ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-4139/2015 от 23.11.2015 Московского районного суда г. Калининграда (Калининградская область)

Дело № 2а-4139/2015 год

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Московский районный суд г. Калининграда обл. в составе:

Председательствующего судьи Вартач-Вартецкой И. З.

При секретаре Каменских И. В.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Ефименкова Е.И. к филиалу ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Калининградской области о признании незаконными действий

УСТАНОВИЛ:

Ефименков Е.И. обратился в суд с вышеуказанным административным иском к филиалу ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Калининградской области (далее по тексту – филиал ФГБУ «ФПК Росреестра»), мотивируя требования тем, что он является собственником квартиры * дома *по ул. П*, в связи с чем ему на основании ст. 36 ЖК РФ принадлежит на праве общей долевой собственности земельный участок, сформированный под многоквартирный дом * по ул. П*в г. К*, поставленный на кадастровый учет * года под кадастровым номером *. Из кадастровой выписки от * года ему стало известно, что указанный земельный участок снят с кадастрового учета, что он считает неправомерным, принятым при отсутствии законных оснований.

Указывает, что ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» предусмотрены основания для снятия земельных участков с кадастрового учета, указанные в ст. 24 (части 1, 2, 3), ст. 25 (части 2, 2.1., 13) указанного федерального закона. Ни по одному из указанных оснований спорный участок не может быть снят с учета, поскольку не наступили события, предусмотренные правовыми нормами.

В соответствии с ч. 1 ст. 45 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» этот участок относится к категории «ранее учтенные объекты недвижимости», поскольку поставлен на кадастровый учет до вступления в силу названного Закона. Кадастровый учет таких объектов признается юридически действительным.

Вопрос о снятии спорного участка с учета уже был предметом рассмотрения ответчиком в * году по заявлению администрации ГО «г. Калининград», решением от * года № * было отказано в снятии с кадастрового учета со ссылкой на то, что он имеет статус ранее учтенный. До настоящего времени указанное решение не отменено. Тем не менее, * года ответчик без каких-либо оснований снял спорный участок с учета.

Указывает, что согласно ч. 3 ст. 1, п. 24 ч. 2 ст. 7, ч. 1 ст. 16 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» снятие объекта с учета свидетельствует о прекращении его существования, что исключает возможность реализации им прав на него, предусмотренных ст. 36 ЖК РФ.

Жалоба в вышестоящий в порядке подчиненности орган им не подавалась.

Просит признать незаконным решение Филиала ФГБУ ФКП ФСГРКиК по Калининградской области о снятии с кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером * и обязать его восстановить названный земельный участок на кадастровом учете.

Впоследствии административный истец изменил предмет административного иска (л.д. 55), указывает, что поскольку административный ответчик не принимал решение о снятии указанного земельного участка с кадастрового учета, он считает неправомерными действия ответчика по указанным в заявлении основаниям. Просит признать незаконными действия Филиала ФГБУ ФКП ФСГРКиК по Калининградской области по снятию с кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером * и обязать его восстановить названный земельный участок на кадастровом учете.

В судебном заседании административный истец Ефименков Е. И. административные исковые требования полностью поддержал с учетом уточнения по изложенным в иске основаниям. Указал, что после снятия с кадастрового учета земельного участка последний перестал существовать и стал архивным, в связи с чем истец лишен прав, предоставленных ст. 36 ЖК РФ, по которой он как собственник он может участвовать в определении границ земельного участка, пользоваться участком, участвовать в общих собраниях, на которых могут быть приняты решения, касающиеся земельного участка. Считает, что снятие земельного участка с кадастрового учета должно осуществляться только на основании соответствующего решения, которое административным ответчиком не было принято.

Также от административного истца поступили письменные объяснения по делу. Указывает, что спорный участок сформирован и в отношении него проведен кадастровый учет * года, до введения в действие ЖК РФ, право общей долевой собственности на такой участок считается возникшим в силу закона с момента введения в действие ЖК РФ (ч. 2 ст. 16 ФЗ «О введении в действие ЖК РФ»). Формирование спорного участка состоялось в * году, когда общим имуществом признавались земельные участки в установленных границах, а границы земельных участков определялись действующими землеотводами (ст. 7, 10 ФЗ «О ТСЖ»). Запись о таких границах, указанных на чертеже, содержится в государственном акте об отводе войсковой части * спорного участка для строительства жилого дома, в приложении к акту определены границы участка с указанием координат. Указанный государственный акт основан на решении президиума Калининградского городского совета народных депутатов от 21.12.1990г. № 509 «Об отводе в/ч * земельного участка в М* районе по ул. П*», в котором указано, что план границ отвода участка изготовлен в управлении архитектуры и градостроительства горисполкома. Поскольку участок был принят на кадастровый учет, основания утверждать о том, что он не сформирован, отсутствуют. Кадастровый учет ранее учтенного объекта недвижимости признается юридически действительным.

