ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-4083/2021 от 28.10.2021 Гатчинского городского суда (Ленинградская область)

Дело

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

город Гатчина 28 октября 2021 года

Гатчинский городской суд Ленинградской области в составе:

Председательствующего судьи Гиренко М. В.,

с участием представителя административного истца ФИО2 по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ сроком на лет,

представителя административного ответчика ФИО3 по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ сроком на год,

при секретаре Кремчеевой Э.К.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску ФИО4 к администрации МО «Сиверское городское поселение» Гатчинского муниципального района Ленинградской области о признании решения об отказе в утверждении схемы расположения участка на кадастровом плане территории кадастрового квартала и предварительном согласовании предоставления испрашиваемого земельного участка в собственность для ведения личного подсобного хозяйства, недействительным, обязании устранить допущенные нарушения,

У С Т А Н О В И Л:

Административный истец обратился в суд с вышеназванным административным иском к административному ответчику, указав в обосновании своих требований, что в ДД.ММ.ГГГГ г. обратился в администрацию МО Сиверское городское поселение Гатчинского муниципального района Ленинградской области с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в собственность, площадью кв.м для личного подсобного хозяйства согласно прилагаемой схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории на основании пп. 10 п. 2 ст. 39.3 Земельного кодекса РФ. Письмом № 1738-о от 28.12.2020 г. администрацией отказано в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории на основании пп. 3 п. 16 ст. 11.10 ЗК РФ и об отказе в предварительном согласовании предоставления испрашиваемого земельного участка в собственность. В качестве причины отказа указано, что земельный участок находится в границах населенного пункта, в связи с чем подготовка схемы расположения земельного участка в целях его образования не может быть обеспечена гражданином в соответствии с п. 5 ст. 11.10 ЗК РФ, также администрация указала на то, что соответствующая территория обременена охранными зонами канализации и кабельной ЛЭП, в связи с чем формирование земельного участка и использование данной территории по указанному целевому назначению не целесообразно. В ответ на указанное письмо ДД.ММ.ГГГГ направил в администрацию пояснения относительно того, что заявление от ДД.ММ.ГГГГ содержало просьбу о предварительном согласовании предоставления земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства без проведения торгов, в связи с чем подготовка схемы расположения земельного участка гражданином выполнена правомерно в соответствии с п. 1 ст. 39.14 ЗК РФ, а также обратил внимание на то, что согласно сведениям, указанным на публичной кадастровой карте и схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории, земельный участок не расположен в зоне объектов инженерных коммуникаций, в том числе в охранной зоне объекта электросетевого хозяйства Ф-08 ПС «Юбилейная», какие-либо иные обременения или ограничения отсутствуют. Письмом -о от ДД.ММ.ГГГГ административный ответчик вновь сообщил об отказев утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории на основании пп. 1,3 п. 16 ст. 11.10 ЗК РФ и об отказе в предварительном согласовании предоставления испрашиваемого земельного участка в собственность для ведения личного подсобного хозяйства. Также, в данном ответе указано на то, что в представленных графических материалах не отражены охранные зоны: зона канализации, зона кабелей ЛЭП, также имеется указание на п. 6 ст. 11.9 ЗК РФ. При этом, не указано на то, каким образом образование земельного участка в соответствии с представленной схемой расположения земельного участка может привести к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, черезполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам.Кроме того, Постановлением Правительства РФ от 24.02.2009 № 160 «О порядке установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон» не содержат прямого запрета на строительство, капитальный ремонт, реконструкцию или снос зданий и сооружений, посадку и вырубку деревьев и кустарников и т.д. в охранных зонах, установленных для объектов электросетевого хозяйства. Что касается охранной зоны канализации, на которую указывает администрация, то наличие такой охранной зоны ничем не подтверждено.При этом, указанное письмо было направлено администрацией ДД.ММ.ГГГГ простым почтовым отправлением, что подтверждается копией конверта и получено административным истцом ДД.ММ.ГГГГ Административный истец просит признать незаконным отказ в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории кадастрового квартала , изложенный в письме (уведомлении) администрации Сиверского городского поселения Гатчинского муниципального района Ленинградской области -о от ДД.ММ.ГГГГ, также просит признать незаконным отказ в предварительном согласовании предоставления испрашиваемого земельного участка в собственность для ведения личного подсобного хозяйства, изложенный в письме (уведомлении) администрации Сиверского городского поселения Гатчинского муниципального района Ленинградской области -о от ДД.ММ.ГГГГ, обязать администрацию устранить допущенные нарушения.

Административный истец ФИО4 в судебное заседание не явился, был надлежащим образом извещен о дате и времени слушания дела, что подтверждается конвертом, вернувшимся в адрес суда с отметкой почтового отделения «за истечением срока хранения».

Представитель административного истца в судебном заседании требования настоящего иска поддержал, по изложенным в нем основаниям.

Представитель административного ответчика, явившись в судебное заседание, требования настоящего иска не признал, по основаниям, изложенным в возражениях на иск(л.д. ) о том, что ДД.ММ.ГГГГ под входящим -о в администрации было зарегистрировано обращение административного истца по вопросу повторного рассмотрения заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка площадью кв.м в собственность для ведения личного подсобного хозяйства по основанию, предусмотренному пп. 10 п. 2 ст. 39.3 Земельного кодекса РФ, согласно схеме расположения земельного участка, приложенной к заявлению, зарегистрированному под входящим от ДД.ММ.ГГГГ Полагает, что требования истца являются необоснованными и неподлежащими удовлетворению, так как ДД.ММ.ГГГГ между администрацией и ООО «<данные изъяты>» был заключен муниципальный контракт «На выполнение проектно-изыскательных работ по объекту: «Распределительный газопровод д. <адрес>». Согласование прохождения трассы газопровода в <адрес> городского поселения <адрес> муниципального района <адрес> осуществлялось, в том числе с коммунальными системами. Согласно графической части, подготовленной и согласованной с компетентными органами ООО «<данные изъяты>» в рамках выполняемого контракта через весь земельный участок, формируемый административным истцом, проходят подземные сети канализации, а также линия АО «<данные изъяты>».Учитывая минимальные отступы от границ земельных участков в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений и сооружений, а также пролегающие подземные сети, размещение жилого дома на формируемом земельном участке не представляется возможным, что является нарушением требований Федерального закона от 07.07.2003 № 112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве» и является основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка на основании п. 6 ст. 11.9 ЗК РФ. Также, формирование земельного участка административного истца в соответствии со схемой расположения земельного участка в последующем приведет к вклиниванию земельного участка, образуемого из земель, государственная собственность на которые не разграничена.

Суд, руководствуясь ст. 150 КАС РФ, определил рассмотреть дело в отсутствие не явившегося административного истца.

Суд, выслушав пояснения сторон, изучив материалы дела, приходит к следующим выводам.

В соответствии со статьей 46 (частями 1 и 2) Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В соответствии со ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Исходя из пп. 10 п. 2 ст. 39.3 ЗК РФбез проведения торгов осуществляется продажа земельных участков гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, гражданам или крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности в соответствии со статьей 39.18 настоящего Кодекса.

Согласно п. 2 ч. 1 ст. 39.18 ЗК РФ в случае поступления заявления гражданина о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, заявления гражданина или крестьянского (фермерского) хозяйства о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйствомего деятельности уполномоченный орган в срок, не превышающий тридцати дней с даты поступления любого из этих заявлений, совершает одно из следующих действий:принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка или об отказе в предоставлении земельного участка в соответствии с пунктом 8 статьи 39.15 или статьей 39.16 настоящего Кодекса.

Частью 2 ст. 11.3 ЗК РФ предусмотрено, что образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, допускается в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при отсутствии утвержденного проекта межевания территории с учетом положений, предусмотренных п. 3 настоящей статьи.

Согласно ст. 11.10 ЗК РФ под схемой расположения земельного участка понимается изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории (п. 1). Подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории и иной градостроительной документации (п. 2). Схема расположения земельного участка должна быть утверждена решением органа местного самоуправления, уполномоченного на распоряжение земельными участками (п. 13).

Согласно ч. 16 ст. 11.10 ЗК РФ основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является:

1) несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 настоящей статьи;

2) полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек;

3) разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам;

4) несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории;

5) расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории.

Исходя из статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации к образуемым и измененным земельным участкам предъявляются следующие требования:

1. Предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, в отношении которых в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности устанавливаются градостроительные регламенты, определяются такими градостроительными регламентами.

2. Предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или в отношении которых градостроительные регламенты не устанавливаются, определяются в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

3. Границы земельных участков не должны пересекать границы муниципальных образований и (или) границы населенных пунктов.

4. Не допускается образование земельных участков, если их образование приводит к невозможности разрешенного использования расположенных на таких земельных участках объектов недвижимости.

5. Не допускается раздел, перераспределение или выдел земельных участков, если сохраняемые в отношении образуемых земельных участков обременения (ограничения) не позволяют использовать указанные земельные участки в соответствии с разрешенным использованием.

6. Образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

7. Не допускается образование земельного участка, границы которого пересекают границы территориальных зон, лесничеств, лесопарков, за исключением земельного участка, образуемого для проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, размещения линейных объектов, гидротехнических сооружений, а также водохранилищ, иных искусственных водных объектов.

В соответствии с пп. 1 п. 8 ст. 39.15 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка,если схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса.

Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ ФИО4 обратился в администрацию МО Сиверское городское поселение Гатчинского муниципального района Ленинградской области с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в собственность для личного подсобного хозяйства на основании пп. 10 п. 2 ст. 39.3 ЗК РФ, приложив схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории (л.д. ).

Письмом администрации МО Сиверское городское поселение Гатчинского муниципального района Ленинградской области -о от ДД.ММ.ГГГГ ФИО4 отказано в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории кадастрового квартала на основании пп. 3 п. 16 ст. 11.10 Земельного кодекса РФ и отказано в предварительном согласовании предоставления испрашиваемого земельного участка в собственность для ведения личного подсобного хозяйства на основании пп. 1 п. 8 ст. 39.15 Земельного кодекса РФ (л.д. ).

ДД.ММ.ГГГГ ФИО4 повторно обратился в администрацию МО Сиверское городское поселение Гатчинского муниципального района <адрес> с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в собственность, площадью .м, для личного подсобного хозяйства согласно приложенной в письме вход. -о от ДД.ММ.ГГГГ схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории на основании пп. 10 п. 2 ст. 39.3 Земельного кодекса РФ (л.д. ).

Письмом администрации МО Сиверское городское поселение Гатчинского муниципального района Ленинградской области -о от ДД.ММ.ГГГГФИО1 повторно отказано в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории кадастрового квартала на основании пп. 3 п. 16 ст. 11.10 Земельного кодекса РФ и отказано в предварительном согласовании предоставления испрашиваемого земельного участка в собственность для ведения личного подсобного хозяйства на основании пп. 1 п. 8 ст. 39.15 Земельного кодекса РФ (л.д.

Пунктом 2 ст. 11.10 ЗК РФ установлено, что подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территории, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства.

Согласно ответа филиала ПАО «<данные изъяты>» «<данные изъяты>» № от ДД.ММ.ГГГГ формируемый земельный участок, расположенный в кадастровом квартале , находится вблизи ВЛ-10кВ ф-8 ПС-<данные изъяты>. данная линия введена в эксплуатацию в ДД.ММ.ГГГГ году и находится на балансе филиала. В государственный кадастр недвижимости внесены сведения об охранной зоне воздушной линии за учетным номером . На текущий момент, на публичной кадастровой карте отсутствуют границы формируемого земельного участка, в связи с чем, не представляется возможным определить расположение ВЛ-10кВ ф-8 ПС-Юбилейная относительно земельного участка. Согласно Постановления Правительства РФ от 24.02.2009 № 160 «О порядке установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон»охранная зона ВЛ-10кВ – 20 м по обе стороны линии электропередачи от крайних проводов при неотклоненном их положении. В пределах границ охранных зон запрещается осуществлять любые действия, которые могут нарушить безопасную работу объектов электросетевого хозяйства, в том числе привести к их повреждению или уничтожению, и (или) повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан и имуществу физических или юридических лиц, а также повлечь нанесение экологического ущерба, возникновения пожаров, в том числе: размещать любые объекты и предметы (материалы) в пределах созданных в соответствии с требованиями нормативно-технических документов проходов и подъездов для доступа к объектам электросетевого хозяйства, а также проводить любые работы и возводить сооружения, которые могут препятствовать доступу к объектам электросетевого хозяйства, без создания необходимых для такого доступа проходов и подъездов (л.д. ).

