дело №
РЕШЕНИЕ СУДА
Именем Российской Федерации
06 ноября 2020 года
Ногинский городской суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Беляковой Е.Е.
при секретаре Боровинской Д.А.,
с участием представителя административного ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес>ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО2 к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> о признании незаконным бездействия, обязании произвести действия по регистрации снятия ареста с земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец ФИО2 обратился в суд с административным иском к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> о признании незаконным бездействия, обязании произвести действия по регистрации снятия ареста с земельного участка, просил суд: признать бездействие (нарушение сроков рассмотрения) Росреестра по регистрации незаконным; обязать Росреестр произвести действия по регистрации снятия ареста с земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, вблизи д. Стулово, крестьянское хозяйство «Талан».
В обоснование заявленных требований административный истец ссылался на то, что ДД.ММ.ГГГГ административным истцом через представителя ФИО3 черед МФЦ по <адрес> было подано заявление о снятии ареста с земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, вблизи д. Стулово, крестьянское хозяйство «Талан», на основании ст. 126.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ№- ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», согласно которой с даты принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства снимаются ранее наложенные аресты на имущество должника и иные ограничения распоряжения имуществом должника. Основанием для снятия ареста на имущество должника является решение суда о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства. Истцом административному ответчику было представлена заверенная копия судебного акта Арбитражного суда <адрес> о признании ФИО2 банкротом. В соответствии сч.1 3 ст.22 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ№-З «О государственной регистрации недвижимости», регистрация наложения либо снятия ареста производится в течение 3 дней. До ДД.ММ.ГГГГ никаких документов от административного ответчика административному истцу не поступило.
Административный истец ФИО2 в суд не явился, о явке в судебное заседание извещен, представил в суд дополнительные пояснения по иску (л.д.18).
Представитель административного ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований по основанием и доводам, изложенным в письменных возражениях на иск (л.д.92-94), дополнительно представитель административного ответчика указала, что согласно заявлению о снятии ареста с земельного участка, административный истец в п.10 указал, что способ получения любых документов- лично в Многофункциональном центре, поэтому никакими электронными средствами и телефонными звонками регистратор не должен был извещать административного истца о принятых решениях при рассмотрении его заявления, государственный регистратор не бездействовал, он принял решение о приостановлении рассмотрения обращения истца. Документы были приняты от истца ДД.ММ.ГГГГ, решение о приостановлении было вынесено ДД.ММ.ГГГГ, решение было передано в МФЦ, откуда административный истец должен был забрать его лично. Административному истцу не было отказано в государственной регистрации. Согласно п. 8 ст. 16 Федерального закона № 218-ФЗ срок снятия ареста составляет 3 рабочих дня с момента поступления заявления в адрес административного ответчика, 2 дня идет на передачу документов из МФЦ, нарушение срока рассмотрения заявления связано с новой программой, которая неправильно ставит сроки заявлений.
Заинтересованное лицо ФИО4 в суд не явился, о явке в судебное заседание извещен.
Суд с учетом мнения представителя административного ответчика, счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося административного истца, заинтересованного лица.
Выслушав объяснения представителя административного ответчика, исследовав письменные доказательства по делу, суд приходит к следующему.
В силу п. 2 ч.2 ст.1 КАС РФ суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В соответствии со ст. 227 КАС РФ для признания оспариваемого решения, действия (бездействия) незаконным необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие решения, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение таким решением, действием (бездействием) прав и законных интересов административного истца.
Согласно ч. 9 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Согласно п.2 ст. 62 КАС РФ обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений.
В силу п.1 ст. 126 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» с даты принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства…снимаются ранее наложенные аресты на имущество должника и иные ограничения распоряжения имуществом должника. Основанием для снятия ареста на имущество должника является решение суда о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства. Наложение новых арестов на имущество должника и иных ограничений распоряжения имуществом должника не допускается.
Судом из дела правоустанавливающих документов на объект недвижимости № установлено, что ДД.ММ.ГГГГ представитель административного истца ФИО2 по доверенности - ФИО3 через многофункциональный центр обратился с заявлением в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес>, просил осуществить регистрацию прекращения ограничения права и (или) обременения объекта недвижимости – арест на земельный участок с кадастровым номером № площадью 37600,0 кв.м. (л.д.64-65).
Вместе с заявлениями истцом был представлена копия решения Арбитражного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по делу № № о признании ФИО2 несостоятельным (банкротом). Согласно п.10 заявления административным истцом был определен способ предоставления необходимых документов лично в многофункциональном центре по месту предоставления документов.
ДД.ММ.ГГГГ административным ответчиком было принято уведомление о приостановлении государственной регистрации прав № № по заявлению административного истца (л.д.55-56).
Из акта приема –передачи документов № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.102-103), судом установлено, что уведомление о приостановлении государственной регистрации прав № № передано административным ответчиком в МФЦ ДД.ММ.ГГГГ.
Истец просил суд признать незаконным бездействия административного ответчика в связи с нарушением сроков рассмотрения заявления административного истца.
Согласно пп.8 п.1 ст. 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются в течение трех рабочих дней с даты поступления в орган регистрации прав судебного акта или акта уполномоченного органа о наложении ареста на недвижимое имущество, или о запрете совершать определенные действия с недвижимым имуществом, или об избрании в качестве меры пресечения залога в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации либо судебного акта или акта уполномоченного органа о снятии ареста или запрета, о возврате залога залогодателю или об обращении залога в доход государства.
В силу ч.1 ст. 29 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включают в себя:
1) прием заявления о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов;
2) возврат прилагаемых к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав документов без рассмотрения при наличии оснований, установленных статьей 25 настоящего Федерального закона;
3) проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав;
4) внесение в Единый государственный реестр недвижимости установленных настоящим Федеральным законом сведений, необходимых для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, либо уведомление о приостановлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав при наличии оснований, установленных настоящей главой, либо уведомление об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав при наличии оснований, установленных настоящей главой, либо уведомление о прекращении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав;
5) выдачу документов после осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, либо после отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, либо после прекращения государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Согласно ст. 26 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, в том числе, если:
- не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав;
- не представлены (не поступили) документы (сведения, содержащиеся в них), запрошенные органом регистрации прав по межведомственным запросам
Административный истец обратился за регистрацией прекращения ограничения права и (или ) обременения объекта недвижимости -земельного участка с кадастровым номером 50:16:0103036:2, представив копию решения Арбитражного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по делу № А40-9063/17-186-15Ф о признании административного истца ФИО2 банкротом.
Анализируя представленные административным ответчиком доказательства, суд приходит к выводу, что государственным регистратором правомерно в ходе проведения правовой экспертизы представленного истцом заявления с приложенными документами было принято решение о приостановлении государственной регистрации прав № №, на том основании, что истцом не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не представлены (не поступили) документы (сведения, содержащиеся в них), запрошенные органом регистрации прав по межведомственным запросам.
Из дела правоустанавливающих документов на объект недвижимого имущества с кадастровым номером №:2 (л.д.53-91), выписки из ЕГРН на земельный участок с кадастровым номером № (л.д.30-50) судом установлено, что по данным ЕГРН на земельный участок с кадастровым номером № наложены следующие аресты:
№ от ДД.ММ.ГГГГ на основании Постановления судебного пристава-исполнителя о запрете регистрационных действий от ДД.ММ.ГГГГ№-ИП;
- № от ДД.ММ.ГГГГ на основании Постановления суда от ДД.ММ.ГГГГ, Ногинский городской суд <адрес>, судья Соловьева Г.И (по постановлению следователя по особо важным делам следственного отдела по <адрес> ГСУ СК РФ по <адрес>ФИО5 о наложении ареста на имущество по уголовному делу №)
На основании пункта 5 части 2 статьи 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее - основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются вступившие в законную силу судебные акты.
Из содержания части 1 статьи 21 Закона № 218-ФЗ следует, что документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости.
В силу ч.13 ст. 32 Федерального закона № 218-ФЗ суд или уполномоченный орган, наложившие арест на недвижимое имущество или установившие запрет на совершение определенных действий с недвижимым имуществом либо избравшие залог недвижимого имущества в качестве меры пресечения в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации, направляют в орган регистрации прав в срок не более чем три рабочих дня заверенную копию акта о наложении ареста, о запрете совершать определенные действия с недвижимым имуществом или об избрании в качестве меры пресечения залога, а также заверенную копию акта о снятии ареста или запрета, о возврате залога залогодателю или об обращении залога в доход государства.
Согласно п.4 ст.111 УПК РФ наложение ареста является мерой процессуального принуждения, применяемой в целях обеспечения установленного УПК РФ порядка уголовного судопроизводства, надлежащего исполнения приговора.
Из содержания части 9 статьи 115 УПК РФ следует, что арест, наложенный на имущество, либо отдельные ограничения, которым подвергнуто арестованное имущество, отменяются на основании постановления, определения лица или органа, в производстве которого находится уголовное дело, когда в применении данной меры процессуального принуждения либо отдельных ограничений, которым подвергнуто арестованное имущество, отпадает необходимость, а также в случае истечения установленного судом срока ареста, наложенного на имущество, или отказа в его продлении.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в п. 24 Обзора практики Конституционного Суда РФ за второй и третий кварталы 2012 года, а также в Определениях от ДД.ММ.ГГГГ№-О и от ДД.ММ.ГГГГ№-О, отмена указанных мер возможна только лицом или органом, в производстве которого находится уголовное дело и в чьи полномочия входят установление и оценка фактических обстоятельств, исходя из которых снимаются ранее наложенные аресты на имущество должника, признанного несостоятельным (банкротом).
