истцом сообщений и материалов иностранных агентов (иностранных источников), за счет которых истец расширяет свой информационный контент и увеличивает свою аудиторию.

Политическая деятельность административного истца подтверждается так же постановлениями Псковского городского суда Псковской области, в соответствии с которыми Шлосберг Л. М. участвовал в организации и проведении публичных мероприятий (п. 1 ч. 5 ст. 4 ФЗ «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием»), распространял, в том числе с использованием современных информационных технологий, мнения о принимаемых органами публичной власти решениях и проводимой ими политике (п. 4 ч. 5 ст. 4 ФЗ «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием»).

Так, постановлением Псковского городского суда Псковской области от 29.01.2021 Шлосберг Л. М. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 20.2 КоАП РФ (организация либо проведение публичного мероприятия без подачи в установленном порядке уведомления о проведении публичного мероприятия).

Из указанного судебного акта следует, что Шлосберг Л. М., ****, в период времени с 14 часов 00 минут до 15 часов 40 минут, находясь в «сквере Павших борцов» («Жертв Революции») у Вечного огня по адресу: **, в месте массового скопления людей – участников организованного координатором штаба Навального в г. Пскове несанкционированного шествия – фактически частично принял на себя роль организатора данного шествия, непосредственно на месте провел агитацию среди окружающих его граждан, предложил им проследовать за собой организованной группой на территорию «гайд-парка» и провел данное шествие без предварительного уведомления органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления, чем нарушил требования п. 1 ч. 4 ст. 5 и ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 19.06.2004 № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях».

Постановлением Псковского городского суда Псковской области от 20.04.2022 Шлосберг Л. М. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.3.3 КоАП РФ (публичные действия, направленные на дискредитацию использования Вооруженных Сил РФ).

Из вышеуказанного постановления следует, что Шлосберг Л. М. в социальной сети «Вконтате» на странице пользователя под псевдонимом «Л...», находящейся в свободном доступе, администратором которой он является, разместил и публично демонстрировал информацию, в виде скриншота с видеофайла, с трансляции выпуска новостей на «Первом канале», во время которого М... публично продемонстрировала плакат с текстом «NO WAR ОСТАНОВИТЕ ВОЙНУ НЕ ВЕРЬТЕ ПРОПАГАНДЕ ЗДЕСЬ ВАМ ВРУТ...». На заставке данного скрин-шота изображена женщина, сидящая за столом, а так же женщина, которая стоит и держит в руках плакат с надписью «NO WAR ОСТАНОВИТЕ ВОЙНУ НЕ ВЕРЬТЕ ПРОПАГАНДЕ ЗДЕСЬ ВАМ ВРУТ...», над которым им был размещен комментарий «М... сделала «Первый канал» снова первым. На пять секунд. Пять секунд правды могут смыть грязь недель пропаганды. Эти пять секунд будут моральным угрызением для всех, кто мог сказать слово правды, но струсил и оправдал свою трусость. Испугавшихся история наградит забвением. А пять секунд М... останутся. И спасут честь России перед Украиной. М..., спасибо».

Постановлением Псковского городского суда Псковской области от 16.05.2022 Шлосберг Л. М. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.3.3 КоАП РФ (публичные действия, направленные на дискредитацию использования Вооруженных Сил Российской Федерации).

Из данного постановления следует, что Шлосберг Л. М., при помощи доступа к интернету на YouTube-канале «ГражданинЪ TV», находящемся в свободном доступе для неограниченного круга лиц, 04.04.2022 разместил и публично демонстрировал информацию в виде видеозаписи с трансляцией собственного выступления, в ходе которого говорил, в том числе о том, что российские войска в ходе специальной военной операции 5 недель (с 25.02.2022 по 31.03.2022) находились в г. Буча, где были ключевой политической и единственной военной силой, а так же про массовые захоронения казненных граждан в г. Буча со ссылкой на «большинство СМИ всего мира», которые связывают указанные действия с подразделениями Министерства обороны России.

Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что Шлосберг Л. М., находясь под иностранным влиянием, осуществляет виды деятельности, предусмотренные ч. 1 ст. 4 ФЗ «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием», таким образом, соответствует критериям иностранного агента, определенным в ч. 1 ст. 1 ФЗ «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием».

Кроме того, Министерством юстиции РФ учтено, что Шлосберг Л. М. являлся учредителем и директором АНО «Центр социального проектирования «Возрождение» (**), сведения о котором, в соответствии с распоряжением Минюста России от 30.12.2014 № 2025-р «О включении некоммерческой организации в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента», внесены в реестр, на основании проверки прокуратуры Псковской области в сентябре 2014 г.

В случае выявления лица, действующего в качестве иностранного агента, которое не подало заявление, предусмотренное ч.ч. 1 или 2 ст. 7 ФЗ «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием», уполномоченный орган принимает решение о включении такого лица в реестр в срок не позднее чем десять рабочих дней со дня выявления, о чем уведомляет такое лицо в срок не позднее чем пять рабочих дней со дня принятия соответствующего решения.

Согласно подп. «е» п. 9 Порядка ведения реестра иностранных агентов и размещения содержащихся в нем сведений на официальном сайте Министерства юстиции РФ в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», утвержденного приказом Министерства юстиции РФ от 29.11.2022 № 307, основанием для включения в реестр, в том числе является распоряжение Министерства юстиции РФ, изданное на основании результатов анализа сведений об объектах государственного контроля, представленных в соответствии с ФЗ «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием», а также предназначенных для неограниченного круга лиц печатных, аудио-, аудиовизуальных и иных сообщений и материалов (в том числе с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»), распространяемых (размещаемых) объектами государственного контроля.

На основании изложенного, во исполнение требований ст. 7 ФЗ «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием», после поступления 16.06.2023 в Министерство юстиции РФ информации в отношении Шлосберга Л. М. из Главного управления по противодействию экстремизму МВД РФ, распоряжением Министерства юстиции РФ от 16.06.2023 № 811-р, то есть в установленный законом десятидневный срок, Шлосберг Лев Маркович был включен в реестр иностранных агентов.

Судом исследовано сопроводительное письмо Главного управления по противодействию экстремизму МВД РФ от 16.06.2023, которое подтверждает возражения Министерства юстиции РФ на административный иск и которое не было представлено стороне административного истца, поскольку имеет гриф «ДСП». Однако данное письмо не может нарушать права административного истца, поскольку все документы, которое оно сопровождало, приобщены к материалам дела, их копии переданы Шлосбергу Л. М.

19.06.2023, то есть в установленный законом пятидневный срок, Министерство юстиции РФ направило Шлосбергу Л. М. почтовой связью, заказным письмом с уведомлением, уведомление о включении в реестр иностранных агентов № **, поступившее в место вручения 05.07.2023.

В ходе судебного разбирательства стороной административного истца заявлялось ходатайство о признании доказательств, представленных административным ответчиком в качестве материалов ОРД, поименованных как «Справочная информация», поступившая в Министерство юстиции РФ 10.04.2023 из Главного управления по противодействию экстремизму МВД РФ в отношении Шлосберга Л. М., а также дополнения к ней на день его включения в соответствующий реестр (позиция № 5 приложение к письменными возражениям от 31.07.2023), недопустимыми.

Вместе с тем суд не усматривает оснований для признания информации, поступившей из государственных органов власти, недопустимым доказательством.

В соответствии с ч. 3 ст. 10 Федерального закона от 07.02.2011 № З-ФЗ «О полиции» полиция в пределах полномочий оказывает содействие государственным и муниципальным органам, общественным объединениям и организациям в обеспечении защиты и свобод граждан, соблюдения законности и правопорядка, а также оказывает поддержку развитию гражданских инициатив в сфере предупреждения правонарушений и обеспечения правопорядка.

В пределах своих полномочий Главным управлением по противодействию экстремизму МВД РФ в Министерство юстиции РФ была направлена справочная информация с приложениями скриншотов из сети «Интернет» в отношении Шлосберга Л. М., которые материалами ОРД не являются, получены МВД РФ из открытых источников.

Исходя из положений п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ суд удовлетворяет административное исковое заявление об оспаривании решения органа государственной власти, если установит, что оспариваемое постановление нарушает права и свободы административного истца, а также не соответствует нормативным правовым актам.

Согласно доводам административного истца, в связи с включением его в реестр иностранных агентов, государство незаконно и необоснованно возложило на административного истца обязанности, чем без надлежащих правовых оснований ограничило его свободу деятельности. В частности, учитывая положения ч. 4 ст. 1 Закона «Об иностранных агентах», с 17.06.2023 на административного истца возложены следующие дополнительные обязанности: 1) сообщать о наличии статуса «иностран-ного агента» в своей деятельности, в том числе при направлении обращений в органы публичной власти, образовательные организации, иные органы и организации, 2) маркировать произведенные, распространяемые или направленные административным истцом материалы (информацию) указанием на статус «иностранного агента» по утвержденной форме; 3) подавать отчеты по утвержденным формам и в установленном порядке в Министерство юстиции РФ: отчет о своей деятельности, включающий отчет об осуществлении программ и исполнении иных документов, являющихся основанием для проведения мероприятий, или информацию о том, что соответствующие мероприятия не проводились, а также включающий сведения о целях деятельности, структуре, территории, в пределах которой осуществляется деятельность - один раз в полгода; об иностранных источниках, объеме денежных средств и иного имущества, подученном от этих источников, в том числе о банковских счетах, используемых для осуществления деятельности иностранного агента, о целях и об объеме их предполагаемого распределения (расходования, использования), о целях и об объеме распределения (расходования, использования), о получении организационно-методической, научно-технической помощи, помощи в иных формах от иностранных источников – ежеквартально; заявленные для осуществления и осуществляемые программы, иные документы, являющиеся основанием для проведения мероприятий – раз в год, не позднее чем за 2 месяца до начала их осуществления, об изменениях в указанных сведениях – ежеквартально; 4) один раз в полгода размещать в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» или предоставлять средствам массовой информации для опубликования отчет о своей деятельности на официальном сайте Министерства юстиции РФ для всеобщего ознакомления, 5) учредить юридическое лицо в России, которое впоследствии будет включено Министерством юстиции РФ в реестр «иностранных агентов», с возложением на него всех тех же обязанностей, установленных Законом «Об иностранных агентах» для «иностранных агентов», и обязанностью проведения ежегодного аудита своей деятельности, с предоставлением сведений о таком аудите государству.

В связи с включением административного истца в реестр иностранных агентов государство установило, в соответствии со ст. 11 Закона «Об иностранных агентах», дополнительные ограничения (запреты) в его деятельность, в связи с чем административный истец не вправе: 1) быть назначенным на должности в органах публичной власти; 2) принимать участие в деятельности комиссий, комитетов, консультативных, совещательных, экспертных и иных органов, образованных при органах публичной власти; 3) осуществлять деятельность, способствующую либо препятствующую выдвижению кандидатов, списков кандидатов, избранию зарегистрированных кандидатов, выдвижению инициативы проведения референдума и проведению референдума, достижению определенного результата на выборах, референдуме, а также в иных формах участвовать в избирательных кампаниях, кампаниях референдума, иностранным агентам запрещается вносить пожертвования в избирательные фонды кандидатов, зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений, в фонды референдума; 4) быть организатором публичного мероприятия; 5) передавать пожертвования политической партии и ее региональным отделениям от иностранных агентов; 6) осуществлять просветительскую, образовательную деятельность в отношении несовершеннолетних и (или) педагогическую деятельность в государственных и муниципальных образовательных организациях.

Вследствие принятого Министерством юстиции РФ распоряжения о включении административного истца в реестр иностранных агентов Шлосберг Л. М. вынужден был сложить полномочия председателя Псковского регионального отделения политической партии «РОДП «Яблоко», поскольку часть полномочий стали для него неисполнимыми, с момента принятия распоряжения о включении административного истца в реестр иностранных агентов.

Также, вследствие принятого Министерством юстиции РФ распоряжения о включении административного истца в реестр иностранных агентов, Шлосберг Л. М. не может пользоваться правами члена политической партии «РОДП «Яблоко», установленными Уставом Партии.

В 1985 г. Шлосберг Л. М. окончил Псковский государственный педагогический институт им С. М. Кирова, ему присвоена квалификация «учитель истории, английского языка и обществоведения средней школы». Вместе с тем, распоряжением Министерства юстиции РФ о включении административного истца в реестр иностранных агентов, Шлосберг Л. М. лишен права работать в соответствии с полученным профессиональным образованием в государственных и муниципальных образовательных организациях, лишен права производить информационную продукцию для несовершеннолетних, в соответствии с полученным им профессиональным образованием.

Шлосберг Л. М. также указал, что, после издания распоряжения Министерства юстиции РФ от 16.06.2023, в отношении него и его семьи ведется кампания публичной травли, оскорблений и клеветы, однако доказательств этого не представил.

Оценивая данные доводы суд учитывает, что, согласно ст. 29 Конституции РФ, каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них. Каждому гарантируется свобода мысли и слова, свобода массовой информации. Цензура запрещается. Свобода выражения мнений и убеждений, свобода массовой информации составляют основы развития современного общества и демократического государства.

Вместе с тем, осуществление названных прав и свобод может быть сопряжено с определенными ограничениями, которые предусмотрены законом и необходимы в демократическом обществе.

Конституция РФ устанавливает запрет на пропаганду и агитацию, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду, а также на пропаганду социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства (ст. 29).

Принимая во внимание установленный факт распространения административным истцом информации в публичном пространстве под влиянием иностранных источников, в том числе выполняющих функции иностранного агента, предназначенной для неограниченного круга лиц, в том числе с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», у Министерства юстиции РФ имелись законные основания для принятия оспариваемого распоряжения от 16.06.2023 № ** о включении Шлосберга Л. М. в реестр иностранных агентов, в связи с чем для административного истца наступили предусмотренные законом последствия и ограничения.

При этом, вопреки доводам административного истца, процедура принятия оспариваемого распоряжения и уведомления о нем, административным ответчиком не нарушена, фактов дискриминации и чрезмерного вмешательства государства в частные дела административного истца, наличие политических мотивов оспариваемого распоряжения, не установлено, права административного истца, в том числе, на уважение частной жизни, свободное выражение мнения, равенства, не нарушены.

При таких обстоятельствах суд отказывает в удовлетворении административного иска в полном объеме.

Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного иска Шлосберга Л. М. к Министерству юстиции Российской Федерации о признании незаконным распоряжения от 16.06.2023 о включении сведений о Шлосберге Л. М. в реестр иностранных агентов и обязании исключить эти сведения из реестра – отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Псковский областной суд через Псковский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий И. Н. Зиновьев

Мотивированное решение изготовлено 27 сентября 2023 г.