ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-407/18 от 29.10.2018 Шербакульского районного суда (Омская область)

Дело № 2а-407/2018

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

29 октября 2018 года р.п.Шербакуль Омской области

Шербакульский районный суд Омской области в составе судьи Головань Е.П., при секретаре Хариной В.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Поляковой Т.С. к администрации Шербакульского городского поселения Шербакульского муниципального района Омской области, Совету Шербакульского городского поселения Шербакульского муниципального района Омской области о признании незаконным бездействия, возложении обязанности рассмотреть вопрос об установлении учетной нормы площади жилого помещения и приведении учетной нормы площади жилого помещения в соответствие с фактическими данными суммарной величины всех жилых помещений и количеству граждан, зарегистрированных на территории Шербакульского городского поселения Шербакульского муниципального района Омской области по состоянию на 01.08.2018,

У С Т А Н О В И Л:

Полякова Т.С. обратилась в суд с административным исковым заявлением указав следующее. 28.04.2015 межведомственной комиссией, назначенной Постановлением главы Шербакульского муниципального района Омской области от ДД.ММ.ГГГГ проведено обследование жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, в котором Полякова Т.С. проживает с тремя несовершеннолетними детьми. В ноябре 2015 ею получено уведомление о том, что её семья в составе пяти человек состоит в списке молодых семей участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «жилище» на 2015 – 2020 годы, изъявивших желание получить социальную выплату в 2016 году под порядковым номером 2 по Шербакульскому муниципальному району. В июле 2018 она получила Свидетельство о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения на сумму 750 000 рублей. После получения указанного свидетельства узнала, что она обязана приобрести жилое помещение не менее 80 кв.м., так как на территории Шербакульского городского поселения установлена учетная норма в размере 16 кв.м.. Ранее Решением № 80 Совета Шербакульского городского поселения от 19.06.2006 была установлена учетная норма площади жилого помещения 9 кв.м., Решением № 356 от 26.03.2010 в вышеуказанное Решение Советом Шербакульского городского поселения были внесены изменения, учетная норма площади установлена в размере 16 кв.м. Полагает, что данная учетная норма не соответствует суммарной величине всех жилых помещений, которая составляет на 01.08.2018 170 000 кв.м., и количеству граждан, зарегистрированных на территории Шербакульского городского поселения – 8025 человек. Таким образом, уровень обеспеченности жилыми помещениями граждан в р.п. Шербакуль составляет 21, 18 кв.м. (170 000: 8025), расчет нормы предоставления осуществляется с применением коэффициента, учитывающего все факторы, влияющие на определение размера общей площади жилого помещения, предоставляемого гражданам по договору социального найма на территории муниципального образования. Коэффициент определяется органом местного самоуправления самостоятельно в размерах от 0,75 до 1. Получаемая расчетная величина нормы предоставления подлежит округлению до целого квадратного метра по правилам округления чисел и составляет 21,18х0,75 = 16 кв.м.. Учетная норма определяется путем применения к установленной норме предоставления понижающего коэффициента в размерах от 0,8 до 0,9. Получаемая расчетная величина нормы предоставления подлежит округлению до целого квадратного метра по правилам округления чисел: 16х0,8+ 13 кв.м.. Таким образом, учетная норма минимального размера площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, по состоянию на 01.08.2018 фактически составляет не 16 кв.м., а 13 кв.м. на одного человека. При таких обстоятельствах площадь приобретаемого жилого помещения в расчете на каждого члена её семьи составит 65 кв.м., что позволит ей приобрести трехкомнатную благоустроенную квартиру в р.п. Шербакуль, соответствующую всем требованиям жилищного законодательства РФ и рационально использовать социальную выплату, предоставленную её семье государством. Считает, что органам местного самоуправления необходимо хотя бы раз в пять лет, а лучше раз в три года пересматривать учетную норму, исходя из фактических данных, поскольку суммарная величина всех жилых помещений и количество граждан, зарегистрированных на территории муниципального образования систематически изменяется. Однако с 2010 года администрацией Шербакульского городского поселения, так же как и Советом городского поселения вопрос о пересмотре учетной нормы площади жилого помещения на рассмотрение сессии Совета не вносился, нормы не пересматривались, что является бездействием органов местного самоуправления. Просила: - обязать органы местного самоуправления Шербакульского городского поселения Шербакульского муниципального района Омской области пересмотреть вопрос об установлении учетной нормы площади жилого помещения; - привести учетную норму площади жилого помещения в соответствие с фактическими данными суммарной величины всех жилых помещений и количеству граждан, зарегистрированных на территории Шербакульского городского поселения Шербакульского муниципального района Омской области по состоянию на 01.08.2018.

