ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-411/2021 от 24.09.2021 Черноморского районного суда (Республика Крым)

УИД 91RS0023-01-2021-000475-13

Дело № 2а-411\2021

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

Резолютивная часть решения объявлена 23 сентября 2021 года.

Решение суда принято в окончательной форме 24 сентября 2021 года.

23 сентября 2021 года Черноморский районный суд Республики Крым в составе председательствующего судьи - Ильичевой Н.П.,

при помощнике судьи - Силкиной Е.С.,

с участием истцов, представителей истцов - Судак О.Н.

ФИО1

представителя ответчика - ФИО2

представителя ЗЕМ - ФИО3

представителя Администрация

Черноморского района Республики Крым - ФИО4

представителя администрация

Черноморского сельского поселения - ФИО5,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО6, ФИО7, ФИО1, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13 к Черноморскому районному совету Республики Крым, заинтересованные лица - Общество с ограниченной ответственностью «ЗЕМ», Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, Садоводческое некоммерческое товарищество «Кипарис», товарищество собственников недвижимости «Садоводческое некоммерческое товарищество «Кипарис», Администрация Черноморского района Республики Крым, администрация Черноморского сельского поселения Черноморского района Республики Крым об отмене решения органа местного самоуправления,

УСТАНОВИЛ:

ФИО6, ФИО7, ФИО1, ФИО8, ФИО9, ФИО10, Судак О.Н. обратились в суд с административным исковым заявлением к Черноморскому районному совету Республики Крым, третьи лица, не заявляющие самостоятельные требования относительно предмета спора, - ООО «ЗЕМ», Госкомрегистр, СНТ «Кипарис», ТСН «СНТ «Кипарис» об отмене решения органа местного самоуправления.

Свои требования административные истцы мотивируют тем, что 21.12.2020 28 (внеочередным) заседанием 2 созыва Черноморского районного совета Республики Крым было принято решение № 408 «Об утверждении проекта межевания территории СНТ «Кипарис». В соответствии с данным решением утвержден проект межевания территории СНТ «Кипарис». Проектом предлагается образовать 78 земельных участков для ведения садоводства (код 13.2) из земель, находящихся в муниципальной собственности Черноморского сельского поселения Черноморского района Республики Крым. Как следует из графических материалов, межевание земель общего пользования и предназначенные для размещения объектов капитального строительства, относящихся к имуществу общего пользования – не проводилось. Фактически было проведено межевание земельных участков, правообладателями которых являются члены СТ «Кипарис», которые, по состоянию на 18.03.2014 не оформили право частной собственности на землю в соответствии с законодательством Украины. Кроме того, общее собрание по рассмотрению проекта межевания СНТ «Кипарис» не проводилось, а проведенное – не является общим собранием; члены товарищества и правообладатели земельных участков не были извещены о проведении собрания, а прибывшие не были к нему допущены. В то же время, в материалах проекта межевания отсутствуют документы, подтверждающие факт принятия решения о выполнении кадастровых работ. В результате вышеуказанных нарушений, координаты, ранее учтенных и учтенных земельных участков, приведенные в проекте межевания, не соответствуют координатам, указанным в ЕГРН и судебных актах, вступивших в законную силу. Кроме того, в число участков, отнесенных к имуществу общего пользования данным межевым планом, вошли участки, которые на протяжении длительного времени, принадлежат членам товарищества на законных основаниях. Проект межевания подготовлен по заявке и подан на утверждение ненадлежащим юридическим лицом – СНТ «Кипарис». В связи с наложением границ 33 земельных участков, утверждение обжалуемым решением проекта межевания, влечет уменьшение размеров 33 земельных участков и значительные финансовые расходы их правообладателей. Административные истцы указывают, что в проект межевания были внесено заведомо ложное утверждение, а также, что проект межевания выполнен с грубыми и неустранимыми нарушениями нормативно-правовых актов, регламентирующих проведение кадастровых работ. 145 ранее распределенных земельных участков не вошли в проект. В проекте отсутствует перечень и сведения о площади образуемых земельных участков, в том числе возможные способы из образования, о площади образуемых земельных участков, которые будут отнесены к территориям общего пользования или имуществу общего пользования, в том числе в отношении которых предполагаются резервирование, вид разрешенного использования образуемых земельных участков в соответствии с проектом планировки территории.

02.06.2021 Определением суда привлечена к участию в деле, в качестве заинтересованного лица Администрация Черноморского района Республики Крым.

29.07.2021 Определением суда принято заявление об изменении оснований административного искового заявления от 01.07.2021.

29.07.2021 Определением суда ФИО12 вступила в административное дело, как административный соистец.

18.08.2021 Определением суда ФИО13 вступила в административное дело, как административный соистец.

18.08.2021 Определением суда привлечена к участию в деле, в качестве заинтересованного лица Администрация Черноморского сельского поселения Черноморского района Республики Крым.

В судебном заседании Судак О.Н. и ФИО1 настаивали на исковых требованиях по основаниям указанным в исковом заявлении и заявлении об уточнении основания исковых требований.

