ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-410/2022 от 03.10.2022 Никольского районного суда (Пензенская область)

58RS0026-01-2022-000571-19

Дело № 2а-410/2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

3 октября 2022 года г. Никольск

Никольский районный суд Пензенской области в составе председательствующего судьи Бондарь М.В., с участием :

представителя административного истца, помощника прокурора Никольского района Пензенской области Ковалевой А.А.,

представителя административного ответчика, администрации Никольского района Пензенской области Новрузовой Л.В.,

представителя административного ответчика администрации г. Никольска Пензенской области Казакова А.Д.,

при секретаре Мартыновой Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Никольске Пензенской области, в помещении районного суда административное исковое заявление прокурора Никольского района Пензенской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Никольского района Пензенской области, администрации Керенского сельсовета Никольского района Пензенской области, Министерству лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Пензенской области о признании незаконным бездействия и понуждении к совершению действий,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Никольского района Пензенской области обратился в суд с административным иском в интересах неопределенного круга лиц, в котором указал, что прокуратурой района проведена проверка соблюдения администрацией Никольского района требований законодательства в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами.

Ссылаясь на п. 14 статьи 15 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», п. 2 ст. 8 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Федеральный закон от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ), ст. 1 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ, п. 2.5 Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов 2.1.7.1322-03 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления», ч. 6 ст. 12 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», Приказ Минприроды России от 30.09.2011 № 792 «Об утверждении Порядка ведения государственного кадастра отходов», ч. 7 ст. 12 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов, п. 2 ч. 2 ст. 13 Земельного кодекса Российской Федерации, ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», п. 7.8 ГОСТа 30772-2001, абзац 4 п. 2 ст. 3.3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", п.1 и п.5 статьи 80.1 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ, указал, что из в ведении органа местного самоуправления муниципального района находятся земельные участки, расположенные на территории входящего в этот район сельского поселения либо на межселенных территориях указанного муниципального образования.

Так, в ходе проверки установлено, что на земельных участках с кадастровыми номерами <№> и <№> имеется несанкционированное место размещения твердых коммунальных отходов (свалка). Вышеуказанные земельные участки представляют собой открытую площадку с грунтовым покрытием и фактически являются объектом хранения отходов, так как используется для долгосрочного складирования отходов.

Однако, указанные земельные участки не внесены в государственный реестр объектов размещения отходов, а также в Территориальную схему обращения с отходами на территории Пензенской области.

Принимая во внимание, что несанкционированные свалки отходов образовались на земельных участках, расположенных на территории Никольского района Пензенской области органом, уполномоченным на распоряжение таким земельным участком, является Администрация Никольского района Пензенской области, которая несет ответственность по их надлежащему содержанию.

Приказом Минприроды России от 04.05.2021 №309 указанная выше свалка отходов включена в реестр объектов накопленного вреда окружающей среде.

В пункте 2 Правил организации работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2018 N 542, определено, что организацию работ по ликвидации накопленного вреда на объектах накопленного вреда, включенных в государственный реестр объектов накопленного вреда окружающей среде, осуществляют, в том числе, органы местного самоуправления.

Вопреки изложенным правовым нормам на территории Никольского района Пензенской области должным образом не организована деятельность по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов, не исполняются обязанности по регулярной очистке территории муниципального образования от отходов в соответствии с экологическими, санитарными требованиями, что привело к образованию несанкционированной свалки.

В соответствии со ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Бездействие администрации Никольского района Пензенской области создает угрозу наступления последствий в виде негативного воздействия на экологическую безопасность и здоровье жителей, чем нарушаются интересы неопределенного круга лиц на благоприятную природную среду. Руководствуясь ч. 3 ст. 35 Федерального Закона «О прокуратуре РФ», ст. 39, 218 КАС РФ, просит:

- признать незаконным бездействие администрации Никольского района Пензенской области, выразившееся в непринятии мер по организации сбора (в том числе раздельного сбора), и транспортированию твердых коммунальных отходов на территории Никольского района Пензенской области, повлекшее образование несанкционированного места размещения твердых коммунальных отходов (свалки) на земельных участках с кадастровыми номерами <№> и <№>.

- обязать администрацию Никольского района Пензенской области ликвидировать несанкционированную свалку, расположенную на земельных участках с кадастровыми номерами <№> и <№> в течение 6 месяцев после вступления в законную силу судебного решения.

Заявлением от 15.08.2022 г. прокурор Никольского района Пензенской области уточнил исковые требования и просил :

- признать незаконным бездействие администрации Никольского района Пензенской области, выразившееся в непринятии мер по организации сбора (в том числе раздельного сбора), и транспортированию твердых коммунальных отходов на территории Никольского района Пензенской области, повлекшее образование несанкционированного места размещения твердых коммунальных отходов (свалки) на земельных участках с кадастровыми номерами <№> и <№>.

- обязать администрацию Никольского района Пензенской области ликвидировать несанкционированную свалку, расположенную на земельных участках с кадастровыми номерами <№> и <№> в течение 9 месяцев после вступления в законную силу судебного решения.

- обязать Министерство лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Пензенской области организовать работу по ликвидации накопленного вреда на объектах накопленного вреда, включенных в государственный реестр объектов накопленного вреда окружающей среде (несанкционированную свалку), расположенную на земельных участках кадастровыми номерами <№> и <№> в течение 9 месяцев после вступления в законную силу судебного решения.

Письменным заявлением от 05.09.2022г., помощник прокурора Никольского района Пензенской области, Ковалева А.А., в судебном заседании уточнила заявленные требования, просила :

- Признать незаконным бездействие администрации Никольского района Пензенской области и Министерства лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Пензенской области, выразившееся в непринятии мер по организации работ по ликвидации накопленного вреда на объекте накопленного вреда, включенном в государственный реестр объектов накопленного вреда окружающей среде «Участок захоронения отходов стекольного производства, в том числе несанкционированной свалки г<адрес>», расположенный на земельных участках, с кадастровыми номерами <№>, <№>, <№>.

-Обязать Министерство лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Пензенской области, администрацию Никольского района Пензенской области организовать, в соответствии с п.3 Правил организации работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде, утвержденных постановлением Правительства РФ от 04.05.2018 г. № 542, работу по ликвидации накопленного вреда на объекте накопленного вреда, включенном в государственный реестр объектов накопленного вреда окружающей среде «Участок захоронения отходов стекольного производства, в том числе несанкционированной свалки <адрес>», расположенный на земельных участках с кадастровыми номерами <№>, <№>, <№> в течение 3 лет, после вступления в законную силу решения суда.

В судебном заседании от 03.10.2022 года помощник прокурора Никольского района Пензенской области Ковалева А.А. отказалась от заявленных требований к администрации г. Никольска Никольского района Пензенской области и окончательно просила :

- Признать незаконным бездействие администрации Никольского района Пензенской области и Министерства лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Пензенской области, выразившееся в непринятии мер по организации работ по ликвидации накопленного вреда на объекте накопленного вреда, включенном в государственный реестр объектов накопленного вреда окружающей среде «Участок захоронения отходов стекольного производства, в том числе несанкционированной свалки <адрес>», расположенный на земельных участках, с кадастровыми номерами <№>, <№>, <№>.

-Обязать Министерство лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Пензенской области, администрацию Никольского района Пензенской области, администрацию Керенского сельсовета Никольского района Пензенской области организовать, в соответствии с п.3 Правил организации работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде, утвержденных постановлением Правительства РФ от 04.05.2018 г. № 542, работу по ликвидации накопленного вреда на объекте накопленного вреда, включенном в государственный реестр объектов накопленного вреда окружающей среде «Участок захоронения отходов стекольного производства, в том числе несанкционированной свалки <адрес>», расположенный на земельных участках с кадастровыми номерами <№>, <№>, <№> в течение 3 лет, после вступления в законную силу решения суда.

Представитель административного ответчика - администрации Никольского района Пензенской области, по доверенности, Новрузова Л.В. в судебном заседании не согласилась с заявленными требованиями, указала, что администрация Никольского района Пензенской области не бездействовала. В 2020 году указанный объект накопления вреда был закрыт для использования и в настоящее время администрация занимается подготовкой документации для передачи земельных участков под объектом накопленного вреда, в собственность. Объект - несанкционированная свалка, на основании приказа Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 04.05.2021 года №309 включен в государственный реестр объектов накопленного вреда окружающей среде. Организовать работы по ликвидации объекта возможно после предоставления финансирования, т.к для этого необходимо будет выполнить проектные работы, инженерные изыскания, согласование и утверждение проекта, что требует длительного периода времени. Администрация Никольского района совместно с Минлесхозом занимаются решением вопроса по организации ликвидации объекта накопленного вреда, в связи с чем просила оставить требования прокурора без удовлетворения.

В отзыве на административное исковое заявление от 13.07.2022 года указала, что с заявленными требованиями администрация Никольского района Пензенской области не согласна по следующим основаниям:

Решением исполнительного комитета Никольского районного Совета народных депутатов Пензенской области №179 от 30.07.1987 г. «Об отводе земельных участков Заборовскому известковому заводу под карьер, городскому Совету и заводу «Красный Гигант», под свалки, городскому Совету народных депутатов отведен земельный участок площадью 4 га из нарушенных при разработке щебеночного карьера пахотных земель колхоза «50 лет Октября» для организации городской свалки и заводу «Красный Гигант» земельный участок отработанного стеклозаводом управления местной промышленности глиняного карьера на землях совхоза «Никольский» площадью 3 га, для сброса производственных отходов (жидкой извести).

Распоряжением главы администрации Никольского района Пензенской области от 09.10.1997 г. №428 «О продлении срока использования полигона бытовых отходов в районе <адрес> разрешено Никольскому Муниципальному отраслевому Городскому Производственному Объединению ЖКХ использовать полигон бытовых отходов в районе <адрес>. Согласно этих и других документов, предоставленных суду в предыдущих судебных заседаниях, данная территория длительное время использовалась организациями и жителями района под свалку бытовых и производственных отходов.