Также не согласен с доводами представителя административного ответчика о том, что участок имел декларативную площадь и что координаты поворотных точек границ участка не определены, что разрешенное использование было «для строительство жилого дома», а не «под многоквартирный дом», а также с иными доводами представителя административного ответчика, т.к. приводимые ответчиком действия находятся в компетенции соответствующих организаций и должностных лиц, к которым истец не имеет отношения.

Полагает, что Постановление 13-го Арбитражного апелляционного суда не является основанием для снятия земельного участка с кадастрового учета, поскольку речь в нем об исключении сведений из кадастра, а не о снятии с кадастрового учета, а довод административного ответчика о тождественности данных понятий не основан на законе.

Ссылаясь на п. 4 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утв. Приказом Минэкономразвития РФ от 04.02.20101 № 42, а также на п. 31 Административного регламента Росреестра, по предоставлению государственной услуги по кадастровому учету недвижимого имущества, утв. Приказом Минэкономразвития от 26.12.2014 года № 843 указывает, что снятие с кадастрового учета и аннулирование (исключение) из кадастра сведений - это разные кадастровые процедуры.

Также указывает об отсутствии решения о снятии участка с учета, ссылаясь на ч. 1 ст. 23 Закона о кадастре, указывая, что имеющееся решение об исключении сведений не может быть принято во внимание, т.к. это решение об иной кадастровой процедуре, ином учетном действии, также указывая о несоответствии решения и протокола проверки документов требованиям п. 6 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утв. Приказом Минэкономразвития РФ от 04.02.2010 № 42, поскольку они не подписаны. Также указывает о противоречии протокола проверки документов п. 45 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости.

Полагает, что снятием спорного участка с кадастрового учета нарушены его права и законные интересы, а также созданы препятствия к осуществлению прав и реализации законных интересов. Спорный участок принадлежит ему на праве общей долевой собственности как собственнику квартиры в доме, расположенном на этом участке. Снятие участка с учета означает прекращение его существования, что исключает возможность реализовать право собственности на него, и соответственно требовать устранения нарушений прав, в т.ч. по ст. 304 ГК РФ.

Ссылается, что снятие спорного участка с кадастрового учета необходимо администрации ГО «г. Калининград» для распоряжения им и для строительства на нем, что установлено вступившим в законную силу постановлением 13-го арбитражного апелляционного суда. Строительство на спорном участке предполагает его уменьшение, в связи с чем он не сможет пользоваться той частью участка, которая будет занята посторонним объектом. Объектом прав собственника помещения в многоквартирном доме является не только земельный участок, но и элементы озеленения и благоустройства, а также иные расположенные на участке объекты, частью этих объектов он не сможет пользоваться, поскольку они будут уничтожены при строительстве на участке.

Административный ответчик филиал ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Калининградской области в судебное заседание не явился, о дате и времени слушания дела извещены надлежащим образом, в связи, с чем суд рассматривает административное дело в его отсутствие на основании ч. 6 ст.226 КАС РФ.

Ранее в судебном заседании представитель административного ответчика Бодулина Н. И. по доверенности исковые требования не признала, пояснила, что земельный участок был снят с кадастрового учета на основании решения 13-го Арбитражного апелляционного суда, и до снятия его с учета был свободен от прав третьих лиц. Участок был поставлен на кадастровый учет в * году, статус «ранее учтенный», с разрешенным использованием – под строительство жилого дома и до момента снятия его с кадастрового учета его разрешенное использование не менялось. Границы самого земельного участка не были сформированы, площадь участка декларированная, сведения о правах на него также отсутствуют. До снятия данного земельного участка с кадастрового учета сведения о его формировании не поступали. Законом о кадастре предусмотрена привязка многоквартирного дома к земельному участку координатами, однако таковые сведения в государственном кадастре недвижимости отсутствуют. Согласно ч. 3 ст. 1 Закона о кадастре снять с учета – это внести в кадастр сведения о прекращении существования объекта недвижимости.

Также административный ответчик представил в суд письменные возражения относительно заявленных административных требований. Указывает, что согласно данным государственного кадастра недвижимости сведения о земельном участке с кадастровым номером * были исключены из государственного кадастра недвижимости * года решением филиала ФГБУ ФПК Росреестра по Калининградской области № * на основании Постановления 13-го Арбитражного Апелляционного суда от *года по делу № *.

В соответствии с абз. 3 пп. 4 п. 8 Прядка ведения государственного кадастра недвижимости, утв. Приказом Минэкономразвития России от 04.02.2010 года № 42, в Реестр объектов недвижимости вносятся сведения о незарегистрированных в Едином госреестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним вещных правах. В отношении земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома запись о праве собственности имеет следующую структуру: вид права – «общая долевая собственность»; сведения о правообладателе – «собственники помещений в многоквартирном доме». Земельный участок был поставлен на государственный кадастровый учет * года как ранее учтенный, с разрешенным использованием «для строительства жилого дома», как в момент постановки на государственный кадастровый учет, так и до момента снятия его с государственного кадастрового учета имел декларированную площадь * кв.м., то есть координаты поворотных точек границ земельного участка не были определены на местности в соответствии с требованиями действующего законодательства.

