Дело № 2а-4138/2021
УИД 21RS0023-01-2021-005981-86
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
21 сентября 2021 года г. Чебоксары
Ленинский районный суд г. Чебоксары Чувашской Республики под председательством судьи Архиповой Н.В.,
при секретаре судебного заседания Ямуковой Н.Ю.,
с участием административного истца ФИО2,
его представителя ФИО1 допущенного к участию в деле по устному ходатайству, занесенному в протокол судебного заседания,
представителя административного ответчика МВД по Чувашской Республике ФИО3, действующей на основании доверенности от дата,
представителя административного ответчика Минтруда Чувашии ФИО4, действующего на основании доверенности от дата,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО5 к Министерству внутренних дел по Чувашской Республике, Министерству труда и социальной защиты Чувашской Республики о признании решений незаконными и их отмене, о возложении обязанности принять меры по восстановлению нарушенных прав,
установил:
ФИО2 с учетом последующего уточнения исковых требований обратился в суд с административным исковым заявлением к Министерству внутренних дел по Чувашской Республике, Министерству труда и социальной защиты Чувашской Республики о признании незаконным и отмене решения в форме письма от дата---------- о несоответствии критериям, установленным подпрограммой «Оказание содействия добровольному переселению в Чувашскую Республику соотечественников, проживающих за рубежом» государственной программы Чувашской Республики «Социальная поддержка граждан», утвержденной постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 29 декабря 2018 г. № 542, для соотечественника, претендующего на участие в Государственной программе по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом (отсутствие квалификации и опыта работы, достаточного для осуществления трудовой деятельности по специальностям, востребованным на региональном рынке труда, соответствующим требованиям вакантных рабочих мест); о признании незаконным и отмене решения от дата----- об отказе в выдаче свидетельства участника Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом; о возложении обязанности принять меры по восстановлению нарушенных прав – повторно рассмотреть заявление об участии в Государственной программе по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом.
Требования мотивировал тем, что дата он, соотечественник гражданин Азербайджанской Республики, на основании вида на жительство в Российской Федерации, оформленного на бланке (дубликат взамен утерянного) сроком действия с дата по дата, обратился в Управление по вопросам миграции МВД по Чувашской Республике с заявлением об участии в Государственной программе по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом. Причинами, побудившими его обратиться с указанным заявлением, стали желание проживать в Чувашской Республике с членами его семьи – супругой, детьми, осуществлять индивидуальную предпринимательскую деятельность на территории Чувашской Республики (ОКВЭД 47.71.1), с возможностью дальнейшего обращения с заявлениями о приеме его и членов его семьи в гражданство Российской Федерации при государственной поддержке по оказанию им содействия по приему и обустройству в связи с переездом на постоянное место жительства в Чувашскую Республику. дата им получено уведомление МВД по ЧР от дата----- об отказе в выдаче свидетельства участника Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом. Указанное решение принято с учетом решения Министерства труда и социальной защиты Чувашской Республики, т.е. в связи с отсутствием квалификации и опыта работы, достаточного для осуществления трудовой деятельности по специальностям, востребованным на региональном рынке труда, соответствующим требованиям вакантных рабочих мест. С принятыми решениями он не согласен, считает их незаконными, поскольку он имеет стаж индивидуальной предпринимательской деятельности в Российской Федерации – ------, в том числе в Чувашской Республике – дата по настоящее время. В качестве членов семьи участника Государственной программы, добровольно совместно с ним переселяющихся в Чувашскую Республику в заявлении указал супругу, совершеннолетнего сына и трех несовершеннолетних детей, находящихся на его иждивении. Все сведения, указанные им в заявлении, подтверждены, в том числе сведения об осуществлении им дата по настоящее время индивидуальной предпринимательской деятельности по адресу: адрес магазин «------», о чем представлены договоры аренды нежилого помещения от дата, от дата и от дата Копии указанных договоров аренды нежилого помещения сотрудником МВД по Чувашской Республике, принимавшим его заявление, не приняты за ненадобностью.
Административный истец ФИО2, представитель административного истца ФИО1 в судебном заседании поддержали иск по основаниям, изложенным в нем, вновь привели их суду, просили удовлетворить исковые требования в полном объеме.
