ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-408/2022 от 31.08.2022 Апанасенковского районного суда (Ставропольский край)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

с. Дивное 31 августа 2022 года

Апанасенковский районный суд Ставропольского края в составе:

председательствующего судьи Горностай Н.Е.,

при секретаре Якименко Л.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Межрайонной ИФНС по, МРЭО ГИБДД ГУ МВД России поо прекращении права собственности и регистрации перехода права собственности транспортного средства и признании незаконным начисления налогов (штрафов, пеней),

установил:

ФИО1 обратилась в суд с административным иском к Межрайонной ИФНС по, МРЭО ГИБДД ГУ МВД России поо прекращении права собственности и регистрации перехода права собственности транспортного средства и признании незаконным начисления налогов (штрафов, пеней), мотивировав свои доводы следующим.

административный истец (налогоплательщик) получил налоговое уведомление, согласно которому начислен транспортный налог за автомобиль , в размере . Не согласившись с данным уведомлением, он обратился в налоговый орган по месту жительства с устным заявлением о незаконности начисления данной суммы налога. В обоснование своих доводов он сообщил в налоговом органе о том, что , между ним, ФИО1 и ФИО2, заключен договор купли-продажи транспортного средства: идентификационный номер (VIN) ; марка, модель : наименование (тип ТС) – грузовой-тягач седельный; категория ТС (А, В, С, D) С; год изготовления ; шасси (рама) N ; кузов № отсутствует; цвет кузова (кабины) ; паспорт ТС: выдан ; наименование организации, выдавшей паспорт, Западная акцизная таможня; государственный регистрационный знак . Факт приобретения транспортного средства подтверждается прилагаемым к настоящему административному иску договором купли-продажи транспортного средства от .

На его заявление в налоговом органе ему сообщили, что разберутся с данной ситуацией, н начисленный налог аннулируют. Он, удовлетворившись данным ответом, успокоился и посчитал проблему решенной.

им был продан ФИО3 автомобиль . По неизвестным ему причинам тот его не переоформил на свое имя в органах ГИБДД. В настоящее время в его адрес от ФИО3 поступило исковое заявление о признании права собственности и освобождении имущества от ареста (исключении из описи). Согласно данному заявлению он понял, что налоговым органом его заявление об аннулировании незаконно начисленного налога не рассмотрено.

Более того, он выяснил, что налоговая инспекция ежегодно начисляла на проданное ФИО2 транспортное средство налоги и на сегодняшний день сумма задолженности составляет , налоговые уведомления он не сохранял, так как был уверен что вышеуказанное транспортное средство за ним не числится.

В этой связи он решил разыскать ФИО8 и выяснить, почему она не зарегистрировала приобретенное ей транспортное средство в органах ГИБДД надлежащим образом. В ходе ее розыска ему стало известно, что ФИО2 году умерла. Каких-либо наследников у нее нет.

Поскольку им были предприняты меры по обжалованию незаконно начисленных налогов путем обращения в налоговые органы с соответствующим заявлением, и оно удовлетворено не было, он вынужден обратиться за защитой своих прав с данным иском.

Просит суд прекратить право собственности ФИО1 на транспортное средство: идентификационный номер (VIN) ; марка, модель : наименование (тип ТС) – грузовой-тягач седельный; категория ТС (А, В, С, D) С; год изготовления ; шасси (рама) N ; кузов № отсутствует; цвет кузова (кабины) красный; паспорт ТС: выдан ; наименование организации, выдавшей паспорт, Западная акцизная таможня; государственный регистрационный знак . Признать незаконным начисление налога ФИО1 Межрайонной ИФНС пов размере в период с года по настоящее время. Обязать Межрайонную ИФНС поаннулировать начисленную ФИО1 сумму налога на транспортное средство в размере в период с года по настоящее время.

В судебное заседание административный истец ФИО1 не явился, будучи надлежащим образом извещенным о дате, времени и месте судебного разбирательства, представил заявление с просьбой о рассмотрении дела в его отсутствии. Суд, считает возможным рассмотреть дело в отсутствии административного истца.

Административный ответчик представитель МРЭО ГИБДД ГУ МВД России поне явился, будучи надлежащим образом извещенным о дате, времени и месте судебного разбирательства, представил ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя.

Административный ответчик представитель МРИ ФНС поне явился, будучи надлежащим образом извещенным о дате, времени и месте судебного разбирательства, представил ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя, против удовлетворения требования возражал.

Суд, считает возможным рассмотреть дело в отсутствии представителей административных ответчиков.

Представителем Межрайонной ИФНС потакже поданы возражения на иск, в которых указывает, что доводы, о признании незаконным начисления транспортного налога и пени, изложенные в исковом заявлении, Межрайонная инспекция считает их необоснованными и противоречащими действующему налоговому законодательству.

В соответствии с п. 4 ст. 85 НК РФ органы, осуществляющие кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, органы, осуществляющие регистрацию транспортных средств, обязаны сообщать сведения о расположенном на подведомственной им территории недвижимом имуществе, о транспортных средствах, зарегистрированных в этих органах (правах и сделках, зарегистрированных в этих органах), и об их владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней со дня соответствующей регистрации, а также ежегодно до 15 февраля представлять указанные сведения по состоянию на 1 января текущего года.

Согласно ст. 357 НК РФ плательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со ст. 358 НК РФ.

Согласно п. 1 ст. 358 НК РФ объектом налогообложения транспортным налогом признается автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины, и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно сведениям, предоставленным в соответствии со ст. 85 НК РФ, МРЭО ГИБДД, в собственности ФИО1, ИНН имеются следующие транспортные средства: автомобили грузовые ,дата регистрации , мощность л/с; автомобили грузовые , дата регистрации , мощность л/с.

Положения статьи 357 НК РФ, связывают наличие обязанности по уплате транспортного налога с фактом регистрации транспортного средства на конкретное лицо. Иных оснований для освобождения от обязанности по уплате транспортного налога, кроме снятия транспортного средства с регистрационного учета, угона транспортного средства, либо возникновения права на налоговую льготу действующее налоговое законодательство не предусматривает.

Таким образом, в силу положений статей 357, 358 НК РФ налогоплательщиками являются лица, на которых транспортные средства зарегистрированы и обязанность по уплате транспортного налога ставится в зависимость от регистрации транспортного средства, а не от фактического наличия транспортного средства у налогоплательщика.

Действующее налоговое законодательство связывает момент возникновения обязанности по уплате налога либо прекращения такой обязанности с действиями налогоплательщика, и на последнего возлагается обязанность, в том числе по обращению в компетентные органы с заявлением о постановке или снятии с регистрационного учета соответствующего объекта налогообложения, то есть регистрация носит заявительный характер, риски наступления неблагоприятных последствий не совершения таких действий лежат именно на налогоплательщике.

Каких-либо доказательств, свидетельствующих о невозможности снять транспортное средство с регистрационного учета, наличие объективных причин, препятствующих совершению указанных действий, истцом не представлено.

В соответствии со ст. 357 НК РФ, лица на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства являются плательщиком транспортного налога.

На основании вышеизложенного ФИО1 является плательщиком транспортного налога. В соответствии с п.1 ст.23 Налогового Кодекса Российской Федерации ФИО1 обязан уплачивать законно установленные налоги.

В силу положений ст. 362 НК РФ сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.

Налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации соответственно в зависимости от мощности двигателя транспортного средства (п. 1 ст. НК РФ).

На территориитранспортный налог установленот -кз «О транспортном налоге».

В соответствии со сведениями, предоставленными налоговой инспекции органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств, физическому лицу была счислена сумма налога как произведение соответствующей налоговой базы и налоговой ставки, установленной ст. от 27.11.2002г. -КЗ «О транспортном налоге».

На основании сведений, поступивших в Межрайонную инспекцию в порядке ст. 85 НК Ф, ФИО1 ежегодно были исчислены суммы налога, которые указаны в налоговых уведомлениях, направленных в адрес налогоплательщика.

В соответствии со ст. 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

Постановлением Конституционного Суда РФ от -П, неуплата налога в срок должна быть компенсирована погашением задолженности по налоговому обязательству, полным возмещением ущерба, понесенного государством в результате несвоевременного внесения налога. Поэтому к сумме не внесенного в срок налога законодатель вправе добавить дополнительный платеж - в виде пени как компенсацию потерь государственной казны в результате недополучения налоговых сумм в срок в случае задержки уплаты налога. В соответствии с п. 1 ст.75 НК РФ пеней признается денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.

В силу п. 2 ст.75 НК РФ сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.

Согласно п. 3 ст.75 НК РФ пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора.

В связи с не исполнением обязанности по уплате, транспортного налога, что не отрицается истцом, на сумму не уплаченного налога были начислены пени.

На основании вышеизложенного, начисление налога на транспортные средства, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы на ФИО1, и пени за неуплату начисленного налога правомерно, обосновано и соответствует нормам Налогового законодательства.

Аннулирование исчисленных сумм транспортного налога возможно в связи с наличием ошибки в сведениях о транспортном средстве. Доказательств, свидетельствующих о наличии ошибок в представленных органом, осуществляющем регистрацию транспортных средств сведений, на основании которых ФИО1 исчислен транспортный налог, истец не предоставил.