Разрешенное использование спорного земельного участка было установлено «для строительства жилого дома», а не «под многоквартирный дом», в связи с чем, норма права, предусмотренная п. 4 ч. 2 ст. 36 ЖК РФ в отношении данного земельного участка не распространяется. Как следствие, сведения о зарегистрированных правах на земельный участок с кадастровым номером * не были внесены в государственный кадастр недвижимости.

Более того, документом, в котором отражаются сведения о местоположении здания на земельном участке, является технический план здания, подготовленный в соответствии с требованиями Приказа Минэкономразвития России от 01.09.2010 года № 403. Таковой в отношении объекта капитального строительства с кадастровым номером *, расположенного по адресу: ГО «г. К*», ул. П*, д. * в их адрес не поступал, в связи с чем установить привязку данного объекта капитального строительства к конкретному земельному участку не представляется возможным. Письмо администрации Московского района г. Калининграда от *. в соответствии с действующим законодательством не является надлежащим документом, устанавливающим местоположение объекта капитального строительства в границах земельного участка.

Указывают, что исполняя Постановление 13-го Арбитражного апелляционного суда в части исключения из госкадастра недвижимости сведений о земельных участках, административный ответчик решением от * года № *исключил из госкадастра недвижимости сведения о земельном участке с КН * в объеме, определенном ст. 7 Закона о кадастре. Понятие «снятие с государственного кадастрового учета объекта недвижимости» и «исключение сведений об объекте недвижимости из государственного кадастра недвижимости» тождественны, так как предполагают прекращение существования объекта недвижимости как индивидуально-определенной вещи в сфере имущественных правоотношений.

Представитель заинтересованного лица Администрации ГО «г. Калининград» Мясников А. В. по доверенности в судебном заседании против удовлетворения заявленных требований возражал. Пояснил, что исключение сведений из ГКН в отношении спорного земельного участка осуществлялось на основании Постановления 13-го Арбитражного апелляционного суда. Действиями Администрации ГО права третьих лиц нарушены не были, поскольку земельный участок не находился в чьей-либо собственности. Ранее земельный участок не был поставлен на учет органами местного самоуправления, такого решения о постановке на учет не принималось; его площадь была декларативная; поставлен на учет застройщиком строящегося дома, имел разрешенное использование под строительство многоквартирного дома. Из чего сделан вывод, что он не обременен правами третьих лиц. Когда ставится на учет земельный участок «под существующий многоквартирный дом», тогда вносятся записи о правах в ГКН. При выполнении работ по межеванию территории были выявлены наложения данного земельного участка на границы другого земельного участка. Формирование земельных участок производится при межевании территории или по обращению собственников помещений многоквартирного дома для формирования земельного участка под ним. В отношении спорного земельного участка не было обращений граждан и не было решения органа местного самоуправления о постановке его на кадастровый учет.

Действия кадастровой палаты законны и обоснованны, это сделано во благо жильцов, чтобы впоследствии установить границы земельного участка под существующий дом. Право на указанный земельный участок не было закреплено за жильцами, в связи с чем права истца не нарушены.

Также представили в суд письменные возражения на административное исковое заявление, в котором указывают, что в настоящее время согласно сведений из госкадастра недвижимости земельный участок с кадастровым номером * площадью * кв.м. имеет разрешенное использование – под строительство жилого дома и поставлен на кадастровый учет * года как ранее учтенный, т.е. границы земельного участка не были определены на местности в соответствие с требованиями действующего законодательства, о чем в разделе особые отметки в ГКН сделана соответствующая запись. Изменить разрешенное использование указанного земельного участка «под многоквартирный дом» не представлялось возможным, поскольку его границы частично накладывались на границы земельного участка с кадастровым номером * образованного под обслуживание стадиона и спортивной площадки МОУ «Г*». В данной ситуации Администрацией города было принято решение в судебном порядке снять с государственного кадастрового чета (исключить сведения из ГКН) земельный участок с кадастровым номером *.

В дальнейшем Администрация планирует выполнить кадастровые работы по образованию и постановке земельного участка на государственный кадастровый учет с разрешенным использованием – под существующий многоквартирный дом по ул. П*в границах, соответствующих его фактическому использованию. А так же в соответствии с п. 3 ст. 11.3 ЗК РФ, согласно которому образование земельных участков под многоквартирными домами осуществляется исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории при соблюдении процедуры публичных слушаний и обращения органа местного самоуправления в орган кадастрового учета. Выполнение межевания территории за счет бюджетных средств планируется осуществить до окончания *года.

Поскольку план земельного участка, на основании которого были внесены сведения о нем в ГКН, составлен на ориентировочную площадь и подлежит уточнению при межевании территории, а так же требования ст. 16 ФЗ № 189-ФЗ при образовании земельного участка с КН * не соблюдены, считают, что право общей долевой собственности на земельный участок у собственников помещений в многоквартирном доме не возникло. Истцом каких-либо доказательств иного в суд не представлено.

Считают, что действия кадастровой палаты не нарушают прав и законных интересов административного истца.

Кроме того указывают, что в Арбитражном суде Северо-Западного округа рассматривается кассационная жалоба Ефименкова Е.И. об отмене постановления суда апелляционной инстанции об утверждении мирового соглашения в части исключения из ГКН земельного участка *. Правовой характер кассационной жалобы и правовые последствия аналогичны указанным в административном исковом заявлении. Указывает, что в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 194 КАС РФ, суд прекращает производство по делу в случае, если административное дело не подлежит рассмотрению и разрешению в суде в порядке административного судопроизводства по основаниям, предусмотренным п. 1 ч. 1 ст. 128 КАС РФ.

Заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные документы, суд приходит к следующему.

Как указано в п. 1 ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В соответствии с ч. 11 ст. 226 КАС РФ, обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи (нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи (соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения) на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и совершившие оспариваемые действия (бездействие).

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 194 КАС РФ суд прекращает производство по делу в случае, если административное дело не подлежит рассмотрению и разрешению в суде в порядке административного судопроизводства по основаниям, предусмотренным пунктом 1 части 1 статьи 128 настоящего Кодекса, в частности если административное исковое заявление не подлежит рассмотрению и разрешению судом в порядке административного судопроизводства, поскольку это заявление рассматривается и разрешается в ином судебном порядке, в том числе судом в порядке гражданского или уголовного судопроизводства либо арбитражным судом в порядке, предусмотренном арбитражным процессуальным законодательством.

В данном случае оснований для прекращения производства по делу по основаниям п. 1 ч. 1 ст. 128 КАС РФ и п. 1 ч. 1 ст. 194 КАС РФ в связи с рассмотренным в Арбитражном суде делом А21-8967/2014 не имеется, поскольку в Арбитражном суде рассматривался спор по заявлению Комитета муниципального имущества и земельных ресурсов Администрации ГО «город Калининград» к ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала по Калининградской области о признании незаконными действий, выразившихся в отказе в снятии с кадастрового учета земельных участков и обязании исключить из ГКН сведения о семи земельных участках, тогда как в данном случае в рамках административного судопроизводства Ефименковым Е. В. оспариваются действия филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала по Калининградской области по снятию с кадастрового учета земельного участка, совершенные после вступления в силу судебного постановления по вышеназванному арбитражному делу (л.д. 45-49).

В связи с чем ходатайство Администрации ГО «г. Калининград» о прекращении производства по административному делу на основании п. 1 ч. 1 ст. 194 КАС РФ подлежит отклонению.

Как следует из материалов административного дела, Ефименков Е.И. является собственником * доли в праве общей долевой собственности на квартиру * дома * по ул. П* в г. К* на основании договора № * от *. с администрацией Московского района г. Калининграда (л.д. 11).

Согласно частей 2, 3, 4, 5 ст. 16 ФЗ от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, который сформирован до введения в действие ЖК РФ и в отношении которого проведен государственный кадастровый учет, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме. В случае, если земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, не сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме любое уполномоченное указанным собранием лицо вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом. Формирование земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, осуществляется органами государственной власти или органами местного самоуправления. С момента формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, выраженной в Постановлении Конституционного Суда РФ от 28.05.2010 N 12-П переход в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме земельного участка, на котором расположен этот дом, не предполагает принятие органами государственной власти или органами местного самоуправления специального решения о предоставлении конкретного земельного участка, ограничивая их участие в процессе передачи права собственности исключительно вопросами формирования земельного участка. Признание конкретного земельного участка, не имеющего, как правило, естественных границ, объектом гражданских прав, равно как и объектом налогообложения невозможно без точного определения его границ в соответствии с федеральными законами, как того требует статья 11.1 Земельного кодекса Российской Федерации во взаимосвязи со статьями 11 и 389 НК РФ. Именно поэтому федеральный законодатель обусловил переход земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом и иные входящие в его состав объекты недвижимого имущества, в общую долевую собственность собственников помещений в таком доме необходимостью формирования данного земельного участка по правилам земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности, возложив его осуществление на органы государственной власти или органы местного самоуправления.

До введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации порядок определения размеров и установления границ земельных участков регламентировался Постановлением Правительства РФ от 26 сентября 1997 года N 1223 "Об утверждении Положения об определении размеров и установлении границ земельных участков в кондоминиумах" с учетом нормативного размера земельного участка, а с 01.03.2005 года на основании ст. 36 ЖК РФ (действовавшей до 01.03.2015 года) границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности с учетом фактического землепользования, красных линий, смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка и градостроительных нормативов и правил, действовавших в период застройки территорий.

