ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-41.2020 от 24.01.2018 Сарапульского районного суда (Удмуртская Республика)

Дело № 2а -41.2020 (2а-803/2019)

УИД: 18RS0024-01-2018-000858-06

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

06 февраля 2020 года <адрес>

Сарапульский районный суд Удмуртской Республики в составе:

председательствующего судьи Старковой А.С.,

при секретаре ФИО3,

с участием представителя административного истца ФИО2 - ФИО5, представителя административного ответчика Администрации МО «<адрес>» ФИО6

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО2 к Администрации муниципального образования «<адрес>» о признании не законным решения об отказе в предоставлении земельного участка с кадастровым номером 18:18:016001:424 в собственность, обязании принять решение о предоставлении в собственность ФИО2 за плату без проведения торгов земельный участок с кадастровым номером 18:18:016001:424, обязании оформить и выдать договор купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 18:18:016001:424,

установил:

Административный истец ФИО2 обратился в суд с административным исковым заявлением к Администрации муниципального образования «<адрес>» о признании не законным решения об отказе в предоставлении земельного участка с кадастровым номером 18:18:016001:424 в собственность, обязании принять решение о предоставлении в собственность ФИО2 за плату без проведения торгов земельный участок с кадастровым номером 18:18:016001:424, обязании оформить и выдать договор купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 18:18:016001:424.

В обоснование иска (с учетом уточнения) указано, что административный истец является арендатором земельного участка площадью 650 кв.м. с кадастровым номером 18:18:016001:424, расположенном по адресу: УР <адрес>, территория МО «Сигаевское», дачный массив «Мыльники», переулок Большая Полянка, участок «В» из категории земель сельскохозяйственного назначения, с видом разрешенного использования «ведение личного подсобного хозяйства». ДД.ММ.ГГГГ Административный истец обратился в Администрацию МО «<адрес>» с заявлением о предоставлении в собственность спорного земельного участка. Письмом Администрации МО «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГФИО2 уведомлен об отказе в предоставлении ему земельного участка в собственность. Административный истец считает, что решение об отказе в предоставлении испрашиваемого земельного участка является не законным и нарушает его права, поскольку отсутствуют предусмотренные законом основания для отказа в предоставлении земельного участка в собственность.

Просит признать решение Администрации МО «<адрес>» об отказе в предоставлении земельного участка с кадастровым номером 18:18:016001:424 в собственность ФИО4 - не законным, обязать Администрацию МО «<адрес>» принять решение о предоставлении в собственность ФИО2 за плату без проведения торгов земельный участок с кадастровым номером 18:18:016001:424, обязать Администрацию МО «<адрес>» оформить и выдать договор купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 18:18:016001:424.

Определением Сарапульского районного суда УР от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена Администрация МО «Сигаевское».

Административный истец ФИО2 о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в судебное заседание не явился, представил в суд ходатайство рассмотрении дела в его отсутствие.

Представитель административного истца ФИО2ФИО5 требования поддержал, по основания изложенным в иске. Представил письменные возражения, в которых указал, что Постановлением Администрации МО «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ утверждена схема расположения земельного участка по адресу: УР <адрес>, территория МО «Сигаевское», дачный массив «Мыльники», переулок Большая полянка, участок «б», представленная ФИО7 Постановлением Администрации МО «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ за так же утверждена схема раздела земельного участка с кадастровым номером 18:18:016001:424. Следовательно, местоположение земельного участка с кадастровым номером 18:18:016001:424 органом местного самоуправления было согласовано без каких-либо замечаний. В результате формирования (схемы расположения так же утверждены органом местного самоуправления) земельных участков с кадастровыми номерами 18:18:016001:533, 18:18:016001:536, 18:18:016001:267 пер.Большая Полянка стал «тупиковым», возникли затруднения с подъездом автотранспорта и необходимость организации разворотной площадки. Верховный суд РФ в определении Судебной коллегии по экономическим спорам ВС РФ -ЭС17-13675 по делу №А41-103283-2015(со ссылкой на позицию Европейского Суда по правам человека) указал, что если речь идет об общем интересе, публичным властям надлежит действовать своевременно, надлежащим образом и максимально последовательно. Так же отмечено, что ошибки или просчеты государственных органов должны служить выгоде заинтересованных лиц, особенно при отсутствии иных конфликтующих интересов; риск любой ошибки, допущенной государственным органом, должно нести государство, и ошибки не должны устраняться за счет заинтересованного лица.