Распоряжением администрации Никольского района Пензенской области №197 от 17.09.2020 «О запрете размещения отходов на земельном участке с кадастровым номером <№>», запрещено размещение отходов, в том числе твердых коммунальных отходов и распоряжением администрации Никольского района Пензенской области №215 от 05.10.2020 «О запрете размещения отходов на земельном участке с кадастровым номером <№>» запрещено на земельном участке размещение отходов, в том числе твердых коммунальных отходов.

Свалка, расположена на земельных участках : с кадастровым номером <№>, местоположение: <адрес>, согласно выписки из ЕГРН сведения о зарегистрированных правах отсутствуют, и с кадастровым номером <№>, местоположение: <адрес>, согласно выписки из ЕГРН земельный участок образован из земель государственная собственность на которые не разграничена, администрация Никольского района Пензенской области орган, который уполномочен распоряжаться таким участком.

При проведении совместной работы с Министерством лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Пензенской области, объект - несанкционированная свалка <адрес> на основании приказа Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 04.05.2021 года №309 включена в государственный реестр объектов накопленного вреда окружающей среде.

При данных обстоятельствах администрация Никольского района Пензенской области считает не обоснованным требование прокуратуры Никольского района Пензенской области признать бездействие администрации Никольского района Пензенской области в непринятии мер по организации сбора, в том числе раздельного сбора, и транспортированию твердых коммунальных отходов на территории Никольского района Пензенской области, повлекшее образование несанкционированного места размещения твердых коммунальных отходов (свалки) на земельных участках с кадастровыми номерами <№>, <№>.

Поскольку экологическая функция является общей для всех уровней публичной власти в Российской Федерации, законодатель предусмотрел взаимодействие органов государственной власти субъектов Федерации с органами местного самоуправления, в пределах закрепленных за ними полномочий, в частности для выявления и своевременного устранения несанкционированного складирования коммунальных и промышленных отходов, причиняющего вред окружающей среде.

Ссылаясь на постановление Правительства Пензенской области от 6 июля 2018 г. N 359-пП «Об утверждении региональной программы "Обращение с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, на территории Пензенской области", Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018года № 204 «Онациональных целях истратегических задачах развития Российской Федерации напериод до2024года» с целью ликвидации выявленных несанкционированных свалок в границах городов и наиболее опасных объектов накопленного экологического вреда окружающей среде на территории Российской Федерации реализуется федеральный проект «Чистая страна», правилами организации работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде(утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2018 № 542), ст. 80.1Федерального закона "Об охране окружающей среды", указала, что работы по ликвидации накопленного вреда проводятся исполнителем в соответствии с проектом в сроки, предусмотренные государственным или муниципальным контрактом на проведение таких работ.

Порядок, объем и сроки выполнения работ по ликвидации свалки, предусмотрены проектом. В настоящее время определить временные периоды исполнения работ по ликвидации свалки определить не представляется возможным.

Администрацией Никольского района Пензенской области направлены предложения по включению в региональный План природоохранных мероприятий работы по ликвидации указанной свалки, который для согласования Министерством лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Пензенской области направлен в Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации.

Реализация мероприятий регионального плана на основании ст.16.6, ст.17.1 и 78.2 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (в редакции от 26.03.2022 г.) будет осуществляться за счет средств, имеющих целевое назначение и поступающих в бюджет Пензенской области и бюджет муниципального образования от платы за негативное воздействие на окружающую среду, платежей по искам о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, от административных штрафов за административные правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования.

Из показаний в предыдущем судебном заседании свидетеля Министерства лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Пензенской области ФИО10 стало так же известно, что ликвидация свалки - объекта накопленного вреда окружающей среде, фактически не возможна без софинансирования, привлечения средств федерального бюджета, в случае ликвидации свалки собственными силами необходим длительный период времени (несколько лет). Кроме того, несанкционированная свалка – объект накопленного вреда окружающей среде, расположена на трех земельных участках с кадастровыми номерами <№>, <№> и <№>. Ликвидацию свалки необходимо организовать одновременно на всех участках. Собственником земельного участка с кадастровым номером <№> является муниципальное образование Керенский сельский совет Никольского района Пензенской области.

Организация работ по ликвидации свалки проводится, но с учетом объема, предусмотренных работ и в силу объективных причин ликвидировать несанкционированную свалку – объект накопительного вреда окружающей среде, администрации Никольского района Пензенской области в течение 3 лет не представляется возможным.

Доводы и требования прокуратуры Никольского района Пензенской, указанные в административно исковом заявлении, считает необоснованными.

Просила суд: в удовлетворении административных исковых требований прокуратуры Никольского района Пензенской области отказать.

