Дело № 2а-40/2018
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
25 января 2018 года п. Междуреченский
Кондинский районный суд Ханты- Мансийского автономного округа -Югры в составе председательствующего судьи Косолаповой О.А.
с участием представителя административного истца ФИО1,
при секретаре Шестаковой Г.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению администрации Кондинского района ХМАО-Югры к Кондинскому отделу по контролю и надзору в сфере окружающей среды, объектов животного мира, и лесных отношений Службы по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира, и лесных отношений Ханты-Мансийского автономного округа-Югры, к Службе по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира, и лесных отношений Ханты-Мансийского автономного округа-Югры о признании незаконными предписаний от 04.09.2017 № 06-256/2017, №06-257/2017, от 08.09.2017 №06-268/2017 обязанности отменить предписания,
УСТАНОВИЛ:
Администрация Кондинского района с учетом внесенных изменений обратилась в суд с административным исковым заявлением к Кондинскому отделу по контролю и надзору в сфере окружающей среды, объектов животного мира, и лесных отношений Службы по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира, и лесных отношений Ханты-Мансийского автономного округа-Югры о признании незаконными предписаний от 04.09.2017 № 06-256/2017, №06-257/2017, от 08.09.2017 №06-268/2017, обязанности отменить предписание в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу. Требования мотивированы тем, что обжалуемые предписания об организации и проведении мероприятий по ликвидации захламления отходами потребления на участке местности в северо-западной части п. Лиственичный выдано администрации Кондинского района незаконно, поскольку несанкционированное место размещения отходов бытового мусора находится в границах территории муниципального образования сельское поселение Леуши – земли населенных пунктов. Ликвидация несанкционированных мест захламления отходами потребления в указанном месте связана с организацией работ по благоустройству территории МО с.п. Леуши и не относится к правоотношениям по обращению с отходами, поскольку указанные действия являются нарушениями земельного законодательства и подлежат рассмотрению в рамках земельного контроля. Обязанность по организации устранения несанкционированных мест захламления лежит на администрации сельского
поселения Леуши. Законом ХМАО-Югры от 26 сентября 2014 года № 78-оз «Об отдельных вопросах организации местного самоуправления в ХМАО-Югре» к вопросам местного значения сельского поселения отнесено участие в организации деятельности по сбору ( в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов, указанные в пункте 18 части 1 части 14 федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Кроме того определение территориальных границ ответственности и ответственных лиц за содержание территорий муниципальных образований устанавливаются нормативными правовыми актами соответствующих органов местного самоуправления при утверждении Генеральных схем очистки территории, Правил благоустройства территории муниципального образования. Правилами благоустройства территории сельского поселения Леуши, утвержденных решением Совета депутатов сельского поселения Леуши от 21 августа 2017 года № 53, организацию работ и координацию деятельности служб в области благоустройства территории муниципального образования, в том числе в части санитарной очистки, уборки территорий, обеспечения чистоты и порядка в муниципальном образовании осуществляют уполномоченные органы местного самоуправления ( п. 9.2.2). На территории муниципального образования запрещается накапливать и размещать отходы производства и потребления в несанкционированных местах ( п. 9.2.3). В случае невозможности установления лиц, разместивших отходы производства и потребления на несанкционированных местах, удаление отходов и рекультивация указанных территорий производится лицами, обеспечивающими уборку данной территории в соответствии с настоящими правилами ( п. 9.2.5)
Согласно примечанию к п. 7.8 ГОСТ 30772-2001 если собственник отходов не установлен, собственниками отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся.
Таким образом орган местного самоуправления Леуши вправе и обязан оперативно устранять причины образования места захламления отходами потребления на участке, расположенном на территории с.п. Леуши в рамках муниципального земельного контроля и контроля выполнения Правил благоустройства и озеленения сельского поселения.
Кроме того со ссылкой на положения федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» административный истец полагает, что оспариваемое предписание не содержит указания о конкретных действиях по организации и проведению мероприятий по ликвидации захламления отходами потребления на указанном в предписании участке в северо-западной части п. Лиственичный.
При разбирательстве к участию в административном деле судом
привлечен соответчик Служба по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира, и лесных отношений Ханты-Мансийского автономного округа-Югры.
В судебном заседании представитель административного истца ФИО1, действующая на основании надлежаще оформленной доверенности № 34 от 31 июля 2017 года, административные исковые требования поддержала по изложенным обстоятельствам.
Административные ответчики надлежаще извещены о времени и месте разбирательства административного дела, в суд не явились, об отложении судебного заседания не ходатайствуют, просят рассмотреть административное дело в их отсутствие.
Суд полагает рассмотреть административное дело в отсутствие неявившихся административных ответчиков.
Возражая против административного иска, административные ответчики направили возражения, в которых полагают оспариваемое предписание законным и обоснованным.
Выслушав представителя административного истца ФИО1, исследовав материалы дела, оценив доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суд приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Установлено, что согласно Акту № 06-274/2017 о проведении осмотра от 04 сентября 2017 года в соответствии с Распоряжением от 29.08.2017 № 06-274/2017 Кондинским отделом по контролю и надзору в сфере окружающей среды, объектов животного мира, и лесных отношений Службы по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира, и лесных отношений Ханты-Мансийского автономного округа-Югры, (далее Кондинский отдел Службы природнадзора Югры) 01 сентября 2017 года был произведен осмотр территории п. Лиственичный Кондинского района (северо-западная часть п. Лиственичный в непосредственной близости от береговой линии оз.Туман координаты N 59гр. 39 мин. 06.5 сек. Е65 гр. 41 мин. 54.2 сек.) на предмет ликвидации несанкционированного места размещения отходов
производства и потребления, выявленного на территории сельского поселения Леуши. В ходе осмотра установлено, что зафиксированное ране актом № 06-140 от 31.05.2017 несанкционированное место размещения отходов бытового мусора (согласно ФККО отходы 1V-V класса опасности) в северо-западной части п. Лиственичный (земли населенных пунктов) не очищено от бытового мусора ( л.д. 15-16).
На основании указанного акта по итогам проведения обследования № 06-274/2017 от 04.09.2017 Кондинским отделом Службы природнадзора Югры Администрации Кондинского района выдано предписание № 06-257/2017 от 04 сентября 2017 года об устранении нарушения законодательства в области охраны окружающей среды и нарушений природоохранных требований, содержание предписания: в срок до 15.09.2017 организовать и провести мероприятия по ликвидации захламления отходами потребления на участке, расположенном в северо-западной части п. Лиственичный (точка с географическими координатами N 59гр. 39 мин. 06.5 сек. Е64 гр. 41 мин. 54.2 сек.) на основании п.п. 1,2 ст. 51 закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ст. 13 закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» ( л.д. 17-18).
Согласно Акту № 06-273/2017 о проведении осмотра от 04 сентября 2017 года в соответствии с Распоряжением от 29.08.2017 № 06-273/2017 Кондинским отделом Службы природнадзора Югры 01 сентября 2017 года был произведен осмотр территории п. Лиственичный Кондинского района (северо-западная часть п. Лиственичный координаты N 59гр. 39 мин. 05.3 сек. Е65 гр. 41 мин. 55.4 сек.) на предмет ликвидации несанкционированного места размещения отходов производства и потребления, выявленного на территории сельского поселения Леуши. В ходе осмотра установлено, что зафиксированное ране актом № 06-140 от 31.05.2017 несанкционированное место размещения отходов бытового мусора (согласно ФККО отходы 1V-V класса опасности) в северо-западной части п. Лиственичный (земли населенных пунктов) не очищено от бытового мусора ( л.д. 20-21).
На основании акта по итогам проведения обследования № 06-273/2017 от 04.09.2017 Кондинским отделом Службы природнадзора Югры Администрации Кондинского района выдано предписание № 06-256/2017 от 04 сентября 2017 года об устранении нарушения законодательства в области охраны окружающей среды и нарушений природоохранных требований, содержание предписания: в срок до 15.09.2017 организовать и провести мероприятия по ликвидации захламления отходами потребления на участке, расположенном в северо-западной части п. Лиственичный (точка с географическими координатами N 59гр. 39 мин. 05.3 сек. Е64 гр. 41 мин. 55.4 сек.) на основании п.п. 1,2 ст. 51 закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ст. 13 закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» ( л.д. 20-23).
Согласно Акту № 06-283/2017 о проведении осмотра от 08 сентября 2017 года в соответствии с Распоряжением от 04.09.2017 № 06-283/2017
Кондинским отделом Службы природнадзора Югры) 08 сентября 2017 года был произведен осмотр территории п. Лиственичный Кондинского района (западная часть п. Лиственичный координаты N 59гр. 38 мин. 55.2 сек. Е65 гр. 41 мин. 54.6 сек.) на предмет ликвидации несанкционированного места размещения отходов производства и потребления, выявленного на территории сельского поселения Леуши. В ходе осмотра установлено, что несанкционированное место размещения отходов бытового мусора (согласно ФККО отходы 1V-V класса опасности) в северо-западной части п. Лиственичный (земли населенных пунктов) частично очищено от бытового мусора ( л.д. 25-26).
На основании акта по итогам проведения обследования № 06-274/2017 от 04.09.2017 Кондинским отделом Службы природнадзора Югры Администрации Кондинского района выдано предписание № 06-268/2017 от 08 сентября 2017 года об устранении нарушения законодательства в области охраны окружающей среды и нарушений природоохранных требований, содержание предписания: в срок до 22.09.2017 организовать и провести мероприятия по ликвидации захламления отходами потребления на участке, расположенном в северо-западной части п. Лиственичный (точка с географическими координатами N 59гр. 38 мин. 55.2 сек. Е65 гр. 41 мин. 54.6 сек.) на основании п.п. 1,2 ст. 51 закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ст. 13 закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» ( л.д. 27-28).
Ссылку в указанном предписании на акт по итогам проведения обследования № 06-274/2017 от 04.09.2017 суд полагает опиской, поскольку указанное в предписании место несанкционированного захламления отходами потребления выявлено при проведении осмотра 08.09.2017, о чем составлен акт № 06-283/2017 от 08.09.2017.
На основании ст. 8 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
В соответствии с пунктами 1,2 статьи 51 федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» Отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
2. Запрещаются:
сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву;
размещение отходов I - IV классов опасности и радиоактивных отходов на территориях, прилегающих к городским и сельским поселениям, в лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зонах, на путях миграции животных, вблизи нерестилищ и в иных местах, в
которых может быть создана опасность для окружающей среды, естественных экологических систем и здоровья человека;
Согласно ст. 13 федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» ( далее закон № 89-ФЗ) территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.
Организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Согласно статье 1 Закона № 89-ФЗ Об отходах производства и потребления отходами производства и потребления являются вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом; обращением с отходами признается деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов; размещение отходов - хранение и захоронение отходов; хранение отходов - складирование отходов в специализированных объектах сроком более чем одиннадцать месяцев в целях утилизации, обезвреживания, захоронения; под захоронением отходов понимается изоляция отходов, не подлежащих дальнейшей утилизации, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду; обезвреживание отходов - это уменьшение массы отходов, изменение их состава, физических и химических свойств (включая сжигание и (или) обеззараживание на специализированных установках) в целях снижения негативного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду; сбор отходов - прием или поступление отходов от физических лиц и юридических лиц в целях дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, транспортирования, размещения таких отходов; транспортирование отходов - перемещение отходов с помощью транспортных средств вне границ земельного участка, находящегося в собственности юридического лица или индивидуального предпринимателя либо предоставленного им на иных правах; накопление отходов - временное складирование отходов (на срок не более чем одиннадцать месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейших утилизации, обезвреживания, размещения, транспортирования; обработка отходов - предварительная подготовка отходов к дальнейшей утилизации, включая их сортировку, разборку, очистку; утилизация отходов - использование отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг, включая повторное применение отходов, в том числе повторное применение
отходов по прямому назначению (рециклинг), их возврат в производственный цикл после соответствующей подготовки (регенерация), а также извлечение полезных компонентов для их повторного применения (рекуперация).
В соответствии со ст. 8 Закона N 89-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с отходами относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих районов. Органы местного самоуправления муниципального района осуществляют полномочия в области обращения с отходами, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, на территориях сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, а также на межселенной территории.
Согласно пункту 1 статьи 8 к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений в области обращения с отходами относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих поселений.
Законом ХМАО-Югры от 26 сентября 2014 года № 78-оз "Об отдельных вопросах организации местного самоуправления в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре" в его статье 1 кроме вопросов местного значения сельского поселения, предусмотренных частью 3 статьи 14 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", к вопросам местного значения также относятся вопросы, закрепленные в том числе в пункте 18 части 1 статьи 14 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", то есть участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих поселений.
Из системного толкования указанных норм следует, что наличие у сельского поселения полномочий по участию в организации деятельности по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов не исключает участия муниципального района в организации деятельности по другим видам обращения с отходами потребления, предусмотренным законом № 89-ФЗ, на территории сельского поселения и предполагает такую деятельность в целях обеспечения полной и эффективной очистки территории от загрязнений. Учитывая, что оспариваемое предписание содержит требование по организации и проведению мероприятий по ликвидации захламления отходами потребления определенного участка на территории Кондинского района, суд не усматривает его противоречия закону.
Доводы административного истца о том, что содержащиеся в оспариваемом предписании требования о ликвидации захламления отходами
потребления связаны с вопросами благоустройства территории поселения, противоречат положениям федерального закона № 89-ФЗ.
Указание на регулирование указанных вопросов в сфере земельного контроля связано с неверным толкованием закона.
Учитывая наличие в оспариваемом предписании ссылки на закон № 89-ФЗ, предусматривающий виды деятельности муниципального района в сфере обращения с отходами потребления, суд отклоняет доводы административного истца о неконкретности требований оспариваемого предписания.
Оснований для удовлетворения административных исковых требований не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-181 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении административных исковых требований администрации Кондинского района ХМАО-Югры к Кондинскому отделу по контролю и надзору в сфере окружающей среды, объектов животного мира, и лесных отношений Службы по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира, и лесных отношений Ханты-Мансийского автономного округа-Югры, к Службе по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира, и лесных отношений Ханты-Мансийского автономного округа-Югры о признании незаконными предписаний от 04.09.2017 № 06-256/2017, № 06-257/2017, от 08.09.2017 № 06-268/2017, обязанности отменить предписания - отказать.
Решение может быть обжаловано в суд Ханты- Мансийского автономного округа –Югры через Кондинский райсуд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме, то есть, с 30 января 2018 года.
Судья О.А.Косолапова