В судебном заседание представитель ответчика Черноморского районного совета Республики Крым – ФИО2 возражала против удовлетворения исковых требований по основаниям указанным в письменных возражениях (т.2 л.д.42-46), согласно которым в соответствии с ч. 1.1. ст. 45 ГК РФ предусмотрено, что «решения о подготовке документации по планировке территории принимаются самостоятельно: 5) садоводческим или огородническим некоммерческим товариществом в отношении земельного участка, предоставленного такому товариществу для ведения садоводства или огородничества». Заинтересованные лица, указанные в ч. 1.1 ст. 45 ГК РФ, осуществляют подготовку документации по планировке территории в соответствии с требованиями, указанными в ч. 10 ст. 45, и направляют ее для утверждения в орган местного самоуправления. Подготовка документации по планировке территории осуществляется указанными лицами за счет их средств самостоятельно или привлекаемыми организациями в соответствии с законодательством Российской Федерации. Кроме того, в соответствии с ч. 5.1. ст. 46 ГК РФ, общественные обсуждения или публичные слушания по проекту планировки территории и проекту межевания территории не проводятся в случаях, предусмотренных частью 12 статьи 43 и частью 22 статьи 45 указанного кодекса, а также в случае, если проект планировки территории и проект межевания территории подготовлены в отношении территории в границах земельного участка, предоставленного садоводческому или огородническому некоммерческому товариществу для ведения садоводства или огородничества. Учитывая вышеизложенное, процедура по разработке проекта межевания ТСН СНТ соблюдена. Обратил внимание относительно самого проекта межевания на то, что он разрабатывается специализированными организациями, которые предоставляют кадастровые, проектные и землеустроительные услуги на профессиональной основе. Черноморский районный совет Республики Крым не является таковой организацией и разработчиком проекта межевания. В данном случае именно ООО «ЗЕМ» после разработки и подготовки проекта межевания, в рамках заключенного договора гражданско – правовых отношений с СНТ, несет ответственность за проделанную работу. К полномочиям Черноморского районного совета Республики Крым относится:

утверждение схем территориального планирования Черноморского района, утверждение подготовленной на основе схемы территориального планирования Черноморского района документации по планировке территории; 8.1) утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории. (ст. 27 Устава). Документы (в данном случае проект межевания) направляются в администрацию Черноморского района Республики Крым для проверки законности их разработки, согласования и проверки на предмет соответствия действующей градостроительной документации. После проведения вышеуказанных действий, администрацией Черноморского района Республики Крым подготавливается пакет документов, в том числе текстовые и графические материалы, проект решения и направляется в Черноморский районный совет Республики Крым для утверждения на заседании совета. На основании изложенного, к полномочиям Черноморского районного совета Республики Крым относится лишь утверждение уже подготовленной и согласованной документации. Полагает, что Истец должен оспаривать не решение № 408, а сам проект межевания, если докажет, что указанный проект межевания разработан с нарушением действующего законодательства. Считает, что решение № 408 принято с соблюдением норм действующего законодательства и законные основания для его отмены Истцом не представлены. Просит отказать в удовлетворении искового заявления к Черноморскому районному совету Республики Крым об отмене решения 28 (внеочередного) заседания Черноморского районного совета Республики Крым 2 созыва от 21 декабря 2020 года № 408 «Об утверждении проекта межевания территории СНТ «Кипарис» в полном объеме.

В судебное заседание представитель заинтересованного лица СНТ «Кипарис» не явился, извещен надлежаще, Председатель правления СНТ «Кипарис» ФИО14 подал в суд письменные возражения (от 22.06.2021, 17.07.2021, 18.08.2021) согласно которым истцы не предоставили доказательств нарушения их прав. Из материалов дела не усматривается, что истцы являются владельцами земельных участков и членами СНТ «Кипарис». Доводы истцов носят некорректный и надуманный характер, направлены на злоупотребление правами и ущемлением прав иных членов СНТ «Кипарис».

В судебном заседании представитель заинтересованного лица ООО «Зем» ФИО3 возражала против удовлетворения исковых требований по основаниям указанным в письменных возражениях, согласно которым в удовлетворении исковых требований должно быть отказано, в связи с тем, что права истцов ничем не нарушены (т.2 л.д.14-16), также подал письменные возражения на измененные основания административного искового заявления, полагает, что проект межевания территории отвечает признакам нормативного правового акта, правомерность которого подлежит оценке в соответствии с положениями главы 21 КАС РФ, до признания его недействующим полностью или в части, в порядке установленном главой 21 КАС, решение уполномоченного органа об утверждении проекта межевания территории не должно оцениваться судом на предмет соблюдения порядка проведения землеустройства (межевания) и оно может быть оспорено только по мотивам нарушения административных процедур созыва и проведения заседания коллегиального органа, что не положено в основу исковых требований соистцов; ссылка соистцов на нарушение инструкций и положений по проведению межевания объектов землеустройства не относятся к делу в рамках заявленных ими требований и противоречит ст. 60 КАС РФ; полагает, что требования искового заявления не подлежат удовлетворению по причине их необоснованности и противоречия закону.

