Дело № 2а-412/2022
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
город Королев 24 февраля 2022 года
Королевский городской суд Московской области в составе: председательствующего судьи Коноваловой С.В., при помощнике ФИО1, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-412/2022 по административному иску ФИО2 к судебному приставу-исполнителю Королевского ГОСП УФССП России по Московской области ФИО3 о признании незаконными решений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя,
УСТАНОВИЛ:
ФИО2 обратился в суд с иском к судебному приставу-исполнителю Королевского ГОСП УФССП России по Московской области ФИО3 о признании незаконными решений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя, мотивируя свои требования тем, что постановления судебного пристава - исполнителя Е.Н.Дацьо без номера о запрете на совершение действий по регистрации от ДД.ММ.ГГГГ подписаны ЭЦП ДД.ММ.ГГГГ. не должным образом и в ненадлежащей форме, оригинал заверен подписью и печатью, не предоставлен должным образом и в надлежащей форме. Данные, приведенные в Таблице №, получены истцом через интернет-портал госуслуги ДД.ММ.ГГГГ - ДД.ММ.ГГГГ не основаны на законе и, по мнению истца, незаконны на основании ст.ст. 199, 207, 278 ГК РФ, ч.4 ст. 428 ГПК РФ, ч. 11 ст. 353 КАС РФ и др., подлежат отмене в порядке действующего законодательства, в том числе по причине грубого нарушения процессуального закона.
Истец полагает, что полномочия судебного пристава-исполнителя - Административного ответчика получены незаконным способом с грубейшими нарушениями процессуальных и материальных норм закона. В соответствии с частью 2 статьи 11 Федерального закона от 27.07.2006 N 149- ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" в государственных органах документирование информации осуществляется в соответствии с Правилами Делопроизводства, установленными уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере архивного дела и делопроизводства. На основе указанных Правил (до ДД.ММ.ГГГГ пункт 3 Правил делопроизводства в федеральных органах исполнительной власти, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 15.06.2009 N 477, после 12.02.2020 года пункт 1.8. Правил делопроизводства в государственных органах, органах местного самоуправления, утвержденных приказом Росархива от 22.05.2019 N 71, зарегистрированных в Минюсте России 27.12.2019 N 57023) в государственных органах, органах местного самоуправления разрабатывается инструкция по делопроизводству, утверждаемая правовым актом государственного органа, органа местного самоуправления после ее согласования. Приказом Федеральной службы судебных приставов от 10 декабря 2010 года N682 утверждена Инструкция по делопроизводству в Федеральной службе судебных приставов (далее - Инструкция). Положениями пункта 1.1. Инструкции по делопроизводству в Федеральной службе судебных приставов установлены единые требования к подготовке, обработке, хранению, использованию образующихся в деятельности Службы документов и порядок, документооборота (кроме секретного делопроизводства), обязательные для всех федеральных государственных гражданских служащих центрального аппарата и территориальных органов Службы. Полагает, что судебным приставом-исполнителем указанная инструкция не соблюдена. Перед сканированием документа на первом его листе, в правом верхнем углу печатается либо наносится иным способом уникальный штрих-код, позволяющий идентифицировать документ и используемый в СЭД для присоединения электронной копии документа, поступившего на бумажном носителе, к электронной регистрационной карточке данного документа с использованием функционала СЭД. Доступ не уполномоченных должностных лиц Службы к электронной копии документа, содержащего информацию, в отношении которой установлены требования по обеспечению ее конфиденциальности, ограничивается средствами СЭД (подпункт 4.4.9. Инструкции). Поступивший электронный документ (электронная копия документа) присоединяется к его электронной регистрационной карточке с использованием функционала СЭД (пункт 4.4.10. Инструкции). Электронные документы в Службе оформляются по общим правилам делопроизводства и должны иметь реквизиты, установленные для аналогичного документа на бумажном носителе, за исключением оттиска печати и изображения Государственного герба Российской Федерации. При создании электронных документов без предварительного документирования на бумажном носителе используются электронные шаблоны бланков документов Службы (подпункт 4.11.1. Инструкции). Документы, поступающие в Службу и создаваемые в Службе на бумажном носителе, включаются в систему электронного документооборота после сканирования и создания электронных копий документов. Включение электронной копии документа в СЭД возможно после его верификации (подпункт 4.11.2. Инструкции). Процедура включения электронной копии документа, исполненного на