Дело № 2а-4092/16
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
12 октября 2016 года г.Смоленск
Ленинский районный суд г.Смоленска в составе:
председательствующего (судьи) Олифер А.Г.,
при секретаре Максимовой О.Ю.,
рассмотрев в судебном разбирательстве административное дело по административному иску ФИО1 к заместителю начальника Управления архитектуры и градостроительства Администрации города Смоленска, Управлению архитектуры и градостроительства Администрации города Смоленска об оспаривании действий по согласованию паспорта фасадов дома и схемы планировочной организации земельного участка,
у с т а н о в и л:
ФИО1 обратилась с административным иском заместителю начальника Управления архитектуры и градостроительства Администрации <адрес> (далее также – Должностное лицо), указывая, что является собственником жилого помещения № в <адрес>-а по <адрес>. Согласно проектной документации на стадии заключения договора долевого участия в строительстве жилья с застройщиком она была поставлена в известность о том, что на первом этаже многоквартирного жилого дома будут размещаться офисные помещения. В 2015 году собственники нежилых офисных помещений, расположенных на первом этаже жилого дома, передали в аренду принадлежащие им помещения АО «Дикси-ЮГ» для размещения магазина продовольственных товаров, после чего незаконно без необходимых разрешений и согласования с собственниками многоквартирного жилого дома, надзорными контрольными органами стали производить работы по реконструкции, изменению параметров помещении, установив промышленные кондиционеры на фасадах дома, грузовой лифт, компрессор и прочее; незаконно проделав сквозное отверстие с установкой металлической двери в несущей стене бокового фасада; оборудовав погрузочно-разгрузочную площадку на земельном участке, относящемся к общему имуществу собственников. Указанным действиям собственников нежилых помещений способствовало согласование заместителем начальника Управления архитектуры и градостроительства Администрации <адрес>К. в нарушение норм Жилищного кодекса РФ, а именно в отсутствие согласия всех собственников многоквартирного жилого <адрес>-а по <адрес> в <адрес> паспорта фасадов <адрес>-а по <адрес> в <адрес> и согласование схемы планировочной организации земельного участка разработанных проектной организацией ООО «Смоленскархпроект» с внесенной впоследствии поправкой, в результате которого собственниками нежилых помещений и осуществлено незаконное размещение на фасадах кондиционеров, рекламы и вывесок АО «Дикси-ЮГ», проделывание дополнительного отверстия с оборудованием входа в несущей стене многоквартирного дома. Данными действиями Должностного лица нарушены права и законные интересы собственников помещений в многоквартирном жилом доме, в связи с чем истица просила признать незаконными действия заместителя начальника Управления архитектуры и градостроительства Администрации <адрес>К. по согласованию паспорта фасадов <адрес>-а по <адрес> в <адрес> и схемы планировочной организации земельного участка, разработанных ООО «Смоленскархпроект», с внесенной поправкой в части возможности устройства дополнительного проема в торце второй блок секции, для устройства разгрузочной.
Судом к участию в деле в качестве соответчика привлечено Управление архитектуры и градостроительства Администрации <адрес> (далее также – Управление).
Истица ФИО1, ее представитель А. в судебном заседании требования иска поддержали по приведенным в нем доводам.
Ответчик – заместитель начальника Управления архитектуры и градостроительства Администрации города Смоленска К., а также представители соответчика - Управления архитектуры и градостроительства Администрации города Смоленска – Ш. и К. в судебном заседании относительно заявленных требований возражали по доводам, приведенным в письменном отзыве, сводящимся в целом к тому, что действующими нормативно-правовыми актами, регламентирующими порядок установки дополнительного оборудования на фасадах зданий и сооружений, не предусмотрено в числе представляемых для согласования уполномоченным органом документов согласие собственников на действия, связанные с ремонтом и переоборудованием фасадов. Кроме того, вопреки доводам истицы, о необходимости в соответствии со статьей 19 Федерального закона «О рекламе» получения согласия собственников на размещение на фасаде здания рекламной конструкции, консольная вывеска (кронштейн) с внутренней подвеской, настенная вывеска с внутренней подвеской, о которых идет речь, не подпадают под понятие рекламы, а, следовательно, в отношении неё требования вышеуказанной статьи закона не распространяются и её размещение регламентируется действующими муниципальными нормативными актами, определяющими порядок содержания, ремонта и переоборудования фасадов. В свою очередь, в части, касающейся согласования схемы планировочной организации земельного участка в части возможности устройства дополнительного проема в торце 2-й блок-секции для устройства загрузочной, то данная схема не является разрешением для выполнения соответствующих работ.
Заслушав участников судебного заседания, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Как установлено в ходе судебного разбирательства, ФИО1 является собственником <адрес> многоквартирном жилом <адрес>-а по <адрес> (л.д. 6).
ДД.ММ.ГГГГ в Управление архитектуры и градостроительства Администрации <адрес> поступило заявление от АО «Дикси ЮГ» об оформлении паспорта фасада по адресу: <адрес> с целью установки дополнительного оборудования.
В соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» утверждение правил благоустройства территории поселения, устанавливающих в том числе требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений относится к вопросам местного значения поселения.
В силу пункта 1 части 1 статьи 17 указанного федерального закона в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают полномочиями по принятию устава муниципального образования и внесению в него изменений и дополнений, изданию муниципальных правовых актов.
В соответствии с пунктом 3.4 Правил благоустройства города Смоленска, утвержденных постановлением Администрации города Смоленска от 31.03.2014 года №568-адм, содержание, ремонт и переустройство фасадов зданий и сооружений на территории города Смоленска осуществляются в соответствии с Правилами содержания, ремонта и переустройства фасадов зданий и сооружений в городе Смоленске.
На территории города запрещается осуществлять ремонт, переустройство, окраску фасадов зданий и сооружений, устанавливать и эксплуатировать дополнительное оборудование фасадов зданий и сооружений без утвержденной проектной документации и паспорта фасада.
В силу пункта 1.1 Правил содержания, ремонта и переустройства фасадов зданий и сооружений в городе Смоленске, утвержденных постановлением Администрации города Смоленска от 03.06.2014 года №996-адм (в ред. постановления от 14.07.2016 года №1715-адм) (далее – Правила), ремонт, переустройство, окраска фасадов зданий и сооружений, установка дополнительного оборудования на фасадах зданий и сооружений осуществляются в соответствии с проектной документацией, утвержденной начальником управления архитектуры и градостроительства Администрации города Смоленска - главным архитектором города, и паспортом фасада, выданным управлением архитектуры и градостроительства Администрации города Смоленска (далее - УАиГ), и по согласованию с собственниками зданий и сооружений.
В соответствии с пунктом 2.1 Правил архитектурное задание выдается УАиГ на основании заявления. Заявление подается в УАиГ. К заявлению прилагаются следующие документы: - данные о заявителе - физическом лице либо данные о государственной регистрации юридического лица или государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя; - документ уполномоченного органа об избрании единоличного исполнительного органа юридического лица, имеющего право действовать от имени юридического лица без доверенности, доверенность (в случае если от имени юридического лица действует третье лицо); - правоустанавливающие документы на объект недвижимости; - фотография фасада на момент подачи заявления; - ранее утвержденный паспорт фасада (при наличии); - ранее утвержденный проект фасада (при наличии).
Согласно пункту 2.3 Правил архитектурное задание включает в себя: - номер, дату оформления и срок действия; - данные заявителя; - данные собственника объекта недвижимости;
- адрес объекта недвижимости; - характеристику объекта недвижимости; - изображение фасада (фотография фасада на момент подачи заявления); - расположение здания, сооружения, помещения на плане города Смоленска; - цветовое решение фасада (в случае если имеется ранее утвержденное цветовое решение); - рекомендации по цветовому решению фасада; - рекомендации по ремонту, переустройству фасада; - рекомендации по устройству декоративной вечерней подсветки фасадов; - рекомендации по устройству дополнительного оборудования.
В соответствии с пунктом 2.4 Правил архитектурное задание на устройство только дополнительного оборудования не требуется.
Согласно пункту 2.5 Правил после выполнения заявителем проектной документации в соответствии с архитектурным заданием заявитель обращается в УАиГ с заявлением об оформлении паспорта фасада, к которому прилагается проектная документация на бумажном носителе, а также в электронном виде (по электронной почте).
В соответствии с пунктом 10.1 Правил под дополнительным оборудованием фасадов понимаются современные системы технического обеспечения внутренней эксплуатации зданий и сооружений, элементы оборудования и информационные конструкции (вывески), размещаемые на фасадах. Дополнительное оборудование, внешний вид, устройство и эксплуатация которого наносят ущерб физическому состоянию и эстетическим качествам фасада, причиняют неудобства жителям и пешеходам и установлены в нарушение Правил, подлежит демонтажу в соответствии с разделом 12 Правил.
Размещение наружных блоков систем кондиционирования и вентиляции не допускается: - на поверхности лицевых фасадов; - на дворовых фасадах, представляющих историко-культурную ценность; - над пешеходными тротуарами; - в оконных и дверных проемах с выступанием за плоскость фасада без использования маскирующих ограждений (подпункт 10.3.1 пункта 10.3 Правил).
В соответствии с пунктом 10.7 Правил информационная конструкция (вывеска) информирует о местонахождении организации (юридического лица) и указывает место непосредственного входа в нее. Вывеска должна располагаться на фасаде здания в пределах помещения, занимаемого организацией (юридическим лицом), и содержать фирменное наименование организации, место ее нахождения (юридический адрес) и режим работы.
Как следует из представленных Управлением материалов, заявитель АО «ДИКСИ ЮГ» на основании договора от ДД.ММ.ГГГГ №Д-67603 является арендатором нежилых помещений, расположенных на первом этаже здания многоквартирного дома по адресу: <адрес>, принадлежащих на праве собственности, соответственно И. и П.
Назначением указанных помещений пунктом 1.3 договора предусмотрена организация торговли с возможностью продажи алкогольной продукции, сопутствующего оказания услуг населению, складирования товара и размещения офиса.
К заявлению в соответствии с требованиями пункта Правил приложена проектная документация, разработанная предприятием в сфере рекламы «Рекламное агентство полного цикла 18 метров».
Данной проектной документацией предусматривалось размещение на фасаде здания консольной вывески (кронштейн) с внутренней подсветкой, настенной вывески с внутренней подсветкой, наружные блоки системы кондиционирования и вентиляции 5 штук.
На основании представленной проектной документации сотрудниками отдела городского дизайна Управления архитектуры и градостроительства Администрации города Смоленска оформлен Паспорт от ДД.ММ.ГГГГ№ фасада нежилого сооружения по адресу: <адрес>-а.
Паспорт фасада утвержден и.о. начальника Управления архитектуры и градостроительства Администрации <адрес> главного архитектора города К..
ДД.ММ.ГГГГ в Управление архитектуры и градостроительства Администрации города Смоленска вновь поступило заявление от АО «Дикси ЮГ» об оформлении паспорта фасада по адресу: <адрес>-а, с целью установки дополнительного оборудования, с приложением проектной документации, разработанной предприятием в сфере рекламы «Рекламное агентство полного цикла 18 метров» в соответствии с пунктом 2.6 Правил, которой предусматривалось размещение на фасаде здания консольной вывески (кронштейн) с внутренней подсветкой, настенной вывески с внутренней подсветкой, наружных блоков системы кондиционирования и вентиляции в количестве 6 штук.
Повторное обращение об оформлении паспорта фасада было обусловлено переносом систем кондиционирования с лицевого на торцевой фасад здания жилого дома.
На основании представленной проектной документации сотрудниками отдела городского дизайна Управления архитектуры и градостроительства Администрации города Смоленска оформлен Паспорт от ДД.ММ.ГГГГ№ фасада нежилого сооружения по адресу: <адрес>.
Паспорт фасада утвержден и.о. начальника Управления архитектуры и градостроительства Администрации города Смоленска - главного архитектора города К..
В обоснование требований о незаконности действий должностных лиц по согласованию паспорта фасадов истица ссылается на отсутствие согласия собственников на использование фасадов под размещение на его поверхности промышленного оборудования и рекламной конструкции.
Вместе с тем, суд исходит из того обстоятельства, что требование о согласовании действий по устройству дополнительного оборудования на фасадах зданий с собственниками зданий и сооружений содержалось в пункте 2.6, подпункте 10.1.2 пункта 10.1 Правил содержания, ремонта и переустройства фасадов зданий и сооружений в городе Смоленске, утвержденных постановлением Администрации города Смоленска от ДД.ММ.ГГГГ№-адм, в редакции действовавшей до внесения в Правила соответствующих изменений постановлением администрации города Смоленска от ДД.ММ.ГГГГ№-адм во исполнение протеста прокурора Промышленного района города Смоленска.
В действующей редакции Правил такого требования о включении в состав проектной документации согласия собственников на устройство дополнительного оборудования не предусмотрено.
В остальном объем и состав предоставленных заявителем (АО «ДИКСИ ЮГ») документов, необходимых для получения паспорта фасада соответствует требованиям, установленным разделом 2 Правил.
Согласование паспорта фасадов и в первом и во втором случаях осуществлено должностными лицами Управления по представленным документам в пределах предоставленных полномочий.
При таких обстоятельствах оснований полагать действия должностных лиц Управления не соответствующими нормативным предписаниям у суда не имеется.
При этом, ссылку истицы на положение части 5 статьи 19 Федерального закона «О рекламе» (далее – Закон о рекламе), содержащее требование о необходимости получения согласия на размещение рекламной конструкции с использованием общего имущества собственников такого имущества, суд находит несостоятельной, поскольку в соответствии с пунктом 1 статьи 3 Закона о рекламе по рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке, в то время как предметом согласования должностными лицами в паспорте фасадов, в числе прочего, являлась консольная вывеска (кронштейн) (подпункт 10.6.4 Правил), имеющая лишь функцию информирования о месте нахождения предприятия (подпункт 10.7.1 Правил), при том, что в силу пункта 5 части 1 статьи 2 Закона о рекламе действие указанного закона не распространяется на вывески и указатели, не содержащие сведений рекламного характера.
Суд также исходит из того обстоятельства, что согласование должностными лицами Управления паспорта фасада само по себе не является разрешением на использование общего имущества собственников помещений многоквартирного дома, а лишь определяет такую возможность, исходя из публичных интересов на сохранение архитектурного облика муниципального образования, предворяя действия заинтересованных лиц, обратившихся с соответствующим заявлением по изменению облика фасада.
В свою очередь, согласование органом местного самоуправления паспорта фасада не освобождает заявителя при намерении использовать в соответствии с паспортом фасада общее имущество многоквартирного дома от обязанности самостоятельно получить согласие собственников помещений в установленном взаимокорреспондирующими положениями частей 1 и 2 статьи 36, статьи 44 ЖК РФ и 247 ГК РФ порядке, несоблюдение которой влечет для него риск неблагоприятных последствий в связи с необходимостью восстановления нарушенных прав собственников.
Равным образом, не усматривает суд оснований полагать не соответствующими закону и действия Должностного лица Управления по согласованию схемы планировочной организации земельного участка (СПОЗУ) под многоквартирным жилым домом со встроенными нежилыми помещениями в виду следующего.
Так, в соответствии с пунктом 2 части 12 статьи 48 ГрК РФ схема планировочной организации земельного участка, выполненная в соответствии с градостроительным планом земельного участка, является составной частью проектной документации объектов капитального строительства, предоставляемой в соответствии с пунктом 3 части 7 статьи 51 ГрК РФ в уполномоченный орган для получения разрешения на строительство.
Требования к схеме планировочной организации участка определены постановлением Правительства РФ от 16.02.2008 года №87 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию».
Таким образом, СПОЗУ не является самостоятельным видом разрешительной документации, поскольку лишь предворяет принятие уполномоченным органом решения о выдаче разрешения на строительство.
В свою очередь, в соответствии с пунктом 6.2 части 7 статьи 51 ГрК РФ представление в уполномоченный орган для получения разрешения на строительство решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, принятого в соответствии с жилищным законодательством, или согласия всех собственников помещений в многоквартирном доме предусмотрено в качестве обязательного условия лишь в случае, соответственно, реконструкции многоквартирного дома или, если в результате такой реконструкции произойдет уменьшение размера общего имущества в многоквартирном доме.
Как следует из пояснений представителей ответчиков, 10-ти этажный жилой дом с общественными помещениями по <адрес>-а возводился в соответствии с проектом застройки квартала, ограниченного <адрес> (по генплану жилой <адрес>).
В эксплуатацию сданы первая и вторая блок-секции данного дома с объектами общественного назначения. В соответствии с проектом застройки предусмотрен 3-х блок-секционный 10-этажный жилой дом с общественными помещениями на первом этаже.
Застройка квартала осуществляется поэтапно единым застройщиком ООО «ФПК Мегаполис».
Разрешение на строительство жилого дома по указанному адресу выдано ДД.ММ.ГГГГ№.
Разрешение на ввод объекта (1-й и 2-й блок-секций) в эксплуатацию выдано от ДД.ММ.ГГГГ№.
В схему планировочной организации земельного участка разработчиком проектной документации ООО «Смоленскархпроект» внесена поправка, согласованная Управлением ДД.ММ.ГГГГ в части возможности устройства дополнительного проема в торце 2-й блок-секции для устройства загрузочной, а при строительстве 3-й блок секции в соответствии с проектным решением многоквартирного жилого дома возможности объединения нежилых помещений, расположенных на первом этаже, с переносом загрузочной.
В соответствии с пунктом 4 части 17 статьи 51 ГрК РФ выдача разрешения на строительство не требуется в случае, если изменение объектов капитального строительства и (или) их частей, если такие изменения не затрагивают конструктивные и другие характеристики их надежности и безопасности и не превышают предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции, установленные градостроительным регламентом,.
В соответствии со статьей 48 Градостроительного Кодекса РФ виды работ по подготовке проектной документации, в том числе и заключение, что изменения не затрагивают конструктивные и другие характеристики их надежности и безопасности, не превышают предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции и не оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, выполняются организациями, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ. Лицо, осуществляющее подготовку проектной документации, организует и координирует работы по подготовке проектной документации, несет ответственность по принятым конструктивным решениям, за качество проектной документации и соответствие требованиям технических регламентов.
Предусмотренное оспариваемой схемой планировочной организации земельного участка устройство дополнительного проема в торце 2-й блок-секции для устройства загрузочной не подпадает под определенное пунктом 14 статьи 1 ГрК РФ понятие реконструкции, а, следовательно, представление её в составе проектной документации для получения разрешения на строительство, требующего представления решения собрания собственников или согласия всех собственников, не требовалось.
Никакими иными нормативными актами в области градостроительной деятельности получение согласия собственников в качестве условия согласования уполномоченным органом схемы планировочной организации земельного участка не предусмотрено.
В этой связи суд соглашается с доводами стороны ответчика о том, что после регистрации права собственности на встроенные нежилые помещения общественного назначения их функциональное назначение определяется непосредственно их правообладателем при условии возможности использования нежилых помещений для размещения предполагаемых объектов, не оказывающих вредного воздействия на человека, и предусмотренных СНиП 31-01-2003 «Здания жилые многоквартирные».
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
р е ш и л:
В удовлетворении требований административного иска ФИО1 к заместителю начальника Управления архитектуры и градостроительства Администрации города Смоленска, Управлению архитектуры и градостроительства Администрации города Смоленска об оспаривании действий по согласованию паспорта фасадов дома и схемы планировочной организации земельного участка отказать.
Решение может быть обжаловано в течение месяца в апелляционном порядке в Смоленский областной суд через Ленинский районный суд г.Смоленска.
Председательствующий А.Г.Олифер
Решение в окончательной форме изготовлено 17.10.2016 года.