В судебном заседании представитель заинтересованного лица Администрации Черноморского района Республики Крым - ФИО4 возражал против удовлетворения исковых требований по основаниям поданным в суд 18.08.2021 письменные пояснениям, согласно которым, в соответствии со ст. 62 КАС РФ административный истец обязан подтверждать сведения о том, что оспариваемым нормативным правовым актом, актом, содержащим разъяснения законодательства и обладающим нормативными свойствами, решением, действием (бездействием) нарушены или могут быть нарушены права, свободы и законные интересы административного истца или неопределенного круга лиц либо возникла реальная угроза их нарушения. Истцы указывают на то, что общее собрание по рассмотрению проекта межевания СНТ «Кипарис» не проводилось, а проведенное – не является общим собранием. Данный довод никоим образом не свидетельствует о том, что решение Черноморского районного совета Республики Крым принято с нарушением процедуры, предусмотренной нормами Градостроительного кодекса Российской Федерации. Статьи 43, 45, 46 ГрК РФ не содержат в качестве основания для отказа в утверждении проекта межевания территории отсутствие решения общего собрания членов товарищества об одобрении проекта межевания территории. Если истцы полагают, что решение общего собрания (которое, по мнению истцов, не являлось собранием) нарушает их законные права, то, соответственно, до рассмотрения вопроса о законности/незаконности утверждения документации по планировке территории, судом должен быть рассмотрен вопрос о законности процедуры проведения общего собрания членов СНТ «Кипарис». Доводы о том, что утвержденная документация по планировке преследует своей целью хищение земель муниципальной формы собственности, не находят в материалах дела своего подтверждения, так как документация по планировке территории была подготовлена и направлена на утверждение в рамках дорожной карты по завершению оформления прав садовыми некоммерческими товариществами на земельные участки, обнародованной на официальном портале Правительства Республики Крым (https://mzem.rk.gov.ru/ru/structure/1077). Кроме того, в административном исковом заявлении истцы противоречат сами себе, указывая на тот факт, что межевание территорий общего пользования не проводилось вовсе, и одновременно указывая на то, что проектом межевания предусмотрены участки, отнесенные к имуществу общего пользования. Кроме того, понятия «комплексные кадастровые работы» и «проект межевания» являются юридически различными и их реализация урегулирования различными федеральными законами, ввиду чего законодательство о комплексных кадастровых работах не может быть применено в настоящем деле. Полагают, что проект межевания утвержден Черноморским районным советом Республики Крым в пределах компетенции, предусмотренной Уставом муниципального образования Черноморский район Республики Крым. В удовлетворении административного искового заявления по административному делу просит отказать. На запрос суда от 17.09.2021 № 3642 представитель Администрации Черноморского района предоставил в суд письменные пояснения от 22.09.2021 № 02-10/13556/1, согласно которым, в соответствии со ст. 46 ГрК РФ, орган местного самоуправления поселения в течение двадцати рабочих дней со дня поступления документации по планировке территории, решение об утверждение об утверждении которой принимается в соответствии с Градостроительным кодексом органом местного самоуправления поселения осуществляет проверку такой документации на соответствие требованиям, указанным в ч. 10 ст. 45 ГрК РФ; по результатам проверки указанные органы обеспечивают рассмотрение документации по планировке территории на общественных обсуждениях или публичных слушаниях либо отклоняют такую документацию и направляют ее на доработку. В судебном заседании ФИО4 пояснил, что в соответствии с ч. 4 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», именно Администрация Черноморского района, согласно ст. 46 ГрК РФ осуществляла проверку документации, подготовленной ООО «ЗЕМ».

В судебном заседании представитель заинтересованного лица администрации Черноморского сельского поселения Черноморского района Республики Крым – ФИО5 не возражала против удовлетворения исковых требований.

В судебное заседание представитель заинтересованного лица ТСН СНТ «Кипарис» не явился, извещен надлежаще, заявлений не подавал.

В судебное заседание представитель заинтересованного лица Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым не явился, извещен надлежаще, заявлений не подавал.

В соответствии с пунктом 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.

Суд считает возможным рассматривать дело при указанной явке.

Суд, заслушав истцов, представителей истцов, представителя ответчика, представителей заинтересованных лиц, исследовав представленные доказательства, приходит к следующему.

В силу статьи 46 Конституции Российской Федерации, каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Согласно ст. 59 КАС РФ доказательствами по административному делу являются полученные в предусмотренном настоящим Кодексом и другими федеральными законами порядке сведения о фактах, на основании которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела.

Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

На основании ч. 9 ст. 226 КАС РФ, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие) (ч. 11 ст. 226 КАС РФ).

В соответствии с ч. 1, ч.8 ст. 219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов; пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

В судебном заседании установлено, что истцы обратились в суд в установленные законом процессуальные сроки.

В соответствии с ч. 2 ст. 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

В силу части 1 статьи 132 Конституции Российской Федерации, органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.

Общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации установлены Федеральным законом № 131-ФЗ от 06 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Согласно пункту 3 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - ФЗ № 131-ФЗ), к вопросам местного значения городского округа относится, в том числе, владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа.

Согласно ч.4 ст.14 ФЗ № 131-ФЗ, иные вопросы местного значения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи для городских поселений, не отнесенные к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с частью 3 настоящей статьи, на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов. В этих случаях данные вопросы являются вопросами местного значения муниципальных районов.

В силу статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации, органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.

Согласно ч.1 ст. 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ) подготовка проекта межевания территории осуществляется применительно к территории, расположенной в границах одного или нескольких смежных элементов планировочной структуры, границах определенной правилами землепользования и застройки территориальной зоны и (или) границах установленной схемой территориального планирования муниципального района, генеральным планом поселения, городского округа функциональной зоны, территории, в отношении которой предусматривается осуществление комплексного развития территории.

Согласно ч.2 ст. 43 ГрК РФ подготовка проекта межевания территории осуществляется для: 1) определения местоположения границ образуемых и изменяемых земельных участков; 2) установления, изменения, отмены красных линий для застроенных территорий, в границах которых не планируется размещение новых объектов капитального строительства, а также для установления, изменения, отмены красных линий в связи с образованием и (или) изменением земельного участка, расположенного в границах территории, применительно к которой не предусматривается осуществление комплексного развития территории, при условии, что такие установление, изменение, отмена влекут за собой исключительно изменение границ территории общего пользования.

Согласно ч.3 ст. 43 ГрК РФ проект межевания территории состоит из основной части, которая подлежит утверждению, и материалов по обоснованию этого проекта.

Согласно ч.4 ст. 43 ГрК РФ основная часть проекта межевания территории включает в себя текстовую часть и чертежи межевания территории.

В соответствии с ч.5 ст. 43 ГрК РФ текстовая часть проекта межевания территории включает в себя: 1) перечень и сведения о площади образуемых земельных участков, в том числе возможные способы их образования; 2) перечень и сведения о площади образуемых земельных участков, которые будут отнесены к территориям общего пользования или имуществу общего пользования, в том числе в отношении которых предполагаются резервирование и (или) изъятие для государственных или муниципальных нужд; 3) вид разрешенного использования образуемых земельных участков в соответствии с проектом планировки территории в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом; 4) целевое назначение лесов, вид (виды) разрешенного использования лесного участка, количественные и качественные характеристики лесного участка, сведения о нахождении лесного участка в границах особо защитных участков лесов (в случае, если подготовка проекта межевания территории осуществляется в целях определения местоположения границ образуемых и (или) изменяемых лесных участков); 5) сведения о границах территории, в отношении которой утвержден проект межевания, содержащие перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, используемой для ведения Единого государственного реестра недвижимости. Координаты характерных точек границ территории, в отношении которой утвержден проект межевания, определяются в соответствии с требованиями к точности определения координат характерных точек границ, установленных в соответствии с настоящим Кодексом для территориальных зон.

В соответствии с ч.6 ст. 43 ГрК РФ на чертежах межевания территории отображаются: 1) границы планируемых (в случае, если подготовка проекта межевания территории осуществляется в составе проекта планировки территории) и существующих элементов планировочной структуры; 2) красные линии, утвержденные в составе проекта планировки территории, или красные линии, утверждаемые, изменяемые проектом межевания территории в соответствии с пунктом 2 части 2 настоящей статьи; 3) линии отступа от красных линий в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений; 4) границы образуемых и (или) изменяемых земельных участков, условные номера образуемых земельных участков, в том числе в отношении которых предполагаются их резервирование и (или) изъятие для государственных или муниципальных нужд; 5) границы публичных сервитутов. 6.1. При подготовке проекта межевания территории в целях определения местоположения границ образуемых и (или) изменяемых лесных участков их местоположение, границы и площадь определяются с учетом границ и площади лесных кварталов и (или) лесотаксационных выделов, частей лесотаксационных выделов.

Согласно ч.6 ст. 43 ГрК РФ, в случае подготовки проекта межевания территории, расположенной в границах элемента или элементов планировочной структуры, утвержденных проектом планировки территории, в виде отдельного документа общественные обсуждения или публичные слушания не проводятся, за исключением случая подготовки проекта межевания территории для установления, изменения, отмены красных линий в связи с образованием и (или) изменением земельного участка, расположенного в границах территории, в отношении которой не предусматривается осуществление комплексного развития территории, при условии, что такие установление, изменение красных линий влекут за собой изменение границ территории общего пользования.

В соответствии с ч.4 ст. 23 Федеральный закон от 29.07.2017 № 217-ФЗ (ред. от 22.12.2020) «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», подготовка документации по планировке территории садоводства или огородничества осуществляется в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности с учетом требований настоящей статьи. Документация по планировке территории, подготовленная в отношении территории садоводства или огородничества, до ее утверждения должна быть одобрена решением общего собрания членов товарищества. Подготовка и утверждение проекта планировки территории в отношении территории огородничества не требуются.

В соответствии с ч.1 ст. 45 ГрК РФ решения о подготовке документации по планировке территории принимаются уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления, за исключением случаев, указанных в частях 1.1 и 12.12 настоящей статьи.

Частью 1.1. статьи 45 ГрК РФ предусмотрено, что решения о подготовке документации по планировке территории принимаются самостоятельно: 1) лицами, с которыми заключены договоры о комплексном развитии территории; 5) садоводческим или огородническим некоммерческим товариществом в отношении земельного участка, предоставленного такому товариществу для ведения садоводства или огородничества.

В соответствии с ч. 10 ст. 45 ГрК РФ подготовка документации по планировке территории осуществляется на основании документов территориального планирования, правил землепользования и застройки (за исключением подготовки документации по планировке территории, предусматривающей размещение линейных объектов), лесохозяйственного регламента, положения об особо охраняемой природной территории в соответствии с программами комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры, программами комплексного развития транспортной инфраструктуры, программами комплексного развития социальной инфраструктуры, нормативами градостроительного проектирования, комплексными схемами организации дорожного движения, требованиями по обеспечению эффективности организации дорожного движения, указанными в части 1 статьи 11 Федерального закона "Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", требованиями технических регламентов, сводов правил с учетом материалов и результатов инженерных изысканий, границ территорий объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, границ территорий выявленных объектов культурного наследия, границ зон с особыми условиями использования территорий, если иное не предусмотрено частью 10.2 настоящей статьи.

В соответствии с ч. 3.1 ст. 46 ГрК РФ заинтересованные лица, указанные в части 1.1 статьи 45 настоящего Кодекса, осуществляют подготовку документации по планировке территории в соответствии с требованиями, указанными в части 10 статьи 45 настоящего Кодекса, и направляют ее для утверждения в орган местного самоуправления поселения или в орган местного самоуправления городского округа.

В соответствии с ч. 5.1. ст. 46 ГрК РФ, общественные обсуждения или публичные слушания по проекту планировки территории и проекту межевания территории не проводятся в случаях, предусмотренных частью 12 статьи 43 и частью 22 статьи 45 указанного кодекса, а также в случае, если проект планировки территории и проект межевания территории подготовлены в отношении территории в границах земельного участка, предоставленного садоводческому или огородническому некоммерческому товариществу для ведения садоводства или огородничества.

В обосновании своих доводов истцы предоставили ответ Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым от 17.04.2019 № 10208/01-11/2, согласно которому рассмотрено заявление председателя правления СНТ «Кипарис» ФИО14 относительно порядка оформления земельных участков, расположенных в садоводческом некоммерческом товариществе «Кипарис». Согласно материалам, приложенных к заявлению: садоводческому кооперативу «Кипарис» выдан 27.02.1995 государственный акт на право постоянного пользования земельным участком площадью 22,8 га для ведения коллективного садоводства (участок внесен в ЕГРН как ранее учтенный с кадастровым номером ; садово-огородническому товариществу «Кипарис» предоставлен в постоянное пользование земельный участок площадью 2,4 га для ведения садово-огородничества (участок внесен в ЕГРН как ранее учтенный с кадастровым номером ; решением 32 сессии 5-го созыва Черноморского поселкового совета Черноморского поселкового совета Черноморского района Автономной Республики Крым от 05.09.2008 № 2645 утвержден технический отчет по землеустройству, по инвентаризации границ земельного участка в натуре (на местности) общей площадью 25,2000 га для ведения коллективного садоводства в садоводческом товариществе «Кипарис». Согласно информации, полученной из ЕГРЮЛ, СНТ «Кипарис» зарегистрировано 04.09.2014 как существующее садоводческое товарищество с 15.02.1995. Учитывая вышеизложенное, в случае наличия документов, подтверждающих правопреемство СНТ «Кипарис» и юридических лиц: садоводческий кооператив «Кипарис», садово-огородническое товарищество «Кипарис», садоводческое товарищество «Кипарис», СНТ «Кипарис» имеет право на оформление земельных участков по дорожной карте № 1, в случае отсутствия документов, подтверждающих такое правопреемство – по дорожной карте № 2 в соответствии с Законом Республики Крым от 23.11.2016 № 320-ЗРК/2016 «Об особенностях предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, садоводческим, огородническим и дачным некоммерческим объединениям граждан на территории Республики Крым и о внесении изменений в некоторые законы Республики Крым». В соответствии со ст.ст.41, 43 ГрК РФ проект межевания территории садоводческого объединения необходимо разработать на всю занимаемую площадь 25,2 га, в проекте должны быть отражены границы всех земельных участков, расположенных на территории садоводческого товарищества, в том числе участки, находящиеся в частной собственности граждан. Основания для переоформления прав СНТ «Кипарис» на земельные участки с кадастровым номером и с кадастровым номером в порядке переоформления прав, установленном постановлением Совета министров Республики Крым от 02.09.2014 № 313, не усматриваются. Администрацией Черноморского района Республики Крым направлены утвержденные акты учета объектов земельных отношений и акты рейдового осмотра объектов земельных отношений занятых садоводческими, огородническими и дачными некоммерческими объединениями граждан, расположенных на территории Черноморского района, в том числе и ТСН СНТ «Кипарис». Согласно акту учета от 07.12.2016 установлено, что земельный участок ТСН СНТ «Кипарис» расположен в границах пгт Черноморское, занимаемая площадь 22,8 га, необходимо уточнить окружные границы земельного участка. В случае отсутствия документов, подтверждающих правопреемство СНТ «Кипарис» на земельные участки площадью 22,8 га и 2,4 га, необходимо администрации Черноморского района по результатам муниципального контроля внести изменения в акт учета объекта земельных отношений ТСН СНТ «Кипарис» в части изменения наименования юридического лица и занимаемой площади (т.2 л.д.73-77).

Согласно Определению Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 23.07.2020 Решение Черноморского районного суда от 07.06.2017, дополнительное решение от 15.08.2017 и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым от 11.02.2020 оставлено без изменения, кассационная жалоба ФИО15 и ФИО1 – без удовлетворения; в мотивировочной части Определения указано на то, что «Относительно доводов жалобы о неопределенности вопроса о том кто является правопреемником СТ «Кипарис» - ТСН «СНТ «Кипарис» или СНТ «Кипарис» приведено решение Киевского районного суда г. Симферополя от 17.10.2016, которым из ЕГРЮЛ исключена запись о регистрации в качестве юридического лица ТСН «СНТ «Кипарис».

В мотивировочной части решения Черноморского районного суда Республики Крым по делу № 2-2/2017, по иску ФИО15, ФИО1, ФИО16 к Товариществу собственников недвижимости «Садоводческое некоммерческое товарищество «Кипарис», Садоводческому некоммерческому товариществу «Кипарис», инспекции Федеральной Налоговой Службы по г. Симферополю, третьи лица Администрация Черноморского района Республики Крым, Черноморской сельский совет Республики Крым, Государственный комитет по регистрации и кадастру Республики Крым, Государственное унитарное предприятие Республики Крым «Крымэнерго» о восстановлении положения, существовавшего до нарушения права, применении последствий недействительности ничтожных решений Совета уполномоченных Садоводческого товарищества «Кипарис», признании недействительными ничтожных решений, признании недействительными и исключении из Единого государственного реестра юридических лиц записи о регистрации юридического лица, установлено, что «На момент подачи иска в суд, истцы являлись членами ТСН «СНТ «Кипарис» и обратились в суд за защитой нарушенного права как физические лица. Решением Киевского районного суда г. Симферополя 17.10.2016 года из ЕГРЮЛ исключена запись о регистрации в качестве юридического лица ТСН «СНТ «Кипарис». Суд считает несостоятельным довод ответчика о том, что в связи с исключением из ЕГРЮЛ записи о регистрации ТСН «СНТ «Кипарис», данное общество существует под прежним названием СТ «Кипарис», поскольку СТ «Кипарис» привело свои учредительные документы в соответствии с законодательством РФ и зарегистрировано на территории Республики Крым 04.09.2014 года, как садоводческое некоммерческое товарищество «Кипарис»».

На основании вышеизложенного, доводы истцов о том, что СНТ «Кипарис» не является правопреемником СТ «Кипарис» и что ТСН «СНТ «Кипарис» занимает земельный участок площадью 22,8 га, не состоятельны, так как ТСН «СНТ «Кипарис» исключено из ЕГРЮЛ, а СНТ «Кипарис» зарегистрировано в ЕГРЮЛ, в соответствии с действующим законодательством.

Судом установлено, что на основании Договора № 230/1 от 05.07.2019 ООО «ЗЕМ» разработан проект межевания территории СНТ «Кипарис» по адресу: <адрес>, пгт Черноморское (далее – Проект межевания) (т.1 л.д. 8-54).

Согласно Проекту межевания, территория, на которую разрабатывается проект межевания, расположен в северо-западной части пгт Черноморское в зоне ведения садоводства СхЗ; границы земельных участков определяются с учетом красных линий, границ смежных земельных участков, поставленных на кадастровый учет, проходов, проездов, мест общего пользования; проектирование осуществлялось с учетом исторически сложившейся застройки и устанавливалось при помощи объектов искусственного происхождения, ограждений, существующих более 15 лет; рассматриваемая территория расположена в границах кадастрового квартала ; площадь территории межевания составляет 252000 кв.м.; на рассматриваемой территории ранее образовано 186 земельных участков согласно сведений ГКН; общая площадь ранее учтенных и учтённых земельных участков – 130261 кв.м.; временно учтен один земельный участок площадью 1000 кв.м., КН ; количество подлежащих образованию земельных участков – 78; площадь подлежащих образованию земельных участков – 42775 кв.м..

Согласно ч. 2 Проекта межевания «Правовое обоснование использование Дорожной карты № 1», в связи с перерегистрацией СНТ «Кипарис» и наличием у него ранее возникшего права постоянного пользования земельными участками площадью 228000 кв.м. КН и площадью 24000 кв.м. КН , правоотношения по межеванию территории СНТ «Кипарис» не регулируются Законом Республики Крым от 23.11.2016 № 320-ЗРК /2016 и постановлением Совета министров Республики Крым от 22.03.2017 № 136, поэтому не требуются составление органом местного самоуправления акта учета, получение заключения Межведомственной комиссии, предварительное согласование предоставления земельного участка и заключение в отношении него договора безвозмездного пользования. СНТ «Кипарис» имеет право на оформление указанных земельных участков по дорожной карте № 1, поскольку согласно данным ЕГРЮЛ СНТ «Кипарис» зарегистрировано как существующее с 15.02.1995 и имеет выданные до 21.03.2014 земельно-правовые документы на общую площадь 252000 кв.м.. Из п. 1.1 устава СНТ «Кипарис» в редакции от 05.08.2017 следует, что СНТ зарегистрировано 27.10.1992 в пгт Черноморское Автономной Республики Крым, перерегистрировано 15.02.1995, внесено в ЕГРЮЛ РФ 04.09.2014 и является полным правопреемником всех прав и обязанностей СТ «Кипарис» (идентификационный код 22327902).

Согласно ч. 3 Проекта межевания «Проектное решение», проектом предлагается образовать 78 земельных участков для ведения садоводства (код 13.2) из земель, находящихся в муниципальной собственности Черноморского сельского поселения Черноморского района Республики Крым.

Судом установлено, что Решением Черноморского районного совета 28 (внеочередное) заседание 2 созыва от 21.12.2020 № 408 «Об утверждении проекта межевания территории СНТ «Кипарис»», утвержден проект межевания СНТ «Кипарис», расположенного по адресу: <адрес> (л.д.7).

В соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Законом Республики Крым от 21.08.2014 № 54-ЗРК «Об основах местного самоуправления в Республике Крым», Уставом муниципального образования Черноморский район Республики Крым (далее – Устав), администрация Черноморского района Республики Крым, как орган исполнительной власти (полномочия):

- осуществляет подготовку схем территориального планирования Черноморского района, осуществляет подготовку на основе схемы территориального планирования Черноморского района документации по планировке территории;

- осуществляет ведение информационных систем обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территории Черноморского района (ст. 41 Устава).

К полномочиям Черноморского районного совета Республики Крым относится:

- утверждение схем территориального планирования Черноморского района, утверждение подготовленной на основе схемы территориального планирования Черноморского района документации по планировке территории;

- 8.1) утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории (ст.27 Устава).

На основании вышеизложенное, суд считает, что процедура по разработке проекта межевания СНТ «Кипарис» соблюдена, что документы территориального планирования, правила землепользования и застройки, программы комплексного развития подлежали утверждению Черноморским районным советом Республики Крым.

Суд считает доводы истцов о необходимости уточнения границ участка, не состоятельными и не принимает их во внимание, в связи с тем, что при составлении проекта ООО «ЗЕМ» применила дорожную карту № 1, применяемую к садоводческим некоммерческим объединениям, прошедшим перерегистрацию в срок до 01.03.2015, которым земельные участки предоставлены до 21.03.2014 на основании государственного акта на право постоянного пользования земельным участком или на основании решения уполномоченного органа, в связи с чем, не предусматривает проведение учета с оформлением акта учета, в отличие дорожной карты № 2, применяемой с соблюдением положений п.4 Порядка предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, садоводческим, огородническим и дачным некоммерческим объединениям граждан на территории Республики Крым, учтенным органами местного самоуправления, утвержденного Постановлением Совета министров РК от 22.03.2017 № 136 в развитие ч.2 ст.2 Закона Республики Крым от 23.11.2016 № 320-ЗРК/2016, включающим акт учета в состав материалов, на основании которых межведомственной комиссией готовиться заключение о возможности либо невозможности расположения садоводческого некоммерческого объединения на земельном участке в учтенных либо скорректированных границах (п.10-12 Порядка). Кроме того, на необходимость корректировки границ должно быть указано в замечаниях межведомственной комиссии (подп.2 п.10, п.14 Порядка), которая не участвует в процессе оформлении земельных участок по дорожной карте № 1.

Суд не принимает во внимание доводы истцов о том, что в соответствии с п. 24 ч.1 Федерального закона от 29.07.2017 № 217-ФЗ они имеют право голосовать на общем собрании по вопросу принятия решения о выполнении комплексных кадастровых работ в границах территории садоводства ввиду того, что на момент разработки и утверждения проекта межевания территории, данная норма отсутствовала, была введена Федеральным Законом от 22.12.2020 № 445-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», который вступил в силу 23.03.2021, - после разработки, согласования, одобрения общим собранием и утверждения проекта межевания территории СНТ «Кипарис».

Суду не предоставлено доказательств того, что оспариваемое Постановление нарушает права, свободы и законные интересы административных истцов, кроме того, в судебном заседании установлено, что решением Черноморского районного совета Республики Крым от 03.08.2021 № 539 внесены изменения в утвержденный Проект межевания территории СНТ «Кипарис», которым внесены сведения о способе образования земельных участков, площади образуемых земельных участков и их условных номерах, площади земель общего пользования; сведения отражены (таблица №1), включая площадь земель общего пользования (назначения) в размере 26569 кв.м. (раздел 1); проектом межевания территории учтены ранее образованные земельные участки в количестве 186 общей площадью 130261 кв.м., которые указаны на чертеже межевания территории СНТ «Кипарис» с приведением их координат в каталоге координат ранее учтенных и учтенных земельных участков проекта межевания территории, в связи с чем, доводы истцов об отсутствии таких сведений в проекте сделаны без учета утвержденных изменений к нему и не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.

Суд соглашается с доводами представителя ООО «ЗЕМ» о том, что Инструкция по межеванию земель от 08.04.1996 регулирует правоотношения по установлению и закреплению границ на местности при получении гражданами и юридическими лицами новых земельных участков, при купле-продаже, мене, дарении всего или части земельного участка либо если правоустанавливающие документы были выданы без установления и закрепления границ на местности (1.2 Инструкции). В тоже время, согласно ч.2 ст.43 Градостроительного кодекса РФ подготовка проекта межевания территории осуществляется для определения местоположения границ образуемых и изменяемых земельных участков, а не их установления на местности и закрепления межевыми знаками, что производится путем подготовки межевого плана по образованию земельного участка или уточнению местоположения границ земельного участка в соответствии с приказом Минэкономразвития РФ от 08.12.2015 № 921 «Об утверждении формы и состава сведений межевого плана, требований к его подготовке». В связи с чем, подготовка проекта межевания территории как разновидности градостроительной документации по планировке территории (п.2 ч.4 ст.41 Градостроительного кодекса РФ) не охватывается сферой действия Инструкции по межеванию земель от 08.04.1996, которая согласно письму Росземкадастра от 28.02.2003 № АО/54 «О применении «Инструкции по межеванию земель» применятся в части, не противоречащей ст. 69 Земельного кодекса РФ, Федеральному закону от 18.06.2001 № 78-ФЗ «О землеустройстве», постановлениям Правительства РФ 07.06.2002 № 396 «Об утверждении положения о проведении территориального землеустройства», от 11.07.2002 № 514 «Об утверждении положения о согласовании и утверждении землеустроительной документации, создании и ведении государственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства», а также утвержденных Росземкадастром 17.02.2003 «Методических рекомендаций по проведению землеустройства при образовании новых и упорядочении существующих объектов землеустройства» и «Методических рекомендаций по проведению межевания объектов землеустройства», регулирующих вопросы организации и порядка проведения землеустройства.

Из анализа п.3 ст.1, ст.4, ч.1 ст.41, ст.42, частей 1 и 2 ст.43, ч.16 ст.45 Градостроительного кодекса РФ следует, что проект межевания территории затрагивает интересы неопределенного круга лиц, поскольку распространяет свое действие не на индивидуально-определенные субъекты, а на круг лиц, объединенных общим признаком (в частности, граждан, проживающих на определенной территории), касаются соответствующего круга государственных органов, организаций, учреждений, должностных лиц. Таким образом, проект межевания территории отвечает признакам нормативного правового акта, правомерность которого подлежит оценке в соответствии с положениями главы 21 Кодекса административного судопроизводства РФ, в связи с чем, Решение № 408 от 21.12.2020, принятое 28 (внеочередным) заседанием 2 созыва Черноморского районного совета Республики Крым может быть оспорено только по мотивам нарушения административных процедур созыва и проведения заседания коллегиального органа, что не положено в основу исковых и уточненных исковых требований истцов; истцы ссылаются на нарушение инструкций и положений по проведению межевания объектов землеустройства, что не относится к делу в рамках заявленных ими требований и противоречат ст.60 КАС РФ; кроме того, в судебном заседании установлено, что в утвержденный Проект межевания территории СНТ «Кипарис», в случае необходимости, могут быть внесены изменения.

На основании вышеизложенного, административные истцы избрали не надлежащий способ защиты права; в судебном заседании установлено, что административные истцы злоупотребляют правом и их действия направлены на ущемление прав иных членов СНТ «Кипарис» (СТ «Кипарис»).

Судебные расходы оставить на сторонах.

Руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление, ФИО6, ФИО7, ФИО1, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13 к Черноморскому районному совету Республики Крым, заинтересованные лица - Общество с ограниченной ответственностью «ЗЕМ», Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, Садоводческое некоммерческое товарищество «Кипарис», товарищество собственников недвижимости «Садоводческое некоммерческое товарищество «Кипарис», Администрация Черноморского района Республики Крым, администрация Черноморского сельского поселения Черноморского района Республики Крым об отмене решения органа местного самоуправления, оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым, через Черноморский районный суд в течение месяца со дня принятия его судом в окончательной форме.

Судья Н.П. Ильичева