Дело №2а-410/2018
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Суджа 24 сентября 2018 года
Суджанский районный суд Курской области в составе:
председательствующего судьи И.В. Квасковой,
с участием:
прокурора Суджанского района Курской области А.В. Зуенко,
представителя административного ответчика ФИО1,
при секретаре Е.А. Приваловой,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора Суджанского района Курской области в интересах неопределенного круга лиц к Администрации муниципального района «Суджанский район» Курской области о признании бездействия незаконным и принятии мер к организации водоснабжения и водоотведения на территории района,
установил:
Прокурор Суджанского района Курской области обратился в суд с административным исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц к Администрации муниципального района «Суджанский район» Курской области о признании бездействия незаконным и принятии мер к организации водоснабжения и водоотведения на территории района.
Свои требования мотивирует тем, что прокуратурой Суджанского района проведена проверка исполнения органом местного самоуправления - администрацией Суджанского района действующего законодательства РФ об организации водоснабжения и водоотведения.
В результате установлено, что в нарушение положений ч.4 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», п.2 ст.7 Устава муниципального образования «Суджанский район» на территории Борковского, Воробжанского, Гончаровского, Гуевского, Заолешенского, Казачелокнянского, Мартыновского, Махновского, Малолокнянского, Новоивановского, Плеховского, Погребского, Пореченского, Свердликовского, Уланковского сельских советов водоснабжение и водоотведение не организовано: не заключены договоры по предоставлению коммунальных услуг с населением, не утверждены тарифы на поставку ресурсов, не утверждены схемы водоснабжения и водоотведения поселений, технические задания на разработку инвестиционных программ, не осуществляется согласование планов снижения сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади. Водоснабжение населения фактически не организовано, вопросы по его осуществлению решаются на сходах граждан, специализированная служба отсутствует.
По выявленным нарушениям прокуратурой района ДД.ММ.ГГГГ в адрес главы администрации Суджанского района внесено представление, по результатам рассмотрения которого администрацией района дан ответ об отсутствии возможности по организации водоснабжения и водоотведения на территории муниципального района, в связи с тем, что администрациями сельсоветов не завершена работа по передаче объектов водоснабжения в собственность Суджанского района.
Непринятие мер по организации водоснабжения и водоотведения на территории вышеуказанных сельсоветов нарушает права граждан на получение данных услуг и может привести к отключению воды на территории муниципального района.
Ссылаясь на положения, предусмотренные п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», ст.12 ГК РФ, ст.39, ст.218 КАС РФ, просит суд признать незаконным бездействие администрации муниципального района «Суджанский район» Курской области в части непринятия мер к организации водоснабжения и водоотведения на территории Борковского, Воробжанского, Гончаровского, Гуевского, Заолешенского, Казачелокнянского, Мартыновского, Махновского, Малолокнянского, Новоивановского, Плеховского, Погребского, Пореченского, Свердликовского, Уланковского сельсоветов; обязать администрацию муниципального района «Суджанский район» Курской области принять меры к организации водоснабжения и водоотведения на территории вышеуказанных сельсоветов в течение 6 месяцев после вступления решения суда в законную силу.
В судебное заседание административный истец – прокурор Суджанского района Курской области Зуенко А.В. не явился, о дне, месте и времени слушания дела извещен надлежащим образом. Ранее при рассмотрении дела поддержал заявленные требования в полном объеме по основаниям, изложенным в административном иске, просил их удовлетворить.
Кроме того, в адрес суда поступило письменное уточнение исковых требований, из которых следует, что в ходе судебного заседания ответчиком приведены новые доводы о том, что водоснабжение и водоотведение должным образом не организовано, в том числе на территории Замостянского сельсовета, в связи с чем просит суд принять уточненные исковые требования и признать незаконным бездействие администрации муниципального района «Суджанский район» Курской области в части непринятии мер к организации водоснабжения и водоотведения в том числе на территории Замостянского сельсовета, обязать Администрацию организовать водоснабжение и водоотведение на территории, в т.ч. Замостянского сельсовета. Копия уточненных исковых требований представителю административного ответчика вручена.
В судебное заседание представитель административного ответчика - Администрации муниципального района «Суджанский район» Курской области в судебное заседание не явился, о дне, месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом. Ранее при рассмотрении дела представитель административного ответчика - ФИО1, действующий на основании доверенности, административный иск признал частично, пояснив, что в исковом заявлении указаны 15 муниципальных образований, кроме МО «Замостянский сельсовет». Считает, что указанный сельсовет также должен быть включен в требования административного истца. Для организации водоснабжения населения на территории Суджанского района необходимо провести процедуры по заключению концессионного соглашения, для чего требуется, чтобы все объекты водоснабжения были оформлены в муниципальную собственность. На территории Гончаровского и Заолешенского сельсоветов оказанием услуг по водоснабжению населения занимается МУП ВКХ г.Суджи, на территории Замостянского сельсовета – МУП ВКХ Замостянского сельсовета, на территории Борковского, Мартыновского, Уланоквского – АНО «Борковского сельсовета», «Мартыновского сельсовета», «Уланковского сельсовета» соответственно. Все указанные организации имеют утвержденные тарифы и производят начисление и сбор денежных средств с населения за оказанные услуги. Объекты водоснабжения и водоотведения не оформлены в собственность по причине отсутствия денежных средств в достаточном объеме. Администрация Суджанского района ранее не принимала участие в организации водоснабжения на территории указанных в исковом заявлении сельсоветов.
Кроме того, в адрес суда поступили письменные возражения заместителя главы Администрации – начальника Управления строительства, муниципального имущества и ЖКХ Администрации Суджанского района Курской области ФИО1 на административный иск, из которых следует, что Администрация признает исковые требования, но в связи с большим объемом работы и дефицитом районного бюджета, просит суд установить срок принятии мер к организации водоснабжения и водоотведения на территории района в течение 12 месяцев со дня вступления решения в законную силу.
Выслушав административного истца, учитывая мнение административного ответчика, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ч.4 ст. 218 КАС РФ, в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, органы государственной власти, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, уполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерации, иные органы, организации и лица, а также прокурор в пределах своей компетенции могут обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
На основании пункта 4 статьи 27, пункта 3 статьи 35 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре в Российской Федерации" прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.
Частью 2 статьи 7 Конституции Российской Федерации гарантируется охрана здоровья граждан.
Как установлено статьей 132 Конституции РФ, органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.
Отношения в области организации местного самоуправления в Российской Федерации регулируются Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 года №131-ФЗ.
Так, статьей 2 указанного Федерального закона определено, что вопросами местного значения являются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией РФ и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.
Согласно части 4 статьи 14 Федерального закона N 131-ФЗ от 06 октября 2003 года "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" иные вопросы местного значения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи для городских поселений, не отнесенных к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с частью 3 настоящей статьи, на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов. В этих случаях данные вопросы являются вопросами местного значения муниципальных районов.
Статьёй 14.1 Федерального закона N 131-ФЗ водоснабжение и водоотведение не отнесены к вопросам местного значения сельского поселения, а значит, указанные вопросы являются вопросами местного значения муниципального района, в силу положений ч.4 ст.14 указанного Федерального закона.
В силу пункта 1 статьи 37 Федерального закона №131-ФЗ местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется Уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения.
В соответствии со статьей 7 Устава МО «Суджанский район» Курской области к вопросам местного значения Суджанского района относится, в том числе водоснабжение и водоотведение населения.
Учитывая приведенные нормы закона и Устава, суд приходит к выводу о том, что обязанность по организации водоснабжения и водоотведения возложена на органы местного самоуправления, а именно: на администрацию муниципального района «Суджанский район» Курской области.
Как установлено п.4.3 ч.1 ст.17 Федерального закона №131-ФЗ, в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают полномочиями в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренными Федеральным законом "О водоснабжении и водоотведении".
Пунктом 1 части 1 статьи 3 Федерального закона от 07 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" предусмотрено, что государственная политика в сфере водоснабжения и водоотведения направлена на достижение следующих целей: охраны здоровья населения и улучшения качества жизни населения путем обеспечения бесперебойного и качественного водоснабжения и водоотведения.
Согласно п.п.2, 4 ст.2 указанного Федерального закона, водоотведение - прием, транспортировка и очистка сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения;
водоснабжение - водоподготовка, транспортировка и подача питьевой или технической воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем холодного водоснабжения (холодное водоснабжение) или приготовление, транспортировка и подача горячей воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем горячего водоснабжения (горячее водоснабжение).
В силу пункта 1 части 1 статьи 6 Федерального закона от 07 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относятся организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
Частью 1.1. Федерального закона №416-ФЗ определено, что полномочия органов местного самоуправления, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, на территории сельского поселения осуществляются органами местного самоуправления муниципального района, на территории которого расположено сельское поселение, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации.
Согласно положениям Закона Курской области от 23.08.2016 N 57-ЗКО "О закреплении за сельскими поселениями Курской области отдельных вопросов местного значения", вопросы местного значения - водоснабжение и водоотведение за сельскими поселениями не закреплены.
Как установлено в судебном заседании, на территории Борковского, Воробжанского, Гончаровского, Гуевского, Заолешенского, Замостянского, Казачелокнянского, Мартыновского, Махновского, Малолокнянского, Новоивановского, Плеховского, Погребского, Пореченского, Свердликовского, Уланковского сельсоветов водоснабжение и водоотведение Администрацией муниципального района «Суджанского район» Курской области не организовано.
Данные обстоятельства подтверждаются письмами Администрации Суджанского района Курской области от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№ (л.д.21,24), сведениями, предоставленными указанными сельсоветами и исследованными в судебном заседании: Малолокнянского сельсовета от ДД.ММ.ГГГГ№, Пореченского сельсовета от ДД.ММ.ГГГГ№, Мартыновского сельсовета от ДД.ММ.ГГГГ, Погребского сельсовета от ДД.ММ.ГГГГ№, Махновского сельсовета от ДД.ММ.ГГГГ, Гончаровского сельсовета от ДД.ММ.ГГГГ№, Уланковского сельсовета от ДД.ММ.ГГГГ№, Свердликовского сельсовета от ДД.ММ.ГГГГ№, Плеховского сельсовета от ДД.ММ.ГГГГ№, Заолешенского сельсовета от ДД.ММ.ГГГГ№, Казачелокнянского сельсовета, Замостянского сельсовета от ДД.ММ.ГГГГ№, Гуевского сельсовета от ДД.ММ.ГГГГ№, Борковского сельсовета от ДД.ММ.ГГГГ№, Воробжанского сельсовета от ДД.ММ.ГГГГ, Новоивановского сельсовета от ДД.ММ.ГГГГ№ (л.д.26-45).
Указанные обстоятельства не отрицались представителем административного ответчика при рассмотрении дела, который пояснил, что водоснабжение и водоотведение не организовано по причине отсутствия денежных средств в достаточном объеме.
На основании изложенного суд приходит к выводу о том, что неисполнение администрацией муниципального района «Суджанский район» Курской области возложенной на нее обязанности по надлежащей организации водоснабжения и водоотведения на территории сельских поселений Суджанского района Курской области свидетельствует о допущенном бездействии.
Исходя из анализа вышеперечисленных норм действующего законодательств, а также в учетом требований Федеральных законов от 07 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», и Устава муниципального образования, отсутствие надлежащей организации водоснабжения и водоотведения на территории сельсоветов создает угрозу здоровья населения, в связи с чем суд приходит к выводу о том, что заявленные уточненные исковые требования прокурора обоснованны и подлежат удовлетворению.
Организация водоснабжения и водоотведения является обязанностью органа местного самоуправления, направленной на обеспечение охраны здоровья населения. Отсутствие соответствующего требованиям закона водоснабжения и водоотведения свидетельствует о нарушении прав граждан на благоприятные условия проживания.
Ссылки представителя административного ответчика на недостаточность финансировании мероприятий по организации водоснабжения и водоотведения не могут быть приняты во внимание по следующим основаниям.
В силу положений подпункта 1 пункта 1 статьи 14, подпункта 1 пункта 1 статьи 15 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов вправе формировать, утверждать и исполнять бюджет, осуществлять контроль за исполнением бюджета.
В соответствии со статьями 9, 139, 140 Бюджетного кодекса РФ органы местного самоуправления вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства муниципального образования, осуществлять муниципальные заимствования, инициировать привлечение межбюджетных субсидий и субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Следовательно, органы местного самоуправления не вправе отказаться от реализации вопросов местного значения, отнесенных к их компетенции федеральным законодательством, в силу отсутствия финансовой возможности.
Учитывая изложенное, отсутствие в бюджете Суджанского района Курской области денежных средств на организацию водоснабжения и водоотведения территории сельсоветов Суджанского района Курской области не освобождает администрацию от решения вопросов местного значения, в частности, связанных с организацией водоснабжения и водоотведения
Согласно ч. 2 ст. 62 КАС РФ обязанность доказывания законности решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений.
В ходе рассмотрения дела установлено, что административным ответчиком не устранены выявленные нарушения действующего законодательства, а также им не представлено объективных доказательств, опровергающих доводы прокурора, заявленные в обоснование исковых требований.
С учётом изложенного, уточненные административные исковые требования подлежат удовлетворению. При этом суд, с учетом сложности работ, которые необходимо провести, объема финансовых затрат на организацию водоснабжения водоотведения на территории 16 сельсоветов Суджанского района Курской области, считает необходимым установить срок исполнения обязанности в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 170-180, 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Уточненные административные исковые требования прокурора Суджанского района Курской области в интересах неопределенного круга лиц к Администрации муниципального района «Суджанский район» Курской области о признании бездействия незаконным и принятии мер к организации водоснабжения и водоотведения на территории района удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Администрации муниципального района «Суджанский район» Курской области, выразившееся в непринятии мер к организации водоснабжения и водоотведения на территории Борковского, Воробжанского, Гончаровского, Гуевского, Заолешенского, Замостянского, Казачелокнянского, Мартыновского, Махновского, Малолокнянского, Новоивановского, Плеховского, Погребского, Пореченского, Свердликовского, Уланковского сельсоветов Суджанского района Курской области.
Обязать Администрацию муниципального района «Суджанский район» Курской области организовать водоснабжение и водоотведение на территории Борковского, Воробжанского, Гончаровского, Гуевского, Заолешенского, Замостянского, Казачелокнянского, Мартыновского, Махновского, Малолокнянского, Новоивановского, Плеховского, Погребского, Пореченского, Свердликовского, Уланковского сельсоветов Суджанского района Курской области, в течение двенадцати месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Курский областной суд через Суджанский районный суд Курской области в течение одного месяца со дня принятия решения суда.
Судья подпись И.В. Кваскова
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>