Представители административного ответчика Министерства лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Пензенской области Коваленко Н.А., Королева С.Ю., в судебном заседании не согласились с предъявленными требованиями, и по существу дела пояснили, что с 1 сентября 2022 года входят в норму закона «окрашенные платежи». Все доходы которые поступают в муниципальный бюджет в виде плат за негативное воздействия, в виде штрафов, будут носить целевой характер. В данный момент проводится работа по формированию перечня региональных мероприятий, приоритет которой – ликвидация объектов накопленного вреда окружающей среде, в том числе свалка <адрес>. Те деньги, которые будут окрашены в муниципальный бюджет, они должны тратиться только на эти мероприятия. Промониторив все платежи, которые поступают по Никольскому района, прогноз составил <данные изъяты> рублей. На эти деньги они не смогут выполнить эти мероприятия. Поэтому мы в план природоохранных мероприятий региональных включаем на 2023 год : помочь району разработать проект ПСД, потому что рекультивация такой огромной свалки методом вывоза не представляется возможным. Во-первых, это будет удорожание проекта, во-вторых, у них природа позволяет рекультивировать на месте, для этого нужно разработать проектную документацию, пройти экологическую экспертизу, проверить достоверность сметной стоимости работ, заявить её в федеральный проект. Мы хотели включить данную свалку в проект «Чистая страна», но Минприроды нам отказал, т.к. в проекте «Чистая страна» ликвидируются объекты, которые идут в границах города. Когда они увидели, что эта свалка в <адрес>, нам было оказано. На данный момент мы заявили эту свалку в проект «Генеральная уборка», и ведем переписку по поводу того как формируется этот проект, и будет ли включен данный объект для ликвидации за счет субсидий из федерального бюджета. Ликвидировать данный объект за полгода не представляется возможным. Тем более земельные участки, которые там существуют, чтобы получить федеральные деньги нужно решить вопрос об их собственности, т.к. земли не разграничены, о чем неоднократно говорилось администрации. Пока не будет решен вопрос с земельными участками, мы будем стоять на месте. Считают, что являются ненадлежащими ответчиками по делу и просили исковые требования прокурора к ним оставить без удовлетворения.

В отзыве на исковое заявление от 09.08.2022 года и от 03.10.2022 года указал, что согласно постановления Правительства Пензенской области от 22.12.2011 г. № 965-пП « Об утверждении Положения о Министерстве лесного, охотничьего хозяйства, природопользования Пензенской области» к полномочиям Министерства относятся : 2.3.77 – выявление и оценка объектов накопленного вреда окружающей среде, 2.3.78 организация работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде.

Во исполнение своих полномочий, а так же в целях дальнейшей ликвидации объекта НВОС «Участок размещения отходов стекольного производства, в том числе несанкционированная свалка <адрес>» Минлесхозом направлено предложение для включения мероприятия Пензенской области в федеральный проект «Генеральная уборка».

Постановлением Правительства РФ от 24.06.2022 № 1132 « О внесении изменений в государственную программу РФ «Охрана окружающей среды» утверждены Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ, возникающих при реализации природоохранных проектов по ликвидации объектов накопленного вреда окружающей среде, обеспечивающих достижение целей, показателей и результатов федерального проекта «Генеральная уборка».

Для отбора природоохранных проектов и предоставления субсидий из федерального бюджета Правилами установлены требования об отнесении земельных участков, на которых размещены объекты накопленного вреда окружающей среде, к собственности РФ и (или) муниципальной собственности и наличие проектной документации с положительным заключением государственной экологической экспертизы.

Для дальнейшего решения вопроса по ликвидации (рекультивации) свалки <адрес> в рамках федерального проекта требуется оформить в собственность два земельных участка, на которых собственность не разграничена, кадастровые номера <№>, <№>, и разработать проектную документацию на ликвидацию объекта НВОС.

Кроме того, с 01.09.2022 г. мероприятия по выявлению и оценке объектов накопленного вреда окружающей среде и (или) организации работ по ликвидации объектов накопленного вреда окружающей среде, включенных в ГРОНВОС, должны быть включены в региональный План природоохранных мероприятий в первоочередном порядке.

Реализация мероприятий регионального плана на основании ст.16.6, 75.1 и 78.2 Федерального закона « Об охране окружающей среды» будет осуществлять за счет средств, имеющих целевое назначение и поступающих в бюджет Пензенской области, бюджеты муниципальных образований Пензенской области от платы за негативное воздействие на окружающую среду, платежей по искам о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, от административных штрафов за административные правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования.

В настоящее время, с учетом предложений муниципальных образований Министерством осуществляется подготовка регионального плана. который будет направлен для согласования в Минприроды РФ. Министерство натаивает на необходимости администрации г. Никольска решить вопрос с земельными участками, а именно, уточнить их границы и решить вопрос права. В дальнейшем мероприятие по разработке проектной документации по ликвидации свалки <адрес>, при условии решения земельных вопросов планируется включить в региональный план на 2023 год. Ранее Министерством, в рамках исполнения полномочий по выявлению и оценке объектов накопленного вреда окружающей среде, проведена организационная работа по объекту НВОС Никольского района. В результате проведенной работы, рассматриваемый объект «Участок захоронения отходов стекольного производства, в том числе, несанкционирования свалки <адрес>» расположенный на земельных участках с кадастровыми номерами <№>, <№>, <№>, приказом Минприроды России от 04.05.2021 г. № 309 включен в государственный реестр объектов накопленного вреда окружающей среде (ГРОРО).

Представитель соответчика администрации города Никольска Никольского района Пензенской области по доверенности, Казаков А.Д., в судебном заседании согласился с отказом от иска к администрации г. Никольска Никольского района Пензенской области и прекращении производства по делу в данной части, пояснив, что администрация г. Никольска Никольского района Пензенской области не является собственником земельных участков, на которых расположен объект накопления вреда окружающей среде. Данный объект расположен вне границ г. Никольска, земельные участки не разграничены. При таких обстоятельствах администрация г. Никольска Никольского района Пензенской области не является надлежащим ответчиком.

