ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-407/2018 от 16.07.2018 Сердобского городского суда (Пензенская область)

Дело № 2а-407/2018 года

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

16 июля 2018 года г. Сердобск

Судья Сердобского городского суда Пензенской области Фролов А.Ю., рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по административному иску прокурора Сердобского района Пензенской области в интересах неопределенного круга лиц к Администрации муниципального образования «Песчанский сельский совет Сердобского района Пензенской области» о признании незаконным бездействия и понуждении органов местного самоуправления к совершению определенных действий,

УСТАНОВИЛ:

В Сердобский городской суд с административным исковым заявлением к Администрации муниципального образования «Песчанский сельский совет Сердобского района Пензенской области» о признании незаконным бездействия и понуждении к совершению определенных действий обратился прокурор Сердобского района Пензенской области. В исковом заявлении административный истец указал на то, что прокуратурой Сердобского района проведена проверка соблюдения законодательства о антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов Администрацией Песчанского сельского совета Сердобского района Пензенской области, в ходе которой установлено, что в нарушение вышеуказанных норм, на официальном сайте Администрации Песчанского сельсовета Сердобского района имеется раздел «Проекты НПА», обновление информации на котором было лишь 28 декабря 2016 года в 09 часов 07 минут. Таким образом, возможность для проведения независимой антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов Администрацией Песчанского сельсовета Пензенской области гражданам и институтам гражданского общества не предоставлялась. В марте 2018 года прокурором Сердобского района было внесено представление об устранении данного нарушения. Однако, до настоящего момента нарушения не устранены. На основании изложенного и руководствуясь п.п. 3, 6 ст. 3, п. 2 ст. 6 Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», п. 5 ст. 2 Федерального закона от 17 июля 2009 года № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов», ч. 1, 2, 3 ст. 5, ч. 3 ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре РФ», ст. ст. 39, 218 КАС РФ просит признать незаконным бездействие Администрации муниципального образования «Песчанский сельсовет» по размещению проектов нормативных правовых актов на официальном сайте администрации. Возложить на Администрацию Песчанского сельсовета обязанность по размещению проектов нормативных правовых актов на официальном сайте администрации.

В соответствии с п. 2 ст. 291 КАС РФ административное дело может быть рассмотрено в порядке упрощенного (письменного) производства в случае, если ходатайство о рассмотрении административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства заявлено административным истцом и административный ответчик не возражает против применения такого порядка рассмотрения административного дела.

От прокурора Сердобского района поступило ходатайство о рассмотрении административного дела по административному исковому заявлению прокурора Сердобского района к Администрации Песчанского сельсовета Сердобского района Пензенской области о признании незаконным бездействия и понуждении к совершению определенных действий в порядке упрощенного (письменного) производства.

Представитель административного ответчика Администрации Песчанского сельсовета Сердобского района Пензенской области и.о.глава Администрации Песчанского сельсовета Сердобского района Пензенской области Шафиева Т.В. не возражает против рассмотрения административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства, административные исковые требования признает.

Исследовав письменные доказательства, представленные сторонами, прихожу к следующим выводам.

Согласно положениям ст. 1 КАС РФ суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.

В соответствии со статьей 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Административным истцом по делу является прокурор Сердобского района, который в соответствии с требованиями ст. 39 КАС РФ вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Кроме этого, компетенция прокурора определена Федеральным законом от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре РФ». В силу ч. 3 ст. 35 указанного закона прокурор в соответствии с процессуальным законодательством РФ вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если это требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.

По данному делу прокурором Сердобского района Пензенской области заявление подано в защиту гарантированных Конституцией РФ прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц - населения муниципального образования «Песчанский сельский совет Сердобского района Пензенской области», в рамках полномочий, представленных ему Федеральным законом, для восстановления их нарушенных прав и законных интересов.

Согласно п.п. 3, 6 ст. 3 Федерального закона от 25 декабря 2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» одними из принципов противодействия коррупции в Российской Федерации являются публичность и открытость деятельности государственных органов и органов местного самоуправления и приоритетное применение мер по предупреждению коррупции.

Принцип публичности и открытости предусматривает обнародование любых сведений, касающихся вопросов организации и деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, за исключением сведений, по отношению к которым установлены специальные правила распространения.

В соответствии с п.2, ст. 6 Федерального закона от 25 декабря 2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» к основным мерам по профилактике коррупции относится антикоррупционная экспертиза правовых актов и их проектов.

В силу п. 5 ст. 2 Федерального закона от 17 сентября 2009 № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» одними из основных принципов организации антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) являются обязательность проведения антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов и сотрудничество федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов и организаций, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также их должностных лиц (далее - органы, организации, их должностные лица) с институтами гражданского общества при проведении антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов).

Согласно ч.1 ст. 5 Федерального закона от 17 июля 2009 № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» институты гражданского общества и граждане могут в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет собственных средств проводить независимую антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов).

Для обеспечения данной возможности, п. 7 Порядка проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов администрации Песчанского сельсовета Сердобского района, утвержденного постановлением от 24 июня 2016 №23 в соответствии Федеральным законом от 17 июля 2009 № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» предусматривается, что в целях проведения независимой антикоррупционной экспертизы разработчик проекта организует размещение проектов на официальном сайте администрации Песчанского сельсовета Сердобского района Пензенской области в информационно телекоммуникационной сети «Интернет» с указанием дат начала и окончания приема заключений по результатам независимой экспертизы.

Поступившие заключения по результатам независимой экспертизы учитываются при проведении экспертизы правовых актов и проектов и направляются для учета разработчику проекта.

Аналогичную норму предусматривает п.8 Решения Комитета местного самоуправления Песчанского сельсовета Сердобского района Пензенской области от 24 июня 2013 №190-74/1 также утвержден Порядок проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов Комитета местного самоуправления Песчанского сельсовета Сердобского района Пензенской области.

В силу положений, предусмотренных ч.2 и ч.3 ст. 5 Федерального закона от 17 июля 2009 № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» в заключении по результатам независимой антикоррупционной экспертизы должны быть указаны выявленные в нормативном правовом акте (проекте нормативного правового акта) коррупциогенные факторы и предложены способы их устранении. Заключение по результатам независимой антикоррупционной экспертизы носит рекомендательный характер и подлежит обязательному рассмотрению органом, организацией или должностным лицом, которым оно направлено, в тридцатидневный срок со дня его получения. По результатам рассмотрения гражданину или организации, проводившим независимую экспертизу, направляется мотивированный ответ, за исключением случаев, когда в заключении отсутствует предложение о способе устранения выявленных коррупциогенных факторов.

В судебном заседании установлено, что прокуратурой Сердобского района проведена проверка соблюдения законодательства о антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов Администрацией Песчанского сельского совета Сердобского района Пензенской области, в ходе которой установлено, что в нарушение вышеуказанных норм, на официальном сайте Администрации Песчанского сельсовета Сердобского района Пензенской области имеется раздел «Проекты НПА», обновление информации на котором было лишь 28 декабря 2016 года в 09 часов 07 минут.

Таким образом, возможность для проведения независимой антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов Администрацией Песчанского сельсовета Пензенской области гражданам и институтам гражданского общества не предоставлялась.

В марте 2018 года прокурором Сердобского района Пензенской области было внесено представление об устранении данного нарушения. Однако, до настоящего момента нарушения не устранены.

При таких обстоятельствах, на основании вышеизложенного считаю, что административные исковые требования прокурора Сердобского района Пензенской области в интересах неопределенного круга лиц к Администрации муниципального образования «Песчанский сельский совет Сердобского района Пензенской области» о признании незаконным бездействия и понуждении органов местного самоуправления к совершению определенных действий, подлежат удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь требованиями гл.33 КАС РФ, ст. ст. 227, 228 КАС РФ

Р Е Ш И Л:

Административные требования прокурора Сердобского района Пензенской области в интересах неопределенного круга лиц к Администрации муниципального образования «Песчанский сельский совет Сердобского района Пензенской области» о признании незаконным бездействия и понуждении органов местного самоуправления к совершению определенных действий удовлетворить.

Признать бездействие Администрации муниципального образования «Песчанский сельский совет Сердобского района Пензенской области», выразившееся в неисполнении обязанности по размещению проектов нормативных правовых актов на официальном сайте Администрации муниципального образования «Песчанский сельский совет Сердобского района Пензенской области» незаконным.

Обязать Администрацию муниципального образования «Песчанский сельский совет Сердобского района Пензенской области» разместить в сети «Интернет» на официальном сайте органа местного самоуправления проекты нормативных правовых актов до 10 августа 2018 года.

Решение может быть обжаловано в Пензенский областной суд через Сердобский городской суд Пензенской области в апелляционном порядке в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.

Судья А.Ю.Фролов