Представитель административного ответчика Администрации муниципального образования «<адрес>» ФИО6 возражала против удовлетворения иска.

В письменных возражениях от ДД.ММ.ГГГГ указано, что с исковыми требованиями не согласны в полном объеме. ДД.ММ.ГГГГ между Администрацией МО «<адрес>» и ФИО7 заключен договор аренды земельного участка, государственная собственность на который не разграничена с кадастровым номером 18:18:016001:424 площадью 1300 кв.м., из категории земель сельскохозяйственного назначения, с видом разрешенного использования: ведение личного подсобного хозяйства на полевых участках – производство сельскохозяйственной продукции без права возведения объектов капитального строительства (код 1.16), расположенного по адресу: УР <адрес>, территория МО «Сигаевское», дачный массив «Мыльники», переулок Большая Полянка, участок «Б». ДД.ММ.ГГГГФИО7 передал права и обязанности по договору аренды ФИО2 и ФИО1ДД.ММ.ГГГГФИО2 обратился в Администрацию с заявлением о внесении изменений в договор аренды в части изменения площади земельного участка, в связи с разделом вышеуказанного земельного участка на два участка с кадастровыми номерами: 18:18:016001:493 (арендатор ФИО8) и 18:18:016001:424 (арендатор ФИО2). ДД.ММ.ГГГГ было подготовлено дополнительное соглашение к договору аренды в части изменения арендаторов и площади земельного участка. Дополнительное соглашение зарегистрировано в Управлении Росреестра по УР. ДД.ММ.ГГГГ в Администрацию МО «Сигаевское» обратились жители дачного массива «Мыльники» с проблемой подъезда к земельным участкам, в связи с тем, что пер.Большая Полянка является тупиковым и нет места для разворота автомобилям. По обращению жителей был проведен осмотр земельных участков. ДД.ММ.ГГГГФИО2 обратился с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность. Был сделан запрос в Администрацию МО «Сигаевское» о планируемом размещении дороги и ширины отвода земли для строительства после утверждения Генерального плана МО «Сигаевское». На что получен ответ, что согласно проекта местных нормативов Градостроительного проектирования МО «Сигаевское»: п.6.1.4 Ширину и поперечный профиль улиц в пределах уровень их благоустройства следует определить в зависимости от величины населенного пункта, прогнозируемых потоков движения, условий прокладки инженерных коммуникаций, типа, этажности и общего архитектурно-планировочного решения застройки, как правило 15-25 м. Пункт 6.1.6 Размеры разворотных площадок на тупиковых улицах и дорогах диаметром (не менее): для разворота легковых автомобилей – 16 м.; для разворота пассажирского общественного транспорта – 30 м. Администрацией был дан ответ с рекомендацией об исключении площади дороги из земельного участка арендатора. ДД.ММ.ГГГГФИО2 обратился с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность, на что был дан ответ об исключении площади дороги из земельного участка арендатора. ДД.ММ.ГГГГФИО2 вновь обратился с заявлением о предоставлении ему земельного участка в собственность, на что был дан ответ об исключении площади дороги из земельного участка арендатора и последующем обращении с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность. Данная дорога включена в перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения на основании Постановления Администрации МО «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения муниципального образования «<адрес>». ДД.ММ.ГГГГ заключен муниципальный контракт №зз-39498-19 от ДД.ММ.ГГГГ на выполнение работ по зимнему содержанию автомобильных дорог общего пользования местного значения и искусственных сооружений на них. В случае предоставления земельного участка в собственность Администрация не сможет реализовать Генеральный план МО «Сигаевское» в части полномочий предусмотренных ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ №131-ФЗ и Устава МО «<адрес>» по дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения, осуществления муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, будут нарушены права граждан, для которых необходима данная дорога. Кроме того, в случае предоставления земельного участка, будет приватизирован земельный участок общего пользования, автомобильная дорога местного значения, что запрещено п.12 ст.85 ЗК РФ и п.8 ст.28 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ №178-ФЗ. В связи с тем, что часть земельного участка накладывается на земельный участок под автомобильной дорогой находящейся в реестре муниципальной собственности Администрации МО «<адрес>» и на основании под.4 ст.39.16 ЗК РФ Администрация МО «<адрес>» приняла решение об отказе в предоставлении земельного участка в собственность, рекомендовав заявителю провести работы по исключению дороги из участка истца. Считает права административного истца не нарушены.

