ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-4119/2022 от 05.05.2022 Центрального районного суда г. Челябинска (Челябинская область)

Дело № 2а-4119/2022

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

05 мая 2022 года г.Челябинск

Центральный районный суд г. Челябинска в составе:

председательствующего судьи Е.В. Гречишниковой,

при секретаре А.Х. Ахметжановой,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Чвало Алексея Александровича к Главному Управлению лесами Челябинской области о признании незаконным отказа, выраженного в ответе, о выделении древесины для собственных нужд, возложении обязанности,

УСТАНОВИЛ:

Чвало А.А. обратился в суд с административным иском к Главному Управлению лесами Челябинской области о признании незаконным отказа Главного управления лесами Челябинской области, выраженного в ответе от ДД.ММ.ГГГГ, в выделении древесины в количестве 50 м3 для собственных нужд; возложении обязанности на административного ответчика выделить Чвало А.А. древесину в количестве 50 м3 под использования для собственных нужд.

Требования административного иска мотивированы тем, что административный истец обратился в Главное управление лесами Челябинской области с заявлением об отпуске древесины для собственных нужд, а именно: о выделении древесины в количестве 50 м3 для строительства жилого дома, на что был получен ответ (отказ) от ДД.ММ.ГГГГ. Указывает на то, что в соответствии с Законом Челябинской области от ДД.ММ.ГГГГ-ЗО «О порядке и нормативах заготовки гражданами древесины для собственных нужд», он, как собственник земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: , участок , при наличии действующего до ДД.ММ.ГГГГ разрешения на строительство , имеет право на получение древесины для собственных нужд. Однако административный ответчик в качестве причины отказа указал следующее: «отсутствие в лесничествах области лесных насаждений, достаточных для заготовки заявленных объемов древесины с требуемыми качественными характеристиками». Каких-либо фактических и документарных доказательств в подтверждение указанного основания предоставлено не было. Таким образом, в отсутствие доказательств, обосновывающих позицию административного ответчика, оспариваемый отказ считает незаконным и необоснованным. В адрес административного истца уведомление о возможности получения древесины в другом лесничестве не направлялось, ссылка на это в ответе так же отсутствует. Таким образом, отказ административного ответчика был бы правомочен только при уведомлении административного истца о возможности получения древесины в другом лесничестве и отказе в получении древесины в других лесничествах.

Административный истец Чвало А.А. при надлежащем извещении участия в судебном заседании не принял.

Его представитель ФИО4, действующий на основании доверенности, в судебном заседании настаивал на удовлетворении административного иска.

Представитель административного ответчика Главного Управления лесами – ФИО5, действующая на основании доверенности, в судебном заседании возражала против удовлетворения административного иска по доводам и основаниям, изложенным в письменном отзыве.

Выслушав участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд не находит оснований для удовлетворения административного иска ввиду следующего.

В ходе рассмотрения дела установлено, что административный истец Чвало А.А. является собственником земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: , участок , что подтверждается представленной в материалы дела выпиской из ЕГРН и не оспорено лицами, участвующими в деле.

ДД.ММ.ГГГГ Администрацией Сосновского муниципального района Челябинской области Чвало А.А. выдано разрешение № на строительство индивидуального жилого дома, расположенного по адресу: , жилая застройка «Терема», участок 222А, срок действия разрешения до ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ административный истец Чвало А.А. обратился в Главное управление лесами Челябинской области с заявлением о выделении деловой древесины хвойных или мягколиственных пород в количестве 50 м3 для индивидуального жилищного строительства, расположенного по адресу: , участок А.

