Дело № 2а-408/2021
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
пгт. Змиёвка 21 декабря 2021 года
Свердловский районный суд Орловской области в составе:
председательствующего судьи Белозерцевой В.Р.,
при секретаре судебного заседания Поремчук Е.В.,
с участием: административного истца ФИО1 и административного ответчика – заместителя начальника отдела – заместителя старшего судебного пристава Отдела судебных приставов по Покровскому и свердловскому районам Управления Федеральной службы судебных приставов России по Орловской области ФИО2
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Свердловского районного суда Орловской области административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Управлению Федеральной службы судебных приставов России по Орловской области, Отделу судебных приставов по Покровскому и Свердловскому районам УФССП России по Орловской области и заместителю начальника отдела – заместителю старшего судебного пристава Отдела судебных приставов по Покровскому и Свердловскому районам УФССП России по Орловской области ФИО2 о признании незаконными действий судебного пристава-исполнителя и обязании вернуть незаконно удержанные денежные средства,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратился в суд с административным иском к Управлению Федеральной службы судебных приставов России по Орловской области, Отделу судебных приставов по Покровскому и Свердловскому районам УФССП России по Орловской области и заместителю начальника отдела – заместителю старшего судебного пристава Отдела судебных приставов по Покровскому и Свердловскому районам УФССП России по Орловской области ФИО2 о признании незаконными действий судебного пристава-исполнителя и обязании вернуть незаконно удержанные денежные средства в сумме 16945 рублей 74 копейки.
Требования истца с учетом их последующего уточнения мотивированы тем, что ДД.ММ.ГГГГ при получении заработной платы за ДД.ММ.ГГГГ года ему стало известно об удержании с него 8050 рублей в счет уплаты алиментов. Удержание произведено на основании постановления заместителя начальника отдела – заместителя старшего судебного пристава Отдела судебных приставов по Покровскому и Свердловскому районам УФССП России по Орловской области ФИО2 об обращении взыскания на заработную плату и иные доходы должника от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенного в рамках исполнительного производства №-ИП, возбужденного ДД.ММ.ГГГГ. При этом судебным приставом-исполнителем ему не был предоставлен пятидневный срок для добровольного исполнения требований исполнительного документа. Копию постановления о возбуждении исполнительного производства он не получал. Порталом Госуслуг, на который ему было направлено постановление о возбуждении исполнительного производства в электронном виде, он не пользуется длительное время. На портал Госуслуг он не входил и постановление не читал. Таким образом, меры принудительного исполнения были применены к нему незаконно. Кроме того, в постановлении судебного пристава-исполнителя об обращении взыскания на его заработную плату не содержится указания на то, что размер удержаний не может превышать 70% заработка.
Административный истец ФИО1 в судебном заседании заявленные административные исковые требования поддержал, сославшись на изложенные в административном иске обстоятельства, просил их удовлетворить, указал, что о вынесенном судебным приставом-исполнителем постановлении о возбуждении исполнительного производства от ДД.ММ.ГГГГ ему стало известно от работодателя, копия постановления ему судебным приставом-исполнителем не направлялась, он получил ее лишь ДД.ММ.ГГГГ. Он мог бы добровольно выплачивать алименты, взысканные судом в твердой денежной сумме, непосредственно взыскателю ФИО3 Однако был лишен этой возможности по той причине, что копия постановления о возбуждении исполнительного производства ему не была направлена и вручена надлежащим образом. Постановление о возбуждении исполнительного производства, направленное ему в электронном виде через портал Госуслуг может считаться доставленным с момента входа на портал. О судебном решении, которым с него взысканы алименты в твердой денежной сумме, он знал. Взысканные с него ранее алименты в долевом отношении к заработку удерживались из его заработной платы работодателем, самостоятельно он их не выплачивал. В случае возвращения ему незаконно удержанных денежных средств, он добровольно выплатит их взыскателю в счет алиментов.
Административный ответчик - заместитель начальника отдела – заместитель старшего судебного пристава Отдела судебных приставов по Покровскому и Свердловскому районам УФССП России по Орловской области ФИО2 в судебном заседании с заявленными требованиями не согласилась, пояснила, что копия постановления о возбуждении исполнительного производства от ДД.ММ.ГГГГ была направлена ФИО1 в его личный кабинет на портале Госуслуг в день вынесения постановления. Документ имеет статус доставленного. То обстоятельство, что ФИО1 не осуществлял вход в свой личный кабинет на портале Госуслуг, не свидетельствует о незаконности ее действий по обращению взыскания на его заработную плату. Удержанные из заработной платы должника алименты в сумме 16945 рублей 74 копейки в силу положений статьи 116 Семейного кодекса Российской Федерации не могут быть истребованы должником обратно. Просила в административном иске ФИО1 отказать.