Просит в удовлетворении административного иска отказать.

Заинтересованное лицо Администрация МО «Сигаевское» о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, представителя в суд не направили.

Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствии заинтересованных лиц.

Выслушав объяснения представителя заинтересованного лица, исследовав письменные доказательства по делу, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд (часть 2 этой же статьи).

Дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих подлежат рассмотрению в порядке главы 22 КАС РФ.

В силу ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

По смыслу положений ст.227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий – несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействия) не могут быть признаны незаконными.

В соответствии со статьями 60, 61 ЗК РФ действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем признания недействительными в судебном порядке не соответствующих законодательству актов исполнительных органов государственной власти или актов органов местного самоуправления.

Ненормативный акт исполнительного органа государственной власти или ненормативный акт органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующий закону или иным нормативным правовым актам и нарушающий права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица в области использования и охраны земель, может быть признан судом недействительным.

Для приобретения прав на земельный участок граждане должны обратиться в уполномоченный исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, с заявлением о приобретении прав на земельный участок.

В месячный срок со дня поступления заявления уполномоченный исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, должен принять решение о предоставлении земельного участка на праве собственности.

В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности уполномоченный исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.

Постановлением Администрации МО «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ утверждена схема расположения земельного участка площадью 1300 кв.м., расположенного по адресу: УР <адрес>, территория МО «Сигаевское», дачный массив «Мыльники», переулок Большая Полянка, участок «б», предоставленная ФИО7

Как установлено судом и подтверждается материалами дела ДД.ММ.ГГГГ между Администрацией МО «<адрес>» и ФИО7 заключен договор аренды земельного участка собственность, на который не разграничена . В силу п.1.1 предметом договора является земельный участок с кадастровым номером 18:18:016001:424, площадью 1300 кв.м., из категории земель сельскохозяйственного назначения, с видом разрешенного использования: ведение личного подсобного хозяйства на полевых участках – производство сельскохозяйственной продукции без права возведения объектов капитального строительства (код 1.16), расположенный по адресу: УР <адрес>, территория МО «Сигаевское», дачный массив «Мыльники», переулок Большая Полянка, участок «б».

На основании соглашения об уступке прав и обязанностей по договору аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГФИО7 уступил права и обязанности на земельный участок с кадастровым номером 18:18:016001:424 площадью 1300 кв.м, расположенный по адресу: УР <адрес>, территория МО «Сигаевское», дачный массив «Мыльники», переулок Большая Полянка, участок «б» ФИО1 и ФИО2 по ? доле в праве аренды каждому.

На основании заявления ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ о внесении изменений в договор аренды от ДД.ММ.ГГГГ дополнительным соглашением от ДД.ММ.ГГГГ к договору аренды земельного участка, государственная собственность на который не разграничена от ДД.ММ.ГГГГ, внесены изменения в договор аренды в части изменения арендаторов и площади земельного участка.

Согласно выписке ЕГРН земельный участок с кадастровым номером 18:18:016001:424, площадью 650 кв.м., расположенный по адресу: УР <адрес>, территория МО «Сигаевское», дачный массив «Мыльники», переулок Большая Полянка, участок «б» находится в аренде у ФИО2

ДД.ММ.ГГГГ в Администрацию МО «Сигаевское» поступило обращение жителей пер.Большая Полянка дачного массива «Мыльники», о том, что они испытывают проблемы, связанные с подъездам к своим земельным участкам, а в зимний период возникает сложность в очистке дороги от снега, поскольку переулок является тупиковым. В случае возникновения пожара, либо вызова скрой помощи, машинам экстренных служб негде развернуться. Просят установить разворотную площадку в конце переулка.