В дополнениях к административному исковому заявлению Полякова Т.С. заявленные требования изложила следующим образом: - признать незаконным бездействие органов местного самоуправления Шербакульского городского поселения в части пересмотра решения об установлении учетной нормы площади жилого помещения на территории Шербакульского городского поселения; - обязать органы местного самоуправления Шербакульского городского поселения Шербакульского муниципального района Омской области рассмотреть вопрос об установлении учетной нормы площади жилого помещения на ближайшей сессии Совета Шербакульского городского поселения; - обязать органы местного самоуправления Шербакульского городского поселения Шербакульского муниципального района Омской области привести учетную норму площади жилого помещения в соответствие с фактическими данными суммарной величины всех жилых помещений и количеству граждан, зарегистрированных на территории Шербакульского городского поселения Шербакульского муниципального района Омской области по состоянию на 01.08.2018. (л.д.2-5,13).

В судебном заседании Полякова Т.С. поданное административное исковое заявление, с учетом уточнения требований, поддержала по основаниям, изложенным в нём.

Представитель администрации Шербакульского городского поселения Шербакульского муниципального района Омской области Отрах Е.А. (по доверенности) в судебном заседании с иском не согласилась, пояснила, что учетная норма площади жилого помещения установлена Решением Совета Шербакульского городского поселения в размере 16 кв.м., необходимости и оснований для её изменения не имеется. Периодичность пересмотра учетной нормы площади законодательством не предусмотрена, учетная норма установлена в соответствии с действующим законодательством в пределах полномочий, предоставленных Совету Шербакульского городского поселения.

Представитель Совета Шербакульского городского поселения Шербакульского муниципального района Омской области в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежаще.

Суд, выслушав лиц, явившихся для рассмотрения дела, изучив представленные материалы дела, приходит к следующим выводам.

В силу пункта 2 части 2 статьи 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суды в порядке, предусмотренном данным кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов местного самоуправления, должностных лиц, порядок производства по которым предусмотрен главой 22 названного кодекса.

В силу п. 3 и 10 ч. 1 ст. 14 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее ЖК РФ) к компетенции органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма; иные вопросы, отнесенные к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений Конституцией Российской Федерации, настоящим Кодексом, другими федеральными законами, а также законами соответствующих субъектов Российской Федерации.

На основании п. 6 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 03.08.2018) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения, в том числе, относится: обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством (в ред. Федерального закона от 25.06.2012 N 93-ФЗ).