Просит суд в удовлетворении исковых требований ФИО4 к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России поо признании незаконным начисления транспортного налога и аннулирования начисленных сумм отказать полностью.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Согласно ст. 137 Налогового кодекса Российской Федерации каждое лицо имеет право обжаловать акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц, если, по мнению этого лица, такие акты, действия или бездействие нарушают его права.

Согласно абз. 1 п. 1 ст. 138 Налогового кодекса Российской Федерации акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц могут быть обжалованы в вышестоящий налоговый орган и (или) в суд в порядке, предусмотренном Налоговым кодексом Российской Федерации и соответствующим процессуальным законодательством Российской Федерации.

Согласно абз. 1 п. 2 ст. 138 Налогового кодекса Российской Федерации акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц (за исключением актов ненормативного характера, принятых по итогам рассмотрения жалоб, апелляционных жалоб, актов ненормативного характера федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, действий или бездействия его должностных лиц) могут быть обжалованы в судебном порядке только после их обжалования в вышестоящий налоговый орган в порядке, предусмотренном Налоговым кодексом Российской Федерации.

В соответствии со ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.

Согласно ст. 218 ГК РФ право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом. Право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.

В силу ст. 223 ГК РФ право собственности у приобретателя вещи по договору возникает с момента ее передачи, если иное не предусмотрено законом или договором.

В случаях, когда отчуждение имущества подлежит государственной регистрации, право собственности у приобретателя возникает с момента такой регистрации, если иное не установлено законом.

Недвижимое имущество признается принадлежащим добросовестному приобретателю (пункт 1 статьи 302) на праве собственности с момента такой регистрации, за исключением предусмотренных статьей 302 настоящего Кодекса случаев, когда собственник вправе истребовать такое имущество от добросовестного приобретателя.

В соответствии со ст. 235 ГК РФ право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом.

Согласно ст. 236 ГК РФ гражданин или юридическое лицо может отказаться от права собственности на принадлежащее ему имущество, объявив об этом либо совершив другие действия, определенно свидетельствующие о его устранении от владения, пользования и распоряжения имуществом без намерения сохранить какие-либо права на это имущество.

В соответствии со ст. 130 ГК РФ вещи, не относящиеся к недвижимости, включая деньги и ценные бумаги, признаются движимым имуществом. Регистрация прав на движимые вещи не требуется, кроме случаев, указанных в законе.

Согласно ст. 160 ГК РФ сделка в письменной форме должна быть совершена путем составления документа, выражающего ее содержание и подписанного лицом или лицами, совершающими сделку, либо должным образом уполномоченными ими лицами.

Статьей 161 ГК РФ предусмотрено, что сделки граждан между собой на сумму, превышающую десять тысяч рублей, а в случаях, предусмотренных законом, независимо от суммы сделки должны совершаться в простой письменной форме.

Из приведенных выше положений закона следует, что транспортные средства не отнесены к объектам недвижимости, в связи, с чем являются движимым имуществом, а, следовательно, при отчуждении транспортного средства действует общее правило о моменте возникновения права собственности у приобретателя - с момента передачи транспортного средства.

В соответствии с пунктом 3 статьи 15 Федерального закона от № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» допуск транспортных средств, предназначенных для участия в дорожном движении на территории Российской Федерации, за исключением транспортных средств, участвующих в международном движении или ввозимых на территорию Российской Федерации на срок не более шести месяцев, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации путем регистрации транспортных средств и выдачи соответствующих документов. Регистрация транспортных средств без документа, удостоверяющего его соответствие установленным требованиям безопасности дорожного движения, запрещается. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, отдельные действия по регистрации транспортных средств и выдача соответствующих документов осуществляются, в том числе, в электронной форме.

Согласно пункту 3 постановления Правительства Российской Федерации от «О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации» собственники транспортных средств либо лица, от имени собственников владеющие, пользующиеся или распоряжающиеся на законных основаниях транспортными средствами, обязаны в установленном порядке зарегистрировать их или изменить регистрационные данные в Государственной инспекции, или военных автомобильных инспекциях (автомобильных службах), или органах гостехнадзора в течение срока действия регистрационного знака "Транзит" или в течение 10 суток после приобретения, выпуска в соответствии с регулирующими таможенные правоотношения международными договорами и другими актами, составляющими право Евразийского экономического союза, и законодательством Российской Федерации о таможенном деле, снятия с учета транспортных средств, замены номерных агрегатов или возникновения иных обстоятельств, потребовавших изменения регистрационных данных.

Как установлено судом и следует из материалов дела, ФИО1 на праве собственности принадлежало транспортное средство: идентификационный номер (VIN) ; марка, модель наименование (тип ТС) – грузовой-тягач седельный; категория ТС (А, В, С, D) С; год изготовления ; шасси (рама) N ; кузов № отсутствует; цвет кузова (кабины) ; паспорт ТС: выдан ; наименование организации, выдавшей паспорт, Западная акцизная таможня; государственный регистрационный знак , что подтверждается копией паспорта транспортного средства , выданного , и копией свидетельства о регистрации транспортного средства.

Из договора купли-продажи транспортного средства следует, что ФИО1 продал ФИО2 транспортное средство: идентификационный номер (VIN) ; марка, модель : наименование (тип ТС) – грузовой-тягач седельный; категория ТС (А, В, С, D) С; год изготовления ; шасси (рама) N ; кузов № отсутствует; цвет кузова (кабины) ; паспорт ТС: выдан ; наименование организации, выдавшей паспорт, Западная акцизная таможня; государственный регистрационный знак , ФИО2 приобрела указанное транспортное средство за рублей.

Иного по делу не представлено.

Таким образом, требования ФИО1 к МРЭО ГИБДД ГУ МВД России по, Межрайонной ИФНС поо прекращении права собственности ФИО1 на транспортное средство: идентификационный номер (VIN) ; марка, модель : наименование (тип ТС) – грузовой-тягач седельный; категория ТС (А, В, С, D) С; год изготовления ; шасси (рама) N ; кузов № отсутствует; цвет кузова (кабины) ; паспорт ТС: выдан ; наименование организации, выдавшей паспорт, Западная акцизная таможня; государственный регистрационный знак , обоснованные и подлежат удовлетрению.

Согласно п. 2 ст. 52 Налогового кодекса Российской Федерации в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента.

В случае если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление.

Налог, подлежащий уплате физическими лицами в отношении объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, исчисляется налоговыми органами не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.

В соответствии со ст. 357 НК РФ плательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со ст. 358 НК РФ.

Согласно п. 1 ст. 358 НК РФ объектом налогообложения транспортным налогом признается автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины, и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии со ст. 46 НК РФ решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного в требовании об уплате налога, но не позднее двух месяцев после истечения указанного срока. Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит.

Согласно ст. 48 НК РФ, в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.

Как установлено судом, с фактическим собственником транспортного средства , государственный регистрационный знак , являлась ФИО2.

Из справки, выданной отделением судебных приставов УФССП России по, постановлений о запрете на регистрационные действия в отношении транспортных средств от и от следует, что с года по настоящее время на транспортное средство , государственный регистрационный знак , действует запрет регистрационных действий.

Таким образом, запрет регистрационных действий на транспортное средство , государственный регистрационный знак , свидетельствует о невозможности снятия указанного транспортного средства с регистрационного учета.

Иного по делу не представлено.

Таким образом, поскольку ФИО1 не являлся собственником транспортного средства , государственный регистрационный знак , имелись объективные причины, препятствующие снятию транспортного средства с регистрационного учета, начисленная сумма налога на указанное транспортное средство в размере подлежит аннулированию.

При таких обстоятельствах, административные исковые требования ФИО1 к Межрайонной ИФНС по, МРЭО ГИБДД ГУ МВД России поо прекращении права собственности и регистрации перехода права собственности транспортного средства и признании незаконным начисления налогов (штрафов, пеней) обоснованные и подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст. 48 НК РФ, ст.ст. 175-180 КАС РФ суд,

РЕШИЛ:

Административные исковые требования ФИО1 к Межрайонной ИФНС по, МРЭО ГИБДД ГУ МВД России поо прекращении права собственности и регистрации перехода права собственности транспортного средства и признании незаконным начисления налогов (штрафов, пеней) удовлетворить.

Прекратить право собственности ФИО1 на транспортное средство: идентификационный номер (VIN) ; марка, модель : наименование (тип ТС) – грузовой-тягач седельный; категория ТС (А, В, С, D) С; год изготовления ; шасси (рама) N ; кузов № отсутствует; цвет кузова (кабины) ; паспорт ТС: выдан ; наименование организации, выдавшей паспорт, Западная акцизная таможня; государственный регистрационный знак .

Признать незаконным начисление налога ФИО1 Межрайонной ИФНС пов размере в период с года по настоящее время.

Обязать Межрайонную ИФНС поаннулировать начисленную ФИО1 сумму налога на транспортное средство в размере в период с года по настоящее время.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ставропольский краевой суда через Апанасенковский районный суд Ставропольского края в течение месяца со дня изготовления в окончательном виде.

Мотивированное решение изготовлено 09 сентября 2022 года.

Судья Н.Е. Горностай