ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-409/20 от 23.01.2020 Кировского районного суда г. Иркутска (Иркутская область)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

23 января 2020 года Кировский районный суд г. Иркутска в составе:

председательствующего судьи Кулаковой С.А.

при секретаре Фуфачевой Л.С.,

с участием представителя административного истца старшего помощника прокурора Кировского района г. Иркутска Обыдённовой А.Л., действующей на основании доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании

административное дело № 2а-409/2020 по административному исковому заявлению исполняющего обязанности прокурора Киренского района в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к министерству лесного комплекса Иркутской области о признании незаконным распоряжения об утверждении положительного заключения государственной экспертизы проекта освоения лесов,

УСТАНОВИЛ:

административный истец, исполняющий обязанности прокурора Киренского района, действуя в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц, обратился с административным исковым заявлением к министерству лесного комплекса Иркутской области (далее по тексту – министерство) о признании незаконным распоряжения заместителя министра лесного комплекса Иркутской области от 13.07.2018 № 2341-мр «Об утверждении положительного заключения государственной экспертизы проекта освоения лесов (арендатор ООО «Форест Компани»). В обоснование требований административный истец указал, что 23.05.2018 между министерством и ООО «Форест Компани» заключен договор аренды лесного участка № 91-302/18, предмет договора – лесной участок площадью 26,7481 га (267481 +/- кв.м), местоположение: Иркутская область, муниципальное образование «Киренский район», Киренское лесничество, Нижнетунгусская дача, эксплуатационные леса кварталы № № 84 (в 16 ч, 24-28 ч, 30 ч-33 ч, 36 ч), 86 (в 9 ч, 22 ч, 23 ч, 6 ч-28 ч, 30 ч-32 ч), 87 (в 6 ч, 7 ч, 30 ч), кадастровый номер 38:09:070001:157; срок действия договора – до 31.12.2026 (п. 6.1 договора № 91-302/18). По условиям договора, лесной участок передается с целью строительства дороги автомобильной с усовершенствованным облегченным или переходным типом дорожного покрытия. Распоряжением заместителя министра лесного комплекса Иркутской области от 13.08.2018 № 2341-мр утверждено положительное заключение государственной экспертизы проекта освоения лесов, арендатором которых по договору лесного участка от 23.05.2018 № 91-302/18 является ООО «Форес Компани». Между тем строительство и эксплуатация объекта, не связанного с созданием лесной инфраструктуры (строительство автомобильной дороги), на землях лесного фонда не соответствует целям, установленным п.п. 1-4 ч. 1 ст. 21 Лесного кодекса Российской Федерации. Согласно перечню объектов лесной инфраструктуры для защитных лесов, эксплуатационных лесов и резервных лесов (утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.07.2012 3 1283-Р) строительство лесной дороги как объекта лесной инфраструктуры возможно как объекта для использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, а в силу ст. 19 Лесного кодекса Российской Федерации мероприятия по сохранению лесов, в том числе работы по охране, защите, воспроизводству лесов, лесоразведению, осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со ст.ст. 81-84 ЛК РФ, и лицами, которые используют леса и (или) на которых возложена обязанность по выполнению таких работ. Действующее законодательство не предусматривает возможности передачи таких обязанностей арендаторам лесных участков, следовательно, строительство проектируемой дороги по договору аренды от 23.05.2018 № 91-302/18 не может осуществляться арендатором лесного участка. В соответствии с ч. 7 ст. 29 Лесного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица на лесных участках, предоставленных им в целях заготовки древесины, вправе осуществлять строительство лесных дорог, лесных складов, других строений и сооружений. Таким образом, действующее законодательство предусматривает возможность строительства лесных дорог гражданами и юридическими лицами в целях заготовки древесины только непосредственно на лесных участках, предоставленных для заготовки, следовательно, предоставление лесного участка в аренду для строительства дороги противоречит требованиям Лесного кодекса Российской Федерации.

В судебном заседании представитель административного истца и.о. прокурора Киренского района - старший помощник прокурора Кировского района г. Иркутска Обыдённова А.Л. требования поддержала, настаивала на их удовлетворении.

В судебное заседание административный ответчик министерство лесного комплекса Иркутской области, извещенный о рассмотрении дела, своих представителей не направил.

В судебное заседание заинтересованное лицо ООО «Форест Компани», извещенное о рассмотрении дела, своих представителей не направило.

В соответствии со ст.ст. 150, 152 КАС РФ суд рассмотрел дело в отсутствие не явившихся лиц.

Заслушав представителя административного истца, исследовав материалы дела, суд находит требования исполняющего обязанности прокурора Киренского района в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В силу ст. 1 КАС РФ суды рассматривают и разрешают подведомственные им дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, связанные с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью реализации государственных и иных публичных полномочий.

Исходя из ст. 178, ч. 8 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении.

Как разъяснено в п. 62 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.09.2016 № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации», суд не осуществляет проверку целесообразности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, принимаемых, совершаемых ими в пределах своего усмотрения в соответствии с компетенцией, предоставленной законом или иным нормативным правовым актом. При этом следует иметь в виду, что превышение указанных полномочий либо использование их вопреки законной цели и правам, законным интересам граждан, организаций, государства и общества является основанием для признания оспариваемых решений, действий (бездействия) незаконными (п. 4 ч. 9 ст. 226 КАС РФ, ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации).

В соответствии с ч. 1 ст. 88 Лесного кодекса Российской Федерации лица, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, а также лица, использующие леса на основании сервитута или установленного в целях, предусмотренных ст. 39.37 Земельного кодекса Российской Федерации, публичного сервитута, составляют проект освоения лесов в соответствии со ст. 12 настоящего Кодекса.

В соответствии с ч. 1 ст. 12 ЛК РФ освоение лесов осуществляется в целях обеспечения их многоотраслевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования, а также развития лесной промышленности.

Освоение лесов осуществляется с соблюдением их целевого назначения и выполняемых или полезных функций (ч. 2 ст. 12 ЛК РФ).

Эксплуатационные леса подлежат освоению в целях устойчивого, максимально эффективного получения высококачественной древесины и других лесных ресурсов, продуктов их переработки с обеспечением сохранения полезных функций лесов (ч. 3 ст. 12 ЛК РФ).

Судом установлено, что 23.05.2018 министерством лесного комплекса Иркутской области, арендодатель, и обществом с ограниченной ответственностью «Форест Компани», арендатор, заключен договор аренды лесного участка для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов № 91-302/18.

В соответствии с п. 1.1 договора по настоящему договору арендодатель на основании распоряжения министерства лесного комплекса Иркутской области от 11.05.2018 № 1659-мр обязуется предоставить, а арендатор обязуется принять во временное пользование лесной участок, находящийся в государственной собственности, определенный в п. 1.2 настоящего договора.

Лесной участок, предоставляемый по настоящему договору имеет следующие характеристики: площадь – 26,7481 га (267481 +/-9051 кв. м), местоположение: Иркутская область, муниципальное образование «Киренский район», Киренское лесничество, Киренское участковое лесничество, Нижнетунгусская дача, эксплуатационные леса, кварталы № 84 (в. 16 ч, 24 ч- 28 ч, 30 ч-33 ч, 36 ч), 86 (в 9 ч, 22 ч, 23 ч, 26 ч-28 ч, 30 ч-32 ч), 87 (в 6 ч, 7 ч, 30 ч), кадастровый номер 38:09:070001:157; вид разрешенного использования – строительство, реконструкция, эксплуатация линейных объектов (п. 1.2 договора).

Арендатору передается лесной участок с целью строительства дороги автомобильной с усовершенствованным облегченным или переходным типом дорожного покрытия (п. 1.3 договора).

Как следует из материалов дела, ООО «Форест Компани» разработан проект освоения лесов на лесном участке, переданном в аренду ООО «Форест Компани» для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов (строительство и эксплуатация дороги автомобильной с усовершенствованным облегченным или переходным типом дорожного покрытия) на территории Киренского лесничества Иркутской области по договору аренды лесного участка от 23.05.2018 № 91-302/18.

В соответствии с проектом «в соответствии с проектной документацией лесного участка в границах арендованного лесного участка имеются существующие объекты лесной инфраструктуры – квартальные просеки. Создание объектов лесной инфраструктуры на период использования арендованного земельного участка планируется в виде размещения аншлага. Аншлаг занимает крайне незначительную площадь, в связи с этим проведение рубок лесных насаждений для этих целей производиться не будет».

В соответствии с п. 5.6 проекта освоения лесов (площадь земель, нуждающихся в лесовосстановлении) на момент окончания действия проекта освоения лесов на территории арендуемого лесного участка будет построена и введена в эксплуатацию дорога автомобильная с усовершенствованным облегченным или переходным типом дорожного покрытия. Арендованный участок будет переведен в нелесные земли. Проведение мероприятий по лесовосстановлению не проектируется.

В силу п. 5.7 проекта освоения лесов (ведомость лесотаксационных выделов, в которых проектируются мероприятия по уходу за лесами и их пространственное размещение) мероприятия по уходу за лесом на арендованном лесном участке не планируются, в связи с тем, что на указанном лесном участке будет проведен рубка всех лесных насаждений. Все рубки лесных насаждений на лесном участке относятся к рубкам лесных насаждений любого возраста на лесных участках, предназначенных для строительства, реконструкции, эксплуатации объектов, предусмотренных ст.ст. 13, 14, 21 ЛК РФ.

Как следует из материалов дела, экспертной комиссией, утвержденной распоряжением министерства лесного комплекса Иркутской области «Об экспертной комиссии по проведению государственной экспертизы проектов освоения лесов» от 12.02.2018 № 391-м, проведена государственная экспертиза «Проекта освоения лесов на лесном участке, переданном в аренду ООО «Форест Компани» в целях использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов по договору аренды лесного участка от 23.05.2018 № 91-302/18 в пределах земель лесного фонда Киренского лесничества».

Распоряжением заместителя министра лесного комплекса Иркутской области от 13.07.2018 № 2341-мр утверждено положительное заключение экспертной комиссии государственной экспертизы проекта освоения лесов проекта.

Оценивая доводы административного искового заявления о признании незаконным распоряжения министерства от 13.07.2018 № 2341-мр «Об утверждении положительного заключения государственной экспертизы проекта освоения лесов (арендатор ООО «Форест Компани»), суд приходит к следующему.

В силу п. 1 Положения о министерстве лесного комплекса Иркутской области (утв. Постановлением Правительства Иркутской области от 27.02.2018 № 155-пп) министерство является исполнительным органом государственной власти Иркутской области, осуществляющим функции по управлению в сфере лесного хозяйства. Аналогичная норма содержалась в положении о министерстве лесного комплекса Иркутской области (утв. постановлением от 31.03.2016 № 178-пп), действовавшем на момент издания оспариваемого распоряжения.

В силу подп. 4 п. 8 Положения (утв. Постановлением Правительства Иркутской области от 27.02.2018 № 155-пп) министерство в соответствии с возложенными на него задачами в установленном порядке осуществляет функции проведения государственной экспертизы проектов освоения лесов. Аналогичная норма содержалась в положении о министерстве лесного комплекса Иркутской области (утв. постановлением от 31.03.2016 № 178-пп), действовавшем на момент издания оспариваемого распоряжения.

В соответствии с ч. 1 ст. 89 ЛК РФ, регулирующей государственную или муниципальную экспертизу проекта освоения лесов, проект освоения лесов подлежит государственной или муниципальной экспертизе в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

В соответствии с ч. 2 ст. 89 ЛК РФ государственная экспертиза проектов освоения лесов проводится уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, за исключением случаев, установленных ч.ч. 3 и 4 настоящей статьи.

В соответствии с п. 3 Порядка государственной или муниципальной экспертизы проекта освоения лесов (утв. приказом Минприроды России от 26.09.2016 № 496) целью экспертизы является оценка соответствия проекта освоения лесов нормам законодательства Российской Федерации, целям и видам освоения лесов, предусмотренных проектом освоения лесов, договору аренды лесного участка, лесохозяйственному регламенту лесничества, лесопарка, лесному плану субъекта Российской Федерации.

В соответствии с п. 7.1 Порядка государственной или муниципальной экспертизы проекта освоения лесов (утв. приказом Минприроды России от 26.09.2016 № 496) экспертная комиссия проводит анализ представленного проекта освоения лесов и определяет его соответствие нормам законодательства Российской Федерации, соответствия мероприятий по использованию, охране, защите и воспроизводству лесов целям и видам освоения лесов, предусмотренных проектом освоения лесов, договору аренды лесного участка, лесохозяйственному регламенту лесничества, лесопарка, лесному плану субъекта Российской Федерации.

В силу п. 10 Порядка государственной или муниципальной экспертизы проекта освоения лесов (утв. приказом Минприроды России от 26.09.2016 № 496) положительное заключение экспертизы оформляется в случае соответствия проекта освоения лесов нормам законодательства Российской Федерации, регулирующего лесные отношения, соответствия мероприятий по использованию, охране, защите и воспроизводству лесов целям и видам освоения лесов, предусмотренных проектом освоения лесов, договору аренды лесного участка, лесохозяйственному регламенту лесничества, лесопарка, лесному плану субъекта Российской Федерации.

Отрицательное заключение экспертизы оформляется в случае несоответствия проекта освоения лесов вышеуказанным требованиям и должно содержать указание на конкретные положения, противоречащие законодательству Российской Федерации, а также положения, не соответствующие целям и видам освоения лесов, договору аренды лесного участка, лесохозяйственному регламенту лесничества, лесопарка, лесному плану субъекта Российской Федерации, а также содержать указание о необходимости соответствующей доработки.

В соответствии с ч. 1 ст. 21 ЛК РФ, регулирующей строительство, реконструкцию и эксплуатацию объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, строительство, реконструкция и эксплуатация объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, на землях лесного фонда допускается для: 1) осуществления геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых; 3) использования водохранилищ и иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений, морских портов, морских терминалов, речных портов, причалов; 4) использования линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов; 5) переработки древесины и иных лесных ресурсов; 6) осуществления рекреационной деятельности; 7) осуществления религиозной деятельности.

Перечень объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, для защитных лесов, эксплуатационных лесов, резервных лесов утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 27.05.2013 № 849-р (ч. 7 ст. 21 ЛК РФ).

В силу п. 1 Перечня (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.05.2013 № 849-р) автомобильная дорога отнесена к объектам, не связанным с созданием лесной инфраструктуры, для осуществления работ по геологическому изучению и разработке месторождений углеводородного сырья в защитных лесах, относящихся к категориям лесов, расположенных в водоохранных зонах, а также в запретных полосах лесов, расположенных вдоль водных объектов, за исключением особо защитных участков лес.

Таким образом, строительство автомобильных дорог как объекта, не связанного с созданием лесной инфраструктуры, предусмотрено для разработки месторождений полезных ископаемых и иных работ, связанных с пользованием участками недр. В связи с чем предусмотренное приведенным проектом освоения лесов строительство автомобильной дороги противоречит предусмотренному ст. 21 ЛК РФ строительству объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, на землях лесного фонда.

В соответствии с ч. 1 ст. 13 ЛК РФ в целях использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов допускается создание лесной инфраструктуры, в том числе лесных дорог.

В соответствии с ч. 5 ст. 13 ЛК РФ распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.07.2012 № 1283-р утвержден перечень объектов лесной инфраструктуры для защитных лесов, эксплуатационных лесов и резервных лесов, согласно которому в эксплуатационных лесах предусмотрено строительство лесной дороги как объекта лесной инфраструктуры. Тогда как предусмотренная указанным проектом освоения лесов автомобильная дорога не является таким объектом лесной инфраструктуры.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что проект освоения лесов арендатора ООО «Форест Компани» действующему законодательству не отвечает, поскольку предусматривает не соответствующее видам освоения лесов мероприятие - строительство автомобильной дороги. Вместе с тем, такая автомобильная дорога не является объектом, не связанным с созданием лесной инфраструктуры, предусмотренным для геологического изучения и разработки месторождений; не является объектом лесной инфраструктуры.

Суд учитывает, что при издании оспариваемого распоряжения нарушено действующее лесное законодательство, предусматривающее возможность (в рамках освоения лесов) строительства лесных дорог гражданами и юридическими лицами в целях заготовки древесины непосредственно на лесных участках, предоставленных для заготовки. При этом предоставление лесного участка в аренду для строительства автомобильной дороги противоречит требованиям Лесного кодекса Российской Федерации. В связи с чем заключенный между министерством и ООО «Форест Компани» договор аренды противоречит действующему лесному законодательству.

При таких данных предусмотренные ст. 89 ЛК РФ, Порядка государственной или муниципальной экспертизы проекта освоения лесов (утв. приказом Минприроды России от 26.09.2016 № 496) основания для утверждения положительного заключения государственной экспертизы проекта освоения лесов арендатора ООО «Форест Компани» у административного органа отсутствовали.

Суд учитывает, что целью экспертизы является оценка соответствия проекта освоения лесов нормам законодательства Российской Федерации, целям и видам освоения лесов, предусмотренных проектом освоения лесов, договору аренды лесного участка, лесохозяйственному регламенту лесничества, лесопарка, лесному плану субъекта Российской Федерации.

Между тем экспертной комиссией цели и виды освоения лесов, предусмотренные указанным выше проектом освоения лесов, не оценивались, что привело к изданию оспариваемого распоряжения, которое не может быть признано законным.

Оспариваемое распоряжение об утверждении положительной государственной экспертизы проекта освоения лесов нарушают права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду (ст. 42 Конституции Российской Федерации), Российской Федерации, как собственника лесного фонда.

Принимая во внимание, что установленные обстоятельства стали известны административному истцу в связи с поручением прокуратуры Иркутской области от 26.11.2019, административное исковое заявление предъявлено в суд 17.12.2019, установленный ст. 219 КАС РФ срок для обращения в суд административным истцом соблюден.

При таких обстоятельствах административный иск исполняющего обязанности прокурора Киренского района в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц о признании незаконным распоряжения заместителя министра лесного комплекса Иркутской области от 13.07.2018 № 2341-мр «Об утверждении положительного заключения государственной экспертизы проекта освоения лесов (арендатор ООО «Форест Компани») суд находит подлежащим удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 175 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

административный иск исполняющего обязанности прокурора Киренского района в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц удовлетворить.

Признать незаконным распоряжение заместителя министра лесного комплекса Иркутской области от 13.07.2018 № 2341-мр «Об утверждении положительного заключения государственной экспертизы проекта освоения лесов (арендатор ООО «Форест Компани»).

Апелляционная жалоба на решение суда может быть подана в Иркутский областной суд через Кировский районный суд г. Иркутска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий С.А. Кулакова

Решение суда в окончательной форме принято 31 января 2020 года