Дело № 2а-456/2019
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
12 марта 2019 г. г. Волгодонск
Волгодонской районный суд Ростовской области в составе:
председательствующего судьи Афониной Т.А.
при секретаре Дорофеевой Е.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО1к Межрайонной ИНФС России №4 по Ростовской области о перерасчёте налога на имущество и возврате излишне уплаченной суммы налога,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратилась с административным иском к Межрайонной ИНФС России №4 по Ростовской области о перерасчёте налога на имущество, указав, что является собственником квартиры, расположенной по адресу <адрес>. Согласно справке от 10.10.2017, выданной Волгодонским отделением Ростовского филиала ФГУП «Ростехинвентаризация Федеральное БТИ», инвентаризационная стоимость ее квартиры по состоянию на 01.01.2010 составляет 326270 рублей. Однако Межрайонной ИНФС России №4 по Ростовской области для исчисления налога на имущество применена инвентаризационная стоимость квартиры 377742 рубля. Административный истец неоднократно обращалась в МИНФС России №4 по РО по вопросу перерасчета налога на имущество, в связи с неправильной инвентаризационной стоимостью, однако, ей было отказано. Таким образом, неправильное исчисление налога на имущество ответчиком, затрагивают интересы административного истца, как плательщика налога. Просит обязать Межрайонную ИНФС России №4 по Ростовской области произвести перерасчет с 2016 года налога на имущество с применением инвентаризационной стоимости объекта недвижимости 326270 рублей, вернуть излишне уплаченные налоги за 2016, 2017, 2018 г.г. в размере 1459,3 рублей.
Административный истец ФИО1 в судебном заседании на удовлетворении административного иска настаивала.
Представитель административного ответчика Межрайонной ИНФС России №4 по Ростовской области ФИО2 в судебном заседании просила отказать в удовлетворении исковых требований по основаниям, указанным в письменных возражениях на иск.
Из письменных возражений Межрайонной ИФНС России №4 по Ростовской области, следует, что заявитель ранее обращалась в Инспекцию с вопросом о перерасчете налога на имущество физических лиц, в связи с неправильной инвентаризационной стоимостью, о возврате излишне уплаченных денежных средствах за последние три года, однако Инспекция ответила отказом. В соответствии со ст. 400 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются лица, обладающие правом собственности на жилые дома, квартиры, комнаты, гаражи, объекты незавершенного строительства и иные налогооблагаемые здания, строения, сооружения, помещения. Сведения об объектах недвижимости и их характеристиках поступают в базу данных инспекции из Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области в установленном законном порядке в соответствии со ст. 85 НК РФ. Согласно сведений Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Ростовской области от 23.05.2010 ФИО1 является собственником квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, с кадастровым номером 61:48:0030524:321, дата возникновения права собственности 20.10.2010. Инвентаризационная стоимость квартиры по состоянию на 01.01.2010 составила 377742 рубля. Налогообложение имущества физических лиц до 1 января 2015 года осуществлялось по инвентаризационной стоимости на основании Закона Российской Федерации от 9 декабря 1991 г. N 2003-1 "О налогах на имущество физических лиц". С 1 января 2015 года введена глава 32 НК РФ, предусматривающая возможность исчисления налога на имущество физических лиц по кадастровой стоимости или по инвентаризационной стоимости (т.е. сохранение порядка налогообложения, действовавшего до 1 января 2015 года). В соответствии с положением статей 402 и 403 НК РФ на территории субъектов Российской Федерации, не перешедших к исчислению налога на имущество физических лиц по кадастровой стоимости, налогообложение осуществляется по инвентаризационной стоимости имущества, исходя из последних данных об инвентаризационной стоимости, представленных в установленном порядке в налоговые органы до 1 марта 2013 года. Указанное ограничение применения сведений об инвентаризационной стоимости имущества обусловлено тем, что начиная с 1 января 2013 года на основании Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" государственный технический учет объектов недвижимости не осуществляется, в том числе не ведется расчет инвентаризационной стоимости объектов недвижимости. В связи с этим из НК РФ исключена обязанность органов, осуществляющих государственный технический учет, по представлению в налоговые органы сведений, необходимых для исчисления налога на имущество физических лиц. Согласно поступившим сведениям от 23.05.2010 «Ростехинвентаризация» - Федеральное БТИ Отделения по г. Волгодонску и Волгодонскому району инвентаризационная стоимость квартиры, расположенной по адресу: <данные изъяты> составила 377742 рубля. На основании заявления ФИО1 Инспекцией был направлен запрос в Отделение по г. Волгодонску и Волгодонскому району Ростовского филиала ФГУП «Ростехинвентаризация» - Федеральное БТИ» для уточнения инвентаризационной стоимости на квартиру заявителя. В информации Отделения по г. Волгодонску и Волгодонскому району Ростовского филиала ФГУП «Ростехинвентаризация» - Федеральное БТИ от 22.06.2018 № 01-5/250 не представлены основания изменения инвентаризационной стоимости по сравнению с ранее представленными данными, а именно информация по результатам исправления уполномоченным лицом (организации технической организации) ошибки, допущенной в сведениях об инвентаризационной стоимости соответствующего объекта, представленных в Инспекцию до 1 марта 2013 г. Согласно п.1 ст.402 главы 32 НК РФ налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, за исключением случаев, если субъектом Российской Федерации не принято это решение, тогда согласно статьи 404 главы 32 «Налог на имущество физических лиц» НК РФ налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его инвентаризационная стоимость, исчисленная с учетом коэффициента-дефлятора (на год составил 1,147 приказ Минэкономразвития России от 20.10.2015 № 772; на год - 1,329 приказ Минэкономразвития России от 20.10.2015 года №772; на 2017 год-1,425) на основании последних данных об инвентаризационной стоимости. Пунктом 1 ст. 406 НК РФ определено, что налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований. Ставка налога за 2015 год применяется согласно Решению Волгодонской городской Думы № 91 от 27 ноября 2014 года "О налоге на имущество физических лиц" в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости объектов налогообложения, умноженной на коэффициент - дефлятор (с учетом доли налогоплательщика в праве общей собственности). Инспекцией произведено начисление по налогу на имущество физических лиц за 2015 год: 377 742*1,147* 1/1 *0,30%* 12/12=1300 рублей. Ставка налога за 2016 год применяется согласно Решению Волгодонской городской Думы № 91 от 27 ноября 2014 года в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости объектов налогообложения, умноженной на коэффициент - дефлятор (с учетом доли налогоплательщика в праве общей собственности). Инспекцией произведено начисление по налогу на имущество физических лиц за 2016 год 377742* 1,329* 1/1 *0,67%* 12/12=3364 рубля. Ставка налога за 2017 год применяется согласно Решению Волгодонской городской Думы № 66 от 20 октября 2016 года «О внесении изменения в Решение Волгодонской городской Думы от 27.11.2014 N 91 "О налоге на имущество физических лиц" в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости объектов налогообложения, умноженной на коэффициент - дефлятор (с учетом доли налогоплательщика в праве общей собственности). Инспекцией произведено начисление по налогу на имущество физических лиц за 2017 год: 377742* 1,425* 1/1*0,74%* 12/12=3983 рубля. Таким образом, для исчисления налога на имущество применена стоимость, предоставленная органами БТИ по состоянию на 01.01.2010- 377742 рубля. В инспекцию не поступали правоустанавливающие документы, а именно решение суда либо подтверждение технической ошибки при расчете инвентаризационной стоимости, в связи с чем, у Инспекции отсутствуют правовые основания для применения инвентаризационной стоимости в сумме 326270 рублей.
Выслушав стороны, изучив письменные материалы административного дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст.218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В соответствии со ст.227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд удовлетворяет требования о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если признает оспариваемые решения, действия (бездействия) не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.
Таким образом, для признания действий (бездействия), решений органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями незаконными необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие действий (бездействия), решения закону или иному нормативному правовому акту и нарушение оспариваемым действием (бездействием), решением прав и законных интересов административного истца.
Данная совокупность условий по делу отсутствует.
Как следует из материалов административного дела, ФИО1 является собственником квартиры, расположенной по адресу <адрес>.
МИФНС России №4 по Ростовской области направило ФИО1:
- налоговое уведомление №117779890 от 06.08.2016, об уплате налога на имущество физических лиц в размере 1300 рублей, за 2015 год (12/12);
- налоговое уведомление №38934762 от 02.08.2017, об уплате налога на имущество физических лиц в размере 3364 рубля, за 2016 год (12/12);
- налоговое уведомление №11915817 от 24.06.2018, об уплате налога на имущество физических лиц в размере 3983 рубля, за 2017 год (12/12).
То есть, установлено, что ФИО1 налоговым органом произведён расчёт налога на имущество физических лиц за 2015-2017 годы, за квартиру, согласно ст.404 НК РФ, исходя из его инвентаризационной стоимости - 377742 рубля, исчисленной с учетом коэффициента-дефлятора, который на 2015 год составил 1,147 (приказ Минэкономразвития России от 20.10.2015 №772, на 2016 год – 1,329 (приказ Минэкономразвития России от 20.10.2015 года №772), на 2017 год - 1,425. Начислен налог на имущество физических лиц в размере 1300 рублей за 2015 год (377742х1,147х1/1х0,30%х12/12), в размере 3364 рубля за 2016 год (377742х1,329х1/1х0,67%х12/12), и в размере 3983 рубля - за 2017 год (377742х1,425х1/1х0,74%х12/12).
Налог на имущество за указанные налоговые периоды уплачен истцом в полном объеме.
При этом, административный истец указывает, что налог исчислен от неверно установленной инвентаризационной стоимости объекта налогообложения, поскольку, согласно сведениям БТИ, инвентаризационная стоимость квартиры ФИО1 площадью 58,4 кв.м. составляет 326270 рублей на 01.01.2010 (л.д.23). А налог исчислен административным ответчиком от инвентаризационной стоимости в размере 377742 рубля.
На обращение ФИО1 в налоговый орган ей разъяснено в письме от 18.09.2018, что согласно сведениям, полученным от Ростовского филиала Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ отделение по г.Волгодонску и Волгодонскому району, инвентаризационная стоимость квартиры, расположенной в <адрес>7 составила 377742 рубля (л.д.13-15).
Указанное обстоятельство было предметом исследования в ходе судебного разбирательства и подтверждено административным ответчиком, предоставленным в материалы административного дела скриншотом файла об инвентаризационной стоимости объекта из базы данных АИС Налог. Из данных сведений следует, что инвентаризационная стоимость квартиры, расположенной в <адрес>, по состоянию на 01.01.2010 составляет 377742 рубля.
При этом, материалы дела не содержат сведений о корректировки в базе данных налоговых органов указанных сведений, в соответствии с результатами исправления уполномоченными лицами (организацией технической инвентаризации) ошибок, либо сведений об оспаривании инвентаризационной стоимости объекта в судебном порядке.
При рассмотрении требований ФИО1, судом учитывается, что порядок налогообложения имущества физических лиц на территории Российской Федерации до 01 января 2015 года регулировался Федеральным законом от 09 декабря 1991 года №2003-1 «О налогах на имущество физических лиц», в силу п.2 ст.5 которого, налог исчисляется на основании данных об инвентаризационной стоимости по состоянию на 1 января каждого года. Порядок расчета такой стоимости устанавливается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по нормативно-правовому регулированию в сфере ведения государственного кадастра недвижимости, осуществления кадастрового учета и кадастровой деятельности.
Федеральным законом №306-ФЗ от 02 ноября 2013 года внесены изменения в пункт 2 статьи 5 Закона №2003-1, согласно которым, налог исчисляется ежегодно на основании последних данных об инвентаризационной стоимости, представленных в установленном порядке в налоговые органы до 1 марта 2013 года, с учетом коэффициента-дефлятора.
Кроме того, Федеральным законом от 4 октября 2014 года №284-ФЗ «О внесении изменений в статьи 12 и 85 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и признании утратившими силу Закона Российской Федерации «О налогах на имущество физических лиц», с 1 января 2015 года введена в действие глава 32 «Налог на имущество физических лиц» Налогового кодекса Российской Федерации. Изменился и порядок определения налогооблагаемой базы по налогу на имущество физических лиц, которая рассчитывается, исходя из кадастровой стоимости объекта, а не его инвентаризационной стоимости.
Согласно п.2 ст.402 Налогового кодекса Российской Федерации законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации устанавливает в срок до 1 января 2020 года единую дату начала применения на территории этого субъекта Российской Федерации порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения с учётом положений ст.5 Налогового Кодекса.
Таким образом, до принятия соответствующего решения субъектом Российской Федерации, об установлении единой даты начала применения порядка исчисления налоговой базы, исходя из кадастровой стоимости объекта, налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из инвентаризационной стоимости.
В соответствии Порядком оценки строений и сооружений, принадлежащих гражданам на праве собственности, утвержденным приказом Минстроя Российской Федерации от 04 апреля 1992 №87 «Об утверждении Порядка оценки строений, помещений и сооружений, принадлежащих гражданам на праве собственности», обязанность по определению инвентаризационной стоимости возложена на местные бюро технической инвентаризации.
Таким образом, на административного ответчика Межрайонную ИНФС России №4 по Ростовской области, не возложены обязанности по определению инвентаризационной стоимости объектов налогообложения. Налоговый орган может лишь использовать последние данные об инвентаризационной стоимости, представленные в установленном порядке в налоговые органы до 1 марта 2013 года (ст.404 Налогового кодекса Российской Федерации).
Как установлено из полученных судом ответов БТИ инвентаризационная стоимость объекта – <адрес> в <адрес>, по состоянию на 01.01.2010 составляет 326270 рублей. Вместе с тем сведения по состоянию на 01.01.2010 Волгодонским отделением передавались в Ростовский филиал АО «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ», откуда сведения об инвентарной стоимости объектов недвижимого имущества передавались в налоговые органы. В связи с чем суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения требований ФИО1 об обязании Межрайонной ИНФС России №4 по Ростовской области произвести перерасчет с 2016 года налога на имущество с применением инвентаризационной стоимости объекта недвижимости - 326270 рублей.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что применение административным ответчиком сведений инвентаризационной стоимости объекта налогообложения в размере 377742 рубля, указанной в поступивших сведениях в установленном порядке, (в срок до 01.03.2013 из БТИ) прямо предусмотрено действующим законодательством, т.е. данные действия соответствуют нормативным правовым актам.
Таким образом, суд приходит к выводу, что сведений об иной инвентаризационной стоимости квартиры, принадлежащей ФИО1, по состоянию на 01.01.2010, кроме переданной БТИ административному ответчику, в размере 377742 рубля, не установлено.
руководствуясь ст.ст.175-180, 290 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Отказать в удовлетворении исковых требований ФИО1к Межрайонной ИНФС России №4 по Ростовской области о перерасчёте налога на имущество и возврате излишне уплаченной суммы налога.
Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Волгодонской районный суд Ростовской области в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
В окончательной форме решение изготовлено 19.03.2019.
Судья: Т.А. Афонина