Дело № 2а-407/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
17 июня 2021 года г.Верещагино Пермский край
Верещагинский районный суд Пермского края
в составе председательствующего судьи Мохнаткиной И.В.,
при секретаре судебного заседания Поповой С.П.,
с участием административного истца ФИО1,
представителя административного ответчика ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Думе Верещагинского городского округа Пермского края о признании незаконным уклонение от принятия решения об утверждении Положения «О порядке направления депутатского запроса депутатом Думы Верещагинского городского округа Пермского края», возложении обязанности устранить препятствия для осуществления депутатских полномочий установлением порядка направления депутатского запроса непосредственно депутатом Думы Верещагинского городского округа,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратился в суд с вышеназванным административным иском.
Требования мотивировал тем, что он является депутатом Думы Верещагинского городского округа Пермского края. 17.12.2020 на плановом 29-м заседании Думы был рассмотрен и отклонен предложенный им проект решения об утверждении Положения «О направлении депутатского запроса депутатом Думы Верещагинского городского округа Пермского края». Считает отклонение проекта необоснованным, препятствующим реализации его права о направлении депутатских запросов организациям и должностным лицам и нарушающим требования Федерального закона №131-ФЗ об обеспечении беспрепятственного осуществления депутатских полномочий депутатом Думы, в частности ч.3 ст. 43 ФЗ, ч.4 ст.9 Закона Пермского края №767-ПК наделяющей депутата Думы направлять депутатские запросы. По уточненным требованиям просит признать незаконным произвольное уклонение ответчика от принятия решения об утверждении Положения «О направлении депутатского запроса депутатом Думы Верещагинского городского округа Пермского края», возложить на ответчика обязанность устранить препятствия для осуществления депутатских полномочий истца установлением порядка направления депутатского запроса непосредственно депутатом Думы Верещагинского городского округа.
В судебном заседании административный истец ФИО1 на удовлетворении заявленных требований настаивает. Пояснил, что является депутатом Думы Верещагинского городского округа. При исполнении депутатских полномочий он столкнулся с проблемой, возникающей при необходимости обращения в надлежащие органы с депутатским запросом. Согласно действующему Положению порядок направления депутатского запроса не установлен и он, как депутат, не вправе самостоятельно обращаться с депутатским запросом и в короткий срок получать на него ответ, а его обращения рассматриваются в общий месячный срок, что нарушает его права как депутата, защищающего интересы избирателей. Действующее Положение предусматривает право на обращение с депутатским запросом через Думу и за подписью председателя Думы. В связи с чем он разработал проект Положения «О направлении депутатского запроса депутатом Думы Верещагинского городского округа Пермского края», предусматривающий право депутата как лично, так и (или) через аппарат Думы направлять депутатские запросы в органы публичной власти и юридическим лицам, на официальном бланке Думы, вынес его на утверждение Думы, однако проект был отклонен. Вместе с тем, отмечает нарушение Регламента Думы: пунктом 15.2 не предусмотрено отклонение проекта в случае отсутствия поправок. Дума не была правомочна отклонить проект, поскольку поправки в него не вносились и Положение должно было быть принято.
Представитель административного ответчика Думы Верещагинского городского округа Пермского края в судебном заседании с административным иском не согласилась по доводам изложенном в отзыве. Указывая, что оспариваемое решение принято уполномоченным органом в рамках компетенции и с соблюдением Регламента Думы. Положением «О депутатском запросе и обращении депутата Думы Верещагинского городского округа Пермского края» предусмотрено наделение депутата Думы правами обращения с депутатским запросом и с обращением депутата, но предусматривает различный порядок реализации данного права. Процедура принятия решения об отклонении проекта положения, разработанного истцом, права административного истца не нарушает (л.д.9,81).
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, приходит к следующим выводам.
В части 1 статьи 1 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ) определено, что местное самоуправление составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации, признается, гарантируется и осуществляется на всей территории Российской Федерации.
В силу части 1 статьи 34 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ, структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения, за исключением вопросов, находящихся в исключительной компетенции данных органов.
Порядок формирования, полномочия, срок полномочий, подотчетность, подконтрольность органов местного самоуправления, а также иные вопросы организации и деятельности указанных органов определяются уставом муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации (часть 3 статьи 34 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ).
Представительный орган муниципального образования может осуществлять свои полномочия в случае избрания не менее двух третей от установленной численности депутатов. Уставом муниципального образования определяется правомочность заседания представительного органа муниципального образования. Заседание представительного органа муниципального образования не может считаться правомочным, если на нем присутствует менее 50 процентов от числа избранных депутатов. Заседания представительного органа муниципального образования проводятся не реже одного раза в три месяца. Представительный орган поселения, муниципального округа, городского округа, внутригородского района, внутригородского муниципального образования города федерального значения состоит из депутатов, избираемых на муниципальных выборах (статья 35 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ).
Частью 1 статьи 20 Устава Верещагинского городского округа Пермского края установлено, что представительным органом муниципального образования является Дума Верещагинского городского округа Пермского края.
Решением Думы Верещагинского городского округа Пермского края от 18.09.2019 №1/01 утвержден Регламент Думы Верещагинского городского округа Пермского края, в соответствии с которым установлен порядок подготовки и проведения заседаний Думы, процедура рассмотрения и принятия решений Думы, процедура голосования и другие вопросы деятельности Думы.
Судебным разбирательством установлено, что решением Территориальной избирательной комиссии Верещагинского городского округа от 17.09.2019 № 49/01-4 «О регистрации депутатов Думы Верещагинского городского округа» ФИО1 зарегистрирован депутатом Думы.
24.09.2020 депутатом ФИО1 по собственной инициативе разработан проект Положения «О направлении депутатского запроса депутатом Думы Верещагинского городского округа Пермского края» и вынесен на рассмотрение 29-го планового заседания Думы Верещагинского городского округа Пермского края.
17.12.2020 состоялось 29-е плановое заседание Думы Верещагинского городского округа Пермского края, на котором в соответствии с повесткой дня рассматривался вопрос № 5 «Об утверждении Положения «О направлении депутатского запроса депутатом Думы Верещагинского городского округа Пермского края», большинством голосов указанный проект решения был отклонен (л.д.22).
Основанием для отклонения проекта решения послужило наличие действующего Положения «О Депутатском запросе и обращении депутата Думы Верещагинского городского округа Пермского края», утвержденное решением Думы Верещагинского городского округа Пермского края от 28.02.2020 № 17/153, предусматривающее наделение депутата Думы правами обращения с депутатским запросом и с обращением депутата, устанавливающее соответствующий порядок.
Не согласившись с отклонением проекта решения, административный истец обратился в суд с настоящим иском.
Разрешая требования по существу, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований административного истца, по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 218, частью 2 статьи 227 КАС РФ, для признания решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица незаконным необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие такого решения, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а также наличие нарушения прав, свобод и законных интересов заявителя, поскольку административное исковое заявление об оспаривании решений, действий (бездействия) может быть удовлетворено лишь с целью восстановления нарушенных прав, свобод и законных интересов административного истца с указанием на способ устранения допущенных нарушений.
Согласно ст. 3 Закона Пермского края «О гарантиях осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления в Пермском крае» от 10.05.2011 № 767-ПК депутат, выборное должностное лицо имеют право на правотворческую инициативу, которая осуществляется в форме внесения на рассмотрение представительного органа муниципального образования или должностного лица местного самоуправления проектов муниципальных правовых актов, а также поправок к ним.Член выборного органа обладает правом правотворческой инициативы в соответствии с уставом муниципального образования.Порядок внесения проектов муниципальных правовых актов, перечень и форма прилагаемых к ним документов устанавливаются нормативным правовым актом органа местного самоуправления муниципального образования Пермского края или должностного лица местного самоуправления, на рассмотрение которого вносятся указанные проекты.
В соответствии с ст. 9 Закона Пермского края «О гарантиях осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления в Пермском крае» от 10.05.2011 № 767-ПК депутат вправе по вопросам, находящимся в пределах его полномочий, направлять в порядке, установленном нормативными правовыми актами представительного органа, обращения и депутатские запросы в органы государственной власти Пермского края, территориальные подразделения федеральных органов исполнительной власти, расположенные на территории края, органы местного самоуправления, юридическим лицам независимо от форм собственности.
Пунктом 15.2 Регламента Думы Верещагинского городского округа предусмотрен порядок рассмотрения вопросов принятия правовых актов, в частности установлено, что после обсуждения проекта решения, по итогам которого Дума принимает одно из следующих решений : проект решения принять в целом; проект решения принять в первом чтении; отклонить предложенный проект решения; проект решения принять с поправками, предложенными депутатами или инициаторами внесения вопроса в ходе его рассмотрения на заседании Думы.
Учитывая, что спорный проект Положения в соответствии с установленным Регламентом вынесен на рассмотрение заседания Думы Верещагинского городского округа, внесен в повестку дня, в ходе заседания Думы проведены обсуждение проекта и процедура голосования, большинством голосов проект был отклонен (за принятие проекта проголосовало-2, против -11, воздержались -4). Оспариваемое решение принято правомочным составом: на заседании Думы из избранных 21 депутатов участвовало 17 депутатов, что свидетельствует о соблюдении порядка рассмотрения вопросов принятия правовых актов.
Судом не установлено нарушение Регламента при рассмотрении указанного вопроса.
Таким образом, у суда отсутствуют правовые основания для признания незаконным отклонение Думой Верещагинского городского округа Пермского края проекта решения «Об утверждении Положения «О направлении депутатского запроса депутатом Думы Верещагинского городского округа Пермского края».
Доводы административного истца о том, что действующее Положение «О Депутатском запросе и обращении депутата Думы Верещагинского городского округа Пермского края» не содержит порядок обращения с депутатским запросом, а действующий порядок ограничивает его права как депутата Думы, являются ошибочными.
В судебном заседании установлено, что действующее Положение «О Депутатском запросе и обращении депутата Думы Верещагинского городского округа Пермского края», утвержденное решением Думы Верещагинского городского округа Пермского края от 28.02.2020 № 17/153, предусматривает право депутата Думы на обращение, как с депутатским запросом, так и с обращением депутата, следовательно, не нарушает прав административного истца.
Таким образом, решение депутатами Думы принято в установленном законом порядке, соответственно требования административного истца о возложении на ответчика обязанности устранить препятствия для осуществления депутатских полномочий истца установлением порядка направления депутатского запроса непосредственно депутатом Думы Верещагинского городского округа, также удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь статьями 175, 218, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Отказать в удовлетворении административного искового заявления ФИО1 к Думе Верещагинского городского округа Пермского края о признании незаконным уклонение от принятия решения об утверждении Положения «О порядке направления депутатского запроса депутатом Думы Верещагинского городского округа Пермского края», возложении обязанности устранить препятствия для осуществления депутатских полномочий установлением порядка направления депутатского запроса непосредственно депутатом Думы Верещагинского городского округа.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Верещагинский районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья И.В.Мохнаткина