Дело № 2а-407/2020
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Тотьма 07 августа 2020 г.
Тотемский районный суд Вологодской области в составе:
судьи Цыгановой О.В.,
при секретаре Дранициной И.Л.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску администрации муниципального образования «город Тотьма» к ОГИБДД ОМВД России по Тотемскому району об обжаловании предписания,
установил:
администрация МО «город Тотьма» обратилась в суд с административным иском к ОГИБДД ОМВД России по Тотемскому району об обжаловании предписания от 07.04.2020 об устранении нарушений законодательства РФ о безопасности дорожного движения, правил, стандартов, технических норм и иных требований нормативных документов в области обеспечения безопасности дорожного движения в содержании улично-дорожной сети г. Тотьма, выявленных 24.03.2020.
В обоснование указано, что на основании решения Совета муниципального образования от 21.11.2019 № 175 с 01.01.2020 г. часть полномочий по содержанию автомобильных дорог передано администрации Тотемского муниципального района, в данный состав работ входит, в том числе и уход за разметкой, нанесение вновь и восстановление изношенной вертикальной и горизонтальной разметки, в том числе на элементах дорожных сооружений, с удалением остатков старой разметки. Решением муниципального Собрания Тотемского муниципального района от 26.12.2019 № 142 принято осуществление данной части полномочий с 01.01.2020. В бюджет Тотемского муниципального района переданы финансовые средства для осуществления переданной части полномочий в сумме 5 100 000 руб., в том числе 200 000 руб. на дорожные знаки и разметку. Между администраций МО «город Тотьма» и администрацией Тотемского муниципального района 27.12.2019 заключено соответствующее соглашение. Согласно ст.2 данного соглашения администрация Тотемского муниципального района самостоятельно определяет порядок осуществления части полномочий. Администрация Тотемского муниципального района является учредителем МАУ «Благоустройство», силами данного учреждения осуществляется содержание дорог и на территории МО «город Тотьма». Поскольку полномочия в области осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог и обеспечения безопасности на них переданы для исполнения другому органу, переданы в полном объеме денежные средства, заложенные в бюджете, то ни администрация МО «город Тотьма», ни руководитель администрации не являются ответственными за содержание дорог, не могут выполнять действия, направленные на исполнение предписания ОГИБДД.
В судебное заседание представитель административного истца администрации МО «город Тотьма» не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела без участия представителя администрации. Заявленные требования поддержал в полном объеме, дополнительно сообщил, что постановлением мирового судьи Вологодской области по судебному участку № 56 от 01.06.2020 производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.12.34 КоАП РФ, в отношении ФИО3 прекращено в связи с отсутствием в его действиях состава административного правонарушения.
Представитель административного ответчика ОМВД России по Тотемскому району в судебное заседание не явился извещен надлежаще, ранее в судебном заседании 17.06.2020 представитель по доверенности ФИО4 иск не признала, пояснила, что собственником автомобильных дорог в границах МО «город Тотьма» является администрация МО «город Тотьма». 24.03.2020 на улично-дорожной сети г.Тотьма были выявлены недостатки в содержании, а именно: отсутствие горизонтальной дорожной разметки (осевая и краевая линии) на ул. Володарского, Красная, Советская, Урицкого, ФИО5, ФИО6, Загородная, Трудовая, ФИО7, Садовая, Луначарского, ФИО8, а также отсутствие горизонтальной дорожной разметки 1.14.1 ПДД на пешеходных переходах на ул. Красная д. 14, Урицкого д. 15, Советская д. 5, Володарского д. 4, ФИО5 д.131, перекрестки Красная-Советская, ФИО9, ФИО10, Ленина-Бабушкина-Урицкого, ФИО9, ФИО9, ФИО11, ФИО12. По данному факту в адрес руководителя администрации МО «город Тотьма» 07.04.2020 на адрес электронной почты администрации adm-totma@mail.ru направлено предписание на устранение выявленных недостатков.
27.12.2019 между администрацией МО «город Тотьма» и администрацией Тотемского муниципального района заключено соглашение о передаче осуществления части полномочий в области осуществления дорожной деятельности. Согласно статьи 2 соглашения в обязанности администрации МО «город Тотьма» входит контроль за исполнением администрацией Тотемского муниципального района части полномочий. В соответствии со статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации бремя содержания имущества несет собственник данного имущества. В соответствии с основными положениями п. 13 Правил дорожного движения утвержденных Постановлением Совета министров-Правительства РФ от 23.10.1993 № 1090 - должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны содержать дороги, железнодорожные переезды и другие дорожные сооружения в безопасном для движения состояния с соответствии с требованиями стандартов, норм и правил. Считает, что заключение данного Соглашения не освобождает администрацию муниципального образования «город Тотьма» от обязанностей по содержанию автомобильных дорог, в том числе путем осуществления необходимого контроля за надлежащим исполнением администрацией Тотемского района взятых на себя обязательств и применения мер ответственности. На сегодняшний день улично-дорожная сеть г. Тотьма не отвечает требования по обеспечению безопасности дорожного движения и недостатки в ее содержании в виде отсутствия горизонтальной дорожной разметки (осевой и краевой линий), горизонтальной дорожной разметки 1.14.1 ПДД «Пешеходный переход», способствуют совершению дорожно-транспортных происшествий, в том числе и с участием детей. Администрацией МО «город Тотьма» в лице руководителя администрации ФИО3 не обеспечена безопасность дорожного движения, не обеспечен должный контроль за исполнением администрацией Тотемского муниципального района части полномочий, при содержании улично-дорожной сети г. Тотьма, не выполнены требования нормативно правовых документов в области обеспечения безопасности дорожного движения, поэтому предписание руководителю администрации МО «город Тотьма» ФИО3 вынесено правомерно.
