Дело № 2а-4084/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
04 сентября 2020 года г.Пермь
Ленинский районный суд г. Перми в составе:
председательствующего судьи Подгайной Н.В.,
при секретаре Корольковой А.А.,
с участием административного истца ФИО1,
представителя административного ответчика ГУФСИН России по Пермскому краю, первого заместителя начальника ГУФСИН России по Пермскому краю ФИО2 – ФИО3, действующей на основании доверенностей
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к ГУФСИН России по Пермскому краю, должностному лицу ГУФСИН России по Пермскому краю ФИО4, первому заместителю начальника ГУФСИН России по Пермскому краю ФИО2 о признании решения незаконным,
у с т а н о в и л :
ФИО1 обратилась в суд с административным иском к ГУФСИН России по Пермскому краю, должностному лицу ГУФСИН России по Пермскому краю ФИО4 о признании незаконным ответа от ДД.ММ.ГГГГ.
Требования мотивированы тем, что в ДД.ММ.ГГГГ обратилась с жалобой к Уполномоченному по правам человека в Пермском крае, указав на причинение телесных повреждений сотрудниками ФКУ ИК-28, осужденным, а также о нарушении условий содержания осужденных женщин в ШИЗО, ПКТ в ФКУ ИК-28, указанная жалоба Уполномоченным по правам человека в Пермском крае была перенаправлена в ГУФСИН России по Пермскому краю для рассмотрения по подведомственности.
ДД.ММ.ГГГГ на указанную жалобу было получено уведомление, за подписью первого заместителя начальника ГУФСИН России по Пермскому краю ФИО4 о передаче обращения по факту неправомерных действий сотрудников ФКУ ИК-28 по подследственности в СО по г. Березники СУ СК РФ по Пермскому краю, разъяснено право на обжалование Пермскому прокурору по надзору за соблюдением законов в ИУ либо в Березниковский городской суд.
С данным ответом в части разъяснения возможности обжалования в Березниковский городской суд, административный истец выражает несогласие, считает, что в нарушение положений действующего законодательства ей незаконно разъяснено право обжалования в Березниковский городской суд, поскольку должностное лицо исполняет свои обязанности на территории Ленинского района г. Перми.
Административный истец в судебном заседании на заявленных требованиях настаивала в полном объеме, дополнительно пояснила, что в жалобе Уполномоченному по правам человека в Пермском крае, также было указано о нарушении условий содержания осужденных женщин в ШИЗО, ПКТ в ФКУ ИК-28, ответа по данным доводам от административного ответчика до настоящего времени не поступало, в связи, с чем оспариваемый ответ также является незаконным, поскольку является не полным.
Представитель административных ответчиков ГУФСИН России по Пермскому краю, первого заместителя начальника ГУФСИН России по Пермскому краю ФИО2, привлеченного в качестве административного ответчика определением суда от ДД.ММ.ГГГГ, с заявленными требованиями выразила несогласие по доводам, изложенным в письменном отзыве, дополнительном письменном отзыве, пояснила, что ошибочно указанный суд, в который может быть обжаловано решение, не может нарушать права административного истца, ответы по доводам о нарушении условий содержания осужденных женщин в ШИЗО, ПКТ в ФКУ ИК-28 были даны ФИО1, в ранее направленных ответах.
Должностное лицо ГУФСИН России по Пермскому краю ФИО4 в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен судом надлежащим образом.
Выслушав административного истца, представителя административных ответчиков, исследовав доказательства, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с положениями ч.2 ст.46 Конституции Российской Федерации, решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В соответствии с положениями ст.218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Согласно положениям ч. 9 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие) (ч. 11 ст. 226 КАС РФ).
В соответствии с положениями статьи 33 Конституции Российской Федерации, граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.
Согласно положениям ч.1 ст.1 Федерального закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» настоящим Федеральным законом регулируются правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также устанавливается порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами.
В соответствии с положениями ч.1. ст. 9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению.
В соответствии с положениями ст. 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», 1) обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости - с участием гражданина, направившего обращение; 2) запрашивает, в том числе в электронной форме, необходимые для рассмотрения обращения документы и материалы в других государственных органах, органах местного самоуправления и у иных должностных лиц, за исключением судов, органов дознания и органов предварительного следствия; 3) принимает меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина; 4) дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона; 5) уведомляет гражданина о направлении его обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу в соответствии с их компетенцией.
В соответствии с положениями ч.5. ст. 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», в случае, если в письменном обращении гражданина содержится вопрос, на который ему неоднократно давались письменные ответы по существу в связи с ранее направляемыми обращениями, и при этом в обращении не приводятся новые доводы или обстоятельства, руководитель государственного органа или органа местного самоуправления, должностное лицо либо уполномоченное на то лицо вправе принять решение о безосновательности очередного обращения и прекращении переписки с гражданином по данному вопросу при условии, что указанное обращение и ранее направляемые обращения направлялись в один и тот же государственный орган, орган местного самоуправления или одному и тому же должностному лицу. О данном решении уведомляется гражданин, направивший обращение.
В соответствии с положениями ч.1. ст. 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения, за исключением случая, указанного в части 1.1 настоящей статьи.
В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО5 обратилась к Уполномоченному по правам человека в Пермском крае с жалобой на нарушение условий содержания в ФКУ ИК-28 ГУФСИН России по Пермскому краю (отсутствие искусственного освещения в камерах, отсутствие теплой одежды в холодное время, отказ в отправке жалоб осужденных в надзорные инстанции, совершение осужденными суицидальных поступков в ИУ), также заявила о применении в отношении неё и другой осужденной, насилия, угроз со стороны сотрудников исправительного учреждения (л.д. 110-113 т.1).
ДД.ММ.ГГГГ вышеуказанная жалоба была направлена для рассмотрения по компетенции начальнику ГУФСИН России по Пермскому краю и получена административным ответчиком ДД.ММ.ГГГГ (л.д.109 т.1).
ДД.ММ.ГГГГ начальником отдела оперативно-розыскной информации оперативного управления ГУФСИН России по Пермскому краю ФИО6 на основании поступившего обращения ФИО1 зарегистрирован рапорт об обнаружении в обращении ФИО1 признаков преступлений, предусмотренных ст.№, ч.№ ст.№ Уголовного кодекса Российской Федерации (л.д.115 т.1).
ДД.ММ.ГГГГ начальником отдела оперативно-розыскной информации оперативного управления ГУФСИН России по Пермскому краю ФИО6 вынесено постановление о передаче сообщения о преступлении по подследственности Следственному отделу г.Березники Следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Пермскому краю, поскольку в действиях сотрудников ФКУ ИК-28 ГУФСИН России по Пермскому краю усматриваются признаки преступлений, предусмотренных ст. №, ч.№ ст.№ Уголовного кодекса Российской Федерации (л.д.116).
Первым заместителем начальника ГУФСИН России по Пермскому краю ФИО4 в адрес начальника ФКУ СИЗО-2 ГУФСИН России по Пермскому краю для объявления осужденной ФИО1 направлено уведомление № от ДД.ММ.ГГГГ из которого следует, что обращение по факту неправомерных действий сотрудников ФКУ ИК-28 ГУФСИН России по Пермскому краю, поступившее в ГУФСИН России по Пермскому краю из аппарата Уполномоченного по правам человека в Пермском крае, передано по подследственности в Следственный отдел г.Березники Следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Пермскому краю для принятия решения в порядке ст.ст.№ УПК РФ.
Также в уведомлении указано, что данное решение может быть обжаловано Пермскому прокурору по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях либо в Березниковский городской суд Пермского края (л.д.117 т.1).
Из списка внутренних почтовых отправлений от ДД.ММ.ГГГГ и квитанции «Почта Россия» от ДД.ММ.ГГГГ, следует, что материалы проверки об обнаружении признаков преступлений, предусмотренных ст.№, ч.№ ст.№ УК РФ (рапорт об обнаружении признаков преступления, постановление о передаче сообщения о преступлении по подследственности, жалоба осужденной ФИО1, уведомление ФИО1) направлены руководителю следственного отдела г.Березники Следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Пермскому краю почтовой корреспонденцией (ШПИ №).
Таким образом, судом установлено, что жалоба ФИО1 в части применения в отношении неё и другой осужденной, насилия, угроз со стороны сотрудников исправительного учреждения, административным ответчиком рассмотрена, принято процессуальное решение, о чем уведомлен заявитель.
Факт направления административным ответчиком материалов проверки об обнаружении признаков преступлений, предусмотренных ст.№, ч.№ ст.№ УК РФ (рапорт об обнаружении признаков преступления, постановление о передаче сообщения о преступлении по подследственности, жалоба осужденной ФИО1, уведомление ФИО1) руководителю следственного отдела г.Березники Следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Пермскому краю подтвержден списком внутренних почтовых отправлений от ДД.ММ.ГГГГ и квитанцией «Почта Россия» от ДД.ММ.ГГГГ.
