ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-408/2022 от 27.04.2022 Сафоновского районного суда (Смоленская область)

Дело № ххха-408/2022

67RS0№ ххх-54

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

<адрес> 27 апреля 2022 года

Сафоновский районный суд <адрес> в составе председательствующего судьи Басуровой Е.Е., при секретаре Зуевой Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Сафоновского межрайонного прокурора Смоленской области, действующего в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Старосельского сельского поселения Сафоновского района Смоленской области о признании бездействия в части организации предоставления муниципальных услуг в электронной форме незаконным,

УСТАНОВИЛ:

Сафоновский межрайонный прокурор в порядке ст. 39 КАС РФ обратился в суд с административным иском к администрации Старосельского сельского поселения Сафоновского района Смоленской области с вышеуказанными требованиями. В обоснование административного иска прокурор ссылается, что во исполнение задания прокуратуры области проведена проверка соблюдения администрацией Старосельского сельского поселения Сафоновского района Смоленской области (далее также администрация) законодательства в сфере реализации национальных проектов. В ходе проверки установлено, что постановлением администрации № 34 от 28.08.2018 утвержден реестр муниципальных услуг (функций), предоставляемых (осуществляемых) администрацией Старосельского сельского поселения Сафоновского района Смоленской области. Предоставление утвержденного администрацией реестра муниципальных услуг в нарушение ст. 5, 6, 10 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" не соответствует по своей сути организации предоставления муниципальных услуг в электронной форме. Так на портале услуг размещены сведения об оказании 13 муниципальных услуг, вместе с тем, возможность получения услуги через портал таких услуг не обеспечена. Данные обстоятельства создают административные барьеры для реализации прав неопределенного круга лиц на предоставление муниципальных услуг, что не соответствует реализации целей проводимой в РФ административной реформы по повышению качества и доступности муниципальных услуг. Ссылаясь на Федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", а также на распоряжение Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2009 г. N 1993-р "Об утверждении сводного перечня первоочередных государственных и муниципальных услуг, предоставляемых в электронном виде", просит суд признать бездействие административного ответчика в части организации предоставления муниципальных услуг в электронной форме незаконным, возложить на административного ответчика обязанность в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить возможность предоставления муниципальных услуг в электронной форме согласно перечню предоставляемых поселением муниципальных услуг.

В судебном заседании помощник Сафоновского межрайонного прокурора – Новикова О.В. административные исковые требования поддержала.

Представитель администрации Старосельского сельского поселения <адрес> в судебное заседание не явился. В письменном ходатайстве глава муниципального образования Старосельского сельского поселения <адрес>Юшковский С.И. просил рассмотреть дело в отсутствии представителя администрации, решение по делу принять на усмотрение суда.

Выслушав помощника прокурора, изучив письменные документы дела, суд пришел к следующему.

В силу положений ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Из части 1 статьи 218 КАС РФ следует, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно пункту 1 статьи 1 Устава Старосельского сельского поселения Сафоновского района Смоленской области (далее - Устав), Старосельское сельское поселение Сафоновского района Смоленской области – муниципальное образование, наделенное статусом сельского поселения в соответствии с областным законом от 28.12.2004 № 134-з.

Администрация сельского поселения – исполнительно-распорядительный орган сельского поселения, наделенный в соответствии с настоящим Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями по осуществлению отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными и областными законами. Администрация сельского поселения обладает правами юридического лица в соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и настоящим Уставом.

Отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг регулируются, соответственно, федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также местными администрациями и иными органами местного самоуправления, осуществляющими исполнительно-распорядительные полномочия, а также деятельность организаций, участвующих в предоставлении государственных и муниципальных услуг, регулируются Федеральным законом от 27 июля 2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" (далее - Федеральный закон N 210-ФЗ).

Согласно пункту 2 статьи 2 Федерального закона N 210-ФЗ муниципальной услугой является деятельность по реализации функций органа местного самоуправления, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах полномочий органа, предоставляющего муниципальные услуги, по решению вопросов местного значения, установленных в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и уставами муниципальных образований.

В соответствие с пунктом 2 статьи 5 Федерального закона N 210-ФЗ у заявителя при получении государственных и муниципальных услуг есть право, на получение полной, актуальной и достоверной информации о порядке предоставления государственных и муниципальных услуг, в том числе в электронной форме.

Органы, предоставляющие муниципальные услуги, обязаны: предоставлять муниципальные услуги в соответствии с административными регламентами (п. 1 ст. 6 Федерального закона N 210-ФЗ); обеспечивать возможность получения заявителем государственной или муниципальной услуги в электронной форме, если это не запрещено законом, а также в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по выбору заявителя, за исключением случая, если на основании федерального закона предоставление государственной или муниципальной услуги осуществляется исключительно в электронной форме (п. 2 ст. 6 названного закона).

Постановлением Правительства РФ от дд.мм.гггг N 236 утверждены Требования к предоставлению в электронной форме государственных и муниципальных услуг федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, а также органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, регламентирующие порядок формирования и направления запроса, его рассмотрения, направления результата рассмотрения запроса заявителю, оплаты услуг, записи на прием и др.

При этом в пункте 2 указанных Требований предусмотрено, что предоставление услуг в электронном виде может осуществляться посредством федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)", порталов государственных и муниципальных услуг субъектов Российской Федерации и посредством официальных сайтов органов государственной власти и органов местного самоуправления.

В судебном заседании установлено, что Сафоновской межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения администрацией Старосельского сельского поселения <адрес> законодательства в сфере реализации национальных проектов.

В ходе проверки установлено и подтверждается материалами дела, что постановлением Администрации № ххх от дд.мм.гггг утвержден реестр муниципальных услуг (функций), предоставляемых (осуществляемых) администрацией Старосельского сельского поселения <адрес>.

Из акта прокурорской проверки от дд.мм.гггг установлено, что на портале услуг размещены сведения об оказании административным ответчиком 13 муниципальных услуг, вместе с тем возможность получения таких услуг через портал услуг не обеспечена.

Межрайонной прокуратурой предъявлен административный иск о признании незаконным бездействие администрации Старосельского сельского поселения <адрес>, выразившееся в непринятии мер по организации перехода на предоставление муниципальных услуг в электронном виде, возложении обязанности по обеспечению такого предоставления муниципальных услуг в электронной форме.

В нарушение указанных выше требований административным ответчиком до настоящего времени предоставление муниципальных услуг в электронной форме через портал услуг не обеспечено.

Данные обстоятельства создают административные барьеры для реализации прав неопределенного круга лиц на получение муниципальных услуг дистанционно, в том числе, в электронной форме и, как следствие, невозможность получить услугу в электронной форме, не способствует повышению качества и доступности муниципальных услуг.

На основании изложенного, суд находит административные исковые требования Сафоновского межрайонного прокурора <адрес> к администрации Старосельского сельского поселения <адрес> о признании бездействия незаконным и возложении обязанности законными и обоснованными.

Руководствуясь статьями 175-180, 227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Удовлетворить административные исковые требования Сафоновского межрайонного прокурора <адрес> о признании незаконным бездействия администрации Старосельского сельского поселения <адрес>, выразившееся в непринятии мер по организации предоставления муниципальных услуг в электронном виде.

Обязать администрацию Старосельского сельского поселения <адрес> в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить возможность предоставления муниципальных услуг в электронной форме согласно перечню предоставляемых поселением муниципальных услуг.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Смоленский областной суд через Сафоновский районный суд. Апелляционная жалоба может быть подана в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий: Е.Е. Басурова