Представители административных ответчиков - Управления Федеральной службы судебных приставов России по Орловской области и Отделу судебных приставов по Покровскому и Свердловскому районам УФССП России по Орловской области, а также заинтересованное лицо ФИО3 в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Представитель Управления Федеральной службы судебных приставов России по Орловской области ФИО4 просила рассмотреть дело в свое отсутствие и отказать в удовлетворении административного иска.
Суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Заслушав явившихся участников процесса, проверив доводы административного иска и изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Статья 46 Конституции Российской Федерации предоставляет гражданину и юридическому лицу право обжаловать в суд решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц.
Согласно ст. 4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
Согласно ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В случае, если это предусмотрено федеральным законом, общественное объединение вправе обратиться в суд с требованием об оспаривании решений, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если полагает, что нарушены или оспорены права, свободы и законные интересы всех членов этого общественного объединения, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии со ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
Если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия(бездействие).
Согласно статье 122 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» жалоба на постановление должностного лица службы судебных приставов, его действия (бездействие) подается в течение десяти дней со дня вынесения судебным приставом-исполнителем или иным должностным лицом постановления, совершения действия, установления факта его бездействия либо отказа в отводе. Лицом, не извещенным о времени и месте совершения действий, жалоба подается в течение десяти дней со дня, когда это лицо узнало или должно было узнать о вынесении постановления, совершении действий (бездействии).
Аналогичные положения содержит и Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации, в соответствии с частью 3 статьи 219 которого, административное исковое заявление о признании незаконными решений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя может быть подано в суд в течение десяти дней со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Частью 7 указанной статьи предусмотрено, что пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления может быть восстановлен судом, за исключением случаев, если его восстановление не предусмотрено настоящим Кодексом.
Как следует из материалов дела, оспариваемое административным истцом постановление судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства от ДД.ММ.ГГГГ в адрес должника почтовым отправлением не направлялось, доказательств обратного суду не представлено. Постановление было направлено ФИО1 в форме электронного документа в его личный кабинет в Едином портале государственных услуг, было доставлено должнику, однако им не прочитано.
Из пояснений административного истца следует, что об оспариваемом постановлении и как следствие о нарушении своих прав он узнал от своего работодателя ДД.ММ.ГГГГ. Данное обстоятельство административными ответчиками не опровергнуто.
Административный истец обратился в Свердловский районный суд Орловской области с указанным административным исковым заявлением ДД.ММ.ГГГГ (по почтовому штемпелю на конверте), в связи с чем суд приходит к выводу о том, что срок для обращения в суд административным истцом не пропущен.
В соответствии со ст. 7 Федерального закона "Об исполнительном производстве" порядок взыскания алиментов и задолженности по алиментным обязательствам определяется Семейным кодексом Российской Федерации.
Согласно ч. 1 ст. 112 Семейного кодекса Российской Федерации взыскание алиментов в размере, установленном соглашением об уплате алиментов или решением суда, а также взыскание задолженности по алиментам производится из заработка и (или) иного дохода лица, обязанного уплачивать алименты; при недостаточности заработка и (или) иного дохода алименты удерживаются из находящихся на счетах в банках или в иных кредитных учреждениях денежных средств лица, обязанного уплачивать алименты, а также из денежных средств, переданных по договорам коммерческим и некоммерческим организациям, кроме договоров, влекущих переход права собственности. При недостаточности этих средств взыскание обращается на любое имущество лица, обязанного уплачивать алименты, на которое по закону может быть обращено взыскание.
Согласно статье 82 Семейного кодекса Российской Федерации виды заработка и (или) иного дохода, которые получают родители в рублях и (или) в иностранной валюте и из которых производится удержание алиментов, взыскиваемых на несовершеннолетних детей в соответствии со статьей 81 данного Кодекса, определяются Правительством Российской Федерации.
Во исполнение данного положения Правительством Российской Федерации постановлением от ДД.ММ.ГГГГ N 841 утвержден Перечень видов заработной платы и иного дохода, из которых производится удержание алиментов на несовершеннолетних детей.
Согласно названному Перечню, удержание алиментов на содержание несовершеннолетних детей производится со всех видов заработной платы (денежного вознаграждения, содержания) и дополнительного вознаграждения как по основному месту работы, так и за работу по совместительству, которые получают родители в денежной (рублях или иностранной валюте) и натуральной форме (пункт 1).