При таких обстоятельствах, суд соглашается с доводами представителя административного ответчика об отсутствии у государственного регистрирующего органа основания для погашения записи в ЕГРН об аресте имущества должника, принятого в рамках уголовного производства, в том числе в связи с принятием арбитражным судом в отношении ФИО6 решения о признании его банкротом, в отсутствии доказательств отмены указанных мер лицом или органом, в производстве которого находится уголовное дело.
Также суд соглашается с позицией стороны административного ответчика о приостановлении рассмотрения заявления ФИО2 по тем основаниям, что при подаче заявления о снятии ареста на земельный участок истца, истцом предоставлено решение Арбитражного суда <адрес> А40-9063/17-186-15Ф от ДД.ММ.ГГГГ, на котором отсутствует штамп о вступлении в законную силу, в связи с чем государственным регистратором в рамках проведения правовой экспертизы, представленных документов, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, в рамках межведомственного взаимодействия был направлен судебный запрос в Арбитражный суд <адрес>.
Из объяснений представителя административного ответчика судом установлено, что до принятия уведомления о приостановлении государственной регистрации, ответ получен не был.
Согласно п. 3 Приложения № к приказу Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ N 920 «Требования к заполнению форм заявления о государственном кадастровом учете недвижимого имущества и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество, заявления об исправлении технической ошибки в записях ЕГРН, о внесении сведений в ЕГРН заинтересованным лицом, о внесении в ЕГРН записей о наличии возражения в отношении зарегистрированного права на объект недвижимости, записей о невозможности государственной регистрации права без личного участия правообладателя, записей о наличии прав требований в отношении зарегистрированного права, отдельных записей о правообладателе, а также отдельных дополнительных сведения об объекте недвижимости» одно заявление заполняется в отношении одного объекта недвижимости и (или) одного действия, осуществляемого органом, осуществляющим государственный кадастровый учет, государственную регистрацию прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости (далее - орган регистрации прав), составляется и подписывается одним лицом, за исключением случаев, установленных настоящим пунктом.
Земельный участок с кадастровым номером № обременен двумя арестами, заявление ФИО2 было подано в единственном экземпляре на прекращение ареста без указания конкретного номера обременения.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что административный ответчик обоснованно приостановил государственную регистрацию снятия арестов с земельного участка истца.
Поскольку в ходе судебного разбирательства, суд пришел к выводу, что у административного ответчика, исходя из представленных административным истцом заявления от ДД.ММ.ГГГГ и приложенных документов, отсутствовали установленные законом основания для регистрации прекращения ограничения права и (или ) обременения объекта недвижимости -земельного участка с кадастровым номером № истцом не были представлены документы, необходимые для осуществления государственной регистрации прекращения ограничений, наложенных на земельный участок истца, о чем административным ответчиком было принято уведомление о приостановлении государственной регистрации права, суд приходит к выводу, что отсутствуют доказательства бездействия административного ответчика при рассмотрении заявления истца от ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии со статьей 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено данным Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Для признания оспариваемого решения необходима одновременная совокупность следующих условий: несоответствие оспариваемого решения, действия (бездействия) требованиям закона и нарушение оспариваемым решением, действием (бездействием) прав и свобод административного истца.
По смыслу указанных норм права суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемые решения, действия (бездействие) органа принято в соответствии с законом в пределах полномочий и права, либо свободы гражданина не нарушены.
Доказательства тому, что нарушение административным ответчиком срока принятия уведомления о приостановлении государственной регистрации прав от ДД.ММ.ГГГГ, повлекло для административного истца негативные правовые последствия, административным истцом суду не представлены, а потому суд приходит к выводу, что несмотря на нарушение ответчиком срока рассмотрения заявления истца, отсутствует одно из двух необходимых условий, предусмотренных законом в качестве основания для признания незаконным бездействия Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, а потому в удовлетворении требований административного истца ФИО2 о признании незаконными бездействия административного ответчика надлежит отказать.
Отсутствуют у суда и основания для возложения на административного ответчика обязанности совершить действия по государственной регистрации прекращения ограничения права и (или ) обременения объекта недвижимости -земельного участка с кадастровым номером №, поскольку доказательства тому, что административным истцом представлены в полном объеме документы, необходимые для государственной регистрации прекращения ограничения права и (или ) обременения объекта недвижимости -земельного участка с кадастровым номером №, либо доказательство признания незаконным решения административного ответчика о приостановлении государственной регистрации, истцом суду представлены не были.
Учитывая изложенное и руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного иска ФИО2 к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> о признании незаконным бездействия, обязании произвести действия по регистрации снятия ареста с земельного участка отказать.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Ногинский городской суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Мотивированное решение суда составлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья: