ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-4105/2021 от 23.07.2021 Петропавловска-камчатского городского суда (Камчатский край)

Дело № 2а-4105/2021

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

г. Петропавловск-Камчатский 23 июля 2021 года

Петропавловск-Камчатский городской суд Камчатского края в составе:

судьи Фоменко С.В.,

при секретаре Михайловой Е.Ю.,

с участием представителя административного истца Железной Д.В.,

представителя административного ответчика ФИО1,

административного ответчика ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску АО "Северо-Восточный ремонтный центр" к Государственной инспекции труда в Камчатском крае о признании незаконными акта проверки №41/7-236-21-ОБ/12-1635-И/61-1 от 16 апреля 2021 года, предписания №41/7-236-21-ОБ/12-1636-И/61-1 от 16 апреля 2021 года

УСТАНОВИЛ:

АО "Северо-Восточный ремонтный центр" обратилось в суд с административным иском к главному государственному инспектору труда Государственной инспекции труда в Камчатском крае ФИО2, Государственной инспекции труда в Камчатском крае о признании незаконными акта проверки № 41/7-236-21-ОБ/12-1635-И/61-1 от 16 апреля 2021 года, предписания № 41/7-236-21-ОБ/12-163 6-И/61-1 от 16 апреля 2021 года.

В обоснование указав, что по результатам проведенной в отношении административного истца проверки по обращению ФИО4 о невыплате заработной платы за работу в праздничные дни в январе 2021 года не менее чем в двойном размере, в соответствии с требованиями ст.153 ТК РФ административным ответчиком выдано предписание № 41/7-236-21-ОБ/12-163 6-И/61-1 от 16 апреля 2021 года. Вместе с тем при составлении акта проверки от 16 апреля 2021 года и вынесении на его основании предписания государственный инспектор труда не отразил, каким именно образом работодатель нарушил положения ст. 153 ТК РФ, при выплате заработной платы работнику ФИО4 за январь 2021 года обществом соблюдены все требования трудового законодательства, произведена оплата за 32 часа рабочего времени ФИО4 по установленному графику в пределах месячной нормы рабочего времени с доплатой (выделенной отдельным начислением).: 8 часов за 01 января 2021 года и 24 часа за 05 января 2021 года – 01 января 2021 года в одинарном размере сверх оклада, следовательно за 32 часа рабочего времени в указанные нерабочие праздничные дни ФИО4 получил оплату в одинарном размере в составе должностного оклада за месячную норму рабочего времени (120 часов), в одинарном размере дополнительно сверх должностного оклада, то есть всего в двойном размере в соответствии со ст.153 ТК РФ, кроме того произведена оплата за работу в ночное время, согласно табелю за январь 2021 года в размере 54 часов в соответствии со ст.154 ТК РФ. Жалоба, поданная в порядке подчиненности о признании акта и предписания незаконными, оставлена без удовлетворения. Акт проверки и предписание нарушают права административного истца, поскольку неисполнение предписания влечет привлечение АО "Северо-Восточный ремонтный центр" к административной ответственности предусмотренной ч. 23 ст. 19.5 КоАП РФ.

Представитель административного истца ФИО3 в судебном заседании требования административного искового заявления поддержала по основаниям, в нем изложенным.

Административный ответчик главный государственный инспектор труда Государственной инспекции труда в Камчатском крае ФИО2 в судебном заседании требования административного иска считала необоснованными и не подлежащими удовлетворению, по основаниям, указанным в письменном отзыве, согласно которому требования предписания изложены на основании выявленных очевидных нарушений трудового законодательства, установленных в ходе проведения внеплановой проверки, по обращению ФИО6 В связи с тем, что работник отработал в январе 2021 года 152 часа, при месячной норме рабочего времени 120 часов (то есть сверх установленной нормы) из них в праздничные дни 32 часа, оплата за работу праздничные дни должна производиться в повышенном размере в соответствии со ст. 153 ТК РФ, а именно работникам, получающим оклад (должностной оклад) в размере не менее двойной дневной или часовой ставки (части оклада (должностного оклада) за день или час работы) сверх оклада (должностного оклада), если работа производилась сверх месячной нормы рабочего времени. Оплата работы в праздничный день должна производиться с применением решения Конституционного суда РФ от 28.06.2018 г. № 26-П, то есть помимо тарифной ставки (должностного оклада) с применением компенсационных и стимулирующих выплат. Административным ответчиком заявлено ходатайство о пропуске срока обжалования предписания № 41/7-236-21-ОБ/12-163 6-И/61-1 от 16 апреля 2021 года.

Представитель административного ответчика Государственной инспекции труда в Камчатском крае ФИО1 в судебном заседании считал административный иск необоснованным, по основаниям, изложенным в письменном отзыве ФИО2, предписание законным.

Выслушав лиц участвующих в деле, исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующему.

Конституцией Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод, а также право обжалования в суд решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц (части 1 и 2 статьи 46).

По смыслу части 1 статьи 218, части 2 статьи 227 КАС РФ необходимым условием для удовлетворения административного иска, рассматриваемого в порядке главы 22 КАС РФ, является наличие обстоятельств, свидетельствующих о несоответствии обжалуемого решения, действий (бездействия) административного ответчика требованиям действующего законодательства и нарушение прав административного истца в результате принятия такого решения, совершения действий (бездействия). При этом на административного истца процессуальным законом возложена обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о нарушении его прав, соблюдении срока обращения в суд за защитой нарушенного права. Административный же ответчик обязан доказать, что принятое им решение, действия (бездействие) соответствуют закону (части 9 и 11 статьи 226, статья 62 КАС РФ).

Согласно части 2 статьи 357 Трудового кодекса Российской Федерации в случае обращения профсоюзного органа, работника или иного лица в государственную инспекцию труда по вопросу, находящемуся на рассмотрении соответствующего органа по рассмотрению индивидуального или коллективного трудового спора (за исключением исков, принятых к рассмотрению судом, или вопросов, по которым имеется решение суда), государственный инспектор труда при выявлении очевидного нарушения трудового законодательства или иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеет право выдать работодателю предписание, подлежащее обязательному исполнению. Данное предписание может быть обжаловано работодателем в суд в течение десяти дней со дня его получения работодателем или его представителем.

Таким образом, положения ч.2 ст. 357 ТК РФ устанавливают специальный срок для оспаривания работодателем предписаний государственной инспекции труда, в связи с чем, общий срок обращения в суд, установленный ч.1 ст. 219 КАС РФ, применению не подлежит.

На основании п. 12 ст. 16 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, проверка которых проводилась, в случае несогласия с фактами, выводами, предложениями, изложенными в акте проверки, либо с выданным предписанием об устранении выявленных нарушений в течение пятнадцати дней с даты получения акта проверки вправе представить в соответствующие орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля в письменной форме возражения в отношении акта проверки и (или) выданного предписания об устранении выявленных нарушений в целом или его отдельных положений.

В соответствии с ч. 1 ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

Как следует из материалов дела и установлено в судебном заседании, 16 апреля 2021 года главным государственным инспектором труда ФИО2 вынесено предписание № 41/7-236-21-ОБ/12-163 6-И/61-1 в отношении АО "Северо-Восточный ремонтный центр", которое получено административным истцом 27 апреля 2021 года

АО "Северо-Восточный ремонтный центр" 11 мая 2021 года обратилось к руководителю Государственной инспекции труда в Камчатском крае с жалобой в отношении акта проверки № 41/7-236-21-ОБ/12-1635-И/61-1 от 16 апреля 2021 года, предписания № 41/7-236-21-ОБ/12-163 6-И/61-1 от 16 апреля 2021 года.

В адрес АО "Северо-Восточный ремонтный центр" 18 мая 2021 года поступило письмо заместителя руководителя Государственной инспекции труда в Камчатском крае ФИО5, согласно которому отказано в удовлетворении жалобы АО "Северо-Восточный ремонтный центр".

С административным иском административный истец обратился в суд 27 мая 2021 года.

Поскольку АО "Северо-Восточный ремонтный центр" реализовало свое право предусмотренное п.2 ст.16 Закона N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", в связи, с чем направило вышестоящему должностному лицу Государственной инспекции труда в Камчатском крае в установленный законом срок возражения о не согласии с проведенной в отношении него 16 апреля 2021 года проверки, суд приходит к выводу об отсутствии пропуска обращения в суд с учетом обжалования предписания вышестоящему должностному лицу.

Как следует из материалов дела, 05 марта 2021 года в Государственную инспекцию труда в Камчатском крае обратился ФИО9 работник АО "Северо-Восточный ремонтный центр" с заявлением по вопросу начисления заработной платы в праздничные дни за январь 2021 года

Распоряжением заместителя руководителя государственной инспекции труда в Камчатском крае ФИО5 от 22 марта 2021 года № 41/7-236-21-ОБ/12-1093-И/61-1, назначена внеплановая документарная проверка в отношении АО "Северо-Восточный ремонтный центр", лицом, уполномоченным на проведение проверки, назначен главный государственный инспектор ФИО2

По результатам проверки 16 апреля 2021 года государственным инспектором труда ФИО2 составлен акт проверки, согласно которому проверка проведена в рамках компетенции ГИТ, на основании распоряжения 41/7-236-21-ОБ/12-1093-И/61-1 исследованы документы, представленные работодателем. Установлено, что ФИО9 принят в АО "Северо-Восточный ремонтный центр" 24 июня 2015 года на должность матроса 1 класса-такелажника на основании трудового договора №179. Приказом от 03 февраля 2020 года ФИО9 уволен по п. 2 ч. 1 ст. 81 ТК РФ в связи с сокращением штата работников. На основании приказа от 14 апреля 2020 года ФИО9 восстановлен в должности. Из табеля учет рабочего времени за январь 2021 года следует, что ФИО9 в этом месяце отработано 152 часа при норме рабочего времени, определенном производственным календарем на 2021 год 120 часов. Из 152 часов ФИО9 отработал в праздничные дни 32 часа. Таким образом работа в январе 2021 года работником производилась сверх месячной нормы рабочего времени и оплата за работу в праздничные дни должна быть произведена в размере не менее двойной дневной или часовой ставки (части оклада (должностного оклада) задень или час работы) сверх оклада (должностного оклада). При исследовании представленного к проверке расчетного листка за январь 2021 года следует, что оплата за 32 часа за работу в праздничные дни ФИО6 произведена в одинарном размере сверх оклада, чем нарушены требования ч. 1 ст. 153 ТК РФ. Другой день отдыха работнику не предоставлялся, документы, отражающие обратное, не представлены. При изучении расчетных листков за 2020 год нарушений в части оплаты работы в праздничные дни не усматривается, оплата производилась в двойном размере сверх оклада.

Исполнительному директору АО "Северо-Восточный ремонтный центр" ФИО7 16 апреля 2021 года главным государственным инспектором труда в Камчатском крае ФИО2 вынесено предписание № 41/7-236-21-ОБ/12-163 6-И/61-1 об устранении нарушений трудового законодательства, со сроком исполнения до 17 мая 2021 года, обязывающее произвести ФИО6 оплату работы в праздничные дни в январе 2021 года в полном объеме с учётом ранее выплаченных сумм, в соответствии с ч.1 ст. 153 ТК РФ, как работнику отработавшему в праздничные ни сверх месячной нормы рабочего времени. Выплаты произвести с учетом процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка РФ от невыплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. При неполной выплате в установленный срок заработной платы и (или) других выплат, причитающихся работнику, размер процентов (денежной компенсации) исчисляется из фактически не выплаченных в срок сумм. Размер выплачиваемой работнику денежной компенсации может быть повышен коллективным договором, локальным нормативным актом или трудовым договором. Обязанность по выплате указанной денежной компенсации возникает независимо от наличия вины работодателя. Основанием для вынесения предписания указаны ч.1 ст.153 ТК РФ, ст.236 ТК РФ.

Рассматривая требования административного истца, суд приходит к следующему.

Федеральная инспекция труда - единая централизованная система, состоящая из федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и его территориальных органов (государственных инспекций труда) (ч. 1 ст. 354 ТК РФ).

Статьей 356 ТК РФ предусмотрен перечень полномочий федеральной инспекции труда, к которым отнесены, в частности, осуществление федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, посредством проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, составления протоколов об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготовки других материалов (документов) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации; ведение приема и рассмотрение жалоб и иных обращений граждан о нарушениях их трудовых прав, принятие мер по устранению выявленных нарушений и восстановлению нарушенных прав (абзацы второй и пятнадцатый).

В соответствии с абзацем шестым части первой статьи 357 ТК РФ государственные инспекторы труда при осуществлении федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеют право предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке.

В силу статьи 360 упомянутого кодекса государственные инспекторы труда в целях осуществления федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, проводят плановые и внеплановые проверки на всей территории Российской Федерации любых работодателей (организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также работодателей - физических лиц) в порядке, установленном федеральными законами с учетом особенностей, установленных упомянутой статьей. Основанием для проведения внеплановой проверки является в числе прочих поступление в федеральную инспекцию труда обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти (должностных лиц федеральной инспекции труда и других федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный контроль (надзор), органов местного самоуправления, профессиональных союзов, из средств массовой информации о фактах нарушений работодателями требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в том числе требований охраны труда, повлекших возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью работников, а также приведших к невыплате или неполной выплате в установленный срок заработной платы, других выплат, причитающихся работникам, либо установлению заработной платы в размере менее размера, предусмотренного трудовым законодательством.

Исходя из приведенных норм трудового законодательства Российской Федерации, государственная инспекция труда, осуществляя функцию по надзору за работодателями, выявляет допущенные ими нарушения норм трудового законодательства и иных нормативных правовых актов и принимает меры по их устранению.

Порядок организации и проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей органами, уполномоченными, в том числе на осуществление государственного контроля (надзора), права и обязанности указанных лиц при осуществлении соответствующего контроля (надзора) урегулированы Федеральным законом от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ).

Согласно ч. 1 ст. 1 Закона настоящий Федеральный закон регулирует отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля.

В силу п. 1 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны выдать предписание юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения и (или) о проведении мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью людей.

В соответствии с абз. 2 ч. 2 ст. 22 ТК РФ работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров.

При выявлении очевидного нарушения трудового законодательства или иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, государственный инспектор труда вправе устранить нарушения, допущенные в отношении работника, посредством вынесения обязательного для работодателя предписания.

При этом согласно статье 129 ТК РФ заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

Согласно статье 149 ТК РФ при выполнении работ в условиях, отклоняющихся от нормальных (при выполнении работ различной квалификации, совмещении профессий (должностей), сверхурочной работе, работе в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни и при выполнении работ в других условиях, отклоняющихся от нормальных), работнику производятся соответствующие выплаты, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором. Размеры выплат, установленные коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором, не могут быть ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Согласно части 1 статьи 153 ТК РФ работа в выходной или нерабочий праздничный день оплачивается не менее чем в двойном размере: сдельщикам - не менее чем по двойным сдельным расценкам; работникам, труд которых оплачивается по дневным и часовым тарифным ставкам, - в размере не менее двойной дневной или часовой тарифной ставки; работникам, получающим оклад (должностной оклад), - в размере не менее одинарной дневной или часовой ставки (части оклада (должностного оклада) за день или час работы) сверх оклада (должностного оклада), если работа в выходной или нерабочий праздничный день производилась в пределах месячной нормы рабочего времени, и в размере не менее двойной дневной или часовой ставки (части оклада (должностного оклада) за день или час работы) сверх оклада (должностного оклада), если работа производилась сверх месячной нормы рабочего времени.

Согласно части 1 статьи 236 ТК РФ при нарушении работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. При неполной выплате в установленный срок заработной платы и (или) других выплат, причитающихся работнику, размер процентов (денежной компенсации) исчисляется из фактически не выплаченных в срок сумм.

Из приведенных положений статьи 236 ТК РФ следует, что материальная ответственность работодателя в виде выплаты работнику денежной компенсации в определенном законом размере наступает только при нарушении работодателем срока выплаты начисленной работнику заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику по трудовому договору.

Материалами дела установлено, что основанием для проведения внеплановой документарной проверки АО "Северо-Восточный ремонтный центр" явилось обращение в государственную инспекцию труда по Камчатскому краю работника АО "Северо-Восточный ремонтный центр" ФИО9 с информацией о нарушении указанным юридическим лицом его трудовых прав в части оплаты труда в праздничные дни января 2021 года.

Действуя в рамках предоставленных Государственной инспекции труда в Камчатском крае полномочий, административный ответчик был вправе провести проверку в отношении АО "Северо-Восточный ремонтный центр" и вынести соответствующее предписание.

Довод административного истца о том, что Обществом соблюдены все требования трудового законодательства при выплате ФИО9 заработной опровергается материалами проверки, проведенной 16 апреля 2021 года главным государственного инспектора труда ФИО2

Довод административного истца о том, что в оспариваемом предписании не указано соответствующее нормативное обоснование является необоснованным, поскольку предписание содержит требование с указанием необходимости соблюдения ч. 1 ст. 153, ст. 236 ТК РФ.

Довод административного истца о возможном привлечении к административной ответственности предусмотренной ч. 23 ст. 19.5 КоАП РФ суд находит несостоятельным.

Акт проверки и предписание соответствуют требованиям законодательства, учитывая, что трудовой инспекцией установлено нарушение трудового законодательства при выплате заработной платы работнику за работу в праздничные дни.

На основании изложенного, суд приходит к выводу об отсутствии законом предусмотренных оснований для удовлетворения требований АО "Северо-Восточный ремонтный центр".

Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

отказать в удовлетворении административного иска АО "Северо-Восточный ремонтный центр" к Государственной инспекции труда в Камчатском крае о признании незаконными акта проверки №41/7-236-21-ОБ/12-1635-И/61-1 от 16 апреля 2021 года, предписания №41/7-236-21-ОБ/12-1636-И/61-1 от 16 апреля 2021 года.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Камчатский краевой суд через Петропавловск-Камчатский городской суд Камчатского края в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

В окончательной форме решение составлено 06 августа 2021 года.

Судья