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы. Согласно ч. 4 и ч. 5 ст. 50 ЖК РФ учетной нормой площади жилого помещения (далее - учетная норма) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Решением Совета Шербакульского городского поселения от 19.06.2006 N 80 «Об установлении нормы предоставления жилого помещения по договору социального найма и учетной нормы площади жилого помещения на территории Шербакульского городского поселения» в целях определения размера общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма, а также определения уровня обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения для принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма установлена в размере 18 кв. м. на одного человека, учетная норма площади жилого помещения – 9 кв.м.. Решением Совета Шербакульского городского поселения от 26.03.2010 N 356 "О внесении изменений в решение Совета Шербакульского городского поселения № 80 от 19.06.2006» в целях определения размера общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма, а также определения уровня обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения для принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, внесены изменения в п.2 решения № 80 от 19.06.2006 «Об установлении нормы предоставления жилого помещения по договору социального найма и учетной нормы площади жилого помещения на территории Шербакульского городского поселения», учетная норма площади жилого помещения установлена в размере 16 кв.м.. Полномочия Совета Шербакульского городского поселения установлены Уставом Шербакульского городского поселения Шербакульского муниципального района Омской области. Постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 N 1050 "О реализации отдельных мероприятий государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации" утвержден паспорт федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы, а также паспорт подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы. Из ответа главы Шербакульского муниципального района Омской области от 24.11.2015 № 1408 следует, что семья Поляковой Т.С. в составе 5 человек состояла в списке молодых семей – участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «жилище» на 2015 – 2020 годы, изъявивших желание получить социальную выплату в 2016 году по Шербакульскому муниципальному району под порядковым номером 2 (л.д.9). 20 июля 2018 года молодой семье в составе супруга ФИО1., супруги Поляковой Т.С. и детей: ФИО2., ФИО3 и ФИО4., являющейся участницей основного мероприятия «Обеспечение жильем молодых семей» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», выдано Свидетельство о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства МС № 18-111 на предоставление социальной выплаты в размере 756 000 рублей со сроком действия до 20 февраля 2019 включительно (.л.д.8). Приложением N 1 к особенностям реализации отдельных мероприятий государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации" утверждены Правила предоставления молодым семьям молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, устанавливающие порядок и цели предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства, а также использования таких выплат (далее Правила). Пунктом 2 указанных Правил определен порядок использования предоставленных социальных выплат. Согласно п. 38 указанных Правил в случае использования социальной выплаты в соответствии с подпунктами "а" - "д" и "ж" пункта 2 настоящих Правил общая площадь приобретаемого жилого помещения (строящегося жилого дома, жилого помещения, являющегося объектом долевого строительства) в расчете на каждого члена молодой семьи, учтенного при расчете размера социальной выплаты, не может быть меньше учетной нормы общей площади жилого помещения, установленной органами местного самоуправления в целях принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в месте приобретения жилого помещения или строительства жилого дома. В случае использования социальной выплаты в соответствии с подпунктом "е" пункта 2 настоящих Правил общая площадь приобретаемого жилого помещения (строящегося жилого дома) в расчете на каждого члена молодой семьи на дату государственной регистрации права собственности на такое жилое помещение (жилой дом) не может быть меньше учетной нормы общей площади жилого помещения, установленной органами местного самоуправления в целях принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в месте приобретения жилого помещения или строительства жилого дома. Таким образом, приобретенное семьей Поляковой Т.С. жилое помещение не может быть менее 80 кв.м. При этом, вышеназванные Правила не содержат указаний на то, что стоимость приобретаемого обладателем Свидетельства жилого помещения не может быть более размера предоставленной социальной выплаты. Для приобретения жилого помещения молодые семьи - участники подпрограммы могут привлекать собственные средства, средства материнского (семейного) капитала, а также средства кредитов или займов, предоставляемых любыми организациями и (или) физическими лицами (подп. "е" п. 2 Правил). Согласно п. 32 Правил в заявлении о выдаче свидетельства о праве на получение социальной выплаты молодая семья дает письменное согласие на получение социальной выплаты в порядке и на условиях, которые установлены настоящими Правилами. В соответствии с правовыми позициями Конституционного Суда РФ, выраженными в ряде его решений, в условиях рыночной экономики право на жилище, гарантированное статьей 40 (часть 1) Конституции РФ, граждане Российской Федерации осуществляют в основном самостоятельно, используя различные способы; обязывая органы государственной власти и органы местного самоуправления создавать для этого условия, Конституция РФ вместе с тем закрепляет, что малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (статья 40, части 2 и 3), предписывая тем самым законодателю определять категории граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретные формы, источники и порядок обеспечения их жильем с учетом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства. При чем реализация гражданами данного конституционного права может быть обусловлена определенными требованиями, закрепленными законодательством. Истица в административном исковом заявлении не указала, а также не смогла объяснить в судебном заседании каким законодательным актом предусмотрена периодичность принятия органом местного самоуправления учетной нормы площади жилого помещения, а также не смогла пояснить, из какого источника ею получены формулы расчета учетной нормы площади жилого помещения, приведенные в исковом заявлении. В случае применения при производстве подсчета уровня обеспеченности жилыми помещениями граждан в р.п. Шербакуль суммарной величины всех жилых помещений в р.п. Шербакуль, что составляет, согласно справки главы Шербакульского городского поселения, 177 600 кв.м., а также сведений о количестве граждан, зарегистрированных на территории Шербакульского городского поселения, что составляет на 09.10.2018 – 8028 человек, уровень обеспеченности жилыми помещениями граждан в р.п. Шербакуль составит 22,12 кв.м. (177 600:8029) Истица в своих расчетах применяла данные о суммарной величине всех жилых помещений 170 000 кв.м., количество граждан, зарегистрированных на территории Шербакульского городского поселения – 8025 чел., при этом, достоверных сведений об источнике полученных данных ею суду не представлено. Исходя из расчета истицы уровень обеспеченности жилыми помещениями граждан в р.п. Шербакуль составил 21,18 кв.м. (170 000:8025). Дальнейшее применение истицей коэффициентов при расчете нормы предоставления (Нп), а также понижающего коэффициента (Кп) не может быть проверен судом ввиду отсутствия нормативных документов, подтверждающих их применение к полученному результату уровня обеспеченности жилыми помещениями граждан в р.п. Шербакуль. Анализ действующего законодательства позволяет суду сделать вывод, что периодичность принятия органом местного самоуправления учетной нормы площади жилого помещения не установлена, равно как и методика расчета указанной учетной нормы. Законодательством предусмотрено в ч.5 ст. 50 ЖК РФ, что размер учетной нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной органом местного самоуправления. В данном случае размер нормы предоставления, установленный Решением Совета Шербакульского городского поселения составляет 18 кв.м. общей площади на одного человека, размер учетной нормы – 16 кв.м., что не является нарушением действующего законодательства. Таким образом, оснований для удовлетворения административного искового заявления не имеется. Руководствуясь ст. 218-227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд Р Е Ш И Л:

В удовлетворении административного искового заявления Поляковой Т.С. к администрации Шербакульского городского поселения Шербакульского муниципального района Омской области, Совету Шербакульского городского поселения Шербакульского муниципального района Омской области о признании незаконным бездействия, возложении обязанности рассмотреть вопрос об установлении учетной нормы площади жилого помещения и приведении учетной нормы площади жилого помещения в соответствие с фактическими данными суммарной величины всех жилых помещений и количеству граждан, зарегистрированных на территории Шербакульского городского поселения Шербакульского муниципального района Омской области по состоянию на 01.08.2018, - отказать.

Решение может быть обжаловано в Омский областной суд через Шербакульский районный суд Омской области в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.

Судья: подпись Е.П. Головань

Решение принято в окончательной форме 29.10.2018. Решение в з/силу не вступило.