Дело № 2а-4139/2016
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
13 октября 2016 года г. Иркутск
Октябрьский районный суд г. Иркутска в составе:
председательствующего судьи Глебовой Е.П.,
при секретаре Демьяновой К.Э.,
с участием прокурора Ахмедзяновой Р.Р., представителя административного ответчика Федерального государственного бюджетного учреждения природного заповедника «Байкало-Ленский» и «Прибайкальского национального парка» - ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-4139/2016 по исковому заявлению Западно-Байкальского межрайонного прокурора в защиту прав, свобод и интересов неопределенного круга лиц, Российской Федерации к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Объединенная дирекция государственного природного заповедника «Байкало-Ленский» и Прибайкальского национального парка» о признании незаконным бездействий, выраженных в неисполнении обязанности по надлежащему противопожарному обустройству лесничества «Государственный национальный заповедник «Байкало-Ленский» по строительству пожарных наблюдательных пунктов; об обязании устранить нарушения законодательства об охране лесов от пожаров путем строительства и ввода в эксплуатацию 13 пожарных наблюдательных пунктов в течение одного года с даты вступления судебного решения в законную силу,
установил:
в обоснование административного искового заявления с учетом уточнений указано, что Западно-Байкальской межрайонной прокуратурой в рамках осуществления надзора за исполнением законодательства об охране лесов от пожаров выявлены факты бездействия со стороны ФГБУ «Объединенная дирекция государственного природного заповедника «Байкало-Ленский» и Прибайкальского национального парка», выраженные в неисполнении обязанностей по строительству и вводу в эксплуатацию пожарных наблюдательных пунктов в лесах. Государственный природный заповедник «Байкало-Ленский» (отнесен к особо охраняемым природным территориям федерального значения. Управление заповедником в соответствии с положениями Устава ФГБУ «Заповедное Прибайкалье», утвержденного Приказом Минприроды России № от Дата, осуществляется указанным государственным учреждением. Согласно информации, представленной ФГБУ «Заповедное Прибайкалье» на территории лесничества «Государственный природный заповедник «Байкало- Ленский», общая площадь лесов которого составляет ........ га., не имеется действующих пожарных наблюдательных пунктов.
Согласно пп. 1 п. 21 Устава ФГБУ «Заповедное Прибайкалье», утвержденного Приказом Минприроды России № от Дата, на Учреждение возложены функции по выполнению мероприятий по сохранению в естественном состоянии природных комплексов, в том числе, противопожарных мероприятий, мероприятий по охране и защите лесов, тушение лесных и иных природных пожаров. Приказом Федерального агентства лесного хозяйства РФ (Рослесхоз) от Дата№ утверждена Лесоустроительная инструкция (далее Лесоустроительная инструкция). Так, в п. 155 Лесоустроительной инструкции закреплено, что разработка мер противопожарного обустройства лесов включает в себя строительство, реконструкцию и эксплуатацию пожарных наблюдательных пунктов (вышек, мачт, павильонов и других наблюдательных пунктов), пунктов сосредоточения противопожарного инвентаря. Распоряжением Правительства РФ от Дата№ « О перечне объектов лесной инфраструктуры для защитных лесов, эксплуатационных лесов и резервных лесов» установлен перечень объектов лесной инфраструктуры для использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, в соответствии с которым пожарный наблюдательный пункт (вышка, мачта, павильон) должен быть установлен в защитных лесах, относящихся к категории лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях. Межрайонной прокуратурой установлено, что в соответствии с действующим Лесохозяйственным регламентом лесничества «Государственный природный заповедник «Байкало-Ленский»», общая площадь лесничества составляет ........ га. Территория лесничества отнесена к Приангарскому лесному району (........ га) и Байкальскому горному лесному району (........ га). Вся площадь лесничества отнесена к защитным лесам особо охраняемых природных территорий. На основании Приказа Рослесхоза от Дата. № «Об утверждении нормативов противопожарного обустройства лесов», в защитных лесах, расположенных в Приангарском таежном районе, норма строительства пожарных наблюдательных пунктов (вышек, матч, павильонов и других наблюдательных пунктов) - 0,03 шт. на 1 000 га общей площади лесов, а в защитных лесах, расположенных в Байкальском горном лесостепном районе, норма строительства пожарных наблюдательных пунктов (вышек, матч, павильонов и других наблюдательных пунктов) - 0,0035 шт. на 1 000 га общей площади лесов. Таким образом, в соответствии с императивными требованиями действующего федерального законодательства, на территории лесничества «Государственный природный заповедник «Байкало-Ленский» пожарные наблюдательные пункты (вышки, мачты, павильоны и другие наблюдательные пункты) должны быть установлены в зоне Приангарского таежного лесного района в количестве 13 штук. Согласно информации, представленной ФГБУ «Заповедное Прибайкалье» на территории лесничества «Государственный природный заповедник «Байкало- Ленский» не имеется действующих пожарных наблюдательных пунктов. Следовательно, не обеспечена надлежащая организация противопожарного обустройства лесов, чем нарушаются требования действующего федерального законодательства об использовании и охране лесов.