Доводы административного истца о том, что в оспариваемом уведомлении незаконно указано на обжалование решения о передаче обращения по факту неправомерных действий сотрудников ФКУ ИК-28 по подследственности, в Березниковский городской суд, основанием для удовлетворения заявленных требований не являются, поскольку порядок обжалования решений (действий, бездействий) должностных лиц, в том числе подсудность, определена процессуальным законом, в данном случае положениями главы 16 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного, суд считает, что действия административных ответчиков по разъяснению возможности обжалования решения о передаче обращения по факту неправомерных действий сотрудников ФКУ ИК-28 по подследственности, в Березниковский городской суд, права административного истца не нарушает.
Также судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ первым заместителем начальника ГУФСИН России по Пермскому краю ФИО4 уполномоченному по правам человека в Пермском крае дан ответ по жалобе ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ по всем указанным в жалобе ФИО1, доводам.
ДД.ММ.ГГГГ первым заместителем начальника ГУФСИН России по Пермскому краю ФИО4 на жалобу ФИО1 поступившую ДД.ММ.ГГГГ из аппарата уполномоченному по правам человека в Пермском крае, заявителю ФИО1 дан ответ о направлении материала проверки об обнаружении признаков преступлений, предусмотренных ст.№, ч.№ ст.№ УК РФ в следственный отдел г.Березники Следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Пермскому краю, также указано, что по остальным указанным в жалобе доводам, сотрудниками ГУФСИН России по Пермскому краю уже проводились проверки, направлены полные и исчерпывающие ответы. Нарушений уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации ФКУ ИК-28 ГУФСИН России по Пермскому краю не допущено.
Таким образом, судом установлено, что административными ответчиками доводы, содержащиеся в жалобе от ДД.ММ.ГГГГ о нарушении условий содержания осужденных женщин в ШИЗО, ПКТ в ФКУ ИК-28, в соответствии с положениями ст. 10 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», не рассмотрены, письменный ответ заявителю по существу поставленных в обращении вопросов (в части нарушений условий содержания осужденных женщин в ШИЗО, ПКТ в ФКУ ИК-28) не направлен.
Довод представителя административных ответчиков о том, что по указанным в жалобе доводам, сотрудниками ГУФСИН России по Пермскому краю ранее проводились проверки, ФИО1 направлены полные и исчерпывающие ответы, не могут быть судом расценены о соблюдении требований ст. 10 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», поскольку из представленного ответа от ДД.ММ.ГГГГ следует, что предметом рассмотрения было обращение ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ, то есть иное обращение ФИО1, решения, принятого должностным лицом в порядке, предусмотренном ч.5. ст. 11 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», суду не предоставлено.
При таких обстоятельствах у суда отсутствуют основания для вывода о том, что указанным, в жалобе Уполномоченному по правам человека доводам, ГУФСИН России по Пермскому краю ранее проводились проверки, в результате которых направлены полные и исчерпывающие ответы, не имеется.
На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу, что требования в части отсутствия ответа на жалобу ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ о нарушении условий содержания осужденных женщин в ШИЗО, ПКТ в ФКУ ИК-28, следует удовлетворить.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 227, 228 КАС РФ, суд
р е ш и л:
административные исковые требования ФИО1 к ГУФСИН России по Пермскому краю, должностному лицу ГУФСИН России по Пермскому краю ФИО4, первому заместителю начальника ГУФСИН России по Пермскому краю ФИО2 о признании незаконным ответа от ДД.ММ.ГГГГ в части разъяснения возможности обжалования Пермскому прокурору по надзору за соблюдением законов в ИУ либо в Березниковский городской суд, отказать; требования в части отсутствия ответа на жалобу ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ о нарушении условий содержания осужденных женщин в ШИЗО, ПКТ в ФКУ ИК-28, удовлетворить, признать их незаконными.
Возложить на ГУФСИН России по Пермскому краю обязанность по рассмотрению жалобы ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ в части нарушении условий содержания осужденных женщин в ШИЗО, ПКТ в ФКУ ИК-28.
ГУФСИН России по Пермскому краю в месячный срок со дня вступления решения в законную силу сообщить суду, а также административному истцу об исполнении настоящего решения суда.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд через Ленинский районный суд г. Перми в течение одного месяца с момента составления мотивированное решения суда.
Председательствующий подпись Н.В. Подгайная
Копия верна, судья
Подлинник настоящего судебного акта находится в материалах дела Ленинского районного суда г. Перми № 2а-4084/2020.