Дело № 2а-4100/2021
25RS0029-01-2021-007819-71
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
24 августа 2021 года г.Уссурийск
Уссурийский районный суд Приморского края в составе председательствующего судьи Рогалева Е.В., при секретаре Высоцкой Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление ФИО1 к Администрации Уссурийского городского округа (далее –Администрация УГО) о признании незаконным постановления от 10.06.2021 №1337 «О предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешённого строительства, реконструкции объектов капитального строительства для земельного участка с кадастровым номером XXXX»,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец обратилась к административному ответчику с требованием о признании незаконным постановления администрации Уссурийского городского округа 10.06.2021 №1337, которым ООО «XXXX» было предоставлено разрешение на отклонение от предельных параметров разрешённого строительства, реконструкции объектов капитального строительства при соблюдении технических регламентов в части уменьшения минимального отступа от границ земельного участка с кадастровым номером XXXX, площадью XXXX кв.м, расположенного по адресу: XXXX, в территориальной зоне застройки среднеэтажными жилыми домами с нежилыми помещениями на первых этажах (Ж5) с 3 м до 0 м с северной, восточной, южной и западной границ земельного участка для строительства подземной парковки, и с 3 м до 0 м с восточной границы земельного участка для строительства объекта, разрешённое использование - многоквартирные жилые дома, мотивируя свои требования следующим.
В обжалуемом постановлении отсутствуют указания на то, что земельный участок с кадастровым номером XXXX обладает каким-либо из признаков, указанных в ч.1 ст.40 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее -ГрК РФ) в качестве обязательных при предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешённого строительства; уменьшение отступов от границ земельного участка с 3 м до 0 м превышает допустимые 10 процентов, указанные в ч.1.1 ст.40 ГрК РФ; отклонение от предельных параметров разрешённого строительства, реконструкции объектов капитального строительства разрешается для отдельного земельного участка при соблюдении требований технических регламентов, при этом из заключения специалиста XXXX от 01.07.2021 «Об определении соответствия техническим нормам, соблюдения интересов владельцев смежного участка и наличия угрозы жизни и здоровью окружающих от возводимого объекта недвижимости на земельном участке с кадастровым номером XXXX, расположенного относительно ориентира, почтовый адрес ориентира: XXXX» следует, что примыкание части наружной стены будущего жилого здания к соседнему земельному участку делает невозможным устройство отмостки на этой части здания, что противоречит п. 6.26 СП 82.13330.2016. «Благоустройство территорий. Актуализированная редакция СНиП Ш-10-75», нарушает регламент о безопасности зданий, согласно ст. 25 Федерального закона от 30.12.2009 №384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», возводимый объект не соответствует требованиям п.8.1, п.8.6 и п.8.8 Главы 8 «Проходы, проезды и подъезды к зданиям и сооружениям» СП 4.13130.2013 «Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объёмно-планировочным и конструктивным решениям», определяющим необходимость устройства проездов и подъездов к жилым зданиям, и нормируют их размеры, а отсутствие обеспечения нормируемого по СП 4.13130.2013 подъезда нарушает требования статьи 80 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», определяющей основные требования пожарной безопасности при проектировании зданий, вопреки ч.6.1 ст.40 ГрК РФ, на момент подачи данного заявления, на земельном участке ведётся активное строительство многоквартирного жилого дома в отсутствие разрешительных документов, о чем Администрации ГО при вынесении обжалуемого постановления было известно, что подтверждается обращением административного истца от 07.05.2021 и ответом административного ответчика на данное обращение от 15.06.2021 №Б-1026.
Таким образом, административным ответчиком при вынесении обжалуемого постановления допущены многочисленные нарушения норм действующего законодательства, не учтены права и законные интересы собственника смежного земельного участка, что является основанием для признания постановления XXXX от ДД.ММ.ГГ незаконным.
Представитель административного истца адвокат Никитина О.А. в судебном заседании на требованиях административного иска настаивала, по основаниям в нём изложенным, дополнительно указав на то, что администрации УГО было доподлинно известно о том, что строительство на объекте ведётся без соответствующего на то разрешения, которое фактически было выдано при наличии уже возведённой подземной части сооружения; при неоднократном направлении запросов в ДД.ММ.ГГ г. администрация УГО ответила, что разрешающих документов на строительство нет, никакая проектная документация к ним не поступала, но несмотря на это и зная, что будут нарушены права административного истца, администрация УГО принимает обжалуемое постановление; кроме того административный истец, как заинтересованное лицо, не привлекался к публичным слушаниям при обсуждении вопроса о выдаче разрешения на уменьшение отступов от границ земельного участка; имеющиеся подземная часть сооружения заходит на участок административного истца, а пожарный проезд будет обеспечиваться за счёт принадлежащего ей земельного участка.
Представитель административного ответчика, представив письменные возражения относительно заявленных требований, в судебном заседании указала на отсутствие оснований для удовлетворения заявленных требований, поскольку оспариваемое постановление принято с соблюдением норм ГрК РФ, доводы истца о том, что пожарный проезд будет обеспечиваться за счёт её земельного участка ни чем не подтверждаются; разрешение было представлено в соответствии с документацией и нормами ГрК РФ; процедура принятия была соблюдена, общественные обсуждения проведены, выданы соответствующие рекомендации; административным истцом не подтверждено, что данным постановлением нарушаются её права; обжалуемым постановлением ООО «XXXX» дано разрешение уменьшить отступы с 3 м до 0 м по всем границам земельного участка только для подземной парковки, а для строительства надземной части объекта разрешён отступ с 3 м до 0 м только с восточной границы земельного участка, со стороны XXXX.
Представитель заинтересованного лица ООО «XXXX», извещённый о времени и месте рассмотрения дела надлежащем образом, в судебное заседание не явился, возражений относительно заявленных требований не представил.
Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее –КАС РФ) установлено, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделённых отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделённые государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
При этом для удовлетворения заявленных требований необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие ненормативного правового акта, решения, действий (бездействия) закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и свободы административного истца (часть 2 статьи 227 КАС РФ).
Согласно ст. 36 ГрК РФ градостроительным регламентом определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства. Градостроительные регламенты устанавливаются с учётом фактического использования земельных участков и объектов капитального строительства в границах территориальной зоны, возможности сочетания в пределах одной территориальной зоны различных видов существующего и планируемого использования земельных участков и объектов капитального строительства, функциональных зон и характеристик их планируемого развития, определённых документами территориального планирования муниципальных образований, видов территориальных зон, и требований охраны объектов культурного наследия, а также особо охраняемых природных территорий, иных природных объектов.
Требования градостроительного регламента носят обязательный характер и должны соблюдаться каждым субъектом, осуществляющим строительство.
Из содержания материалов дела следует, что ООО «XXXX» является собственником земельного участка площадью XXXX кв. м, кадастровый номер XXXX, расположенного по адресу: XXXX, разрешённое использование: многоквартирные жилые дома, а собственником смежного земельного участка с кадастровым номером XXXX, площадью XXXX кв. м., расположенного по адресу: XXXX разрешённое использование: индивидуальные жилые дома, части жилых домов, является ФИО1.
Земельный участок с кадастровым номером XXXX согласно карте градостроительного зонирования расположен в территориальной зоне застройки среднеэтажными жилыми домами с нежилыми помещениями на первых этажах (Ж5) и в соответствии с градостроительным регламентом раздел III Правил землепользования и застройки Уссурийского городского округа, утв. решением Думы муниципального образования г. Уссурийск и Уссурийский район от 30.11.2004 №104 (в ред. от ДД.ММ.ГГ, с изм. от ДД.ММ.ГГ) для указанной территориальной зоны с разрешённым видом использования –многоквартирные жилые дома, предусмотрены минимальные размеры земельного участка - 800 кв. м, минимальные отступы от границ земельного участка в целях определения места допустимого размещения объекта - 3 м, предельное количество этажей - от 4 до 5, максимальный процент застройки земельного участка - 60. При этом действие градостроительного регламента не распространяется: на реконструируемые объекты, разрешение на строительство которых получено до введения в действие настоящих Правил (редакция от 22 декабря 2011 года №505-НПА), расположенные с нарушением градостроительного регламента, в части уменьшения минимальных отступов от границ земельного участка, предусмотренной этажности объекта, регламентируемого процента застройки.
Частью 1 ст. 40 ГрК РФ определены условия, при которых правообладатели земельных участков вправе обратиться за разрешениями на отклонение от предельных параметров разрешённого строительства, реконструкции объектов капитального строительства.
Согласно указанной норме права, правообладатели земельных участков, размеры которых меньше установленных градостроительным регламентом минимальных размеров земельных участков либо конфигурация, инженерно-геологические или иные характеристики которых неблагоприятны для застройки, вправе обратиться за разрешениями на отклонение от предельных параметров разрешённого строительства, реконструкции объектов капитального строительства.
В соответствии с частью 1.1 ст. 40 ГрК РФ правообладатели земельных участков вправе обратиться за разрешениями на отклонение от предельных параметров разрешённого строительства, реконструкции объектов капитального строительства, если такое отклонение необходимо в целях однократного изменения одного или нескольких предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленных градостроительным регламентом для конкретной территориальной зоны, не более чем на десять процентов.
Частью 2 статьи 40 ст. 40 ГрК РФ определено, что отклонение от предельных параметров разрешённого строительства, реконструкции объектов капитального строительства разрешается для отдельного земельного участка при соблюдении требований технических регламентов. Следовательно, основанием для отказа в выдаче такого разрешение является невозможность соблюдения технических регламентов, в том числе санитарных норм и правил, при отклонении от предельных параметров разрешённого строительства объектов капитального строительства, исходя из намерений заявителя.
Из смысла указанной нормы следует, что для получения разрешения на отклонение от предельных параметров разрешённого строительства, заинтересованное лицо должно доказать то, что планируемое строительство с учётом отклонений от предельных параметров соответствует техническим регламентам (не нарушает нормы безопасности зданий, строений и сооружений) и обосновать возможность размещения на земельном участке объекта с параметрами, указанными в заявлении, в части изменений минимального отступа от границ земельного участка в целях определения места допустимого размещения объекта и процента застройки участка.
Положениями частей 3 - 6 ст. 40 ГрК РФ регламентирована процедура получения разрешения на отклонение от предельных параметров разрешённого строительства, реконструкции объектов капитального строительства, включающая в себя проведение общественных обсуждений по вопросу о предоставлении такого разрешения.
Согласно материалам дела, ДД.ММ.ГГ ООО «XXXX» обратилось в комиссию по подготовке Правил землепользования и застройки Уссурийского городского округа с заявлением о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешённого строительства (реконструкции) объекта капитального строительства, расположенного по адресу: XXXX, в связи с тем, что характеристики земельного участка с кадастровым номером XXXX неблагоприятны для застройки ввиду требований проекта зон охраны объекта культурного наследия «Жилой дом, ДД.ММ.ГГ г., XXXX».
ДД.ММ.ГГ главой Уссурийского городского округа принято постановление XXXX, которым назначены общественные обсуждения по вопросам предоставления разрешений на отклонение от предельных параметров разрешённого строительства, реконструкции объектов капитального строительства для земельных участков с кадастровыми номерами XXXX, XXXX, XXXX, XXXX, XXXX, о чем было опубликовано ДД.ММ.ГГ, в том числе в XXXX газеты «Коммунар плюс» и в официальном Вестнике Уссурийского городского округа на официальном сайте администрации УГО, и ДД.ММ.ГГ данные обсуждения признаны состоявшимися.
ДД.ММ.ГГ на основании заключения о результатах общественных обсуждений комиссией по подготовке правил землепользования и застройки Уссурийского городского округа главе Уссурийского городского округа рекомендовано предоставить ООО «XXXX» разрешение на отклонение от предельных параметров разрешённого строительства в части уменьшения минимального отступа от границ земельного участка с кадастровым номером XXXX, площадью XXXX кв.м, расположенного по адресу: XXXX, в территориальной зоне застройки среднеэтажными жилыми домами с нежилыми помещениями на первых этажах (Ж 5) с 3 м до 0 м с северной, восточной, южной и западной границ земельного участка.
ДД.ММ.ГГ главой Уссурийского городского округа было принято обжалуемое истцом постановление XXXX, согласно которому ООО «XXXX» было предоставлено разрешение на отклонение от предельных параметров разрешённого строительства, реконструкции объектов капитального строительства при соблюдении технических регламентов в части уменьшения минимального отступа от границ земельного участка с кадастровым номером XXXX, площадью XXXX кв.м, расположенного по адресу: XXXX, в территориальной зоне застройки среднеэтажными жилыми домами с нежилыми помещениями на первых этажах (Ж5) с 3 м до 0 м с северной, восточной, южной и западной границ земельного участка для строительства подземной парковки, и с 3 м до 0 м с восточной границы земельного участка для строительства объекта, разрешённое использование - многоквартирные жилые дома.
Таким образом, судом установлено, что процедура получения разрешения на отклонение от предельных параметров разрешённого строительства, реконструкции объектов капитального строительства, в частности и процедура проведения общественных обсуждений по вопросу предоставления заинтересованным лицам такого разрешения, соблюдена; процессуальных нарушений при принятии обжалуемого акта не имеется; права административного истца обжалуемым актом не нарушаются, т.к. при его принятии застройщику не предоставлялось право нарушать требования градостроительных, строительных норм и правил, а также технических регламентов при осуществлении им строительства, в том числе связанного с неправильным расположением на земельном участке как самого объекта строительства, так и его инфраструктуры; предоставленные отклонения от предельных параметров разрешённого строительства в части изменений минимального отступа от границ земельного участка в целях определения места допустимого размещения объекта с 3 м до 0 м с северной, восточной, южной и западной границ земельного участка в отношении подземной парковки, и с 3 м до 0 м с восточной границы земельного участка –в отношении наземной части планируемого к строительству здания (многоквартирный жилой дом) также не нарушают права истца, поскольку разрешение дано на уменьшение отступа до 0 метров относительно западной границы земельного участка, разделяющей земельный участок истца и застройщика, в целях определения места размещения подземной парковки, а не в целях расположения наземной части строящегося здания, которое должно располагаться, в том числе и с соблюдением отступа от границы смежного участка 3 метра для данной территориальной зоны и противопожарных норм, а уменьшение отступов относительно других границ земельного участка застройщика не влияет на права административного истца по использованию своего земельного участка.
Доводы административного истца относительно нарушений, допущенных при строительстве заинтересованными лицами объекта недвижимости, не могут быть рассмотрены в рамках данного административного дела, предметом которого является проверка законности решений (действий) администрации УГО.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований административного истца в полном объёме, поскольку обжалуемое им постановление от ДД.ММ.ГГXXXX не противоречит приведённым выше требованиям закона и не нарушает права заявителя.
По изложенному и руководствуясь статьями 175-189, 227,228 КАС РФ, суд,
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении административного искового заявления ФИО1 к Администрации УГО о признании незаконным постановления от 10.06.2021 №1337 «О предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешённого строительства, реконструкции объектов капитального строительства для земельного участка с кадастровым номером XXXX», отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Приморский краевой суд через Уссурийский районный суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Председательствующий: Е.В. Рогалев
Мотивированное решение изготовлено 07 сентября 2021 г.