ДД.ММ.ГГГГ Главное управление лесами Челябинской области по итогам рассмотрения заявления Чвало А.А. в ответе за отказало в предоставлении государственной услуги на основании ч. 2 п. 14 Административного регламента предоставления государственной услуги по заключению договоров купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд граждан на территории Челябинской области (утвержден Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ-П), ввиду отсутствия в лесничествах области лесных насаждений, достаточных для заготовки заявленных объемов древесины с требуемыми качественными характеристиками. Разъяснив, что в соответствии с от ДД.ММ.ГГГГ-ЗО «О порядке и нормативах заготовки гражданами древесины для собственных нужд» за заявителем сохраняется право на получение древесины для собственных нужд.

На основании ст. 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Право на обжалование решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего предусмотрено главой 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу п. 2 ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика обязанность устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Исходя из смысла ст. ст. 226, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, для удовлетворения административного искового заявления об оспаривании решения органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суду необходимо установить совокупность условий, а именно нарушение данным решением прав, свобод и законных интересов административного истца, своевременность его обращения в суд, несоответствие решения нормативным правовым актам.

При отсутствии хотя бы одного из названных условий решение органа, наделенного государственными или иными публичными полномочиями, его действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.

Древесина - лесной ресурс, получаемый из срубленных, спиленных, срезанных стволов деревьев, который используется, в том числе для получения лесоматериалов и иной продукции переработки древесины (ч. 1 ст. 12.2 Лесного кодекса Российской Федерации).

В соответствии с частями 1, 4 и 5 статьи 30 Лесного кодекса Российской Федерации граждане вправе заготавливать древесину для целей отопления, возведения строений и других собственных нужд. Граждане осуществляют заготовку древесины для собственных нужд на основании договоров купли-продажи лесных насаждений. Порядок и нормативы заготовки гражданами древесины для собственных нужд устанавливаются законами субъектов Российской Федерации.

Согласно частям 1, 2 статьи 75 Лесного кодекса Российской Федерации по договору купли-продажи лесных насаждений осуществляется продажа лесных насаждений, расположенных на землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Купля-продажа лесных насаждений осуществляется в соответствии с данным Кодексом.

Таким образом, административный истец, являясь собственником земельного участка при наличии разрешения на строительство индивидуального жилого дома, имеет право на получение древесины для собственных нужд.

Порядок и нормативы заготовки гражданами древесины для собственных нужд в Челябинской области определяются Законом Челябинской области от ДД.ММ.ГГГГ-ЗО «О порядке и нормативах заготовки гражданами древесины для собственных нужд».

Частью 1 ст. 1 названного Закона Челябинской области предусмотрено, что использование лесов в целях заготовки гражданами древесины для собственных нужд представляет собой деятельность, связанную с рубкой лесных насаждений, хранением и вывозом древесины в объемах, необходимых для удовлетворения потребностей граждан в древесине для целей строительства, реконструкции, ремонта и отопления жилых домов, нежилых помещений и хозяйственных построек.

Статья 2 данного Закона Челябинской области устанавливает максимальные объемы заготовки от 5 до 50 куб. метров в зависимости от целей использования древесины и установлена периодичность такой заготовки от раза в год до раза в 50 лет.

Постановлением Правительства Челябинской области от 20.06.2012 года № 351-П (с изменениями на 02.12.2020 года), утвержден Административный регламент предоставления государственной услуги по заключению договоров купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд граждан на территории Челябинской области, который устанавливает сроки и последовательность выполнения административных процедур Главным управлением лесами Челябинской области, а также порядок взаимодействия Управления с многофункциональными центрами предоставления государственных и муниципальных услуг, подведомственными учреждениями и должностными лицами, а также взаимодействия с заявителями при предоставлении государственной услуги.

Для предоставления государственной услуги заявитель или его представитель обращаются в Лесничество по месту проживания, в многофункциональный центр, Управление.

Если в Лесничествах по месту проживания граждан заявленный ими для заготовки объем древесины для собственных нужд с требуемыми качественными характеристиками древесины, подлежащей заготовке, отсутствует, то с согласия граждан заготовка ими древесины для собственных нужд может осуществляться в других лесничествах Челябинской области.

