ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-4076/2021 от 14.09.2021 Советского районного суда г. Липецка (Липецкая область)

УИД 48RS0001-01-2021-004058-41

Дело № 2а-4076/2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

14 сентября 2021 года город Липецк

Советский районный суд города Липецка в составе:

председательствующего Малюженко Е.А.,

при секретаре Дубинкиной И.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Букари Диори Умару к УМВД России по Липецкой области, администрации Липецкой области о признании незаконным решения, возложении определенных обязанностей,

УСТАНОВИЛ:

административный истец Букари Д.У. в лице представителя Незнаенко В.Л. обратился в суд с административным исковым заявлением к административному ответчику УМВД России по Липецкой области с требованиями о признании незаконным и отмене решения комиссии по распределению квоты на выдачу иностранным гражданам разрешений на временное проживание в РФ от 05.05.2021 г. об отказе в выделении квоты на получение разрешения на временное проживание в РФ, с возложением обязанности на комиссию по устранению допущенных нарушений путем выдачи квоты на получение разрешения на временное проживание (далее - РВП) в РФ, в обосновании иска указав, что Букари Д.У. является гражданином Республики Нигер и с 2017 года обучается в <данные изъяты> В апреле 2021 года Букари Д.У. обратился в УМВД России по Липецкой области с заявкой-анкетой о выделении квоты для оформления разрешения на временное проживание в РФ, в ответ на которую получил письмо от 5 мая 2021 года о принятом решении об отказе в выделении квоты. Считает его незаконным, поскольку Букари Д.У. обучается в <данные изъяты> с 2017 года, успешно осваивает программу обучения. Помимо этого, за период обучения у Букари Д.У. образовались устойчивые социальные связи, круг знакомых, возникло желание проживать и работать в Российской Федерации. Также за период обучения в РФ Букари Д.У. не имеет фактов привлечения к уголовной или административной ответственности. Отказ в выдаче квоты на выдачу разрешения на временное проживание в РФ препятствуют иностранному гражданину в реализации своих прав и законных интересов.

19.08.2021 г. определением судьи к участию в деле в качестве административного соответчика привлечена администрация Липецкой области, в качестве заинтересованного лица – Управление по вопросам миграции УМВД России по Липецкой области.

Административный истец Букари Д.У. в судебном заседании заявленные исковые требования поддержал, пояснив, что его вызывали на заседание комиссии, однако, ему никто не говорил о том, что необходимо было принести какие-то документы, личные сбережения у него всегда были. Ему необходимо было получить квоту для оформления РВП для последующего трудоустройства, поскольку у него есть специальность, обучения, законно находиться на территории РФ.

Представитель административного истца по доверенности Незнаенко В.Л. в судебном заседании заявленные исковые требования поддержал в полном объеме, просил их удовлетворить по основаниям, изложенным в иске. Отказом ответчика в выделении квоты на выдачу разрешения на временное проживание в РФ нарушено право истца на дальнейшее трудоустройство, истец намерен продолжить в дальнейшем обучение, законное нахождение на территории РФ.

Представитель административного ответчика УМВД России по Липецкой области по доверенности Пономарева Е.В. в судебном заседании заявленные исковые требования не признала, поскольку являются ненадлежащими ответчиками по настоящему делу, так как отказ в выделении квоты истцу был принят решением комиссии по распределению квоты на выдачу иностранным гражданам РВП, состав которой был утвержден распоряжением администрации Липецкой области от 09.03.2021 № 103-р. Сотрудники УМВД России по ЛО являлись только членами комиссии, ее председателем являлся заместитель главы администрации ЛО. В настоящее время распоряжением администрации Липецкой области от 28.07.2021 г. № 347-р признано утратившим силу распоряжение администрации Липецкой области № 103-р от 09.03.2021 г. Сейчас действует Приказ УМВД России по Липецкой области от 26.07.2021 г. № 639 «Об утверждении состава постоянно действующей комиссии УМВД России по Липецкой области по распределению квоты на выдачу иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешений на временное проживание в Российской Федерации».

Представители административного ответчика администрации Липецкой области по доверенностям Андрюшина А.С. и Свидетелева Т.В. в судебном заседании заявленные исковые требования не признали по основаниям, указанным в письменном отзыве, поскольку комиссия, руководствуясь критериями оценки, указанными в п. 4 Правил распределения квоты на выдачу иностранным гражданам и лицам без гражданства РВП в РФ, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.12.2020 № 2345, установила, что у Букари Д.У. отсутствует законный источник средств к существованию. Указанные в качестве источника средств к существованию личные сбережения документально не подтверждены. Также у истца отсутствуют родственники - граждане РФ, жилое помещение на праве собственности в Липецкой области. Букари Д.У. присутствовал при рассмотрении его заявки, однако, не смог пояснить цели и задачи своего пребывания на территории Липецкой области после окончания высшего учебного заведения (получения высшего образования). Поскольку распоряжением администрации Липецкой области от 28.07.2021 № 347-р распоряжение администрации Липецкой области от 9.03.2021 №103-р «О создании комиссии по распределению квоты на выдачу иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешений на временное проживание в Липецкой области» было признано утратившим силу, то требование истца об обязании комиссии устранить допущенное нарушение путем выдачи квоты на получение разрешения на временное проживание, неисполнимо.

Представитель заинтересованного лица Управления по вопросам миграции УМВД России по Липецкой области в судебное заседание не явился, извещен своевременно, надлежащим образом, причины неявки суду не известны.

Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившегося заинтересованного лица, надлежащим образом извещенного о дате, времени и месте рассмотрения дела, в соответствии со ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Выслушав административного истца и его представителя, представителей административных ответчиков, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии со ст. 218 Кодекса административного судопроизводства РФ (далее - КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно статье 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

В соответствии с ч. 1 ст. 219 Кодекса административного судопроизводства РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Уведомление о принятом решении о рассмотрении заявки-анкеты истца датировано 05.05.2021 г., в суд исковое заявление направлено посредством почтовой связи 02.07.2021 г. В связи с чем, истцом не пропущен срок обращения с иском в суд о признании незаконным решения.

Согласно ст.1 Федерального закона от 25 июля 2002 года N115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" настоящий Федеральный закон определяет правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации, а также регулирует отношения между иностранными гражданами, с одной стороны, и органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами указанных органов, с другой стороны, возникающие в связи с пребыванием (проживанием) иностранных граждан в Российской Федерации и осуществлением ими на территории Российской Федерации трудовой, предпринимательской и иной деятельности.

В статье 2 указанного выше закона, дано понятие «разрешение на временное проживание» - это подтверждение права иностранного гражданина временно проживать в Российской Федерации до получения вида на жительство, оформленное в виде отметки в документе, удостоверяющем личность иностранного гражданина, либо в виде документа установленной формы, выдаваемого в Российской Федерации лицу без гражданства, не имеющему документа, удостоверяющего его личность.

Вопросы, связанные с временным проживанием иностранных граждан в Российской Федерации, регулируются статьей 6 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации".

Так, в части 1 ст. 6 ФЗ № 115 указано, что разрешение на временное проживание может быть выдано иностранному гражданину в пределах квоты, утвержденной Правительством Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

Часть 2 (в редакции, действовавшей до 01.07.2021 г.) указанной статьи предусматривает, что квота на выдачу иностранным гражданам разрешений на временное проживание ежегодно утверждается Правительством Российской Федерации по предложениям исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации с учетом демографической ситуации в соответствующем субъекте Российской Федерации и возможностей данного субъекта по обустройству иностранных граждан.

Правила определения, корректировки и перераспределения между субъектами Российской Федерации квоты на выдачу иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешений на временное проживание в Российской Федерации, установления и использования ее резерва, порядок распределения указанной квоты соответствующими комиссиями, формируемыми в субъектах Российской Федерации, утверждаются Правительством Российской Федерации.