Бездействие ФГБУ «Заповедное Прибайкалье» в данном случае влечет реальную угрозу позднего обнаружения возгораний в лесах лесничества «Государственный природный заповедник «Байкало-Ленский», неконтролируемое распространение огня и, как следствие, причинение большего экологического и экономического ущерба, чем при более раннем обнаружении возгорания, тем самым нарушены права Российской Федерации как собственника лесного фонда. Также ненадлежащее исполнение ФГБУ «Заповедное Прибайкалье» функций по охране лесов от пожаров влечет нарушение конституционных прав граждан (неопределенного круга лиц) на благоприятную окружающую среду.
Западно-Байкальский межрайонный прокурор с учетом уточнений просит суд признать незаконным бездействие ФГБУ «Объединенная дирекция государственного природного заповедника «Байкало-Ленский» и Прибайкальского национального парка», выраженное в неисполнении обязанностей по надлежащему противопожарному обустройству лесничества «Государственный природный заповедник «Байкало-Ленский» по строительству пожарных наблюдательных пунктов пункты (вышек, мачт, павильонов и другие наблюдательных пунктов); обязать ФГБУ «Объединенная дирекция государственного природного заповедника «Байкало- Ленский» и Прибайкальского национального парка» осуществить строительство и ввода в эксплуатацию пожарных наблюдательных пунктов (вышек, мачт, павильонов и других наблюдательных пунктов) на территории лесничества «Государственный природный заповедник «Байкало-Ленский» в количестве 13 пожарных наблюдательных пунктов в течении одного года с даты вступления судебного решения в законную силу.
В судебном заседании помощник прокурора Ахмедзянова Р.Р. требования с учетом уточнений поддержала в полном объеме по основаниям, указанным в административном исковом заявлении, уточнениях к нему, просила требования удовлетворить.
Представитель административного ответчика – ФГБУ «Объединенная дирекция государственного природного заповедника «Байкало-Ленский» и Прибайкальского национального парка» ФИО1 в судебном заседании требования не признал, просил отказать в их удовлетворении, поддержал доводы, извоженные отзыве на административное исковое заявление, из которого следует, что в соответствии с разделом 2.16.1 «Требования к охране, защите и воспроизводству лесов Лесохозяйственного регламента лесничества «Государственный природный заповедник «Байкало-Ленский», составленный сроком на 5 лет, до Дата года, и утвержденный Минприроды России Дата директором департамента государственной политики и регулирования в сфере окружающей среды экологической безопасности, территория Киренгского участкового лесничества на площади ........ га. и территория Верхне-Ленского участкового лесничества на площади ........ га (общая площадь-613555 га) отнесены к зоне авиационной охраны лесов, проводится авиационное патрулирование территории и тушение лесных пожаров с использованием авиационных сил и средств пожаротушения. На территории лесничества «........», расположенного Адрес, на площади ........ га. в наземной зоне в условиях отсутствия дорог осуществляется авиационное и водное патрулирование территории. Лесохозяйственным регламентом не предусмотрено строительство и содержание пожарных наблюдательных вышек. В настоящее время в комплексе мер по оперативному обнаружению лесных пожаров успешно используется Информационная система дистанционного мониторинга лесных пожаров.
Согласно п. 150 Лесоустроительной инструкции (далее - Инструкция), утвержденной приказом Рослесхоза от Дата№, проектирование мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов осуществляется для лесотаксационных выделов, как правило, одновременно с таксацией лесов или по результатам таксации лесов со сроком ее давности не более 10 лет на основе оценки комплекса воздействующих факторов и анализа эффективности выполнения мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов. При сроках давности таксации лесов более 10 лет проектирование мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов осуществляется только одновременно с проведением повторной таксации лесов. Все расчеты, связанные с проектированием объемов показателей мероприятий по уходу за лесом, осуществляются на основе итогов распределения площадей и запасов лесных насаждений хозяйственных секций по классам возраста, полноте, классам бонитета, типам леса и данным таксации лесов. Мероприятия по охране, защите и воспроизводству лесов назначаются в пределах хозяйственных секций для совокупности лесотаксационных выделов, характеризующихся общностью лесорастительных условий, структуры, состояния и древесными породами, объединенными единой целью хозяйства и единым возрастом рубки. Согласно п. 152 Инструкции, проектирование мероприятий по охране лесов от пожаров осуществляется по трем направлениям: определение класса природной пожарной опасности лесов; разработка мер противопожарного обустройства лесов; разработка мер по обеспечению средствами предупреждения и тушения лесных пожаров. Вместе с тем, согласно примечанию к Приказу Рослесхоза от Дата№ указано, что строительство, реконструкция и эксплуатация пожарных наблюдательных вышек, мачт, павильонов в районах авиационной охраны лесов по необходимости проектируется с учетом местности. Филиалом ФГБУ «Д.» «Е.» на основании материалов лесоустройства Дата года разработан лесохозяйственный регламент территории Байкало-Ленского заповедника, утвержденный Дата директором департамента государственной политики и регулирования в сфере охраны окружающей среды, где предусмотрено размещение пожарных наблюдательных вышек и их комплектация необходимым оборудованием в общем количестве 13 штук. Срок действия Лесохозяйственного регламента от Дата года установлен по Дата.
Выслушав явившихся лиц, допросив свидетелей, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Из материалов дела судом установлено, что Постановлением Совета Министров РСФСР от Дата№ создан Прибайкальский государственный природный национальный парк в Адрес.
Площадь лесничества «Государственный природный заповедник «Байкало-Ленский» составляет ........ га. Территория лесничества отнесена к Адрес горному лесному району.
Государственный природный заповедник «Байкало-Ленский» отнесен к особо охраняемым природным территориям федерального значения.
Управление Прибайкальским государственным природным национальным парком осуществляется ФГБУ «Объединенная дирекция государственного природного заповедника «Байкало-Ленский» и Прибайкальского национального парка».
Согласно Уставу ФГБУ «Объединенная дирекция государственного природного заповедника «Байкало-Ленский» и Прибайкальского национального парка», утвержденному приказом Минприроды РФ № от Дата, ФГБУ «Объединенная дирекция государственного природного заповедника «Байкало-Ленский» и Прибайкальского национального парка» является природоохранным, научно-исследовательским и эколого-просветительским учреждением, имеющим целью сохранение и изучение естественного хода природных процессов и явлений, генетического фонда растительного и животного мира, отдельных видов и сообществ растений и животных, типичных и уникальных экологических систем, имеющих особую экологическую, историческую и эстетическую ценность, и предназначенных для использования в природных, просветительских, научных и культурных целях и для регулируемого туризма.
Предметом деятельности ФГБУ «Объединенная дирекция государственного природного заповедника «Байкало-Ленский» и Прибайкальского национального парка», в соответствии с п. 19 Устава, является осуществление работ и оказание услуг, направленных на сохранение природных комплексов и объектов, расположенных на территории заповедника и национального парка.
Целями деятельности ФГБУ «Объединенная дирекция государственного природного заповедника «Байкало-Ленский» и Прибайкальского национального парка», в соответствии с п. 20 Устава ФГЬУ «Заповедное Прибайкалье», утвержденного приказом Минприроды России от Дата№, являются сохранение и изучение уникальных и типичных природных комплексов и объектов, генетического фонда растительного и животного мира, отдельных видов и сообществ растений и животных, расположенных на территории заповедника и национального парка и иные. Для достижения указанных целей, ФГБУ «Объединенная дирекция государственного природного заповедника «Байкало-Ленский» и Прибайкальского национального парка» осуществляет, в том числе, выполнение мероприятий по сохранению в естественном состоянии природных комплексов (противопожарные мероприятия, мероприятия по охране и защите лесов и другое) (п. 21 Устава).