ДД.ММ.ГГГГФИО2 обратился в <адрес> с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 18:18:016001:424, площадью 650 кв.м., из категории земель сельскохозяйственного назначения, с видом разрешенного использования: ведение личного подсобного хозяйства на полевых участках – производство сельскохозяйственной продукции без права возведения объектов капитального строительства (код 1.16), расположенного по адресу: УР <адрес>, территория МО «Сигаевское», дачный массив «Мыльники», переулок Большая Полянка, участок «б».

Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ отделом земельных отношений Администрации МО «<адрес>» направлен запрос в Администрацию МО «Сигаевское» о предоставлении сведений о размещении дороги на территории дачного массива «Мыльники», в переулке Большая Полянка, из ответа на который следует, что в соответствии с проектом Генерального плана МО «Сигаевское», публичные слушания по которому прошли ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ, испрашиваемый ФИО2 земельный участок расположен в черте существующей улицы. В соответствии с местными нормативами Градостроительного проектирования МО «Сигаевское» размеры разворотных площадок на тупиковых улицах и дорогах, диаметром (не менее): для разворота легковых автомобилей 16 м. В связи с чем Администрация МО «Сигаевское» просит не предоставлять земельный участок с кадастровым номером 18:18:016001:424 в собственность.

ДД.ММ.ГГГГФИО2 вновь обратился с заявлением в Администрацию МО «<адрес>» с требованием предоставить земельный участок с кадастровым номером 18:18:016001:424 ему в собственность, указав, что испрашиваемый земельный участок сформирован и поставлен на кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ, т.е. до внесения изменений в генплан, в связи, с чем изменения, вносимые в генплан должны были учитывать существующее расположение земельного участка. Считает, что оснований для отказа в предоставлении земельного участка в собственность нет.

Письмом Администрации МО «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГФИО2 предложено провести работы по межеванию его земельного участка, с исключением площади под дорогу, поскольку испрашиваемый земельный участок находится в тупиковой улице, где диаметр разворотной площадки должен составлять 16 метров, а по сведениям государственного кадастра недвижимости ширина улицы составляет 9 метров. Аналогичное письмо направлено ФИО2ДД.ММ.ГГГГ за .

Из письма Администрации МО «Сигаевское» от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в отношении земельных участков с кадастровыми 18:18:016001:424 и 18:18:016001:493 Администрация МО «Сигаевское» не планирует вносить изменения в проект Генерального плана МО «Сигаевское», а так же местные нормативы Градостроительного проектирования МО «Сигаевское».

ДД.ММ.ГГГГФИО2 обратился в Администрацию МО «<адрес>» с заявлением о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 18:18:016001:424 в собственность.

Письмом Администрации МО «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО2 предложено провести работы по межеванию его земельного участка, с исключением площади под дорогу, поскольку испрашиваемый земельный участок по сведениям Публичной кадастровой карты и проектом Генерального Плана МО «Сигаевское» находится в тупиковой улице, где диаметр разворотной площадки должен составлять 16 метров, для легковых автомобилей и 30 м. для пассажирского транспорта, а по сведениям государственного кадастра недвижимости ширина улицы составляет 9 метров. После проведения межевания рекомендовано вновь обратится с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность.

По общему правилу, закрепленному в пункте 1 статьи 10 Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 101-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Закон N 101-ФЗ), земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации.

Отношения по предоставлению земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, урегулированы главой V.1 Земельного кодекса Российской Федерации, в соответствии с положениями которой предоставление таких земельных участков осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции (статья 39.2), в том числе на основании договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду (подпункт 3 пункта 1 статьи 39.1).

В силу пункта 1 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.

В пункте 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрена продажа без торгов, в частности, земельных участков, предназначенных для ведения сельскохозяйственного производства и переданных в аренду гражданину или юридическому лицу, этому гражданину или этому юридическому лицу по истечении трех лет с момента заключения договора аренды с этим гражданином или этим юридическим лицом либо передачи прав и обязанностей по договору аренды земельного участка этому гражданину или этому юридическому лицу при условии отсутствия у уполномоченного органа информации о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка в случае, если этим гражданином или этим юридическим лицом заявление о заключении договора купли-продажи такого земельного участка без проведения торгов подано до дня истечения срока указанного договора аренды земельного участка (подпункт 9).

В силу пункта 4 статьи 10 Закона N 101-ФЗ, гражданин или юридическое лицо, которым земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставлен в аренду и в отношении которых у исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления, указанных в статье 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации, отсутствует информация о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка, вправе приобрести такой земельный участок в собственность или заключить новый договор аренды такого земельного участка в случае и в порядке, которые предусмотрены Земельным кодексом Российской Федерации.

Исчерпывающий перечень оснований, при наличии хотя бы одного из которых уполномоченный орган вправе принять решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, содержится в статье 39.16 ЗК РФ.

Подпунктом 3 пункта 5 статьи 39.17 ЗК РФ предусмотрено, что уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, перечисленных в статье 39.16 ЗК РФ.

В пункте 17 статьи 39.16 ЗК РФ приведено такое основание для отказа в предоставлении публичного участка в собственность физических и юридических лиц, когда указанный в заявлении о предоставлении земельный участок в соответствии с утвержденными документами территориального планирования и (или) документацией по планировке территории предназначен для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения и с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, не уполномоченное на строительство этих объектов.

По правилам подпункта 7 пункта 5 статьи 27 ЗК РФ ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки, предназначенные для строительства, реконструкции и (или) эксплуатации, в числе прочих объектов, автомобильных дорог федерального значения, регионального значения, межмуниципального значения или местного значения.

В силу п. 12 ст. 85 Земельного кодекса РФ земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.

Отказ ФИО2 в предоставлении земельного участка в собственность Администрация МО «<адрес>» мотивировала наложением испрашиваемого земельного участка на автомобильную дорогу местного значения.

В силу действующих норм земельные участки, в пределах границ которых проходят как существующие, так и планируемые в соответствии с генеральным планом муниципального образования автомобильные дороги, не могут быть приватизированы в порядке, предусмотренном статьей 39.20 ЗК РФ.

В пункте 27 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ, указано, что по смыслу статьи 39.16 ЗК РФ для отказа в предоставлении участка по основанию, предусмотренному пунктом 17 данной статьи, достаточно установить, что в соответствии с утвержденными документами территориального планирования и (или) документацией по планировке территории испрашиваемый участок предназначен для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения. При этом для отказа в предоставлении не требуется доказательств резервирования этого участка для государственных или муниципальных нужд.

В соответствии с нормами Градостроительного кодекса Российской Федерации генеральные планы включают в себя карты планируемого размещения объектов с указанием или описанием зон размещения названных объектов, при этом в данных документах не предусмотрено перечисление конкретных земельных участков, попадающих в зоны размещения планируемых объектов.

В пункте 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" разъяснено, что правомерным основанием для отказа в продаже земельного участка может служить то обстоятельство, что в соответствии с генеральным планом развития города, поселка, иного населенного пункта, утвержденным до обращения собственника недвижимости с заявлением о выкупе земельного участка, на данном земельном участке предусмотрено строительство другого объекта.

Таким образом, по смыслу указанных положений, применительно к рассматриваемому спору, для признания правомерным отказа уполномоченного органа в предоставлении земельного участка в собственность суду достаточно установить обстоятельства, свидетельствующие о наличии сведений о перспективном развитии (строительстве) на испрашиваемом земельном участке автодороги. Установленный запрет на приватизацию земель общего пользования направлен на обеспечение публичных интересов, свободного доступа граждан к местам общего пользования, предназначенным для удовлетворения общественных интересов населения.

Из системного толкования положений статей 39.17 и 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации усматривается, что земельный участок не предоставляется в собственность, если в соответствии с утвержденными документами территориального планирования и (или) документацией по планировке территории он предназначен для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения.

Регламентация законодателем градостроительной деятельности направлена в первую очередь на обеспечение комфортной среды обитания, комплексного учета потребностей населения и территорий в развитии и необходима для согласования государственных, общественных и частных интересов в данной области в целях обеспечения благоприятных условий проживания.

С учетом этого Градостроительный кодекс Российской Федерации (далее - ГрК РФ) отдельно выделяет такие объекты, как территории общего пользования, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц. К данным территориям относятся, в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары (часть 12 статьи 1), которые могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации (часть 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации).

В статье 9 ГрК РФ (указано, что документы территориального планирования подразделяются на документы территориального планирования Российской Федерации; документы территориального планирования субъектов Российской Федерации; документы территориального планирования муниципальных образований. Документы территориального планирования являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений.

В соответствии с пунктом 2 статьи 1 ГрК РФ территориальное планирование - планирование развития территорий, в том числе для установления функциональных зон, определения планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения.

Согласно статье 18 ГрК РФ документами территориального планирования муниципальных образований являются схемы территориального планирования муниципальных районов, генеральные планы поселений, генеральные планы городских округов.

Постановлением Администрации МО «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ утвержден Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения МО «<адрес>», в числе прочих указана автомобильная дорога переулка Большая Полянка д. м.Мыльники, присвоен идентификационный ОП МР 009.

Распоряжением Правительства УР -р от ДД.ММ.ГГГГ утвержден Генеральный план МО «Сигаевское» <адрес> УР.

Решением Совета депутатов МО «Сигаевское» от ДД.ММ.ГГГГ утверждены местные нормативы Градостроительного проектирования МО «Сигаевское».

Пунктом 6.1.6 местных нормативов Градостроительного проектирования МО «Сигаевское» предусмотрены минимальные размеры разворотных площадок на тупиковых улицах и дорогах, для разворота легковых автомобилей 16 м., для разворота пассажирского общественного транспорта 30 м.

Между МКУ «ОКС <адрес>» и ООО «Теплоцентр» ДД.ММ.ГГГГ заключен муниципальный контракт на выполнение работ по зимнему содержанию автомобильных дорог общего пользования местного значения. В перечне автомобильных дорог, указанных в Приложении к муниципальному контракту, в числе прочих указана автомобильная дорога переулка Большая Полянка д.Мыльники.

Юридически значимым обстоятельством для предоставления в собственность за плату земельного участка является установление факта принятия в отношении испрашиваемого земельного участка утвержденных по правилам Градостроительного кодекса документов территориального планирования и (или) документации по планировке территории для размещения на нем объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения. При этом исследование вопроса о резервировании земельного участка для государственных или муниципальных нужд не требуется, поскольку достаточным основанием для отказа в предоставлении в собственность земельного участка является установление обстоятельств, изложенных в части 17 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации.

Таким образом, материалами дела подтверждается, что часть спорного земельного участка, занята улицей, необходимой для проезда автомобильного транспорта, в том числе специального, в связи с чем является объектом общего пользования.

В связи, с чем суд приходит к выводу о том, что у Администрации МО «<адрес>» имелись законные основания для принятия решения об отказе ФИО2 в предоставлении земельного участка с кадастровым номером 18:18:016001:424 в собственность, в удовлетворении заявленных административных требований в данной части надлежит отказать.

Исходя из положений статей 29 и 36 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции.

Только после принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.

Учитывая, что оспариваемое решение принято Администрацией в рамках предоставленных ей полномочий в соответствие с действующим законодательством, то суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении требований ФИО2 к Администрации муниципального образования «<адрес>» об обязании принять решение, о предоставлении в собственность за плату без проведения торгов земельный участок с кадастровым номером 18:18:016001:424, обязании оформить и выдать договор купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 18:18:016001:424.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 218–228 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

решил:

В удовлетворении административного искового заявления ФИО2 к Администрации муниципального образования «<адрес>» о признании не законным решения об отказе в предоставлении земельного участка с кадастровым номером 18:18:016001:424 в собственность ФИО2, обязании принять решение о предоставлении в собственность ФИО2 за плату без проведения торгов земельный участок с кадастровым номером 18:18:016001:424, обязании оформить и выдать договор купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 18:18:016001:424 - отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Удмуртской Республики в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Апелляционная жалоба подается через Сарапульский районный суд Удмуртской Республики.

Решение изготовлено в окончательном виде ДД.ММ.ГГГГ.

Судья Старкова А.С.