Согласно п. 14 Административного регламента предоставления государственной услуги по заключению договоров купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд граждан на территории Челябинской области, основанием для отказа в предоставлении государственной услуги являются: 1) превышение заявленных к заготовке объемов древесины по отношению к нормативам заготовки гражданами древесины для собственных нужд, нарушение периодичности обращения за ее предоставлением, устанавливаемых Законом Челябинской области от ДД.ММ.ГГГГ-ЗО «О порядке и нормативах заготовки гражданами древесины для собственных нужд»; 2) отсутствие в указанном заявителем лесничестве лесных насаждений, достаточных для заготовки заявленных объемов древесины с требуемыми качественными характеристиками, и отказ в получении древесины в других лесничествах; 3) представление заявителем неполного пакета документов, необходимых для предоставления государственной услуги; 4) представление недостоверных сведений.

Как следует из обжалуемого административным истцом ответа, Главное управление лесами Челябинской области по итогам рассмотрения заявления в ответе за отказало заявителю ФИО2 в выделении древесины в количестве 50 м3 для строительства жилого дома ввиду отсутствия в лесничествах области лесных насаждений, достаточных для заготовки заявленных объемов древесины с требуемыми качественными характеристиками.

Как следует из представленных представителем административного ответчика документов, распоряжением Главного управления лесами Челябинской области -р от ДД.ММ.ГГГГ, утверждены объемы отпуска древесины для собственных нужд граждан на 2022 год, представлены утвержденные объемы отпуска древесины, из которых следует, что на момент обращения ДД.ММ.ГГГГ административного истца Чвало А.А. к административному ответчику с заявлением о выделении древесины, отсутствовали в лесничествах области лесные насаждения, достаточные для заготовки заявленных им объемов древесины с требуемыми качественными характеристиками.

Таким образом, то обстоятельство, что на момент обращения административного истца Чвало А.А. к административному ответчику с заявлением о выделении древесины, отсутствовали в лесничествах области лесные насаждения, достаточные для заготовки заявленных объемов древесины с требуемыми качественными характеристиками, подтверждается представленными в дело доказательствами.

Само по себе несогласие административного истца с содержанием ответа на его обращение не свидетельствует о незаконности отказа Главного управления лесами Челябинской области, выраженного в ответе от ДД.ММ.ГГГГ, в выделении древесины в количестве 50 м3 для собственных нужд, и не может служить основанием для удовлетворения его требований.

Кроме того, суд не осуществляет проверку целесообразности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, принимаемых, совершаемых ими в пределах своего усмотрения в соответствии с компетенцией, предоставленной законом или иным нормативным правовым актом. Об этом также указано и в п. 62 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства РФ».

Исходя из положений п. 1 ч. 2 ст. 227 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд удовлетворяет заявленные требования об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействия) нарушает права и свободы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.

В данном случае нарушения прав административного истца и требований закона в совокупности, влекущих в силу ст. 227 Кодекса административного судопроизводства РФ удовлетворение иска, по административному делу не установлено.

Таким образом, принимая во внимание, что Главным Управлением лесами Челябинской области на обращение Чвало А.А. был дан ответ в установленные законом сроки и в пределах предоставленных полномочий, ответ административного ответчика соответствовал закону, факт нарушения со стороны административного ответчика прав и законных интересов административного истца не установлен, в связи с чем оснований для признания незаконным отказа, выраженного в ответе, о выделении древесины для собственных нужд, а также возложении обязанности на административного ответчика выделить истцу древесину, не имеется, в связи с чем в удовлетворении административного иска Чвало А.А. надлежит отказать в полном объеме.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 175, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ

Административный иск Чвало Алексея Александровича к Главному Управлению лесами о признании незаконным отказа, выраженного в ответе, о выделении древесины для собственных нужд, возложении обязанности, - оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Челябинский областной суд в течение месяца со дня принятия судом решения суда в окончательной форме через Центральный районный суд г.Челябинска.