Западно-Байкальской межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства об охране лесов от пожаров, выявлены факты бездействия со стороны ФГБУ «Объединенная дирекция государственного природного заповедника «Байкало-Ленский» и Прибайкальского национального парка», выраженные в неисполнении обязанностей по строительству и вводу в эксплуатацию пожарных наблюдательных пунктов в лесах.
Из письма ФГБУ «Объединенная дирекция государственного природного заповедника «Байкало-Ленский» и Прибайкальского национального парка» от Дата установлено, что в соответствии с действующим лесохозяйственным регламентов по Байкало-Ленскому заповеднику от Дата нормативы размещения пунктов (вышек) для наблюдения за возникновением лесных пожаров, не установлены и проектом освоения лесов от Дата не запланировано. Фактически имеется одна пожарная наблюдательная вышка в Адрес на территории, прилегающей к административному зданию Большереченского участкового лесничества. Филиалом ФГБУ «Д.» «Е.» на основании материалов лесоустройства Дата года разработан лесохозяйственный регламент по Прибайкальскому национальному парку, где предусмотрено размещение ПНВ и их комплектация необходимым оборудованием.
Согласно части 1 статьи 9 Конституции РФ природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.
Статьями 42 и 58 Конституции РФ гарантировано право каждого на благоприятную окружающую среду и обязанность каждого сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.
Лесной фонд, как указывал Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях, ввиду его жизненно важной многофункциональной роли и значимости для общества в целом, необходимости обеспечения сбалансированного развития экономики и улучшения состояния окружающей природной среды в условиях возрастания глобального экологического значения лесов России и выполнения международных обязательств, а также рационального использования этого природного ресурса в интересах Российской Федерации и ее субъектов представляет собой публичное достояние многонационального народа России и как таковой является федеральной собственностью особого рода и имеет специальный правовой режим (постановления от 9 января 1998 года N 1-П и от 7 июня 2000 года N 10-П; определения от 27 июня 2000 года N 92-О и от 3 февраля 2010 года N 238-О-О).
По смыслу приведенных конституционных положений и правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, рассматриваемых во взаимосвязи с провозглашенной в преамбуле Конституции Российской Федерации целью обеспечения благополучия и процветания России и исходя из ответственности перед нынешним и будущим поколениями и во исполнение конституционной обязанности каждого сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (статья 58 Конституции Российской Федерации), правовое регулирование отношений, связанных с использованием лесных ресурсов, основывается на принципе приоритета публичных интересов и предполагает, в частности, обеспечение сохранности лесного фонда, его рациональное использование и эффективное воспроизводство, ответственность субъектов хозяйственной деятельности, связанной с использованием лесов, за соблюдение установленного лесным законодательством правопорядка и их публичные обязательства по восполнению части лесного фонда, утраченной в результате хозяйственной деятельности.
В связи с изложенным прокурор вправе обратиться в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц с вышеуказанным иском, поскольку при невыполнении ответчиком мер пожарной безопасности в лесах существует реальная опасность причинения вреда.
Статьей 51 Лесного кодекса РФ предусмотрено, что леса подлежат охране от пожаров, от загрязнения (в том числе радиоактивными веществами) и от иного негативного воздействия, а также защите от вредных организмов (часть 1); охрана и защита лесов осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 Лесного кодекса РФ, если иное не предусмотрено ЛК РФ, другими федеральными законами (часть 2).
В соответствии с п. 1 ст. 52 Лесного кодекса Российской Федерации охрана лесов от пожаров включает в себя выполнение мер пожарной безопасности в лесах и тушение пожаров в лесах.
В соответствии со ст. 53.1 Лесного Кодекса РФ предупреждение лесных пожаров включает в себя противопожарное обустройство лесов и обеспечение предупреждения и тушения лесных пожаров.
Меры противопожарного обустройства лесов включают в себя, в том числе, строительство, реконструкцию и эксплуатацию пожарных наблюдательных пунктов (вышек, мачт, павильонов и других наблюдательных пунктов), пунктов сосредоточения противопожарного инвентаря, иные определенные Правительством Российской Федерации меры.
