Дело №2а-4098/2018
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Йошкар-Ола 27 сентября 2018 года
Йошкар-Олинский городской суд Республики Марий Эл в составе:
председательствующего судьи Смирнова С.А.,
при секретаре Домрачевой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1, ФИО2 к Комитету ветеринарии Республики Марий Эл о признании незаконным и отмене предписания,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1, ФИО2 обратились в суд с административным иском к Комитету ветеринарии Республики Марий Эл о признании незаконным и отмене предписания от ДД.ММ.ГГГГ
В обоснование указали, что по результатам внеплановой выездной проверки, проведенной Комитетом ветеринарии Республики Марий Эл, ДД.ММ.ГГГГ в отношении административных истцов, являющихся директорами магазинов «Пятерочка», вынесено предписание, согласно которому они должны в срок до ДД.ММ.ГГГГ :
1. прекратить сброс в мусорный контейнер списанной продукции животного происхождения, с истекшим сроком годности, находящихся в обороте (хранение, реализация) в магазинах «Пятерочка»;
2. осуществлять оборот биологических отходов - списанной продукции животного происхождения, с истекшим сроком годности, находящихся в обороте (хранение, реализация) в магазинах «Пятерочка» согласно требованиям Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации
и уничтожения биологических отходов», утвержденных Главным государственным ветеринарным инспектором Российской Федерации 04.12.1995 № 13-7-2/469 в порядке, установленным действующим законодательством.
С указанным предписанием административные истцы не согласны, считают его незаконным, необоснованным и подлежащим отмене, поскольку с учетом обстоятельств дела, в магазинах «Пятерочка» не осуществляется производство, транспортировка, заготовка и переработка продуктов и сырья животного происхождения, следовательно не образуются и отсутствуют биологические отходы.
Административные истцы в судебное заседание не явились, извещены о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.
Представитель административного ответчика в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте судебного заседания надлежащим образом. Согласно представленному отзыву просят в удовлетворении административного иска ФИО1, ФИО2 отказать.
Заинтересованные лица государственные инспектора ФИО3, ФИО4, представитель ООО «Агроторг» в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещались надлежаще.
Изучив материалы административного дела, выслушав стороны, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
По смыслу положений ст. 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
Статьей 3 Федерального закона от 2 января 2000 г. № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов» установлено, что не могут находиться в обороте пищевые продукты, материалы и изделия, сроки годности которых истекли.
Такие пищевые продукты, материалы и изделия признаются некачественными и опасными и не подлежат реализации, утилизируются или уничтожаются.
В целях охраны здоровья населения от некачественных и опасных продовольственного сырья и пищевых продуктов, предотвращения их оборота на потребительском рынке действует Положение о проведении экспертизы некачественных и опасных продовольственного сырья и пищевых продуктов, их использовании или уничтожении, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 29 сентября 1997 г. № 1263. В соответствии с этим Положением установлено, что порядок проведения экспертизы некачественных и опасных продовольственного сырья и пищевых продуктов, их дальнейшего использования (утилизации) или уничтожения, которое распространяется на юридических лиц независимо от формы собственности и индивидуальных предпринимателей.
Учитывая и то, что в соответствии со статьей 3 Федерального закона от 2 января 2000 г. № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов» и пункта 2 указанных выше Правил продукция с истекшим сроком годности отнесена к некачественной и опасной, в связи, с чем Министерством сельского хозяйства Российской Федерации разработана Инструкция по проведению государственного контроля и надзора в области ветеринарно-санитарной экспертизы некачественной и опасной продукции животного происхождения, ее использования или уничтожения, утвержденная приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 6 мая 2008 г. № 238, зарегистрированным в Министерстве юстиции Российской Федерации 9 июля 2008 г. № 11946, которая устанавливает порядок утилизации (уничтожения) потенциально-опасной пищевой продукции, отнесенной к объектом ветеринарного надзора.
В соответствии с пунктом 1 действие указанной выше Инструкции распространяется и является обязательной для исполнения должностными лицами органов государственной ветеринарной службы Российской Федерации, а также юридическими лицами и гражданами, осуществляющими заготовку, производство, переработку, перевозку, хранение и реализацию продукции животного происхождения, а также продукции растительного происхождения непромышленного изготовления, предназначенной для реализации на продовольственных рынках.
При этом, необходимо учитывать и то, что в соответствии с пунктом 4.1. упомянутой выше Инструкции установлено, что контроль за соблюдением общего порядка проведения ветеринарно-санитарной экспертизы проводится в том числе и за утилизацией или уничтожением некачественной и опасной продукции (при наличии соответствующего заключения-предписания) в соответствии с Положением о проведении экспертизы; Ветеринарно-санитарными правилами сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденными Главным государственным ветеринарным инспектором Российской Федерации 4 декабря 1995 г. № 13-7-2/469, зарегистрированными Министерством юстиции Российской Федерации 5 января 1996 г. № 1005, которыми установлены требования к порядку утилизации и уничтожению, в том числе учитывая статьи 3 Федерального закона от 2 января 2000 г. № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов» и пункта 2 указанных выше Правил и продукции некачественной и опасной продукции, срок годности которых истек.
Как видно из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ при проверке Комитетом ветеринарии РМЭ ООО «Агроторг», в 2 –х магазинах «Пятерочка» по адресам: <адрес> были выявлены нарушения требований законодательства РФ в области ветеринарии в виде осуществления списания продукции животного происхождения с истекшим сроком годности, находящейся в обороте (хранение, реализация) путем сброса в мусорный контейнер, что является нарушением п. 1.8 Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологическх отходов, утвержденных Главным государственным ветеринарным инспектором РФ 04 декабря 1995 г. № 13-7-2/469), зарегистрированные в Министерстве юстиции РФ 05 января 1996 г. № 1005).
В этой связи Комитетом ветеринарии РМЭ в лице государственных инспекторов ФИО3, ФИО4 было предписано до ДД.ММ.ГГГГ:
1. прекратить сброс в мусорный контейнер списанной продукции животного происхождения, с истекшим сроком годности, находящихся в обороте (хранение, реализация) в магазинах «Пятерочка»;
2. осуществлять оборот биологических отходов - списанной продукции животного происхождения, с истекшим сроком годности, находящихся в обороте (храпение, реализация) в
магазинах «Пятерочка» согласно требованиям Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов» (далее - Правил), утвержденных Главным государственным ветеринарным инспектором Российской Федерации 04.12.1995 № 13-7-2/469 в
порядке, установленным действующим законодательством.
Основанием для организации и проведения внеплановой выездной проверки в отношение ООО «Агроторг» послужило обнаружение должностными лицами Комитета ветеринарии Республики Марий Эл при проведении мероприятий по изъятию из оборота некачественных и опасных пищевых продуктов в связи с выявлением генома вируса гриппа птиц подтипа Н5 в птицеводческой продукции, произведенной ООО «ПензаМолИнвест», реализуемых в ООО «Агроторг», а именно (магазин «Пятёрочка», расположенный по адресу: <адрес>; магазин «Пятёрочка», расположенный по адресу: <адрес>) факта грубого нарушения требований действующего законодательства Российской Федерации в области ветеринарии со стороны ответственных должностных лиц ООО «Агроторг», которое заключается в несанкционированном сбросе продукции животного происхождения, в том числе (птицеводства) с истекшим сроком годности в мусорный контейнер, о чем и были взяты объяснительные с директоров указанных выше магазинов «Пятёрочка», а также составлен акт о выявленных нарушениях.
С учетом вышеуказанного суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленного административного иска, поскольку требование, содержащееся в предписании, направлено на соблюдение административными истцами действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения.
В данном случае административные истцы не представили суду доказательств, в виде соответствующих документов, подтверждающих утилизацию (уничтожение) продукции с истекшим сроком годности с учетом действующих Ветеринарно-санитарных правил (договора с ветеринарно-санитарным утилизационным заводом на утилизацию биологических отходов, накладные о приемке на утилизацию, заключение-предписание ветеринарного специалиста о дальнейшем обороте продукции с истекшим сроком годности, ветеринарные сопроводительные документы на биологические отходы, либо акты об уничтожении путем сжигания в специализированных организациях в присутствии ветеринарного специалиста (должностного лица органа государственного (контроля) надзора).
Толкование со стороны ООО «Агроторг» в административном исковом заявлении о том, что продукция животного происхождения с истекшим сроком годности не является биологическими отходами и то, что они не осуществляет переработку продукции животного происхождения является неверным, поскольку в соответствии со ст. 4 Технического регламента Таможенного союза «О безопасности пищевой продукции», принятого Решением Комиссии Таможенного союза от 9 декабря 2011 г. № 880 установлен термин «переработка (обработка)», включающий в себя, в том числе и тепловую обработку, тогда как магазины «Пятерочка» осуществляет тепловую обработку кур в печах «гриль», в связи, с чем действие пункта 1.1. Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, которым установлено, что данные правила являются обязательными для исполнения владельцами животных независимо от способа ведения хозяйства, а также организациями, предприятиями (в дальнейшем организациями) всех форм собственности, занимающимися производством, транспортировкой, заготовкой и переработкой продуктов и сырья животного происхождения распространяется, в том числе и на ООО «Агроторг».
Разрешая заявленное требования, суд пришел к выводу о законности оспариваемого предписания от ДД.ММ.ГГГГ вынесенного Комитетом ветеринарии РМЭ при наличии предусмотренных законом оснований и в пределах предоставленных полномочий, права и законные интересы административных истцов не нарушены.
Следовательно, оснований для удовлетворения заявленных требований ФИО1, ФИО2 не имеется.
Руководствуясь ст.ст.175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного искового заявления ФИО1, ФИО2 к Комитету ветеринарии Республики Марий Эл о признании незаконным и отмене предписания отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Марий Эл через Йошкар-Олинский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья С.А. Смирнов
Мотивированное решение
составлено 01 октября 2018 г.