Дело № 2а-412/2022 УИД 65RS0003-01-2022-000490-45
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Анива Сахалинской области 12 июля 2022 года
Анивский районный суд Сахалинской области в составе председательствующего судьи Болдыревой Н.С., при секретаре судебного заседания Молчановой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО3 к администрации муниципального образования «Анивский городской округ» о признании утратившими силу государственный акт на право пользования землей от 17 ноября 1990 года, постановление мэра Анивского района № от 31 августа 1993 года, возложении обязанности предоставить земельные участки,
УСТАНОВИЛ:
25 мая 2022 года ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО3 обратились в суд с административным исковым заявлением, из которого следует, что административные истцы посредством информационной системы «На Дальний Восток» в рамках реализации Федерального закона № 119-ФЗ подали заявления о предоставлении им земельных участков, находящихся на территории Анивского городского округа в квартале № ФИО1 подала заявление на участок ИЗУ44, ФИО2 – ИЗУ39, ФИО3 – ИЗУ36, ФИО4 – ИЗУ37, ФИО3 – ИЗУ38. В ноябре 2021 года все заявители получили из администрации МО «Анивский городской округ» ответы на свои заявления, из которых следовало, что рассмотрение заявлений приостановлено, в связи с тем, что испрашиваемые земельные участки ранее предоставлены на праве бессрочного пользования СНТ «Исток», данный факт является основанием для отказа в предоставлении земельных участков. Далее по тексту было указано, что с целью исключения обстоятельств, повлекших приостановление рассмотрения заявлений, в отсутствие иных вариантов схемы размещения земельных участков, направляем иной вариант схемы размещения земельного участка, который может быть предоставлен в безвозмездное пользование. Однако никаких других вариантов никому из заявителей предложено не было. Вместе с тем в письмах всем заявителям было разъяснено, что если в течение 30 дней со дня направления перечня земельной схемы от заявителя не поступит согласие на предоставленные на выбор участки, администрацией будет принято решение об отказе в предоставлении испрашиваемого земельного участка. Решения об отказе в предоставлении земельных участков административные истцы увидели в личном кабинете системы «На Дальний Восток» только 25 февраля 2022 года.
При выезде административных истцов на место расположения земельных участков установлено, что никаких следов деятельности СНТ «Исток» не имеется. По сообщению Федеральной налоговой службы СНТ «Исток» не является налогоплательщиком и в Едином государственном реестре юридических лиц не значится. Из ответа Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии следует, что право бессрочного пользования СНТ «Исток» каким-либо земельным участком не зарегистрировано. Получив указанную информацию административные истцы вновь обратились в администрацию Анивского городского округа. Из полученного ответа следует, что испрашиваемые земельные участки образуются из земельного участка, предоставленного на праве бессрочного пользования производственному объединению «Сахалинстройматериалы» - садоводческое товарищество «Исток» (государственный акт на право пользования землей серии А-I № от 17 ноября 1990 года). Вместе с тем, по информации Федеральной налоговой службы России производственного объединения «Сахалинстройматериалы» в качестве налогоплательщика на территории Российской Федерации не имеется.
Изложив указанные обстоятельства в заявлении, административные истцы просят суд признать недействующим государственный акт на право пользования землей серии А-I № от 17 ноября 1990 года, обязать администрацию Анивского городского округа предоставить земельные участки административным истцам в соответствии с их заявлениями о предоставлении земельных участков в безвозмездное пользование.
23 июня 2022 года административными истцами предоставлено заявление об изменении исковых требований, в котором они просили обязать администрацию Анивского городского округа признать утратившим силу государственный акт на право пользования землей серии А-I № от 17 ноября 1990 года на основании того, что садоводческое товарищество «Исток» никогда не было зарегистрировано на территории Сахалинской области и фактически не существует, предоставить административным истцам земельные участки в соответствии с их заявлениями.
06 июля 2022 года административные истцы вновь уточнили свои требования, просили обязать администрацию Анивского городского округа признать утратившим силу государственный акт на право пользования землей серии А-I № от 17 ноября 1990 года на основании того, что садоводческое товарищество «Исток» никогда не было зарегистрировано на территории Сахалинской области и фактически не существует; признать утратившим силу постановление мэра Анивского района № от 31 августа 1993 года «О передаче земельных участков в собственность граждан – членов садоводческого товарищества «Исток», в связи с тем, что постановление не было исполнено, так как документы на право собственности на земельные участки и право пользования земельным участком согласно постановлению не оформлены, а граждане и СТ «Исток» соответственно землю в собственность и пользование не приняли; обязать предоставить административным истцам земельные участки в соответствии с их заявлениями.
В судебном заседании представитель административных истцов ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО3 - ФИО5, действующий по ордеру, настаивал на удовлетворении административного искового заявления с учетом представленных уточнений.
Представитель административного ответчика администрации муниципального образования «Анивский городской округ» ФИО6, действующая по доверенности, в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежаще. В своих возражениях на административное исковое заявление просила отказать в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
В соответствии со статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика администрации муниципального образования «Анивский городской округ».
Выслушав пояснения представителя административных истцов ФИО5, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Как следует из положений пункта 1 статьи 2 Земельного кодекса Российской Федерации земельное законодательство в соответствии с Конституцией Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Земельное законодательство состоит из настоящего Кодекса, федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации.
Отношения, связанные с предоставлением земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях Республики Саха (Якутия),, гражданам Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 01 мая 2016 года № 119-ФЗ «Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 119-ФЗ).
В соответствии с вышеуказанным законом гражданину на основании его заявления однократно может быть предоставлен в безвозмездное пользование земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности и расположенный на территории одного из указанных в статье 1 настоящего Федерального закона субъектов Российской Федерации, площадь которого не превышает одного гектара.
Согласно части 4 статьи 2 Федерального закона № 119-ФЗ земельный участок предоставляется в безвозмездное пользование гражданину в соответствии с настоящим Федеральным законом сроком на пять лет на основании договора безвозмездного пользования земельным участком.
Пунктом 1 статьи 7 Федерального закона № 119-ФЗ установлено, что уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении гражданину земельного участка в безвозмездное пользование в случае, если испрашиваемый земельный участок предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования, безвозмездного пользования, пожизненно наследуемого владения или аренды.
В судебном заседании установлено, что в октябре 2021 года ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО3 обратились в администрацию Анивского городского округа с заявлениями о предоставлении земельных участков ИЗУ44, ИЗУ39, ИЗУ36, ИЗУ37, ИЗУ38 в кадастровом квартале № в безвозмездное пользование в рамках реализации Федерального закона № 119-ФЗ.
При рассмотрении указанных заявлений специалистами Департамента архитектуры, градостроительной деятельности и землепользования администрации МО «Анивский городской округ» установлено, что решением исполнительного комитета Анивского районного Совета народных депутатов Сахалинской области № от 09 октября 1990 года земельный участок площадью 8,6 га изъят из земель совхоза «Южно-Сахалинский» и предоставлен производственному объединению «Сахалинстройматериалы» для организации коллективного садоводческого товарищества «Исток».
17 октября 1990 года Производственному объединению «Сахалинстройматериалы» - садоводческое товарищество «Исток» г. Южно-Сахалинск Сахалинской области выдан государственный акт на право пользование землей серии А-I №.
Местоположение границ земельного участка закреплено в вышеуказанном государственном акте, в котором содержится план земельного участка с описанием границ смежных землепользователей, подтверждающих фактическое местоположение границ земельного участка.
Постановлением мэра Анивской районной администрации от 31 августа 1993 года № 485 земельные участки общей площадью 5,361 га переданы в собственность граждан – членов садоводческого товарищества «Исток» работников Производственного объединения «Сахалинстройматериалы»; земельные участки общей площадью 3,239 га (земли общего пользования) переданы в постоянное пользование садоводческого товарищества «Исток».
Анализ правоустанавливающих документов, сведений, отображенных на публичной кадастровой карте, а также в федеральной информационной системе «На Дальний Восток» показал, что испрашиваемые административными истцами земельные участки полностью образуются из земельного участка, предоставленного ПО «Сахалинстройматериалы». Данный факт не оспаривался административными истцами в судебном заседании.
Указанные обстоятельства в соответствии с пунктом 1 части 7 Федерального закона № 119-ФЗ явились основанием для отказа в предоставлении испрашиваемых земельных участков в безвозмездное пользование заявителям. В этой связи рассмотрение заявлений административных истцов 09 ноября 2021 года было приостановлено, административным истцам предложены иные варианты схем размещения земельных участков, находящихся на территории муниципального образования «Анивский городской округ», и которые могли быть предоставлены уполномоченным органом в безвозмездное пользование в соответствии с Федеральным законом № 119-ФЗ.
Поскольку в установленный 30-дневный срок от заявителей не поступило согласия с предложенными вариантами схем земельных участков, в соответствии с пунктом 1 статьи 7, пункта 4.3 статьи 6 Федерального Закона № 119-ФЗ 25 февраля 2022 года им было отказано в предоставлении в безвозмездное пользование испрашиваемого земельного участка.
Таким образом, поскольку судом установлено, что заявления административных истцов о предоставлении им земельных участков уполномоченным органом рассмотрено надлежаще в соответствии с требованиями законодательства, их требования о предоставлении земельных участков администрацией «Анивский городской округ» удовлетворению не подлежат.
Довод представителя административных истцов о том, что иные варианты схем размещения земельных участков, находящихся на территории муниципального образования «Анивский городской округ», и которые могли быть предоставлены уполномоченным органом в безвозмездное пользование административным ответчиком являются несостоятельными и опровергаются имеющимися в материалах дела доказательствами.
Рассматривая требования административных истцов об оспаривании государственного акта на право пользования землей от 17 ноября 1990 года и постановления мэра Анивского района от 31 августа 1993 года «О передаче земельных участков в собственность граждан- членов СТ «Исток» суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно статье 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если иное не предусмотрено данным Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Таким образом, для признания недействительным правового акта необходимо наличие одновременно двух условий, а именно, несоответствие оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту, нарушение данным актом прав и законных интересов административного истца.
По смыслу указанных норм права суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемые решения, действия (бездействия) органа принято в соответствии с законом в пределах полномочий и права, либо свободы гражданина не нарушены.
Как установлено судом, решением исполнительного комитета Анивского районного Совета народных депутатов Сахалинской области № от 09 октября 1990 года земельный участок площадью 8,6 га изъят из земель совхоза «Южно-Сахалинский» и предоставлен производственному объединению «Сахалинстройматериалы» для организации коллективного садоводческого товарищества «Исток».
На основании указанного решения Производственному объединению «Сахалинстройматериалы» выдан Государственный акт № А-I № от 17 октября 1990 года на право пользования землей.
Постановлением мэра Анивской районной администрации от 31 августа 1993 года № 485 земельные участки общей площадью 5,361 га переданы в собственность граждан – членов садоводческого товарищества «Исток» работников ПО «Сахалинстройматериалы»; земельные участки общей площадью 3,239 га (земли общего пользования) переданы в постоянное пользование садоводческого товарищества «Исток» согласно приложению.
В приложении к данному постановлению отражен список поименованных 63 граждан-членов СТ «Исток», работников Производственного объединения «Сахалинстройматериалы».
В соответствии с пунктом 15 статьи 55 Закона Российской Федерации от 6 июля 1991 года № 1550-1 «О местном самоуправлении в Российской Федерации» (действовавшего в спорный период) к полномочиям районного Совета отнесено определение в соответствии с земельным законодательством порядка предоставления и изъятия земельных участков, а также распоряжения земельными участками на подведомственной Совету территории.
Статья 4 Закона РСФСР № 374-1 от 23 ноября 1990 года «О земельной реформе» предоставила право передачи земли для ведения садоводства в частную индивидуальную собственность, а также в коллективно-долевую собственность граждан земель колхозов, других кооперативных сельскохозяйственных предприятий, акционерных обществ, в том числе созданных на базе совхозов и других государственных сельскохозяйственных предприятий, а также земли для ведения коллективного садоводства.
Кроме того, в соответствии со статьей 66 Земельного кодекса РСФСР, земельные участки для коллективного садоводства, огородничества и животноводства предоставляются местными Советами народных депутатов в пределах их компетенции и состоят из земель общего пользования, находящихся в пользовании садоводческих и животноводческих товариществ, и из земель, находящихся в собственности или в пожизненном наследуемом владении членов указанных товариществ.
В соответствии со статьей 31 Земельного кодекса РСФСР право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования земельным участком удостоверяется государственным актом, который выдается и регистрируется соответствующим Советом народных депутатов.
Из анализа указанных норм следует, что органы местного самоуправления вправе изымать земельные участки, находящиеся в собственности и передавать их для организации коллективного садоводства. Право собственности на земельные участки удостоверялось государственным актом, которые регистрировались.
Таким образом, государственный акт, выданный Производственному объединению «Сахалинстройматериалы» 17 октября 1990 года, на право пользования земельным участком в бессрочное и бесплатное пользование площадью 8,61 га, зарегистрированный в Книге записей государственных актов на право пользования землей № 224, на основании решения исполнительного комитета 09 октября 1990 года № 335 «О предоставлении земельного участка Производственному объединению «Сахалинстройматериалы» для организации коллективного СТ «Исток» и дальнейшая передача в собственность земельных участков гражданам-членам СТ «Исток», работникам Производственного объединения «Сахалинстройматериалы» общей площадью 5,361 га в рамках постановления мэра Анивского района 31 августа 1993 года № 485 соответствуют требованиям законодательства, действовавшего в спорный период.
В соответствии со статьей 36 Конституции Российской Федерации, граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю. Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляется их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц.
Согласно пункту 9 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на землю и выданные гражданам или юридическим лицам до введения в действие Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Пунктом 25 постановления Пленума ВАС РФ от 24 марта 2005 № 11 «О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства» разъяснено, что при применении данных норм следует учитывать, что пункт 2 статьи 6 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (в редакции Федерального закона от 09.06.2003 № 69-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним») устанавливает, что государственная регистрация права на объект недвижимого имущества, возникшего до введения в действие названного Закона, требуется при государственной регистрации перехода данного права, его ограничения (обременения) или совершении сделки с объектом недвижимого имущества, возникших после введения в действие этого Закона.
Поэтому права на земельные участки, удостоверенные документами, указанными в абзаце первом пункта 9 статьи 3 Закона о введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации, или документами, перечисленными в абзаце втором этого же пункта, подлежат государственной регистрации в случае, предусмотренном пунктом 2 статьи 6 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», в порядке, установленном правилами этого Закона.
Согласно пункту 2 статьи 6 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (утратил силу с 31.12.2016) государственная регистрация возникшего до введения в действие настоящего Федерального закона права на объект недвижимого имущества требуется при государственной регистрации возникших после введения в действие настоящего Федерального закона перехода данного права, его ограничения (обременения) или совершенной после введения в действие настоящего Федерального закона сделки с объектом недвижимого имущества.
Аналогичная норма закреплена частью 1 статьи 69 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», согласно которой права на объекты недвижимости, возникшие до дня вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости. Государственная регистрация таких прав в Едином государственном реестре недвижимости проводится по желанию их обладателей.
Исходя из анализа правового регулирования, отсутствие в Едином государственном реестре недвижимости сведений о регистрации права собственности на земельные участки, предоставленные членам СТ «Исток» 09 октября 1990 года, вопреки доводам административных истцов, не могут являться основанием для признания спорных правовых актов незаконными.
Кроме того, согласно сведениям Едином государственном реестре недвижимости в период с 2020 по 2022 годы на спорном земельном участке в кадастровом квартале 65:05:0000047 зарегистрированы и состоят на учете земельные участки, как ранее учтенные с 31 августа 1993 года, что свидетельствует о реализации гражданами своих земельных прав.
Отсутствие регистрации СТ «Исток» на территории Сахалинской области, также вопреки доводам административных истцов не свидетельствует о незаконности оспариваемых правовых актов.
Административными истцами заявлены требования о возложении на администрацию муниципального образования «Анивский городской округ» обязанность по признанию утратившими силу государственный акт на пользование землей от 17 ноября 1990 года и постановление мэра Анивского района от 31 августа 1993 года «О передаче земельных участков в собственность гражданам – членам СТ «Исток» в связи с их неисполнением.
В соответствии с частями 1 и 4 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 131-ФЗ) муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт, в случае упразднения таких органов или соответствующих должностей либо изменения перечня полномочий указанных органов или должностных лиц - органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, к полномочиям которых на момент отмены или приостановления действия муниципального правового акта отнесено принятие (издание) соответствующего муниципального правового акта, а также судом; а в части, регулирующей осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, - уполномоченным органом государственной власти Российской Федерации (уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации).
Действие муниципального правового акта, не имеющего нормативного характера, незамедлительно приостанавливается принявшим (издавшим) его органом местного самоуправления или должностным лицом местного самоуправления в случае получения соответствующего предписания Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей, выданного в соответствии с законодательством Российской Федерации об уполномоченных по защите прав предпринимателей.
Из анализа данных норм следует, что положений, предусматривающих возможность и порядок признания утратившими силу ненормативных правовых актов органов местного самоуправления, не содержится. Правовой акт может быть признан утратившим силу только в том случае, если был установлен срок его действия, и он истек, или если он отменен в установленном порядке. Поскольку срок действия в оспариваемых актах не установлен, оснований для установления обязанности по признанию их утратившим силу для административного ответчика не имеется, в связи с чем, административные исковые требования удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь статьями 194-199 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
в удовлетворении административного искового заявления ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО3 к администрации муниципального образования «Анивский городской округ» о признании утратившими силу государственный акт на право пользования землей от 17 ноября 1990 года, постановление мэра Анивского района № 485 от 31 августа 1993 года, возложении обязанности предоставить земельные участки - отказать.
Решение может быть обжаловано в Сахалинский областной суд через Анивский районный суд в течение месяца со дня вынесения судом решения в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено 20 июля 2022 года.
Председательствующий: судья Н.С. Болдырева