В силу положений части 1 статьи 53.8 Лесного кодекса, если данным Кодексом не установлено иное, работы по тушению лесных пожаров и осуществлению отдельных мер пожарной безопасности в лесах выполняются специализированными государственными бюджетными и автономными учреждениями, подведомственными федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в пределах полномочий указанных органов, определенных в соответствии со статьями 81 - 83 настоящего Кодекса.
Пунктом 1 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от Дата№ предусмотрено, что настоящие Правила устанавливают единые требования к обеспечению пожарной безопасности в лесах при использовании, охране, защите, воспроизводстве лесов, осуществлении иной деятельности в лесах, а также при пребывании граждан в лесах и являются обязательными для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами и гражданами.
Согласно подпункту "а" пункта 3 Правил, меры пожарной безопасности в лесах включают в себя, в том числе, предупреждение лесных пожаров (противопожарное обустройство лесов и обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров).
Нормативы противопожарного обустройства лесов устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии со ст. 67 Лесного кодекса РФ лесоустройство проводится на землях лесного фонда, а также на землях, указанных в части 3 статьи 23 настоящего Кодекса. Правила проведения лесоустройства устанавливаются лесоустроительной инструкцией, утвержденной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Лесоустройство включает в себя: проектирование лесничеств и лесопарков; проектирование эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, а также особо защитных участков лесов; проектирование лесных участков; закрепление на местности местоположения границ лесничеств, лесопарков, эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов и лесных участков; таксацию лесов; проектирование мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов. Геодезические и картографические работы проводятся в соответствии с Федеральным законом от 26 декабря 1995 года N 209-ФЗ "О геодезии и картографии". В случаях, предусмотренных пунктом 4 части 1 настоящей статьи, местоположение границ может быть закреплено на местности с помощью лесоустроительных, лесохозяйственных знаков и (или) указано на картах лесов (ст. 68 Лесного кодекса РФ).
Лесоустроительная инструкция утверждена Приказом Федерального агентства лесного хозяйства от Дата№.
Пунктом 155 Лесоустроительной инструкции предусмотрено, что разработка мер противопожарного обустройства лесов включает в себя, в том числе, строительство, реконструкцию и эксплуатацию пожарных наблюдательных пунктов (вышек, мачт, павильонов и других наблюдательных пунктов), пунктов сосредоточения противопожарного инвентаря.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от Дата№ утвержден перечень объектов лесной инфраструктуры для защитных лесов, эксплуатационных лесов и резервных лесов.
Согласно п. 1 указанного перечня, к объекту лесной инфраструктуры для использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, в защитных лесах, относящихся к категории лесов, расположенных на особо охраняемых природных территория относится пожарный наблюдательный пункт (вышка, мачта, павильон).
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 83 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление следующих полномочий в области лесных отношений: разработку и утверждение лесных планов субъектов Российской Федерации, лесохозяйственных регламентов, а также проведение государственной экспертизы проектов освоения лесов.
Основой осуществления использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных в границах лесничества, лесопарка, является лесохозяйственный регламент лесничества, лесопарка (ч. 1 ст. 87 ЛК РФ).
Приказом директора Департамента государственной политики и регулирования в сфере охраны окружающей среды и экологической безопасности Минприроды России от Дата был утвержден Лесохозяйственный регламент лесничества «Государственный природный заповедник «Байкало-Ленский». Регламент составлен сроком на 5 лет, до Дата.
Пунктом 2.16.1 указанного регламента предусмотрено, что «Государственный природный заповедник «Байкало-Ленский» обеспечивает охрану лесов от пожаров и иных негативных воздействий на территории заповедника. По способам обнаружения и тушения лесных пожаров территория лесничества отнесена к наземной и авиационной охране. Участковое лесничество ........ отнесено к зоне наземной охраны, участковые лесничества Адрес и Адрес - к зоне авиационной охраны. В целях обеспечения пожарной безопасности в лесничестве осуществляются, в том числе и противопожарное обустройство лесов.
Территория лесничества характеризуется сравнительно высоким (1,8) классом пожарной опасности, что обусловлено высокой посещаемостью леса населением и отдыхающими в весенне-летний период. Территория лесничества по способам обнаружения лесных пожаров и борьбы с ними разделена на 2 зоны: зону наземной охраны и зону авиационной охраны лесов.
Нормативы противопожарного обустройства лесов утверждены Приказом Федерального агентства лесного хозяйства № от Дата.