бумажном носителе информации, в электронный документооборот осуществляется в три этапа. На первом этапе после завершения регистрации документа и сохранения соответствующей ему ЭРК с использованием принтера штрихкодов на этикетке специальной ленты принтера, изготовленной из термочувствительной бумаги, печатается уникальный идентификационный штрихкод зарегистрированного документа. Этикетка с напечатанным на ней штрихкодом наклеивается на первый лист документа (для входящего документа - в верхней правой части первого листа, для исходящего документа - в верхней правой части первого листа первого экземпляра документа). При регистрации и включении в электронный документооборот электронных копий внутренних документов, исполненных на бумажном носителе, н неиспользовании потокового сканирования штрихкоды не печатаются и не наносятся на документ (подпункт 4.11.2.1. Инструкции). На втором этапе осуществляется подготовка документа к сканированию и сканирование документа. Документ помещается в лоток подачи бумаги сканирующего устройства так, чтобы первый лист документа с присоединенным штрихкодом поступал в сканирующее устройство первым. В пачке подготовленных для сканирования документов их листы располагаются в аналогичном порядке. После этого включается программа сканирования. В процессе сканирования создается электронная копия документа, распознается и анализируется штрихкод документа, в соответствии с указанной в нем информацией полученные электронные копии документов автоматически прикрепляются к соответствующим им ЭРК, хранящимся в базе данных СЭД подпункт 4.11.2.2. Инструкции). На третьем этапе производится процедура верификации. Проверка соответствия электронной копии подлиннику документа, исполненного на бумажном носителе информации, осуществляется уполномоченным должностным лицом подразделения документационного обеспечения. При необходимости электронная копия документа заверяется электронной подписью (подпункт 4.11.2.3. Инструкции). На документах, поступивших на бумажном носителе информации и подлежащих регистрации, после создания и сохранения ЭРК в верхнем правом углу первого листа документа печатается отметка о поступлении с указанием даты поступления, входящего регистрационного номера документа и соответствующего пм штрихкода, уникально его идентифицирующих, либо проставляется рукописно без штрихкода) в оттиске штампа установленного образца (пункт 4.4.8. Инструкции). На основании изложенных положений Инструкции по делопроизводству в ФССП России дата поступления и входящий регистрационный номер исполнительного документа (служащий его уникальным идентификатором в СЭД), указывается в электронной регистрационной карточке (ЭРК) поступившего исполнительного документа при её создании и регистрации в СЭД и ПК ОСП АИС ФССП России (программный комплекс отдела судебных приставов автоматизированной информационной системы Федеральной службы судебных приставов России). После этого создается электронная копия исполнительного документа поступившего на бумажном носителе), которая присоединяется к его электронной регистрационной карточке с использованием функционала СЭД. При этом в момент создания электронной копии на первом листе, поступившего исполнительного документа, в верхней правой его части, наклеивается этикетка (специальной ленты принтера, изготовленной из термочувствительной бумаги) с напечатанным на ней уникальный идентификационный штрихкодом, содержащим дату поступления и входящий регистрационный номер (поступившего в структурное подразделение ФССП России) исполнительного документа. Отсутствие регистрации в СЭД и ПК ОСП АИС ФССП России подтверждает факт не поступление в службу судебных приставов указанного исполнительного документа и в силу правил части 1 статьи 14 частей 7,8 статьи 5 Закона об исполнительном производстве не допускает вынесение постановлений (решений) по вопросам исполнительного производства, совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения в отношении заявителя. Кроме этого судебный пристав-исполнитель в трехдневный срок со дня поступления к нему исполнительного документа выносит постановление о возбуждении исполнительного производства либо об отказе в возбуждении исполнительного производства (часть 8 статьи 30 Закона об исполнительном производстве). При этом в соответствии пункта 12.1.2. Инструкции после регистрации исполнительного документа в СЭД, уполномоченным должностным лицом подразделения документационного обеспечения заводится соответствующий том специального номенклатурного дела. В наличии обстоятельства отсутствия регистрации поступления исполнительных документов (всех исполнительных листов) в службу судебных приставов должным образом и в надлежащей форме с регистрацией в АИС ФССП России, что свидетельствует об отсутствии полномочий на ведение исполнительных производств по Административному истцу Административным ответчиком.
Истец просит признать Постановления судебного пристава - исполнителя Е.Н. Дацьо без номера о запрете на совершение действий по регистрации от ДД.ММ.ГГГГ г., согласно данных, приведенных в Таблице № (ИП №, ИП №, ИП №№), полученные ФИО2 через интернет-портал госуслуги ДД.ММ.ГГГГДД.ММ.ГГГГ г. – незаконными, признать действия судебного пристава-исполнителя Е.Н.Дацьо по вынесению Постановления судебного пристава - исполнителя Е.Н.Дацьо без номера о запрете на совершение действий по регистрации от ДД.ММ.ГГГГ г., согласно данных, приведенных в Таблице № полученных ФИО2 через интернет-портал госуслуги ДД.ММ.ГГГГ - ДД.ММ.ГГГГ - незаконными, признать Постановления судебного пристава - исполнителя Е.Н.Дацьо без номера об обращении взыскания на ДС должника, находящиеся в банке или иной кредитной организации от ДД.ММ.ГГГГ – незаконным, признать действия судебного пристава-исполнителя Е.Н.Дацьо по вынесению Постановления судебного пристава - исполнителя Е.Н.Дацьо без номера об обращении взыскания на ДС должника, находящиеся в банке или иной кредитной организации от ДД.ММ.ГГГГ не законным, пресечь незаконные действия должностных лиц Федеральной службы судебных приставов России, нарушающих и посягающих на конституционные права и свободы административного истца, установить наличие полномочий Административных ответчиков на ведение исполнительных производств по взысканию с Административного истца задолженностей с правом доступа к его персональным данным в силу отсутствия регистрационных данных исполнительных листов в АИС ФССП.
Административный истец ФИО2 в суд явился, исковые требования поддержал по основаниям, указанным в иске.
Административный ответчик судебный пристав-исполнитель Е.Н.Дацьо в суд явилась, иск не признала. Пояснила, что доводы, приведенные истцом, не являются основанием для удовлетворения исковых требований ФИО2
Заинтересованные лица представители УФССП по Московской области, старший судебный пристав-исполнитель Королевского ГОСП УФССП по МО ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8 в суд не явились, извещены о времени и месте судебного заседания.
На основании ст. 226 КАС РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие лиц, неявившихся в судебное заседание, поскольку они надлежащим образом извещены о времени и месте его проведения и их явка не признана судом обязательной.
Суд, исследовав материалы дела и представленные материалы исполнительного производства, приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Из материалов дела следует, что приговором Мещанского районного суда г. Москвы от ДД.ММ.ГГГГ по делу №, вынесенного в отношении ФИО2, были удовлетворены гражданские иски потерпевших <данные изъяты> в пользу которых с ФИО2 взысканы различные денежные суммы, в этой связи выданы исполнительные листы на принудительное взыскание данных денежных средств с ФИО2
Как следует из представленных доказательств, ДД.ММ.ГГГГ было возбуждено исполнительное производство №, должник ФИО2, взыскатель ФИО13 в рамках данного дела ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем Королевского ГОСП ФИО3 было вынесено постановление об обращении взыскания на денежные средства в валюте при исчислении долга в рублях, согласно которому постановлено обратить взыскание на денежные средства должника, находящиеся на счетах ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем Королевского ГОСП ФИО3 было вынесено постановление о запрете на совершение действий по регистрации, а именно постановлено объявить запрет на совершение регистрационных действий, действий по исключению из госреестра, а также регистрации ограничений и обременения в отношении имущества административного истца.
Аналогичные постановления были вынесены по исполнительному производству №, взыскателем по которому является ФИО8, по исполнительному производству № взыскателем по которому является ФИО7, по исполнительному производству №, взыскателем по которому является ФИО5
Условия и порядок принудительного исполнения судебных актов определен Федеральным законом от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее по тексту Закон об исполнительном производстве).
В соответствии со ст. 12 Федерального закона от 21.07.1997 N 118-ФЗ (ред. от 27.12.2019) "Об органах принудительного исполнения Российской Федерации" в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных Федеральным законом "Об исполнительном производстве", судебный пристав-исполнитель принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов.
В силу ст. 2 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ (ред. от 22.12.2020) "Об исполнительном производстве" задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, а также в целях обеспечения исполнения обязательств по международным договорам Российской Федерации.
В силу части 1 статьи 64 Федерального закона "Об исполнительном производстве" исполнительными действиями являются совершаемые судебным приставом-исполнителем в соответствии с данным Федеральным законом действия, направленные на создание условий для применения мер принудительного исполнения, а равно на понуждение должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе.