Представители административных ответчиков- ОГИБДД ОМВД России по Тотемскому району и УМВД России по Тотемскому району в судебное заседание не явились, извещались надлежаще.
Свидетель ФИО1 в судебном заседании 17.06.2020 пояснил, что 24 марта 2020 г. в ходе обследования улично-дорожной сети города Тотьма были выявлены недостатки содержания, а именно отсутствие горизонтальной дорожной разметки, отсутствие дорожной разметки на пешеходных переходах. По данному факту было возбуждено дело об административном правонарушении. Ответственным по содержанию дорог, согласно соглашению, является администрация Тотемского муниципального района, которая приняла на себя обязательства по содержанию автомобильных дорог. От администрации Тотемского района после возбуждения дела поступили документы, в частности, дополнительное соглашение от 02.03.2020, технологическая карта, где указаны виды, наименования и сроки проведения дорожных работ. Нанесение горизонтальной дорожной разметки на улично-дорожной сети города Тотьма было определено в июне, нанесение разметки на переходных переходах - май-август. Собственником данных дорог является администрация муниципального образования «город Тотьма». По соглашению администрация муниципального образования «город Тотьма» обязана осуществлять контроль за исполнением администрацией Тотемского муниципального района за осуществлением дорожной деятельности. Считает, что со стороны администрации муниципального образования должный контроль за содержанием автомобильных дорог в границах города Тотьма отсутствует. Предписание об устранении выявленных нарушений было вынесено руководителю администрации МО «город Тотьма» ФИО3, которое до настоящего времени не исполнено.
Суд, заслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
По настоящему делу предметом рассмотрения является выданное должностным лицом органа государственной власти предписание в адрес органа местного самоуправления.
Для признания незаконными действий и решений государственных органов и органов местного самоуправления, необходима совокупность двух условий: несоответствие оспариваемого акта закону и иному нормативному правовому акту, а также нарушение этими действиями и решениями прав и законных интересов заявителя.
Предписанием от 07.04.2020, выданным начальником ОГИБДД ОМВД России по Тотемскому району ФИО2 на руководителя администрации муниципального образования «город Тотьма» ФИО3 возложена обязанность по устранению выявленных недостатков, а именно обеспечить нанесение горизонтальной дорожной разметки (краевой, осевой линий и дорожной разметки 1.14.1 ПДД обозначающей «Пешеходный переход») на улично-дорожной сети г. Тотьма, в соответствии с п.13.5 ст.3 ТР ТС 014/2011, п.6.3 ГОСТ Р 50597-2017, п.6.2 ГОСТ 33220-2015, а также в соответствии с проектом организации дорожного движения на улично-дорожную сеть г. Тотьма в срок 30 суток с момента получения предписания.
Предписание от 07.04.2020 выдано по итогам выявления недостатков и их фиксации актом от 24.03.2020 должностным лицом.
С учетом Положения о Госавтоинспекции безопасности дорожного движения МВД РФ, утв. Указом Президента Российской Федерации от 15.07.1998 № 711 "О дополнительных мерах по обеспечению безопасности дорожного движения", Федерального закона от 07.02.2011 № 3-ФЗ "О полиции", Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по осуществлению Федерального государственного надзора в области безопасности дорожного движения в части соблюдения требований законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения, правил, стандартов, технических норм и иных требований нормативных документов в области обеспечения безопасности дорожного движения при строительстве, реконструкции, ремонте и эксплуатации автомобильных дорог", утв. приказом МВД России от 30.03.2015 № 380, оспариваемое предписание по форме и порядку составления соответствует предусмотренным требованиям законодательства об осуществлении государственного контроля и надзора за соблюдением нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности дорожного движения, выдано уполномоченным должностным лицом в пределах его компетенции.
Согласно п.5 ч.1 ст. 14 Федерального закона 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» к вопросам местного значения городского поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно п.4 ст.6 Федерального закона 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» к полномочиям органов местного самоуправления городского поселения в области обеспечения безопасности дорожного движения относятся осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения, ежегодное (до 1 июля года, следующего за отчетным) утверждение перечней аварийно-опасных участков дорог и разработка первоочередных мер, направленных на устранение причин и условий совершения дорожно-транспортных происшествий на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах населенных пунктов городского поселения при осуществлении дорожной деятельности, включая принятие решений о временных ограничении или прекращении движения транспортных средств на автомобильных дорогах местного значения в границах населенных пунктов городского поселения в целях обеспечения безопасности дорожного движения.
Согласно п.2 ст.12 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
Федеральным законом от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты российской Федерации» установлено, что к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов, городских округов в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения (п.6 ст.13); осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления (ч.3 ст.15).
Согласно Устава муниципального образования «город Тотьма» к полномочиям администрации относится организация дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.
Вместе с тем, как установлено в судебном заседании, на основании решения Совета муниципального образования от 21.11.2019 № 175 (с учетом изменения внесенных решением №200 от 02.03.2020) осуществление части полномочий в области осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов муниципального образования и обеспечение безопасности дорожного движения на них, а именно содержание автомобильных дорог в соответствии с приказом Минтранса России от 16.11.2012 № 402 «Об утверждении Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог» передано администрации Тотемского муниципального района. Определен размер финансовых средств на 2020, передаваемых в бюджет Тотемского муниципального района на осуществление указанных полномочий в сумме 5100 000 рублей.
Решением Муниципального Собрания Тотемского муниципального района № 142 от 26.12.2019 с 01 января 2020 сроком на один год принято осуществление указанной части полномочий.
27.12.2019 между администрацией муниципального образования «город Тотьма» и администрацией Тотемского муниципального района заключено соглашение сроком действия с 01.01.2020 по 31.12.2020, по которому администрация муниципального образования «город Тотьма» передала администрации Тотемского муниципального района осуществление части полномочий в области осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения, тротуаров в границах населенных пунктов муниципального образования и обеспечение безопасности дорожного движения на них, а именно содержание автомобильных дорог и проездов, указанных в приложении №1, №2 к настоящему соглашению в соответствии с приказом Минтранса России от 16.11.2012 №402 «Об утверждении Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог»; содержание в надлежащем состоянии тротуаров, при необходимости ремонт согласно приложению №3.
Согласно ст.2, ст.7 Администрация Тотемского муниципального района самостоятельно определяет порядок осуществления части полномочий в соответствии с настоящим Соглашением; несет ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение части полномочий, указанных в ст.1 настоящего Соглашения, в соответствии с действующим законодательством РФ. Администрация муниципального образования «город Тотьма» осуществляет контроль за неисполнением администрацией Тотемского муниципального района части полномочий, а также за целевым использованием предоставленных финансовых средств в порядке предусмотренным настоящим Соглашением.
Дополнительным соглашением № 1 от 02.03.2020 Соглашению от 27.12.2019 дополнено Приложением № 4 «Технологическая карта на выполнение работ по содержанию уличной дорожной сети на территории муниципального образования «город Тотьма» январь-декабрь 2020г.» Данным приложением определены работы и по нанесению горизонтальной дорожной разметки.
Исполнимость предписания является важным требованием к этому виду ненормативного правового акта, поскольку предписание исходит от государственного органа, обладающего властными полномочиями, носит обязательный характер и для его исполнения устанавливается срок. Исполнимость предписания следует понимать, как наличие реальной возможности у лица, которому оно выдано, устранить в указанный срок выявленное нарушение и предписание должно быть выдано надлежащему субъекту для его выполнения. Такие принципы выдачи предписания должностным лицом органа исполнительной власти в указанном случае не соблюдены, поскольку предписание выдано городскому поселению, в лице его руководителя, которое в силу заключенного выше Соглашения не обладает полномочиями по осуществлению дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения, тротуаров в границах населенных пунктов муниципального образования и обеспечение безопасности дорожного движения на них и не в праве распоряжаться финансовыми средствами, выделенными на эти цели.
Вопреки позиции административного ответчика только факт осуществления администраций муниципального образования «город Тотьма» общих функции контроля по содержанию дорог, не относит его к субъекту выданного предписания по его исполнению и характеру выявленных нарушений.
Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу, что предписание от 07.04.2020, выданное ОГИБДД ОМВД России по Тотемскому району руководителю администрации муниципального образования «город Тотьма» об устранении нарушений законодательства РФ о безопасности дорожного движения, правил, стандартов, технических норм и иных требований нормативных документов в области обеспечения безопасности дорожного движения в содержании улично-дорожной сети г. Тотьма, выявленных 24.03.2020 является незаконным, в связи с чем, суд возлагает обязанность на ответчика устранить допущенное нарушение.
Руководствуясь ст. ст.227-228 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административные исковые требования администрации муниципального образования «город Тотьма» к ОГИБДД ОМВД России по Тотемскому району - удовлетворить.
Признать предписание от 07.04.2020, выданное ОГИБДД ОМВД России по Тотемскому району руководителю администрации муниципального образования «город Тотьма» об устранении нарушений законодательства РФ о безопасности дорожного движения, правил, стандартов, технических норм и иных требований нормативных документов в области обеспечения безопасности дорожного движения в содержании улично-дорожной сети г. Тотьма, выявленных 24.03.2020- незаконным и обязать ОГИБДД ОМВД России по Тотемскому району устранить допущенное нарушение.
Решение может быть обжаловано в Вологодский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Тотемский районный суд.
Судья О.В. Цыганова
Мотивированное решение изготовлено 07 августа 2020 г.
Судья О.В. Цыганова