Приказом директора Департамента государственной политики и регулирования в сфере охраны окружающей среды и экологической безопасности Минприроды России от Дата утвержден Лесохозяйственный регламент лесничества «Государственный природный заповедник «Байкало-Ленский». Регламент составлен на 10 лет, до Дата.
Согласно указанному регламенту, территория центральной экологической зоны Байкальской природной территории относится к Байкальскому горному лесному району.
В Лесохозяйственном регламенте предусмотрен проектируемый объем лесной инфраструктуры - пожарный наблюдательный пункт (вышка, мачта, павильон) в количестве 13 штук.
Указанное количество пожарных наблюдательных пунктов (вышек) стороной административного ответчика не оспаривалось.
В судебном заседании был допрошен свидетель Б., из показаний которого следует, что строительство 13 противопожарных вышек было согласовано с руководством, данные брали из отчёта. Законно предусмотрены другие нормативы. Территория национального парка отнесена к Адрес горному лесному району. 13 вышек будет достаточно для его территории. Срок строительства предусмотрен 10 лет, как действует новый Лесохозяйственный регламент.
Из показаний свидетеля В. следует, что он работает в ФГБУ «Объединенная дирекция государственного природного заповедника «Байкало-Ленский» и Прибайкальского национального парка», подготовил наглядную смету строительства одной вышки. Есть СНИП, который регламентирует строительство вышек. Они, прежде всего, должны быть сделаны из металла. На каждую вышку идёт индивидуальный проект. Для установки такой вышки требуется котлован, арматура, бетон, фундамент заливается бетоном, закладные детали тоже обязательны. Для монтажа такого объекта необходима тяжёлая техника, такая как кран. Кран должен весить примерно тонн сорок. Для проезда такого транспорта необходимо определённое дорожное покрытие. Эти работы можно осуществлять и в зимний период, но стоимость работ увеличится вдвое. На территории заповедника есть дороги, где проходит только легкая техника. Есть места, где прохождение тяжелой техники невозможно.
Свидетель Г. суду пояснила, что работает главным специалистом по закупкам в ФГБУ «Объединенная дирекция государственного природного заповедника «Байкало-Ленский» и Прибайкальского национального парка». Для строительства вышек требуется проведение определенной процедуры либо конкурса, либо аукциона. Минимальным сроком для заключения контракта 60 дней. На подготовку технического задания необходимо около месяца. На вышку нужно составить сметную документацию, для нее тоже предусмотрена специальная процедура и заключение контракта. Примерный срок строительства 8-9 месяцев.
В силу части 1 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
Суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств (ч. 1 ст. 84 КАС РФ).
Рассматривая требование о признании незаконным бездействия по надлежащему противопожарному обустройству лесничества «Прибайкальский национальный парк» по строительству пожарных наблюдательных пунктов, суд приходит к выводу к следующему выводу.
Приказом Федерального агентства лесного хозяйства № от Дата, были утверждены Нормативы противопожарного обустройства лесов.
В соответствии с требованиями, предусмотренными ч. 6 Нормативов противопожарного обустройства лесов, утвержденных Приказом Рослесхоза от Дата N №, в защитных лесах, расположенных в Байкальском горном лесостепном районе, норма строительства пожарных наблюдательных пунктов (вышек, матч, павильонов и других наблюдательных пунктов) - 0,0035 шт. на 1 000 га общей площади лесов. Строительство, реконструкция и эксплуатация пожарных наблюдательных вышек, мачт, павильонов в районах авиационной охраны лесов по необходимости проектируется с учетом местных условий.
В соответствии с требованиями, предусмотренными ч. 6 Нормативов противопожарного обустройства лесов, утвержденных Приказом Рослесхоза от Дата N №, в защитных лесах, расположенных в Байкальском горном лесостепном районе, норма строительства пожарных наблюдательных пунктов (вышек, матч, павильонов и других наблюдательных пунктов) - 0,0035 шт. на 1 000 га общей площади лесов. Строительство, реконструкция и эксплуатация пожарных наблюдательных вышек, мачт, павильонов в районах авиационной охраны лесов по необходимости проектируется с учетом местных условий.
Таким образом, в соответствии с требованиями действующего законодательства на территории лесничества «Государственный природный заповедник «Байкало-Ленский» должно было быть не менее 2 пожарных наблюдательных пунктов, исходя из расчета: ........ га (площадь лесничества)*0,0035/1000 га= ........
Доказательств того, что на территории лесничества «Государственный природный заповедник «Байкало-Ленский» имеется минимальное количество пожарных наблюдательных пунктов материалы дела не содержит.
Указание административным ответчиком в письме от Дата факта, что имеется одна пожарная наблюдательная вышка, расположенная в Адрес на территории, прилегающей к административному зданию Большереченского участкового лесничества, юридически-значимым обстоятельством по делу в данном случае не является, поскольку указанная вышка расположена в Адрес, указанная территория не относится к лесничеству «Государственный природный заповедник «Байкало-Ленский».
Судом установлено, что после принятия Федеральным агентством лесного хозяйства приказа № от Дата, которым установлены Нормативы противопожарного обустройства лесов, административным ответчиком каких-либо мер по внесению изменений в действовавший в тот период времени Лесохозяйственный регламент, по обращению в Министерство природных ресурсов и экологии РФ для внесения изменений в действовавший регламент либо утверждение нового регламента административным ответчиком не предпринимались, доказательств иного суду не представлено.
На основании вышеизложенных обстоятельств судом установлено, что административным ответчиком нарушены требования законодательства об использовании и охране лесов на территории лесничества «Государственный природный заповедник «Байкало-Ленский»
Несоблюдение ФГБУ «Объединенная дирекция государственного природного заповедника «Байкало-Ленский» и Прибайкальского национального парка» законодательства о пожарной безопасности и охране окружающей среды нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, нарушает права на защиту окружающей среды от негативного воздействия, а также может повлечь более тяжкие последствия, принимая во внимание вышеприведенные нормы права, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения требования о признании незаконным бездействия по надлежащему противопожарному обустройству лесничества «Государственный природный заповедник «Байкало-Ленский» по строительству пожарных наблюдательных пунктов подлежит удовлетворению.
Как ранее было установлено судом, положениями Лесохозяйственного регламента, утвержденного Приказом директора Департамента государственной политики и регулирования в сфере охраны окружающей среды и экологической безопасности Минприроды России от Дата, предусмотрено наличие пожарных наблюдательных пунктов в количестве 13 штук. При этом на территории лесничества «Государственный природный заповедник «Байкало-Ленский» не имеется ни одной пожарной наблюдательной вышки.
Не принятие мер по возведению новых пожарно-наблюдательных вышек может привести к повреждению и уничтожению лесных насаждений из-за отсутствия возможности своевременного выявления факта пожара, а также повлечь за собой нарушение права собственности Российской Федерации на участки государственного лесного фонда и создать реальную угрозу ограничения прав граждан на пользование этими лесами. Указанные выводы основаны на установленных судом фактических обстоятельствах дела, не противоречат имеющимся по делу доказательствам.
При таких обстоятельствах на ФГБУ «Объединенная дирекция государственного природного заповедника «Байкало-Ленский» и Прибайкальского национального парка» следует возложить обязанность осуществить строительство и ввод в эксплуатацию пожарных наблюдательных пунктов (вышек, мачт, павильонов и других наблюдательных пунктов) на территории лесничества «Государственный природный заповедник «Байкало-Ленский» в количестве 13 штук.
При этом суд отклоняет доводы административного ответчика о затратности строительства новых пожарно-наблюдательных вышек, о недостаточности финансирования для проведения вышеуказанных мероприятий, поскольку отсутствие финансовой либо иной возможности организации мер противопожарной безопасности в рамках, предусмотренных законодательством, не является основанием для освобождения от выполнения требований закона.
Доводы административного ответчика о том, что на территории лесничества «........», расположенного Адрес, на площади ........ га. в наземной зоне, в условиях отсутствия дорог осуществляется авиационное и водное патрулирование территории, не могут повлиять на выводы суда, поскольку наличие пожарных наблюдательных пунктов закреплено на законодательном уровне, а также предусмотрено Лесохозяйственным регламентом, утвержденным Приказом директора Департамента государственной политики и регулирования в сфере охраны окружающей среды и экологической безопасности Минприроды России от Дата.
Что касается сроков устранения нарушений законодательства об охране лесов от пожаров путем строительства и ввода в эксплуатацию 13 пожарных наблюдательных пунктов суд соглашается с доводами представителя административного ответчика.
Пункт 8.8.42 ПОТ РМ 001-97 Правил по охране труда в лесозаготовительном, деревообрабатывающем производствах и при проведении лесохозяйственных работ, утвержденных Постановлением Минтруда РФ от 21.03.1997 года N 15, согласно которого пожарно-наблюдательные пункты (вышки, мачты и др.) должны строиться по типовым проектам, согласованным в установленном порядке. Каждый пункт должен иметь технический паспорт. Построенные пожарно-наблюдательные пункты можно вводить в эксплуатацию только после приемки их комиссией.
В соответствии с п. 2 Устава ФГБУ «Объединенная дирекция государственного природного заповедника «Байкало-Ленский» и Прибайкальского национального парка» является некоммерческой организацией, созданной РФ для выполнение работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий федеральных органов государственной власти.
Финансирование обеспечения деятельности учреждения осуществляется из федерального бюджета на основании сформированного в установленном законодательством РФ государственного задания, а также от безвозмездных поступлений и доходов от приносящей доход деятельности. Финансирование обеспечения выполнения государственного задания осуществляется в виде субсидий из федерального бюджета (п. 58,59 Устава).
По мнению суда, при определении срока устранения нарушений законодательства об охране лесов необходимо учитывать значительный объем работ и затрудненность их выполнения, необходимость подготовки технического задания, формирование государственного заказа для получения финансирования; заключение государственного контракта по строительству вышек; необходимость использования специальной техники, возможность применения которой зависит от состояния грунта и погодных условий; выделения финансирования на строительство указанных вышек, а также, что административному ответчику необходимо осуществить строительство 13 новых вышек, суд полагает возможным установить следующий срока выполнения вышеназванных мероприятий - в течение 18 (восемнадцати) месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
В соответствии со ст. 114 КАС РФ, ст. 333.19, 333.36 НК РФ с административного ответчика в доход федерального бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере ........ рублей.
Руководствуясь ст.175- 180 КАС РФ,
РЕШИЛ:
исковые требования Западно-Байкальского межрайонного прокурора в защиту прав, свобод и интересов неопределенного круга лиц, Российской Федерации к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Объединенная дирекция государственного природного заповедника «Байкало-Ленский» и Прибайкальского национального парка», о признании незаконным бездействий, выраженных в неисполнении обязанности по надлежащему противопожарному обустройству лесничества «Государственный национальный заповедник «Байкало-Ленский» о признании незаконным бездействия по надлежащему противопожарному обустройству лесничества «Государственный природный заповедник «Байкало-Ленский» по строительству пожарных наблюдательных пунктов; об обязании устранить нарушения законодательства об охране лесов от пожаров путем строительства и ввода в эксплуатацию 13 пожарных наблюдательных пунктов в течение одного года с даты вступления судебного решения в законную силу удовлетворить частично.
Признать незаконным бездействие Федерального государственного бюджетного учреждения природного заповедника «Объединенная дирекция государственного природного заповедника «Байкало-Ленский» и Прибайкальского национального парка», выраженное в неисполнении обязанностей по надлежащему противопожарному обустройству лесничества «Государственный природный заповедник «Байкало-Ленский» по строительству пожарных наблюдательных пунктов (вышек, мачт, павильонов и других наблюдательных пунктов).
Обязать Федеральное государственное бюджетное учреждение «Объединенная дирекция государственного природного заповедника «Байкало-Ленский» и Прибайкальского национального парка» осуществить строительство и ввод в эксплуатацию пожарных наблюдательных пунктов (вышек, мачт, павильонов и других наблюдательных пунктов) на территории лесничества «Государственный природный заповедник «Байкало-Ленский» в количестве 13 штук в течение 18 (восемнадцати) месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
В удовлетворении требования в части установления срока в один год для исполнения решения суда, вступившего в законную силу, административному истцу отказать.
Взыскать с Федерального государственного бюджетного учреждения «Объединенная дирекция государственного природного заповедника «Байкало-Ленский» и «Прибайкальского национального парка» в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере ........ рублей.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Иркутский областной суд через Октябрьский районный суд Адрес в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Решение суда в окончательной форме принято Дата.
Судья Е.П. Глебова