Представитель административного ответчика МВД по Чувашской Республике ФИО3 в судебном заседании иск не признала, просила отказать в его удовлетворении, считает, что оспариваемое решение необоснованно. дата ФИО2 обратился в МВД по ЧР с заявлением об участии в Государственной программе по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом. В заявлении истцом указано, что субъектов Российской Федерации, планируемым для переселения является «Чувашская Республика г.Чебоксары» и планирует «осуществлять предпринимательскую деятельность на территории Чувашской Республики (ОКВЭД 47.71.1 – торговля розничная мужской, женской и детской одеждой в специализированных магазинах)». дата заявление ФИО2 было направлено в Министерство труда и социальной защиты Чувашской Республики для согласования. дата в МВД по ЧР поступило письмо (исх. от дата-----), о том, что ФИО2 не соответствует критериям, установленным подпрограммой «Оказание содействия добровольному переселению в Чувашскую Республику соотечественников, проживающих за рубежом» государственной программы Чувашской Республики «Социальная поддержка граждан», утвержденной постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 26 декабря 2018 г. № 542, для соотечественника, претендующего на участие в Государственной программе по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом (отсутствие квалификации и опыта работы, достаточного для осуществления трудовой деятельности по специальностям, востребованным на региональном рынке труда, соответствующим требованиям вакантных рабочих мест). В соответствии с пунктом 27 Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российской Федерации соотечественников, проживающих за рубежом, утвержденной указом Президента Российской Федерации от 22.06.2006 г. № 637, дата МВД по ЧР вынесено решение ----- об отказе ФИО2 в выдаче свидетельства участника Государственной программы, с учетом решения уполномоченного органа - Министерства труда и социальной защиты Чувашской Республики.
Представитель административного ответчика Министерства труда и социальной защиты Чувашской Республики ФИО4 в судебном заседании иск не признал, просил отказать в его удовлетворении, считает его необоснованным и не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям. Гражданином Азербайджана ФИО2 в УВМ МВД по Чувашской Республике дата было подано заявление на участие в Государственной программе, в которой указано намерение осуществлять индивидуальную предпринимательскую деятельность на территории Чувашской Республики (торговля розничная мужской, женской и детской одеждой). По сведениям УВМ МВД по Чувашской Республике дата ФИО2 зарегистрирован по адресу: адрес, на основании вида на жительство иностранного гражданина в Российской Федерации, выданного дата МВД России по Псковской области. По указанным истцом сведениям в заявлении об участии в Государственной программе с дата по дата истец не был официально трудоустроен, и после длительного перерыва с дата зарегистрировался индивидуальным предпринимателем в г.Октябрьский Республики Башкортостан, а дата по настоящее время осуществляет индивидуальную предпринимательскую деятельность на территории Чувашской Республики. Истцом не представлены документы, наличие которых подтвердило бы его трудовой стаж. Свидетельство участника Государственной программы не выдается, ранее выданное свидетельство участника Государственной программы аннулируется и статус члена семьи участника Государственной программы, вписанного в заявление об участии в Государственной программе, утрачивается в случае, если соотечественник (член его семьи) представил о себе заведомо ложные сведения (пункт 25). По информации Управления Федеральной налоговой службы по Чувашской Республике гражданин Азербайджана ФИО2 зарегистрирован в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей и поставлен на учет в налоговом органе дата Критерием несоответствия соотечественника, претендующего на участие в Государственной программе является отсутствие квалификации и опыта работы, достаточного для осуществления трудовой деятельности по специальностям, востребованным на региональном рынке труда, соответствующим требованиям вакантных рабочих мест. На основании изложенного, просит отказать в удовлетворении иска.
Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив письменные доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч.1 ст.218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно ст.1 Федерального закона от 24 мая 1999 г. № 99-ФЗ «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом» соотечественниками являются лица, родившиеся в одном государстве, проживающие либо проживавшие в нем и обладающие признаками общности языка, истории, культурного наследия, традиций и обычаев, а также потомки указанных лиц по прямой нисходящей линии.
Соотечественниками за рубежом (далее - соотечественники) являются граждане Российской Федерации, постоянно проживающие за пределами территории Российской Федерации.
Соотечественниками также признаются лица и их потомки, проживающие за пределами территории Российской Федерации и относящиеся, как правило, к народам, исторически проживающим на территории Российской Федерации, а также сделавшие свободный выбор в пользу духовной, культурной и правовой связи с Российской Федерацией лица, чьи родственники по прямой восходящей линии ранее проживали на территории Российской Федерации, в том числе: лица, состоявшие в гражданстве СССР, проживающие в государствах, входивших в состав СССР, получившие гражданство этих государств или ставшие лицами без гражданства; выходцы (эмигранты) из Российского государства, Российской республики, РСФСР, СССР и Российской Федерации, имевшие соответствующую гражданскую принадлежность и ставшие гражданами иностранного государства или лицами без гражданства.
На основании пп. "а" п. 1 Указа Президента Российской Федерации N 637 от 22 июня 2006 года "О мерах по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом" Государственная программа по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом утверждена в целях создания дополнительных условий для обеспечения добровольного переселения в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом.
Целями Государственной программы являются: а) стимулирование и организация процесса добровольного переселения соотечественников на постоянное место жительства в Российскую Федерацию; б) содействие социально-экономическому развитию регионов; в) решение демографических проблем, в первую очередь на территориях приоритетного заселения (п.7).
Соотечественник, являющийся иностранным гражданином, постоянно или временно проживающий на законном основании на территории Российской Федерации, вправе подать заявление об участии в Государственной программе и получить на территории Российской Федерации свидетельство участника Государственной программы (п.16).
Решения о выдаче, отказе в выдаче или аннулировании свидетельства участника Государственной программы принимаются территориальными органами Министерства внутренних дел Российской Федерации по субъектам Российской Федерации, в которых реализуется соответствующая региональная программа переселения, с учетом решения уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, ответственного за реализацию соответствующей региональной программы переселения (п.17).
Свидетельство участника Государственной программы не выдается, ранее выданное свидетельство участника Государственной программы аннулируется и статус члена семьи участника Государственной программы, вписанного в заявление о выдаче свидетельства, утрачивается в случае, если соотечественник (член его семьи) представляет поддельные или подложные документы либо сообщает о себе заведомо ложные сведения (п.25).
Исходя из целей и задач Государственной программы, изложенных в пункте 7, при разработке региональных программ переселения и проектов переселения органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в рамках своих полномочий осуществляют оценку уровня обеспеченности трудовыми ресурсами отдельных территорий, возможности трудоустройства участников Государственной программы и членов их семей в субъектах Российской Федерации, включая занятие предпринимательской деятельностью или агропромышленным производством.
Соотечественнику, не соответствующему требованиям региональной программы переселения субъекта Российской Федерации, избранного соотечественником для переселения, свидетельство участника Государственной программы не выдается и ранее выданное свидетельство участника Государственной программы аннулируется (п.27).
Субъектами Российской Федерации разрабатываются региональные программы переселения, в рамках которых организуется работа с участниками Государственной программы и членами их семей (п.47).
Региональные программы переселения согласовываются Правительством Российской Федерации при условии, что их реализация не приведет к нарушению трудовых и иных законных прав граждан, проживающих в соответствующем субъекте Российской Федерации (п.49).
В целях, в том числе обеспечения реализации Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 22 июня 2006 г. № 637 "О мерах по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом", постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики № 542 от 26 декабря 2018 г. утверждена Государственная программа Чувашской Республики «Социальная поддержка граждан», ответственным исполнителем которой является Министерство труда и социальной защиты Чувашской Республики.
Из материалов дела следует, что административный истец ФИО5 является гражданином Республики Азербайджан.
дата ФИО2 обратился в МВД по ЧР с заявлением об участии в Государственной программе по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом (л.д.------).
В заявлении истцом указано, что субъектом Российской Федерации, планируемым для переселения, является «Чувашская Республика г.Чебоксары» и он планирует «осуществлять индивидуальную предпринимательскую деятельность на территории Чувашской Республики (ОКВЭД 47.71.1 – торговля розничная мужской, женской и детской одеждой в специализированных магазинах)».
В соответствии с административным регламентом Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по оформлению, выдаче и замене свидетельства участника Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, утвержденным приказом МВД России от 12 марта 2020 г. № 134, в рамках предоставления государственной услуги подразделение по вопросам миграции вправе осуществлять межведомственное информационное взаимодействие в целях принятия решения о выдаче или об отказе в выдаче заявителю свидетельства участника Государственной программы (п.105). С этой целью сотрудником, уполномоченным на формирование и направление межведомственных запросов, не позднее трех рабочих дней со дня регистрации заявления об участии в подразделении по вопросам миграции направляется электронный вариант заявления об участии в Уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, ответственный за реализацию региональной программы переселения, на рассмотрение и для выявления оснований, предусмотренных подпунктом 50.10 пункта 50 Административного регламента (105.1).
После рассмотрения полученных результатов проверок по учетам ФКУ "ГИАЦ МВД России" и ИЦ, органов федеральной службы безопасности, информации уполномоченного органа субъекта Российской Федерации, представленных заявителем документов с учетом оснований, предусмотренных пунктами 50, 51 Административного регламента, руководитель (начальник) территориального органа МВД России на региональном уровне или его заместитель принимает решение об оформлении и выдаче или об отказе в выдаче свидетельства участника Государственной программы. Соответствующая информация вносится уполномоченным сотрудником в электронный вариант заявления об участии (п.114).
дата заявление ФИО2 МВД по ЧР было направлено в Министерство труда и социальной защиты Чувашской Республики для согласования (л.д.------).
дата в МВД по ЧР поступило письмо (исх. от дата-----), о том, что ФИО2 не соответствует критериям, установленным подпрограммой «Оказание содействия добровольному переселению в Чувашскую Республику соотечественников, проживающих за рубежом» государственной программы Чувашской Республики «Социальная поддержка граждан», утвержденной постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 26 декабря 2018 г. № 542, для соотечественника, претендующего на участие в Государственной программе по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом (отсутствие квалификации и опыта работы, достаточного для осуществления трудовой деятельности по специальностям, востребованным на региональном рынке труда, соответствующим требованиям вакантных рабочих мест) (л.д.------). Решение принято на заседании рабочей группы при Министерстве труда и социальной защиты Чувашской Республики, что подтверждается протоколом ----- от дата
Пунктом 50 Административного регламента установлено, что в выдаче свидетельства участника Государственной программы отказывается, если соотечественник и (или) член его семьи, включенный в заявление об участии, не соответствует требованиям региональной программы переселения субъекта Российской Федерации, избранного соотечественником для переселения, согласно информации, полученной из уполномоченного органа субъекта Российской Федерации (п.50.10).
В соответствии с пунктом 27 Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российской Федерации соотечественников, проживающих за рубежом, утвержденной указом Президента Российской Федерации от 22.06.2006 г. № 637, дата МВД по ЧР вынесено решение ----- об отказе ФИО2 в выдаче свидетельства участника Государственной программы, с учетом решения уполномоченного органа - Министерства труда и социальной защиты Чувашской Республики (л.д.------).
Суд считает, что требования административного истца не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 29.07.2019 г. № 319 утверждены изменения, которые внесены в Государственную программу Чувашской Республики «Социальная поддержка граждан».
В силу указанных изменений, в соответствии с типовой программой субъекта Российской Федерации по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2012 г. № 2570-р, в целях снижения возможных рисков при реализации подпрограммы устанавливаются критерии соответствия соотечественников требованиям подпрограммы. Участие в Государственной программе могут принять: соотечественники в возрасте от 18 лет, соответствующие требованиям, установленным Государственной программой, относящиеся к одной из нижеперечисленных категорий: имеющие документально подтвержденный непрерывный трудовой стаж не менее 1 года; имеющие квалификацию и опыт работы, достаточный для осуществления трудовой деятельности по специальностям, востребованным на региональном рынке труда, соответствующим требованиям вакантных рабочих мест; студенты образовательных организаций высшего образования, получающие специальности, востребованные на рынке труда, в соответствии с заявленными вакансиями на территории муниципальных образований Чувашской Республики.
В заявлении об участии в Государственной программе ФИО2 указано, что с дата он зарегистрирован по адресу: адрес, на основании вида на жительство иностранного гражданина в Российской Федерации, выданного дата УМВД России по Псковской области.
Из заявления также следует, что с дата по дата истец не был официально трудоустроен, и после длительного перерыва с дата зарегистрировался индивидуальным предпринимателем в г.Октябрьский Республики Башкортостан, с дата по дата – не работал, с дата по дата - зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя в г.Остров Псковской области, а с дата по настоящее время осуществляет индивидуальную предпринимательскую деятельность на территории Чувашской Республики. Однако документов, подтверждающих трудовой стаж ФИО2 не представлено.
Согласно сведениям Управления Федеральной налоговой службы по Чувашской Республике в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей имеется информация о том, что гражданин Азербайджана ФИО2 зарегистрирован и поставлен на учет в налоговом органе дата
В соответствии с Перечнем востребованных на рынке труда Чувашской Республики профессий на 2021 г.-2024 гг., утвержденным распоряжением Кабинета Министров Чувашской Республики от 28.05.2021 г. № 255, профессия продавца не востребована рынке труда в Чувашской Республике.
Отсутствие квалификации и опыта работы, достаточного для осуществления трудовой деятельности по специальностям, востребованным на региональном рынке труда, соответствующим требованиям вакантных рабочих мест, является критерием несоответствия соотечественника, претендующего на участие в Государственной программе.
Таким образом, решение Минтруда Чувашии от дата----- о том, что ФИО2 не соответствует критериям, установленным подпрограммой «Оказание содействия добровольному переселению в Чувашскую Республику соотечественников, проживающих за рубежом» государственной программы Чувашской Республики «Социальная поддержка граждан», утвержденной постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 26 декабря 2018 г. № 542, для соотечественника, претендующего на участие в Государственной программе, принято в пределах полномочий, соответствует нормативным правовым актам, регулирующим спорные правоотношения.
При таких обстоятельствах решение МВД по Чувашской Республике об отказе в выдаче свидетельства участника Государственной программы, основанное также на решении Минтруда Чувашии от дата, является правомерным, соответствует охраняемым законом целям и действующему законодательству, в том числе требованиям п.27 Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российской Федерации соотечественников, проживающих за рубежом, утвержденной Указу Президента Российской Федерации № 637 от 22 июня 2006 года.
Доводы, приведенные в административном исковом заявлении, в ходе судебного заседания о том, что административный истец фактически имеет место работы по той профессии, которую он указал в своем заявлении, в подтверждение чего в материалы дела представлены договоры аренды нежилого помещения, не опровергают вышеуказанных выводов, поскольку не свидетельствуют о востребованности этой профессии. Кроме того, Государственная программа и Программа Чувашской Республики имеют своей целью не просто оказание содействия переселению, а обеспечение в целом потребности экономики Чувашской Республики в квалифицированных кадрах, что предполагает участие в программе именно лиц, профессии которых имеют большую востребованность на рынке труда Чувашской Республики.
Иное толкование административным истцом норм, регулирующие спорные отношения, не может свидетельствовать о незаконности оспариваемых решений.
На территории Российской Федерации административный истец проживает на законном основании (вид на жительство сроком до дата), вынесенные ответчиками решения не влекут за собой запрет на проживание либо работу в Российской Федерации.
Исходя из п.1 ч.2 ст.227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации принятие судом решения об удовлетворении полностью или в части заявленных административным истцом требований возможно в том случае, если оспариваемые действия (бездействие) не только не соответствуют нормативным правовым актам, но и нарушают права, свободы и законные интересы административного истца.
Таким образом, для удовлетворения административного иска необходима совокупность вышеупомянутых условий.
Однако, проверив оспариваемые решения Минтруда Чувашии, МВД по Чувашской Республике, суд наличия совокупности этих правовых условий не установил.
Бесспорных, допустимых и достаточных доказательств нарушения прав истца в материалы дела административным истцом не представлено.
Следовательно, учитывая вышеизложенное, исследовав и оценив в совокупности представленные доказательства, учитывая требования действующего законодательства, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований административного истца о признании незаконными и отмене решений ответчиков.
Поскольку заявленные административным истцом требования о возложении обязанности принять меры по восстановлению нарушенных прав - повторно рассмотреть заявление об участии в Государственной программе, являются производными от основного требования – о признании незаконными и отмене решений об отказе в выдаче свидетельства участника Государственной программы, в связи с отказом в удовлетворении основных требований, требования в этой части не подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд
решил:
В удовлетворении административного искового заявления ФИО5 к Министерству внутренних дел по Чувашской Республике, Министерству труда и социальной защиты Чувашской Республики о признании решений, выраженных в письмах ----- от дата, ----- от дата, незаконными и их отмене, о возложении обязанности принять меры по восстановлению нарушенных прав - повторно рассмотреть заявление об участии в Государственной программе - отказать.
Решение может быть обжаловано лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в административном деле и вопрос о правах и обязанностях которых был разрешен, в апелляционном порядке в Верховный Суд Чувашской Республики в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, через Ленинский районный суд г.Чебоксары Чувашской Республики.
Судья Н.В. Архипова
Мотивированное решение составлено 28 сентября 2021 года.