Согласно ответу АО «<данные изъяты><адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ подтверждено прохождение сетей канализации через весь земельный участок, формируемый заявителем ФИО4 в кадастровом квартале (л.д. ).

Письмом № от ДД.ММ.ГГГГ филиал ПАО «<данные изъяты>» «<данные изъяты>» сообщает о согласовании трассы прокладки распределительного газопровода <адрес> (л.д. ).

Письмом от ДД.ММ.ГГГГ АО «<данные изъяты><адрес>» сообщает о согласовании проекта объекта «Распределительный газопровод в д. <адрес>» (л.д.

Письмом ПАО «<данные изъяты>» сообщает, что <данные изъяты>» согласовывает проектную декларацию (стадия П) по объекту: Распределительный газопровод в д. <адрес> без права производства работ (л.д. ).

Письмом от ДД.ММ.ГГГГ Комитет по природным ресурсам <адрес> сообщает о возможности размещения объекта «Распределительный газопровод д. <адрес>» в границах территории памятника природы регионального значения «Обнажения девона на реке <адрес> у поселка <адрес>» согласно представленной в обращении схеме объекта, с точки зрения соблюдения режима особой охраны указанного памятника природы (л.д. ).

Постановлением администрации МО Сиверское городское поселение Гатчинского муниципального района Ленинградской области от ДД.ММ.ГГГГ разрешено использование земельного участка без его предоставления в д. <адрес> (л.д. ).

ДД.ММ.ГГГГ между ГАУ «<данные изъяты><адрес>» и администрацией МО Сиверское городское поселение Гатчинского муниципального района Ленинградской области заключен муниципальный контракт на оказании услуги по проведению государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, в том числе проверки достоверности определения сметной стоимости строительства объекта: Распределительный газопровод д. <адрес> (л.д. ).

Пунктом 4 Требований, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 27 ноября 2014 года N 762, предусмотрено, что при подготовке схемы расположения земельного участка учитываются материалы и сведения утвержденных документов территориального планирования, а также о зонах с особыми условиями использования территории.

Основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка перечислены в п. 16 ст. 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации, к числу которых в соответствии с подп. 3 данной нормы отнесено разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам.

Согласно ч. 6 ст. 11.9 Земельного Кодекса РФ образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

В соответствии с пунктом 5 статьи 11.9 ЗК РФ не допускается раздел, перераспределение или выдел земельных участков, если сохраняемые в отношении образуемых земельных участков обременения (ограничения) не позволяют использовать указанные земельные участки в соответствии с разрешенным использованием.

В соответствии с п. 1 ст. 56 Земельного кодекса Российской Федерации права на землю могут быть ограничены по основаниям, установленным настоящим Кодексом, федеральными законами.

В качестве ограничения прав на землю могут устанавливаться особые условия использования земельных участков и режим хозяйственной деятельности в охранных, санитарно-защитных зонах (подп. 1 п. 2 ст. 56 Земельного кодекса Российской Федерации).

Судом при рассмотрении настоящего дела установлено, что в представленной административным истцом схеме расположения испрашиваемого земельного участка отсутствует указание на охранную зону сетей канализации, которые проходят через весь планируемый к образованию земельный участок. Кроме того, испрашиваемый земельный участок задействован под строительство будущего газопровода. Таким образом, его использование невозможно по целевому назначению.

Исходя из вышеустановленных обстоятельств, а также приведенных законоположений, суд приходит к выводу о том, что обжалуемый ответ является законным и обоснованным, в удовлетворении заявленных требований иска надлежит отказать.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180, 218, 227 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении административного иска ФИО4 к администрации МО «Сиверское городское поселение» Гатчинского муниципального района Ленинградской области о признании решения об отказе в утверждении схемы расположения участка на кадастровом плане территории кадастрового квартала и предварительном согласовании предоставления испрашиваемого земельного участка в собственность для ведения личного подсобного хозяйства, недействительным, обязании устранить допущенные нарушения, - отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ленинградский областной суд в течение месяца с момента изготовления мотивированного решения суда путем подачи апелляционной жалобы через Гатчинский городской суд.

Судья:

Мотивированное решение суда изготовлено ДД.ММ.ГГГГ

Подлинный документ находится в материалах

дела

УИД

Гатчинского городского суда Ленинградской области