ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-4087/18 от 19.12.2018 Кировского районного суда г. Астрахани (Астраханская область)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

19 декабря 2018г. г. Астрахань

Кировский районный суд г. Астрахани в составе

председательствующего судьи Мелиховой Н.В.

при секретаре Кутлалиевой Р.Р.

рассмотрев в открытом судебном заседании в здании Кировского районного суда г.Астрахани, расположенного по адресу: <...> административное дело №2а-4087/2018 по административному иску Управления по коммунальному хозяйству и благоустройству администрации муниципального образования «Город Астрахань» к Государственной инспекции труда в Астраханской области о признании предписания незаконным и его отмене

У С Т А Н О В И Л :

Управление по коммунальному хозяйству и благоустройству администрации муниципального образования «Город Астрахань» обратилось в суд с исковым заявлением, указав, что 20 ноября 2018г. государственным инспектором труда Государственной инспекции труда в Астраханской области в адрес их организации вынесено предписание №30-12-3148-18-И, в соответствии с которым на них возложена обязанность в срок до 30 ноября 2018г. отменить приказ №321 о/м от 17 октября 2018г. и приказ №319 о/м от 12 октября 2018г. о наложении на ФИО1 дисциплинарных взысканий. Указанное предписание считают незаконным, поскольку указанные приказы вынесены в строгом соответствии с требованиями трудового законодательства. Кроме того, при проведении проверки государственный инспектор вышел за пределы своих полномочий, чем также нарушены их права. В связи с этим они были вынуждены обратиться в суд и просят признать незаконными результаты внеплановой выездной проверки, проведенной Государственной инспекцией труда в Астраханской области в период с 30 октября 2018г. по 20 ноября 2018г. и отраженные в акте проверки №30/12-3147-18-И от 20 ноября 2018г.; признать недействительным ненормативный правовой акт – предписание Государственной инспекции труда в Астраханской области от 20 ноября 2018г. №30-12-3148-18-И об устранении нарушения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

В ходе рассмотрения дела истец изменил заявленные требования и в настоящее время просит признать незаконным и отменить ненормативный правовой акт - предписание Государственной инспекции труда в Астраханской области от 20 ноября 2018г. №30-12-3148-18-И об устранении нарушения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

В судебном заседании представитель истца по доверенности ФИО2 заявленные требования с учетом изменений, поддержала, просила их удовлетворить.

Заинтересованное лицо ФИО1 в судебном заседании против требований возражала, просила в их удовлетворении отказать.

Представитель Государственной инспекции труда в Астраханской области в судебное заседание не явился, был извещен надлежащим образом, представил письменные возражения.

Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к выводу, что заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

На основании части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Судом установлено и сторонами не оспаривается, что на основании обращения ФИО1 главным государственным инспектором труда Государственной инспекции труда в Астраханской области проводилась проверка указанных в обращении фактов нарушения Управлением по коммунальному хозяйству и благоустройству администрации муниципального образования «Город Астрахань» трудового законодательства.

По результатам проверки составлен акт №30/12-3147-18-И от 20 ноября 2018г. и в адрес Управления по коммунальному хозяйству и благоустройству администрации муниципального образования «Город Астрахань» вынесено предписание №30-12-3148-18-И от 20 ноября 2018г., согласно которому на управление возложена обязанность в срок до 30 ноября 2018г. отменить приказ №321 о/м от 17 октября 2018г. и приказ №319 о/м от 12 октября 2018г. о наложении на ФИО1 дисциплинарных взысканий.

Суд полагает, что это предписание является незаконным по следующим основаниям.

В силу статьи 21 Трудового кодекса Российской Федерации работник обязан добросовестно исполнять свои трудовые обязанности, возложенные на него трудовым договором; соблюдать правила внутреннего трудового распорядка; соблюдать трудовую дисциплину.

Положениями статьи 22 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено право работодателя на привлечение работников к дисциплинарной и материальной ответственности в порядке, установленном настоящим Кодексом, иными федеральными законами.

Согласно статье 189 Трудового кодекса Российской Федерации дисциплина труда - обязательное для всех работников подчинение правилам поведения, определенным в соответствии с настоящим Кодексом, иными федеральными законами, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.

В силу статьи 192 Трудового кодекса Российской Федерации за совершение дисциплинарного проступка, то есть неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей, работодатель имеет право применить дисциплинарные взыскания в виде: замечания, выговора, увольнения по соответствующим основаниям.

В соответствии со статьей 193 Трудового кодекса Российской Федерации до применения дисциплинарного взыскания работодатель должен затребовать от работника объяснение в письменной форме. Если по истечении двух рабочих дней указанное объяснение работником не предоставлено, то составляется соответствующий акт.

Приказ (распоряжение) работодателя о применении дисциплинарного взыскания объявляется работнику под роспись в течение трех рабочих дней со дня его издания, не считая времени отсутствия работника на работе. Если работник отказывается ознакомиться с указанным приказом (распоряжением) под роспись, то составляется соответствующий акт.

Согласно представленным документам ФИО1 работает в Управлении по коммунальному хозяйству и благоустройству администрации муниципального образования «Город Астрахань» в должности начальника контрольно-организационного отдела.

Приказом исполняющего обязанности заместителя главы администрации – начальника управления №319 о/м от 12 октября 2018г. за ненадлежащее исполнение служебных обязанностей на ФИО1 наложено дисциплинарное взыскание в виде замечания.

Также приказом исполняющего обязанности заместителя главы администрации – начальника управления №321 о/м от 17 октября 2018г. за ненадлежащее исполнение служебных обязанностей ФИО1 привлечена к дисциплинарной ответственности в виде замечания.

Как усматривается из представленных документов и пояснений сторон, с обоими приказами она была ознакомлена под роспись. Порядок привлечения ФИО1 к дисциплинарной ответственности, предусмотренный статьей 193 Трудового кодекса Российской Федерации работодателем соблюден.

Вынося предписание об отмене приказа от 17 октября 2018г. за № 321 о/м государственный инспектор труда исходил из того, что работодателем нарушен срок ознакомления с данным приказом (22 октября 2018г.) и работодателем на ФИО1 наложено двойное взыскание, в том числе в виде удержания в размере 15% от ежемесячного денежного поощрения и премии. По причинам наложения двойного дисциплинарного взыскания в виде удержания в размере 5% от ежемесячного денежного поощрения и премии, государственный инспектор труда требовал отменить и первый приказ от 12 октября 2018г.

Между тем, нарушение срока ознакомления с приказом о наложении дисциплинарного взыскания не относится к существенным и не может быть основанием для его отмены. Кроме того, 17 октября 2018г. была среда и срок ознакомления с указанным приказом, не считая выходных дней (20 и 21 октября 2018г.) истекал 22 октября 2018г. Таким образом, ознакомив ФИО1 с приказом от 17 октября 2018г. о наложении дисциплинарного взыскания 22 октября 2018г. работодатель нарушений не допустил.

Также не может быть основанием для отмены указанных приказов и то обстоятельство, что работодателем дополнительно произведено удержание определенного процента от ежемесячного денежного поощрения ФИО1 по следующим основаниям.

Согласно статье 129 Трудового кодекса РФ, заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

Таким образом, поскольку премирование является стимулирующей выплатой, то снижение или лишение премии не является дисциплинарным взысканием, предусмотренным статьей 192 Трудового кодекса РФ.

Согласно пункту 1 Раздела V Положения о видах дисциплинарных взысканий и взысканий за несоблюдение требований законодательства о противодействии коррупции для муниципальных служащих администрации муниципального образования «Город Астрахань» и её структурных подразделений, утвержденного распоряжением администрации муниципального образования «Город Астрахань» от 15 февраля 2017г. №173-р, муниципальному служащему, к которому применено дисциплинарное взыскание, не выплачиваются ежемесячное денежное поощрение и премия.

Таким образом, работодатель вправе лишить работника ежемесячного денежного поощрения и премии в рамках приказа о наложении дисциплинарного взыскания в виде замечания, если такой порядок отражен во внутренних документах учреждения, как в данном случае.

Других оснований для отмены названных приказов в акте проверки и предписании не приведено.

При таких обстоятельствах, учитывая приведенные правовые нормы, предписание Государственной инспекции труда в Астраханской области №30-12-3148-18-И от 20 ноября 2018г. выданное Управлению по коммунальному хозяйству и благоустройству администрации муниципального образования «Город Астрахань» должно быть признано незаконным и отменено.

Руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Признать предписание Государственной инспекции труда в Астраханской области №30-12-3148-18-И от 20 ноября 2018г. выданное Управлению по коммунальному хозяйству и благоустройству администрации муниципального образования «Город Астрахань» незаконным и отменить.

Решение может быть обжаловано в Астраханский областной суд в течение одного месяца.

Полный текст решения изготовлен 24 декабря 2018г.

Судья: