ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-410/2018 от 31.01.2018 Березниковского городского суда (Пермский край)

Дело № 2а – 410/2018

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Березники Пермский край 31 января 2018 года

Березниковский городской суд Пермского края

в составе председательствующего судьи Крюгер М.В.,

при секретаре Шабалиной А.С.,

с участием представителя административного истца Булановой Н.В., действующей на основании ордера,

представителя административного ответчика ФИО1, действующего на основании доверенности,

заинтересованного лица ФИО2, его представителя ФИО3, действующей по устному заявлению,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Березники Пермского края административное дело по административному иску ФИО4 к Администрации Усольского муниципального района Пермского края о признании постановления незаконным,

у с т а н о в и л:

ФИО4 обратилась в суд с административным иском к Администрации Усольского муниципального района о признании постановления незаконным. В обоснование заявленных требований указала, что является арендатором земельного участка, расположенного по адресу: ....., садоводческое товарищество участок в районе участка площадью ..... кв.м., разрешенное использование – для ведения садоводства к.н. . ..... постановлением Администрации Усольского муниципального района №855 отменено постановление администрации Усольского муниципального района от ..... «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории». В постановлении указано, что при утверждении схемы истец предоставила административному ответчику недостоверную информацию. С данным постановлением она не согласна, поскольку при обращении к административному ответчику с заявлением об утверждении схемы расположения вышеуказанного земельного участка никого в заблуждение не вводила, недостоверную информацию не предоставляла. Указала, что ею и специалистом администрации были соблюдены все нормы закона при утверждении схемы расположения земельного участка. Заявление административным истцом было подано с приложенными документами, после чего было размещено объявление на сайте Администрации Усольского муниципального района. По истечении 30 дней комиссия ответчика выезжала на земельный участок и схема была утверждена членами комиссии. После чего земельный участок был поставлен на кадастровый учет в соответствии с межевым планом, было издано постановление Администрации Усольского муниципального района от ..... №305. В последующем административным истцом было подано заявление о предоставлении в аренду вышеуказанного земельного участка, который был предоставлен ей в аренду по договору от ..... №1456 на основании постановления от ..... №586 «О предоставлении в аренду земельного участка по адресу: ....., садоводческое товарищество в районе участка ». Административный истец, ссылаясь на нормы Земельного законодательства, указала, что административным ответчиком ущемляются ее права как арендатора земельного участка, поскольку в нарушение требований законодательства отмена постановления об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории является незаконным, поскольку какие-либо законные основания для отмены обжалуемого постановления отсутствуют. Просила признать постановление административного ответчика №855 от ..... об отмене постановления администрации Усольского муниципального района от ..... «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории» незаконным и отменить его.

Административный истец ФИО4 в судебном заседании не участвовала, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, представила ходатайство о рассмотрении дела в свое отсутствие с участием представителя адвоката Булановой Н.В., на требованиях настаивала.

Представитель административного истца адвокат Буланова Н.В., действующая на основании ордера, в судебном заседании на доводах, изложенных в административном иске настаивала, просили требования удовлетворить, указав, что ссылка административного ответчика на решение Березниковского городского суда является несостоятельной, поскольку для утверждения схемы расположения земельного участка оно правового значения не имело, ФИО4 никого в заблуждение не вводила, недостоверной информации не предоставляла, в аренду был оформлен земельный участок общего пользования, а постановление административным ответчиком об отмене своего постановления от ..... было вынесено только потому, что к ним в судебном порядке предъявил требования ФИО2

Представитель административного ответчика ФИО1, действующий на основании доверенности, в судебном заседании с административными исковыми требованиями не согласился, представил письменные возражения против удовлетворения административного иска, указав, что постановление Администрации Усольского муниципального района от 26.12.2017 №855 об отмене постановления администрации Усольского муниципального района от 05.05.2017 №305 «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории» принято в соответствии с требованиями ч.2 ст.13 ГПК РФ во исполнение решения Березниковского городского суда от ....., поскольку при утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, подготовленной и представленной в администрацию административным истцом не было учтено местоположение существующих границ земельных участков, принадлежащих на праве собственности ФИО4 и ФИО5 В удовлетворении требований просил отказать.

Заинтересованное лицо ФИО2, его представитель ФИО3, действующая по устному заявлению в удовлетворении административных исковых требований просили отказать, представили письменный отзыв, указав, что постановление администрации Усольского муниципального района от 05.05.2017 №305 «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории» являлось незаконным, в связи с чем, администрация правомерно отменила его постановлением от 26.12.2017 №855.

Заслушав участников судебного заседания, исследовав материалы дела, обозрев гражданские дела , , суд приходит к следующим выводам.

В соответствии со ст. 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.

Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу ч. 2 ст. 62 КАС РФ обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо.

Согласно ч. 11 ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи (нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца, соблюдены ли сроки обращения в суд), возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 (соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения) и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Пунктом 1 статьи 219 КАС РФ установлено, что срок обращения в суд составляет три месяца со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Установленный вышеизложенной правовой нормой срок истцом соблюден.

Согласно ч. 2 ст. 227 КАС РФ, суд удовлетворяет заявленные требования об оспаривании решения, действия (бездействия) органа местного самоуправления, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействия) нарушает права и свободы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту. В случае отсутствия указанной совокупности суд отказывает в удовлетворении требования о признании решения, действия (бездействия) незаконными.

В силу п. 1 ст. 11.3 Земельного кодекса РФ образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с одним из следующих документов: 1) проект межевания территории, утвержденный в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации; 2) проектная документация лесных участков; 3) утвержденная схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 настоящего Кодекса.

Согласно статье 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории (пункт 1).

Пунктом 2 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территории, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства.

Подготовка схемы расположения земельного участка обеспечивается исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 39.2 названного Кодекса, если иное не предусмотрено данной статьей (пункт 3 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации). Подготовка схемы расположения земельного участка в целях его образования для предоставления без проведения торгов может быть обеспечена гражданином или юридическим лицом (пункт 4).

В силу п. 13 ст. 11.10 ЗК РФ схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченного на распоряжение находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, если иное не предусмотрено Земельным кодексом Российской Федерации.

Таким образом, утверждение схемы расположения земельного участка, является одним из этапов предоставления в собственность или в аренду земельных участков.

В пп. 1 п. 8 ст. 39.15 ЗК РФ указано, что уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, если схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в п. 16 ст. 11.10 настоящего Кодекса.

В соответствии с п. 16 ст. 11.10 ЗК РФ основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является:

1) несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 настоящей статьи;

2) полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек;

3) разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам;

4) несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории;

5) расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории.

В судебном заседании установлено, что администрация Усольского муниципального района Пермского края рассмотрев заявление ФИО4 об утверждении схемы расположения земельного участка в садоводческом товариществе , участок в районе участка , для ведения садоводства, в соответствии со ст.3.3 Федерального закона от 25.01.2001 №137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», статьями 11.7, 11.10, 39.28, 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации, Правилами землепользования и застройки Орлинского сельского поселения вынесла постановление от ..... утвердить прилагаемую схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории с условным номером , расположенного по адресу: ....., садоводческое товарищество , в районе участка , площадью ..... кв.м., из земель сельскохозяйственного назначения, с разрешенным использованием – объекты обслуживания, связанные с целевым назначением зоны; территориальная зона, в границах которой образован земельный участок зона СХ-1 (Зона сельскохозяйственного использования); срок действия решения об утверждении схемы расположения земельного участка составляет два года; также указано, что ФИО4 имеет право обращаться без доверенности с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета испрашиваемого земельного участка; контроль за исполнением данного постановления возложен на заместителя главы администрации муниципального района по экономическим вопросам ФИО6 (л.д.8). Указанный земельный участок поставлен на кадастровый учет с кадастровым номером .

Постановлением администрации Усольского муниципального района Пермского края от ..... на основании заявления ФИО4 указанный земельный участок площадью ..... кв.м. передан в аренду административному истцу сроком на 3 года, с ФИО4 заключен договор аренды земельного участка от ..... сроком на три года с ..... по ....., установлена арендная плата, земельный участок передан на основании акта приема-передачи от ....., договор аренды зарегистрирован в регистрационном органе, что подтверждается выпиской из единого государственного реестра недвижимости (л.д.12-15).

Постановлением Администрации Усольского муниципального района от 26.12.2017 №855 отменено постановление администрации Усольского муниципального района от ..... «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории» с указанием, в связи с предоставлением недостоверной информации ФИО4 по утверждению схемы расположения земельного участка (л.д.7).

Не согласившись с данным постановлением, административный истец обратилась в суд, указывая, что оснований для отмены постановления администрации Усольского муниципального района от 05.05.2017 №305 «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории» не имелось, поскольку основания указанные административным ответчиком не основаны на законе, в связи с чем данное постановление административного ответчика нарушает ее права.

В судебном заседании административный ответчик указал, что административный истец не представила при обращении с заявлением об утверждении схемы, решение Березниковского городского суда, которым разрешен был спор относительно границ земельных участков.

Вместе с тем, согласно п. 19 ст. 11.10 Земельного кодекса РФ, не допускается требовать от заявителя согласования схемы расположения земельного участка, а также предоставления документов, не предусмотренных настоящим Кодексом.

Со своей стороны заявителем были соблюдены перечисленные требования законодательства, в связи с чем административным ответчиком было принято обоснованное решение об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, поскольку никаких оснований для отказа усмотрено не было.

В последующем, ..... вынося постановление об отмене постановления от 05.05.2017 №305 «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории» административный ответчик руководствовался нормами Земельного законодательства Российской Федерации.

Вместе с тем, основания, явившиеся причиной для отмены постановления от 05.05.2017 №305 «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории», изложенные в постановлении от 26.12.2017 №855 не предусмотрены п. 16 ст. 11.10 ЗК РФ, следовательно данное постановление администрации Усольского муниципального района является незаконным.

Таким образом, учитывая, что оспариваемое постановление администрации Усольского муниципального района Пермского края от 26.12.2017 №855 об отмене постановления администрации Усольского муниципального района от 05.05.2017 №305 «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории» не соответствует требованиям законодательства, нарушает права, свободы и законные интересы административного истца, оно не может быть признан законным, в связи с чем, административные исковые требования ФИО4 подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст.175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Административный иск ФИО4 к Администрации Усольского муниципального района Пермского края о признании постановления незаконным удовлетворить.

Признать постановление администрации Усольского муниципального района Пермского края №855 от 26.12.2017 об отмене постановления администрации Усольского муниципального района Пермского края №305 от 05.05.2017 «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории» незаконным.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Пермский краевой суд через Березниковский городской суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме (05.02.2018).

Судья /подпись/ М.В.Крюгер

Копия верна. Судья