Согласно ст. 64 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ исполнительными действиями являются совершаемые судебным приставом-исполнителем в соответствии с настоящим Федеральным законом действия, направленные на создание условий для применения мер принудительного исполнения, а равно на понуждение должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе. Судебный пристав-исполнитель вправе совершать следующие исполнительные действия: 1) вызывать стороны исполнительного производства (их представителей), иных лиц в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации; 2) запрашивать необходимые сведения, в том числе персональные данные, у физических лиц, организаций и органов, находящихся на территории Российской Федерации, а также на территориях иностранных государств, в порядке, установленном международным договором Российской Федерации, получать от них объяснения, информацию, справки; 3) проводить проверку, в том числе проверку финансовых документов, по исполнению исполнительных документов; 4) давать физическим и юридическим лицам поручения по исполнению требований, содержащихся в исполнительных документах; 5) входить в нежилые помещения, занимаемые должником или другими лицами либо принадлежащие должнику или другим лицам, в целях исполнения исполнительных документов; 6) с разрешения в письменной форме старшего судебного пристава (а в случае исполнения исполнительного документа о вселении взыскателя или выселении должника - без указанного разрешения) входить без согласия должника в жилое помещение, занимаемое должником; 7) в целях обеспечения исполнения исполнительного документа накладывать арест на имущество, в том числе денежные средства и ценные бумаги, изымать указанное имущество, передавать арестованное и изъятое имущество на хранение; 8) в порядке и пределах, которые установлены настоящим Федеральным законом, производить оценку имущества; 9) привлекать для оценки имущества специалистов, соответствующих требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности (далее - оценщик); 10) производить розыск должника, его имущества, розыск ребенка самостоятельно или с привлечением органов внутренних дел; 11) запрашивать у сторон исполнительного производства необходимую информацию; 12) рассматривать заявления и ходатайства сторон исполнительного производства и других лиц, участвующих в исполнительном производстве; 13) взыскивать исполнительский сбор; 14) обращаться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на имущество и сделок с ним (далее - регистрирующий орган), для проведения регистрации на имя должника принадлежащего ему имущества в случаях и порядке, которые установлены настоящим Федеральным; 15) устанавливать временные ограничения на выезд должника из Российской Федерации; 15.1) устанавливать временные ограничения на пользование должником специальным правом, предоставленным ему в соответствии с законодательством Российской Федерации; 16) проводить проверку правильности удержания и перечисления денежных средств по судебному акту, акту другого органа или должностного лица, а также правильности списания с лицевого счета должника в системе ведения реестра и счетах депо в депозитариях, открытых профессиональным участником рынка ценных бумаг в соответствии с Федеральным законом от 22 апреля 1996 года N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" (далее - лицевой счет и счет депо), и зачисления на лицевой счет или счет депо взыскателя эмиссионных ценных бумаг по заявлению взыскателя или по собственной инициативе, в том числе по исполнительным документам, предъявленным в порядке, предусмотренном частью 1 статьи 8, частью 1 статьи 8.1 и частью 1 статьи 9 настоящего Федерального закона. При проведении такой проверки организация или иное лицо, указанные в части 1 статьи 8, части 1 статьи 8.1 и части 1 статьи 9 настоящего Федерального закона, обязаны представить судебному приставу-исполнителю соответствующие; 16.1) производить зачет встречных однородных требований, подтвержденных исполнительными документами о взыскании денежных средств; 17) совершать иные действия, необходимые для своевременного, полного и правильного исполнения исполнительных документов.
В соответствии с ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ решения по вопросам исполнительного производства, принимаемые судебным приставом-исполнителем, главным судебным приставом Российской Федерации, главным судебным приставом субъекта (главным судебным приставом субъектов) Российской Федерации, старшим судебным приставом и их заместителями (далее также - должностное лицо службы судебных приставов) со дня направления (предъявления) исполнительного документа к исполнению, оформляются постановлениями должностного лица службы судебных приставов.
Согласно ст. 69 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ обращение взыскания на имущество должника включает изъятие имущества и (или) его реализацию, осуществляемую должником самостоятельно, или принудительную реализацию либо передачу взыскателю.
Взыскание на имущество должника, в том числе на денежные средства в рублях и иностранной валюте, обращается в размере задолженности, то есть в размере, необходимом для исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, с учетом взыскания расходов по совершению исполнительных действий и исполнительского сбора, наложенного судебным приставом-исполнителем в процессе исполнения исполнительного документа.
Как разъяснено в п. 42 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 17.11.2015 N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства" перечень исполнительных действий, приведенный в части 1 статьи 64 Закона об исполнительном производстве, не является исчерпывающим, и судебный пристав-исполнитель вправе совершать иные действия, необходимые для своевременного, полного и правильного исполнения исполнительных документов (пункт 17 части 1 названной статьи), если они соответствуют задачам и принципам исполнительного производства (статьи 2 и 4 Закона об исполнительном производстве), не нарушают защищаемые федеральным законом права должника и иных лиц. К числу таких действий относится установление запрета на распоряжение принадлежащим должнику имуществом (в том числе запрета на совершение в отношении него регистрационных действий).
Таким образом, судебный пристав-исполнитель ФИО3 правомерно в рамках указанных исполнительных производств вынес постановления о запрете на совершение действий по регистрации от ДД.ММ.ГГГГ, действия судебного пристава-исполнителя по вынесению указанных постановлений являются правомерными и направлены на своевременное, полное и правильное исполнение исполнительных документов.
Также постановление судебного пристава-исполнителя об обращении взыскания на денежные средства должника, находящиеся в банке или иной кредитной организации от ДД.ММ.ГГГГ, а также действия судебного пристава-исполнителя ФИО3 по вынесению указанного постановления, основаны на указанных нормах действующего законодательства, являются законными.
Из анализа положений статей 218, 226, 227 КАС РФ следует, что для принятия судом решения о признании действий (бездействий) незаконными необходимо наличие двух условий - это несоответствие оспариваемого решения, действия (бездействия) закону и нарушение прав и свобод административного истца, обратившегося в суд с соответствующим требованием.
Доводы административного истца о нарушении Инструкция по делопроизводству в Федеральной службе судебных приставов не свидетельствуют о незаконности оспариваемых постановлений судебного пристава-исполнителя, а также действий по их вынесению.
Исходя из положений ч. 9, 10 ст. 226 КАС РФ административный истец, обращаясь в суд с заявлением об оспаривании постановления должностного лица службы судебных приставов, его действий (бездействия) должен указать и доказать, какие именно его права и законные интересы были нарушены оспариваемым постановлением или действием (бездействием) судебного пристава-исполнителя и указать способ их восстановления.
Если иное не установлено настоящим Кодексом, суд прекращает производство по административному делу в случае если имеются основания, предусмотренные частью 1 статьи 128 настоящего Кодекса. В соответствии с ч.1 ст.128 КАС РФ если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, судья отказывает в принятии административного искового заявления в случае, если заявление подлежит рассмотрению в порядке конституционного или уголовного судопроизводства, производства по делам об административных правонарушениях либо не подлежит рассмотрению в судах.
Поскольку заявление об установлении наличия полномочий Административных ответчиков на ведение исполнительных производств по взысканию с Административного истца задолженностей с правом доступа к его персональным данным, не подлежит рассмотрению в судах, производство в указанной части подлежит прекращению.
Суд не находит правовых оснований для удовлетворения требований ФИО2 о пресечении незаконных действий должностных лиц Федеральной службы судебных приставов России, нарушающих и посягающих на конституционные права и свободы административного истца, поскольку судом не установлено, что судебные приставы-исполнители действовали незаконно.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 180-186 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований ФИО2 о признании Постановления судебного пристава - исполнителя Е.Н.Дацьо без номера о запрете на совершение действий по регистрации от ДД.ММ.ГГГГ согласно данных, приведенных в Таблице №1 (ИП №, ИП №, ИП № ИП №), полученные ФИО2 через интернет-портал госуслуги ДД.ММ.ГГГГДД.ММ.ГГГГ – незаконными, признании действий судебного пристава-исполнителя Е.Н.Дацьо по вынесению Постановления судебного пристава - исполнителя Е.Н.Дацьо без номера о запрете на совершение действий по регистрации от ДД.ММ.ГГГГ согласно данных, приведенных в Таблице №1, полученные ФИО2 через интернет-портал госуслуги ДД.ММ.ГГГГ - ДД.ММ.ГГГГ - не законными, признании Постановления судебного пристава - исполнителя Е.Н.Дацьо без номера об обращении взыскания на ДС должника, находящиеся в банке или иной кредитной организации от ДД.ММ.ГГГГ – незаконным, признании действий судебного пристава-исполнителя Е.Н.Дацьо по вынесению Постановления судебного пристава - исполнителя Е.Н.Дацьо без номера об обращении взыскания на ДС должника, находящиеся в банке или иной кредитной организации от ДД.ММ.ГГГГ не законным, пресечении незаконных действий должностных лиц Федеральной службы судебных приставов России, нарушающих и посягающих на конституционные права и свободы административного истца – отказать.
Производство по исковым требованиям ФИО2 об установлении наличия полномочий Административных ответчиков на ведение исполнительных производств по взысканию с Административного истца задолженностей с правом доступа к его персональным данным в силу отсутствия регистрационных данных исполнительных листов в АИС ФССП – прекратить.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд в течение месяца с даты принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Коновалова С.В.
Решение в окончательной форме изготовлено 09.03.2022 года