Дело № 2а-410/2021
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Куйбышевский районный суд г. Омска в составе председательствующего судьи Жидковой М.Л., при секретаре Керимовой Л.А., с организационным участием помощника судьи Горбуновой Я.И., с участием административного истца ФИО2, представителей административных ответчиков ФИО3, ФИО4, рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Омске
18 января 2021 года
материалы административного дела по административному иску ФИО2 к Государственному учреждению – Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в Центральном административном округе г. Омска, Государственному Учреждению – Отделение Пенсионного Фонда Российской Федерации по Омской области об оспаривании бездействия,
УСТАНОВИЛ:
ФИО2 обратилась к Государственному учреждению – Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в Центральном административном округе г. Омска, Государственному Учреждению – Отделение Пенсионного Фонда Российской Федерации по Омской области об оспаривании бездействия. Мотивируя обращение, административный истец указала, что ею направлено обращение в ГУ ПФРФ в Центральном АО г. Омска с просьбой предоставить надлежаще заверенные копии документов, а именно: выплатное дело на ее имя с возможностью ознакомления и сверки с оригиналом, выписка из лицевого счета застрахованного лица ФИО2, заявление о добровольном согласии на пенсионное страхование от физического лица ФИО2 Из уведомления о вручении следует, что ответчиком было получено заявление 16.10.2020, однако, до настоящего времени ответ ею не получен. Просит признать незаконными действия ГУ ПФРФ в Центральном АО г.Омска в лице начальника ФИО6 об отказе в предоставлении запрашиваемых документов, обязать ГУ ПФРФ в Центральном АО г.Омска в лице начальника ФИО6 предоставить должным образом выписку из лицевого счета застрахованного лица в отношении физического лица ФИО2, заверенную должным образом копию заявления о добровольном согласии на пенсионное страхование от физического лица ФИО2, а также полное движение денежных средств по счету <данные изъяты> в судебном заседании с возможностью сверить копии с оригиналом.
В судебном заседании административный истец ФИО2 исковые требования поддержала, пояснила, что ответ на ее обращение отделением Пенсионного фонда в ее адрес не был направлен. Полагает данное бездействие административного ответчика является незаконным. Также указала, что доказательств того, что ответчик произвел ее регистрацию как застрахованного лица в системе обязательного пенсионного страхования на основании ее личного заявления, не имеется. Просила удовлетворить заявленные требования.
Представители административных ответчиков ГУ - Отделение Пенсионного фонда РФ по Омской области ФИО3 и ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ в Центральном АО г. Омска ФИО4 по доверенности, заявленные требования не признали, пояснив, что постановка граждан на учет в качестве застрахованного лица производится на основании заявления, которое хранится в органах ПФР в течение срока документов, установленных п. 4 ст. 8 Федерального закона №27-ФЗ «Об индивидуальном персонифицированном учете в системе обязательного пенсионного страхования», то есть 3 года. По истечении срока данные заявления подлежат уничтожению. Регистрация ФИО2 в качестве застрахованного лица, а также отсутствие в ПФР заявления, поданного ею при страховании, не нарушает никаким образом ее пенсионные права. Ответ на обращение административного истца был направлен по адресу проживания заявителя, однако, письмо возвращено отправителю с отметкой о неявки адресата в место получения корреспонденции. Все материалы пенсионного дела представлены истцу на ознакомление в настоящем судебном заседании. Все требуемые документы, в том числе копия макета пенсионного дела вручены административному истцу. Просили отказать в заявленных требованиях.
Суд, выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, обозрев макет пенсионного дела №, изучив материалы дела и оценив их в совокупности, приходит к следующему.
В силу положений ст. 218 Кодекса административного судопроизводства РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с ч. 8 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действий (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
В силу п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными возможно при установлении судом совокупности таких условий, как несоответствие этих действий, решений нормативным правовым актам и нарушение ими прав, свобод и законных интересов административного истца.
Судом установлено, что ФИО2 является получателем страховой пенсии по старости согласно решению ГУ УПФ РФ в ЦАО <адрес> о назначении пенсии от ДД.ММ.ГГГГ№.
Согласно материалам пенсионного дела ФИО2 административный истец осуществляла трудовую деятельность с 1978 года.
Для реализации пенсионных прав граждан Российской Федерации и в целях систематизации сведений о каждом застрахованном лице законодателем введен индивидуальный (персонифицированный) учет.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 01.04.1996 года №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», застрахованные лица - лица, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование, включая лиц, занятых на рабочем месте с особыми (тяжелыми и вредными) условиями труда, за которых уплачиваются страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с абз. 2 части 1 статьи 7 Федерального закона Федеральный закон от 15.12.2001 N 167-ФЗ (ред. от 31.12.2002) "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" застрахованными лицами являются граждане Российской Федерации, а также проживающие на территории Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства: работающие по трудовому договору или по договору гражданско-правового характера, предметом которого являются выполнение работ и оказание услуг, а также по авторскому и лицензионному договору.
Согласно абз. 3 п. 1 ст. 1 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" от 01.04.1996 N 27-ФЗ страхователи - юридические лица, в том числе иностранные, и их обособленные подразделения; международные организации, осуществляющие свою деятельность на территории Российской Федерации (в отношении застрахованных лиц в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации"); родовые, семейные общины малочисленных народов Севера, занимающиеся традиционными отраслями хозяйствования; крестьянские (фермерские) хозяйства; граждане, в том числе иностранные, лица без гражданства, проживающие на территории Российской Федерации, и индивидуальные предприниматели, осуществляющие прием на работу по трудовому договору, а также заключающие договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы.
В силу абз. 2 п. 1 ст. 8 названного Федерального закона страхователь представляет в соответствующий орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о всех лицах, работающих у него по трудовому договору, а также заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы, за которых он уплачивает страховые взносы.
В силу ст. 5 Закона № 27-ФЗ органом, осуществляющим индивидуальный (персонифицированный) учет в системе обязательного пенсионного страхования, является Пенсионный фонд Российской Федерации.
На основании ст. 6 того же Закона на территории Российской Федерации на каждое застрахованное лицо Пенсионный фонд Российской Федерации открывает индивидуальный лицевой счет с постоянным страховым номером.
В соответствии со статьей 8.1 Федерального закона N 27-ФЗ, устанавливающей общие правила учета сведений о застрахованных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учета, Пенсионный фонд РФ осуществляет прием и учет сведений о застрахованных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учета, а также внесение указанных сведений в индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц в порядке и сроки, которые определяются Правительством РФ.
Согласно статье 16 Федерального закона N 27-ФЗ органы Пенсионного фонда Российской Федерации обязаны:
обеспечивать своевременное включение в соответствующие индивидуальные лицевые счета сведений, представленных страхователями, в том числе физическими лицами, самостоятельно уплачивающими страховые взносы, а также надежное хранение этих сведений;
осуществлять контроль за правильностью представления страхователями сведений, определенных настоящим Федеральным законом, в том числе по их учетным данным.
По смыслу приведенных нормативных положений, сведения для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в отношении застрахованных лиц в органы Пенсионного фонда Российской Федерации предоставляют страхователи - работодатели, к которым отнесены организации, имеющие статус юридического лица.
Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 22 апреля 2020 года № 211н утверждена Инструкция о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о зарегистрированных лицах.
Согласно п. 2 раздела I Инструкции, индивидуальный (персонифицированный) учет осуществляется Пенсионным Фондом РФ и территориальными органами Пенсионного фонда РФ. Инструкция определяет порядок ведения Пенсионным фондом Российской Федерации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о зарегистрированных лицах, в том числе: а) порядок регистрации в системе индивидуального (персонифицированного) учета; б) порядок представления и сроки приема и учета территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации сведений о зарегистрированных лицах, необходимых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, и сведений о трудовой деятельности; в) порядок контроля за достоверностью сведений индивидуального (персонифицированного) учета; г) порядок хранения и уничтожения документов, содержащих сведения индивидуального (персонифицированного) учета.
Регистрация граждан осуществляется территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации на основании: а) анкеты зарегистрированного лица; б) сведений о государственной регистрации рождения; в) сведений, поступающих в орган Пенсионного фонда Российской Федерации от органов, предоставляющих государственные или муниципальные услуги, многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг в отношении лица, обратившегося за предоставлением государственной или муниципальной услуги, на которое не был открыт индивидуальный лицевой счет (п. 5 Инструкции).
По смыслу действующего законодательства, подача физическим лицом заявления о добровольном согласии на пенсионное страхование не является обязательным и единственным условием, на основании которого гражданин Российской Федерации будет считаться застрахованным в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации. Отсутствие у пенсионного органа подобного заявления не нарушает прав и законных интересов лица, получающего страховую пенсию по старости.
Административный истец зарегистрирована в качестве застрахованного лица 27.03.2001, страховой номер индивидуального лицевого счета ФИО1№ является действующим.
Из выписки лицевого счета застрахованного лица ФИО2 следует, что в период трудовой деятельности работодателями осуществлялась оплата страховых взносов на счет застрахованного лица.
Согласно части 2 статьи 24 Конституции Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.
В силу абз. 8 ст. 16 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» органы Пенсионного фонда РФ обязаны предоставлять бесплатно зарегистрированному лицу по его обращению сведения о состоянии его индивидуального лицевого счета.
Правилами обращения за пенсией, назначения пенсии и перерасчета размера пенсии, переходы с одной пенсии на другую в соответствии с Федеральными законами «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», утвержденными Постановлением от 27.02.2002 г. Министерство труда и социального развития Российской Федерации № 17, Пенсионный фонд Российской Федерации № 19пб, предусмотрен порядок учета пенсионных дел, согласно которому пенсионное дело, сформированное на каждого получателя пенсии, хранится в территориальном отделе Пенсионного фонда Российской Федерации по месту получения пенсии.
Из смысла приведенных выше норм закона усматривается обязанность административного ответчика обеспечить возможность ознакомления с выплатным делом.
Вместе с тем, как следует из материалов дела ответ на обращение ФИО2 в ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ в Центральном АО <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ административным ответчиком был подготовлен и направлен ДД.ММ.ГГГГ за №<данные изъяты> с приложением копий выплатного дела на 112 л., выписки из индивидуального лицевого счета на 5 л., что подтверждается отчетом о почтовом отправлении заказной бандероли с оттиском почтового штемпеля ООО «Национальная почтовая служба». Согласно сведениям сайта «НПС» почтовая корреспонденция заявителем не получена, ДД.ММ.ГГГГ возвращено отправителю в связи с истечением срока хранения (л.д.23-32).
Кроме того, в настоящем судебном процессе ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ в Центральном АО <адрес> административному истцу предоставлена выписка из лицевого счета застрахованного лица ФИО1, а также сведения о движении денежных средств по индивидуальному лицевому счету <данные изъяты>. ФИО1 была ознакомлена с запрашиваемыми документами, что стороной административного истца не оспаривалось.
В связи с чем, нарушения прав в данной части требований суд не усматривает.
Оценивая доводы административного истца о нарушении административным ответчиком ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ в Центральном АО <адрес> порядка предоставления ей копии заявления о добровольном согласии на пенсионное страхование физического лица, регистрации и уничтожения документов, послуживших основанием к регистрации истца в качестве застрахованного лица, суд приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 6 Федерального закона N 27-ФЗ от 01 апреля 1996 года "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" на территории Российской Федерации на каждого гражданина Российской Федерации Пенсионный фонд Российской Федерации открывает индивидуальный лицевой счет, имеющий постоянный страховой номер; индивидуальный лицевой счет открывается на основании заявления лица, поданного им лично, через работодателя или через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг.
Согласно нормам статьи 20 Федерального закона N 27-ФЗ от 01.04.1996 апреля 1996 года "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" указанный Федеральный закон на всей территории Российской Федерации вступил в законную силу с 01 января 1997 года.
С 01.01.2015 вступил в силу Федеральный закон от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
В соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 N 400-ФЗ Федеральный закон от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" не применяется с 1 января 2015 года, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в части, не противоречащей указанному Федеральному закону.
Как указывалось ранее, ФИО2 (<данные изъяты>) Н.В., ДД.ММ.ГГГГ г.р. была зарегистрирована Управлением Пенсионного фонда РФ в Советском АО <адрес>ДД.ММ.ГГГГ. А с ДД.ММ.ГГГГ является получателем страховой пенсии по старости.
Кроме того, в соответствии с пунктами 5, 6 действовавшей на тот момент Инструкции "О порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведении о застрахованных лицах для целей обязательного пенсионного страхования", утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 марта 1997 года N 318 каждое застрахованное лицо должно быть зарегистрировано в системе обязательного пенсионного страхования; регистрация застрахованного лица предусматривает открытие лицевого счета на застрахованное лицо с выдачей ему страхового свидетельства; датой регистрации является дата открытия лицевого счета; при заключении трудового договора или договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы, с застрахованным лицом, не зарегистрированным в системе обязательного пенсионного страхования, страхователь представляет на это лицо анкету застрахованного лица в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации в течение двух недель с даты заключения договора, после чего в соответствии с пунктом 8 указанной Инструкции указанный территориальный орган в течение трех недель со дня получения анкеты застрахованного лица открывает лицевой счет и оформляет страховое свидетельство либо принимает решение об отказе в регистрации, которое сообщается страхователю и застрахованному лицу.
В силу п. 4 ст. 8 Закона № 27-ФЗ срок хранения органами Пенсионного фонда Российской Федерации документов в письменной форме, а также документов в электронной форме, юридическая сила которых подтверждена электронной цифровой подписью в соответствии с законодательством Российской Федерации, содержащих сведения о страховых взносах и страховом стаже и представляемых в Пенсионный фонд Российской Федерации страхователями, для целей индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования составляет не менее шести лет.
Согласно официальному ответу начальника Управления Пенсионного фонда РФ ФИО5 за №<данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ, представить заявителю копию заявления об открытии лицевого счета в системе индивидуально (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования не представляется возможным, поскольку заявление было уничтожено в соответствии с п. 4 ст. 8 ФЗ № по истечении срока хранения документов (в письменной форме), содержащих сведения индивидуального (персонифицированного) учета (л.д. 23-24).
В судебном заседании административный истец не смогла пояснить, какие права, свободы и законные интересы нарушены тем, что ей не предоставлена копия заявления о её добровольном согласии на пенсионное страхование.
Суд, оценив представленные доказательства в совокупности, приходит к выводу об отсутствии нарушений в действиях административных ответчиков по непредоставлению заявления об открытии лицевого счета в системе индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования в отношении ФИО2 Отсутствие запрашиваемого заявления не нарушает прав физического лица, являющегося застрахованным. Кроме того, из пенсионного дела ФИО2 усматривается активное участие последней в получении выплат, что указывает на ее согласие быть застрахованным лицом. В течение длительного периода времени административный истец является получателем пенсии, ранее регистрацию на открытие лицевого счета в системе обязательного пенсионного страхования в Пенсионном фонде РФ не оспаривала.
В соответствии с ч. 8 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление.
Для признания незаконными действий (бездействия) должностного лица необходимо наличие совокупности двух обстоятельств: несоответствие действий требованиям законодательства и нарушение в результате этих действий прав и законных интересов истца.
Данной совокупности в рассматриваемом случае не имеется, что свидетельствует об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных требований.
С учетом изложенного, административное исковое заявление об оспаривании бездействия подлежит оставлению без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Административное исковое заявление ФИО2 к ГУ УПФ РФ в ЦАО г. Омска, ОПФР по Омской области об оспаривании бездействия оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано сторонами в Омский областной суд в течение одного месяца со дня изготовления решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Куйбышевский районный суд <адрес>.
Судья подпись М.Л. Жидкова
<данные изъяты>
<данные изъяты> |