Согласно кадастровой выписке о земельном участке с кадастровым номером *и сведений кадастрового дела площадью участка * м2 декларированная, граница земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства, участок имеет разрешенное использование – для строительство жилого дома.

Как следует из ответа филиала ФГКУ ФКП Росреестра по Калининградской области в адрес административного истца от * года, сведений о формировании указанного земельного участка под многоквартирный жилой дом после завершения на нем строительства не имеется.

Согласно п. 44 Приказа Росземкадастра от 02.10.2002 N П/327 "Об утверждении требований к оформлению документов о межевании, представляемых для постановки земельных участков на государственный кадастровый учет", действующего на момент постановки на учет земельного участка форма "Сведения о правах" (Ф.1.2) заполняется в случае проведения межевания ранее учтенного земельного участка с целью внесения в государственный земельный кадастр сведений, позволяющих однозначно выделить его из других объектов недвижимого имущества. При внесении записей в форму не подлежат заполнению строки 1, 2, 4. – т.е. вид вещного права и сведения о правообладателях. Как следует из кадастрового дела в отношении спорного земельного участка – в ГКН не имеется сведений о правообладателях данного земельного участка.

Согласно п. 67 Постановление Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010 (ред. от 23.06.2015) "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" по смыслу частей 3 и 4 статьи 16 Вводного закона собственник не вправе распоряжаться этой землей в той части, в которой должен быть сформирован земельный участок под многоквартирным домом. В свою очередь, собственники помещений в многоквартирном доме вправе владеть и пользоваться этим земельным участком в той мере, в какой это необходимо для эксплуатации ими многоквартирного дома, а также объектов, входящих в состав общего имущества в таком доме. При определении пределов правомочий собственников помещений в многоквартирном доме по владению и пользованию указанным земельным участком необходимо руководствоваться частью 1 статьи 36 ЖК РФ. В указанных случаях собственники помещений в многоквартирном доме как законные владельцы земельного участка, на котором расположен данный дом и который необходим для его эксплуатации, в силу статьи 305 ГК РФ имеют право требовать устранения всяких нарушений их прав, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения, а также право на защиту своего владения, в том числе против собственника земельного участка.

При указанных обстоятельствах Ефименков Е. И. как собственник помещения многоквартирного дома, полагающий, что его права нарушены, имел право обращения в суд с соответствующим административным иском.

В соответствии со ст. 70 ЗК РФ, государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном ФЗ от 24.07.2007г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».

Государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе (часть 3 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости").

В силу части 1 статьи 16 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости, то есть постановка на учет объекта недвижимости, и в связи с прекращением его существования - снятие с учета объекта недвижимости, либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 10 - 21 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений об объекте недвижимости.

Как следует из кадастровой выписки в отношении земельного участка с кадастровым номером * указанный земельный участок по адресу: К*, ул. П*был поставлен на кадастровый учет *года.

Согласно ответа филиала ФГКУ ФКП Росреестра по Калининградской области в адрес административного истца от * года, земельный участок с кадастровым номером * поставлен на государственный кадастровый учет * года на основании инвентаризационной описи ранее учтенных земельных участков с кадастровом квартале * по состоянию на *. в соответствии с Решением мэрии г. Калининграда от 21.12.1990 № 509. Сведения о разрешенном использовании земельного участка «для строительства жилого дома» внесены согласно инвентаризационной описи, каких-либо изменений в части его разрешенного использования не осуществлялось (л.д. 54 и оборот).

В части 1 ст. 45 ФЗ от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" указано, что государственный кадастровый учет или государственный учет объектов недвижимости, в том числе технический учет, осуществленные в установленном законодательством порядке до дня вступления в силу настоящего Федерального закона или в переходный период его применения с учетом определенных статьей 43 настоящего Федерального закона особенностей, признается юридически действительным, и такие объекты считаются объектами недвижимости, учтенными в соответствии с настоящим Федеральным законом (далее - ранее учтенные объекты недвижимости).

На основании ч. 1 ст. 48 ФЗ от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" настоящий Федеральный закон вступил в силу с 1 марта 2008 года.

Земельный участок с кадастровым номером * поставлен на учет до вступления в силу указанного федерального закона, и следовательно является ранее учтенным объектом недвижимости.

Решением № * от * года ФГБУ ФКП Росреестра по Калининградской области комитету муниципального имущества и земельных ресурсов администрации ГО «г. Калининград» было отказано в снятии с учета указанного объекта недвижимости на основании ч. 6 ст. 27 Закона о кадастре в связи с тем, что земельный участок * не подлежит снятию с кадастрового учета в соответствии со ст. 24 настоящего Закона, т.к. имеет статус «ранее учтенный».

Комитет муниципального имущества и земельных ресурсов администрации ГО «г. Калининград» обратился в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением к филиалу ФГБУ ФКП Росреестра по Калининградской области о признании незаконными действий, выразившихся в отказе в снятии с кадастрового учета земельных участков, в том числе земельного участка с кадастровым номером *, обязании исключить из государственного кадастра недвижимости сведения о земельных участках.

Решением Арбитражного суда Калининградской области от * года по делу № * в удовлетворении заявления комитета муниципального имущества и земельных ресурсов администрации ГО «г. Калининград» было отказано.

Постановлением 13-го Арбитражного апелляционного суда от *. по делу № *решение Арбитражного суда Калининградской области от * года по делу № * отменено, утверждено мировое соглашение от * года по делу * на следующих условиях: Комитет муниципального имущества и земельных ресурсов администрации ГО «г. Калининград» отказывается от требований в части признания незаконными действий филиала ФГБУ ФКП Росреестра по Калининградской области, выразившихся в отказе в снятии с кадастрового учета земельных участков, в т.ч. и с кадастровым номером * из государственного кадастра недвижимости, а филиал ФГБУ ФКП Росреестра по Калининградской области исключает сведения о земельных участках, в т.ч. и с кадастровым номером *, из государственного кадастра недвижимости.

В силу положений ч. 5 ст. 49, ч. 3 ст. 139, ч. 6 ст. 141 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Арбитражный суд не утверждает мировое соглашение сторон, если оно противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц.

Согласно ч. 5 ст. 141 АПК РФ по результатам рассмотрения вопроса об утверждении мирового соглашения арбитражный суд выносит определение.

Постановка на учет объекта недвижимости, учет изменений объекта недвижимости, учет части объекта недвижимости, учет адреса правообладателя или снятие с учета объекта недвижимости осуществляется в случае принятия органом кадастрового учета соответствующего решения об осуществлении кадастрового учета (ч. 1 ст. 23 ФЗ от 24.07.2007 N 221-ФЗ

Как следует из материалов кадастрового дела в отношении земельного участка с кадастровым номером *, юридический отдел служебной запиской от * года № *просил исполнить постановление по делу *, поступившее в филиал ФГБУ ФУП Росреестра по Калининградской области для исполнения.

* года филиалом ФГБУ ФКП Росреестра по Калининградской области принято решение № *, которым с указанием на поступившее в адрес филиала ФГБУ ФКП Росреестра постановление 13-го Арбитражного апелляционного суда № * от * г. и необходимость принятия мер по исполнению документа принято решение об исключении сведений о земельных участках, в т.ч. о земельном участке с кадастровым номером * (л.д. 51).

Согласно заявленных административных требований, указанное решение административного ответчика истец не оспаривает, а просит признать незаконными действия филиала ФГБУ ФКП Росреестра по Калининградской области по снятию с кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером * и обязать его восстановить указанный земельный участок на кадастровом учете.

В силу ч. 8 ст. ст. 226 КАС РФ суд проверяет законность действия в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом.

Доводы административного иска о незаконности оспариваемого действия несостоятельны по следующим основаниям.

Как следует из требований части 8 ст. 141 АПК РФ определение об утверждении мирового соглашения подлежит немедленному исполнению и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в течение месяца со дня вынесения определения.

В силу ч. 5 ст. 271 АПК РФ постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Часть 1 ст. 16 АПК РФ предписывает, что вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.

Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 года "О судебной системе РФ" определяет, что вступившие в законную силу постановления федеральных судов являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории РФ (части 1 и 2 статьи 6).

Статья 64 (часть 2) Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации определяет, что обстоятельства, установленные вступившим в законную силу решением суда по делу, рассмотренному ранее арбитражным судом, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении судом другого административного дела, в котором участвуют лица, в отношении которых установлены эти обстоятельства, или лица, относящиеся к категории лиц, в отношении которой установлены эти обстоятельства.

Ссылки административного истца в обоснование незаконности действий ответчика на то, что земельный участок имеет статус «ранее учтенный объект недвижимости», в отношении которых законом не предусмотрено снятие такого участка с кадастрового учета, о нарушении порядка снятия с кадастрового учета, проведении иной кадастровой процедуры несостоятельны.

Отношения, возникающие в связи с ведением государственного кадастра недвижимости, осуществлением государственного кадастрового учета недвижимого имущества и кадастровой деятельности регулируются Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости" от 24.07.2007 N 221-ФЗ.

Как следует из положений ч. 1 ст. 16 ФЗ от 24.07.2007 N 221-ФЗ (ред. от 13.07.2015) "О государственном кадастре недвижимости" кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости (далее - постановка на учет объекта недвижимости), прекращением его существования (далее также - снятие с учета объекта недвижимости) либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 9, 11 - 21.1, 25 - 30 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений об объекте недвижимости.

Указанным ФЗ от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" установлены условия аннулирования и исключения сведений из государственного кадастра недвижимости, снятие объекта недвижимого имущества с кадастрового учета.

На основании ч. 1 ст. 5 ФЗ от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" каждый объект недвижимости, сведения о котором внесены в государственный кадастр недвижимости, имеет неизменяемый, не повторяющийся во времени и на территории Российской Федерации государственный учетный номер (кадастровый номер).

В государственный кадастр недвижимости вносятся сведения об уникальных характеристиках объекта недвижимости, в том числе кадастровый номер и дата внесения данного кадастрового номера в государственный кадастр недвижимости (пункт 2 ч. 1 ст. 7 ФЗ от 24.07.2007 N 221-ФЗ ).

Согласно пункта 4 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 04.02.2010 N 42 при внесении кадастровых сведений в Реестр объектов недвижимости уполномоченными должностными лицами органа кадастрового учета выполняются следующие кадастровые процедуры: 4) снятие с кадастрового учета объекта недвижимости (подпункт 4); аннулирование и исключение из ГКН сведений об объекте недвижимости (в том числе о частях объекта недвижимости), носящих временный характер (подпункт 7).

Согласно п. 31 Административного регламента Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по предоставлению государственной услуги по государственному кадастровому учету недвижимого имущества, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 26.12.2014 N 843" результатом государственной услуги являются: кадастровый учет в связи с прекращением существования объекта недвижимости (далее - снятие с учета объекта недвижимости) (подпункт 4); аннулирование (исключение) из ГКН имеющих временный характер сведений об объекте недвижимости (подпункт 8).

В данном случае действия об исключении сведений о земельных участках из государственного кадастра недвижимости выполнялись на основании судебного постановления, а не в рамках заявления о предоставлении государственной услуги согласно вышеприведенного регламента, поэтому данный нормативный акт рассматриваемые правоотношения не регулирует.

В силу положений подпункта 24 пункта 1 статьи 7 ФЗ от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости") в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения о прекращении существования объекта недвижимости (дата снятия с кадастрового учета), если объект недвижимости прекратил существование.

Как следует из указанных положений ч. 1 ст. 16 ФЗ, подпункта 24 пункта 1 статьи 7 ФЗ от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости") в их совокупности и системной взаимосвязи, исключение части сведений в отношении земельного участка, а именно указанных в пунктах 7, 9, 11 - 21.1, 25 - 30 части 2 статьи 7 ФЗ от 24.07.2007 N 221-ФЗ (ред. от 13.07.2015) "О государственном кадастре недвижимости" либо изменение уникальных характеристик земельного участка влечет за собой изменение вышеназванных данных в государственном кадастре недвижимости с оставлением в государственном кадастре недвижимости учета самого объекта, тогда как прекращение существования (снятие с учета объекта недвижимости) идентично понятию исключения сведений о нем в полном объеме (аннулированию сведений), т.е. в целом о самом объекте недвижимости как таковом, так как исключение всех сведений о земельном участке влечет за собой и исключение сведений в виде кадастрового номера и даты постановки на кадастровый учет.

Согласно пункта 71.1 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 04.02.2010 N 42 при исключении из Реестра отметок соответствующим сведениям присваивается статус "архивные".

Как следует из ответа филиала ФГБУ ФКП Росреестра от * в адрес Ефименкова Е. И. земельному участку * статус сведений «архивный».

Снятие с учета земельного участка возможно в следующих случаях: земельный участок является преобразуемым объектом недвижимости (раздел, объединение, перераспределение); такой земельный участок согласно пункту 2 статьи 25 ФЗ от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" подлежит снятию с учета в соответствии с установленными статьей 24 данного Закона особенностями осуществления кадастрового учета при образовании объектов недвижимости; сведения о земельном участке носят временный характер, согласно пункту 4 статьи 24 ФЗ от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения при постановке на учет образованного объекта недвижимости или образованных объектов недвижимости носят временный характер; если по истечении пяти лет со дня постановки на учет образованного объекта недвижимости не осуществлена государственная регистрация права на него (либо в указанном в части 3.1 настоящей статьи случае не осуществлена государственная регистрация аренды), такие сведения аннулируются и исключаются из государственного кадастра недвижимости.

Данная норма устанавливает исчерпывающий перечень случаев, предусматривающих возможность снятия земельного участка (как объекта недвижимого имущества) с государственного кадастрового учета, если внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке не носят временный характер.

Иные случаи снятия с кадастрового учета или исключения (аннулирования) сведений о земельном участке в государственном кадастре недвижимости действующим законодательством не предусмотрены.

Суд приходит к выводу, что в данном случае имеет место пробел правового регулирования – отсутствие установленного законом порядка снятия с кадастрового учета ранее учтенных земельных участков (полного исключения сведений о таких земельных участках в государственного кадастра недвижимости), который не может являться препятствием участникам гражданского оборота в реализации их прав на основании вступившего в законную силу судебного решения – в данном случае постановления 13-го Арбитражного апелляционного суда по делу *.

Указанное согласуется с разъяснениями, содержащимися в письме Минэкономразвития РФ N Д23-1342 от 13.04.2010 года по вопросу аннулирования и исключения из государственного кадастра недвижимости сведений о ранее учтенных земельных участках, из которого следует, что ранее учтенные земельные участки могут быть сняты с государственного кадастрового учета на основании вступившего в законную силу судебного акта.

Доводы о нарушении порядка подписания решения № 39/15-11898 несостоятельны, поскольку решение об исключении сведений о земельном участке из государственного кадастра недвижимости принято во исполнение судебного акта, и кадастровое действие по полному исключению сведений о земельном участке из государственного кадастрового учета, включая кадастровый номер земельного участка и дату постановки на кадастровый учет также соответствует принятому судебному постановлению.

Кроме того, в соответствии с пунктом 4 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 04.02.2010 № 42, при внесении кадастровых сведений в Реестр объектов недвижимости уполномоченными должностными лицами органа кадастрового учета выполняются следующие кадастровые процедуры, указанные в подпунктах 1-7, в том числе: снятие с кадастрового учета объекта недвижимости; внесение кадастровых сведений в соответствии с документами, поступающими в орган кадастрового учета из органов государственной власти, органов местного самоуправления и иных органов в порядке информационного взаимодействия при ведении ГКН; аннулирование и исключение из ГКН сведений об объекте недвижимости (в том числе о частях объекта недвижимости) с временным характером сведений.

Принятием органом кадастрового учета решений, указанных в подпунктах 1 - 7 пункта 18 Порядка ведения ГКН, при выполнении указанных выше кадастровых процедур является внесение в реестры объектов недвижимости кадастровых округов, ведение которых осуществляется на электронных носителях (далее - Реестры), соответствующих сведений. Внесение сведений в Реестр или изменение содержащихся в Реестре сведений подтверждается подписанием внесенных сведений простой электронной подписью уполномоченного должностного лица органа кадастрового учета, принявшего соответствующее решение, с указанием его фамилии и инициалов, даты и времени (с точностью до минуты) внесения (изменения) в Реестр соответствующих сведений.

В соответствии со ст. 5 ч. 2 Федерального закона от 06.04.2011 N 63-ФЗ "Об электронной подписи" (далее - ФЗ) простой ЭП является ЭП, которая посредством использования кодов, паролей или иных средств подтверждает факт формирования ЭП определенным лицом. Ключом ЭП является сочетание идентификатора и пароля.

Аналогичные разъяснения содержатся в Письме ФГБУ "ФКП Росреестра" от * N * "О направлении разъяснений по использованию ЭП"(вместе с Письмом ФГБУ "ФКП Росреестра" от *, Письмом ФГБУ "ФКП Росреестра" от *).

Как установлено судом и следует из материалов дела, действия по полному исключению сведений о земельном участке из государственного кадастра недвижимости (снятию с кадастрового учета) земельного участка с кадастровым номером * были произведены административным ответчиком на основании и во исполнение постановления 13-го Арбитражного апелляционного суда от *., которое в силу вышеназванных норм права было обязательно для исполнения филиала ФГБУ ФКУ Росреестра по Калининградской области, и в силу положений части 8 ст. 141 АПК РФ подлежало немедленному исполнению – а следовательно оснований для признания их незаконными не имеется.

Кроме того, вступившее в законную силу постановление 13-го Арбитражного апелляционного суда об утверждении мирового соглашения означает по смыслу вышеприведенных положений ч. 5 ст. 49, ч. 3 ст. 139, ч. 6 ст. 141 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, что утвержденное арбитражным судом мировое соглашение соответствует закону и не нарушает прав других лиц.

Также по мнению суда, административным истцом выбран ненадлежащий способ защиты права. Если истец полагает незаконным принятое Арбитражным судом по делу * постановление, он имеет возможность его оспаривания, что осуществлено Ефименковым Е. И. посредством подачи кассационной жалобы на указанное постановление. В случае нарушения, по мнению истца, его жилищных прав органом местного самоуправления, о чем указано в письменных пояснениях административного истца, он имеет возможность их защиты, предусмотренную гражданским законодательством посредством обращения в суд с соответствующим исковым заявлением. Законность действий (бездействия) Администрации ГО «город Калининград», не являющегося административным ответчиком по указанному иску, предметом настоящего судебного разбирательства не являются.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административных исковых требований Ефименкова Е.И. к Филиалу ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Калининградской области о признании незаконными действий по снятию с кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером * и обязании восстановить названный земельный участок на кадастровом учете - отказать

Решение может быть обжаловано в Калининградский областной суд через Московский районный суд г. Калининграда в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 28 ноября 2015 года.

Судья

Согласовано

Вартач-Вартецкая И.З.

Председатель Московского

районного суда г. Калининграда Толмачева Н.Н.