К делу № 2а-4109/16
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
14 сентября 2016 года Армавирский городской суд Краснодарского края в составе:
председательствующего судьи - Черминского Д.И.,
при секретаре - Авакимовой А.А.,
с участием административного истца - ФИО1,
представителя административного ответчика – ФИО2,
представившего доверенность №300, сроком действия до 31.12.2016,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Межмуниципальному отделу по г.Армавиру Новокубанскому району Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Краснодарскому краю об оспаривании отказа в государственной регистрации,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО1 обратился в суд с административным иском к Межмуниципальному отделу по г.Армавиру Новокубанскому району Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Краснодарскому краю об оспаривании отказа в государственной регистрации, мотивировав тем, что на основании решения Армавирского городского суда от 18.12.2001 и договора на передачу квартиры в собственность гражданина от 29.08.1995, заявитель является собственником 22/100 доли жилого дома литер А, общей площадью 180,6 кв.м., жилой площадью 165,4 кв.м., расположенного по адресу: <...>. 25.04.2014 истцом было получено свидетельство о государственной регистрации права на указанный объект недвижимого имущества, в котором имелись расхождения в общей площади жилого дома и долях всех участников долевой собственности. 17.07.2016 ФИО1 обратился в Межмуниципальный отдел по г.Армавиру Новокубанскому району Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Краснодарскому краю с заявлением об устранении технической ошибки в свидетельстве о государственной регистрации права от 25.04.2014, в котором просил привести общую площадь домовладения и доли остальных участников долевой собственности в соответствии с решением суда от 18.12.2001. 22.07.2016 ответчиком было отказано в исправлении технической ошибки, на основании выявленных, в ходе правовой экспертизы нарушений ст.18 Федерального закона от 21.07.1997 №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок к ним», так как изменение долей всех участников долевой собственности произошло на основании решения суда, что влечет за собой необходимость обращения каждого из них в регистрирующий орган с соответствующим заявлением. Также, согласно отказа в государственной регистрации исправление технической ошибки в общей площади жилого дома не представляется возможным, поскольку согласно сведениям ГКН на 19.07.2016, общая площадь домовладения составляет 180,6 кв.м.. Административный истец полагает, что данный отказ является незаконным, в связи с чем обратился в суд.
В судебном заседании административный истец ФИО1 доводы, изложенные в административном исковом заявлении поддержал, просил суд обязать Межмуниципальный отдел по г.Армавиру Новокубанскому району Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Краснодарскому краю внести изменения в ЕГРП в соответствии с решением мирового судьи судебного участка №7 г.Армавира Краснодарского края от 18.12.2001, изменив общую площадь домовладения с 180,6 кв.м. на 194,3 кв.м.; изменить долю ФИО3 в праве общей долевой собственности с 29/200 на 12/100; изменить долю ФИО4 в праве общей долевой собственности с 36/200 на 20/100; изменить долю ФИО5 в праве общей долевой собственности с 28/200 на 12/100.
Представитель Межмуниципальному отделу по г.Армавиру Новокубанскому району Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Краснодарскому краю по доверенности – ФИО2 в судебном заседании возражал против удовлетворения административных исковых требований ФИО1, указав, что исправление технической ошибки в площади объекта недвижимого имущества не представляется возможным, так как согласно сведениям органа кадастрового учета – филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по КК, площадь жилого дома по ул.Железнодорожная, 56, составляет 180,6 кв.м. При этом в соответствии с п.п. 6, 8 ст.12 ФЗ-122 от 21.07.1997, сведениями о характеристиках объекта недвижимого имущества, считаются сведения содержащиеся в государственном кадастре недвижимости и изменение таких сведений не входит в полномочия Росреестра, а относится к ведению филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Краснодарскому краю, в связи с чем, заявителю необходимо обратиться в указанное учреждение по вопросу изменения общей площади дома. Кром того, изменение долей в праве общей долевой собственности на недвижимое имущество не может быть осуществлено как исправление технической ошибки, поскольку изменение долей в жилом доме №56 по ул.Железнодорожная? произошло на основании судебного решения и в таком случае, соответствии со ст.18 ФЗ-122 от 21.07.1997, государственная регистрация происходит на основании заявления участника долевой собственности с предоставлением судебного акта. Иные участники долевой собственности по ул.Железнодорожная, 56, которые не отражены в с судебном акте, должны установить правоприемство, как добросовестные приобретатели.
Выслушав административного истца, представителя административного ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно части 2 статьи 227 КАС РФ судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.
В силу части 11 статьи 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств о том, соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих полномочия органа, на принятие оспариваемого решения, порядок принятия оспариваемого решения, в случае, если такой порядок установлен, основания для принятия оспариваемого решения, если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами, а также соответствует ли содержание оспариваемого решения, нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения возлагается на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Как установлено в судебном заседании, вступившим в законную силу решением мирового судьи судебного участка №7 города Армавира Краснодарского края от 18.12.2001, удовлетворены исковые требования ФИО1 к ФИО6 (правоприемник – ФИО3 ), ФИО7, ФИО8 , ФИО9 , ФИО10 , администрации города Армавира об изменении долей в праве собственности на домовладение по ул.Железнодорожной, 56 в г.Армавире.
Указанным решением за ФИО1 признано право собственности на пристройку №2 в одноэтажном кирпичном доме муниципальной собственности по ул.Железнодорожной, 56 в г.Армавире, размером 6,25 Х 2,91 метра по наружному обмеру; изменены доли в праве собственности на домовладение:
- у ФИО1 с 28/200 на 22/100 долей;
- у ФИО3 с 29/200 на 12/100 доли;
- у ФИО7 и ФИО8 – с 28/200 доли на 12/100 доли, то есть по 6/100 долей каждому;
- у Муниципалитета с 115/200 доли на 34/100 доли;
- у ФИО9 и ФИО10 с 36/200 доли на 20/100 доли, то есть по 10/100 долей каждому.
25 апреля 2014 года, ФИО1, было выдано свидетельство о государственной регистрации права 23-<...>, на 22/100 доли жилого дома литер А, общей площадью 180,6 кв.м., жилой площадью 165,4 кв.м., кадастровый <...>. Основанием возникновения права послужило решение Армавирского городского суда Краснодарского края от 18.12.2001; договор на передачу квартиры в собственность гражданина от 29.08.1995.
В судебном заседании установлено, что, 16.07.2016 ФИО1 обратился в Межмуниципальный отдел по г.Армавиру Новокубанскому району Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Краснодарскому краю с заявлением о государственной регистрации исправления технической ошибки в свидетельстве о государственной регистрации права <...> от 25.04.2014.
19.07.2016 сообщением об отказе в государственной регистрации, ФИО1 было отказано в исправлении технической ошибки, в связи с выявленными в представленных документах, нарушений ст.ст.16-18 ФЗ-122 от 21.07.1997.
В силу пункта 1 статьи 2, подпункта 3 пункта 8 статьи 12, пункта 2 статьи 21, пункта 3 статьи 24 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - это юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке. Государственная регистрация возникновения, перехода и прекращения права общей совместной собственности на недвижимое имущество осуществляется на основании заявления одного из правообладателей, если законодательством Российской Федерации либо соглашением между правообладателями не предусмотрено иное.
В частности, согласно п. 8 ст. 12 названного Закона внесение изменений в записи Единого государственного реестра прав, не соответствующие правоустанавливающему документу, осуществляется в порядке, установленном статьей 21 настоящего Федерального закона.
Статьёй 21 Федерального закона установлен порядок исправления технических ошибок, допущенных при государственной регистрации прав.
Пунктом 1 вышеупомянутой статьи определено, что техническая ошибка (описка, опечатка, грамматическая или арифметическая ошибка либо подобная ошибка), допущенная органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, при государственной регистрации права и приведшая к несоответствию сведений, внесенных в Единый государственный реестр прав, сведениям в документах, на основании которых вносились сведения в Единый государственный реестр прав (далее - техническая ошибка в записях), исправляется по решению государственного регистратора в трехдневный срок после обнаружения указанной ошибки или получения в письменной форме от любого заинтересованного лица заявления об исправлении технической ошибки в записях. Орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, информирует соответствующих участников отношений, возникающих при государственной регистрации прав, в тот же срок об исправлении технической ошибки в записях в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования в сфере государственной регистрации прав. Исправление технической ошибки в записях, допущенной при государственной регистрации прав, осуществляется в случае, если такое исправление не влечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимого имущества.
Согласно п.6 ст.12 Закона №122-ФЗ от 21.07.1997 Единый государственный реестр прав состоит из отдельных разделов, содержащих записи о каждом объекте недвижимого имущества. Раздел открывается при начале регистрации прав на объект недвижимого имущества и идентифицируется кадастровым или условным номером данного объекта.
Разделы Единого государственного реестра прав располагаются в соответствии с принципом единого объекта недвижимого имущества. Разделы, содержащие информацию о зданиях, сооружениях и об иных объектах недвижимого имущества, прочно связанных с земельным участком, располагаются непосредственно за разделом, содержащим информацию о данном земельном участке. Разделы, содержащие информацию о квартирах, помещениях и об иных объектах, входящих в состав зданий и сооружений, располагаются непосредственно за соответствующим разделом, относящимся к зданию, сооружению.
Каждый раздел состоит из трех подразделов.
В подразделе I содержится описание каждого объекта недвижимого имущества в объеме сведений, определенных Правилами ведения Единого государственного реестра прав. При этом сведения о характеристиках объекта недвижимого имущества, содержащиеся в государственном кадастре недвижимости, считаются сведениями подраздела I Единого государственного реестра прав.
Пунктом 8 ст.12 Закона №122-ФЗ от 21.07.1997 установлено, что Единый государственный реестр прав ведется на бумажных и (или) электронных носителях. При несоответствии между записями на бумажных носителях и электронных носителях приоритет имеют записи на бумажных носителях. Внесение изменений в записи Единого государственного реестра прав, не соответствующие правоустанавливающему документу, осуществляется в порядке, установленном статьей 21 настоящего Федерального закона.
Единый государственный реестр прав на электронных носителях является частью единой федеральной информационной системы, объединяющей государственный кадастр недвижимости на электронных носителях и Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним на электронных носителях.
В соответствии с приведенными законоположениями был издан Приказ Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 23 ноября 2010 г. N П/618 "Об организации работ по повышению качества данных единого государственного реестра прав и государственного кадастра недвижимости" (в дальнейшем - Приказ от 23 ноября 2010 года).
Приказом от 23 ноября 2010 года установлен порядок верификация данных Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, согласно которому обеспечено внедрение программного обеспечения, указанного в п.2.1 настоящего приказа, во всех территориальных органах Росреестра и ФГУ "Земельная кадастровая палата" ("Кадастровая палата") по субъектам Российской Федерации
В настоящее время на территории Краснодарского края, органом, осуществляющим кадастровый учет, является Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии» Краснодарского края. Согласно сведениям государственного кадастра недвижимости, общая площадь жилого дома литер А, расположенного по ул.Железнодорожная, 56 г.Армавира, составляет 180,6 кв.м.
Таким образом, из приведенного выше следует, что сведения государственного кадастра недвижимости являются обязательными для органа Росреестра, и применимо к обстоятельствам, установленным в настоящем судебном разбирательстве, влечет невозможным исправление сведений кадастрового учета, в части площади объекта недвижимого имущества, в порядке ст.21 Закона №122-ФЗ от 21.07.1997, поскольку указанная административным истцом техническая ошибка в общей площади объекта недвижимого имущества, а также в долях всех участников долевой собственности, таковой не является, так как не была допущена соответствующим органом при осуществлении государственной регистрации права и приведшая к несоответствию сведений, внесенных в Единый государственный реестр прав, сведениям в документах, на основании которых вносились сведения в Единый государственный реестр прав
Кром того, в соответствии с п. 1, п. 2. п. 7 ст. 16 Закона №122-ФЗ от 21.07.1997, Государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя, сторон договора или уполномоченного им (ими) на то лица при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности, если иное не установлено федеральным законом, а также по требованию судебного пристава-исполнителя. Государственная регистрация возникшего до введения в действие настоящего Федерального закона права на объект недвижимого имущества проводится на основании заявления правообладателя или уполномоченного им на то лица. Государственная регистрация права проводится без заявления правообладателя при переходе права собственности на недвижимое имущество, права аренды недвижимого имущества или права участника долевого строительства в результате обращения залогодержателем взыскания на недвижимое имущество или указанные права либо в результате оставления залогодержателем за собой недвижимого имущества или указанных прав в связи с признанием повторных торгов несостоявшимися. К заявлению о государственной регистрации прав должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения. Регистрационные действия начинаются со дня приема документов на государственную регистрацию прав.
Статьей 17 и ст. 18 указанного Федерального закона, установлено, что основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются: акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания; договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки; акты (свидетельства) о приватизации жилых помещений, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте осуществления приватизации на момент ее совершения; свидетельства о праве на наследство; вступившие в законную силу судебные акты; акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания; иные акты передачи прав на недвижимое имущество и сделок с ним в соответствии с законодательством, действовавшим в месте передачи на момент ее совершения; иные документы, которые в соответствии с законодательством РФ подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав. Документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством РФ, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав.
При этом, указанные в административном исковом заявлении доводы заявителя в части изменения долей праве общей долевой собственности на жилой дом также не могут быть признаны технической ошибкой, допущенной органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, поскольку изменение долей всех участников долевой собственности, произошло на основании судебного акта, что влечет за собой обязанность каждого из них обращения в регистрирующий орган с предоставлением соответствующего судебного акта, а также доказательств подтверждающих, установленное в соответствии с действующим законодательством правопреемство, подтверждающее добросовестность приобретенной ими доли недвижимого имущества.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что оспариваемое решение Межмуниципального отдела по г.Армавиру Новокубанскому району Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Краснодарскому краю об отказе в государственной регистрации от 19.07.2016, соответствует положениям закона, является законным и обоснованным, в связи с чем в удовлетворении требования административного иска ФИО1 следует отказать в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд-
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление ФИО1 к Межмуниципальному отделу по г.Армавиру Новокубанскому крайону Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Краснодарскому краю об оспаривании отказа в государственной регистрации- оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд через Армавирский городской суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено 16.09.2016.
Председательствующий: