ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-4131/2023 от 16.08.2023 Ленинскогого районного суда г. Самары (Самарская область)

63RS0039-01-2023-003114-31

2а-4131/2023

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

16 августа 2023 года г. Самара

Ленинский районный суд г. Самары в составе председательствующего судьи Копьёвой М.Д., при секретаре Ахметовой М.Д., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-4131/2023 по административному исковому заявлению ФИО1 к Департаменту градостроительства г.о. Самара о признании незаконным распоряжения, возложении обязанности,

установил:

ФИО1 обратился в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным распоряжения Департамента градостроительства г.о. Самара об отказе в перераспределении земельных участков.

В обоснование заявления указано, что административному истцу на праве собственности принадлежит земельный участок площадью 500 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>, с кадастровым номером . Для оформления смежного земельного участка площадью 74 кв.м истец обратился в Департамент градостроительства г.о. Самара с заявлением о перераспределении земельных участков. Распоряжением от 06.04.2023 № РД-776 в заключении соглашения о перераспределении земельных участков отказано по причине того, что образуемый земельный участок расположен в двух территориальных зонах: зона садово-дачных участков и коллективных садов (Р-5), зона природных ландшафтов (Р-3) по Карте градостроительного зонирования г.о. Самара Правил землепользования и застройки г.о. Самара, утвержденных постановлением Самарской городской Думы от 26.04.2001 № 61, а также на основании того, что использование земельных участков под индивидуальное жилищное строительство не соответствует разрешенным видам использования земельных участков в зоне природных ландшафтов (Р-3), в зоне садово-дачных участков и коллективных садов (Р-5) требует предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка. С данным решением административный истец не согласен. Часть земельного участка, испрашиваемая истцом, находится в середине участка, и она относится к зоне Р-5, испрашиваемый земельный участок не расположен в двух зонах. Данные территориальные зоны установлены административным ответчиком после того, как истец обратился с заявлением о заключении соглашения о перераспределении земельных участков, что неправомерно, поскольку земельный участок расположен в испрашиваемой конфигурации до 1996 года с видом разрешенного использования «под индивидуальное жилищное строительство», следовательно, установленные зоны не соответствуют виду уже существующего земельного участка.

Ссылаясь на данные обстоятельства, просит признать незаконным распоряжение Департамента градостроительства г.о. Самара 06.04.2023 № РД-776 об отказе в заключении соглашении о перераспределении земельных участков; обязать Департамент градостроительства г.о. Самара в течение 30 дней после вступления решения суда в законную силу заново рассмотреть заявление ФИО1 о заключении соглашения о перераспределении земельных участков.

В судебном заседании представитель административного истца по доверенности ФИО2 требования поддержал.

Представитель Департамента градостроительства г.о. Самара по доверенности ФИО3 просила в иске отказать по основаниям, изложенным в письменном отзыве, полагая оспариваемое распоряжение законным и обоснованным.

Заслушав пояснения участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Из содержания пункта 1 части 2 статьи 227 КАС РФ следует, что решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными возможно при установлении судом совокупности таких условий, как несоответствие этих действий, решений нормативным правовым актам и нарушение ими прав, свобод и законных интересов административного истца.

В соответствии с пунктом 1 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

В силу части 3 статьи 11.7 Земельного кодекса Российской Федерации перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой и таких земель и (или) земельных участков и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены главой V.4 настоящего Кодекса.

Так, согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 39.28 Земельного кодекса Российской Федерации допускается перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в собственности граждан и предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального жилищного строительства, при условии, что площадь земельных участков, находящихся в собственности граждан, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков.

В целях заключения соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, гражданин или юридическое лицо - собственники таких земельных участков обращаются с заявлением о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, в уполномоченный орган (пункт 1 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации).

К заявлению о перераспределении земельных участков прилагается в том числе схема расположения земельного участка в случае, если отсутствует проект межевания территории, в границах которой осуществляется перераспределение земельных участков (подпункт 2 пункта 3 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации).

В соответствии с подпунктом 11 пункта 9 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков в случае, если имеются основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, предусмотренные пунктом 16 статьи 11.10 данного кодекса, в том числе разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации требований к образуемым земельным участкам.

Пунктом 6 статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные данным кодексом, другими федеральными законами.

Не допускается образование земельного участка, границы которого пересекают границы территориальных зон, лесничеств, лесопарков (пункт 7 статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации).

Из материалов дела следует, что административному истцу принадлежит на праве собственности земельный участок площадью 500 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>, с кадастровым номером с разрешенным использованием: для индивидуального жилищного строительства.

ДД.ММ.ГГГГ административный истец обратился в Департамент градостроительства г.о. Самара с заявлением о перераспределении земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, площадью 74 кв.м, путем присоединения к земельному участку с кадастровым номером , принадлежащему ему на праве собственности.

Распоряжением Департамента градостроительства г.о. Самара от 28.06.2022 № РД-983 административному истцу отказано в заключении соглашения о перераспределении земельных участков.

Решением Ленинского районного суда г. Самары от 18.11.2022 по административному делу № 2а-3958/2022 вышеуказанное распоряжение признано незаконным, на административного ответчика возложена обязанность заново рассмотреть заявление административного истца.

При повторном рассмотрении заявления ФИО1 распоряжением Департамента градостроительства г.о. Самара от 06.04.2023 № РД-776 в заключении соглашения о перераспределении земельных участков отказано на основании подп. 11 п. 9 ст.39.29, подп. 3 п. 16 ст. 11.10, п.п. 6, 7 ст. 11.9 Земельного кодекса РФ по причине того, что образуемый земельный участок расположен в двух территориальных зонах: зона садово-дачных участков и коллективных садов (Р-5) и зона природных ландшафтов (Р-3) по Карте градостроительного зонирования г.о. Самара Правил землепользования и застройки г.о. Самара, утвержденных постановлением Самарской городской Думы от 26.04.2001 № 61, а также в связи с тем, что использование земельных участков под индивидуальное жилищное строительство не соответствует разрешенным видам использования земельных участков в зоне природных ландшафтов (Р-3), в зоне садово-дачных участков и коллективных садов (Р-5) требует предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка.

Градостроительное зонирование ГрК РФ определяет как зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов, которые включаются в правила землепользования и застройки и определяют правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства. В данных регламентах указываются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны (пункты 6, 8 части 1 статьи 1 ГрК РФ).

Согласно пункту 8 статьи 1 ГрК РФ правила землепользования и застройки - это документ градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений.

В соответствии с частью 1 статьи 30 ГрК РФ правила землепользования и застройки разрабатываются в целях создания условий для устойчивого развития территорий муниципальных образований, сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия; создания условий для планировки территорий муниципальных образований; обеспечения прав и законных интересов в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства; создания условий для наиболее эффективных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.

Составной частью правил землепользования и застройки является карта градостроительного зонирования (пункт 2 части 2 статьи 30 ГрК РФ), отражающая границы территориальных зон (часть 4 статьи 30 ГрК РФ). При этом границы территориальных зон должны отвечать требованию принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне, за исключением земельного участка, границы которого в соответствии с земельным законодательством могут пересекать границы территориальных зон.

В части 2 статьи 85 ЗК РФ также содержится требование о принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне.

Постановлением Самарской городской Думы от 26 апреля 2001 года № 61 утверждены Правила застройки и землепользования в городе Самаре.

Из имеющихся в материалах дела сведений информационной системы обеспечения градостроительной деятельности от 05.07.2023 и выкопировки из информационной системы обеспечения градостроительной деятельности г.о. Самара, Карты градостроительного зонирования в соответствии с Решением Думы городского округа Самара от 27.12.2022 № 265 «О внесении изменений в Правила землепользования и застройки городского округа Самара, утвержденные Постановлением Самарской Городской Думы от 26.04.2001 №61» следует, что принадлежащий административному истцу земельный участок расположен в двух территориальных зонах Р-3 (зона природных ландшафтов) и Р-5 (зона садово-дачных участков и коллективных садов), а испрашиваемый к перераспределению земельный участок в территориальной зоне Р-5 (зона садово-дачных участков и коллективных садов).

Таким образом, судом установлено, что образуемый земельный участок площадью 574 кв.м. расположен в двух территориальных зонах: зона природных ландшафтов (Р-3) и зона садово-дачных участков и коллективных садов (Р-5), что в силу вышеприведенных положений закона является недопустимым при образовании земельного участка путем процедуры перераспределения.

При таких обстоятельствах, отказ административного ответчика в заключении соглашения о перераспределении земельного участка по указанному в распоряжении основанию является обоснованным.

В оспариваемом распоряжении также в качестве основания для отказа в перераспределении земельного участка указано, что использование земельного участка не соответствует разрешенным видам использования земельных участков в зоне природных ландшафтов (Р-3), в зоне садово-дачных участков и коллективных садов (Р-5) требует предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка.

Статьей 7 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что земли в Российской Федерации используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

Правовой режим земельного участка и объекта капитального строительства определяется также положениями градостроительного законодательства.

Пунктом 9 статьи 1 ГрК РФ определено, что градостроительный регламент устанавливает в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства.

В соответствии с пунктом 1 части 6 статьи 30 ГрК РФ виды разрешенного использования земельного участка определяются в градостроительном регламенте, входящем в состав правил землепользования и застройки.

Согласно сведениям, содержащимся в информационной системе обеспечения градостроительной деятельности г.о. Самара, образуемый земельный участок расположен в двух территориальных зонах: зона природных ландшафтов (Р-3), зона садово-дачных участков и коллективных садов (Р-5).

В силу ст. 13 Правил землепользования и застройки городского округа Самара использование земельных участков для индивидуального жилищного строительства в зоне природных ландшафтов (Р-3) не предусмотрено, в зоне садово-дачных участков и коллективных садов (Р-5) – требует предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка.

Разрешение на условно разрешенный вид использования земельного участка заявителем не представлено.

Таким образом, судом установлено, что вид разрешенного использования исходного земельного участка (под индивидуальное жилищное строительство) не соответствует разрешенному виду использования земельных участков в зоне природных ландшафтов (Р-3), а для использования в зоне садово-дачных участков и коллективных садов (Р-5) - отсутствует разрешение на условной разрешенный вид использования земельного участка.

Ссылка административного истца на положения части 8 статьи 36 Градостроительного кодекса РФ, в соответствии с которой земельные участки или объекты капитального строительства, виды разрешенного использования, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры и предельные параметры которых не соответствуют градостроительному регламенту, могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если использование таких земельных участков и объектов капитального строительства опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия, в данном случае правового значения не имеет.

В нарушение требований закона об обязательности градостроительных регламентов, заявитель ставит вопрос об образовании в порядке процедуры перераспределения нового земельного участка, не соответствующего градостроительному регламенту территориальной зоны, поскольку указанная заявителем цель его использования (под индивидуальную жилищную застройку) не соотносится с видами разрешенного использования, предусмотренными градостроительным регламентом этой территориальной зоны.

Административный истец не лишен права в соответствии с п. 2 ч. 2, п. 5 ч. 3 ст. 33 Градостроительного кодекса РФ инициировать внесение изменений в Правила землепользования и застройки городского округа Самара в части изменения территориальной зоны земельного участка на зону, соответствующую существующему землепользованию и допускающую размещение объектов индивидуального жилищного строительства.

При таких обстоятельствах, поскольку в результате перераспределения на основании подготовленной административным истцом схемы образуется земельный участок, расположенный в двух территориальных зонах, использование которого под индивидуальное жилищное строительство не соответствует разрешенным видам использования земельных участков, что является нарушением установленных Земельным кодексом Российской Федерации требований к образованию земельных участков и влечет отказ в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, а разрешение данного вопроса относится к полномочиям Департамента градостроительства г.о. Самара, суд приходит к выводу, что отказ административного ответчика в перераспределении вышеуказанных земельных участков на основании подп. 11 пункта 9 статьи 39.29, подпункта 9 пункта 16 статьи 11.10, пункта 6, 7 статьи 11.9 Земельного кодекса РФ по мотиву расположения земельного участка в двух территориальных зонах и несоответствия разрешенного использования земельного участка целям использования такого земельного участка, указанным в заявлении о предоставлении земельного участка, является обоснованным, соответствует положениям градостроительного и земельного законодательства, а потому оснований для признания незаконным распоряжения Департамента градостроительства г.о. Самара № РД-776 от 06.04.2023 не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175, 178-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного искового заявления ФИО1 к Департаменту градостроительства г.о. Самара о признании незаконным распоряжения, возложении обязанности отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Самарского областного суда через Ленинский районный суд г. Самары в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья (подпись) М.Д. Копьёва

Копия верна: судья

Мотивированное решение изготовлено 30.08.2023.