11RS0001-01-2021-005559-52 Дело № 2а-4095/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Сыктывкарский городской суд Республики Коми
в составе председательствующего судьи Куриленко Р.В.,
при секретаре Колокольниковой П.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Сыктывкаре
25 мая 2021 года административное дело по административному исковому заявлению Казакова Владимира Викторовича к ОСП по г. Сыктывкару № 2 УФССП России по Республике Коми, УФССП России по Республике Коми, судебному приставу-исполнителю ОСП по г. Сыктывкару № 2 УФССП России по Республике Коми Гилевой Людмиле Николаевне о признании незаконным постановления от 23 января 2021 года о расчете задолженности по алиментам и его отмене,
установил:
Казаков В.В. обратился в Сыктывкарский городской суд Республики Коми с административным исковым заявлением о признании незаконным постановления судебного пристава-исполнителя ОСП по г. Сыктывкару № 2 УФССП России по Республике Коми Гилевой Л.Н. № 11025/21/89721 от 23 января 2021 года в части включения в расчет задолженности по алиментам материальной помощи на возмещение расходов, связанных с наймом (поднаймом) жилого помещения за период с 01 января 2018 года по 27 января 2019 года на общую сумму 260 000 рублей, и его отмене.
В обоснование иска указано, что при расчете полученным истцом сумм в расчет доходов необоснованно включены полученные им денежные суммы, которые не являются его доходом. Приказом руководителя Федеральной налоговой службы от 28 декабря 2015 года Казаков В.В. назначен на должность начальника ИФНС по г. Воркуте Республики Коми и с января 2016 года он приступил к исполнению служебных обязанностей по постоянному месту работы в г. Воркуте Республики Коми.
Административным истцом по указанному месту работы был заключен договор аренды (найма) недвижимого (жилого помещения) № 1/2016 от 12 января 2016 года с физическим лицом Алешкиным С.И., в соответствии с которым была установлена плата за наем в размере 20 000 рублей. За период пребывания в должности начальника Инспекции, приходящийся на спорный период (с 01 января 2018 года по 27 января 2019 года) административным истцом перечислено собственнику жилья 260 000 рублей. Из представленных истцом в службу судебных приставов документов следует, что в период исполнения им обязанностей начальника ИФНС по г. Воркуте Республики Коми, ему периодически, на основании его заявления и по решению руководителя УФНС России по Республике Коми, производилась компенсация понесенных им затрат на найм жилого помещения, обозначенная в справке о полученных истцом доходах, как материальная помощь. Резюмируя указал, что произведенные УФНС России по Республике Коми административному истцу выплаты имеют строго целевое назначение – компенсирование ранее понесенных затрат на аренду жилого помещения и не являются его доходом, который может быть учтен при определении размера алиментных обязательств.
Определением судьи от 28 апреля 2021 года к участию в деле в качестве административных соответчиков привлечены: УФССП России по Республике Коми, судебный пристав-исполнитель ОСП по г. Сыктывкару № 2 УФССП России по Республике Коми Гилева Л.Н.
В судебном заседании административный истец на иске настаивал, просил требования удовлетворить.
Представитель ОСП по г. Сыктывкару № 2 УФССП России по Республике Коми, УФССП России по Республике Коми, уполномоченная доверенностью №... от 22 марта 2021 года, судебный пристав-исполнитель ОСП по г. Сыктывкару № 2 Гилева Л.Н., с административным иском не согласилась по доводам, изложенным в возражениях на административное исковое заявление.
Выслушав явившихся в судебное заседание лиц, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Статьей 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.
В силу статьи 121 Федерального закона от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее – Федерального закона «Об исполнительном производстве») постановления судебного пристава-исполнителя и других должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие) по исполнению исполнительного документа могут быть обжалованы сторонами исполнительного производства, иными лицами, чьи права и интересы нарушены такими действиями (бездействием), в порядке подчиненности и оспорены в суде.
Частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно статье 2 Федерального закона «Об исполнительном производстве» задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.
Правильным исполнением исполнительных документов по смыслу приведенной нормы является исполнение данного документа в строгом соответствии с его содержанием, на основании которого возбуждено исполнительное производство.
Обязанность принятия мер по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов возложена на судебного пристава-исполнителя статьей 12 Федерального закона от 21.07.1997 № 118-ФЗ «Об органах принудительного исполнения Российской Федерации».
В соответствии с положениями статей 64 и 68 Федерального закона «Об исполнительном производстве» в процессе исполнения требований исполнительных документов судебный пристав-исполнитель вправе совершать исполнительные действия, необходимые для своевременного, полного и правильного исполнения исполнительных документов. Мерами принудительного исполнения являются действия, указанные в исполнительном документе, или действия, совершаемые судебным приставом-исполнителем в целях получения с должника имущества, в том числе денежных средств, подлежащего взысканию по исполнительному документу.
Как следует из материалов дела, в ОСП по г. Сыктывкару № 2 УФССП России по Республике Коми на исполнении находится исполнительное производство № 177407/20/11025-ИП, возбужденное 28 декабря 2020 года на основании исполнительного листа по делу № 2-970/2007 от 10 апреля 2007 года Куратовского судебного участка г. Сыктывкара Республики Коми о взыскании с Казакова В.В. алиментов на содержание несовершеннолетнего ребенка в размере ? части дохода и до достижения ребенком совершеннолетия в пользу Казаковой М.В.
В рамках данного исполнительного производства судебным приставом-исполнителем вынесено оспариваемое постановление от 23 января 2021 года о расчете задолженности по алиментам за период с 01 января 2018 года по 31 декабря 2020 года, которым должнику за период с 01 января 2018 года по 31 декабря 2020 определена задолженность по алиментам в размере 1 868 186,47 руб., с учетом добровольной выплаты в сумме 1 439 400 руб. и списанных денежных средств в принудительном порядке со счета должника в сумме 193 138,53 руб., размер задолженности составил 135 657,94 руб.
При этом как следует из постановления, судебным приставом-исполнителем учтен доход должника, в том числе за спорный период при исполнении обязанности начальника ИФНС по г. Воркуте Республике Коми:
согласно справке о доходах и суммах налога физического лица от 18 марта 2019 года, должнику начислена общая сумма дохода за 2018 год в ИФНС по г. Воркуте Республики Коми в сумме 2 729 138, 73 руб. (налоговая база 2 725 138,73 руб., сумма налога исчисленная 354 268 руб.), задолженность ? части дохода составила 592 717,68 руб.;
согласно справке о доходах и суммах налога физического лица от 07 февраля 2020 года, должнику начислена общая сумма дохода за 2019 год в ИФНС по г. Воркуте Республики Коми в сумме 600 529,07 (налоговая база 599 129,07 руб., сумма налога исчисленная 77 887 руб.), задолженность ? части дохода составила 130 310,51 руб.
Согласно пункту 3 приказа ФНС России от 02 октября 2009 года № ММ-7-5/483@ «Об утверждении Положения о порядке выплаты ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия государственной гражданской службы федеральным государственным гражданским служащим центрального аппарата Федеральной налоговой службы и начальникам межрегиональных инспекций Федеральной налоговой службы, премирования, выплаты единовременного поощрения, единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и оказания материальной помощи федеральным государственным гражданским служащим центрального аппарата Федеральной налоговой службы, руководителям управлений Федеральной налоговой службы по субъектам Российской Федерации и начальникам межрегиональных инспекций Федеральной налоговой службы и Положения об условиях выплаты работникам центрального аппарата Федеральной налоговой службы, замещающим должности, не являющиеся должностями федеральной государственной гражданской службы, ежемесячной надбавки к должностному окладу за сложность, напряженность и высокие достижения в труде, премий, единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи», зарегистрированным в Минюсте России 18 января 2010 года № 16001 с последующими изменениями и дополнениями, предоставлено право принятия решений об установлении ежемесячных надбавок к должностному окладу за особые условия государственной гражданской службы, премировании, выплате единовременного поощрения и оказании материальной помощи в порядке и на условиях, установленных для федеральных государственных гражданских служащих соответствующих территориальных органов Федеральной налоговой службы: руководителям управлений ФНС России по субъектам Российской Федерации в отношении соответствующих заместителей руководителя управления ФНС России по субъекту Российской Федерации, начальников инспекций ФНС России по районам, районам в городах, городам без районного деления, инспекций ФНС России межрайонного уровня, подчиненных соответствующему управлению ФНС России по субъекту Российской Федерации; начальникам межрегиональных инспекций ФНС России в отношении соответствующих заместителей начальника межрегиональной инспекции ФНС России.
Приказом УФНС России по Республике Коми № 01-04/31@ от 15 февраля 2012 года «О внесении изменений в приказ УФНС России по Республике Коми от 05 марта 2010 года № 01-04/76 в соответствии с поименованным приказом ФНС России от 02 октября 2009 года № ММ-7-5/483@ Раздел V дополнен пунктом 5.7 следующего содержания: «5.7.» По решению руководителя Управления гражданским служащим при переезде в другую местность для замещения должностей начальников территориальных органов ФНС России по Республике Коми до решения вопроса обеспечения жильем в установленном порядке по заявлению гражданского служащего, может оказываться материальная помощь на возмещение расходов, связанных с наймом (поднаймом) жилого помещения, с учетом социальных норм площади обеспечения жильем, установленных органами власти Республики Коми».
Из дела следует, что приказом Федеральной налоговой службы России № ММВ-10-4/1531@ от 28 декабря 2015 года с 12 января 2016 года в порядке перевода Казаков В.В. назначен на должность начальника ИФНС России по г. Воркуте сроком на один год, приказом № ММВ-10-4/1450@ от 08 декабря 2016 года Федеральной налоговой службы России продлен срок замещения Казаковым В.В. должности начальника ИФНС России по г. Воркуте на два года до 12 января 2019 года, приказом № ММВ-10-4/1627@ от 20 декабря 2018 года продлен Казакову В.В. срок замещения должности начальника ИФНС России по г. Воркуте на один год до 12 января 2020 года.12 января 2016 года между ФИО1 (арендодатель) и Казаковым В.В. (арендатор) заключен договор найма (аренды) жилого помещения № 1/2016, согласно которого арендатор предоставляет арендатору во временное владение и пользование (наем) жилое помещение (1-комнату в квартире), находящееся по адресу: ..., арендная плата определена в размере 13 000 рублей в месяц.
01 ноября 2016 года между указанными сторонами договора найма (аренды) жилого помещения № 1/2016 от 12 января 2016 года заключено дополнение № 1, в соответствии с которым арендная плата с 01 декабря 2016 года определяется сторонами в размере 20 000 рублей в месяц уплачиваемых арендатором арендодателю ежемесячно, не позднее 10 числа.
Как следует из материалов дела, на основании заявлений начальника ИФНС по г. Воркуте Республики Коми Казакова В.В. УФНС по Республике Коми письмами № 04-07/00382дсп@ от 07 февраля 2018 года на основании пункта 5.7 вышеописанного Положения, утвержденного приказом УФНС России по Республике Коми от 05 марта 2010 года № 01-04/76@ с учетом изменений и дополнений, разрешено выплатить материальную помощь Казакову В.В., начальнику ИФНС по г. Воркуте Республике Коми, для возмещения расходов, связанных с наймом (поднаймом) жилого помещения, с учетом социальных норм площади обеспечения жильем, установленных органами власти Республики Коми за период с 01 января 2018 года по 28 февраля 2018 года в размере 40 000 рублей; письмом УФНС по Республике Коми № 04-07/01179дсп@ от 03 апреля 2018 года за период с 01 марта 2018 года по 30 апреля 2018 года в размере 40 000 рублей; письмом УФНС по Республике Коми № 04-07/02059дсп@ от 07 июня 2018 года за период с 01 мая 2018 года по 30 июня 2018 года в размере 40 000 рублей; письмом УФНС по Республике Коми № 04-07/02660дсп@ от 20 июля 2018 года за период с 01 июля 2018 года по 31 июля 2018 года в размере 20 000 рублей; письмом УФНС по Республике Коми № 04-07/03285дсп@ от 04 сентября 2018 года за период с 01 августа 2018 года по 30 сентября 2018 года в размере 40 000 рублей; письмом УФНС по Республике Коми № 04-07/04664дсп@ от 11 декабря 2018 года за период с 01 октября 2018 года по 31 декабря 2018 года в размере 60 000 рублей; письмом УФНС по Республике Коми № 04-07/00179дсп@ от 24 января 2019 года за период с 01 января 2019 года по 28 января 2019 года в размере 20 000 рублей.
Таким образом, в период исполнения Казаковым В.В. обязанностей начальника ИФНС по г. Воркуте, на основании заявления последнего и по решению руководителя УФНС России по Республике Коми, Казакову В.В. для возмещения расходов, связанных с наймом (поднаймом) жилого помещения производилась компенсация понесенных затрат, всего за период с января 2018 года по январь 2019 года в размере 260 000 рублей.
Согласно письму УФНС по Республике Коми, адресованную в ОСП по г. Сыктывкару № 2 УФССП России по Республике Коми № 04-39/05930 от 20 апреля 2021 года, в справках по форме № 2-НДФЛ за 2018 – 2019 гг. у Казакова В.В. включена сумма материальной помощи, оказываемая в целях возмещения расходов, связанных с наймом (поднаймом) жилья (вид дохода 2000).
Порядок определения размера задолженности по алиментам регламентируется статьей 102 Закона об исполнительном производстве, статьей 113 Семейного кодекса Российской Федерации, согласно которым размер задолженности по алиментам определяется судебным приставом-исполнителем исходя из размера алиментов, установленного судебным актом или соглашением об уплате алиментов. Размер задолженности по алиментам, уплачиваемым на несовершеннолетних детей в долях к заработку должника, определяется исходя из заработка и иного дохода должника за период, в течение которого взыскание алиментов не производилось. Если должник в этот период не работал либо если не будут представлены документы, подтверждающие его заработок и (или) иной доход, задолженность по алиментам определяется исходя из размера средней заработной платы в Российской Федерации на момент взыскания задолженности.
Согласно подпункту «п» пункта 2 Перечня видов заработной платы и иного дохода, из которых производится удержание алиментов на несовершеннолетних детей, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 июля 1996 года № 841, удержание алиментов производится, помимо заработной платы (денежного вознаграждения, оказания услуг) и дополнительного вознаграждения, с суммы, равной стоимости выдаваемого (оплачиваемого) питания, за исключением компенсационных выплат в связи со служебной командировкой, с переводом, приемом или направлением на работу в другую местность, с изнашиванием (амортизацией) инструмента, личного транспорта, оборудования и других технических средств и материалов, принадлежащих работнику, и возмещением расходов, связанных с их использованием.
В соответствии со статьей 101 Закона об исполнительном производстве к одному из видов доходов, на которые не может быть обращено взыскание, также относятся компенсационные выплаты, установленные законодательством Российской Федерации о труде, в частности, в связи со служебной командировкой, с переводом, приемом или направлением на работу в другую местность (подпункт «а» пункт 8 часть 1). При этом в силу части 2 указанные ограничения по обращению взыскания применяются и по алиментным обязательствам в отношении несовершеннолетних детей.
Согласно разъяснений Конституционного Суда Российской Федерации в Постановлении № 7-П от 01 февраля 2019 года «По делу о проверке конституционности подпункта «п» пункта 2 Перечня видов заработной платы и иного дохода, из которых производится удержание алиментов на несовершеннолетних детей, в связи с жалобой гражданина Б.» наряду с оплатой своего труда работник в рамках трудовых отношений получает иные выплаты, предусмотренные трудовым законодательством, иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами. При этом правовая природа таких выплат определяется в соответствии с их целевым назначением. Так, раздел VII Трудового кодекса Российской Федерации закрепляет понятие компенсаций, к которым, в частности, относится возмещение расходов, связанных со служебной командировкой (статья 168), со служебными поездками работников, постоянная работа которых осуществляется в пути или имеет разъездной характер, а также с работой в полевых условиях, работами экспедиционного характера (статья 168.1), с переездом на работу в другую местность (статья 169). Компенсации, как это следует из статей 164 и 165 названного Кодекса, не являются оплатой труда, направлены на возмещение затрат, произведенных работниками в связи с исполнением ими трудовых или иных обязанностей, выплачиваются за счет средств работодателя.
Помимо общих гарантий и компенсаций, предусмотренных поименованным Кодексом (гарантии при приеме на работу, переводе на другую работу, по оплате труда и другие), работникам предоставляются компенсации в, в том числе, при переезде на работу в другую местность (статья 165 Трудового кодекса РФ).
При этом порядок и размеры возмещения расходов при переезде на работу в другую местность работникам других работодателей определяются коллективным договором или локальным нормативным актом либо по соглашению сторон трудового договора, если иное не установлено указанным Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (статья 169 Трудового кодекса РФ).
Из анализа статьи 169 Трудового кодекса РФ следует, что данной нормой не предусмотрены компенсационные выплаты в виде сумм возмещения расходов сотрудника, переехавшего на работу в другую местность, по найму жилого помещения.
Вместе с тем, в рассматриваемом споре работодателем в лице УФНС по Республике Коми приказом № 01-04/31@ от 15 февраля 2012 года установлена материальная помощь (компенсация) на возмещение расходов, связанных с наймом (поднаймом) жилого помещения.
Таким образом, по своей правовой природе возмещение расходов, связанных с наймом (поднаймом) жилого помещения не входит в систему оплаты труда и имеет иную целевую направленность - возмещение материальных затрат работника, понесенных им в связи с исполнением трудовых обязанностей. Данные выплаты не зависят от количества и качества труда, не несут работнику экономической выгоды, и их расходование работником по своему усмотрению не предполагается.
Такое возмещение расходов не может рассматриваться в качестве оплаты труда работника.
Таким образом, рассматриваемые в настоящем деле выплаты в виде материальной помощи на возмещение расходов, связанных с наймом (поднаймом) жилого помещения (на сумму 260 000руб.), преследуют цель компенсировать работнику произведенные расходы в процессе осуществления трудовой деятельности в другой местности.
При установленных обстоятельствах оспариваемое постановление от 23 января 2021 года в части включения в расчет задолженности по алиментам материальной помощи на возмещение расходов, связанных с наймом (поднаймом) жилого помещения с 01 января 2018 года по 27 января 2019 года на общую сумму 260 000 рублей следует признать противоречащим вышеизложенному нормативному регулированию порядка взыскания алиментов, поскольку расчет осуществлен с учетом компенсационных выплат (расходов, связанных с наймом (поднаймом) жилого помещения, без надлежащей оценки сведений о полученных должником доходов, поэтому оснований для применения в расчете сумм компенсационных выплат не имелось.
Расчет задолженности по алиментам, произведенный судебным приставом-исполнителем, в указанной части нарушает права административного истца, поскольку определяет размер задолженности с учетом выплат, не входящих в состав средств, образующих реальный доход работника, то есть не влекущих для него экономической выгоды.
Согласно требованиям статьи 62 Кодекса административного судопроизводства РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений. Обязанность доказывания законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений.
Судебным приставом-исполнителем в нарушение требований указанной статьи не доказана законность оспариваемого постановления в оспариваемой части.
При этом доводы судебного пристава-исполнителя о расчете задолженности по алиментам, исходя из всех указанных доходов в справке формы 2-НДФЛ, являются неверными, поскольку на компенсационные выплаты в виде сумм возмещения расходов сотрудника, переехавшего на работу в другую местность, по найму жилого помещения норма пункта 3 статьи 217 Налогового кодекса РФ («Доходы, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения)») не распространяется и такие доходы подлежат обложению налогом на доходы физических лиц в установленном порядке.
На основании изложенного постановление о расчете задолженности по алиментам от 23 января 2021 года не может быть признано законным, так как оно не соответствует вышеизложенным нормам законодательства и нарушает права административного истца, в связи с чем, заявленные требования подлежат удовлетворению.
Руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление Казакова Владимира Викторовича к ОСП по г. Сыктывкару № 2 УФССП России по Республике Коми, УФССП России по Республике Коми, судебному приставу-исполнителю ОСП по г. Сыктывкару № 2 УФССП России по Республике Коми Гилевой Людмиле Николаевне о признании незаконным постановления от 23 января 2021 года о расчете задолженности по алиментам и его отмене, удовлетворить частично.
Признать незаконным постановление судебного пристава-исполнителя ОСП по г. Сыктывкару № 2 УФССП России по Республике Коми от 23 января 2021 года о расчете задолженности по алиментам в части включения в расчет задолженности по алиментам материальной помощи на возмещение расходов, связанных с наймом (поднаймом) жилого помещения за период с 01 января 2018 года по 27 января 2019 года на общую сумму 260 000 рублей.
В остальной части требований отказать.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд в течение одного месяца.
Председательствующий Р.В. Куриленко
Мотивированное решение составлено 20 июня 2021 года.