В случае, если иностранному гражданину было отказано в выдаче разрешения на временное проживание либо ранее выданное ему разрешение на временное проживание было аннулировано, он вправе повторно в том же порядке подать заявление о выдаче ему разрешения на временное проживание не ранее чем через один год со дня отклонения его предыдущего заявления о выдаче разрешения на временное проживание либо аннулирования ранее выданного ему разрешения на временное проживание (ч. 6 ст. 6).

Распоряжением администрации Липецкой области от 09.03.2021 г. № 103-р была создана Комиссия по распределению квоты на выдачу иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешений на временное проживание в Липецкой области, а также разработано Положение о комиссии (приложение 2 к распоряжению).

Так, согласно Положению о комиссии, комиссия по распределению квоты на выдачу иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешений на временное проживание в Липецкой области (далее - комиссия) создается в целях рассмотрения заявок-анкет о выделении квоты на выдачу иностранным граждан и лицам без гражданства разрешений на временное проживание в Липецкой области (далее - заявка-анкета).

В целях реализации возложенных задач комиссия вправе:запрашивать в установленном порядке у территориальных федеральных органов исполнительной власти, исполнительных органов государственной власти Липецкой области, органов местного самоуправления, организаций справочные, аналитические, статистические и иные материалы и информацию;

в целях разъяснения сомнений и неясностей, возникших при подготовке к заседанию комиссии, приглашать лицо, от которого принята заявка-анкета, на ее заседание.

Заседание комиссии считается правомочным, если на нем присутствует более половины ее состава.

Заседание комиссии проводит председатель комиссии либо по его поручению - заместитель председателя комиссии.

Решения комиссии принимаются большинством голосов присутствующих на заседании членов комиссии.

Комиссия при принятии решения руководствуется критериями оценки иностранного гражданина, установленными постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2020 года N 2345 "Об утверждении Правил определения, корректировки и перераспределения между субъектами Российской Федерации квоты на выдачу иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешений на временное проживание в Российской Федерации, установления и использования ее резерва и Правил распределения квоты на выдачу иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешений на временное проживание в Российской Федерации комиссиями, формируемыми в субъектах Российской Федерации".

В соответствии с Федеральным законом "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" Постановлением Правительства Российской Федерации 29 декабря 2020 г. № 2345 утверждены Правила определения, корректировки и перераспределения между субъектами Российской Федерации квоты на выдачу иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешений на временное проживание в Российской Федерации, установления и использования ее резерва и Правила распределения квоты на выдачу иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешений на временное проживание в Российской Федерации комиссиями, формируемыми в субъектах Российской Федерации, в которых указано, что выдача иностранным гражданам разрешений на временное проживание осуществляется в пределах ежегодно определяемой Правительством Российской Федерации квоты.

Основанием для рассмотрения комиссией вопроса распределения квоты является поступление заявки-анкеты о выделении квоты на выдачу иностранному гражданину разрешения на временное проживание (далее - заявка-анкета).

Комиссия рассматривает заявку-анкету в течение 30 рабочих дней со дня ее регистрации территориальным органом Министерства внутренних дел Российской Федерации. Решение о выделении квоты либо об отказе в ее выделении по заявке-анкете (далее - решение) принимается большинством голосов присутствующих на заседании членов комиссии.

Комиссия при принятии решения руководствуется следующими критериями оценки иностранного гражданина:

а) осуществление в соответствии с законодательством Российской Федерации трудовой деятельности на территории субъекта Российской Федерации не менее 6 месяцев в совокупности в каждом году в течение 3 лет, предшествующих году, на который Правительством Российской Федерации утверждена квота. При этом в указанный период в отношении таких иностранных граждан работодателем должны быть начислены страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, за исключением случаев, если в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах страховые взносы не уплачиваются;

б) обучение не менее одного года по очной или очно-заочной форме в государственной образовательной организации высшего образования, государственной профессиональной образовательной организации или государственной научной организации, расположенных на территории Российской Федерации, по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам;

в) наличие (отсутствие) специальности (профессии), востребованной на рынке труда в субъекте Российской Федерации, и опыта работы по такой специальности (профессии);

г) наличие (отсутствие) законного источника средств к существованию;

д) наличие (отсутствие) образования и (или) квалификации, полученных в иностранном государстве и признанных в Российской Федерации в соответствии с международными договорами Российской Федерации, регулирующими вопросы признания и установления эквивалентности указанных образования и (или) квалификации, и законодательством Российской Федерации;

е) наличие (отсутствие) родственников из числа граждан Российской Федерации или иностранных граждан, постоянно проживающих на территории субъекта Российской Федерации (полнородные и неполнородные братья и сестры, дедушки, бабушки, внуки, двоюродные братья и сестры, дяди, тети);

ж) наличие (отсутствие) жилого помещения на праве собственности в субъекте Российской Федерации;

з) наличие (отсутствие) непогашенной или неснятой судимости за совершение преступления на территории Российской Федерации либо за ее пределами, признаваемого таковым в соответствии с федеральным законом;

и) привлечение (непривлечение) в течение года к административной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В целях разъяснения сомнений и неясностей, возникших при подготовке к заседанию комиссии, лицо, от которого принята заявка-анкета, приглашается на ее заседание.

Решение оформляется и утверждается протоколом заседания комиссии в течение 3 рабочих дней со дня проведения заседания комиссии.

В течение 3 рабочих дней со дня утверждения протокола заседания комиссии территориальный орган Министерства внутренних дел Российской Федерации направляет уведомление о принятом комиссией решении лицу, подавшему заявку-анкету, и размещает на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" информацию о дате проведенного заседания, размере квоты, выделенном по его итогам, и о размере квоты, оставшемся на текущую дату.

Распоряжением Правительства РФ от 6 ноября 2020 г. N 2883-р на 2021 год установлена квота на выдачу иностранным гражданам и лицам без гражданства в Липецкой области в количестве 500 разрешений на временное проживание в Российской Федерации.

Судом установлено, что административный истец Букари Д.У. является гражданином Нигерии.

05 марта 2021 года Букари Д.У. обратился в Комиссию по распределению квоты на выдачу иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешений на временное проживание в РФ с заявкой-анкетой о выделении ему квоты на выдачу РВП.

05 мая 2021 года комиссией по распределению квоты рассмотрено 61 обращение, в том числе заявка-анкета истца Букари Д.У. о выделении квоты на выдачу РВП в Липецкой области. По результатам заседания комиссии принято решение об отказе Букари Д.У. в выделении квоты для оформления РВП с учетом критериев, перечисленных в Постановлении Правительства Российской Федерации 29 декабря 2020 г. № 2345, которое было оформлено протоколом № 5 от 05.05.2021 г.

Не согласившись с данным решением, истец в лице своего представителя, обратился в суд с настоящим иском, в обосновании своих доводов предоставив следующие доказательства:

- справку <данные изъяты> от 12.05.2021 г. о том, что он являлся студентом группы МА-17-1, 4 курса очного отделения физико-технологического факультета. Приказ о зачислении № 1139-с от 30.08.2017 г., период обучения по 10.07.2021 г.;

- копию диплома бакалавриата, выданного Букари Д.У. 09.07.2021 г. об успешном прохождении государственной итоговой аттестации;

- копию договора № 8 на оказание платных образовательных услуг от 17.08.2021 г., заключенный между <данные изъяты> и Букари Д.У. о предоставлении дополнительной общеобразовательной программы по очной форме обучения на срок 1 год, сроком освоения программы – с 01.09.2021 г. по 31.08.2022 г. и другие документы.

Анализируя представленные доказательства и решение комиссии от 05.05.2021 г., суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований истца ввиду следующего.

Судом в ходе рассмотрения дела было установлено, что на момент обращения истца с заявлением-анкетой в комиссию 05.03.2021 г., у истца Букари Д.У. имелась многократная учебная виза, действующая до 30.08.2021 г.

В связи с зачислением истца в другое учебное учреждение, виза была продлена с 31.08.2021 г. по 30.08.2022 г.

Данные обстоятельства подтверждаются копией загранпаспорта истца, а также сведениями из базы данных ФМС России АС ЦБДУИГ.

Таким образом, довод истца и его защитника о том, что оспариваемым решением затронуто право истца на законное его пребывание на территории РФ и обучение, необоснованное.

Кроме того, довод Букари Д.У. и его защитника о том, что оспариваемым решением нарушено право истца на трудоустройство также является не состоятельным и противоречащим нормам законодательства о правовом положении иностранных граждан.

Так, согласно ч. 4 п.п. 6-7.1 ст. 13 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", работодатель и заказчик работ (услуг) имеют право привлекать и использовать иностранных работников при наличии разрешения на привлечение и использование иностранных работников, а иностранный гражданин имеет право осуществлять трудовую деятельность в случае, если он достиг возраста восемнадцати лет, при наличии разрешения на работу или патента. Указанный порядок не распространяется на иностранных граждан:

6) обучающихся в Российской Федерации в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования и выполняющих работы (оказывающих услуги) в течение каникул;

7) обучающихся в Российской Федерации в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования и работающих в свободное от учебы время в этих образовательных организациях, в хозяйственных обществах или в хозяйственных партнерствах, созданных бюджетными или автономными образовательными организациями высшего образования, в которых они обучаются;

7.1) обучающихся в Российской Федерации по очной форме в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования по образовательной программе среднего профессионального образования, программе бакалавриата, программе специалитета, программе магистратуры, программе ординатуры, программе ассистентуры-стажировки, имеющим государственную аккредитацию, или по программе подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре) и работающих в свободное от учебы время.

На основании указанных выше норм права, истец Букари Д.У. имеющий основания легально находится на территории Липецкой области, вправе осуществлять трудовую деятельность в свободное от учебы время.

Решение комиссии по распределению квоты на выдачу иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешений на временное проживание в РФ, оформленное протоколом от 05.05.2021 года № 5, принято уполномоченным и законным составом, большинством голосов, на основании совокупности критериев, указанных в п. 4 Постановления Правительства РФ от 29 декабря 2020 г. N 2345. Нарушение сроков рассмотрения заявки-анкеты (30 календарных дней), не является основанием для удовлетворения требований истца о признании его незаконным, поскольку в данном случае не повлекло нарушение прав и законных интересов истца.

Поскольку суд пришел к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований истца о признании незаконным принятого ответчиком решения, в связи с чем, не подлежат удовлетворению требования истца о возложении на комиссию обязанности устранить допущенное нарушение прав Букари Д.У. путем выдачи квоты на получение РВП. К тому же, суд не вправе вмешиваться в деятельность государственных органов и на момент рассмотрения дела комиссия, которая 05.05.2021 г. принимала решение в отношении истца, с июля 2021 года не действует в связи с принятием нового нормативно-правового акта.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-178 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

решил:

в удовлетворении исковых требований Букари Диори Умару к УМВД России по Липецкой области, администрации Липецкой области о признании незаконным и отмене решения комиссии по распределению квоты на выдачу иностранным гражданам разрешений на временное проживание в Российской Федерации в виде протокола от 05 мая 2021 года об отказе в выделении квоты на получение разрешения на временное проживание в Российской Федерации, возложении на комиссию по распределению квоты на выдачу иностранным гражданам разрешений на временное проживание в Российской Федерации устранить допущенное нарушение путем выдачи квоты на получение разрешения на временное проживание в Российской Федерации Букари Диори Умару - отказать.

Решение может быть обжаловано в Липецкий областной суд через Советский районный суд г. Липецка в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Е.А. Малюженко

Мотивированное решение принято 21.09.2021 г.