Из материалов дела установлено, что первоначально алименты с ФИО1 были взысканы на основании судебного приказа исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка Свердловского района Орловской области – мирового судьи судебного участка Глазуновского района Орловской области от ДД.ММ.ГГГГ№. Алименты взысканы в долевом отношении к доходам ФИО1 – в размере 1/3 части заработка и иного дохода на содержание двоих несовершеннолетних детей: С.ДД.ММ.ГГГГ года рождения и С.ДД.ММ.ГГГГ года рождения в пользу взыскателя ФИО3
Судебный приказ был направлен мировым судьей на исполнение в Отдел судебных приставов по Покровскому и Свердловскому районам УФССП России по Орловской области ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ постановлением заместителем начальника отдела ФИО2 на основании данного судебного приказа в отношении ФИО1 было возбуждено исполнительное производство №-ИП.
В последствии, решением Железнодорожного районного суда г. Орла от ДД.ММ.ГГГГ, вступившим в законную силу ДД.ММ.ГГГГ, был изменен порядок взыскания алиментов, с ФИО1 были взысканы алименты в пользу ФИО3 на содержание двоих несовершеннолетних детей: С.ДД.ММ.ГГГГ года рождения и С.ДД.ММ.ГГГГ года рождения в размере 5500 рублей ежемесячно на каждого, что составляет 0,5 величины прожиточного минимума в Орловской области для детей, с их последующей индексацией пропорционально росту величины прожитого минимума для детей, установленного в Орловской области. Порядок взыскания алиментов изменен с даты обращения в суд, то есть с ДД.ММ.ГГГГ.
На основании выданного ДД.ММ.ГГГГ Железнодорожным районным судом г. Орла исполнительного листа, предъявленного к исполнению взыскателем ФИО3 ДД.ММ.ГГГГ, заместителем начальника отдела ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства №-ИП в отношении должника ФИО1
Из содержания исполнительного производства №-ИП следует, что постановление о возбуждении исполнительного производства было направлено ФИО1 в личный кабинет на Единый портал государственных и муниципальных услуг ДД.ММ.ГГГГ. Документ имеет статус доставленного.
В соответствии с пунктами 1-3 Правил направления с использованием информационно-телекоммуникационных сетей извещения в форме электронного документа, подписанного судебным приставом-исполнителем усиленной квалифицированной электронной подписью, при соблюдении которых лицо, участвующее в исполнительном производстве, считается извещенным, утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№, извещение в форме электронного документа, подписанного судебным приставом-исполнителем усиленной квалифицированной электронной подписью, предусмотренное пунктом 4 части 2 статьи 29 Федерального закона "Об исполнительном производстве" (далее - извещение), может быть направлено лицу, участвующему в исполнительном производстве, посредством федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" (далее - единый портал).
Условием направления извещения посредством единого портала является завершение лицом, участвующим в исполнительном производстве, прохождения процедуры регистрации в федеральной государственной информационной системе "Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме" (далее - единая система идентификации и аутентификации).
Оператор единого портала обязан однократно уведомить лицо, указанное в абзаце втором настоящего пункта, в момент его входа на единый портал с использованием единой системы идентификации и аутентификации о порядке направления извещений, предусмотренном настоящими Правилами, в том числе об определении момента, в который лицо, участвующее в исполнительном производстве, считается надлежащим образом уведомленным посредством единого портала, а также о способах реализации права, предусмотренного пунктом 4 настоящих Правил.
Федеральная служба судебных приставов обеспечивает размещение в едином личном кабинете лица, участвующего в исполнительном производстве, на едином портале (далее - личный кабинет) извещения, содержание которого соответствует требованиям статьи 25 Федерального закона "Об исполнительном производстве", а также при наличии постановления судебного пристава-исполнителя обеспечивает размещение вместе с извещением копии такого постановления.
Извещение считается доставленным с момента, когда лицо, участвующее в исполнительном производстве, входило на единый портал с использованием единой системы идентификации и аутентификации. Уведомление о факте доставки передается в Федеральную службу судебных приставов для принятия судебным приставом-исполнителем решений по исполнительному производству.
В случае если в течение 15 дней со дня размещения извещения в личном кабинете лицо, участвующее в исполнительном производстве, не осуществляло вход на единый портал с использованием единой системы идентификации и аутентификации, а также в случае отказа лица, участвующего в исполнительном производстве, от получения извещений посредством единого портала в соответствии с пунктом 4 настоящих Правил, извещение считается недоставленным и судебный пристав-исполнитель выбирает иной предусмотренный законодательством Российской Федерации способ направления извещения лицу, участвующему в исполнительном производстве.
Сведения, содержащиеся в АИС ФССП России, свидетельствуют о том, что постановление отправлено в личный кабинет ЕПГУ ФИО1, сообщение об отправке ФИО1 доставлено.
При этом, в судебном заседании установлено, что ФИО1 в личный кабинет ЕПГУ не входил, что свидетельствует о том, что с содержанием постановления не ознакомлен.
ДД.ММ.ГГГГ заместителем начальника отдела ФИО2 вынесены постановления о перерасчете задолженности по алиментам, которая по состоянию на 0.10.2021 определена в размере 43230 рублей, и об обращении взыскания на заработную плату и иные доходы должника ФИО1
Исполнительный лист и постановление об обращении взыскания на заработную плату и иные доходы должника направлено для производства удержаний работодателю ФИО1 – индивидуальному предпринимателю Б.
Во исполнение требований исполнительного документа из заработной платы ФИО1 работодателем было удержано в счет погашения задолженности по алиментам в ДД.ММ.ГГГГ года – 8050 рублей, в ДД.ММ.ГГГГ года – 8895 рублей 74 копейки, что также подтверждается материалами исполнительного производства.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 приказом № уволен по собственному желанию.
По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ задолженность административного истца по алиментам составляла 5039 рублей 54 копейки.
Согласно статье 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.
Действующим законодательством принятие мер по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов возложено на судебного пристава-исполнителя. В компетенцию названного должностного лица входит совершение любых не противоречащих закону действий, необходимых для своевременного, полного и правильного исполнения исполнительных документов (п. 1 ст. 12 Федерального закона "О судебных приставах", п. 17 ч. 1 ст. 64 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве").
В данном случае судебным приставом-исполнителем совершены необходимые исполнительные действия для установления имущественного положения должника, в том числе было вынесено постановление об обращении взыскания на заработную плату и иные доходы должника при наличии информации о трудоустройстве должника.
Согласно ст. 12 ФЗ "О судебных приставах" в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных федеральным законом об исполнительном производстве, судебный пристав-исполнитель, в том числе, принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов, выносит соответствующие постановления.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 98 ФЗ "Об исполнительном производстве" судебный пристав-исполнитель обращает взыскание на заработную плату и иные доходы должника-гражданина в следующих случаях: исполнение исполнительных документов, содержащих требования о взыскании периодических платежей.
Административный истец ФИО1 в судебном заседании подтвердил тот факт, что алименты в долевом отношении к заработку взыскивались с него посредством удержаний из заработной платы, мер к самостоятельной выплате им не предпринималось. ФИО1 было известно о принятом в отношении него решении суда об изменении порядка взыскания алиментов и взыскании алиментов в твердой денежной сумме.
Как пояснил сам административный истец, удержанные из его заработка денежные суммы он в случае их возврата намерен добровольно выплатить ФИО3 в качестве алиментов.
С учетом фактических обстоятельств дела и объяснений административного истца суд считает, что сам по себе факт неполучения ФИО1 копии постановления о возбуждении исполнительного производства в отношении него, а также то обстоятельство, что в постановлении об обращении взыскания на заработную плату должника не содержит указания на максимальный размер удержаний, не дают оснований для признания постановления судебного пристава-исполнителя об обращении взыскания на заработную плату и иные доходы должника незаконным. Судебный пристав-исполнитель, вынося данное постановление, действовал в рамках представленных ему полномочий, нарушений прав и законных интересов административного истца судом не установлено. Исполнительный документ был выдан на взыскание периодических платежей, и судебный пристав-исполнитель правомерно принял решение об обращения взыскания на периодические доходы должника и направил постановление от ДД.ММ.ГГГГ по месту работы должника в целях взыскания периодических платежей.
Таким образом, оснований для признания действий судебного пристава-исполнителя незаконными не имеется.
Поскольку требование об обязании вернуть незаконно удержанные денежные средства производно от первоначального требования, то оснований для его удовлетворения также не имеется, поскольку суд пришел к выводу о законности действий судебного пристава-исполнителя по обращению взыскания на заработную плату должника.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о необходимости отказать в удовлетворении административных исковых требований административного истца в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Административный иск ФИО1 к Управлению Федеральной службы судебных приставов России по Орловской области, Отделу судебных приставов по Покровскому и Свердловскому районам УФССП России по Орловской области и заместителю начальника отдела – заместителю старшего судебного пристава Отдела судебных приставов по Покровскому и Свердловскому районам УФССП России по Орловской области ФИО2 о признании незаконными действий судебного пристава-исполнителя и обязании вернуть незаконно удержанные денежные средства оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Орловского областного суда через Свердловский районный суд Орловской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья Белозерцева В.Р.