Извещенный надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела, административный ответчик -представитель администрации Керенского сельсовета Никольского района Пензенской области, в судебном заседании не присутствовал, причин неявки не указал, возражений по иску не представил.

Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав представленные материалы и оценив их в совокупности, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии со ст.39 КАС РФ, прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.

Согласно пункту 14 статьи 15 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относятся участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов.

В ст.1 Федерального закона от 10.01.2002 г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (в редакции от 26.03.2022 г.) дается определение таких понятий как : накопленный вред окружающей среде - вред окружающей среде, возникший в результате прошлой экономической и иной деятельности, обязанности по устранению которого не были выполнены либо были выполнены не в полном объеме; объекты накопленного вреда окружающей среде - территории и акватории, на которых выявлен накопленный вред окружающей среде, объекты капитального строительства и объекты размещения отходов, являющиеся источником накопленного вреда окружающей среде.

Статьей 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» установлено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых, должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. При этом запрещается сброс отходов производства и потребления в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.

В соответствии с п. 2 ст. 78 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", на основании решения суда или арбитражного суда вред окружающей среде, причиненный нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, может быть возмещен посредством возложения на ответчика обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды за счет его средств в соответствии с проектом восстановительных работ, а согласно п. 3 ст. 78 указанного Федерального закона иски о компенсации вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, могут быть предъявлены в течение двадцати лет.

Согласно ст. 80.1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", выявление объектов накопленного вреда окружающей среде осуществляется посредством инвентаризации и обследования территорий и акваторий, на которых в прошлом осуществлялась экономическая и иная деятельность и (или) на которых расположены бесхозяйные объекты капитального строительства и объекты размещения отходов.

Оценка объекта накопленного вреда окружающей среде включает в себя установление:

объема или массы загрязняющих веществ, отходов и их классов опасности;

площади территорий и акваторий, на которых расположен объект накопленного вреда окружающей среде, категории и видов разрешенного использования земель;

уровня и объема негативного воздействия на окружающую среду, включая способность загрязняющих веществ к миграции в иные компоненты природной среды, возможность загрязнения водных объектов, в том числе являющихся источниками питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, возможность возникновения экологических рисков;

наличия на объектах накопленного вреда окружающей среде опасных веществ, указанных в международных договорах, стороной которых является Российская Федерация;

количества населения, проживающего на территории, окружающая среда на которой испытывает негативное воздействие вследствие расположения объекта накопленного вреда окружающей среде;

количества населения, проживающего на территории, окружающая среда на которой находится под угрозой негативного воздействия вследствие расположения объекта накопленного вреда окружающей среде.

Учет объектов накопленного вреда окружающей среде осуществляется посредством их включения в государственный реестр объектов накопленного вреда окружающей среде, который ведется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, в срок, не превышающий тридцати рабочих дней со дня поступления от органов, указанных в пункте 3 настоящей статьи, результатов выявления и оценки объектов накопленного вреда окружающей среде.

Ведение государственного реестра объектов накопленного вреда окружающей среде включает в себя рассмотрение материалов выявления и оценки объектов накопленного вреда окружающей среде, принятие решения о включении или об отказе во включении в государственный реестр объектов накопленного вреда окружающей среде, категорирование объектов накопленного вреда окружающей среде, обновление информации об объекте накопленного вреда окружающей среде, исключение из государственного реестра объектов накопленного вреда окружающей среде.

Категорирование объектов накопленного вреда окружающей среде осуществляется в отношении объектов накопленного вреда окружающей среде, включенных в государственный реестр объектов накопленного вреда окружающей среде.

Категорирование объектов накопленного вреда окружающей среде проводится посредством сопоставления их влияния на состояние экологической безопасности в целях обоснования очередности проведения работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде и принятия неотложных мер.

По результатам категорирования объектов накопленного вреда окружающей среде выделяются приоритетные объекты, накопленный вред окружающей среде на которых подлежит ликвидации в первоочередном порядке.

Порядок ведения государственного реестра объектов накопленного вреда окружающей среде устанавливается Правительством Российской Федерации.

Сведения государственного реестра объектов накопленного вреда окружающей среде носят общедоступный характер и предоставляются на безвозмездной основе, за исключением информации, отнесенной законодательством Российской Федерации к категории ограниченного доступа или к государственной тайне.

Согласно п. 2 ст. 80.2 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" организацию работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде вправе осуществлять органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления.

В случаях, установленных Правительством Российской Федерации, организацию работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде проводит федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственное управление в области охраны окружающей среды. Порядок организации работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде устанавливается Правительством Российской Федерации.

Пунктом 4 ст. 80.2 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" установлено, что порядок организации работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде устанавливается Правительством Российской Федерации. Порядок включения объектов накопленного вреда в государственный реестр объектов накопленного вреда окружающей среде определен Правилами ведения государственного реестра объектов накопленного вреда окружающей среде, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.04.2017 N 445.

Решением Исполкома Пензенского областного совета народных депутатов от 29.07.1988 г № 262 « Об отводе земельных участков и согласования места строительства объектов», в Приложении № 1, выделено :

- Колхоз «50 лет Октября» Никольского района - Никольскому горисполкому для организации городской свалки -4,0 пашня. Сроком на 10 лет

- Никольский стеклозавод управления местной промышленности Никольского района - заводу «Красный Гигант» Никольского района для сброса производственных отходов ( жидкой извести) с последующей рекультивацией под пашни – 3,0 отработанный карьер, сроком на 5 лет.

Из распоряжения администрации Никольского района Пензенской области от 09.10.1997 года № 428 «О продлении срока использования полигона бытовых отходов в районе <адрес>», следует, что в связи с задержкой строительства полигона бытовых отходов в районе <адрес> разрешить Никольскому муниципальному отраслевому Городскому Производственному объединению ЖКХ использовать полигон бытовых отходов в районе <адрес>, до окончания строительства нового.

Согласно выписке ЕГРН № КУВИ-001/2022-102607957 от 25.06.2022г., земельный участок с кадастровым номером <№> расположен в границах Карамальского сельсовета Никольского района Пензенской области. Вид разрешенного использования – специальная деятельность. Земельный участок образован из земель, государственная собственность на которые не разграничена. Сведения о зарегистрированных правах отсутствуют.

В выписке ЕГРН от 25.06.2022 года № КУВИ-001/2022-102608523 указано, что земельный участок с кадастровым номером <№>, расположен за пределами участка ориентир <адрес>. Участок находиться примерно в 1.5 метрах по направлению на юго-восток от ориентира. Почтовый адрес <адрес>. Вид разрешенного использования под свалкой бытовых отходов. Граница земельного участка не установлена. Сведения о зарегистрированных правах отсутствуют.

В выписке ЕГРН от 08.07.2022 года № КУВИ-001/2022-114098563 указано, что земельный участок с кадастровым номером <№> находится в собственности муниципального образования Керенский сельсовет Никольского района Пензенской области, границы установлены.

Распоряжением администрации Никольского района Пензенской области № 197 от 17.09.2020 года запрещено размещать отходы на земельном участке с кадастровым номером <№>.

В письме Минлесхоза и природопользования Пензенской области № 16-3-5/2312 от 25.04.2022г. указано, что объект накопленного вреда окружающей среде «Участок размещения отходов стекольного производства, в том числе несанкционированная свалка <адрес>» приказом Минприроды России от 04.05.2021 № 309 включен в государственный реестр таких объектов. В целях дальнейшей ликвидации объекта НВОС Минлесхозом Пензенской области направлено предложение для включения мероприятия Пензенской области в федеральный проект «Генеральная уборка».

В приказе № 309 от 04.05.2021 года « О внесении изменений в приложение к приказу Министерства природных ресурсов и экологии РФ о 27.08.2017 г № 470 « О включении объектов накопленного вреда окружающей среде» указано, что приложение «Объекты накопленного вреда окружающей среде включенные в государственный реестр объектов накопленного вреда окружающей среде» дополнены списком, где за номером № 325 указан участок размещения отходов стекольного производства, в том числе несанкционированная свалка <адрес>.

Из письма Минлесхоза и природопользования Пензенской области № 16-3-5/4003 от 15.07.2022 г. следует, что категорирование объектов накопленного вреда окружающей среде подлежащих ликвидации в первоочередном порядке осуществляет Минприроды России в соответствии с приказом от 04.08.2017 г. № 435. Постановлением Правительства РФ от 24.06.2022г. № 1132 « О внесении изменений в государственную программу РФ «Охрана окружающей среды» утверждены Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ в целях софинансирования расходных обязательств субъектов РФ, возникающих при реализации природоохранных проектов по ликвидации объектов накопленного вреда окружающей среде.

Для решения вопроса по ликвидации (рекультивации) свалки <адрес> в рамках федерального проекта требуется оформить в собственность 2 земельных участка, на которых собственность не разграничена, кадастровые номера <№> и <№>, и разработать проектную документацию на ликвидацию объекта НВОС.

С 01.09.2022 года мероприятия по выявлению и оценке объектов накопленного вреда окружающей среде, включенные в ГРОНВОС, должны быть включены в региональный план природоохранных мероприятий в первоочередном порядке. Мероприятие по разработке проектной документации по ликвидации свалки <адрес>, при условии решения земельных вопросов планируется включить в региональный план на 2023 год.

В сообщении Губернатора Пензенской области № 1-5-6476 от 09.06.2021 г. указано, о возможности внесения изменений в федеральный проект «Чистая страна» - мероприятие «Ликвидация несанкционированной свалки в <адрес>» заменить на мероприятие «Ликвидация участка захоронения отходов стекольного производства, в том числе несанкционированной свалки <адрес>». Приказом Минприроды России от 04.05.2021 г № 309 данный объект включен в ГРОНВОС.

Допрошенный в судебном заседании свидетель ФИО9, по существу дела показал, что в соответствии с Правилами к организации работ по ликвидации накопленного вреда, органами исполнительной власти и органами местного самоуправления, совместно проводится работа. Этим вопросом начали заниматься еще в 2020 году, начали давать предложения по включению в реестр. Работа началась с 2020 года. На сегодняшний день данная свалка включена в реестр. С 01 сентября 2022 года вносятся изменения в законодательство, что средства, поступающие от негативного воздействия на окружающую среду, штрафы за нарушение природоохранного законодательства, все эти деньги будут направляться на реализацию природоохранных мероприятий. В связи с этим формируется природоохранный план, который будет направлен в Москву для утверждения и согласования. По свалке в районе <адрес> мы даем предложение о разработке проекта на 2023 год о её ликвидации. В соответствии с новым законодательством там целый комплекс мероприятий, в том числе озеленение территорий и прочие природоохранные мероприятия. После включения нашей свалки в Программу, мы запросим коммерческие предложения, будет проводиться аукцион.

Из материалов дела и объяснений представителей ответчиков, следует, что в соответствии с постановлением Правительства Пензенской области от 6 июля 2018 г. N 359-пП «Об утверждении региональной программы "Обращение с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, на территории Пензенской области", ответственным исполнителем программы является Министерство лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Пензенской области.

В перечень мероприятий Программы входит ликвидация (рекультивация) мест несанкционированного размещения (захоронения) отходов, в том числе твердых коммунальных отходов.

В рамках реализации данного мероприятия планируется с 2019 года за счет средств бюджета Пензенской области осуществлять следующие мероприятия:

- разработка проектной документации на рекультивацию мест несанкционированного размещения (захоронения) отходов, в том числе твердых коммунальных отходов;- проведение работ по рекультивации мест несанкционированного размещения (захоронения) отходов, в том числе твердых коммунальных отходов;

- разработка сметной стоимости работ на ликвидацию мест несанкционированного размещения отходов, в том числе твердых коммунальных отходов, и получение положительного заключения государственной экспертизы по стоимости таких работ;

- проведение работ по ликвидации мест несанкционированного размещения отходов, в том числе твердых коммунальных отходов.

В рамках данной программы ликвидацию мест несанкционированного размещения отходов планируется осуществлять с привлечением средств федерального бюджета, в соответствии с приложением N 6 "Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на ликвидацию свалок в границах городов и наиболее опасных объектов накопленного экологического вреда окружающей среде для достижения целей, показателей и результатов федерального проекта "Чистая страна", входящего в состав национального проекта "Экология" к государственной программе РФ "Охрана окружающей среды", утвержденной постановлением Правительства РФ от 15.04.2014 N 326 (с последующими изменениями).

Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018года № 204 «Онациональных целях истратегических задачах развития Российской Федерации напериод до2024года», с целью ликвидации выявленных несанкционированных свалок в границах городов и наиболее опасных объектов накопленного экологического вреда окружающей среде на территории Российской Федерации реализуется федеральный проект «Чистая страна». Ликвидация накопленного вреда в рамках федерального проекта возможна на условиях софинансирования из средств федерального бюджета.

В рамках реализации программы, Министерством лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Пензенской области 04.03.2022 направлена информация по предложению включения несанкционированный свалки <адрес> в федеральный проект «Генеральная уборка».

Организацию работ по ликвидации накопленного вреда на объектах, осуществляют органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления, а так же Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации.

Ликвидация объектов накопленного вреда окружающей среде осуществляется в соответствии справилами организации работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде(утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2018 № 542) и включает:

1) проведение необходимых обследований объекта, в том числе инженерных изысканий;

2) разработку проекта работ по ликвидации накопленного вреда;

3) согласование (после проведения необходимых экспертиз) и утверждение проекта;

4) проведение работ по ликвидации накопленного вреда;

5) осуществление контроля и приемку проведенных работ по ликвидации накопленного вреда.

Необходимые обследования объекта, в том числе инженерные изыскания, проводятся заказчиком для подготовки проекта при выявлении и оценке объектов в соответствии состатьей 80.1Федерального закона "Об охране окружающей среды" и исполнителями при разработке проекта.

Исполнительсогласовываетпроект с Федеральной службой по надзору в сфере природопользования. Проект направляется исполнителем на проведение необходимых экспертиз в случаях и порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации, до согласования с Федеральной службой по надзору в сфере природопользования.

Работы по ликвидации накопленного вреда проводятся исполнителем в соответствии с проектом в сроки, предусмотренные государственным или муниципальным контрактом на проведение таких работ.

Проанализировав положения Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", Правил ведения государственного реестра объектов накопленного вреда окружающей среде, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.04.2017 N 445, Правил организации работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 04.05.2018 N 542, суд отмечает, что действующим законодательством на органы государственной власти субъекта Российской Федерации и местного самоуправления прямо возложены обязанности по решению вопросов организации мероприятий по охране окружающей среды. Реализация определенных федеральным законодательством полномочий указанных органов в сфере выявления, оценки и организации ликвидации объектов накопленного вреда окружающей среде, предполагает необходимость проведения правовых и административно-организационных процедур.

Допущенное ответчиками бездействие нарушает права и законные интересы Российской Федерации, а также неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.

Кроме того, возложение обязанности по проведению организационно-властных мероприятий, направленных на реализацию указанных выше полномочий в сфере охраны окружающей среды, не может быть возложено на иных лиц, кроме тех, за которыми закреплены соответствующие полномочия в ст. ст. 80.1, 80.2 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".

В судебном заседании установлено, что на момент рассмотрения дела, администрацией Никольского района Пензенской области не решен вопрос о передаче земельных участков, на которых размещен объект накопления вреда окружающей среде, в собственность муниципальному образованию, отсутствуют сведения о зарегистрированных правах и границах, что препятствует разработке проектной документации по ликвидации свалки, включение которой запланировано в региональный план на 2023 год. Установленное обстоятельство свидетельствует о бездействии указанного ответчика в организации работ по ликвидации объекта накопленного вреда окружающей среде.

Довод ответчика Минлесхоза Пензенской области о том, что он выполнил весь объем мероприятий, возложенный на него в рамках организационной деятельности по включению объекта накопленного среда окружающей среде в государственный реестр объектов накопленного вреда окружающей среде ( ГРОНВОС), в связи с чем не является надлежащим ответчиком по делу, суд находит необоснованным, по следующим основания:

- организацию работ по ликвидации накопленного вреда на объектах, осуществляют органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, и Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации, совместно.

- на момент рассмотрения дела организация работ по ликвидации накопленного вреда не завершена.

- Минлесхозом Пензенской области не выполнены все этапы работ, предусмотренные правилами организации работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2018 № 542, т.к не проведены необходимые обследования объекта, и инженерные изыскания, не разработан проект работ по ликвидации накопленного вреда, не согласован и не утвержден проект, не проведены работ по ликвидации накопленного вреда, и не произведена их приемка.

При таких обстоятельствах у суда не имеется оснований для признания Минлесхоза Пензенской области ненадлежащим ответчиком. В связи с тем, что объект накопленного вреда окружающей среде не ликвидирован, требования прокурора о признании незаконным бездействия Минлесхоза Пензенской области в части непринятия мер по организации ликвидации свалки, нашли свое подтверждение в судебном заседании.

Требований истца о возложении обязанности по организации работ по ликвидации накопленного вреда на объекте накопленного вреда к администрации Керенского сельсовета Никольского района Пензенской области, суд находит обоснованными, т.к администрация Керенского сельсовета Никольского района Пензенской области, как орган местного самоуправления, является собственником земельного участка с кадастровым номером <№>, который в совокупности с другими участками образует площадь объекта накопления вреда окружающей среды.

Исследованные доказательства позволяют суду сделать вывод о том, что требования прокурора являются законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Вопреки доводам ответчиков о неразумности срока, в течение которого прокурор просит выполнить заявленные им мероприятия, суд считает, что информацией об объектах, обладающих признаками объектов накопленного вреда, ответчики обладали значительно раньше, чем с настоящим иском в суд обратился прокурор, что свидетельствует о том, что у ответчиков имелась реальная возможность и достаточный срок для того, чтобы приступить к выполнению требований Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" в отношении указанного в исковом заявлении, объекта.

Вопросы порядка и способа исполнения решения суда, а также сроки его исполнения могут быть разрешены с использованием иных правовых механизмов, урегулированных гражданским процессуальным законом. Так, при наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного постановления, должник вправе поставить перед судом, рассмотревшим дело, или перед судом по месту исполнения судебного постановления вопрос об отсрочке исполнения, об изменении способа и порядка исполнения (ст. 434 ГПК РФ).

Срок исполнения требования, определенный прокурором Никольского района Пензенской области в 3 года, с момента вступления решения суда в законную силу, суд находит разумным, т.к. период выполнения работ, предусмотренных Правилами организации работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде, соответствует заявленному сроку.

С учетом изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180, 227 КАС РФ, суд,

Р Е Ш И Л :

Исковые требования административного истца прокурора Никольского района Пензенской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации Никольского района Пензенской области, администрации Керенского сельсовета Никольского района Пензенской области, Министерству лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Пензенской области о признании незаконным бездействия и понуждении к совершению действий, удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации Никольского района Пензенской области и Министерства лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Пензенской области, выразившееся в непринятии мер по организации работ по ликвидации накопленного вреда на объекте накопленного вреда, включенном в государственный реестр объектов накопленного вреда окружающей среде «Участок захоронения отходов стекольного производства, в том числе несанкционированной свалки <адрес>», расположенный на земельных участках, с кадастровыми номерами <№>, <№>, <№>.

Обязать Министерство лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Пензенской области, администрацию Никольского района Пензенской области и администрацию Керенского сельсовета Никольского района Пензенской области организовать, в соответствии с п.3 Правил организации работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде, утвержденных постановлением Правительства РФ от 04.05.2018 г. № 542, работу по ликвидации накопленного вреда на объекте накопленного вреда, включенном в государственный реестр объектов накопленного вреда окружающей среде «Участок захоронения отходов стекольного производства, в том числе несанкционированной свалки <адрес>», расположенный на земельных участках с кадастровыми номерами <№>, <№>, <№>, в течение 3 лет, после вступления в законную силу решения суда.

Решение может быть обжаловано в Пензенский областной суд, через Никольский районный суд Пензенской области, в течение одного месяца со дня вынесения в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено 12 октября 2022 года.

Судья: